Что такое самостоятельность

Здравствуйте, дорогие читатели и гости!

Часто от родителей можно услышать, что их ребёнок совсем не умеет играть один, занимать себя, не хочет делать какую-либо работу по дому. Придя с работы, мама может увидеть гору посуды, разбросанные вещи и невыполненное задание. Объяснения, как правило, добиться не получается.

Дошкольники в свою очередь закатывают истерики от скуки, не оставляют маму ни на минуту, всё время чего-то ожидая и требуя. Если подобные ситуации вам знакомы, то, скорее всего ваш ребёнок просто не самостоятельный. Как ребёнка научить самостоятельности и можно ли это сделать?

Постараемся ответить на эти вопросы и дать основные рекомендации родителям, которые помогут воспитать в ребёнке эту важную черту характера.

Что значит быть самостоятельным?

Для начала родителям нужно разобраться, что же значит понятие – самостоятельный ребёнок. Наверное, многим знакома ситуация, когда маме нужно убраться, приготовить обед, отдохнуть немного и в этот момент она пытается «отвязаться» от малыша, чтобы он не мешал. Получив решительный протест, мама сетует на несамостоятельность ребёнка и его неумение заняться чем-то одному.

Но самостоятельность — это не одиночество, то есть самостоятельный малыш – это не ребёнок, который играет один в своей комнате. Это человек, который может делать что-то сам. Задача родителей не заставить , а показать, что он может делать это сам. Тогда даже находясь рядом с мамой он не будет отвлекать её от личных дел.

Когда начинать?

Если говорить о том, когда приступать к воспитанию самостоятельности, то, конечно, чем раньше, тем лучше. Для ребёнка это не будет неожиданностью, он воспримет самостоятельность, как привычное и естественное действие.

С подростком этой лёгкости добиться будет очень сложно, придётся потратить немало сил, времени и терпения. Ведь раньше посуда мылась сама, одежда уже была выстирана и приготовлена, обед подан сразу на стол – это удобно, вряд ли какой-то человек спокойно согласиться отказаться от комфорта, тем более в период переходного возраста.

Ключевым моментом в развитии самостоятельности в любом возрасте становится терпение и настойчивость родителей.

Именно от спешки и нехватки времени маме легче сделать самой и не вовлекать своё чадо в домашние дела. Но, чтобы в будущем не столкнуться с такими проблемами как: неуверенность, капризность, безынициативность, зависимость от чужого мнения, постоянного поиска одобрения и утешения, причём не всегда от родителей, часто в этой роли может выступить плохая компания, взрослым нужно пересматривать своё поведение.


Волшебного метода не существует, но придерживаясь некоторых действенных советов, можно не допустить ошибок или скорректировать поведение ребёнка.

Самостоятельность позволит ему быть активным, уверенным, поможет получать знания, убережёт от пагубного влияния и научит делать выбор.

Конечно, нельзя не отметить и свободное время, которое появится у мамы, если её малыш может спокойно заняться игрой или сам приготовит себе бутерброд после школы.

Итак, начать воспитание самостоятельности лучше раньше, но ориентируясь на собственного ребёнка.

  • Не давайте готовых ответов , показывайте и мотивируйте к нахождению пути достижения цели. Иногда полезно оставить ребёнка в покое и дать ему самому попробовать сделать что-то. Конечно, намного проще, а порой и безопаснее маме решить все задачи, но в этом случае вы обрекаете сына или дочь на полную зависимость от вас.

Например, карапуз тянется за игрушкой, маме в этот момент нужно дать ему возможность это сделать самому, возможно именно сейчас он впервые перевернётся или поползёт.

Подросток хочет научиться готовить простое блюдо, дайте ему эту возможность. Чтобы помочь, не вмешиваясь, дайте поварскую книгу с проверенными рецептами, но не нужно сидеть и контролировать, говорить под руку, что вы бы сделали по-другому, а тем более делать за него.

Даже если он что-то разобьёт или еда пригорит – это не так страшно, как абсолютная неприспособленность к жизни.

К этому же пункту можно отнести создание условий. Подразумевается личное пространство или комната, где полки, стол, шкаф, игрушки легкодоступны. Малыш сможет подходить и брать то, что ему нужно самостоятельно. Для этого отличным вариантом является

  • Вовлекайте в процесс . Знакома ли вам ситуация, когда мама начинает уборку, а чтобы непоседа не вертелся под ногами, ему вручают телефон, выпроваживают на улицу, включают мультики.


Если да, то пора менять манеру поведения. Чтобы в будущем вам не приходилось напоминать, подталкивать, делать что-то за ребёнка. Малыши очень любознательны, они любят повторять за взрослыми и легко идут на контакт с мамой.

Этим стоит воспользоваться во благо – вытираете пыль, предложите крохе тряпочку и покажите, как ею пользоваться. Пусть протрёт игрушки, книжки, свой стол, это станет его личной обязанностью по дому и каждый раз, когда мама начинает уборку, малыш будет вспоминать об этом, но действовать уже по своей инициативе.

  • Поощрение . Поощрять желание быть самостоятельным обязательно. Хвалите за собранные игрушки, попытки сходить на горшок и вымыть его. В этом вопросе почти нет мелочей, ведь у взрослого и ребёнка разное понимание значимости.

Кроха только учится застегивать пуговицы, есть ложкой и для него это настоящее испытание, поэтому даже если не получается с первого раза, нужно поощрять саму попытку. А навык оттачивается практикой.

Самостоятельность – это умение совершать какие-либо действия и находить решения самому. Роль родителей в развитии этого качества велика, важно чувствовать грань между созданием безопасных условий, заботой о жизни малыша и запрещением попыток проявить себя.

При грамотном подходе ваш кроха вырастет самостоятельной личностью, и не будет зависеть от чужого мнения или сложившихся обстоятельств.

До новых встреч!

Пишите комментарии, как вы приучаете своего малыша к самостоятельным поступкам.

Главный признак самостоятельности – способность принимать взвешенные решения и нести ответственность за из последствия. Паспортные данные далеко не всегда соответствуют уровню личностной зрелости человека. Учитесь полагаться на собственные силы.

Это раньше самостоятельный человек был синоним к взрослому. Сейчас, когда мальчики уже практически не уходят в армию, а девочки не обременены домашним хозяйством, встретить по-настоящему самостоятельного человека сложно.

Хорошо это или плохо? Ответить на этот вопрос можно в дипломатическом стиле, не сказав ни да, ни нет. Потому что, плюсы, как и минусы наблюдаются до поры до времени.

Поэтому не стоит в погони за самостоятельностью сметать все на своем пути, но все-же по возможности старайтесь оторваться от маминой юбки как можно раньше.

Какими же чертами обладает самостоятельный человек? Прежде всего, самостоятельность включает в себе понятие самодостаточности, когда человек может сам себя обеспечить.

Также она подразумевает ответственность за других, более слабых людей. Такие люди всегда готовы подставить свое сильное плечо в трудную минуту. Ведь они не понаслышке знают, как тяжело бывает порой. Какие трудности кроет в себе самостоятельная жизнь.

Конечно, самостоятельные люди никогда не выставляют на показ свои достижение в этом плане. Не стоит путать юношеские бунтарские проявления с самостоятельностью. Что хочет бунтарь? Показать, что он уже взрослый, заставить остальных считаться со своим не всегда правильным мнением.

Тем самим тинэйджер только выставляет себя на посмешище. Помните, что признаком самостоятельности скорее станет рассудительность и ответственность за свои поступки, а не показное хамское отношение и грубость. Наверное, вам кажется, что эти вещи никак не вяжутся вместе. Но это совсем не так.

Научившись принимать решение, видеть, что стоит за тем или иным поступком. Вы стане более ответственно смотреть на свои поступки. Также сможете определить, что такое хорошо, а что такое плохо. Тем самым показав, что вы готовы к самостоятельной жизни, поскольку знаете ответ на главные вопросы, умеете разбираться в вещах и не поддаетесь пагубному влиянию со стороны.

Поверьте, научится обладать такими чертами вполне реально. Просто нужно пересмотреть свое поведение. Скорее всего вы отдаете себе отчет, где вы (а может быть сердобольная мама) перегибаете палку. Нужно приучить себя в одиночку справляться с проблемами.

А не бежать из-за каждого недоразумения или конфликта плакаться. Конечно, речь не идет о действительно серьезных проблемах, где на кон поставлена жизнь и здоровье человека. Но все-же, знайте грани допустимого.

И на последок откроем маленькую тайну. Чтобы стать самостоятельным, нужно взять под свою опеку кого-то, кто нуждается в вашей опеке. Заведите себе маленького щенка. Ежедневная забота о нем. Слежение, чтобы он не был голодным. Был по возрасту привит от болезней. Гулял на улице. Не прыгал грязным на постель. Все это поможет научиться быть самостоятельным гораздо быстрее, чем долгие тренинги.

К слову, домашний питомец отлично поможет как взрослым, так и детям. Стремление стать самостоятельным – это первый шаг на пути к успеху. Не отступайте от своей цели. Не сдавайтесь под гнетом общественности в лице близких и знакомых. Ваши родственники просто не хотят отпускать вас с домашнего уютного гнездышка, они по-своему проявляют заботу о вас.

Решив стать самостоятельным не рубите с плеча. Постарайтесь найти «золотую середину», когда никто не будет ограничивать вашу личную свободу, но в тоже время вы будете находиться в достаточно близком контакте с другими людьми. Взаимодействие с другими помогают нам еще больше почувствовать, что вы чего-то научились. Пусть похвала с их уст станет для вас лучшей наградой.

К слову, заслужить ее очень просто. Нужно придумать и сделать что-то приятное и одновременно неожиданное. То, что вам не характерно. Например, если перед выходом в школу вы никогда не застилали постель, то сделайте это своей привычкой. Да и вам же самим будет приятней возвращаться домой в прибранную утром комнату, и ваши родители заметят, что вы выросли.

Самостоятельный человек не только делает то, что хочет. Он также имеет некоторые обязательства перед семьей, обществом. Подумайте, что можете сделать вы. Быть может вы возьмете на себя обязанность мыть посуду после ужина?

Или посчитаете правильным хорошо учится, ежедневно ходить на работу? Помогать ухаживать за младшей сестренкой? выбор широк. И за что бы вы не взяли, это будет просто замечательным решением. Оно поможет вам приобрести самостоятельность и уважение от других людей.

Все люди, взрослея, приобретают какой-либо жизненный опыт, а вместе с ним и определенные черты характера. Одной из таких является самостоятельность. Это важное качество, которое необходимо в жизни каждому человеку.

Самостоятельность – это умение принимать решения без постороннего вмешательства, здраво оценивать положительные и отрицательные стороны какого-либо вопроса, и на основе этого делать вывод, как поступить. Самостоятельность подразумевает, что человек сам ставит для себя определенные цели и сам их достигает. Это свойство начинает проявляться в раннем возрасте, когда у ребенка появляется желание сделать что-то самому. Это естественная человеческая потребность. Очень важно давать детям проявить инициативу, чтобы не отбить желание делать что-то самим в будущем.

Быть самостоятельным – не значит отказываться от посторонней помощи, это значит уметь выбрать для себя верный жизненный путь, иметь свою точку зрения, уметь постоять за свои интересы. Человека, обладающим этим качеством, можно назвать по-настоящему взрослым, ведь это единственно верный критерий оценки формирования личности.

Примером проявления самостоятельности может служить главный герой рассказа «Уроки французского». У него не было средств к существованию в чужом городе и без родных, поэтому он решил играть на деньги чтобы хоть что-то заработать для себя. Он понимал, что его мать не может отправлять больше, и он не хотел обременять ее сообщением о том, что живется ему там очень трудно. Именно поэтому он принял это решение, а впоследствии и ответил за свой выбор. Это характеризует его как самостоятельного человека.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина обличает героев произведения в неумении жить без посторонней помощи. Оказавшись на острове, они не могли сделать абсолютно ничего для своего выживания, потому что ничему не учились и ничего не знали. Им пришлось найти мужика для того, чтобы он их обслуживал. Генералы являются олицетворением дворянства, полностью зависевшего от крепостных. Они выступают антипримером самодостаточности и самостоятельности.

Чтобы стать успешным и счастливым человеком, не стоит делать то, что считают нужным другие люди, нужно уметь думать самому, многому учиться и быть ответственным за свои решения. Очень важно воспитывать в себе самостоятельность, ведь будущее каждого человека находится в его же руках.

Вариант 2

Чем старше взрослее становится человек, тем самостоятельнее. И это понятно. Новорожденный не может быть самостоятельным потому что еще ничего не умеет ему надо всему учится, а научившись люди стремятся отделиться и стараются действовать по своему разумению. Та что же все-таки самостоятельность? Поступать только так как требует твое «Я» или прислушиваться к окружающим? Вопросы интересные, стоит над этим подумать.

Со временем человек не только получает навыки выполнять определенную работу, но должен это делать без напоминания и вовремя.

Маленький ребенок может сам одеваться, кушать, убирать игрушки, но все это после напоминания взрослых. Подрастая это уже надо делать самому, потому что появляются более сложные дела и, если не освоит азы будет сложно осваивать новое. И не потому что понадобятся какие-то суперзнания, а потому что эта работа ежедневная и постоянная.

Сколько бы человек не говорил о самостоятельности, но, если он не может выполнить без напоминания работу ни о какой самостоятельности речи не может быть. Чем старше человек, тем больше таких дел появляется. Помыть обувь и приготовить на завтра костюм для учебы. Выучить уроки, помочь родителям по хозяйству или просто видя, что мама не успевает сделать за нее посильную работу. Вот это и будет самостоятельность. Да, это сложно, но в конечном итоге появится уверенность в себе, а также уважение со стороны взрослых. Ради этого стоит стараться, чтобы потом было легче становиться личностью и завоевывать признательность начальства на работе и быстрее двигаться по карьерной личности.

Самостоятельный человек никогда не позволит себе поступать вопреки желаниям своих близких, сперва свои действия он согласует с родителями, в случае необходимости докажет свою точу зрения, почему надо поступать так, а не иначе. Для некоторых самостоятельность это позднее возвращения домой, непослушание, желание делать все наоборот.

Только научившись всему и соблюдая правила общежития и уважая своих близких можно с уверенностью сказать, что человек стал самостоятельным. Ведь одеваться, кушать, убирать за собой можно научить и обезьяну, но трезво мыслить может только человек.

Сочинение про Самостоятельность

Самостоятельность – важное качество личности человека. Это навык самообслуживания, например: приготовить себе еду, убрать за собой, постирать свои вещи, навести порядок в доме. Уметь принимать решения самому, отвечать за свои слова и поступки.

К сожалению, не каждого человека можно назвать самостоятельным. Зачастую, родители неправильно воспитывают детей, отбивая у них это качество. Например, одному моему знакомому, когда он приходит со школы, мама всегда накрывает на стол, чтобы он поел. Накладывает суп, нарезает хлеб, наливает и приносит чай. Это конечно хорошо, что мама о нём заботится. Но этому парню никогда не приходилось делать это самому, а это плохо. Его мама просто не научила его. Она всё время пресекала любые его попытки сделать что-либо: «Не трогай нож, я сама нарежу», «Я сама солью воду с макарон, а то обожжёшься!» и тому подобное. Со временем он привык, что ему всегда, приносят всё красиво разложенное по тарелочкам. Однажды, когда я был у него в гостях, а его родители на работе, мы захотели выпить чаю. Представьте себе, он не знал где находятся кружки и ложки! Он долго искал сахар и чай, не мог ровно нарезать хлеб! Я конечно очень удивился. Уже давно пора было, научиться таким простым вещам.

Если честно, я горжусь своей самостоятельностью. Я благодарен родителям за то, что они научили меня этому. Недавно мне исполнилось четырнадцать лет и пришло время получать паспорт. Я сам, ходил и собирал все необходимые документы, фотографировался, сидел в очередях и общался с работниками паспортного стола. И многие удивлялись тому, что я пришёл без мамы или папы. Так же и мои одноклассники рассказывают, что всю эту процедуру сделали за них родители. Я считаю это – неправильно. Каждый должен быть самостоятельнее, ведь это поможет в будущем. Уже совсем скоро, мы все поедем учиться, в другие города. Там некому будет делать всё за нас.

Самостоятельность – это также, помогать другим. Например, помочь маме помыть посуду, сходить в магазин за продуктами или пропылесосить. Важно сделать это без маминых подсказок или просьб. Просто заметить, что ей нужна помощь. И тогда она будет знать, что воспитала самостоятельного и уже почти взрослого человека. Если человек не умеет обслуживать себя, не умеет постоять за себя или принять какое-либо решение сам, то ему придётся трудно. Да и приятнее сделать что-то самому, а не ждать, когда тебе всё преподнесут.

9 класс, 15.3. ОГЭ

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое Доблесть? рассуждение 15.3

    Практически все люди хоть раз в жизнь слышали выражение «доблестный рыцарь», «доблестный человек» и подобные. Однако, далеко не все знают, что такое доблесть. Многие доблесть путают со смелостью

  • Образ и характеристика Левши в рассказе Лескова 6 класс сочинение

    Левша – это прототип простого русского народа с широкой душой и богатым внутренним миром, но без возможности получить достойную награду за свой творческий труд. Главный герой произведения Лескова для большинства был человеком

  • Тема судьбы в творчестве Пушкина (в произведениях, в лирике)

    Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.

  • Анализ рассказа Круг Набокова

    В рассказе Владимира Набокова «Круг» явно ощущается круговорот жизни. Воспоминания главного героя Иннокентия проплывают вокруг него по кругу, возвращают в прошлое. Набоков мастерски передает чувства героя, его страстное желание попасть в высшее общество.

  • Сочинение Портретный очерк (мамы, подруги)

    Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени.

Когда мы самостоятельны, то используем благословения и способности, которые Бог дал нам, чтобы заботиться о себе и своей семье и решать свои собственные проблемы. Становясь самостоятельными, мы также сможем лучше служить другим людям и заботиться о них. Господь хочет, чтобы мы становились самостоятельными и в духовном, и в мирском отношении.

Готовьтесь духовно

Что самостоятельность значит лично для вас? Как ваша самостоятельность благословила вас и вашу семью?

Почему молодым мужчинам необходимо научиться самостоятельности? Какие влияния могут удерживать их от того, чтобы стать более самостоятельными? Как самостоятельность поможет им пройти трудные времена? Как она благословит их будущие семьи?

Изучая эти отрывки из Священных Писаний и другие материалы, ищите руководства Духа, чтобы осознать, как учить молодых мужчин важности обретения самостоятельности.

От Матфея 25:1–13 (притча о десяти девах)

От Луки 2:52 (Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков)

1-е к Тимофею 5:8 (мужчины должны обеспечивать себя)

Обучать по примеру Спасителя

Спаситель доверял Своим ученикам, готовил их и дал им важные обязанности обучать, благословлять и служить. Его задача состояла в том, чтобы помогать им обратиться в веру и укрепиться через служение людям. Помогите молодым мужчинам увидеть, что их послушание и служение поможет им подготовиться к тому, чтобы стать самостоятельными.

Позволяйте молодым мужчинам руководить

Член президентства кворума (или помощник епископа в кворуме священников) ведет собрание кворума. Он руководит молодыми мужчинами в ходе совместного обсуждения дел кворума, обучает их обязанностям священства (из Священных Писаний и брошюры ), призывает их делиться своим опытом выполнения долга перед Богом и приглашает консультанта или другого члена кворума провести Евангельский урок. Он может подготовиться, заполнив во время собрания президентства.

Начните обучение

Выберите часть этих идей или придумайте собственные, чтобы провести обзор урока прошлой недели и представить урок этой недели:

  • Предлагайте молодым мужчинам рассказывать, обучать и свидетельствовать об опыте, полученном в результате применения того, что они узнали на прошлом уроке.
  • Напишите на доске слово «самостоятельность» и спросите молодых мужчин, что, по их мнению, значит быть самостоятельным. Дайте им время на обдумывание ответа. Прочитайте с кворумом статью « » на странице 94 справочника Верой сильны. Что они добавят к своим определениям самостоятельности, основываясь на прочитанном? Спросите молодых мужчин, что они могут сделать сейчас, чтобы обрести самостоятельность, когда станут мужьями и отцами.

Учитесь вместе

Каждое из мероприятий, представленных ниже, поможет членам кворума учиться самостоятельности. Следуя вдохновению Духа, выберите одно или несколько мероприятий, которые будут наиболее полезными для вашего кворума:

«Очень хорошие учителя не принимают похвал за уровень познаний и рост тех, кого они учат. Подобно садовникам, которые насаждают сад и заботятся об урожае, они стремятся создавать наилучшие из возможных условий для учебы. Затем они воздают благодарность Богу, наблюдая прогресс своих учеников» (Обучение – нет призвания выше , стр. 62).

Видеосюжет:

Приглашайте действовать

Молодой мужчина, ведущий собрание, заканчивает его. Он может:

Которое поможет молодым мужчинам применять то, что они изучили на этом уроке.

Самостоятельность как качество личности – способность жить за свой счет, отдельно от других; обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому их достигать.

В самом начале времён было дело, когда только-только были созданы все твари земные. Вышел перед ними специальный ангел с корзинкой, а в ней чего только нет, самые разные полезные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать, кому что. Лиса взяла хитрость, мышь - запасливость, муравей - трудолюбие и т. д. И как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому, ангел отдал пустую корзинку. Говоря человеческим языком - оставил способность учиться и наполнять корзинку по собственному разумению, самостоятельно.

Самостоятельность становится качеством личности, когда человек осознанно делает собственный выбор, начинает сам принимать решения, чувствует за них ответственность и имеет возможность оплачивать эти свои решения. Самостоятельный человек под руководством разума сам распоряжается своей жизнью, сам обеспечивает свое существование, владеет навыками самоконтроля, не является рабом чужих мнений и оценок. Самостоятельному человеку не придет в голову осуждать кого-то, что его не содержат и что ему не помогают. Он сам стоит на своих ногах, то есть добился финансовой независимости от других.

Может сложиться впечатление, что самостоятельность – это делай, что хочу, только отвечай за это и вовремя плати. Это поверхностный подход к данному качеству личности. Желание «Я хочу» приходит к человеку по судьбе. У него возникает иллюзия, что он самостоятельно решает, что ему делать в каждой жизненной ситуации. Это только иллюзия. К примеру, студент сдал сессию. Ум ему шепчет: «Сдал экзамены – уйди в запой. Ты заслужил». Студент, прислушиваясь к уму и чувствам, думает: «Я самостоятельный человек. Имею желание и имею возможность напиться. Я свободен делать свой выбор». Но всё не так просто. Желание напиться пришло в настоящее из прошлого. Настоящая свобода выбора, истинная самостоятельность возникают у человека, когда включается разум, который действует в режиме нужно это или не нужно, правильно так поступать или не правильно. Человек в отличие от животного может влиять на качество своей жизни, то есть самостоятельно творить свою судьбу. Когда достигается унисон души и разума, когда человек делает выбор на базе их согласия, он проявляет подлинную самостоятельность. Следуя желаниям настоящего, а на самом деле пришедших из прошлого, человек проявляет несамостоятельность и зависимость от своей плохой судьбы. Это важный момент в понимании подлинной самостоятельности.

Самостоятельность – это не нитка без иголки, это не изоляция от других, это не пренебрежение мудростью жизни и ученической преемственностью. Самостоятельность положительна, если через нее реализуется благоразумие и здравомыслие. Если человек действует самостоятельно только из желания подчеркнуть свою взрослость и независимость и при этом пренебрегает авторитетным, истинным знанием, его самостоятельность превращается в один из пороков – глупость, упрямство, неблагоразумие.

Кратчайший путь к успеху – найти самого лучшего наставника, который по цепи ученической преемственности усвоил авторитетное знание, то есть знание, которое прошло проверку временем и дало миру множество примеров реализованной успешности. Глупая самостоятельность пойдёт другим путем. Она откажется от наставника, и будет самостоятельно тратить годы на изучение различных первоисточников, заплутает в них и создаст в уме полный хаос и раздрай несистематизированного знания. Уйдут годы, чтобы сделать полученные знания частью своего опыта. Иными словами, самостоятельность хороша, когда она подкреплена преемственностью всего лучшего, что создало человечество. Отрицание и игнорирование чужого опыта, неприятие мудрых советов – это признак не самостоятельности, а неуважительности к людям и откровенно выраженной глупости. Такая негативная самостоятельность приводит к утрате разума под воздействием своего агрессивного эго. Эго сжигает разум. Поэтому такая самостоятельность крайне вредна и, соответственно, никому не нужна.

Анекдот в контексте этих мыслей. Звонок в компанию, которая занимается ремонтом оргтехники: — Мой принтер стал плохо печатать! — Да, скорее всего, его надо просто почистить. Это стоит 40 долларов. Но лучше вам прочесть инструкцию и выполнить эту работу самостоятельно. Удивлённый клиент: — А ваш директор знает, что вы так препятствуете бизнесу? — Да вообще-то, это его идея. Мы получаем куда больше прибыли, когда позволяем нашим клиентам сначала самим попытаться что-то отремонтировать.

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности Я, самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу и т. д. И.С. Кон пишет: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно».

Исполнять приказы легче, чем действовать самостоятельно. Но чужими зубами невозможно жевать и, кроме того, существует опасность потерять себя, раствориться в чужих вкусах и желаниях. Фрэнсис Скотт Фицджеральд в книге «Ночь нежна» пишет: «Или думай сам - или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя». Есть такая притча о великом менеджере. Он придёт и скажет. Предложение всем показалось заманчивым. Но он пришёл и сказал: - Ничего не получится. И всем сразу стало ясно, что, конечно же, ничего не получится. Что и не могло получиться ни при каких обстоятельствах. И почему именно не получится. И что именно произойдёт, если попытаться это всё же осуществить. Идея всем показалась нереальной. Но он пришёл и сказал: - А почему нет?! И всем сразу стало ясно, что, конечно же, всё может прекрасно получиться, и посыпались предложения, что и когда конкретно нужно сделать. Дело пошло. Потом и эти немногие слова он стал экономить. Только посмотрит иронически или в согласии прикроет глаза, и всем всё становилось ясно: и в целом и в подробностях. Его спросили: - Почему так получается? Ведь, в конце концов, оказывается, что мы и так всё знали сами. Почему же мы так беспомощны? - Не вы беспомощны, а я не совсем ещё бесполезен. Вам нужна монархия, а не монарх. Потом он тяжело заболел. И только изредка мог в течение нескольких лет что-то показывать глазами. Когда он умер, дела разладились.

Разумная самостоятельность – несомненная добродетель. Ее жирный плюс описал Робин Шарма в совершенно изумительной вещи «Монах, который продал свой «Феррари»: «Самое волнующее здесь то, что каждое проявление храбрости, каждое выражение доброты, каждый поступок, говорящий об ответственности перед собой, немедленно вознаграждается: каждый раз, когда ты делаешь то, что считаешь правильным, и следуешь собственной истине, а не диктату толпы, с тебя осыпается ещё один слой грязи, покрывающий твоё истинное «Я», и наружу пробивается и начинает светиться еще одна частица твоей золотой сущности».

Петр Ковалев 2013 год

Поделиться: