Петров пост: что можно, а что нет, и какие молитвы следует читать? Традиции и правила петрова поста

5 (100%) 14 votes

В воскресенье 3 июня (21 мая ст. ст.), – в Неделю Всех Святых, Церковь совершает заговенье на Петровский пост.

Устав о пище

В Петров пост по вторникам, четвергам и воскресным дням пища с рыбой; в понедельник – горячая пища без масла, в среду же и в пятницу – сухоядение. Если в понедельник, среду и пятницу случится празднество (Пл или Бд), – горячая пища с маслом.

В посте христианин должен исповедаться пред Богом и священником в храме и, если достоин Св. Причастия, причаститься, а к тяжело больным для этого необходимо пригласить священника на дом. Не бывавшие на исповеди лишаются по смерти церковного погребения и заупокойного поминовения.

Душеполезное о посте

Предлагаем несколько назиданий перед постом от читательницы нашего сайта из – инокини Ливии. Подробнее об этом приходе мы рассказали в проекте . В статье использованы фотографии тех мест, предоставленные автором.


Старообрядческий храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

«Постимся постом приятным, благоугодно Господеви. Истинен пост, еже злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотем отлучение, клеветы, лжи, и клятвопреступления. Еже сих умаление, пост есть истинен, и благоприятен.» (Триодь Постная, стихера вечерни, понедельник 1-ой недели поста.)

Книга поучений священноинока Дорофея. (Избранные выдержки).

«…Не откладывай, любимая душа моя, из года в год, из месяца в месяц, из одного времени года в другое, изо дня в день, медля. Иначе вздохнешь сокрушенно и не найдешь сочувствующего… Быстро проходит наша жизнь: словно день один от утра до вечера, все житие наше. И если человек не сокрушит сам себя благочестиво в делании добродетелей, ради того, чтобы соблюсти и исполнить заповеди Господни и отеческое предание, и не претерпит все страдания и искушения, не может спастись. Кто принудит себя отвергнуть удовольствия этой ничтожной и соблазнительной жизни, тот жизнь райскую получит навек. Не делающему же этого никогда не спастись, потому что никто и никогда не восходил на небо, живя прохладно.

Поучение о тринадцати добродетелях

… Первая – вера. Благо – вера без сомнений. Ибо верой и горы передвигают, и все, что хотят, совершают, говорит Господь…

… Вторые – любовь и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги…

… Ибо что такое любовь и милосердие? Это чтобы отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие… Ибо, любовь и милосердие – Сам Бог

…Третья – пост … Разумно умеренный пост – основание, глава и опора всех добродетелей. Умеренный пост – защитник любой добродетели. Умеренный пост – начало подвига и венец воздерживающихся, украшение девства, целомудрия и священства. Мать молитвы, источник мудрости и учитель безмолвия. И крыла легкие подвижникам на бдение, бодрость и молитву. Кто хочет укрепить ум против скверных помышлений, пусть истощит плоть свою постом. Невозможно без поста священнодействовать. Поскольку пост, входя в душу, убивает грех, лежащий в глубине человека.

Велика эта добродетель, пост … Многократно и по-разному восхваляют святые отцы пост, но не чрезмерный. Многие начинают пост и другие трудные дела сверх сил своих. И снова ищут вкусных яств и различных удовольствий для поддержания тела. И поступают как тот, кто, строя, снова разрушает. А кто установит себе меру, сколько употреблять в день скуднейшей пищи, тот получит великое приобретение, ибо ничто не может сравниться с умеренностью во всех подвигах.

Если плоть буйствует по молодости, твердо воздерживайся. Если же ослабела, ешь вдоволь. Не смотри на других подвижников: много ли кто или мало постится, соблюдает ли какую иную добродетель и трудится ли? Посмотри лучше на свою слабость и силу, и рассуди, сколько сумеешь вместить. Ибо собственная совесть для каждого – внутренняя мера и учитель.

Невозможно всем исполнять одно и то же правило и выдерживать одинаковые подвиги. Некоторые люди сильные, а другие слабые. Одни как железо, другие как медь, а некоторые – как воск. И, хорошо испытав себя, держись все время одного. Кроме суббот, воскресений и Господских праздников…

… Имеет пост четыре степени. Одно дело пост, другое – воздержание, одно – достаточное питание, и другое – сытость. Пост для чрева – это не прикасаться ни к чему: ни к еде, ни к питью весь день до вечера. Не иметь никакого завтрака, в полдень не есть и не пить; и не ужинать. И воду не пить никогда, кроме обеда, разве что по великой нужде или по слабости. (Т.е. по древним иноческим правилам на постные дни полагалась однократная обеденная трапеза, приходившаяся на девятый час по церковному исчислению, что соответствует, в обычном временном расчете, трем часам по полудни). Попить воды один раз после обеденной трапезы, и то при сильной жажде. Есть подвижники, сильные и способные, которые и два, и три дня не едят. Это и называется постом.

А воздержание чрева – это коснуться чего-либо, но мало, и воздержаться: поев, чувствовать голод, и попив – жажду, и оставлять место во чреве Духу Святому. Это и есть часть Христова, которую подают нищим в виде милостыни от избытка чрева своего. Чтобы дышало чрево легко и свободно, и чтобы без тяготы и напряжения совершать, не сокращая, ночное правило. Ибо сытое чрево не способно к бдению и ночным молитвам.

Довольство же чреву – это оставлять легкое чувство голода и жажды.
А сытость для чрева – это не голодать и не жаждать. Однако есть и пить по мирскому обычаю, уже насытясь, – значит, приравниваться и уподобляться скотам. Неработающий человек способен научиться воздержанию и привыкнуть понемногу к умеренности и взвешенности, так что сможет довольствоваться и одной просвирою.

Воздержание и недоедание, голод и жажда во чреве – это место Христово, иначе говоря, место Духу Святому. Насколько человек воздерживается, недоедает и голодает, настолько и распространяется внутри его благодать, и Дух Святой пребывает в нем…

Не от многоядения и долгого сна растет тело, а по Божьему промыслу. Умеренно есть и спать полезно для здоровья. Те люди, которые постятся, воздерживаются и мало едят, бывают очень легки и бодры. А те, которые объедаются – очень толсты, тяжелы и сонливы бывают, а часто и слабы. И звери дикие, и птицы пернатые, которые едят мало, очень легки и бодры. А те, у которых обильное питание, крайне ленивы, толсты и сонливы…

…О человек, если не будешь воздерживаться и голодать, девства сохранить не сможешь, и блуда не избежишь… Потому царицей всех греховных страстей и виновницей всего злого называются утроба и сребролюбие, что порождают они всякие вожделения и прихоти… Отгоняют тягота и пресыщение от человека духовные дары и Духу Святому не оставляет места на вселение, отступает от человека Дух Святый…

…Если удержим чрево свое от пресыщения, братья, войдем в Царство Небесное. Ибо воздержание – греха истребление, страстей удаление, жизни духовной начало и вечных благ ходатай. И, как дышать, необходимо нам по силам поститься. И в немощи телесной и нищете духовной, как со львом и лютым змеем, бороться с сатаною. Кто обуздывает чрево свое, тот не нарушает райского пребывания, ибо радостно и легко спасается и бывает жителем Рая… Ибо ничто не спасает так, как строгое воздержание, которым достигнем совершенства и спасемся. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.»

«Колесница огненная прият Илию чуднаго, постом вооружена, Моисея показа зрителя неизглаголанным, и мы сего приимше, узрим Христа.» «Сытость возненавидевши страстей, напитайся добрых сладостию, и усладися паче еже от поста пищею, горести сластей уклоняющеся, смиренная душе моя, и спасешися во веки». «Постный день отложение греха да будет ти душе, и к Богу обращение вкупе и присвоение, яко да убежиши злобныя пропасти, и единыя пути возлюбиши, ведущия ко оному покою».
(Триодь Постная, тропари из трипеснеца на утрени понедельника первой недели поста).

Апостольский (Петров) пост входит в число основных среди церковных «долгих» постов (вместе с такими как Успенский пост и Великий пост). Основной целью этих постов считается подготовка человека к встрече праздников. К тому же как и любой из постов, Апостольский пост способствует обновлению и преображению внутренней составляющей человека (души). Традиции поста появились еще у древних христиан, это помогало людям лучше ощутить величие праздников. Название Петрова поста идет от первоверховных святых апостолов Петра и Павла , данным постом люди следуют их примеру.

История возникновения Петрова поста

Впервые о посте упоминалось еще в III веке. В «Апостольском Предании» сказано что пост идет по прошествии недели от троицы (ранее Апостольский пост имел название Пятидесятница именно по этой причине). Как и любой из постов, данный пост выполняет функцию компенсатора: ведь если человеческую плоть не обрабатывать непрестанно, то на ней могут взрасти сорняки, а из них выйдут худые плоды. Пост был установлен по примеру святых апостолов Павла и Петра, они восприняв Святого Духа в Пятидесятницу (Троицу) молитвой и постом готовились ко всемирной Евангельской проповеди, подобно Господу.

Также о Петровом посте упоминается при постройке Рима (тогда еще находившимся в Православии) и Константинопольских церквях. Даже освящение Константинопольского храма произвели именно в день памяти святых первоверховных апостолов, которые стали мучениками 29 июня (12 июля по новому стилю).

Продолжительность Апостольского поста

Длительность Петрова поста имеет зависимость от времени праздника Святой Пасхи. По традиции поститься начинают по прошествии семи дней от Троицы, а завершение поста происходит 28 июня по старому стилю. Однако если день памяти выпадает на среду или пятницу то пост соблюдается и в праздник. Самая высокая длительность Апостольского поста это — шесть недель, самая короткая — 8 дней. В своде законов Православной Церкви всем православным предписывается обязательный пост за семь и больше дней до дня почтения памяти святых апостолов Павла и Петра, непостящиеся отлучаются от общества христиан.

Разрешенная пища в Петров пост

Апостольский пост менее строг в ограничении пищи если сравнивать с Четыредесятницей. Из доступной для поглощения пищи производится исключение всех продуктов имеющих животное происхождение (мясная и молочная продукция). Разрешается употребление растительных продуктов, рыбы и вина. В среду и пятницу мирянам нельзя употреблять растительное масло и различную рыбу. Также в среду и пятницу возбраняется пить вино (на монашествующих данный запрет действует и в понедельник). Рыба разрешена к употреблению также в каждую субботу и воскресенье, в Апостольский пост, и в дни почтения памяти первоверховных святых апостолов.

Давным давно один мудрец произвел сравнение души человека с музыкантом, плоти с инструментом. Ведь если инструменту нанести какой-либо вред, то музыкант при всем старании не сможет издать на этом инструменте хороших звуков. Также и с музыкантом, если он заболеет то инструмент будет молчать, ибо на нем никто не сможет играть. Конечно это всего лишь метафора. Однако в здравом теле душа будет петь и славословить Бога, ведь вместе тело и душа представляют собой единое — личность человека.

Жизнь христианина, без наличия подвига не имеет никакого смысла. Пост является одним из таких подвигов, ведь человек одерживает победу над самим собой. Благодаря посту, тело преобразовывается в инструмент, который четко улавливает и выполняет все движения души (музыканта). Если выражаться образно, пост превращает африканский барабан в изысканную скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию сил внутри человека, и подчиняет сложную душевную организацию для высших духовных целей.

Молитвы в Апостольский пост

Пост является временем сугубой молитвы и особых подвигов. Ведь иногда в повседневной суете состоящей из житейских попечений, мы можем потерять особое молитвенное состояние, и начать молиться просто так, механически. Порой из-за усталости мы делаем послабления в утренних и вечерних правилах молитвы . В эти моменты чаще всего нами двигают пренебрежение и лень.

Пост является именно тем временем когда пренебрежение и лень следует отодвинуть далеко в сторону. Не только борьба с ленью и пренебрежением должна происходить во время поста. Также следует навести порядок в нашей молитве и самой жизни. Сделать молитву более открытой и честной, более выверенной, и тогда молитва станет отличным средством для еще более сильного подвига.

Откуда взять время на это? Времени у нас предостаточно, просто стоит во время поста отказаться от просмотра большинства телепередач и фильмов, свести к минимуму общение с чужими людьми, и тогда время обязательно появится.

Не стоит производить пост и молитвы «механически». Следует помнить что время поста это — время малого подвига. Совершенный вами подвиг, поможет подготовиться к другому более сложному.

Молитва перед вкушением пищи

Отче наш , Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.

Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.

5 (100%). Всего проголосовало: 1

Накануне Дня святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла православные верующие соблюдают Петровский пост. Он начинается через неделю после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) и продолжается от 8 до 42 дней. В 2019 году Перовский пост соблюдают с 24 июня по 11 июля.

Святые Петр и Павел стали символом чистоты, искренней веры и ревностного служения Богу. Истории их жизненного пути значительно различаются, но их служение Христу и принятие мученичества объединило апостолов.

Согласно преданию, они умерли в один день либо с разницей ровно в один год. Дату празднования Дня памяти Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, состоявшемся 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.

Петровский пост установлен в память о том, как постились апостолы перед тем, как начать проповедовать христианство разным народам. Известно, что христиане соблюдали его с IV века.

В эти дни не употребляют скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), но можно есть рыбу и добавлять в блюда растительное масло. Воздержание в питании в дни Петрова поста очищает тело, а каждодневная молитва – душу.

Молитвы в Петров пост на каждый день

Молитва перед вкушением пищи :
«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

После вкушения :
«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Приведем другие молитвы читаемые в течение Петровского поста. Их можно читать как утром, так и вечером – стоя, обратившись лицом к иконе и совершая крестное знамение в начале и конце молитвы.

Кондак, глас 2-й
«Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная».

Величание
«Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия».

Какие ещё молитвы читают во время Петрова поста? Мы приведем те из них, что обращены к апостолам Петру и Павлу. К ним верующие обращаются в сложных жизненных ситуациях, просят утвердить их в вере, исцелить от различных заболеваний, ниспослать удачу в различных начинаниях.

Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Кондак 1
«Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Икос 1
«Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Еще одна молитва на Петровский пост звучит так:
«О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».

Какие еще молитвы читать в Петров пост дома?

«О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».

Приведем слова других молитв в Петровский пост:

«О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: - ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь».

«Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь».

Будем надеяться, что, зная, какие молитвы нужно читать дома на протяжении Петровского поста, вы проведете эти дни в соответствии с православными традициями.

27 июня начинается Апостольский, или Петров пост. Он соблюдается в память о святых апостолах, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Петр и Павел

Почему апостолы Пётр и Павел так часто упоминаются вместе? Если обратиться к библейским текстам, то можно видеть, что это были люди разных характеров, у них были разногласия и даже конфликты. Тем не менее, на многих иконах они стоят рядом, на некоторых даже обнимаются. В чём смысл такого объединения?
Пётр и Павел были двумя из трёх любимых учеников Христа. Их обоих объединяла вера в Христа. В отношении Петра – это была вера с непростым развитием, с отречениями и озарениями. Апостол Петр был первым, кто вышел на проповедь Христа и Евангелия после сошествия Святого Духа на апостолов. После его пламенной речи в день Пятидесятницы, которую сохранила для нас книга Деяний Апостольских, ко Христу обратилось три тысячи человек. Известно, что Петр проповедовал воскресшего Христа иудеям по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Испании, Британии, Риме и Карфагене. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. Среди книг Нового Завета есть и два его соборных послания. Апостол Петр окончил земную жизнь в Риме, где принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.
Духовный путь Павла сходен с путём Петра в том отношении, что к нему приятие христовой веры также пришло через откровение. Павел-Савл был ревностным сторонником фарисейства и гонителем христианства, но был ослеплен Светом Божьим и прозрел во время крещения.
Объединение Петра и Павла – символ, несущий в себе глубокий смысл. Все люди разные, каждого терзают страсти и сомнения, но в Вере мы все едины.

Молитвы

Пост – это не только и не столько период ограничения себя в еде, сколько время смирения и чтения молитв. Какие молитвы следует знать в Петров пост?
Перед вкушением:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
После вкушения:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Тайная молитва перед вкушением для неумеренных в питании:
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Продолжительность

Петров пост не имеет конкретной продолжительности. В разные годы его прожолжительность может сотсавлять от 8 до 42 дней. Начинается Петров пост через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла - 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Петров пост был установлен также и для того, чтобы те, кто не мог поститься в Великий пост смогли подготовить себя к празднованию дня апостолов после Троицкого разговения.

Смысл поста

Петровский пост, как и другие постные дни календарного года, установлен не для изнурения и измождения плоти, а для достойного приготовления к празднику. Радость христианина не в довольстве сытой плоти. Подлинная радость в человеке рождается только от полноценной духовной жизни, когда каждый прожитый день приближает человека к Богу. Главный смысл установленного Церковью поста заключается в том, чтобы человек научился подчинять свое тело духу, низшие потребности - высшим. Евангелие повествует, как однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был бесноватым. Этот человек уже просил помощи у учеников Господа, но они не смогли исцелить его сына. Выслушав несчастного отца, Сын Божий исцелил отрока. И когда ученики спросили Иисуса Христа, почему они не могли освободить больного от злого духа, Господь ответил им: «Духа злобы можно изгнать только молитвой и постом».

Рацион поста

Чтобы уточнить рацион Петрова поста, обратимся к Домострою: «На Петровский пост к столу еду подают: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, сушеную рыбу - лососину, белорыбицу, осетрину, спинки стерляжьи и визигу белужью, спинку белорыбицы на пару, уху щучью с шафраном, запеченных окуней, векошники из плотиц, уху из пескарей, из лещей, из карасей, тавранчук осетровый да тавранчук стерляжий. Из заливных: белорыбица свежая, стерлядь свежая, стерлядь свежепросоленная, осетрина свежая, осетрина соленая, щучина свежепросоленная, щучья голова с чесноком, гольцы, стерлядь вяленая, осетрина шехонская, осетрина косячная, грибы вареные, печеные и сушеные, щи, караси, раки».

Как видно из перечисленных блюд, это меню не очень строгого поста. В этом Петровский пост сравним с постом Рождественским. Он выпадает на период летних сельскохозяйственных работ, поэтому основными продуктами наряду с крупами и овощами являются елей и рыба. Исключения, как и всегда, составляют среда и пятница, которые проводят строго.

Прием алкоголя не возбраняется (он производится из растений), но церковь рекомендует избегать излишеств.

Петровка-голодовка

Во время Петрова поста полагается копить сливочное масло, творог, молоко и яйца. В народе укрепилось мнение, что этот пост бабы выпросили у Бога для того, чтобы можно было прикопить маслица к Петрову дню.
Одна из пословиц гласит: «Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка».
Голодным Петровский пост считали потому, что в этот период нет еще ни овощей нового урожая, ни злаков, ни грибов, а соленья уже подошли к концу, да и запасы редьки, картофеля, моркови, свеклы, капусты уже на исходе.
В дни апостольского поста готовили, как правило, блюда и напитки из тех ранних овощей, зелени и ягод, которые поспевали на огородах и в лесу, - зеленого лука, щавеля, шпината, ревеня, редиса, черники, земляники, шампиньонов и др. Широко использовали также дикорастущие травы: крапиву, лебеду, сныть, одуванчик.

По примеру апостолов

Начало Петровского поста идет с глубокой древности, он заповедуется уже в апостольских постановлениях. Наиболее часто начинает упоминаться с IV века. В народе это время называется Петровками, раньше Петров пост назывался постом Пятидесятницы.Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста, “пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились”. Петров пост позволяет верующим уподобиться апостолам, следовать их примеру и помнить о той значимой миссии, которая возлагается на каждого, кто принял Веру Христову.

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Поделиться: