Богослужебная литература

Приходские библиотеки — они много где есть, но о них мало кто знает. Какая от них польза? Кто их посещает? Не устарели ли они в наш век интернета и каковы их перспективы? Обо всем этом мы и хотим рассказать читателям «Фомы».

— Скажите, а у вас в библиотеке «Добротолюбие» есть?

— Есть, но Вы уверены, что поймете эту книгу? Не начать ли с чего-нибудь попроще?

— А мне сказали, что это самая главная православная книга, что всем ее полагается читать!

— Простите, а Вы давно воцерковляетесь? У вас есть опыт чтения духовной литературы? Нет? Знаете, я Вам советую сперва почитать святителя Феофана Затворника, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

…Такой диалог я услышал в приходской библиотеке московского храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно. Но мог бы услышать и в других местах. Приходских библиотек сейчас много, работают там большей частью подвижники, а выбор книги нередко оказывается поводом к долгим и серьезным разговорам о вере. Можно сказать, что такие библиотеки де-факто выполняют миссионерскую и катехизаторскую работу.

Однако вот парадокс: о приходских библиотеках люди чаще всего не знают. Причем не только «внешние» — порой и те, кто много лет ходит в храм, не догадываются, что в их храме есть библиотека. Более того — даже и работники храма не всегда в курсе. «А разве у нас она есть?» — недоуменно отвечают на телефонный звонок.

Я заинтересовался темой приходских библиотек полтора года назад, готовя в «Фоме» подборку материалов, посвященную 200-летию рождения Гоголя. Тогда-то я и познакомился с Ириной Владимировной Сергеевой, заведующей библиотекой духовного центра при храме иконы «Живоносный источник» в Царицыно. А затем уже целенаправленно искал информацию, общался и с московскими библиотекарями, и с региональными.

Кстати, мой первый же лопнувший стереотип — это что почти все приходские библиотеки сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Ничего подобного — в России немало замечательных библиотек, не уступающих столичным. А вот как раз в Москве, по данным портала «Православная книга России» (www.pravkniga.ru), ситуация отнюдь не идеальная: около 400 церковных приходов — и ввсего 20 приходских библиотек, да и из этих двадцати не все действующие.

Кто и зачем

Первый и естественный вопрос: а зачем они, приходские библиотеки, вообще нужны? Ведь сейчас издается множество православной литературы на любой вкус, при многих храмах есть книжные лавки и магазины, да и в обычной книготорговле нетрудно найти православные книги. Почему бы просто не купить?

«Во-первых, потому что книги сейчас дороги, и не каждый может позволить себе купить все, что хочет, — отвечает Ирина Сергеева. — Во-вторых, и это не менее важно, людям очень трудно сориентироваться в книжном изобилии: что именно стоит прочитать по интересующей их теме. В-третьих, каждая прочитанная книга у вдумчивого читателя становится поводом прочесть что-то еще. А что именно? Кто посоветует? Вот потому-то они идут в библиотеку».

А кто идет, кстати? В большинстве случаев читатели приходских библиотек — это либо женщины среднего возраста, либо студенты, либо пенсионеры. Бывают среди них и некрещеные, и неверующие люди — например, студенты, отчаявшиеся найти нужную литературу для диплома в обычных библиотеках. Путь в приходскую библиотеку у каждого свой. Кто-то увидел объявление в храме, кому-то посоветовали друзья, кому-то (особенно новоначальным христианам) священник, кому-то преподаватели. Интересно, что активно пользуются приходскими библиотеками и учащиеся духовных семинарий — оказывается, фонды приходских библиотек подчас не хуже семинарских.

Что там есть

Какого же рода литературу можно найти в библиотеке при храме? Разумеется, прежде всего, это литература духовная: догматика, аскетика, творения святых отцов, богослужение. Но не только это — есть книги по истории, философии, искусству, есть литературная критика, есть классическая художественная литература и даже детская. А также — православная периодика. Фонды подчас огромные даже в сравнении со светскими библиотеками — так, в нижегородской библиотеке при соборе Александра Невского собрано около 26 тысяч книг, в библиотеке храма иконы «Живоносный источник» — 21 тысяча (не считая периодики).

Понятно, что в светских библиотеках выбор религиозной литературы гораздо меньше. Но дело не только в количестве книг — не менее важно, как устроен библиотечный каталог, насколько легко можно найти нужную книгу или подобрать литературу по нужной теме. Ведь библиотека — это не только собрание книг, но еще и информационно-поисковая система.

О проблемах

Слова «информационно-поисковая система» сразу вызывают мысли о компьютерных базах данных, об интернетовских поисковиках. Однако в большинстве приходских библиотек все как в XIX веке — бумажный каталог, библиотечные карточки. И дело вовсе не в том, что компьютер дорог.

«Основная наша проблема, — поясняет Ирина Сергеева, — это недостаток места. Все книги у нас находятся в двух комнатах, плюс несколько шкафов в коридоре. Нам просто негде поставить компьютерную технику. Вот будь у нас новое помещение…»

Это же говорят и все, кого я опрашивал. Проблема с помещением куда более острая, чем проблема денег. Деньги иногда жертвуют благотворители, иногда что-то оплачивает приход — но новые помещения взять просто физически неоткуда. Вот и приходится ставить книги на стеллажах не вертикально, а горизонтально, подписывая ручкой название на обрезе. Так больше умещается. Не до компьютеров тут.

Денег, впрочем, тоже не то чтобы хватает — ни на пополнение фондов, ни на зарплату сотрудников. Сотрудников, кстати, в лучшем случае человека два-три, а чаще — всего один. Порой библиотекари покупают книги на свои собственные средства. Впрочем, нередко помогают прихожане — дарят книги. Например, в библиотеке храма иконы «Живоносный источник» более половины новых поступлений — книги, подаренные читателями-благотворителями.

Другая проблема, ничуть не менее острая, — это нехватка кадров. Вовсе не любой человек может работать в православной библиотеке. Вариант «за послушание» здесь не годится — необходимы глубокие профессиональные знания. Причем знания не только библиотечного дела, но и религиозные. Не раз уже упоминавшаяся мной Ирина Сергеева (по первому образованию — журналист, выпускница журфака МГУ) специально получила второе образование, окончив миссионерско-катехизаторский факультет ПСТГУ. Увы, таких людей мало.

Есть, впрочем, и псевдопроблемы — например, гипотетическая конкуренция со стороны электронных библиотек. Не раз мне приходилось слышать мнение, что время приходских библиотек уже ушло. Мол, практически любую православную книгу можно найти в интернете… Я просил прокомментировать это всех библиотекарей, с которыми общался. Никто из них не видит ничего ужасного в электронных версиях книг, но все они уверены, что книга бумажная еще очень долго будет востребована читателем. «От нас не уйдут в интернет, — улыбнулась в ответ на мой вопрос Ирина Сергеева. — Наоборот, бывает, что из интернета приходят к нам».

О проблемах приходских библиотек можно говорить бесконечно. Но, при всех своих проблемах, они все-таки существуют, их помощью пользуется множество людей, благодаря им растет и религиозная, и общекультурная грамотность народа. А делается все это трудами очень немногих подвижников. Чем же мы — то есть общество — можем им помочь? Давайте думать вместе.

«Кроме того, важно, чтобы при епархиальных управлениях, при крупных городских приходах и монастырях открывались или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковная библиотека должна быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви».

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

фото Владимира Ештокина

Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропускает церковную службу без уважительной причины, тот сам отлучает себя от Церкви.

Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Писания, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, христианин соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской).

Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, Таинствах. Если нет опыта поста, желательно посоветоваться со священником.

Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

Закон Божий, составленный протоиереем Серафимом Слободским, содержит подробное объяснение богослужений Православной Церкви. Так же можно прочитать книгу епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную Литургию». В церковных лавках можно найти много других книг, объясняющих службы суточного круга: «Литургия», «Всенощное бдение».

В начале воцерковления надо читать Закон Божий, Евангелие, жития святых, наставления о духовной жизни. Полезно читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства.

Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения. Другое дело – «вольные» или «современные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Полезно читать толкование Священного Писания святыми отцами. Не довольствоваться только чтением Евангелия, а стараться по нему жить. Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно, даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитать.

Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

Чтобы правильно понимать Библию, необходимо читать книги с ее толкованием, о наличии которых можно узнать в церковных лавках и приходских библиотеках. Изучение Библейской истории можно начать и с Закона Божия, составленного протоиереем Серафимом Слободским или группами для взрослых и детей по изучению Библейской истории. И, конечно, надо смиренно молиться Богу, чтобы Он удостоил слышания и исполнения слова Его.

К ежедневному молитвенному правилу во время поста добавляют чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири. Изменение молитвенного правила согласуют со священником.

Можно ли православному человеку читать что-либо иное, кроме Священного Писания и сочинений святых отцов?

Православие не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии через призму православного мировоззрения. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости.

При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

Это невидимые враги – лукавые, злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

Что делать с неправославной литератуой?

К неправославной литературе надо подходить рассудительно. «Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое» (свт. Василий Великий). Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение, тогда приобщение такой литературе христианину может быть полезно.

Духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры лучше сжечь. Просто выбрасывать в мусор вредные для души книги нельзя: их могут прочитать другие люди, что может им повредить. Если в этих книгах есть цитаты из Священного Писания, то бросать такие книги в грязь тем более нехорошо.

Собрание книг для совершения богослужений. Содержит тексты Священного Писания, чинопоследования служб, богослужебные указания, молитвы и песнопения. Богослужебные книги Православной Церкви предназначены для правильного совершения богослужения. Также как и само богослужение, вспомогательная специальная литература формировалась столетиями. На сегодняшний день в Православии существует более десятка книг, которые задействованы как в алтаре, так и на клиросе.

Богослужебные указания своими корнями уходят в далекие ветхозаветные времена, когда Бог через пророков рассказал еврейскому народу о правильном почитании, принесении жертв и устройстве храма. Уже в творениях первых христианских авторов, дошедших до нас, есть указания на чинопоследование литургии. Постепенно жизнь христиан менялась, а с возникновением монашества, как четко организованного института, появилась потребность в более глубокой систематизации всех церковных знаний и действий. Когда в IV веке христианство становится государственной религией Римской империи, богослужение из катакомб и пустынь переносится в великолепные храмы. С этого момента без богослужебной литературы обойтись уже было невозможно.

Часто возникает вопрос: почему в Православии не существует одной книги, в которой бы вместились все молитвы и песнопения? Ответ прост: в богослужении есть неизменяемая часть, это тексты, которые читаются и поются постоянно, но есть и тексты, которые в течение года не повторяются, они приручены к событиям и датам христианского календаря или различным жизненным ситуациям. Объем этой части богослужебных текстов настолько велик и разнообразен, что его нельзя четко классифицировать и изложить в одной книге.

Традиционно специальную церковную литературу подразделяют на священно-богослужебную и церковно-богослужебную.

Священно-богослужебные книги

Священно-богослужебные книги - это книги Священного Писания (Библии) . Во время православного богослужения выделяются: Евангелие (все четыре благовестия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна), Апостол (деяния и послания апостолов, за исключением последней книги Нового Завета - Откровения Иоанна Богослова) и Псалтирь (ветхозаветная книга псалмов, авторство которых приписывают царю Давиду).

Каждый день в храмах Православной Церкви прочитывают разные отрывки из Евангелия и Апостола, постепенно донося до верных весь Новый Завет. С псалмами дело обстоит иначе. Их читают много и часто. Некоторые псалмы можно услышать каждый день и даже по несколко раз. Возвышенные и глубоко поэтические ветхозаветные обращения к Богу составляют чуть ли не половину православного богослужения.

Для удобства Псалтирь разделена на 20 частей или кафизм. Отдельно стоит отметить т.н. паремии . Это отрывки из книг Священного Писания, которые как правило содержат в себе пророчества о празднуемом событии. В основном это книги Ветхого Завета.

Церковно-богослужебные книги

Эти книги появились значительно позже священно-богослужебных. Чтобы разобраться в количестве и содержании целого ряда церковно-богослужебных книг, понадобится либо специальное образование, либо немалое упорство и труд, сопряженный с ежедневным посещением храма. При богослужении часто используется с десяток книг, которыми умело пользуется церковный уставщик (человек, который четко знает устав и порядок богослужения). Зачастую уставщиком бывает регент церковного хора, роль которого в православном богослужении весьма велика. Точное количество церковно-богослужебных книг не определено, поэтому попробуем остановиться на основных.

Типикон , или Устав . Это одна из самых важных книг в богослужении. Недаром человек, который отвечает за чинопоследование богослужения, именуется уставщиком. В нем содержится все самое важное - схемы, краткие указания, по которым нужно совершать службы в течении всего года. Устав формировался постепенно. Общины в первые века христианства не были однородными. В каждом сообществе верующих были свои особенности, а с возникновением в IV веке монашества, порядок в богослужении стал просто необходим. Так появились первые уставы. В Русской Православной Церкви за основу взят Иерусалимский Устав, который был закреплен Стоглавым собором в 1551 году.

Октоих , различные виды Миней, Триодь Цветная, Триодь Постная, Часослов и Ирмологий - это те книги, без которых служащим в храме невозможно совершить богослужение. Все эти «фолианты» содержат различные песнопения и молитвы, которые принято читать или петь в различные дни недели или года. Внутри них содержатся непривычные нецерковному уху названия: «кондак», «тропарь», «седален», «ирмос», «икос», «стихира», «самоподобен» и проч. Большинство этих терминов пришло к нам из Византии.

Стоит отметить, что богослужение Православной Церкви делится еще и на гласы. Их всего восемь. Каждую неделю определенные песнопения поются на мелодию своего гласа. Все это прописано в Октоихе или Осмогласнике .

Помимо уставщика в храме присутствуют и священнослужители, т.е. епископ, священник и дьякон. Служба может совершаться, как всеми тремя, так и по отдельности, за исключением дьякона. В алтаре, где большую часть богослужения находятся священнослужители, также имеются специальные книги. В первую очередь, это служебник . Он бывает карманным, и аналойным, т.е. находится на аналое - специальной подставке, откуда священнику удобнее читать молитвы.

Для епископата создана специальная книга - Чиновник архиерейский , в которой содержаться последования и особенности епископского богослужения, которое во многих деталях отличается от служения священнического.

Особого упоминания заслуживает требник - книга, в которой содержатся молитвословия частного богослужения (таинства и православные обряды, например, крестины, освящение, погребение и проч.).

К церковно-богослужебным книгам можно отнести и различного рода канноники, молитвословы, акафистники, правильники . Все они могут использоваться, как клириками, так и мирянами. Они составлены, как правило, из молитв, используемых вне церковного богослужения. В последнее время появился целый ряд вспомогательных пособий, которые также можно отнести к богослужебным книгам. В первую очередь, это богослужебные указания, которые печатают разные церковные издательства в помощь священникам, дьяконам, уставщикам и руководителям хоров. В отличие от Типикона, в них очень подробно расписаны все тонкости богослужения на каждый день года. Это значительно облегчает труд всех, кто непосредственно принимает участие в богослужении.

Сегодня во многих храмах библиотеки, конечно же, уже есть. Но если в вашем приходе еще нет большого шкафа, у которого после службы собирается толпа прихожан, то, надеемся, эти советы будут вам полезны.

Как правило, приходские библиотеки начинаются с подоконников или столов, где пишут записки. Туда многие приносят из дома свои уже прочитанные книги – чтобы пыль дома не собирали и другим была польза. Вот этот фонд и может составить начало библиотеки вашего прихода. Вообще о пополнении библиотеки можно не особенно беспокоиться – прихожане быстро наполнят ее своими уже прочитанными книгами.

Начинаем со …шкафа?

Для начала нужно найти библиотекаря. Это должен быть человек, разбирающийся в православной литературе, чьему мнению в рекомендации книг доверяет настоятель храма, умеющий приветливо и по-доброму поговорить с читателями.

Следующий шаг – помещение. Начинается библиотека, как правило, с большого шкафа, в будущем может потребоваться большее помещении. Но желательно, чтобы библиотека располагалась в притворе храма или в самом храме – у входа. Если книги размещаются в другом здании, подвале – в общем, не на пути прихожан от входа до самого храма – найдут ее немногие. Так было и в нашей библиотеке: на огромном книжном шкафу в храме висела два года метровая надпись «БИБЛИОТЕКА», однако регулярные прихожане нередко удивлялись, узнавая о библиотеке прихода. Поэтому – чем больше читателей Вы хотите привлечь, тем на более видном месте нужно установить шкаф.

Дайте что-нибудь на Ваше усмотрение

Книги нужно сортировать, как и везде, по разделам и категориям. При этом, у библиотекаря всегда должен быть свой список тех книжек, которые можно дать начинающим читателям, чтобы привить им любовь к православным книгам. Очень часто читатели спрашивают не какую – то конкретную книгу, а просто просят «что нибудь почитать на Ваше усмотрение».

У меня список книг составился примерно такой: под рукой должны быть

– свт. Николая Сербского.

– Л.Миллер “ ” – одно из лучших жизнеописаний когда–либо написанных, едва ли оставит равнодушным любого читателя.

– схиигумена Иоанна.

– Закон Божий прот. Серафима Слободского.

Запись читателей

Записываем мы читателей без паспорта, но в читательский билет вносим фамилию, имя, отчество, адрес и телефон. Книги выдаем на месяц, а телефон понадобится, если читатель будет держать книгу дольше полугода. Книги почти никогда не пропадают, а вот забывают прихожане о взятой в библиотеке книге очень часто.

Есть еще непростой момент. Воскресный день, библиотека свою работу давно закончила, а библиотекарь остался разбирать книги. После службы в течение дня в храм заходят многие: поставить свечку, написать записку. Многие интересуются библиотекой: «Вот, возьму – ка что – то почитать!». К сожалению, редко такие читатели становятся регулярными и не всегда возвращают книги. Поэтому, можно, конечно, и выдать просимую книгу, а можно и предложить прийти в часы работы библиотеке: те, кто действительно хочет прочитать больше о православии – придет. Но здесь нет универсального решения, нужно иметь в виду обе возможности.

Книги насовсем

Среди поступающих пожертвований у нас обычно было много молитвословов и Библий – бесплатных протестантских изданий. Такие книги можно не выдавать, а если их просят выдать, отдать насовсем. Если текст Библии в Синодальном переводе, то выдавать его можно смело, а несколько десятков страниц протестантских комментариев можно смело удалить из книги.

Не ошибиться с выбором

Большинство читателей библиотеки в первый раз в жизни читают православные книги. Те, кто в храме уже давно, как правило, приносят огромные пакеты накопившейся дома литературы: нет места дома. Тем, кто приходит за первыми книгами, важно не дать той книги, которая окажется для них пока слишком сложна или скучна.

Хорошо помню, что моей первой книгой о духовной жизни была «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» свт. Феофана Затворника. Издание было репринтное, орфография дореволюционная, а мне было 15 лет. Попытавшись несколько раз дочитать первую главу до конца, я скоро отложила книгу, чтобы потом прочитать ее на одном дыхании уже через 4 года. Но увы, я не просто отложила в сторону творение свт. Феофана, а на долгое время потеряла всякий интерес к таким книгам. Следующей я прочитала «Опыт построения исповеди» архим.Иоанна Крестьянкина: через 2 года только и с огромным интересом. Жаль, что эта книжечка не оказалась у меня раньше.

Перед библиотекарем стоит важная задача – заинтересовать читателя, а не отбить надолго интерес к православным книгам. Причем здесь нет универсального выхода: те книги, которые кажутся нам самыми лучшими и понятными, будут для других сложны и скучны. Один из возможных путей решения: давать читателю несколько книг: не пойдет одна – попробовать другую, или же просто посоветовать, если книга «не пойдет» и окажется сложной, отложить ее на потом, а пока поменять ее на другую.

Категории и рубрики

Тут советовать что – либо сложно, просто приведу то разбиение на категории, которое сложилось у нас.

АКАФИСТЫ

АНГЕЛЬСКИЙ МИР

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

В СКОРБИ И В БОЛЕЗНИ

ВОИНСТВО ХРИСТОВО

ВОСПОМИНАНИЯ И ДНЕВНИКИ

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ OTЦОB

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ДУХОВНАЯ ЛИРИКА

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ЧУДЕСА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ЖИТИЯ И ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

Собрания житий

Жития избранных святых.

Прп. Серафим Саровский

Прп. Сергий Радонежский

СТАРЦЫ ОПТИНСКИЕ

ИЗ ДУХОВНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

ИМЕНА

КНИГИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

КНИГИ ПО ИСКУССТВУ

КНИГИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

ЛЮДИ И ДЕМОНЫ

МОЛИТВЫ И МОЛИТВОСЛОВЫ

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

О БОГОСЛУЖЕНИИ

О ГРЕХАХ

О КОНЧИНЕ МИРА

О МОЛИТВЕ

О МОНАШЕСТВЕ

О РОССИИ

ПЕРВЫЕ ШАГИ В XPAMЕ

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Подготовка к таинствам исповеди и Cвятого Причащения.

ПОУЧЕНИЯ

ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА

ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА

ПРАВОСЛАВНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

ПРОПОВЕДИ И ПИСЬМА

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СЛАВА БОГОМАТЕРИ

СЛОВАРИ

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТВОРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БОГОСЛОВОВ

ТОЛКОВАНИЯ.

Трапеза в посты и праздники

ЧУДЕСА

Периодические издания

Оформляем книги мы следующим образом: на книжку приклеивается кармашек для формуляра, проставляеьтся печать на титульном листе и 17-й странице, книга заносится в список всех библиотечных книг и ей присваивается инвернтарный номер – порядковый номер в списке книг. Затем название вносится в каталог по рубрикам, однако мало кто пользуется картотекой на приходе.

Хорошо, если форуляра два, тогда один остается в читательском билете читателя, а другой в отдельном месте, где по алфавиту лежат формуляры: так найти нужную книгу, которая подзадержалась у кого-то на руках, будет значительно проще.

Примерно так организуется жизнь приходской библиотеки. Будем рады ответить на вопросы и прочитать о вашем опыте организации библиотеки или рекомендации книг друзьям и близким.

Страница 1 из 7

В помощь новоначальному: как выбирать православную литературу?

Если что-то и препятствует современному человеку идти путем спасения, то уж точно не отсутствие православной литературы. Новоначального христианина скорее дезориентирует обилие брошюр и книг. Кажется, на изучение опыта, накопленного Церковью, жизни не хватит. С чего начинать? Выбирая книги самостоятельно, новообращенный рискует купить некачественное, необъективное издание, выпущенное без благословения Церкви.

Даже хорошая книга, но прочитанная не вовремя, может принести вред душе человека… Как и в любой сфере, здесь нужны советы специалиста – священнослужителя, духовного наставника. Какие книги в первую очередь нужны новоначальному христианину, а с какими стоит повременить? Как лучше использовать аудио- и видеоисточники? Какими принципами руководствоваться при чтении? На эти и другие вопросы нам помогли ответить настоятель Храма в честь иконы «Споручница грешных» протоиерей Вячеслав Бондарь и ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Андрей Коробчук.

Православному христианину, в первую очередь новоначальному, обязательно следует свои изыскания, вопросы согласовывать с опытным человеком, а лучше всего – с духовником. Узнавая характер, жизненные обстоятельства человека, священник определяет, что ему предложить для прочтения. Выбор литературы зависит от пола, возраста, образования, социального положения и других факторов.

«Множество духовных советов старцев и подвижников, на которых мы сегодня ссылаемся, адресовались конкретному человеку, – поясняет протоиерей Андрей Коробчук. – Соответственно учитывались его бытовые, социальные и другие условия жизни».

«Любая книга, за исключением Священного Писания, несет в себе нечто субъективное, личный духовный опыт ее автора, – говорит протоиерей Вячеслав Бондарь. – Классические творения святых отцов не для всех христиан могут быть одинаково полезными и одинаково понятными. Кто-то хочет узнать больше об истории, кого-то больше вдохновляют повествования о чудесах, жизнеописания подвижников. К примеру, «Флавиан» прот. Александра Торика или «Несвятые святые» архимандрита Тихона – книги, которые некоторых действительно «трогают», а кого-то оставляют равнодушными».

От букваря к высшей математике

На первом месте должно быть познание Христа, и без знания Священного Писания здесь христианину не обойтись. Это – духовная пища, пища для алчущей души. Как без еды человек слабеет, так и без Евангелия он со временем начнет гаснуть в своем желании идти путем веры и в результате вовсе потеряет интерес. Священнослужители советуют начинать изучение Священного Писания с Нового Завета. Люди, впервые взявшие Библию и начинающие ее прочтение с книг Ветхого Завета, встречаются со многими вопросами.

«Ветхий Завет – это в основном история распространения греха в мире. Многие ветхозаветные предписания, особенно обрядового характера, имели временный характер и утратили свое значение в новозаветное время, – поясняет отец Вячеслав. – Это понимает воцерковленный человек, но может не понять начинающий христианин, не знающий обрядовой стороны богослужения Православной Церкви. В целом ветхозаветный Закон готовил человечество к принятию Мессии – Христа Спасителя, и поэтому до конца понять его можно только сквозь призму новозаветного Евангельского учения. Нужно детально знакомиться с Евангелием и хотя бы с книгой Деяний Святых Апостолов. Можно начинать с детской Библии и в дальнейшем перейти непосредственно к оригинальному тексту».

«Я бы советовал читать Евангелие как часть молитвенного правила – это фундамент и подпитка, – говорит отец Андрей. – На первых порах будет очень много непонятного, поэтому рекомендую толкование, которое легко читается и в то же время в котором собраны «самые сливки», – архиепископа Аверкия (Таушева). Все должно быть постепенно – от букваря и до высшей математики».

Практика показывает, что в первую очередь полезным для новообращенных будет Закон Божий прот. Серафима Слободского. Украинская Православная Церковь переиздала Закон Божий, в основу которого также положена редакция протоиерея С. Слободского, но текст адаптирован ко многим вопросам современности. В этих книгах кратко изложена и священная история, и понятие о литургике (богослужении), о Церкви, о правильном поведении в храме. Если новоначальный поймет и усвоит Закон Божий, тогда можно переходить к Катехизису и Уставу Церкви.

Для человека, который действительно хочет изменить свою жизнь, будет полезна книга «Современная практика православного благочестия» Н. Е. Пестова. Также есть замечательные периодические издания, помогающие человеку согласовать свою жизнь с верой: журнал «Фома» (православный журнал для сомневающихся), журнал «Отрок» (православный журнал для молодежи).

С чего начать, а с чего – не стоит?

«Сначала нужно научиться молитве и покаянию, – поясняет отец Вячеслав. – Нельзя читать Исаака Сирина, не узнав о борьбе со страстями. Нельзя говорить о мистическом богословии, не познав практику борьбы с грехом. Новоначальным рекомендую святых отцов, которые говорят о борьбе с грехом: Авва Дорофей, второй том «Добротолюбия» или «Добротолюбие» для мирян, архимандрит Иоанн Крестьянкин – письма и «Опыт построения исповеди», письма старца Паисия Святогорца, «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева), «Загляни в свое сердце» – письма Валаамского старца (схиигумен Иоанн Алексеев) – книга, повествующая о духовной жизни, святой Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе», святитель Феофан Затворник «Путь ко спасению», святитель Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты». Примерно в этой последовательности их и нужно изучать».

«Не стоит начинать чтение православной литературы с узкобогословских книг, к примеру, «О непрестанной Иисусовой молитве», «О нетварном свете», – предостерегает отец Андрей. – Возможно, новоначальный христианин ударится в мистику или неправильно истолкует прочитанное, может запутаться, испугаться. Или, наоборот, начнет практиковать и впадет в прелесть.

При выборе брошюр также нужно обращаться к своему духовнику, священнослужителю. Человек купит, к примеру, брошюру «В помощь кающемуся», а там такой список грехов, что начинающего христианина может вообще оттолкнуть от Церкви! Может потеряться суть покаяния – перемена мысли и образа жизни. Нужно быть аккуратным в выборе таких брошюр, их чтение может привести человека не ко Христу, а к законничеству или обрядам. Не говоря уже о книгах о «последних временах», кодах и неизвестных старцах».

Чтобы случайно не купить еретическое или протестантское издание, нужно смотреть, кем оно благословлено и где издано – действительно ли в церковной ограде, к примеру, указано: «издание Киево-Печерской лавры» , «издание Сретенского монастыря» , «Издательский отдел при Патриархии» . В первую очередь следует покупать литературу в храмах или церковных лавках. Хотя, к сожалению, это тоже не всегда защитит от некачественной продукции, почему и необходимо руководство духовника.

Какими еще источниками можно пользоваться?

Кроме периодики и книг есть аудиоматериалы – их можно слушать по дороге на работу или учебу, к примеру Светлану Копылову (исполнительницу авторских православных песен). Слабовидящим помогут так называемые «аудиомолитвословы».
Дома можно просматривать видеолекции, их сейчас очень много. Интересны лекции профессора Московской духовной академии А. И. Осипова, протоиерея Ильи Шугаева, монахини Нины Крыгиной.

Для поиска литературы можно пользоваться интернет-ресурсами. Есть официальные сайты епархий, обителей, приходов. Например, pravoslavie.ru (сайт Сретенского монастыря) – один из ведущих сайтов, который помогает разобраться в различных вопросах церковной жизни, сделать первые шаги в храме. На нем есть рубрика «вопросы священнику», очень полезная тем, у кого еще нет духовного наставника. На сайте «Азбука веры» (azbyka.ru) размещено много статей известных богословов, церковных публицистов. Predanie.ru – здесь размещаются творения святых отцов, другие духовные книги, как правило, выдержавшие критику и проверенные временем. Будет полезен и сайт bogoslov.ru – научный богословский портал.

Чтобы чтение не было во вред…

«Читайте осмысленно, постепенно разрешая возникающие вопросы. Бывает, человек читает Священное Писание, не понимает трудные места, но ищет ответ в Церкви – это одна сторона вопроса. Но совсем другое дело, когда в толковании священных текстов человек опирается исключительно на свое понимание, не учитывая 2000-летнего опыта Церкви в осмыслении Священного Писания. Это очень опасный подход к изучению священных текстов.

Очень важно жить в Церкви, а не просто «накапливать знания» , – говорит отец Вячеслав. – Следует применять прочитанное к себе лично , а не по отношению к ближним, особенно то, что касается грехов, изобличения страстей. Чтение не должно служить поводом к осуждению других людей. Если при чтении духовной литературы будет замечена гордость, то кроме опустошения оно ничего человеку не принесет.

Не спешите делать выводы, прочитав одну или две книги. Невозможно узнать все о православной вере по нескольким книгам. Человек стремится познать Бога через молитву, покаяние, участие в Таинствах, чтение Священного Писания и духовной литературы. Это настроение нужно сохранять и поддерживать всю жизнь. Если что-то смущает сердце: книга или сайт, следует сразу выяснять этот вопрос с духовником, искать ответ в соборном разуме Церкви. И многие вещи, которые на первых порах кажутся непонятными, не отвергать и не высмеивать. Все, что есть в Церкви, – полезно и проверено опытом многих поколений христианских подвижников».

Поделиться: