Что изучает морфемы в русском языке. Как помогают друг другу морфемика и словообразование
На вопрос Помогите ответить на вопрос:. Что изучает морфемика? заданный автором ферросплав
лучший ответ это
Корень - значимая часть слова, содержащая в себе основной смысл!
Ответ от Невроз
[гуру]
Морфемика - раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов.
Ответ от Елена *** ***
[активный]
морфемика изучает структуру слова и его форм; систему морфем русского языка (префиксы, аффиксы. корень и т. д.)
Ответ от Лариса зверева
[активный]
морфемика изучает суффиксы, окончания, приставки, корни и основу!
Ответ от Подголосок
[новичек]
Приставки, корни, суффиксы и окончания, знакомые нам по школе, суть наименьшие части слов, обладающие собственным значением. Общее название для них – морфемы. Так, в слове пере-стрел-к-а выделяются приставка пере-, корень -стрел-, суффикс -к- и окончание -а. К морфемам также относятся т. н. соединительные гласные (интерфиксы) : пчел-о-вод, кра-е-вед и постфиксы – части слов, следующие за окочанием: сад-и-те-сь, к-ому-либо, чт-о-то, где-нибудь. Некорневые морфемы называются аффиксами.
Количество слов в русском языке исчисляется миллионами и постоянно изменяется, чему способствует большой потенциал словообразования. В сравнении с этим состав морфем русского языка относительно постоянен и количество их исчисляется десятками тысяч. (Интересно отметить такой же порядок числа иероглифов в языках с иероглифическим письмом.)
Складываясь друг с другом для образования слов, морфемы могут претерпевать различные изменения в своем фонемном составе. Вот некоторые характерные случаи таких изменений:
Чередование конечных согласных морфемы:
рук-а – руч-к-а, мук-а – муч-н-ой (к || ч)
шаг – шаж-ок, бог – бож-ий (г || ж)
друг – друз-ь-я (г || з)
сид-ишь – сиж-у (д || ж)
люб-ишь – любл-ю (б || бл) и другие.
Чередование о || е в начале морфемы: сел-о – пол-е, красн-ому – син-ему, об-лиц-ова-нн-ый – об-лиц-ева-ть.
Появление/исчезновение беглой гласной рож-ок – рож-к-а, кон-ек – конь-к-а, бан-к-а – бан-ок, кош-к-а – кош-ек, сон – сн-а, день – дн-я, зв-а-ть – за-зыв-а-ть, бр-а-ть – со-бир-а-ть и многие другие подобные случаи.
Морфемы обладают ограниченной сочетаемостью. Например, суффикс -овк (а) , добавленный к существительным м. р. , сочетается только с односложными основами: вор-овк-а, плут-овк-а, бес-овк-а, а суффикс [-j-], образующий существительные ж. р. , сочетается только с суффиксом -ун-: лг-ун-[j]-я, пляс-ун-[j]-я, по-прыг-ун-[j]-я за исключением одного слова – гост-[j]-я.
Морфема своим присутствием может влиять на положение ударения в слове. Так, приставка вы- у глаголов совершенного вида всегда ударна: вынести, выпроводить, вылавировали, выприватизировали 😉 А уменьшительный суффикс существительных -ик всегда безударен: нож-ик, двор-ик, палисад-ик (это не относится к суффиксу -ник: двор-ник, лес-ник) .
Все эти закономерности, в числе прочего, и являются предметом изучения морфемики. В контексте задач обработки текста знание этих законов необходимо для построения правильных алгоритмов морфологического и словообразовательного анализа и синтеза.
Чередование о || е
Фонема <о>, находящаяся в начале морфемы, чередуется с <е>, если она оказывается в безударной позиции после мягкой, шипящей или ц. Морфемы, начинающиеся с <о> являются поконсонантными, т. е. могут следовать только за морфемами, оканчивающимися на согласный.
Конечные чередования согласных
Морфемы, начинающиеся на <е>, смягчают предшествующий парный согласный: дом – в дом-е, гора – на гор-е.
Как то так
Ответ от Пётр Гринёв
[новичек]
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные) , постфиксы, окончания.
Ответ от Артём Гутор
[новичек]
Морфемика - раздел языкознания изучающая значимые части слова!
Значимая часть слова - корень, суффикс, приставка, окончание!
Суффикс, приставка - значимые части слова, служащие для образования новых слов!
Окончания - значимая часть слова, служащая для связи слов в предложении!
Корень - значимая часть слова, содержащая в себе основной смысл!
Ответ от Александр Шарпило
[новичек]
Морфемика (морфема) - наука изучающая состав слова (значимые части слова).
Морфемика на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Морфемика
| словарь терминов
Что такое морфемика и морфема?
Морфемика
(от греч. morph - ‘форма") - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике
решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.
В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруд а и прут а . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.
В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности. Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).
Еще одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
Например, слово подводник состоит из 4 морфем:
- -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
- под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
- -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
- — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
Все морфемы, кроме корня, называются , или служебными морфемами. См.
Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
- см. ссылку — корень;
- ¬ — приставка;
- ^ — суффикс;
- Ø — нулевой суффикс (см. );
- см. ссылку — окончание;
- постфикс обозначают либо как суффикс, либо как перевёрнутый суффикс, либо как окончание, либо как повёрнутый справа налево знак приставки, поскольку у учёных-лингвистов и авторов учебников по лингвистике нет единого мнения по поводу данной морфемы;
- соединительную морфему (интерфикс) обозначают либо чертой сверху, либо чертой снизу (подчёркивают);
- // — знак чередования (или /).
Примечание.
В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο
», основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в
лингвистике).
- Часть слова без окончания — это основа слова . Окончание в основу не входит. См. подробно
- Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. См.
- Формообразовательные морфемы также в основу не входят: захоте -л-о- сь . См.
- Основа слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. См. подробно
- Изменяемые слова состоят из основы и окончания, окончание может быть (боль - О , бол -и ), а неизменяемые слова состоят только из основы (вчера , шоссе ). См.
- В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая : купа -ет -ся , как -ой-нибудь , обиде -ть-ся .
- Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная . Непроизводная основа состоит только из корня: дым -О , син -ий . В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные : пуш-ист -ый, пятн-ышк -о, меж-зон-альн -ый .
Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj -а ] имеет окончание -а , а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми, арми[ j -э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.
Главная морфема в слове — . Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают и .
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).
Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».
Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».
Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.
Пример словообразовательного гнезда
Исходное слово «губерния».
губерн(и-я) [ губерниj-а ] | ||||
губерн-атор | ||||
губернатор-ш -а | ||||
губернатор-ств -о | ||||
губернатор-ск -ий | ||||
губернатор-ствова -ть | ||||
вице-губернатор | ||||
вице-губернатор-ск -ий | ||||
генерал-губернатор ср. генеральный | ||||
генерал-губернатор-ств -о | ||||
генерал-губернатор-ск -ий | ||||
губерн-ск -ий |
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Например,
1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;
2) в слове высказывать корень -сказ- , так как это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из одного звука (пой ти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).
- 2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Например, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Например, кор пункт — кор (респондентский) пункт, вуз — в (ысшее) у (чебное) з (аведение).
Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.
Например,
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);
2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».
Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.
При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков .
Например,
1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в котором имеются чередования с//ш и о//а ;
2) в словах рот — рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная .
Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ослепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.
Упражнения к теме «Омонимичные корни»
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :
водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.
Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»
1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .
3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено . Сколько здесь представлено вариантов корня?
Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .
Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .
Структура языка, словно здание, сооружается из отдельных «кирпичиков» - языковых единиц, обладающих лексическим значением. Вот эти единицы - морфемы - и изучает раздел лингвистики под названием морфемика. И словообразование, как более крупная область языкознания, включает ее в себя.
Из чего состоят слова?
Какое бы слово мы не исследовали, оно состоит из морфем - одной или нескольких. Например, в существительном «меню» есть лишь 1 морфема - корневая, а в прилагательном «при/влек/а/тельн/ое» их 5: приставка, корень, два суффикса и окончание.
Морфемика (и словообразование как предмет языкознания) определяет неделимые части слова, рассматривает специфику их строения и изучает их функции в словах.
Классификация морфем
Когда учитель предлагает школьнику речь идет о выделении морфем, из которых оно складывается. В русском языке имеются корень, приставка, суффикс, окончание.
Корень - обязательная часть, без которой слова просто не может быть. Некоторые - состоят лишь из корня (наречия, союзы и предлоги, междометия, неизменяемые существительные).
Приставка - это словообразовательная морфема, она располагается перед корнем (по/бежать) или перед другой Она создает лексемы с новым смыслом.
Суффикс - еще одна морфема, образующая новые слова. Находится после корня (кот/енок, горн/ист).
Окончание - часть слова, которая может менять его форму, но не смысл. Оно располагается после суффикса или сразу после корня. Указывает на род, падеж, число и другие изменяющиеся признаки (памятн/ая встреч/а).
Смысловой фундамент
В морфемике и словообразовании есть понятие «основа». В этом компоненте словесной структуры содержится семантика слова. Основой называется все, кроме окончания, которое не несет лексического значения. У вся лексема является основой.
Как рождаются слова?
Мы увидели, что является предметом изучения морфемики. А что такое словообразование? Во-первых, это сама «процедура» построения новых слов, а во-вторых, лингвистический раздел, изучающий этот процесс. И если систематизация частей слова и схема морфемного членения - задача морфемики, то словообразование ставит своей целью определить, является ли конкретное слово производным, а если так, то от чего и как оно сформировано.
Наука знает три способа сотворения новых слов:
1. При помощи словообразующих морфем - приставочный способ (думать - пере/думать), суффиксальный (стричь - стричь/ся) и приставочно-суффиксальный (стакан - под/стакан/ник);
2. Путь операций с основами - их сложение (труба + провод = труб/о/провод), сокращение основ (заместитель - зам) и сложение с сокращением (заведующий хозяйством - завхоз).
3. Метод смешивания двух вышеизложенных способов, когда используются одновременно словообразующие морфемы и действия с основами. Так появилось слово «знаменосец» (знамя + носить = знам/е/нос/ец).
Иногда словообразованию русского языка и морфемики даже не требуется, чтобы возникла новая семантическая единица. Так появляются имена существительные из причастий и прилагательных: «командующий», «мороженое», «контрольная». Из других частей речи произошли многие наречия.
Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое словообразование, перейдем к моделям разбора.
Две версии морфемного разбор
В лингвистике есть два подхода членения слова на морфемы: структурный и смысловой. Первый предполагает, что после выделения окончания и основы необходимо вычленение корня слова, а затем уже других морфем.
Этот способ знает каждый школьник:
1. Слово выпишем из текста, не меняя его формы;
2. Выделим окончание и основу: часть, которая при склонении или спряжении изменяется - окончание, остальное - основа. состоят только из основы.
3. Путем подбора однокоренных лексем определим корень слова;
4. Найдем приставку или несколько, если есть;
5. Выделим суффикс или несколько, если они имеются.
Другой способ разбора слова по составу не отрывает морфемное членение от словообразовательного анализа. Исследование лексемы строится по принципу постепенного «обнажения» корня:
1. Определим, от какой лексемы и каким путем возникло данное слово;
2. Отделим основу от окончания;
3. Снимем с лексемы приставку;
4. Выделим суффикс;
5. Найдем корень.
Такой способ разбора представляется более продуктивным, потому что, понимая, как образовано слово, гораздо легче разглядеть в нем словообразовательные морфемы - приставки и суффиксы. Это для любителей морфемики и словообразования тест на навык синхронного анализа состава слова и его этимологии.
Как сделать
Исследование происходит по схеме:
1. Назовем часть речи, к которой относится слово;
2. Подберем к нему близкие по форме и смыслу лексемы, составим цепочку, в которой видно, от какого слова наш объект происходит;
3. Найдем средство словообразования: лексема появилась при помощи суффикса, приставки, одновременного их использования или другим из известных способов.
4. Укажем, какие процессы (если есть) сопутствовали словообразованию: чередование согласных, интерфиксация соединительными гласными, усечение основы.
В работе над составом и происхождением лексем не стоит забывать об аспектных лингвистических словарях, специализирующихся на словообразовании и морфемной структуре слов.