Чем отличается буква от звука в русском. Чем отличаются звуки от букв

1. Прочитай .

С добрым утром!

      Вместе с солнышком встаю,
      Вместе с птицами пою:
      - С добрым утром!
      - С ясным днём!
      Вот как славно мы поём!
      (Е. Благинина)

  • Как ты объяснишь название стихотворения? Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово славно ? Как можно сказать по-другому?
  • Объясни, одинаковое ли количество звуков и букв в слове пою .
  • Спиши любое выделенное предложение.

2. Прочитай . Какие слова в предложениях пропущены? Выбери их из слов для справок.

      Звуки мы... и... .
      Буквы мы..., ..., ... .

        Слова для справок: пишем, слышим, называем, произносим, видим.

  • Запиши составленное предложение о звуках. Проверь написанное.

Обрати внимание! Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? Из звуков человеческой речи! Эти звуки возникают тогда, когда работают органы нашей речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

3. Прочитай . Произнеси первый звук в каждом из данных слов.

  • Понаблюдай, смотря в зеркальце, как при произнесении этих звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. Расскажи о своих наблюдениях.

4. Рассмотри картинки

  • Произнеси слово-название любого предмета. Вслушайся в звучание слова. Нарисуй его звуковую схему.
  • А теперь запиши слово буквами. Одинаковое ли в нём количество звуков и букв?

Страничка для любознательных

Как обозначаются звуки?

В русском языке существуют определённые обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит - так: [к"] [и] [т].

Сравни обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются?

Запись [к] показывает, что этот звук - твёрдый согласный. Запись [к"] показывает, что этот звук - мягкий согласный.

5. Сравни звуковые и буквенные обозначения слов. Чем они похожи и чем различаются?

  • Обозначь звуками любое из данных слов: пальто, книга .

па ль то́

6. Произнеси звуки .

[а] [к] [у] [б] [а] [а]

  • Можно ли назвать такое сочетание звуков словом? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы из данных звуков «сложилось» слово-название первой учебной книги для чтения? Запиши это слово буквами, обозначь в нём ударение.
  • Какие ещё слова могли бы получиться из этих звуков? Назови эти слова.

7. Прочитай . Какая буква «заблудилась»?

      Говорят, один рыбак
      В речке выловил башмак.
      Но зато ему потом
      На крючок попался дом!
      (А. Шибаев)

  • Прочитай стихотворение, заменяя эту букву правильной буквой.
  • Произнеси звук, обозначенный каждой выделенной буквой.

Обрати внимание! В слове каждый звук и каждая буква имеют своё место! И если ты заменишь один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.

8. Прочитай . В каждом слове «спряталось» ещё слово. Найди его и прочитай.

Ласточка, бусы, задача, земляника, жаворонки, рыбак, радуга, дубрава, хорошо, вдруг, телевизор, коньки, весело.

  • Спиши любые три слова. Подчеркни в них «спрятавшиеся» слова.
  • Составь предложение со словом весело .

ве́се ло

9. Прочитай скороговорку .

У киски в миске - рис и сосиски.

  • Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые повторяются.
  • Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? Произнеси звук, который обозначает каждая подчёркнутая буква.

10. Прочитай . Прислушайся к звучанию звуков в словах.

      Скажи погромче
      Слово «гром» -
      Грохочет слово,
      Словно гром.
      Скажи потише:
      « Шесть мышат», -
      И сразу мыши
      Зашуршат.
      Скажи:
      «Кукушка на суку», -
      Тебе послышится:
      «Ку-ку».
      (А. Барто)

  • Не правда ли, красив наш язык?! Звучание слов как бы передаёт звуки природы. Ты слышишь раскаты грома, шуршание мышей, голос кукушки.
  • Прочитай предложение, в котором выделенные буквы в словах передают звуки грома. Спиши это предложение.

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.

Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.

Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя. Возникает множество вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь в алфавите учили буквы, а оказалось, что без звуков их произносить нельзя. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так тяжело разобраться во всей этой путанице.

Звуки

Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.

Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда

Главные отличия:

  • Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
  • Буква – олицетворяет звук.
  • Количество звуков значительно превосходит количество букв.

Итоги

Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам. Это значит, что каждая буква записывается в соответствии с тем звуком, которые мы слышим в речи. Тогда детям становится проще увидеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке. Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.

Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит в течение жизни, на помощь приходят буквы. Нельзя, также, определить, что же важнее звук или буква, потому что снова на ум приходит мысль о том, что их существование друг без друга невозможно да и просто не имеет смысла.

Создание коллаборативной среды

(К) Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(Учитель берет резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надувает, а затем дает возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

Прикрывая немного пальцем трубку, выпускает воздух, при выходе создается шум.)

(К) Вместе с детьми выясняем, что они слышат.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно, (звук)

    Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)

    Приведите примеры речевых звуков.

Эй, крючочки и точки,

Черточки, кружочки,

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки.

И шагайте слаженно

По листу бумажному, (буквы) Е. Измайлова

Подвожу к тому, что сегодня на уроке они будут изучать звуки и буквы.

Работа над обобщением знаний по теме.

Работа по учебнику.

(К) Задание 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.

(К) Просмотр видео (развивающий мультфильм «Звуки и буквы»),

Что мы произносим, когда говорим? (звуки) Когда пишем? (буквы)

(К) Догадайтесь, какие звуки произносят дети.

Как называются эти звуки? (гласные) Почему?

Какими буквами мы можем их записать?

(К) Задание № 2. Послушайте или прочитайте стихотворение про алфавит. Назови известные тебе буквы.

(К) Задание № 3. Слепи любую из них и расскажи товарищу, что это за буква.

Можем ли увидеть, слепить звук?

Работа в прописи.

(И) Задание 1. Вспомните, что вы рассказывали о своей школе, и перечислите, чем современная школа отличается от древней? Раскрашивание школы.

Прописывание элементов «большой овал»(на линиях предыдущего урока).

Динамическая пауза.

(Д, К) Называю звук, а вы показываете его руками: А - руки в стороны, О - руки над головой в кольцо, У - руки в трубочку, И - руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Э - руки перед собой, Ы - руки сложены перед собой

Работа по учебнику.

(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».

Дикое животное с ценным мехом - лиса.

Домашнее животное - собака, корова.

Кондитерское изделие - торт.

Овощ - огурец.

Предмет из школьных принадлежностей - пенал.

Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое слово.

(Г) Расскажи о каждом звуке слова-отгадки.

(К) Задание № 5. Р ассмотрите картинки в учебнике и с помощью рук покажите, как вы выполните эти действия.

Папа берет со стола книгу.

Бабушка поднимает клубок.

Мама переставляет вазу.

Вопросы детям: Можно ли поймать звук? Можешь ли ты это сделать?

Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различного материала и написать.

(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву рисунок и подписать свое имя.

При изучении языка могут возникнуть разные сложности, что бы их избежать следует различать устную и письменную речь. Что бы это сделать следует определить, что же мы называем звуком и что мы подразумеваем под буквой, в чем их отличия.

Звуки представляют собой волновые колебания, которые мы воспринимаем слухом. Среди всех звуков мы улавливаем и звуки, относящиеся к речи. Их мы называем звуками речи. Отличаются такие звуки тем, что они могут образовывать слова.

Звуком мы называем наименьшую основную единицу звучащей речи. Языковые единицы, такие как фонема и слово имею смысловое значение, звук же не несет какого либо значения. Другими словами, звук – это минимальная нечленимая единица речевого потока. Звуки различаются:

  • По способу образования - на гласные и согласные,
  • звонкости / глухости,
  • мягкости / твердости.

Звуки делятся (в зависимости от соотношения в них голоса и шума):

  • гласные [а], [о], [у], [и], [ы], [э]- в таких звуках при образовании участвует только голос
  • согласные:
  • звонкие –
  • сонорные – [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"]. Эти звуки всегда звонкие, непарные. Голоса при их образовании больше, чем шума
  • шумные - [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж] . В отличие от сонорных, в этих звуках больше шума, чем голоса. Это парные звуки.
  • шумные - [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [щ"], [х], [х"], [ц], [ч"] . Такие звуки могут образовываться только при помощи шума.

Что бы как-то обозначить звуки на письме были придуманы буквы.

Буква – символ любого алфавита. Это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаться на письме. Звуки и буквы могут соответствовать в определенных словах, в других же – такого совпадения может и не наблюдаться. В нашем алфавите 33 буквы:

  • 10 обозначают гласных звуков - а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
  • 21 буква обозначает согласный звук - б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
  • Ъ, Ь - 2 буквы в алфавите, которые не обозначают звук.

Нельзя путать эти два понятия, «звук» и «буква». Слова различаются звуками, а не буквами. Букву нельзя проговорить, а так же и услышать. Все эти характеристики мы относим к звукам, именно они являются звуковыми единицами, буквы относятся к алфавиту. Звуки есть во всех существующих языках, и в тех, что не имеют письменность. Именно качеством звука определяется выбор буквы.

Соотношение букв и звуков.

Буквы мы называем гласными или согласными, т.к. они обозначают гласный или согласный звук.

  • В некоторых словах все звуки могут соответствовать буквам: стул [стул ]
  • Одна буква может в разных словах обозначать разный звук: плод [плот ] и плоды [плады ]. В этих словах пишется буква д, но слышаться два разных звука - [д][т]
  • В языке существуют две буквы - Ъ,Ь, которые не обозначают звуки, но пишутся для того, что бы правильно произносить слова.
  • В некоторых словах, когда происходит стечение гласных, некоторые звуки не произносятся, но буквы мы пишем. К этим звукам относим: [в],[д],[т], [л] Например, счастливый [щасливый], радостный [радасный],
  • Один звук может передаваться разными буквами. Например: слова циркуль и улыбаться, звук [ц]будет передаваться буквами ц и тьс [циркул"][улыбаца]
  • Одна буква на письме так же может обозначать два звука. В русском языке не существует таких звуков: е,ё, ю, я. Поэтому, когда в начале слова есть мягкий или твёрдый знак такие буквы будут обозначаться двумя звуками: [й"э][й"о][й"у][й"а]

Основные различия звуков от букв:

  1. Звук мы можем услышать и произнести, букву нет.
  2. Буква – это графическое изображение звука.
  3. Русский язык насчитывает такое количество звуков и букв: звуков – 44, букв – 33
Поделиться: