Чем опасен дикий верблюд. Двугорбый верблюд. Современный ареал дикого верблюда

Екатерина Спирина
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа»

Спирина Екатерина Юрьевна

Конспект «» по познавательной деятельности ,

Конспект «Бурятский национальный костюм » по познавательной деятельности , приобщение детей к культуре бурятского народа .

Воспитатель : Спирина Е. Ю.

Цель :

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение ;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи : развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента ; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества . Вызвать у детей активный интерес , эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование :

для воспитателя : компьютерные презентации о костюме ;

для учащихся : шаблоны орнамента.

Словарная работа :

Головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,

Предварительная работа : Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент » ,

презентации по теме «Бурятский народный орнамент »

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм .

Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия

Ход НОД:

Воспитатель национальном бурятском костюме ) :

Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети : О Бурятии и о бурятских национальных костюмах .

Воспитатель : Почему вы так подумали?

Ответы детей .

Воспитатель : Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм »

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей , где нарисован Бурятский народный костюм .

(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей , а затем художников).

Каждый народ имеет свой национальный костюм , по которому судят об его истории, культуре , своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм » в переводе с итальянского языка означает «обычай» . Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма .

На этой выставке вы видите работы детей , где они рисуют Бурятский народный костюм .

А вот вы видите образцы народного костюма , («Одежда и украшения забайкальских бурят » , Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят » ,», Ф. И. Балдаева, а также варианты бурятского национального костюма , изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Ц. С. Сампилов.

Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят " 1943 год.

Дети, вам понравилась выставка?

Какие картины понравились больше всего?

Есть ли на выставке произведения художников Бурятии ?

А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

А еще я вам хочу рассказать о художнике Бурятии . Балдаев Филипп Ильич. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа , делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта . Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент » . Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа .

Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.

Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал) .

Ребята, а вы знаете, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах . Им обменивались в знак установления дружеских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.

Традиционными мужскими атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма .

Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм . Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.

Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.

Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.

Какие предметы бурятского костюма вам понравились ?

Чтобы вы хотели добавить к нему?

Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах , не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах . Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете ?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей . Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах . Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов ) .

А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.

Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.

Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.

Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.

Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.

Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей .

У вас на столах элементы костюмов , у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

Пока работают дети, звучит бурятская мелодия

По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят детали костюмов .

Сейчас я хочу с вами вместе вспомнить Гимн Бурятии .

А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком

Тырхеева Дулма

Изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»

III школьная конференция учебно-исследовательских работ

Художественно-эстетическое направление

Национальный костюм бурятского народа

Тырхеева Дулма

3 б класс

Руководитель:

Тютрина Ирина Афанасьевна,

учитель начальных классов

2018г.

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………………………….4

2.1. Символы бурятского костюма……………………………………………………..4

2.2. Мужская одежда……………………………………………………………………4

2.3. Женская одежда…………………………………………………………………….5

2.4. Головные уборы…………………………………………………………………….6

2.5. Влияние географического положения на костюм………………………………..6

3. Практическая часть………………………………………………………………………7

3.1. Анкетирование и презентация костюма……………………………………………7

4. Заключение……………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………...10

Приложение……………………………………………………………………………….11

  1. Введение

Актуальность: Народный костюм (одежда) представляет собой богатейший историко-этнографический источник, исследование которого может существенно уточнить и углубить знания об историческом прошлом и настоящем народа, о его многочисленных культурных контактах и взаимодействиях». Костюм всегда отражает определенное историческое время.

Проблема: В последние годы в области изучения одежды возрос и усилился интерес к исследованию не только традиционного костюма, его отдельных элементов, но и к комплексному анализу в общей системе материальной и духовной культуры конкретного этноса, определенной эпохи. На основе данной проблемы я решила построить исследовательскую работу на тему:

Национальный костюм бурятского народа.

Цель исследования: изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Объект исследования: бурятская история культуры.

Предмет исследования: национальный бурятский костюм.

Задачи:

  1. Изучить источники о бурятском национальном костюме;
  2. Собрать материал о бурятском национальном костюме, о каждом его элементе;
  3. Посетить краеведческий музей, выставку;
  4. Провести анкетирование среди детей.
  5. Провести открытое занятие и познакомить детей с особенностями костюма.
  6. Сделать выводы и подтвердить гипотезу.

Гипотеза: возможно через изучение национального костюма, я смогу больше узнать о культурном наследии бурят. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного национального искусства.

Методы исследования:

  1. Поиск и изучение соответствующей литературы;
  2. Посещения музея, выставки;
  3. Беседа, анкетирование;
  4. Изготовление костюма;
  5. Подведение итогов;

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.

  1. Основная часть
  1. Символы бурятского костюма

Костюм бурят – его маленький дом. Он хорошо сохранял тепло, был простым, удобным и практичным. На поясе висел нож в ножнах (хутага) – изащита, огниво (хэтэ) и кремень - огонь и жизнь.

Символизм в бурятском костюме играет очень большую роль.

Во первых, это уважения к высшим силам и памятование о самом важном, Вечных истинах.

В костюме отражают понятие о небе и земле, жизни и смерти, мужчине и женщине.

Во вторых, костюм выполнял функцию прибежища, слияние природными объектами и оберега, защиты организма от негативных сил.

В третьих, включает человека в сообществе рода, племени, наци и сообщает о нем много дополнительной информации: возраст, семейное и социальное положение человека, его вкус, достаток и т.д.

Мужская одежда своей простотой и цельностью напоминает: мужчина создает и оберегает жизнь, а женщина одухотворяет. Поэтому женские костюмы во много раз декоративнее и сложнее мужских

Материал одежды зависел от физико-географической среды и хозяйственно-культурного типа. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды все чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна, привозимые купцами на знаменитую Кяхтинскую ярмарку. Ткани русского и западноевропейского производства использовали буряты Предбайкалья. Забайкальские буряты продолжали пользоваться китайскими хлопчатобумажными и шелковыми тканями (мажал, соембу, чесуча). Позднее все буряты стали использовать материал русского производства.

  1. Мужская одежда

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный.

Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота,

материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая («Гарза гай hалгай гараар гарадаг»). Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Символика манжет - туруун («копыт»): буряты разводили пять видов скота (5 хушуу мал), скот - основное богатство как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне» (адуу малайгаа hyулдые бэедээ ходо абаад ябаhан удхатай).

  1. Женская одежда

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли его разнообразные украшения. Нательная одежда. Женские рубахи были того же покроя как и мужские и относились к распашному и глухому типу. Ранее они были короткими, доходящими до верха штанов. В конце XIX в. женская рубаха стала удлиненной до колен. В этом виде она играла роль нательной одежды, а летом - одновременно и домашней одежды - платья. Рубахи шили из сатина, далембы синего или белого цвета.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен.

  1. Головные уборы

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные.

Гуталы шили из кожи или плиса на толстой войлочной стелек и подшитой кожей подошвой, богато украшали вышивкой и аппликацией.

  1. Влияние географического положения на костюм

Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.

Булагаты:

Мужская одежда западных бурят была без энгэр, с шалевым воротником из бархата или меха выдры. Все мужчины носили одну4 косу, которая украшала вставками и кистями из черных шелковых нитей. На свадьбу жениху иногда заплетали две - три косы, богато украшали их серебром и кораллами. Подпоясывались Булагаты ремнем с пряжкой.

Эхириты:

Мужская одежда Эрхиритов и Булагатов очень похожа. Это тэрлиг похожий на халат с шалевым воротником. В нем удобно было сидеть на коне, в юрте, на земле. За пазуху, как в большой карман, можно положить массу полезных вещей.

Хори:

Костюм хоринских бурят очень близок с костюмом восточномонгольских племен. Удлиненные рукава и приспущенные манжеты конической формы символизирует передние ноги коня-древненгототема бурят –монголов. Пояс- не только знак мужского достоинства, аккумулирует мужскую энергию. Охотники носили на поясе зубы и когтя зверя, приносящий удачу на охоте.

Хонгодры:

В одежде забайкальских бурят использовались шелковые ткани с восточным орнаментом, тарбаганьи шкуры, мех степных лис, верблюжья шерсть и волос яка. Носки гутулов слегка загнуты верх из уважения к матери – Земле, чтобы не причинять ей вред.

Булагаты женский костюм: многочисленные круглые элементы – это поклонение Солнцу.

Круглые украшения на груди это дополнительный источник света радости, а значит, и жизни. Кроме того, это защита сердца и любви в этом сердце.

Удлиненный жилет (хубайси) – усиленная защита спины и торса у родившей женщины, то есть матери.

На жилеты нашивали серебряные, золотые монеты или перламутровые пуговицы.

Эрхириты женский костюм. У женщины всегда должна быть покрыта голова и спина. На костюм эрхириток влиял высокий достаток и близость к русским. Часто набрасывали на спину платок вместо безрукавки. Рукава одежды женщин Предбайкалья были цельными. Ткани выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные.

Хори женский костюм.

Представляет собой закодированную информацию о мифической лебеди- прародительнице. Две косы – символ мужчины и женщины, двух соединяющихся родов. Рукава (хамсы) одежды хоринских буряток были составными.

Хонгодры женский костюм.

Для женского костюма характерна короткая безрукавка(ХУЛАТХИ)

Традиционным орнаментом свастика, то есть солнце с лучами. Главным материалом было серебро малахит, бирюса.

  1. Практическая часть

Изучив литературу, мы с семьёй посетили сначала национальный музей г. Улан-Удэ, где экскурсовод рассказала нам о лучшей книге 2017г. «Бурятский национальный костюм» и показала экспонаты этого музей. В музее природы нам показали костюмы и рассказали о быте бурят. Побывали на ярмарке «Народные сувениры», где нам показали мастер-класс по пошиву национального костюма и росписи на ткане..

3.1. Анкетирование и презентация костюма

Я решила узнать, а знают ли мои одноклассники о бурятском костюме. Мною была предложена анкета из 7 вопросов (См. приложение №1)

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм? (Да. Нет.)
  1. Каковы особенности гутула(обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)

Было опрошено 30 учеников 3 класса. Результаты опроса представлены на диаграммах (См.приложение №2) Данные опроса показывают, что правильные ответы на вопросы анкеты дали:

100%

36,6%

43,3

36,6%

Получив такие результаты, я решила презентовать костюм и рассказать о нем на классном часе. После своей презентации, я повторно провела анкету, результаты удивили и порадовали. Их 30 опрошенных детей на все вопросы дали правильные ответы, за исключением последнего, 4 человека не хотели бы одеть костюм, т.к. уже одевали.

100%

100%

100%

100%

100%

100%

86,6%

  1. Заключение

Работая над исследованием, я узнала много нового:

  • изучила источники и литературу о бурятском национальном костюме;
  • изучила образцы мужского и женского костюма, посещая музеи, выставки;
  • познакомилась с историей развития бурятского костюма, его зависимостью от географического положения;
  • подробно рассмотрела каждую деталь национального костюма;
  • рассказала и показала одноклассникам особенности бурятского костюма;
  • сшили на основе полученных знаний бурятский национальный костюм;

Моя гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Через изучение национального костюма, я больше узнала о культурном наследии бурят.

Красота народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее.

Мы, с моей семьёй и моим руководителем, считаем, что нужно обязательно уважать традиции и обычаи своего народа. Знать свое племя надо для того чтобы чувствовать свою

причастность к своему народу, своей родине, земле.

Свою работу я продолжу, буду делиться своми знаниям, рассказывать и показывать красоту бурятского костюма.

Литература

  1. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
  2. .Тумахани А.В. Бурятское народное искусство./ А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.
  3. .Этносоциальные общности в регионе Восточной Сибири и их социально-культурная динамика. - Улан-Удэ, 2003.
  4. Бурятский национальный костюм. Статья. https://wiki2.википедия org/ru/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
  5. Бурятский национальный костюм, 2017г.

Приложения

Приложение №1

Анкета

А) Да. Б) Нет

  1. Что такое дэгэл?

А) Халат. Б) Рубашка

  1. Сколько у бурятов родов?

А) 5 Б) 3 В) 4

  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  2. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  3. Каковы особенности гутула(обуви)?

А) Толстая подошва. Б) Приподнят нос. В) Сделаны из меха.

  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

А) Да Б) Нет

Приложение №2

Результаты анкетирования

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм?
  1. Что такое дэгэл? (Халат. Рубашка)
  1. Сколько у бурятов родов? (5. 3. 4.)
  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  1. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  1. Каковы особенности гутула (обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)
  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

Бурятский костюм - это часть традиционной культуры народа. В нем нашли отражение религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры, взаимосвязи и контакты с другими национальными культурами.

Традиционная мужская одежда бурят - халат без плечевого шва, зимний - дэгэл и летний на тонком подкладе - тэрлиг. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было важным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины. Края дэгэла обшивали плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы -хлопчатобумажной, нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига.

Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром - китайский шелк азаа магнал - узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей. Халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Воротник халата чаще всего делали в форме стойки, по краям его окаймляли парчовой тесьмой (летние тэрлиги), зимние - шкурами ягнят, выдры, соболя.

Основное украшение халата находилось на его грудной части верхней полы (энгэр). Для дэгэлов агинских бурят был характерен широкий ступенчатый энгэр, оформленный тремя рядами последовательно расположенных полос бархата. Если общий тон халата был синим, что символизировало цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса имела зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат - плодородная почва, питающая все живое на земле, нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное.

Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних мужских халатов дополнялись манжетами - "туруун" (копыта). Они могли быть съемными или скроенными как продолжение рукава. В холодное время их спускали, заменяя рукавицы. В теплое время они подняты и служат украшением. Лицевая часть манжет шилась из бархата, меха, парчи. Манжеты символизировали скот - основное богатство кочевников. Оформление манжет в виде копыт означало "дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне".

На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Пуговицы считались сакральными.

Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело.

Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство.

Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца

Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы.

Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая.

Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности.

Пояс выполнял роль своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязаными, ткаными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. К началу 19 века такие пояса уже не делали, а использовались шелковые и полушелковые фабричные пояса, которые покупали у китайских торговцев. Самым дорогим, редким и поэтому престижным считался кушак из китайского шелка с радужным орнаментом.

Традиция, по которой пояс был обязателен для мужчин, восходит к древнему охотничьему быту. Кожаный пояс с зубом марала, когтями добытого зверя был призван помогать охотнику. Подобные пояса сохранились и встречаются у таежных эвенков.

Пояс, который носили дети поверх одежды, когда-то также был связан с древним обычаем и должен был, по представлениям бурят, охранять детей от злых духов. Жизнь детей у бурят с самого рождения была обставлена предохранительными мерами в виде магических церемоний, обрядов с целью сохранения их жизни, здоровья.

Пояс - это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства. У кочевников бытуют пословицы: "Хоть плохой, но мужчина, хоть тупой, но нож"; "Если будешь поднимать, поддерживать мужчину - он будет тебе опорой, если будешь его давить - станет тебе обузой". Важную роль играл пояс в обрядах. Он порой становился способом выражением своего отношения к человеку.

Старинный обычай обмена поясами был актом установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение.

С поясами были связаны определенные запреты. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают его высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать.

Нож и огниво чаще всего в паре обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами. Первичная утилитарная функция ножа - как орудия защиты, как предмета, необходимого при трапезах с мясными блюдами - дополнилась со временем новой функцией - декоративной: нож стал предметом украшения костюма.

У бурят издавна существовал обычай - при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, внизу к которой прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов в мужской экипировке, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво.

И мужчины, и женщины старшего возраста употребляли табак. Пожилые мужчины и старики курили душистый табак, привозимый из Китая, женщины пользовались нюхательным табаком, который хранили в табакерках. Бурятские мужские трубки делались 2-х видов - с длинным чубуком из нефрита, "пестрой" древесины, которая также доставлялась из Китая, и короткими, которые делали местные мастера-чеканщики. Курительные трубки для бурят - это предмет, выполняющий не только утилитарную функцию, но и имеющий большое значение в различных ритуалах. Даже если мужчина не употреблял табак, он обязан был иметь при себе кисет с табаком и трубкой, которым мог угостить собеседника.

Головной убор, как мужчин, так и женщин был хорошо приспособлен к условиям жизни кочевников, и, кроме того, исполнял символические функции. Буряты носили разные головные уборы, в этом четко проявлялись региональные различия. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Там же носили шапки, сшитые из выдры. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому их иногда носят и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной.

Женщины надевали шапки "бизга" или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.

Были наиболее популярны несколько типов шапок.

Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна.

Традиционная у южных бурят "32-пальчатая шапка" с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. На верхушку тульи пришивали навершие виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел "улзы". К навершию привязывали красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - "32 поколения монголоязычных народов". Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.

Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем, расширяющейся над серединой лба.

Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью.

Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии.

Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части бусины вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. Кисти символизируют также жизненную энергию. Словесная формула, которой выражается полная символика верха головного убора звучит так: "Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной".

В головном уборе сосредоточены символы 5 стихий: огня, солнца, воздуха, воды и земли. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Детская одежда девочек и мальчиков была одинаковой, т.к. до периода зрелости на девочку смотрели как на чистое существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках. На затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы. Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов. На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы.

Женская одежда имела свои особенности. По костюму женщин прослеживается их принадлежность к роду. Женский свадебный наряд надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили наряд из сукна, парчи. Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической. У бурят бытует пословица: "Красота женщины спереди, красота дома - сзади". Пословица эта появилась не случайно и связана с тем, что передняя часть женского костюма шилась из дорогих, нарядных тканей, а спина - из менее дорогостоящих. Это, скорее всего, было вызвано дефицитом дорогих тканей.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. Удлиненный лиф с глубокими проймами, доходящими до талии, простая форма отделки выреза лифа, не очень глубокий запах левой полы на правую, прямое соединение лифа и подола было характерно для одежды хори - бурят. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесучи, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой.

В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно собранный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого - различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Пожилые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.

Безрукавка была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех районов проживания бурятских родов и племен. Подол безрукавки был широким, полы заходили друг на друга. По краю переда, вокруг горловины, проймы нашивались монеты. Достоинство и количество их зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки. Безрукавки надевались поверх платьев и застегивались на одну пуговицу у ворота. Безрукавки выполняли древнейшую магическую функцию оберега молочных желез и позвоночника. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери.

Главное назначение женщины в бурятской семье и в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли.

В праздничные дни костюм женщины дополнялся большим количеством украшений. Новорожденной девочке вдевались в уши коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем скромным.

Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты, обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко дополненные янтарем и лазуритом. Несколько низок кораллов свисали по окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные связки коралловых нитей. Многочисленны женские накосные украшения. На концах кос привязывались фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно вправлялись в серебряное же, украшенное насечкой кольцо.

К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам.

Обувь бурят отличалась от европейской своим кроем, кроме того, выполняла и символические функции. Подошва бурятских сапог имеет гладкую форму, а носки их загнуты вверх. Это делалось для того, что бы при ходьбе человек не мог потревожить Землю-мать или повредить живым существам, обитавшим в ней.

В настоящее время буряты в основном носят европейский костюм. Но в дни праздников, семейных торжеств, богослужений они иногда надевают национальный костюм. В последнее время в одежде, которую шьют местные мастера, все чаще используются мотивы и элементы национальной одежды. Национальную одежду шьют и для продажи в качестве сувениров, а так же для дарения гостям. Чаще всего это шапки и халаты, кушаки и прочие атрибуты

В прошлом дикий верблюд, по всей видимости, встречался на обширной территории значительной части Центральной Азии. Он был широко распространён в Гоби и других пустынных районах Монголии и Китая, на восток доходя до большой излучины Хуанхэ, а на запад - до современного центрального Казахстана и Средней Азии.

Современный ареал дикого верблюда

Сейчас ареал хаптагая невелик и разорван - это 4 изолированных участка на территории Монголии и Китая. Конкретно, в Монголии дикий верблюд обитает в Заалтайской Гоби, включая предгорья хребтов Эдрен и Шивет-Улан, до границы с Китаем. В Китае основной участок обитания диких верблюдов находится в районе озера Лобнор. Верблюд до недавнего времени водился в пустыне Такла-Макан, но, возможно, там он уже вымер.

Образ жизни и поведение

Образ жизни дикого верблюда

Хаптагаи держатся обычно небольшими стадами по 5-20 голов, в основном состоящих из самок и молодняка; вожаком является доминантный самец. Взрослые самцы нередко встречаются и поодиночке. В табун верблюдов могут входить и молодые половозрелые самцы, но этого никогда не бывает в период гона.

Анимационное изображение бегущего иноходью бактриана

В природе дикие верблюды постоянно мигрируют из одного района в другой, но в целом их биотоп — каменистые, пустынные места, на равнине и в предгорьях, с редкой и грубой растительностью и редкими источниками воды. Тем не менее, вода необходима верблюдам для жизни; группы верблюдов в местах своего обитания сильно привязаны к водоёмам и родникам. Большие группы верблюдов скапливаются после дождей на берегах рек или у подножия гор, где образуются временные разливы. Зимой верблюды для утоления жажды обходятся снегом.

Дикие верблюды встречаются и в гористой местности, причём настолько хорошо передвигаются по крутым склонам, что мало уступают в этом горным баранам. Это вызывало удивление у Н. М. Пржевальского, большого знатока азиатской фауны. В жаркое время года хаптагаи поднимаются довольно далеко — отмечалось, что они встречаются на высоте 3300 м над уровнем моря. Зимой животные откочёвывают на 300-600 км к югу и держатся чаще в горных долинах, защищающих их от вeтра, либо по сухим водотокам. Если оазисы с тополиными рощами не заняты человеком, зиму и особенно осень хаптагаи проводят около них. Для диких верблюдов характерны широкие кочёвки в течение суток даже при обилии корма, что бывает связано с водопоями. Так, наблюдения показали, что верблюды за день могут проходить 80-90 км и даже больше.

Чучело хаптагая

Двугорбый верблюд — животное, активное в светлое время суток. Ночью он либо спит, либо малоактивен и занят пережёвыванием жвачки. Во время ураганов верблюды могут лежать неподвижно несколько дней. В ненастную погоду они стараются укрыться в кустах или оврагах, в сильную жару охотно ходят, обмахиваясь хвостами, против ветра с открытым ртом, понижая температуру тела.

Хаптагай отличается довольно заметной агрессивностью и неуживчивым нравом. Однако при своём подвижном и возбудимом нраве дикий верблюд чрезвычайно осторожен и пуглив и, по некоторым описаниям, боится даже домашних верблюдов. Дикий верблюд отличается необыкновенно острым зрением, замечая, например, движущуюся машину на расстоянии километра. При малейшей тревоге хаптагаи убегают. В редких случаях, например при непосредственной опасности, двугорбый верблюд может развить скорость до 65 км/ч, однако долго так быстро передвигаться не может. Верблюд бежит довольно редким в животном мире аллюром — иноходью, делая шаг то обеими правыми, то обеими левыми ногами.

Табун верблюдов в долине Нубра

Известный шведский путешественник Свен Гедин, предпринявший в конце XIX века несколько экспедиций во Внутреннюю Монголию, со ссылкой на слова аборигенов рассказывал:

« Мне говорили, что дикий верблюд очень пуглив и, замечая, что его преследуют, несётся, как ветер, без остановки дня два, три. Особенный ужас наводит на него дым от костра, и пастухи утверждали, что, зачуяв запах горящего дерева, он также обращается в бегство и исчезает надолго.

Проживающие недалеко от устья реки пастухи держали однажды пару домашних верблюдов, и, когда последние паслись на свободе, дикие, завидев их, убегали от них, как от чумы, считая их за таких же врагов, как волков или тигров.

Пастухи рассказывали, что дикий верблюд мгновенно замечает отверстие в носовом хряще, а также палочку и верёвку, посредством которых управляют домашними верблюдами. Дикий верблюд сразу угадывает также, что домашний родственник его носит вьюки - будь то мука, мясо, шерсть или тому подобное - по сплюснутым горбам.

»

В прошлом, когда диких верблюдов было больше, местное население практиковало охоту на них. Однако из-за крайней осторожности и пугливости хаптагаев, если их не удавалось подстеречь в засаде, единственным способом их добычи было длительное преследование на домашнем верблюде. Охотник гнался за диким стадом, стараясь не терять его из виду, и оттеснял от источников воды и привычных укрытий. Таким образом удавалось измотать хаптагаев и приблизиться к ним на выстрел, но такая погоня порой продолжалась много дней и вела к крайнему изнурению не только дичи, но и охотника.

В дикой природе верблюды доживают до 40-50 лет.

Питание

Двугорбый верблюд — животное исключительно травоядное и, как и одногорбый, может кормиться самым грубым и малопитательным кормом. Он способен поедать растения с такими колючками, которые не в состоянии есть ни одно другое животное. В рацион верблюда входят 33 из 50 основных видов растений пустынной флоры Казахстана.

Кусты саксаула в пустыне Гоби — типичный корм верблюда

Дикие верблюды кормятся главным образом кустарниковыми и полукустарниковыми солянками, любят лук, ежовник, парнолистник с его сочными крупными листьями, поедают эфедру и молодые побеги саксаула, а осенью в оазисах охотно едят листья тополя и тростник. Когда отсутствуют другие источники питания, то верблюды поедают кости и шкуры животных, а также предметы, изготовленные из них.

К родникам верблюды приходят не чаще одного раза в несколько дней. Если их там беспокоят, то без воды могут обойтись две, а то и три недели — особенно летом, когда после дождей в растениях много влаги. Двугорбый верблюд примечателен тем, что способен без вреда для здоровья пить солоноватую воду пустынных водоёмов. Это, впрочем, касается, по-видимому, только дикого верблюда — домашние избегают пить солёную воду. Вообще, потребность в соли у животного весьма велика — по этой причине домашним верблюдам необходимо обеспечивать постоянное наличие соляных брусков. Верблюды вообще и двугорбый в частности известны способностью выпивать за один раз огромное количество воды. При сильном обезвоживании бактриан способен за один раз выпить больше 100 литров.

Двугорбый верблюд в состоянии переносить очень длительное голодание. Он настолько приспособлен к скудной пище, что для здоровья домашнего верблюда постоянный недокорм может оказаться лучше, чем обильное питание. В выборе корма верблюд довольно неразборчив, что облегчает эксплуатацию домашних бактрианов в сложных условиях. Упоминавшийся выше М. И. Иванин, руководствуясь собственным опытом, писал:

При наличии хорошей кормовой базы как дикие, так и домашние верблюды к осени сильно жиреют. Но верблюды сильнее, чем, к примеру, лошади, страдают в зимнее время от глубокого снега и особенно гололёда, так как из-за отсутствия настоящих копыт они не могут, подобно лошадям, тебеневать — раскапывать снег и кормиться находящейся под ним растительностью. Поэтому у кочевых народов, например казахов, существовала практика последовательного выпаса домашнего скота зимой — сначала в угодья пускали табуны лошадей, которые вытаптывали и ворошили снег, а уже за ними верблюдов и коров, которые довольствовались тем, что не съели лошади.

Размножение

И самцы, и самки становятся половозрелыми в возрасте 3-5 лет, хотя этот срок может варьировать в ту или иную сторону. Самцы в среднем созревают несколько позже самок, иногда даже в 6-летнем возрасте. Во всяком случае, у самцов явно выраженные признаки полового диморфизма появляются начиная с 3-летнего возраста.

Гон у двугорбых верблюдов происходит осенью. В это время самцы ведут себя очень агрессивно. Они нападают на других самцов и даже пытаются спариваться с ними, постоянно громко ревут, бегают и мечутся; изо рта у них идёт пена. Животные издают звуки, похожие на бормотание, и резкий протяжный свист. Доминантные самцы во время гона сгоняют самок в группы и не позволяют им расходиться. В таком состоянии самец верблюда может быть опасен для человека и животных. Самцов домашних верблюдов при наступлении признаков гона в целях безопасности часто сажают на привязь или изолируют. В Монголии на шею гонным верблюдам, содержащимся на вольном выпасе, надевают предупреждающие красные повязки. Самцов, не считающихся годными для племенного фонда или предназначенных только для работы, обычно кастрируют. Но к некастрированным самцам во время гона не рекомендуется приближаться без необходимости, и работа с ними вообще может быть затруднена. Гонные самцы часто вступают друг с другом в жестокие схватки, во время которых давят противника шеей, пытаясь пригнуть к земле и свалить. Реже верблюды пускают в ход зубы или бьют противника ногами, и тогда возможны серьёзные травмы вплоть до гибели одного из дерущихся. В стадах домашних верблюдов порой только вмешательство пастухов спасает более слабого верблюда от тяжёлых увечий. Случается, что дикие верблюды нападают на табуны домашних, убивают самцов и уводят самок — поэтому монгольские пастухи в Заалтайской Гоби угоняют табуны домашних верблюдов на время гона подальше от пустыни, в горы, чтобы уберечь от набегов хаптагаев.

Табун верблюдов в пустыне Гоби, Монголия.

Во время гона самцы активно используют затылочные железы для мечения территории, выгибая шею и касаясь головой земли и камней. Они также поливают собственной мочой задние ноги и размазывают мочу по задней части тела с помощью хвоста. То же самое делает и самка. Готовность к спариванию самка выражает, подгибая все четыре ноги и ложась перед самцом, который после спаривания сразу отправляется искать других самок.

Самка приносит приплод раз в два года. Рождается один верблюжонок; двойни редки, и очень часто беременность двойней оканчивается выкидышем. Беременность верблюдиц длится 13 месяцев, указывается также срок в 411 дней и 360-440 дней. Верблюжата появляются на свет весной, пик рождаемости приходится на март-апрель. Верблюдица рожает стоя. Новорожденный верблюжонок весит в среднем около 36 кг и имеет рост в плечах около 90 см. Он практически сразу способен следовать за матерью. Лактация самок длится около полутора лет, хотя продолжительность исключительно молочного кормления обычно около 6 месяцев. Характерная анатомическая особенность верблюдов — разная длина рогов матки — часто затрудняет диагностику беременности. Крупный плод, который иногда весит и 60 кг, и/или его неправильное положение часто является причиной затруднений при родах. В таких случаях домашней верблюдице помогают люди — верблюжонка вытаскивают на свет с помощью верёвок силами до четырёх человек. Интересно, что двугорбый верблюжонок при рождении намного меньше, чем одногорбый, который весит около 100 кг.

У двугорбого верблюда хорошо выражена забота о потомстве. Детёныш остается с матерью весьма долгое время, до самого достижения половозрелости. У домашних верблюдов этот срок длиннее, чем у диких. Достигшие половозрелости самцы начинают держаться отдельно, холостяцкими стадами, самки же остаются в материнском стаде. В условия круглогодового пастбищного содержания рост молодняка верблюдов протекает ступенчато, что выражается в задержке роста в неблагоприятные периоды года, и носит ярко выраженный приспособительный характер к условиям содержания.

Отряд - Парнокопытные / Подотряд - Мозоленогие / Семейство - Верблюдовые / Род - Верблюды

История изучения

Двугорбый верблюд, или бактриан (лат. Camelus bactrianus) - крупнейший представитель семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с одногорбым верблюдом (дромадером) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus). Кроме наличия двух горбов и большего размера и веса, двугорбый верблюд отличается от одногорбого в среднем гораздо более густым шёрстным покровом. Оба верблюда - близкородственные виды, образующие жизнеспособные плодовитые помеси.

Распространение

В прошлом дикий верблюд, по всей видимости, встречался на обширной территории значительной части Центральной Азии. Он был широко распространён в Гоби и других пустынных районах Монголии и Китая, на восток доходя до большой излучины Хуанхэ, а на запад - до современного центрального Казахстана и Средней Азии (остатки диких верблюдов известны из кухонных отбросов, найденных там при раскопках поселений 1500 - 1000 годов до н.э.).

Сейчас ареал хаптагая невелик и разорван - это 4 изолированных участка на территории Монголии и Китая. Конкретно, в Монголии дикий верблюд обитает в Заалтайской Гоби, включая предгорья хребтов Эдрен и Шивет-Улан, до границы с Китаем. В Китае основной участок обитания диких верблюдов находится в районе озера Лобнор. Верблюд до недавнего времени водился в пустыне Такла-Макан, но, возможно, там он уже вымер.

Внешний вид

Домашние и дикие двугорбые верблюды отличаются окрасом и густотой шерсти, телосложением и формой горбов. Дикие верблюды светлее, стройнее, а горбы меньше и более острые, чем у домашних. Горбы в холодное время года покрыты густой шерстью, в теплое - голые. Линька идет неравномерно, старая шерсть выпадает целыми кусками. В каждом горбу может запасаться до 36 кг жира, который, окисляясь, выделяет воду в большем количестве, чем вес израсходованного жира. При потреблении запасов жира горбы становятся дряблыми. У верблюдов 34 острых зуба.

Копыта отсутствуют. На каждой ноге по два больших пальца, опирающихся на мозолистое утолщение кожи, лежащее на ороговевшей подошве. Из подошвы выступают два крупных когтя. Такие конечности приспособлены к хождению по каменистой пустыне и мягкому песку. Ноги толстые, сильные и узловатые, на задних сильно развиты коленные мозоли. Мозоли также есть на груди, локтях и пятках. Шея длинная изогнутая. На горле и шее растет длинная шерсть (до 25 см), чем-то похожая на бороду. Зимняя шерсть очень косматая и теплая. Туловище круглое, шея длинная, голова вытянутая. Уши небольшие закругленные, заросшие шерстью. Хвост длинный с кисточкой на конце. Губы жесткие, что позволяет верблюдам поедать колючки. Верхняя губа раздвоенная. Глаза крупные с двумя рядами длинных ресниц, которые защищают животное от ветров и песчаных бурь. Брови густые, хорошо защищают глаза от ярких лучей солнца. Во время песчаных бурь верблюды закрывают не только глаза, но и свои щелевидные ноздри. Желудок с несколькими камерами, которые помогают в переработке грубой пищи - сначала порция пищи заглатывается, не разжевываясь, затем частично переваренная пища (жвачка) отрыгивается верблюдом и тщательно пережевывается. Для сохранения запасов воды, почки двугорбого верблюда (из-за сильно удлиненных нефронов) могут сильно концентрировать мочу. Желчный пузырь отсутствует.
У верблюдов овальные эритроциты, что позволяет им за короткое время выпить большое количество воды.

Длина шерсти (кроме мест, где растет длинная шерсть) не превышает 5 см. Плотность шерстного покрова зависит от среды обитания.

Окрасколеблется от темно-коричневого до светло-бежевого. Длина тела с головой 2,7-3,6 м, длина хвоста 35-55 см, высота в холке 1,8-2,3 м. След верблюда в поперечнике до 30 см. Вес варьируется от того, когда пил верблюд. Самки 377-517 кг, самцы 367-422 кг.

Размножение

И самцы, и самки становятся половозрелыми в возрасте 3-5 лет, хотя этот срок может варьировать в ту или иную сторону. Самцы в среднем созревают несколько позже самок, иногда даже в 6-летнем возрасте. Во всяком случае, у самцов явно выраженные признаки полового диморфизма появляются начиная с 3-летнего возраста.

Гон у двугорбых верблюдов происходит осенью. В это время самцы ведут себя очень агрессивно. Они нападают на других самцов и даже пытаются спариваться с ними, постоянно громко ревут, бегают и мечутся; изо рта у них идёт пена. Животные издают звуки, похожие на бормотание, и резкий протяжный свист. Доминантные самцы во время гона сгоняют самок в группы и не позволяют им расходиться. В таком состоянии самец верблюда может быть опасен для человека и животных. Самцов домашних верблюдов при наступлении признаков гона в целях безопасности часто сажают на привязь или изолируют. В Монголии на шею гонным верблюдам, содержащимся на вольном выпасе, надевают предупреждающие красные повязки. Самцов, не считающихся годными для племенного фонда или предназначенных только для работы (особенно вьючной перевозки), обычно кастрируют. Но к некастрированным самцам во время гона не рекомендуется приближаться без необходимости, и работа с ними вообще может быть затруднена. Гонные самцы часто вступают друг с другом в жестокие схватки, во время которых давят противника шеей, пытаясь пригнуть к земле и свалить. Реже верблюды пускают в ход зубы (обычно хватая противника зубами за голову) или бьют противника ногами, и тогда возможны серьёзные травмы вплоть до гибели одного из дерущихся. В стадах домашних верблюдов порой только вмешательство пастухов спасает более слабого верблюда от тяжёлых увечий. Случается, что дикие верблюды нападают на табуны домашних, убивают самцов и уводят самок - поэтому монгольские пастухи в Заалтайской Гоби угоняют табуны домашних верблюдов на время гона подальше от пустыни, в горы, чтобы уберечь от набегов хаптагаев.

Во время гона самцы активно используют затылочные железы для мечения территории, выгибая шею и касаясь головой земли и камней. Они также поливают собственной мочой задние ноги и размазывают мочу по задней части тела с помощью хвоста. То же самое делает и самка. Готовность к спариванию самка выражает, подгибая все четыре ноги и ложась перед самцом, который после спаривания сразу отправляется искать других самок.

Самка приносит приплод раз в два года. Рождается один верблюжонок; двойни редки, и очень часто беременность двойней оканчивается выкидышем. Беременность верблюдиц длится 13 месяцев, указывается также срок в 411 дней и 360-440 дней. Верблюжата появляются на свет весной, пик рождаемости приходится на март-апрель. Верблюдица рожает стоя. Новорожденный верблюжонок весит в среднем около 36 кг (называется средний вес и 45 кг) и имеет рост в плечах около 90 см. Он практически сразу (через два часа) способен следовать за матерью. Лактация самок длится около полутора лет, хотя продолжительность исключительно молочного кормления обычно около 6 месяцев. Характерная анатомическая особенность верблюдов - разная длина рогов матки (левый рог обычно на 8-14 см короче правого) - часто затрудняет диагностику беременности. Крупный плод, который иногда весит и 60 кг, и/или его неправильное положение (принимая во внимание длинные ноги детёныша) часто является причиной затруднений при родах. В таких случаях домашней верблюдице помогают люди - верблюжонка вытаскивают на свет с помощью верёвок силами до четырёх человек. Интересно, что двугорбый верблюжонок при рождении намного меньше (и абсолютно, и относительно матери), чем одногорбый, который весит около 100 кг.

У двугорбого верблюда хорошо выражена забота о потомстве (всё же нередки случаи, когда самка бросает верблюжонка или отказывается кормить). Детёныш остается с матерью весьма долгое время, до самого достижения половозрелости. У домашних верблюдов этот срок длиннее, чем у диких. Достигшие половозрелости самцы начинают держаться отдельно, холостяцкими стадами, самки же остаются в материнском стаде. В условия круглогодового пастбищного содержания рост молодняка верблюдов протекает ступенчато, что выражается в задержке роста в неблагоприятные периоды года, и носит ярко выраженный приспособительный характер к условиям содержания.

Образ жизни

Средой обитания двугорбого верблюда являются пустыни и полупустыни, сухие степи, скалистые горные массивы, каменные дюны и каньоны с редкой растительностью и нехваткой источников воды. Колебание температур в местах обитания бактрианов от +40"C летом и до - 40"С зимой.

Двугорбый верблюд - спокойное и терпеливое животное, активен в светлое время суток.Кормятся бактрианы утром и вечером. Большую часть ночи и в самые жарки часы днем отдыхают, устроившись на ровном открытом участке земли или около кустарника, чтобы вовремя заметить врагов. Пока все отдыхают, вожак стоит на страже. При малейшей опасности он подает сигнал и все животные уходят, не останавливаясь на несколько километров.

Зрение и обоняние хорошо развито, животное может увидеть движущийся объект на расстоянии до 1 км. Бегают двугорбые верблюды быстро - до 60 км/ч. В холодное время откочевывают на юг и придерживаются гор или оазисов (не занятых человеком). Верблюды, как и все животные из семейства мозоленогих (ламы, альпаки, викуньи и пр.) могут плеваться жвачкой друг в друга. Бактриан может плюнуть и в человека, если считает, что он опасен, но такое случается довольно редко. Защищаясь, лягается как лошадь, может кусаться, а некоторые даже топчут передними ногами. Во время ураганов животные могут пролежать неподвижно несколько дней. В сильную жару обмахиваются хвостами и высовывают язык (как собаки). К источникам воды подходят раз в несколько дней, если же источник недоступен - то 2-3 недели верблюды обходятся без воды, поедая сочные растения. Хорошо плавает. В слякоть и гололедицу скользит и может упасть. Двигаются верблюды иноходью.

В теплое время года бактрианы встречаются поодиночке или мелкими группами (6-20 особей), состоящей из самок и молодежи, во главе которых стоит вожак. В зимнее время животные собираются в табуны (до 100 особей). Размер табуна зависит от количества пищи.

Питание

Двугорбый верблюд - животное исключительно травоядное и, как и одногорбый, может кормиться самым грубым и малопитательным кормом. Он способен поедать растения с такими колючками, которые не в состоянии есть ни одно другое животное. В рацион верблюда входят 33 из 50 основных видов растений пустынной флоры Казахстана.

Дикие верблюды кормятся главным образом кустарниковыми и полукустарниковыми солянками, любят лук, ежовник, парнолистник с его сочными крупными листьями, поедают эфедру и молодые побеги саксаула, а осенью в оазисах охотно едят листья тополя и тростник. Когда отсутствуют другие источники питания, то верблюды поедают кости и шкуры животных, а также предметы, изготовленные из них.

К родникам верблюды приходят не чаще одного раза в несколько дней. Если их там беспокоят, то без воды могут обойтись две, а то и три недели - особенно летом, когда после дождей в растениях много влаги. Двугорбый верблюд примечателен тем, что способен без вреда для здоровья пить солоноватую воду пустынных водоёмов. Это, впрочем, касается, по-видимому, только дикого верблюда - домашние избегают пить солёную воду. Вообще, потребность в соли у животного весьма велика - по этой причине домашним верблюдам необходимо обеспечивать постоянное наличие соляных брусков. Верблюды вообще и двугорбый в частности известны способностью выпивать за один раз огромное количество воды. При сильном обезвоживании бактриан способен за один раз выпить больше 100 литров.

При наличии хорошей кормовой базы как дикие, так и домашние верблюды к осени сильно жиреют. Но верблюды сильнее, чем, к примеру, лошади, страдают в зимнее время от глубокого снега и особенно гололёда, так как из-за отсутствия настоящих копыт они не могут, подобно лошадям, тебенева́ть - раскапывать снег и кормиться находящейся под ним растительностью. Поэтому у кочевых народов, например казахов, существовала практика последовательного выпаса домашнего скота зимой - сначала в угодья пускали табуны лошадей, которые вытаптывали и ворошили снег, а уже за ними верблюдов и коров, которые довольствовались тем, что не съели лошади (в третью очередь пускали овец).

Численность

Дикая популяция бактрианов осталась только в Монголии и Китае (пустыни Гоби и Таклимакан). Дикий двугорбый верблюд занесен в Международную Красную книгу. Предположительная численность популяции около 500 половозрелых особей.

Двугорбый верблюд и человек

Двугорбый верблюд был одомашнен человеком более 1000 лет назад. Используется для перевозки грузов (верблюд может нести на себе 150-450 кг груза). Шерсть, молоко, жир, мясо, кости и помет использует местное население для своих нужд. Из шерсти и шкур делают одеяла, одежду, ковры и палатки; жир используют в кулинарии; молоко очень жирное и сытное; высушенный помет используют как топливо. Создает гибриды с домашним верблюдом. На диких животных охотятся фермеры из-за конкуренции с домашними верблюдами за пищу.

Поделиться: