Деепричастный оборот суффиксы таблица. Правописание причастий и деепричастий

Тема: Правописание суффиксов причастий и деепричастий.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия и деепричастия.

Задачи урока:

    Образовательная.

    Познакомиться с причастиями и деепричастиями.

    Учиться отличать их от слов других частей речи.

    Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.

    Воспитательная.

    Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи

    Развитие интереса к изучению родного языка.

    Развивающая.

    Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.

    Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий и деепричастий.

Оборудование: доска, конспект урока.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Повторение темы «Причастие как часть речи».

3.Изучение нового материала.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

    Тип (действительное или страдательное);

    Вид (совершенный или несовершенный);

    Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

    Форма (полная или краткая);

    Число (единственное или множественное);

    Род (мужской, женский, средний);

    Падеж .

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный) .

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы

Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет)

Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)

Настоящего времени

-ущ-/-ющ- ;

-ащ-/-ящ-

живущий, играющий, дрожащий

-ом-/-ем-;

-им-

обсуждаемый, направляемый, гонимый

Прошедшего времени

-вш-/-ш-

знавший, танцевавший, замерзший

-нн-/-енн-/-т-

увлеченный, описанный, сбитый

Причастие как член предложения

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

    Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру) ;

    Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек) .

Важно повторить!

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными .
Все остальные глаголы являются непереходными .
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:

брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)

Суффиксы причастий

Действительные

Страдательные

наст.вр.

прош.вр.

наст.вр.

прош.вр.

1 склон.: -ущ-/-ющ-
2 склон.: -ащ-/-ящ-

1 склон.: -ем-/-ом-
2 склон.: -им-

Нн-
-енн-
-т-

Список и правописание суффиксов причастий.

Суффикс

Правила написания суффикса.Исключения и примечания

Дейcтвительные причастия настоящего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью следующих суффиксов:

-ущ-
-ющ-

    Пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (3 л. мн.ч) :

бежать → бег(ут) → бегущ ий,
колоть → кол(ют) → колющ ий,
играть → игра(ют) → играющ ий

-ащ-
-ящ-

    Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (3 л. мн.ч) :

дышать → дыш(ат) → дышащ ий,
клеить → кле(ят) → клеящ ий,
строить → стро(ят) → строящ ийся

    Запомнить:

брезжить → брезжущ ий;
зиждиться → зиждущ ийся;
мучить → мучащ ий, мучающ ий;
мерить → мерящ ий, меряющ ий

Действительные причастия прошедшего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью следующих суффиксов:

    Пишется в глаголах с основой на гласный:

игравш ий (играть),
уставш ий (устать)

    Перед -вш- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола перед суффиксом -ть или в прошедшем времени перед суффиксом - :

надеЯвш ийся (надеЯть ся, надеЯл ся), услышАвший (услышАть), увидЕвший (увидЕть), построИвший (построИть)

    Важно различать:

обессилЕть (потерять силы) → обессилЕвш ий,
обессилИть (лишившийся кого-либо силы) → обессилИвш ий

    Пишется в глаголах с основой на согласный:

нести → нёс → нёсш ий,
вылезти → вылез → вылезш ий

    Некоторые глаголы (вести, обрести) образуют действительное причастие прошедшего времени от основы настоящего или простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени):

обрести → основа буд.вр. обрет(ут) → обретш ий (основа прошедшего в. - обре-л(а));
вести → основа наст.вр. вед(ут)→ ведш ий

Страдательные причастия настоящего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного вида, от основы настоящего времени с помощью суффиксов:

-ем-
-ом-

    причастие образовано от глаголов I спряжения (1 л. мн.ч):

исполнять → исполня(ем) → исполняем ый,
вести → вед(ём) → ведом ый;
рисовать → рису(ем) → рисуем ый

    Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (1 л. мн.ч):

видеть → вид(им) → видим ый,
слышать → слыш(им) → слышим ый

Страдательные причастия прошедшего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-н(н)-

    -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ :

загнать загнанн ый,
просмотреть просмотренн ый,
обсмеять обсмеянн ый

    А, Я, Е сохраняются перед -нн- :
    в неопред.форме -а+ть - а + нн в причастиях:обещАть → обещАнн ый,
    -я+ть - я + нн :высмеЯть → высмеЯнн ый,
    -е+ть - е + нн :обидЕть → обижЕнный.
    Искл. причастия от глаголов на -ровнЯть, -равнЯть: выровнЕнный, уравнЕнный

    В кратких страдательных причастиях (не путать с краткими прилагательными) одна буква Н :

    В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

завязать (что сделать?) → завязанн ый

    Причастие образовано от глаголов с суффиксами -(ир)ова -, -ева - - пишется НН :

маринОВАть → марин-ова-нн ый,
шифрОВАть → шифр-ова-нн ый

-ен(н)-
-ён(н)-

    Пишется, если причастие образовано от глаголов на -ЧЬ , -СТИ (от основ на согласный) и -ИТЬ (в случае с -ИТЬ в причастии суффикс И опускается):

стриЧЬ → стриженн ый,
унеСТИ → унесённ ый,
решИТЬ → решённ ый,
подстрелИТЬ → подстреленн ый

    После шипящих под ударением пишется ё :

решённ ый,
сожённ ый

Задачи решен ы учеником.

    В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

застрелить → застреленн ый,
замесить → замешенн ый.

Искл.: виданный, виденный, слыханный, читанный и др.

    Полное причастие имеет приставку (кроме не- ) - пишется НН :

покрасить → покрашенн ый,
сварить → сваренн ый; недожаренн ый - два Н, т.к. кроме не- есть приставка до-

    Полное причастие имеет зависимое слово - пишется НН :

по крашенн ый (прич., есть приставка) забор → крашенн ый (прич., есть завис. слово) недавно забор
НО: крашен ый (прилагательное) забор.

    если причастие образовано от глаголов с основой на -НУТЬ, -ОТЬ, -ЕРЕТЬ , от односложных глаголов и производных от них:

свернуть → свернут ый,
колоть → колот ый,
запереть → заперт ый,
бить → бит ый

3. Закрепление материала

1.От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий .

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

2.Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

3.Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

4.Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

    Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

    Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.

4.Повторение темы «Деепричастие как часть речи».

Деепричастие как особая форма глагола.


Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,
обозначающая в предложении
добавочное (второстепенное по характеру)
действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.


Как и глаголы, деепричастия бывают:

несовершённого и совершённого вида:

набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

переходными и непереходными:

переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку;

непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

возвратными и невозвратными:

раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
существительных и поясняться наречиями:

согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.


Так же,
как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
выступают в роли
обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.


Помните! Действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное
деепричастием, всегда относятся к одному и тому же лицу или предмету.

Правописание суффиксов деепричастий.

Суффикс

Правила написания суффикса.Исключения и примечания.

Деепричастия совершенного вида

образуются от глаголов совершенного вида от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые обычно совпадают) при помощи суффиксов:

    Глаголы с основой на гласный и -вши :

опусти -ть опусти опусти в
(
опусти вши , опусти -вши -сь);
покраси-ть
покраси - л покраси в ;
еха-ть
еха - л еха в

-вши-вши(сь)

    Глаголы с основой на гласный образуют деепричастия с помощью суффиксов и -вши :

реши -ть реши вши ,
верну -ть верну вши

    -вши (сь) (-ся меняется на -сь ):

наткнулся наткну вши сь

-ши-ши(сь)

    образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный :

истечь истёк (что сделал? - основа прош.времени) истёк ши ;
принести
принёс принёс ши ;
влезть
влез влез ши ;

    От возвратных глаголов возвратные деепричастия образуются с суффиксом -ши (сь) (-ся меняется на -сь ):

запереться заперся запер ши сь

    При несовпадении основ неопределенной формы и формы прошедшего времени глаголов возможно образование деепричастий совершенного вида двух форм:

просохнуть (н.ф.) просохну в ,
просох (пр.в.)
просох ши ;
промокнуть
промокну в , промок промок ши ;
высохнуть
высохну в , высох высох ши ;
окрепнуть
окрепну в , окреп окреп ши ;
замереть
замере в , замер замер ши ;
запереть
запере в, запер запер ши .

    У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются и с помощью суффиксов -в, -вши, -ши (от основы неопр. формы или прош.вр.) , и с помощью суффиксов -А, -Я (от основы будущего времени ) :

увиде в (от увидел) - увид я (от увидят),
услыша
в - услыш а (от услышат),
нахмури
вш и - нахмур я (от нахмурят) ,
принёс
ши - принес я (принесут);
возврати
вши сь - возврат я сь,
настрои
вши сь - настро я сь,
пришед
ши - прид я ,
привед
ши - привед я ,
прости
вши сь - прост я сь;
приобрет
ши - приобрет я;
услыша
в - услыш а .

При существовании двойных форм чаще используются деепричастия с суффиксом -а(-я).

    Иногда деепричастия с суффиксами -в,-вши образуются от глаголов несовершенного вида:

есть е вши , быть бы вши

(деепричастия несовершенного вида).

Деепричастия несовершенного вида

образуются от глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени при помощи суффиксов:

-а-
-я-
-я(сь)

    держ им держ а ,
    крич им крич а ,
    стара ются стара я сь,
    чита ют чита я

    После шипящих употребляется суффикс , в остальных случаях :

дер ж а , см е я сь.

    Если в основе настоящего времени глагола суффикс -ВА выпадает, то деепричастие образуется с суффиксом -ВА :

изда ва ть изда ют изда ва я,
уста
ва ть уста ют уста ва я,
созна
ва ть созна ют созна ва я.

-учи
-ючи

    Деепричастие несовершенного вида от глагола быть имеет суффикс -учи :

буд учи

    Деепричастия от других глаголов с суффиксами -учи (-ючи) используются обычно в фольклорных произведениях, считаются устаревшими:

идти идут ид я , ид учи ;
ехать
едут ед учи ;
жалеть
жалеют жале я , жале ючи ;
играть
играют игра я , игра ючи .

5.Закрепление материала .

1.Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

2. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

3. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

4. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

6.Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание: составить 10 предложений с причастиями и деепричастиями. Выделить суффиксы причастий и деепричастий.

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

Вконтакте

Морфологические особенности

Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, или глаголу.

Причастие

Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).

Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных , имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

Деепричастие

Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь ).

Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

Чем отличаются

В первую очередь, нужно отметить, что не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).

Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  • определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  • частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).

Суффиксы

Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.

Вид Суффиксы Примеры
Совершенный -в, -вши, -ши Бросив, согнувшись, сберёгши
Несовершенный -а (-я); -учи (устаревшие формы) Считая, крадучись

Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.

Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.

Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:

  • заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие);
  • имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие);
  • бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.

Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.

Обратите внимание ! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.

Таблица 3

Таблица 4

Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:

Правописание с НЕ

Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя .

В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например — недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.

Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).

Употребление одной и двух букв «н»

Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:

  • приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость);
  • зависимые слова: пропаренная в духовке;
  • суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный;
  • слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.

В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.

Обособление синтаксически конструкций

Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.

Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот . Приведем существующие в языке правила с примерами.

Причастный оборот

Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:

  • относится к личному : Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
  • стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
  • имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.

Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.

Деепричастный оборот

Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.

Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.

Сравните два предложения:

  1. Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
  2. Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).

В первом случае в предложении присутствует деепричастный оборот. Во втором ‑ выражение «высунув язык» имеет переносное значение. Оно легко заменяется одним словом, наречием «быстро», следовательно, является , который не обособляется.

Распространенные грамматические ошибки

Наиболее частая ошибка — неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:

Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.

Пишущий задал вопрос от слова Тихон, хотя причастие «подчинившийся» поясняет другое слово ‑ «человеком». Правильный вариант звучит так:

Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.

Нередко путают страдательные и действительные причастия:

Среди лотерейных билетов был выигранный.

Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.

При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу . Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.

Добавочное действие, выраженное деепричастием, относится не к герою, который производит действие, а к слову «мировоззрение».

Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.

По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.

Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот — простое объяснение

Причастный оборот

Вывод

Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет. Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное. Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
  • закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
  • закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
  • воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.

Оборудование:

  1. Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
  2. Карточка-информатор (4 варианта).
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
  5. Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.

Эпиграфы:

Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В.Ломоносов

[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.

Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.

В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.

II. Эпиграф.

К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.

(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот. )

III. Составление таблицы.

Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?

(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.

На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).

Отличительные признаки причастия и деепричастия
Грамматические признаки Причастие Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое?

Думающий, сплетенный, рассказавшая

Что делая? Что сделав?

Играя, восхищаясь

2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек Добавочное действие: смотрел, восхищаясь
3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь
4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. Не изменяется
5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись
6. Как образуется (суффиксы)? ащ-ящ (смотрящий);

ущ-ющ (тающий);

вш, ш (строивший, несший)

ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);

енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)

а, я (глядя, слыша)

в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)

7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.

VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.

По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”

Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.

V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.

(на усмотрение учителя)

Подведение итогов урока.

Итог подводится по индивидуальным счетчикам:

26-28 баллов – “5”;

22-25 баллов – “4”;

17-21 балл – “3”.

Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).
Поделиться: