Возникновение и лечение эмоционального стресса. Пагубное влияние на психическое состояние. Что такое эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических организма.

Понятие стресса ввел в медицинскую литературу Н. Selye (1936) и описал наблюдающийся при этом адаптационный синдром. Этот синдром может пройти три этапа в своем развитии: стадию тревоги, во время которой осуществляется мобилизация ресурсов организма; стадию резистентности, при которой организм сопротивляется агрессору, если его действие совместимо с возможностями адаптации; стадию истощения, во время которой сокращаются запасы адаптационной энергии при воздействии интенсивного раздражителя
или длительном воздействии слабого раздражителя, а также при недостаточности адаптивных механизмов организма. Н. Selye описал эустресс - синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс - вредоносный или неприятный синдром. Последний рассматривается как болезнь адаптации, возникающая в связи с нарушением гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стресс также понимают как функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Биологическое значение стресса определяется как процесс мобилизации защитных сил организма, то есть начальный этап управления приспособительными процессами. Стресс - феномен осознания, возникающий при сравнении
между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие баланса в этом механизме вызывает возникновение стресса и ответную реакцию на него.

Некоторые авторы не видят различий между стрессом и другими реакциями организма. М. Vigas (1980) рассматривает стресс как реакцию организма, вырабатывавшуюся в ходе филогенеза, на действие агентов, действительно или символически сигнализирующих об опасности нарушения его целостности. По К. В. Судакову (1976), специфика эмоционального стресса отражена в утверждении, что он развивается в условиях, когда не удается достичь результата, жизненно важного для удовлетворения биологических или социальных потребностей, и сопровождается комплексом сомато-вегетативных реакций, а активация симпатикоадреналовои системы мобилизует организм на борьбу. По мнению В. В. Суворовой (1975), трудно провести различие между стрессом и эмоциональными реакциями. Все же К. В. Судаков (1976) считает, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других - к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.

К действию экстремальных и повреждающих факторов наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию, что связано с вовлечением эмоций в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и именно в аппарат акцептора результатов действия. Вследствие этого активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующие поведенческие реакции. Напряженное состояние при этом может быть вызвано рассогласованием возможностей достижения жизненно важных результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма во внешней среде, а также путем первичных, преимущественно гормональных, изменений во внутренней среде организма, вызывающих нарушение его гомеостаза. При стрессе ключевой системой мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.

Вместо того чтобы мобилизовать ресурсы организма для преодоления трудностей, может оказаться причиной серьезных расстройств. Механизм эмоционального стресса складывается из продолжительного последействия, суммации, извращенной реакции нейронов центральной нервной системы на нейромедиаторы и нейропептиды. При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает. Более того, оно постоянно активизирует центральные образования вегетативной нервной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания.

Наиболее важную роль в механизме развития эмоционального стресса играют первичные расстройства в вентромедиальном отделе гипоталамуса, ба- зальнолатеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Именно рассогласование деятельности в этих структурах приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы.

Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны. Их частота нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Таким образом, значительность изменений в организме под влиянием эмоционального стресса велика. Устойчивость к нему различна у разных людей. Одни более предрасположены, другие - весьма устойчивы. Однако развитие у ребенка клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий. Такими условиями следует считать психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции.

Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции – субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т. д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т. д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур мозга.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от характеристик потребности и вероятности ее удовлетворения. Важную роль в эмоциональной реакции играет и фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами , а длительные и не очень выразительные – настроениями .

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций , увеличение вероятности – положительных .

Эмоции выполняют важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем основное значение в этом имеют положительные эмоции.

Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс (напряжение), обусловленный отрицательными эмоциями. Он может возникнуть из-за воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, потому что нет возможности от них защититься, избавиться. Следовательно, характер реакции зависит от личного отношения человека к событию.

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами (например, конфликтными отношениями между людьми). Достаточно сказать, что инфаркт миокарда в семи случаях из десяти вызывается конфликтной ситуацией.

На психическое здоровье современного человека заметное влияние оказало резкое снижение двигательной активности, что нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.

При осуществлении стресса активизируются гипофиз и надпочечники, гормоны которых вызывают повышение деятельности симпатической нервной системы, в свою очередь вызывающих подъем работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем – все это способствует росту работоспособности человека. Эта начальная стадия стресса, стадия перестройки, мобилизующая организм на действие против стрессора, называется «тревогой ». В течение этой стадии основные системы организма начинают работать с большим напряжением. В этом случае при наличии патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе она может не выдержать, и в ней произойдет срыв (например, если стенки кровеносного сосуда поражены склеротическими изменениями, то при резком увеличении артериального давления он может лопнуть).

На второй стадии стресса – «устойчивости » – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса представляют собой единое целое – эустресс – это физиологически нормальная часть стресса, способствующая адаптации человека к возникшей ситуации через повышение его функциональных возможностей. Но если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными, и развивается третья стадия стресса, «истощения », когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Это патологическая форма стресса, и ее обозначают как дистресс.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия может движение , которое, согласно И.М. Сеченову, (1863), является конечным этапом любой мозговой деятельности. Исключение движения заметно сказывается на состоянии нервной системы, так что нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения с преобладанием первого. Возбуждение, не находящее «выхода» в движении, дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов, из-за чего у человека проявляются депрессия, тревога, возникает чувство беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Такие последствия особенно свойственны людям высокоактивным, которые капитулируют в кажущейся им безнадежной ситуации (тип А). И наоборот – если в условиях стресса прибегнуть к движению, то происходит разрушение и утилизация гормонов, сопровождающих сам стресс, так что его переход в дистресс исключается.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации . Для этого необходимо снизить значимость стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже»), что позволяет создать новый очаг доминанты в мозгу, который затормозит стрессовый.

В настоящее время особую опасность для человека представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, породил информационный бум. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Но при этом не меняется мозг, которому для усвоения возросшего объема информации приходится работать со все большим напряжением, и развиваются информационные перегрузки. Хотя у мозга колоссальные возможности по усвоению информации и защиты от ее избытка, но в условиях дефицита времени на переработку информации это ведет к возникновению информационного стресса. В условиях же школьного обучения часто к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивация, связанная с высокими требованиями к школьнику со стороны родителей, общества, учителей. Особые трудности при этом испытывают прилежные дети. Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности.

Таким образом, условия современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Обычно это состояние развивается на фоне дискомфортных ситуаций, которые не позволяют реализовать или удовлетворять основные физиологические и социальные потребности. Исследователи выявили ряд причин, которые могут спровоцировать психоэмоциональный стресс, в том числе:

  • чувство страха;
  • сложные обстоятельства;
  • кардинальные изменения в связи с переездом, сменой работы и т. д.
  • беспокойство.

Способствовать появлению этого состояния могут различные ситуации, которые вызывают отрицательные ощущения. Вызванные этим эмоции и эмоциональный стресс наиболее ярко могут проявиться у ребенка. Дети тяжело переносят свои неудачи, конфликты со сверстниками, развод родителей и т. д. Накал эмоций у этой социальной группы обычно не снижается длительное время, что способствует развитию сильнейших стрессов.

Появление психоэмоционального перенапряжения нередко наблюдается на фоне ситуаций, которые несут потенциальную угрозу для жизни. Сильные эмоции и стресс, как их продолжение, может появиться и под воздействием внешних раздражителей, к примеру, избыточных физических нагрузок, инфекций, различных заболевании и т. д. На фоне этих состояний появляется эффект психологического напряжения. Некоторые физиологические причины также могут спровоцировать психоэмоциональный стресс. К таким факторам относятся:

  • нарушения в работе нервной системы;
  • бессонница;
  • гормональная перестройка организма;
  • хроническое переутомление;
  • эндокринные заболевания;
  • реакция адаптации;
  • личностная декомпенсация;
  • несбалансированное питание.

Все факторы, которые провоцируют стресс, можно условно разделить на внешние и внутренние. Очень важно выявить, что именно привело к сильным переживаниям. К первой группе факторов относятся состояния или условия внешней среды, которые сопровождаются сильными эмоциями. Ко второй могут быть причислены результаты умственной деятельности и воображения человека. Они обычно не имеют никакой взаимосвязи с реальными событиями.

Группы риска людей, подверженных эмоциональному стрессу

С этим состоянием каждый человек сталкивается множество раз, причем проявления его быстро исчезают, когда условия, в которых они возникли, смягчились или наступила адаптация организма к ним. Однако ученые выделяют отдельные группы людей, которые имеют некоторые особенности психологической регуляции, делающие их более восприимчивыми к воздействию факторов, вызывающих повышение эмоциональной напряженности. Они чаще подвержены стрессу, который проявляется у них в более выраженной форме. К группам риска относятся люди:


Те, кто постоянно испытывают на себе психологический дискомфорт и давление, вызванное сочетанием разных обстоятельств, нередко переживают свои эмоции в себе, не проявляя их. Это способствует накоплению эмоциональной усталости и может стать причиной нервного истощения.

Классификация форм и стадий эмоционального стресса

Появление этого состояния может наблюдаться при самых разнообразных условиях. Выделяются 2 основные его разновидности. Эустресс является результатом реакции, способной активировать адаптационные и психические способности организма человека. Обычно он возникает при каких-либо положительных эмоциях. Дистресс является своего рода патологическим состоянием, становящимся причиной дезорганизации поведенческой и психологической активности человека. Он негативно отражается на всем организме. Обычно это состояние вызвано эмоциональным напряжением при конфликтных ситуациях. Различные психотравмирующие ситуации также могут стать причиной развития этого нарушения.

Психоэмоциональный стресс обычно протекает 3 основные стадии. Первая фаза получила название перестройки. Сначала при повышенном психологическом напряжении запускается ряд биологических и химических реакций. В этот период наблюдается активизация деятельности надпочечников и выброс адреналина. Это способствует повышению возбуждения, ведущему к нарушению работоспособности и снижению реакций.

После этого наступает фаза стабилизации. Надпочечники адаптируются к имеющейся ситуации, что становится причиной стабилизации выработки гормонов. Если стрессовая ситуация не исчезает, наступает третья ее стадия. Последняя фаза характеризуется развитием истощения нервной системы. Организм утрачивает способность преодолевать психоэмоциональные стрессы. Работа надпочечников сильно ограничивается, что становится причиной сбоя в работе всех систем. В физическом плане данная стадия характеризуется критическим снижением глюкокортикостероидных гормонов при повышении уровня инсулина. Это становится причиной ослабления иммунитета, снижения работоспособности, развития психической дезадаптации, а иногда и различных патологий.

Проявления эмоционального стресса

Наличие этого нарушения не может протекать без каких-либо симптомов. Таким образом, если человек находится в этом состоянии, не заметить это крайне сложно. Развивающийся эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний всегда сопровождаются рядом характерных психологических и физиологических признаков.

К таким проявлениям относятся:

  • усиление частоты дыхания;
  • напряжение отдельных групп мышц;
  • слезы;
  • повышенная раздражительность;
  • учащение пульса;
  • снижение концентрации внимания;
  • резкие скачки артериального давления;
  • общая слабость;
  • повышенная потливость.

Нередко эмоциональное напряжение проявляется сильными головными болями, а также приступами нехватки воздуха (дефицита кислорода). Наблюдается резкое повышение или снижение температуры тела. Нередко человек, находящийся в стрессе, может проявлять неадекватные реакции. На фоне всплеска эмоций нередко утрачивается способность рационально мыслить и действовать, поэтому субъект не может иногда здраво оценивать свое поведение и адекватно реагировать на имеющуюся ситуацию. Обычно физические проявления как реакция на стресс наблюдаются на протяжении короткого периода времени.

Чем опасен эмоциональный стресс?

Уже доказано влияние психологических факторов на общее состояние здоровья. Многие патологические состояния могут быть вызваны именно стрессом. На фоне различных психоэмоциональных сбоев наблюдается повышение уровня адреналина. Это может стать причиной резких скачков артериального давления. Данное явление нередко приводит к спазму кровеносных сосудов в головном мозгу. Это может стать причиной развития инсульта. Может наблюдаться повреждение стенок сосудов. Из-за этих физиологических особенностей такого психологического состояния повышается риск развития таких заболеваний, как:

  • гипертония;
  • злокачественные опухоли;
  • сердечная недостаточность;
  • аритмия;
  • стенокардия;
  • инфаркт;
  • ишемическая болезнь сердца.

Сильнейший и продолжительный стресс может стать причиной тяжелейших последствий. Могут наблюдаться неврозы, сердечные приступы и психические расстройства. Эмоциональный стресс может привести к истощению организма и понизить иммунитет. Человек начинает чаще страдать от вирусных, грибковых и бактериальных заболеваний, причем протекают они в более агрессивной форме. Помимо всего прочего, медицинскими работниками выявлено, что на фоне эмоционального стресса нередко наблюдается обострение таких состояний, как:

  • мигрень;
  • астма;
  • расстройства органов пищеварения;
  • снижение зрения;
  • язвы желудка и кишечника.

Людям, которые имеют предрасположенность к этим патологическим проявлениям, очень важно постоянно контролировать свое психологическое состояние. У ребенка сильный стресс может привести к еще более тяжелым последствиям. У детей на фоне психологического перенапряжения развиваются самые разные хронические заболевания.

Методы купирования эмоционального стресса

В психологии об опасности этого состояния уже известно немало. Понятие об эмоциональном стрессе имеют и многие современные люди, так как сталкиваются с подобной проблемой довольно часто из-за повышенных психологических нагрузок, в том числе и при решении рабочих вопросов. Накопление негативных эмоций и напряжения может самым негативным образом отразиться на всех аспектах жизни человека, поэтому с этим нужно бороться всеми возможным методами.

Если стрессовые ситуации являются постоянным спутником жизни, или человек переживает слишком остро любые неприятности, лучше всего сразу обратиться к психотерапевту. Работа со специалистом позволяет приучиться избавляться от негативных эмоций. Когда проявляется эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний человеком самостоятельно невозможна, обязательно нужно использовать аутотренинги. Они позволяют повысить эмоциональную устойчивость. В некоторых случаях психотерапевт может порекомендовать использование некоторых седативных препаратов и лекарственных трав, отличающихся выраженным успокаивающим действием. Это позволяет снизить проявления стресса.

Если человек тяжело переносит психологический дискомфорт, рекомендованным является и физиотерапевтическое лечение. Кроме того, значительную пользу может принести обучение методикам медитации, которые позволяют быстрее устранить все имеющиеся негативные эмоции. Необходимо приучаться отвлекаться от неприятных мыслей и при любых неблагоприятных ситуациях не впадать в уныние, а искать пути решения имеющихся проблем.

Профилактика эмоционального стресса

Для того чтобы меньше страдать от проявлений этого психологического состояния, необходимо правильно составить расписание своего дня. Некоторые люди испытывают эмоциональный стресс именно из-за того, что они не успевают что-то сделать и вынуждены постоянно куда-то торопиться. В этом случае профилактике развития этого состояния нужно уделять особое внимание. Обязательно на сон необходимо отводить не меньше 8 часов. Естественно, нужно использовать в жизни свои методы релаксации. Этот момент является индивидуальным. Некоторым людям избавиться от неприятных эмоций позволяют танцы или посещение спортзала, в то время как другим занятия йогой, прослушивание музыки или рисование.

Определенная профилактика необходима и для недопущения развития эмоционального стресса у детей. Этой возрастной категории свойственны сильные переживания по разному кругу проблем, но очень важно, чтобы родители имели контакт со своими детьми и могли своевременно оказать поддержку и подсказать правильные пути выхода из той или иной ситуации. Это позволит избежать развития многих соматических нарушений этого состояния.

Хотя причины стресса могут быть разными, основные проявления стресса (неспецифический ответ организма) стандартны: повышение давление и учащение сердцебиения, выделение в кровь определенных гормонов (данная картина связана с активизацией работы симпатического отдела вегетативной нервной системы и торможением парасимпатического. Если человек утомлен бегом — у него «колотится» сердце. Но если он влюблен и общается с предметом воздыхания, у него сердце тоже может «колотиться». В обоих случаях имеем дело со стрессом, хотя во втором случае он более приятен для обладателя.

Сущность активации симпатического отдела (стрессовой реакции) заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению, важным действиям. Человек, находящийся в состоянии стресса, но еще не переутомленный им, способен «горы свернуть». Сильные эмоции могут подвигнуть человека на подвиги, на которые он не способен в своем обычном состоянии.

Другой пример эмоционального стресса — стресс, вызванный страхом. Человек неожиданно обнаруживает для себя новую опасность (быть ограбленным подозрительным незнакомцем, быть уволенным по сокращению, разглашение сильно порочащих сведений и т.д.) Стрессовая реакция будет такой же (возбуждение), хотя эмоциональный фон несколько иной. И общий смысл этой реакции стандартен — мобилизоваться на преодоление трудностей (дать отпор грабителю, улучшить показатели в работе, быстро сориентироваться в непростой социальной ситуации).

Поэтому при диагностике и работе с эмоциональными стрессами важно уметь различать неспецифическое (типовая стрессовая картина) и специфическое (какие эмоции вызвали стресс, каков общий эмоциональный фон в настоящее время).

В научной литературе затянувшийся, негативный стресс называется дистрессом. Поэтому и длительные тяжелые стрессы, вызванные эмоциональными проблемами, называются эмоциональными дистрессами. Для эмоционального дистресса характерна общая неадекватность поведения человека, ограниченная его вменяемость, неспособность объективно разобраться в проблеме, болезненное реагирование на эмоциональные раздражители. Большинство эмоциональных дистрессов заканчиваются бы сами собой. Человек как бы «выдыхается», все его эмоции притупляются. В этот период можно наблюдать эмоциональную холодность, ригидность.

Распространено мнение, что к эмоциональным дистрессам в первую очередь склонны люди, в повседневной жизни не дающие выходу своих эмоций. Они как бы «копят» эти эмоции, а потом разом их «выплескивают». Существуют даже экспериментальные подтверждения этому. Например показано, что флегматики в сравнении с обладателями других темпераментов чаще попадают в состояние аффекта.

Склонность конкретного человека к эмоциональным стрессам зависит от ряда обстоятельств:

— структуры его потребностей,

— особенностей психологического климата в коллективе, где человек учится или работает,

Эмоции эмоциональный стресс

Эмоции - субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужасай т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные - настроениями.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСИ0ВЫ ЗДОРОВЬЯ

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности - положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма - эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов - расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшиласьдоля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно’быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ - активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д. В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, - это стадия перестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).

На второй стадии - «устойчивости» - секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое - эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия - «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение - это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы - нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь - понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы проявляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуаций, которая кажется им безнадежной (так называемый тип А). По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение — информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека. Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий - мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель - до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональ-ному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам — срывам нормальной психической деятельности.

5.3. Эволюция становления психики человека

5.3.1. Эволюционные предпосылки формирования психики человека

Особенности функционирования психики человека в значительной степени обусловлены ее эволюционным, историческим развитием.

Становление психики человека в эволюции шло под действием биологических (в большей степени на ранних этапах исторического процесса) и социальных (на более поздних) факторов. Хотя обе группы факторов в эволюции тесно переплетены, в истории человечества ведущую роль сыграли все-таки вторые, так как первые оказались более консервативными.

Эволюция мозга человека преимущественно шла в направлении увеличения объема головного мозга (от 500-600 см3 у австралопитеков до 1300-1400 см3 у современного человека). Этот процесс сопровождался ростом количества нейронов и усложнением связей между ними. Особенно бурно такие изменения происходили в коре больших полушарий. Если у низкоорганизованных животных основные площади в коре большого мозга заняты сенсорными и моторными зонами, то уже у приматов большого развития достигают ассоциативные зоны (неокортекс), которые объединяются кортико-кортикальными связями в единую интег-ративную систему мозга. Это, в частности, позволило нашим обезьяноподобным предкам освоить подражательную активность, которая, в свою очередь, помогла перейти к предметной деятельности, а затем - и к орудийной.

Совместная трудовая деятельность стимулировала развитие у человека ассоциативных зон, особенно лобных долей, и повлекла за собой формирование речи - второй сигнальной системы, присущей в развитой форме только человеку. Речь - это отражение мыслительных процессов, протекающих в мозгу. Речь позволила человеку абстрагироваться от действительности, накапливать и передавать информацию друг другу и из поколения в поколение, то есть сама речь стала основой обучения и воспитания. Таким образом, именно речь стала основой социализации человека и в конечном итоге появления и развития цивилизации.

Поскольку возникновение речи тесно связано с двигательной активностью (особенно рук), ее развитие и в онтогенезе стимулируется движением.

Развитие речи привело ко все большей специализации в деятельности мозга. В результате у человека между полушариями мозга возникла функциональная асимметрия. Так, с речью, как правило, связано левое полушарие мозга, в то время как за вторым полушарием остались более древние биологические функции - эмоции и связанная с ними конкретно-образная оценка действительности.

Изменения функций головного мозга соответствовали эволюции генотипа человека и животных.

5.3.2. Основы психогенетики

Любая функция человека формируется на основе его генетического материала - генов. В них же записана и программа развития мозга, функций отдельных его частей и некоторых психических особенностей. Реализация генетической программы в определенных условиях среды, в том числе образовательной, приводиткста-новлению психики человека со всеми ее компонентами. В результате взаимодействия генотипа со средой формируется, как уже отмечалось, целый комплекс морфологических, физиологических и поведенческих признаков, который называется фенотипом. В отношении индивидуального развития мозга генотип определяет основные анатомические связи между отделами, детерминирует расположение многих нервных центров, некоторых свойств, нервных процессов, обеспечивает передачу по наследству безусловных рефлексов и инстинктов. Высшие же психические функции, как правило, не наследуются, но их реализация невозможна без соответствующей анатомической основы, взаимосвязей между нейронами, без врожденной способности нейронов перестраивать эти связи и целого ряда других особенностей нервной системы (в частности, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов). То есть можно говорить о наследовании определенных задатков психических функций.

Точный вклад генотипа в формирование компонентов психики оценить трудно из-за их высокой вариабельности. Как правило, не удается выделить какой-то признак, функциональный показатель психической деятельности (за исключением некоторых простых безусловных рефлексов), который можно связать с какими-либо генами. Тем более что даже врожденные особенности поведения проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

С другой стороны, все-таки можно обнаружить некоторые генетически обусловленные особенности деятельности нервной системы, влияющие на характер мыслительных процессов, внимание, память и т.д., которые мало или совсем не зависят от внешней среды или условий воспитания. Например, определенный преобладающий ритм электрической активности мозга (ЭЭГ), характерный для бодрствования человека, имеет очень сильную генетическую детерминацию. Это важное обстоятельство, так как характер ЭЭГ отражает уровень активации деятельности мозга, возможность достижения оптимального уровня функционирования, необходимого для решения определенных задач. Роль воздействия внешней среды на формирование других нервно-психических особенностей значительно выше. Примером этого являются индивидуальные психофизиологические особенности человека, формируемые в процессе его жизни.

5.3.3. Психика и современные условия жизни

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучения и постепенного удлинения периода специализации части населения. С позиций жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности. Все это не предъявляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началом развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально во второй половине XX века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться. Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности. Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека.

Еще одним важным следствием поступательного развития цивилизации явился рост городского населения, что резко увеличило плотность контактов человек-человек. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными. Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20-30 минут в сутки.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Если это оживленная магистраль, то воздействие шума на мозг человека сопоставимо с действием грохота аэропорта. Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей звуковоспроизводящие устройства (ТВ, радио и т.д.) делают влияние шумов практически постоянными. Такие шумы в отличие от естественных, которые в процессе эволюции были составной частью окружающей человека природы (шум ветра, звон ручья, пение птиц и т.д.), оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессоница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие неблагоприятные средовые факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции – субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т. д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т. д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур мозга.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от характеристик потребности и вероятности ее удовлетворения. Важную роль в эмоциональной реакции играет и фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами , а длительные и не очень выразительные – настроениями .

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций , увеличение вероятности – положительных .

Эмоции выполняют важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем основное значение в этом имеют положительные эмоции.

Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс (напряжение), обусловленный отрицательными эмоциями. Он может возникнуть из-за воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, потому что нет возможности от них защититься, избавиться. Следовательно, характер реакции зависит от личного отношения человека к событию.

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами (например, конфликтными отношениями между людьми). Достаточно сказать, что инфаркт миокарда в семи случаях из десяти вызывается конфликтной ситуацией.

На психическое здоровье современного человека заметное влияние оказало резкое снижение двигательной активности, что нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.

При осуществлении стресса активизируются гипофиз и надпочечники, гормоны которых вызывают повышение деятельности симпатической нервной системы, в свою очередь вызывающих подъем работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем – все это способствует росту работоспособности человека. Эта начальная стадия стресса, стадия перестройки, мобилизующая организм на действие против стрессора, называется «тревогой ». В течение этой стадии основные системы организма начинают работать с большим напряжением. В этом случае при наличии патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе она может не выдержать, и в ней произойдет срыв (например, если стенки кровеносного сосуда поражены склеротическими изменениями, то при резком увеличении артериального давления он может лопнуть).

На второй стадии стресса – «устойчивости » – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса представляют собой единое целое – эустресс – это физиологически нормальная часть стресса, способствующая адаптации человека к возникшей ситуации через повышение его функциональных возможностей. Но если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными, и развивается третья стадия стресса, «истощения », когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Это патологическая форма стресса, и ее обозначают как дистресс.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия может движение , которое, согласно И.М. Сеченову, (1863), является конечным этапом любой мозговой деятельности. Исключение движения заметно сказывается на состоянии нервной системы, так что нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения с преобладанием первого. Возбуждение, не находящее «выхода» в движении, дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов, из-за чего у человека проявляются депрессия, тревога, возникает чувство беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Такие последствия особенно свойственны людям высокоактивным, которые капитулируют в кажущейся им безнадежной ситуации (тип А). И наоборот – если в условиях стресса прибегнуть к движению, то происходит разрушение и утилизация гормонов, сопровождающих сам стресс, так что его переход в дистресс исключается.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации . Для этого необходимо снизить значимость стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже»), что позволяет создать новый очаг доминанты в мозгу, который затормозит стрессовый.

В настоящее время особую опасность для человека представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, породил информационный бум. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Но при этом не меняется мозг, которому для усвоения возросшего объема информации приходится работать со все большим напряжением, и развиваются информационные перегрузки. Хотя у мозга колоссальные возможности по усвоению информации и защиты от ее избытка, но в условиях дефицита времени на переработку информации это ведет к возникновению информационного стресса. В условиях же школьного обучения часто к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивация, связанная с высокими требованиями к школьнику со стороны родителей, общества, учителей. Особые трудности при этом испытывают прилежные дети. Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности.

Таким образом, условия современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Эмоциональный стресс или спусковой механизм для изменений

Стресс оказывает одинаковое воздействие на любой организм, но выражается его влияние по-разному. Это обусловлено тем, что каждый человек реагирует на стрессогенные факторы по-своему. Эмоциональный стресс бывает объективным (физическое и умственное перенапряжение) и субъективным (провоцируется личными страхами и тревогами). Субъективный стресс обусловлен особенностями психики и личным опытом человека.

Что такое эмоциональный стресс

Бывает человек попадает в ситуации, когда организм вынужден использовать скрытые возможности для сохранения здоровья и жизни. Такие состояния являются спусковым механизмом для изменений, они вызывают эмоциональный стресс. Основной причиной возникновения эмоционального перенапряжения являются мысли, ощущения человека, а также влияние окружения.

Эмоции и стресс

Стресс эмоциональный может выражаться в кратном усилении скрытых возможностей человека, физических и личных качеств. Считается даже, что он способен показать сущность человека, раскрыть его возможности. В иных ситуациях стресс резко снижает эмоциональный настрой, и человек может потерять контроль над собой.

Виды эмоционального стресса: положительный, отрицательный

Стресс и эмоции неразрывно связаны, поэтому часто такой вид напряжения называют психоэмоциональным.

Эмоционально стрессовая психотерапия

Психоэмоциональный стресс можно условно классифицировать следующим образом:

  • Положительный – эутстресс . Это позитивная форма, она воздействует на организм, повышая и мобилизуя скрытые ресурсы организма, стимулирует человека на какую-либо деятельность.
  • Негативный – дистресс . Это деструктивное влияние, которое выражается в психологической травме, такое трудно забывается и долгое время мучает человека. Дистресс оказывает воздействие на психическое и соматическое здоровье, он способен вызывать опасные заболевания.
  • Негативный стресс оказывает влияние и на иммунитет человека, снижая его сопротивляемость к простудным заболеваниям и инфекциям. Под его воздействием начинают активно работать железы внутренней секреции, повышается нагрузка на вегетативную нервную систему, что приводит к разладу в психоэмоциональной составляющей. Это нередко заканчивается депрессией или появлением фобий.

    Эмоциональный стресс у подростков

    Все дети и подростки довольно эмоциональны, они активно реагируют на все изменения. В большинстве случаев эмоциональность ребенка положительная, но со временем она может приобретать негативный окрас. При достижении силы эмоций определённого пика, наступает эмоциональное перенапряжение, которое приводит к нервным расстройствам.

    Первоначальными причинами напряжения у ребенка и подростка являются изменения в семье и в социальной жизни. По мере взросления их количество увеличивается, но не у всех детей высокая устойчивость к воздействию стрессогенных факторов . Легче переносят напряжение дети, которые в семье находят поддержку.

    Факторы, вызывающие стресс

    Вызывают эмоциональный стресс у подростков следующие факторы:

  • Повышенная ответственность;
  • Нехватка времени;
  • Частые ситуации, в которых производится оценка деятельности ребенка;
  • Кардинальные изменения в жизни;
  • Конфликты в семье, в жизни;
  • Физиологические факторы.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса у подростков производится путем разрешения трудных обстоятельств, которые вызвали расстройства. В этом возрасте могут применяться семейная психотерапия и личностно-ориентированные практики.

    Причины и признаки

    Самой основной причиной возникновения эмоционального стресса является противоречие между ожидаемой реальностью и действительностью. При этом запускать механизм стресса могут как реальные, так и придуманные факторы.

    Эмоциональные признаки стресса

    Ученые составили таблицу стрессогенных факторов, которые вызывают перенапряжение в большинстве случаев. Это наиболее значимые для человека события, которые могут быть положительными или негативными. Огромное влияние оказывают проблемы, касающиеся личной жизни, семьи, близких людей.

    Признаки стресса у каждого человека индивидуальны, но их объединяет негативное восприятие, мучительное переживание. Как именно выражается состояние индивида, зависит от стадий или фаз стресса и от того, каким образом организм борется.

    Где живут эмоции

    Понять, что человек страдает от эмоционального стресса, можно по следующим признакам:

    Эмоциональный стресс каждый может преодолеть самостоятельно. Обучаясь владеть сознанием, человек берет верх над неконтролируемыми эмоциями, повышает самооценку. Это открывает новые возможности для личностного развития и позволяет сделать шаг к саморазвитию и самосовершенствованию.

    В процессе снятия эмоционального стресса рекомендуется принимать препараты от стресса , хорошо снимающие тревогу и беспокойство.

    • Методики для изучения стресса Существуют различные методы, способы и технические устройства для регистрации и оценки эмоционального стресса. Для экспресс-диагностики стресса используется ряд устных шкал и опросников, направленных на определение уровней тревоги и депрессии. Среди специализированных тестов, в первую […]
    • Основные понятия в умственной отсталости Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями: Задержка в созревании […]
    • Инвалидность по синдрому дауна Уважаемые родители! После постановки диагноза у Вашего ребенка «Синдром Дауна» в поликлинике Вам могут предложить оформление инвалидности, что дает возможность получать финансовую ежемесячную помощь до 18-летнего возраста. Если врачи не предлагают это, то сами озвучьте свое желание […]
    • Причины повышенного сахара в крови кроме диабета Один из самых важных условий здоровья человека - содержание сахара в крови в нормальных границах. Пища – единственный поставщик глюкозы в организм. Кровь проводит ее по всем системам. Глюкоза – это ключевой элемент в процессе насыщения клеток энергией, как у мужчин, […]
    • Как выйти из глубокой и затяжной депрессии Затяжная глубокая депрессия – аффективное нарушение, возникающее под влиянием внешних и внутренних факторов, характеризующееся плохим настроением, потерей интереса к работе, повседневной деятельности, которая до этого приносила удовлетворение, чрезмерной утомляемостью. […]
    • Проблема человеческих взаимоотношений Как и многие люди, любящие своих родных, Наташа Ростова испытывала искреннюю семейную привязанность ко всем родственникам, была доброжелательна и заботлива. Для графини Ростовой Наташа была не только любимой, младшей дочерью, но и близкой подругой. Наташа прислушивалась к […]
    • Сноговорение и снохождение Сноговорение - ребенок во сне может произносить какие-то звуки, слова, целые фразы; чаще бывает связано с дневными стрессами, усталостью и дефицитом сна. Обычно произношение неотчетливое, и нечасто удается разобрать слова и понять, о чем идет речь. Длительность от нескольких секунд до […]
    • Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастению; 2) истерию; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы. Неврастения у детей, симптомы детской неврастении Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она […]

    Причины возникновения эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником эмоционального стресса или оказывать влияние на его развитие.
    Следовательно, развитие эмоционального стресса у человека связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения эмоционального стресса необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Хроническое ролевое напряжение развивается под вли­янием неблагоприятных условий на протяжении длитель­ного времени, не представляющих непосредственной уг­розы для жизни. Некоторые жизненные обстоятельства яв­ляются комбинацией хронического стресса (ролевого напря­жения) и коротких периодов травм. Эти жизненные собы­тия могут быть разной продолжительности, но они отлича­ются от ролевого напряжения тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения» конфликты) - это события с краткой длительностью, обыч­но незначительные, однако они могут быть включены в контекст, длительного жизненного события или ролевого напряжения, что может увеличить их значение.

    Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связан­ные с ней проблемы (например, голод), а также индиви­дуальные травмы. В результате возрастающего исследовательского инте­реса к данной проблеме были выявлены стрессо­ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего­ризации. В дополнение к указанным выше ка­тегориям разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

    1. Стрессоры активной деятельности:

    · Экстремальные стрессоры

    (боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.);

    · производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени);

    · стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

    2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности):

    · «старт» - стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы);


    · побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека);

    · зрелищ.

    3. Стрессоры рассогласования деятельности:

    · разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие);

    · психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

    4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

    Как указывал П. К. Анохин в 1973 г. сам факт воздействия или его ожидание обязательно предполагает наличие тревоги, как компонента стресса. Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в1952 г.С точки зрения Такмана они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений: стремлений направленных на выполнение задания, которые дают человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание, и связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности. Именно такие, вызванные тревогой побуждения заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения. Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения - как ослабляющие эффективность выполнения задания.

    Они разделили ослабляющее, связанное с тревогой побуждение на две составляющие:

    1) тревога, или «когнитивное выражение озабоченности своим исполнением», и

    2) эмоциональность, или реакция человеческого тела на ситуацию, например выделение пота и ускоренное сердцебиение.

    1.3 Совладающее поведение .

    В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие «копинг», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям. Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результатом взаимодействия блока копинг-стратегий и блока копинг-ресурсов. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий, рассматриваются в качестве копинг-ресурсов.

    Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка в виде информации, приводящей субъекта к утверждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Как показывают исследования, лица, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них людей, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие индивида, облегчает адаптацию и способствует развитию человека. К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроля, восприятие социальной поддержки, низкий нейротизм, эмпатию, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной - эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания, с поведенческой - отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.

    Копинг-поведение, наряду с механизмами психологической защиты, рассматривается в качестве важнейших форм адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмов и механизмов совладания проводится по параметрам «активность-конструктивность» и «пассивность-неконструктивность». Психологическая защита пассивна и неконструктивна, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны. Карвасарский отмечает, что если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и, в особенности, психологической защиты направлены на смягчение психического дискомфорта.

    Идея развития защитных механизмов претерпела существенные изменения, возникло представление о структурной и уровневой организации защитных механизмов, учитывающее их связь с другими механизмами саморегуляции личности. Тем не менее все еще неоднозначны критерии их дифференциации от механизмов совладающего поведения (coping behavior) - репертуара стратегий активного и конструктивного взаимодействия с проблемными, кризисными или стрессовыми ситуациями. С одной стороны, утверждается, что защитные механизмы являются низкоэффективными и примитивными механизмами совладания (coping), с другой - предполагается градация защитных механизмов по степени активности в противодействии стрессу. При этом некоторые из них могут приближаться к механизмам копинга. В противовес защитным механизмам как бессознательным и в определенном смысле врожденно-рефлекторным способам регуляции аффективного конфликта, копинги считаются осознаваемыми стратегиями взаимодействия с реальностью, овладение которыми осуществляется через активное обучение. Таким образом, различие между механизмами защиты и копинга видится в разной степени их осознанности, рефлексивности, целенаправленности, подконтрольности, активности во взаимодействии с реальностью. Также допускается возможность преобразования защитных механизмов в копинги; в частности, в психотерапии, когда пациент приобретает способность вербализации, рефлексии и осознания конфликта в качестве интенционального источника защитного механизма, он может также выбирать и произвольно использовать те или иные защиты, которые были необходимы для выживания в прошлом, но стали бесполезными или вредными в настоящем. Тогда последние способны преобразоваться в рациональные, конструктивные, принципиально новые стратегии разрешения и переработки субъективно сложных ситуаций. Защиты утрачивают свою навязчиво повторяющуюся динамику и хроническую способность искажать внутреннюю и внешнюю реальность, «обезвреживаются» и поднимаются на более зрелый уровень функционирования.

    Хорошо известно, что в эмоциональных ситуациях не всегда достаточно четко удается проследить последовательность перехода от самоконтролирования к самовоздействию на эмоциональную сферу в силу довольно слитного протекания этих процессов, быстроты их следования друг за другом. У людей с цельным характером самоконтроль происходит быстро, и поэтому он почти незаметен, а у людей колеблющихся, нерешительных самоконтроль продолжителен. По мнению Я. Peйковского, трудности и неудачи в попытках обнаружить специальный контролирующий механизм, включенный в обеспечения эмоциональной устойчивости, привели к возникновению у многих исследователей скептического отношения к самому предположению о возможности его существования.

    В принципе эту же сторону вопроса затрагивает и О. А. Черникова, когда говорит, что «большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными процессами. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному их контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле». Трудность в развитии приемов сознательного овладения своими эмоциями автор видит в непреднамеренности их возникновения, непосредственном характере переживаний, инертности и стойкости, сложности их осознания. И все же из существующих трудностей вовсе не должен следовать вывод о том, что эмоции вообще недоступны сознательному саморегулированию, а следовательно, и самоконтролю за их протеканием.

    Поделиться: