Бесы в свиней. Изгнание бесов в свиней и гибель их в море

Синодальный перевод

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиней. И вот, всё стадо бросилось с утёса в море, и погибло в воде.

Современный русский перевод этого места по смыслу в точности совпадает с Синодальным.

У самых дотошных толкователей на эту просьбу бесов к Иисусу Христу либо даётся толкование в пару предложений с акцентом на характер, а не суть просьбы, либо акцент переводится на стих 32. Сама же просьба не толкуется вообще. Архимандрит Михаил в Толковом Евангелии (т.1) приводит версию причины просьбы, со ссылкой на Феофила, что бесы хотели погубить свиней, чтобы жители не приняли Христа, и у них не совершилась его проповедь. На мой взгляд, слишком умно для бесов.

Лично для меня важнейшим моментом является то, что бесы не могут войти ни в одно живое существо без его согласия. Но согласие может дать только существо разумное, т.е., человек. В животных же бесы входить не могут (хотя и это не до конца изученный момент). Согласия у свиней не попросишь. Но по повелению Бога они туда вошли беспрепятственно. Но зачем? Что бы их ждало, если бы Господь не разрешил им войти в стадо свиней? Почему Господь таки дал им разрешение? Может он знал, что если не дать им этой возможности, то они натворят больше бед среди людей, чем погубив более примитивных тварей?

В связи с этим вспоминаются слова Спасителя (Мт.12:43-45) о бродящих по безводным местам бесам, которых выгнали из человека экзорцисты, и которые могут вернуться в человека. Может разрешение погубить свиней связано с тем, чтоб не допустить подобного следствия?

Каковы форматы воздействия беса на человека?

Нерезидентно – через подбрасывание помыслов, представляя их лично человеческими и подталкивая ко греху через мотивацию проявления воли (путём введение в заблуждение сознания), без овладения волей человека.

Резидентно – через вхождение в человека (поскольку люди есть духовные сосуды) и овладение его волей. По сути, в таком состоянии бес совершает грех действиями подконтрольного человека.

Вопросов много и все они могут помочь ответить на явления современной жизни. Ведь бесы всё те же, и условия их пребывание в нашем мире никак не поменялось за 2000 лет.

Итак, почему бесы попросились в стадо свиней? Я встречал у отцов, которые участвовали в формировании базовых знаний по антропологии, такой термин как «жизненная сила», и который был позаимствован у древних греков. Встречал я его у св.Иоанна Дамаскина. Могу предположить, что это и есть плоть, т.е. то, что соединяет душу с телом. Истончения плоти мы добиваемся во время строго поста. Ее истончение происходит к концу жизни человека. В конце она иссякает полностью, и душа отрывается от тела, и человек умирает.

Бесы всегда организовывали у язычников себе жервоприношения. Есть предположение, что бесы умеют питаться жизненной силой убитых существ, если жертва принесена им или они поспособствовали гибели живого существа.

Видимо, «высшим пилотажем» у бесов является организация язычников на человеческие жертвоприношения, и лучше всего младенцев, у которых больше всего жизненной силы (вспомним ветхозаветного Молоха – бога финикийцев, которому приносили в жертву младенцев, или массовые жертвоприношения младенцев у ацтеков). Принесение в жертву животных даёт меньше жизненной силы, но тоже на «дороге не валяется», и бесы радуются и убийству животного ради них.

И в данном случае, желание поживиться жизненной силой хотя бы и свиней, подвигло бесов на такую просьбу. Можно даже утверждать, что жить в животном бесы не могут, поскольку свойствами сосуда духовного обладает только человек (и этот сосуд, вообще то, предназначен для обитания Духа Святого). Следовательно, поживиться со свиней бесы могут только погубив их, а поселившись в человеке могут тянуть с него силы, живя в нем и не убивая его. Надеюсь, читатель с этой версией согласиться. Выглядит правдоподобно и согласуется характером существования язычества.

Есть ещё одна версия, на мой взгляд, имеющая право на жизнь. Бесы – бродят по нашему миру, ища кого погубить. Возможно, от успешности их дела зависит их пребывание среди людей, а может они должны отчитываться о своих негодных делах перед Сатаной (как у Льюиса Гнусик отчитывается перед Баламутом). Если они плохо справляются с организацией дел зла, возможно, их переводят в менее комфортные условия существования. И чтоб хоть как-то задержаться здесь, они выпросили погубить хотя бы свиней. Иначе, по уже упомянутому отрывку, нечистый, «выйдя из человека, ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит». Возможно, погубленные животные и их жизненная сила даст бесам этот покой, или оставит их здесь, в водном мире.

В любом случае, хоть по первой, хоть по второй версии, бесам нужна смерть животного для собственного комфортного существования после изгнания их Господом из человека. (Кстати, этот мужчина видимо обладал огромной силой, раз рвал цепи и питал своими жизненными силами легион бесов.)

Почему Господь разрешил им пойти в свиней, зная, что бесы их погубят? Это самый сложный момент для толкования, поскольку это мотив Бога, а я всего лишь человек. Мы знаем, что бесы, какие бы они не были, тоже творение Бога, и гораздо выше и ценнее свиней. Господь мог учитывать, что большое количество изгнанных и злых бесов будут с большим ожесточением нападать на людей. Если бесы питаются жизненной силой, то смерть стада их сделает менее злобными и ожесточёнными. Если бы изгнанные бесы отправлены были в «безводные места» сразу, у них бы возникло желание вернуться в человека, из которого они были изгнаны, очень скоро, или усилить свои нападки других людей. Могу предположить следующее с большой вероятностью. Зная точно, как поведут себя бесы, если им не позволить погубить животных, и, видя в этом большую опасность для людей, Господь выбрал меньшее из зол.

Какой для нас есть толк от попытки прояснить смысл этого места в Радостной Вести?

Это место учит относительной ценности творения, как и ситуация, когда не найдя смоквы на дереве, Господь приказал ей усохнуть (тоже сложный момент для нравственного принятия этого действия Христа). Демоны (бывшие ангелы) всё же ценнее свиней. Разрешение подтверждает совершенную любовь Бога даже к творениям, которые избрали зло. Это место показывает, что бесы организуют для себя языческое поклонение людей не только из тщеславия. После потери возможности пополнять свои силы благодатью, утратив с ней подобие, бесам как дискретным и несовершенным существам нужна энергия для собственной активности. И возрождение язычества всегда будет способствовать усилению влияния бесов на процессы в человеческом обществе и отдельных людей. Человечество нравственно разлагается. Об это свидетельствуют процессы узаконивания греха и извращений в наиболее экономически развитых странах. «А где будет труп, туда соберутся и стервятники». Ведь питаться можно не только жертвами, но и присосавшись к людям, которые в силу отсутствия правильных духовных знаний либо не будут этого осознавать, либо не будут понимать, что происходит.

Кроме того, этот текст демонстрирует для учеников и для нас (ведь Господь знал заранее, что будет описано евангелистами, а что нет) то, под какой жёсткой защитой Творца от бесов находится человек и другие твари на земле. Очевидно, что бесам запрещено Богом непосредственно убивать кого бы то не было, используя свои силы. Они могут только обманным путём подталкивать к гибели. Это бессилие бесов в отношении живых тварей на земле лишний раз свидетельствует о всемогуществе Творца. Думаю, если бы я был язычником, и ко мне пришло такое понимание, я бы им перестал быть. Какой смысл поклоняться ограниченным богам, если осознаёшь такую мощную защиту Бога-Добра?

Для меня ещё одним важным императивом является тот , что, что бы бесы не говорили, и как бы не вызывали сочувствие, цель у них одна – поживиться за счёт чужой жизни . Потому никаких контактов с духами нельзя допускать не только потому, что об этом пишут святые отцы. Об этом прямо и неоднократно говорит Радостная весть. И толкуемый текст – одна из ярких иллюстраций этого.

Описанные Евангелистами случаи бесноватости дают возможность составить представление о характерных признаках этой болезни. Из этих признаков самым типичным, и безусловно общим, для всех случаев, является: непризнание бесноватыми себя больными и отсутствие у них просьбы о помощи. Эти больные никогда сами не приходят ко Христу за исцелением, но их «приводят». Или же, Христос Сам исцеляет их по своему милосердию, или по просьбе родных и друзей.

Но, по форме, бесноватость бывает очень разнообразной: самая сильная форма – это бесноватость двух гадаринцев, которые проявляли буйное помешательство и самоистязание, без всяких перерывов, в течении многих лет. Случай с лунатиком был также очень тяжелый, т. к. здесь болезнью было охвачено и тело, и душа человека, но были перерывы или ослабления в припадках между новолуниями.

В других случаях бесноватость, не затрагивая глубин духа человеческого, поражала только отдельные органы (слух, зрение, речь) или весь телесный состав (как у скорченой женщины). Следовательно «бесноватость», как видно, может поражать или душу, или тело, или то и другое вместе. Из этого можно заключить, что определенного «клинического» симптома-комплекса у этой болезни нет; это болезнь «духа», и может ассоциироваться с любым телесным недугом, по тесному единству всего состава человека. Диавол пользуется болезненностью человека, как следствием первородного греха, чтобы наносить свой удар по самому чувствительному месту. Во всяком случае, «медицинских» средств от одержимости нет. Это болезнь «духа» и лечится она исключительно духовными путями. И не следует заблуждаться в распознавании «одержимости». Не всякая «эпилепсия» и не всякая «параноя» или «циркулярный психоз» и т. п., есть «одержимость». Здесь пет знака равенства, но часто бывают совпадения, которые смогут распознать только истинные врачи, не зараженные предрассудками «материалистического мировоззрения».

По свидетельству о. Иоанна Кронштадского, из находящихся в больницах душевно больных, характер болезней значительного большинства – духовной, а не психофизической природы.

ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ БЕСНОВАТЫХ В СТРАНЕ ГЕРГЕСИНСКОЙ

(Мтф.8, 28–34; Мрк.5, 1–20: )

Итак, после укрощения злых стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка пристала к восточному, скалистому и пустынному берегу страны Гергесинской (или Гадаринской, как ее называют Евангелисты Марк и Лука). Сразу же, как только Христос вышел на землю, «Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов» (т. е. из могильных пещер), «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город», т.е. в Капернаум.

Так повествует об этом событии Ев. Матфей. В Евангелиях Марка и Луки, об этом же говорится более подробно и с той разницей, что у них речь идет не о двух, но об одном бесноватом, и страна называется Гадаринской. Противоречий тут нет, т. к. в Десятиградии имелись, в составе городов – и Гадара, и Гергсса; и ближайшая к ним область могла называться и тем, и другим именем. А что касается числа бесноватых, то хотя и было их двое, но говорил от имени двоих, главным образом, один. Он же был, по-видимому, более страшен, более активен и более всем известен, т. к. раньше жил в ближайшем городе и был «одержим бесами с давнего времени» (); ходил всегда голым, терроризовал всех, и именно его много раз пытались заковывать в цепи, которые он, обладая невероятной силой, разрывал и убегал от людей, «гонимый бесом в пустыню».

Иоанн Златоуст говорит, что разность в числе бесноватых у Синоптиков «не есть признак разноречия, а показывает только различный образ повествования». II если соединить рассказ трех Евангелистов, то возможно представить себе картину события в следующей последовательности:

Увидя Иисуса издалека, бесноватые закричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (). Затем один из бесноватых, тот, которого никто не в силах был укротить, «прибежал, пал пред Ним» (т. е. Христом) «и поклонился Ему... Иисус сказал ему: выйди дух нечистый из сего человека». Тогда бесноватый, «вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня». (Мрк.5, 6-Я; ).

Бес, державший в своей власти несчастного человека и кричавший его голосом, не сразу повиновался повелению Христа, как бы медлил. Тогда Христос спросил одержимого: «Как тебе имя?» Но вместо человека отвечает бес: «Легион имя мое, потому что нас много» (Мрк.5, 9). После этого «просили Его все бесы, говоря: если выгонишь нас (), пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя» (из человека), «вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море». (Мрк.5, 12–13).

В поведении бесноватого, обращает на себя внимание как бы раздвоенность его личности. Сначала он прибежал к Иисусу, пал перед Ним и поклонился Ему, как бы ища защиты от объявшего его ужаса, но когда Иисус повелел нечистому духу выйти из него, тогда этот человек начинает говорить слова совершенно не соответствующие его поведению: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю тебя Богом, не мучь меня». Ясно, что здесь уже слышится чей-то другой голос. Устами человека выражается иная чужая воля. Это и есть голос того «нечистого духа», который вселился в человека, овладев его сознанием и волей. Сам по себе, этот несчастный человек, совершенно одичавший и с давних лет не имевший нормального общения с людьми, конечно, не мог ничего знать о Иисусе Христе; не помня даже своего человеческого имени, как мог он исповедовать Христа Сыном Божиим? Но бесы-то знали Христа, т. к. Он повсюду и всегда изгонял их – они «веровали и трепетали» () и, быть может, вперед знали, что Христос плывет в страну Гадаринскую.

Факты «раздвоения личности» вообще говоря, очень часто встречаются в нашей жизни и иногда они бывают очень сходны с теми, что описаны в Евангелии. Это очень хорошо знают врачи психиатрических клиник, но не имея в своем научном арсенале термина «одержимость», стараются по разному объяснять эти явления, но по большей части, неубедительно.

Кстати сказать, у тяжелых психических больных, страдающих буйными припадками, спутанностью сознания и почти полною потерею «личности», со склонностью к крикам, самоубийству и богохульству, иногда вдруг наступает как бы перерыв болезни, «ремиссия». Тогда сознание проясняется, душевные бури утихают, больной становится спокойным, тихим, смиренным, прилично одетым, но увы, не надолго. Вскоре приближается к нему что-то страшное, человек чувствует свое ужасное положение, становится подозрительным, беззащитным и... вновь теряет свою «личность»; чужая, враждебная воля овладевает им, заполняет собою все его нутро. В конце концов, если не приходит неожиданная, необъяснимая «чудесная помощь», – такой больной погибает от истомления, или самоубийства.

В данном Евангельском случае, к больному, одержимому бесами человеку, пришла эта чудесная, могущественная, целебная сила, давшая ему полное и окончательное исцеление.

Пришедшие посмотреть, что случилось, жители Гадаринской страны увидели, что «бесновавшийся», в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, «и устрашились».

Бывший бесноватый теперь уже не хотел уходить от Иисуса, боясь, видимо, вновь впасть во власть духов нечистых; он просил Христа, «чтобы быть с Ним». Но опасности уже никакой не было, а исцеленный человек нужен был Господу для проповеди Царствия Божия в Десятиградии. Гибель двух тысяч свиней была настолько чувствительная для их владельцев, что о ней, несомненно, говорили во всем Десятиградии, как о факте неопровержимом а, на основе этого факта, проповедь исцеленного человека – о власти Христа, Его чудотворной силе и Его учении о Царствии Божием – была убедительной и доказательной. А главное – сам исцеленный, всей своей преображенной личностью, не мог не привлекать внимание всех. Буйный помешанный, «параноик», гроза населения, – и вдруг, он же – горячий проповедник мира, любви и правды Божией. Он был послан на проповедь Самим Богочеловеком. «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя», – сказал ему Христос. «И он пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились».

Исцеление бесноватого отрока произошло в Галилее, на следующий день после Преображения Господня. Краткое описание этого чуда дает Евангелист Матфей, другие синоптики его дополняют.

Ев. Матфей говорит: «Когда они» (т. е. Христос и сопровождавшие Его на Фавор Петр, Иаков и Иоанн), «пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. II запретил ему Иисус; и бее вышел из него, и отрок исцелился в тот час».

Евангелист Марк дает яркую картину явления Христа пред народом. Он пишет, что, когда Христос пришел, большая толпа народа окружала группу Его учеников и книжников Иерусалимских, которые спорили между собою. Спор был, по-видимому, острый и неприятный для учеников. Но появление Христа прервало спор.

«Увидев Его», – говорит Евангелист, – «весь народ изумился и, подбегая, приветствовал Его». Возможно, что небесный свет, осиявший Христа на Фаворе, еще и теперь сиял в Его очах и отражался на всем Его теле, виде, голосе и движениях.

Христос «спросил книжников: о чем спорите с ними?» Книжники молчали. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым... Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его; и они не могли»...

Можно предположить, что отец отрока, некоторое время тому назад, приводил своего сына именно ко Христу, но, не застав Его, обратился за помощью к ученикам, а те не смогли изгнать беса. Не исключено, что это и было темою «споров» книжников и учеников и причиною их смущения.

Далее, по Евангелисту Марку, можно составить полное представление о характерных симптомах болезни отрока. Оказывается, что по внешности они очень близки к хорошо известной современной медицине эпилепсии. Однако, говорить о полном тождестве здесь едва ли возможно. Признаки «эпилепсии» отрока, по Евангелию, следующие: припадки случаются «в новолуния» и приходят «внезапно»; отрок, как бы кем-то «схваченный», падает на землю, «скрежещет зубами», «испускает пену», «сотрясается» всем телом в конвульсиях; проявляет попытки к самоубийству, ибо «бросается в огонь и воду». В то же время он «глухой и немой». Но уже одна периодичность припадков – по «новолуниям» – совсем не характерна для классической эпилепсии. А главное – причина болезни у клиницистов и у Евангелистов, совершенно различна. И если у врачей причиной припадков предполагаются те или иные аномалии в состоянии вещества мозга или состава крови, то у Евангелистов эти аномалии, если и существуют, то являются не причиной, а следствием внедрения в человека инородного, болезнотворного духа. Отец отрока не сомневался, что сын его «одержим духом немым», и беда его состояла только в том, что ученики Христа не могли «излечить» его.

Кроме того, – немота и глухота также не характерны для эпилепсии, хотя иногда и совпадают с нею.

Наконец, склонность к самоубийству ни в коем случае не может считаться постоянным симптомом эпилепсии; скорее, редким ее спутником. Поэтому, Евангельский случай с отроком бесновавшимся в новолуниях, современные нам врачи могли бы определить, как эпилепсию «психогенного» или «истерического» характера, коренящуюся в психике больного. И в этом не было бы ошибки, т. к. именно болезнетворный «дух», овладев психикой человека, вызвал в нем и все патологические явления.

Итак, но свидетельству Евангелистов, болезнь припадочного отрока была настолько тяжела, что ученики Христа не могли исцелить ее. Тогда Христос в скорбном сердце, дивясь неверию людей, порабощенных духом зла, сказал: «О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И повелел привести к Нему больного отрока. И когда тот только еще подходил ко Христу, «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Начался сильнейший припадок. «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». И тут же обратился ко Христу с отчаянной просьбой: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». И в этой мольбе звучала скорее надежда, нежели вера. Тогда Господь, по милосердию Своему, укрепил надежду отца и помог ему найти в себе зачатки веры, «...если сколько-нибудь можешь веровать», – сказал Он ему, – «все возможно верующему. И тотчас», – по свидетельству Марка, – «отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи, помоги моему неверию!» ().

И эти слова не прошли мимо внимания людей; в течении многих столетий они повторяются всеми, кто подавлен скорбью и жаждет найти исход ее в вере в Божию помощь. Здесь, из многолетних страданий и слез, в душе несчастного отца родилась вера, победившая его прежнее неверие.

Но пока происходила беседа Христа с отцом отрока, народ продолжал сбегаться отовсюду, чтобы поглядеть на необычайное зрелище. Тогда Иисус «запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его», – говорит Ев. Марк, – «вышел; и: он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер». Но отрок был жив, и Христос «отдал его отцу его». ().

Следовательно, вот истинный, указанный Христом, путь лечения подобных больных: вера, молитва и пост.

Но что на это могли бы сказать современные врачи-психиатры, в большинстве случаев зараженные неверием? Вероятно, они только улыбнулись бы на такой совет. Но улыбка их, увы, не имела бы целебной силы и не спасла бы больного от тяжкой болезни.

ЗАОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОЙ ДОЧЕРИ СИРОФИНИКИЯНКИ

(; Мрк.7, 24–30)

Исцеление бесноватой девушки, дочери язычницы Сирофиникиянки, описано двумя Евангелистами, и вполне совпадает. Это событие имело место в «пределах Тирских и Сидонских», т.е. в языческой Финикии. Сюда Христос пришел из Галилеи после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и после хождения по водам (-ая глава и Мрк.6-ая глава). После этих чудес, популярность Христа, как чудотворца, достигла крайних пределов и настолько, что «куда бы ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись». ().

И сколько бы Христос ни запрещал распространять о Нем вести, как о Чудотворце, – не раз случалось, что жители того места, куда Он пришел – «узнав Его, послали во всю окрестность ту» и принесли к Нему всех больных». ().

При таких обстоятельствах, Иисусу Христу трудно было проповедовать Свое учение о Царствии Божием, т. к. массы народа шли не столько для учения, сколько для получения исцелений. И, кроме того, можно себе представить, что Христос при всем том, как Человек, нуждался и в уединении, и в отдыхе. Вероятно по этим причинам, «выйдя оттуда» (т. е. из Галилеи), «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (), «и войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться» (Мрк.7, 24).

Языческие массы народа, здесь, не так много знали о Христе, как Галилеяне, хотя и, несомненно, слышали о Нем. Поэтому, появление Иисуса Христа в пределах Тирских и Сидонских не могло остаться незамеченным. И как только Господь, с группою Своих учеников пришел сюда, «услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом» (Мрк.7, 25), и, «выйдя из тех мест», – говорит Евангелист Матфей, – «кричала Ему: помилуй меня Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».

Видимо, эта женщина неотступно и долго шла за Христом и назойливо вымаливала к себе Его внимание и милость. Она откуда-то узнала и верила, что впереди нее идет не просто врач и учитель, но «Господь, Сын Давидов». Однако, сама женщина не принадлежала к «дому Израиля», а была Хананеянка, родом Сирофиникиянка, язычница, и конечно знала, что, как Римляне считали все народы кроме себя варварами, так и Израильтяне считали всех своих соседей – язычников – «невеждами в Законе», дикарями и «псами». Христос, вняв как бы просьбе учеников, остановился, хотя и сказал им, что Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Тогда женщина подойдя ко Христу, припала к ногам Его, кланялась Ему и говорила: «Господи, помоги мне». Он же сказал ей в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

Это обидное слово могло, казалось бы, оскорбить и прекратить дальнейшую просьбу и надежду женщины, получить какую либо помощь от Христа. Но к общему удивлению, язычница эта проявила в своем ответе Христу необычайное смирение, веру и мудрость. «Так, Господи, сказала она, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Поистине, можно сказать, что смирение этой язычницы было колыбелью ее веры. Ее смирение имело те же свойства, как и смирение того язычника сотника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего жилища. И тот и другой пример, утверждают непреложный закон духа, что смирение, как антитеза гордости, рождает в душе человека веру в Истину, а вера эта творит чудеса.

Сам Господь удивился вере женщины. «О женщина!» – сказал Он ей, – «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». (). «За это слово пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом», – как свидетельствует Евангелист Марк, – «она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели». (Мрк.7, 29–30).

Таким образом, изгнание беса было совершено заочно, по вере матери и без всякого участия самой бесноватой. Как раньше было указано, каждое чудо Христово, самим фактом своим, проповедует ту или иную истину в общем учении о Царствии Божием и путях к нему. Так, данное чудо свидетельствует прежде всего о том, что иногда испытывает душу человека, глубину его смирения и силу его воли в настойчивости его прошений, молитв. То и другое укрепляет веру человека в помощь Божию. Кроме того, случай с Хананеянкой учит нас тому, что вселение беса в человека, как и изгнание его, не есть что-то отвлеченное, не какое-либо «самовнушение», а нечто вполне реальное. С другой стороны, «бесноватость», как душевная болезнь, не является здесь следствием каких-либо физиологических аномалий в жизни организма, а наоборот, патологические явления в теле, в данном случае, имеют своим началом внедрение в человека инородного, нечистого духа. Причина болезни духовная. Так учит Христос.

Интересно отметить, что Сирофиникиянка или Хананеянка, как называет ее другой Евангелист, хотя и была язычница, но понимала, что дочь ее не просто больная, а «бесноватая», т.е. верила в реальность «духа зла», чему не верили даже и сами некоторые израильтяне, как например саддукеи, чему мало кто верит и в наше время. Но подрыв верования в реальность темной злой силы, неизбежно парализует бдительность человека. Враг, которого воин не видит и существование которого не подозревает, – есть самый опасный враг, и удары его могут оказаться, по их неожиданности, смертельны. Вот почему, некоторые духовидцы утверждают, что самое большое «достижение» диавола в наши дни есть то, что он внушил людям неверие в его бытие.

Наконец, нелишним будет еще раз подчеркнуть тот замечательный факт, что Сирофиникиянка не возражала, а смиренно согласилась, что она и ее дочь есть люди как бы «низшей расы», не обиделась на слова Христа о «псах», а только вымаливала к своей семье милосердия и снисхождения. К тому же, ученики Христовы не могли не видеть насколько эта простая душа выше, чище и прямее тех Иерусалимских фарисеев и книжников, которые, постоянно атаковали их Учителя, стремясь «уловить Его в слове» и требуя от Него «знамения с неба». Их гордые и самоуверенные души, не в пример хананеянке, не могли найти путей в Царствие Божие. И такие люди никогда их не найдут, если не смирятся пред Богом.

Пребывание Иисуса Христа среди язычников этой области было, по-видимому, кратковременным. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских», – говорит Евангелист Марк, – «Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия», т.е. не переходя Иордан и не переплывая озера, вернулся в область Капернаума и Вифсаиды. Там Он восшел на гору и сел. И немедленно – по Ев. Матфею – «приступило к Нему много народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их. Так что народ дивился... и прославлял Бога Израилева» ().

ИСЦЕЛЕНИЕ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРУЮ СВЯЗАЛ САТАНА

На пути в Иерусалим, в одной из синагог, Христос по обыкновению Своему, учил в субботу. «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

Невозможно сказать, да и не так важио знать, что за болезнь была у этой женщины в смысле медицинской классификации. Во всяком случае, это была болезнь, которая настолько деформировала весь становой хребет, что все тело женщины оказалось скорченным и лишенным свободы действия; в таких случаях бывает, что голова опускается почти до земли и человек не в состоянии видеть не только небо, но и лиц проходящих людей; все это угнетающе действует на психику и, кроме того, нередко связано с постоянными, мучительными болями и, конечно, исключает всякую работоспособность. Евангелист Лука говорит, что женщина эта имела в себе «духа немощи», т.е. болезнь ее имела духовную причину, а физическое обезображивание тела явилось лишь следствием сего. Но что это за духовная причина? Об ней говорит Сам Христос: «сию дочь Авраама связал сатана».

Скорченная женщина присутствовала в синагоге во время проповеди Христа. Слушала Его слово, но, вероятно, не видела Его лица. Она сама не подошла ко Христу и ни о чем Его не просила. Сам Христос подозвал ее к Себе и, по милосердию Своему, исцелил от недуга. Христос видел, что она жертва действия врага рода человеческого. Освобожденная от «духа немощи» женщина сразу выпрямилась, увидела Христа и «стала славить Бога».

В этом исцелении стало очевидным, что женщина, хотя и не была «бесноватой», т. к. темная, нечистая сила не завладела ее душою, бес не вселился в нее, как например он вселялся в отрока лунатика или в дочь Сирофиникиянки, но она была "связана духом» и, вследствие этого, заболела телом. Это случилось в определенное время, т.е. восемнадцать лет тому назад. С тех пор, физическая болезнь ее не носила признаков улучшения и казалась неизлечимой. Но Христос, властию Своею, освободил несчастную женщину от «уз сатаны».

Исцеление женщины произошло в субботу, т. к. преимущественно в эти дни Господь проповедовал в синагогах. И, как всегда в этих случаях, блюститель законничества, начальник синагоги, с негодованием заявил протест народу: «есть шесть дней, в которые должно делать», – сказал он, – «в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» – (сухой, бездушный формализм). Но Христос обличил лицемера: «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову» (т. е. представительницу избранного Богом народа), «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежит ли освободить от уз сих в день субботний?» Именно – «в субботний», – чтобы дать ей завещанный Богом Израилю истинный покой от долголетних мучений.

И когда Господь говорил эти слова, то «все противящиеся Ему стыдились и весь народ радовался о всех славных делах Его».

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО НЕМОГО

Евангелисты Матфей и Лука повествуют об исцелении немого бесноватого. Был ли это один и тот же случай, или два подобных, – различия это, по существу, не составляет; условия, т.е. события, предшествующие исцелению, у Евангелистов различны, но факт исцеления описан одинаково. Согласно Ев. Матфею, исцеление имело место "в доме" после дарования зрения двум слепцам. «Когда же те» (прозревшие слепцы) «выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского».

У Ев. Луки, исцеление немого описано после проповеди Христа: «просите, и дано будет вам» и т. д. «Однажды изгнал Он беса», – говорит Св. Лука, – «который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов сплою веельзевула, князя бесовского».

Здесь бесноватость проявлялась, прежде всего, в немоте; но, может быть, и в каких-либо других признаках, не столь явных, о которых не упоминается. Во всяком случае, те люди, которые привели немого ко Христу, были убеждены, что его болезнь темного, духовного происхождения, что он «бесноватый». И они не ошиблись, т. к. после изгнания беса «немой стал говорить». К нему вернулся дар речи, как свидетельство освобождения от власти темных сил.

Подчеркнем, что немой бесноватый ни о чем не просил Христа и не сам пришел, а «был приведен» друзьями. И что исцеление было опять совершено по просьбе близких и, главным образом, по милосердию Христа к людям, мучимым врагом рода человеческого, диаволом.

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО И НЕМОГО БЕСНОВАТОГО

Об этом исцелении, говорит только один Евангелист Матфей. Этот случай Евангелист выделяет из множества других исцелений, совершенных Христом после выздоровления сухорукого и ухода Христа из синагоги, когда «последовало за Ним множество народа и Он исцелил их всех».

«Тогда», – продолжает св. Матфей, – «привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».

Здесь невольно возникает вопрос: чем отличался этот слепой и немой от других слепых и немых, которых во множестве исцелял Христос, и которые не считались бесноватыми? В тексте можно усмотреть только один признак: «его привели», а не сам он пришел; за него просили, а не сам он просил. В самом деле, обычно все больные сами искали себе помощи, но бесноватые никогда не считали себя больными, и если просили о чем-нибудь Христа, то только об одном: «оставь, уйди от нас». Возможно, что слепой проявлял и какие-нибудь другие признаки одержимости, по которым фарисеи судили, что он одержим бесом, и потому говорили, что Христос «изгоняет бесов сплою князя бесовского». Однако, Евангелист о других признаках не упоминает.

В этом случае, как и в случае с «немым» бесноватым, у современных медиков, может возникнуть вопрос: – не являлись ли эти два случая проявлением истерии? Ведь эта нервно-психическая болезнь очень характерна появлением у больных внезапных параличей, внезапной слепоты, глухоты, потерей способности речи и т. п. Но эти явления, под влиянием каких-либо резких психологических шоков, также внезапно исчезают, как и появляются; например, под влиянием сильного испуга – «параличный» вскакивает и бежит; или «немой» начинает говорить, и т. д.

Но это предположение едва ли здесь уместно. Ведь врачи знают, что истерия характеризуется определенным симптомом-комплексом, где большую и непременную роль играет так называемый «истерический характер», а этот характер классически формулируется следующим образом: «мимолетные импульсы бывают неудержимы, внешняя реакция на внутренние психические процессы происходит быстро и сильно. Смех и плач легко приобретают судорожный характер и не поддаются остановке. К этому присоединяются этические дефекты: постоянное недовольство окружающим, крайняя неуживчивость, желание сосредоточить на себе всеобщее внимание, эксцентричность поведения, способность к логическому мышлению и память могут быть отлично развиты.» Истерические больные, кроме того, сами себе приписывают различные болезни, любят обращаться к врачам и крайне озлобляются, когда врачи не находят в них никакой болезни, а все приписывают самовнушению и воображению.

Однако, ничего подобного у Евангельских бесноватых, – слепого и немого, – не отмечено. Следовательно, предположение об их «истерии» ни на чем не основано; в тексте Евангелия нет на это никаких указаний. И никакого психического «шока», «испуга», «аффекта», при исцелении этих больных не было. Все происходило помимо их воли, а может даже и желания.

Таким образом, нет причин сомневаться в правдивости свидетельства Евангелистов об, истинном основании болезни упомянутых больных. Причина их болезни – «бесноватость», и лечение ее – изгнание духа зла. Ни друзья Христа, ни враги Его, в этом не сомневались; но фарисеи были уверены, что Христос «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». В связи с этим, Христос объявил народу, что такое мнение фарисеев есть хула на Духа Святого: «Если Я силою веельзевула изгоняю бесов», – сказал Христос, – «то сыновья ваши» (т. е. апостолы) «чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие... Посему говорю вам: всякий и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам».

Болезни и их исцеление – теория группового бессознательного. Что такое богатство и что такое здоровье общины – ответы ищите в евангельской притче о стаде свиней.

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии – все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый

Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и... пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»

Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома... И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год...

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть

А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент... Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или... от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами... как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса...

Проклятый клад

Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая...

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет... Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса... уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?

А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?

Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры... Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел...

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома...

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус?

Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

Елена Назаренко

Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!

Как это ни странно, но до сих пор еще существуют люди, которые сомневаются в реальном бытии темной бесовской силы, способной вселяться в людей и делать их своими послушными орудиями. В особенности, непростительно это для православных русских людей, переживших весь позор нашей несчастной Родины за последнее пятидесятилетие.

А между тем, Святое Евангелие ясно нас учит, что бесы действительно существуют и могут вселяться в людей, которые и становятся «бесноватыми», потерявшими контроль над собой и сделавшимися жалкой игрушкой в руках бесов.

Как раз в 5-ую неделю после Пятидесятницы читается за Литургией Евангелие, которое повествует об одном таком разительном случае.
Христос приходит в страну Гергесинскую и исцеляет там двух страшных бесноватых, которые были так люты, что никому не давали пройти тем путем, вблизи коего они жили. Но что же гергесинцы?

Вместо того, чтобы с благодарностью припасть к ногам Иисусовым и просить Его остаться у них, они вдруг просят Его всем городом уйти от них вон.

Что же это за страшное ослепление? Что за непонятное омрачение умов и сердец? Облагодетельствованные гонят вон своего Благодетеля, не желая даже воспользоваться дальнейшими благодеяниями, которые несомненно в изобилии полились бы на них, если бы Христос-Спаситель у них остался. Но в чем же дело? Им жалко стало свиней.

Вопреки ясному запрещению закона Моисеева , они разводили свиней, а Господь, изгнав бесов из несчастных бесноватых, повелел бесам войти в свиней, после чего взбесившееся свиное стадо бросилось с крутизны в озеро и утонуло.

И это сделал Господь, конечно, не без умысла, уничтожив таким образом для их вразумления плоды их беззаконного занятия! Но им все – нипочем. И совесть их от этого не пробудилась, и то, что двое их сограждан, избавившись от мучения, перестали быть страшилищами и стали нормальными людьми, им не дорого, и того, что Сам Господь пришел к ним просветить их светом Своего Божественного учения, они не ценят. Все их существо объяла жалость к погибшим свиньям и опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им новых материальных ущербов и не нарушило бы излюбленного ими и давно заведенного греховного образа жизни, к коему они все привыкли.

Какая это жизненная картина и поныне постоянно встречающаяся!
И не есть ли такое настроение гергесинцев – то же самое беснование, только в менее заметных для внешнего взора формах?
Ведь в чем сущность беснования – разве не в противлении Богу и Его Божественному Закону?

А виды и внешние формы беснования могут быть многоразличны: от самых страшных и буйных – до самых малозаметных и искусно укрывающихся, иногда даже разными благовидностями, от невнимательного взора.

«Бесы, вселяясь в человека», говорит наставник духовной жизни святитель Феофан Вышенский: «не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра: так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего» («Мысли на каждый день года ()» стр. 245).

Как передают все три евангелиста-синоптика, повествующие о чудесном исцелении гадаринских бесноватых, бесноватые, при виде Господа Иисуса Христа, стали кричать «гласом велиим»: «Что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? Пришел еси прежде времене мучити нас» (Мф. 8:29).

Но разве Христос-Спаситель пришел мучить этих несчастных, а не спасти их от мучивших их бесов?

В этом-то и состоит разгадка ужасной тайны вселения бесов в человеческую душу. Коль скоро человек, по неосмотрительности, допустил в свою душу беса, бес, вселившись в него, поглощает собою его личность, пленяет его «я», овладевает его волею и делает человека послушным орудием своей злой воли. Такой человек думает, что он самостоятелен в своем поведении, что он «сам все делает», а в действительности всеми его поступками руководит поселившийся в нем бес, или даже целый легион бесов, как в этом несчастном бесноватом. Поскольку воля его в плену у беса, то он и начинает отождествлять себя с живущим в нем бесом: все, что приятно бесу, ему приятно; все, что враждебно и мучительно бесу, и ему враждебно и мучительно. Вот почему, увидев своего Спасителя, этот несчастный человек, вместо того, чтобы радоваться, отчаянно кричит: «Что Тебе до меня? Умоляю Тебя, не мучь меня!» (Лк. 8:28).

Каким же образом можно дойти до такого ужасного состояния? Как бес может получить доступ в душу человека?

На это мы находим много указаний и в Слове Божием и в писаниях святых отцов Церкви и великих христианских подвижников благочестия. Каждое забвение Бога, в чем бы оно ни проявлялось, каждое произвольное нарушение заповедей Божиих, сколь бы маловажным оно ни казалось, всякий проступок против совести, этого голоса Божия в душе человека, уже открывает бесу доступ в его душу. Особенно же любезны бесу греховные страсти, то есть часто-повторяющиеся грехопадения, которые вошли у человека в привычку, стали как бы его второй природой.

«Гордость – демон», говорит наш великий праведник святой Иоанн Кронштадтский: «злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – тот же демон; уныние – демон; различны страсти, а действует во всех один сатана; различны страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно – один дух с сатаной» (Моя Жизнь во Христе» т. 2, стр.6).

И весьма характерно: каждый, одержимый какой-либо страстью, как бы эта страсть его ни мучила и не терзала, с самой крайней враждебностью относится ко всему, что противится его страсти. Так: гордый ненавидит смиренных, злобный и гневливый не выносит кротких и тихих, блудник пылает крайним раздражением на целомудренных, и т.д. и т.п.

И самыми большими врагами своими одержимые страстями считают тех людей, которые обличают их или как-то стараются помочь им освободиться от той или иной страсти, указывая на нее, уговаривая и вразумляя их или принимая какие-либо решительные меры к их отрезвлению и возвращению на путь нормальной, здоровой, духовно-трезвой жизни. Совершенно точно так, как враждебно встретили Христа-Спасителя гадаринские бесноватые или жители той страны, не пожелавшие, чтобы Господь у них остался: ведь и они были в сущности тоже бесноватыми, хотя и в менее заметной форме. Сжившись вполне с своими любимыми страстями, или, что тоже, с обитавшими в них бесами, они не желали исцеления от Господа-Чудотворца, а потому и не приняли Его.

Как убеждает нас повседневный жизненный опыт, а особенно в страшное, как никогда прежде, переживаемое нами время, одержимость страстями и есть беснование.
Посмотрите, как преданный греховным страстям и сам внутренне терзается и других мучит. Страсти, как учат наставники духовной жизни, это – тайные змеи, которые постоянно грызут сердце человека и никогда не дают ему покоя. Одержимый страстями не знает душевного мира, да и не может приобрести его, пока не преодолеет своих страстей. Мало того: он способен разрушать душевный мир и всех тех людей, с которыми приходит в соприкосновение.
Искоренить страсть – это и значит изгнать мучающего беса.
Чтобы убедиться в истине всего вышесказанного, надо только хорошо понаблюдать окружающую нас современную жизнь и углубиться в собственную душу.

Все то, что произошло на нашей несчастной родине, да и теперь еще не изжито, – разве это не подлинное беснование и притом в самых ярко-выраженных формах?

А то, что происходит сейчас в так называемом «свободном мире» и что в начале лишь тайно, изподтишка подготовлялось; разве это не то же самое беснование? На наших глазах и оно начинает принимать те же самые грубые формы, что и у нас на родине, ибо источник всего этого ведь один и тот же – все та же темная злая бесовская сила, жаждущая гибели человека!
Страшно сказать, но и то, что творится сейчас во всех поместных православных церквах и в так называемом «христианском мире» – мире «инославном» – со всем этим подрывом всех вековечных устоев, с этой беспощадной ломкой древних установлений Церкви, ведущих свое начало от апостольских времен, порою грубым, а иногда хитро-лукавым ниспровержением всех исконных верований и благочестивых традиций, завещанных нам первохристианством, – кто, положа руку на сердце, по чистой совести, осмелится возразить, что все это не самое настоящее беснование – попытка диавола через верных слуг своих искоренить истинную веру и Церковь?
Сатана, нагло подняв голову, триумфальным маршем шествует уже по всему миру, пожиная себе обильные плоды.

Жутко становится, когда подумаешь, как мало сейчас осталось людей, трезво смотрящих на все в мире происходящее, людей честных и искренних, не продавших душу свою сатане за те или иные земные блага, не работающих всецело своим греховным страстям и не беснующихся, подобно огромному большинству.

Весь мир сейчас становится похожим на страну Гадаринскую, не желающую исцеления от Господа-Исцелителя и изгоняющую Его прочь от себя.

Пусть даже слышим мы иногда лицемерно произносимые слова правды, но самые дела произносящих ясно показывают, что это – только одни слова: на словах – одно, а на деле совсем другое! А ведь Господь понятно и вразумительно сказал: по плодам их узнаете их (Мф. 7:16-20).

Сколько красивых слов нередко произносится сейчас о мире и любви, но где этот «мир» и «любовь» видны в делах? А если и показывается иной раз видимость таких «добрых» дел, то за ней ясно скрывается грубый расчет и то или иное своекорыстие, совершенно обесценивающее их.
Фальшь и ложь воцарились в мире, как это и предрекал святой Апостол Павел в своем Втором Послании к Солунянам, говоря, что наступит время, когда люди «будут верить лжи» (2Фес. 2:11), «да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду» (там же, ст. 12).

Надо знать, что об этом опасно сейчас открыто говорить вслух перед всеми: возненавидят и заклюют, не дадут жить на этом свете, или объявят сумасшедшим, как это и в действительности нередко теперь практикуется в отношении неприятных и нежелательных людей, которых нужно куда-то запрятать подальше, чтобы они не беспокоили и не мешали. Поистине мы дожили уже до того времени о котором предрекали древние отцы-подвижники, говорившие: Наступит время, когда люди будут безумствовать, а тому, кто не безумствует, станут говорить: «Ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».
Но не думают, не помышляют эти безумцы-бесноватые мира сего, во зле лежащего, о том, какая участь их ожидает.

Бесы, изгнанные Господом из Гадаринских бесноватых, вошли в свиней, а свиньи, взбесившись, бросились в Генисаретское озеро и утонули. Подобная же участь ожидает и этих людей, одержимых бесами, но с тою разницею, что ввержены они будут в «озеро огненное, горящее огнем и серою», где будут мучиться «во веки веков» (Апок. 21, 8; 20, 10), вместе с диаволом, зверем-антихристом и лжепророком, которым они верно служили на земле, ведя борьбу с Господом Иисусом Христом и Его истинными и искренними последователями.
А нам, которые хотят работать Господу нашему Иисусу Христу и только Ему Одному, необходимо вооружиться в переживаемые нами страшные времена терпением, памятуя Его наставление: «В терпении вашем стяжите души ваши!» (Лк. 21:19) и другое: «Претерпевый до конца той спасен будет» (Мк. 13:13).
Пусть другие беснуются – пусть даже все беснуются вокруг нас – не будем принимать никакого участия в этом всеобщем бесновании, чего бы нам это ни стоило! Аминь.

архиепископ Аверкий (Таушев)

Иисус изгоняет демонов в стадо свиней

(Мк. 5:1-17; Лк. 8:26–37)

28 Когда Иисус прибыл на другую сторону озера, в Гадаринскую землю, навстречу Ему из могильных пещер вышли два человека, одержимых демонами. Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой.

29 - Что Ты от нас хочешь, Сын Божий? - закричали они. - Ты пришел мучить нас еще до назначенного срока?

30 Неподалеку от них паслось большое стадо свиней. 31 Демоны попросили Иисуса:

Если Ты нас выгонишь, то пошли нас в это стадо свиней.

32 Иисус сказал им:

Выйдя из людей, демоны вошли в свиней. Все стадо бросилось с обрыва в озеро и погибло в воде. 33 А свинопасы побежали в город и все рассказали, включая и то, что произошло с одержимыми. 34 Тогда все жители города вышли навстречу Иисусу и, увидев Его, попросили покинуть их края.

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Иисус изгоняет бесов. Евангелие от Матфея 8:28-34 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. (Мк. 5:11; Лк. 8:32). Выражение "от них" неопределенно, т.е. неизвестно, от Христа ли и Его учеников, или от бесноватых, или от всех них. Но так как речь в 29-31 стихах

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. (Мк. 5:13; Лк. 8:32, 33). Почему Христос дозволял демонам войти в свиней, когда они оставили людей? Отвечая на этот вопрос, Златоуст указывает на три

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Изгнание демонов в стадо свиней (Мк. 5:1-17; Лк. 8:26–37)28 Когда Иса прибыл на другую сторону озера, в Гадаринскую землю, навстречу Ему из могильных пещер вышли два человека, одержимые демонами. Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой.29 - Что Ты от нас

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Иса Масих изгоняет демонов силой Всевышнего (Мк. 3:22–29; Лк. 11:14–23; 12:10)22 Привели к Исе человека, одержимого демонами, который был к тому же слепым и немым. Иса исцелил его, и он заговорил и стал видеть. 23 Люди удивлялись и спрашивали друг друга:- Может, это и есть Сын Давуда?24

Из книги автора

Иса Масих изгоняет демонов силой Всевышнего (Мат. 12:22–29; Лк. 11:14–23; 12:10)20 Однажды, когда Иса вошёл в дом, опять собралась толпа, так что Ему и Его ученикам даже поесть было некогда. 21 Услышав об этом, родственники Исы пришли забрать Его, потому что они говорили:- Он не в Своём

Из книги автора

Изгнание демонов в стадо свиней (Мат. 8:28–34; Лк. 8:26–37)1 Они переправились на другую сторону озера в Гадаринскую землю. 2 Как только Иса вышел из лодки, навстречу Ему из могильных пещер выскочил человек, одержимый нечистым духом.3 Человек этот жил в могильных пещерах, и никто

Из книги автора

Изгнание демонов в стадо свиней (Мат. 8:28–34; Мк. 5:1-17)26 Они приплыли в Гадаринскую землю, что напротив Галилеи. 27 Когда Иса сошёл на берег, Ему навстречу вышел человек из города, одержимый демонами. На нём уже давно не было одежды, и жил он не в доме, а в могильных пещерах. 28

Из книги автора

Иса Масих изгоняет демонов силой Всевышнего (Мат. 12:22–30; Мк. 3:22–27)14 Однажды Иса изгнал демона немоты. И когда демон вышел, человек, который был нем, заговорил. Толпа была в изумлении. 15 Но некоторые говорили:- Он изгоняет демонов силой Баал-Зевула (сатаны), повелителя

Из книги автора

Иисус изгоняет демонов в стадо свиней (Мк. 5:1-17; Лк. 8:26–37)28 Когда Иисус прибыл на другую сторону озера, в Гадаринскую землю, навстречу Ему из могильных пещер вышли два человека, одержимых демонами. Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой.29 - Что Ты

Из книги автора

Иисус изгоняет демонов силой Бога (Мк. 3:22–29; Лк. 11:14–23; Лк. 12:10)22 Привели к Иисусу человека, одержимого демонами, который был к тому же слепым и немым. Иисус исцелил его, и он заговорил и стал видеть. 23 Люди удивлялись и спрашивали друг друга:- Может, это и есть Сын Давидов?24

Из книги автора

Иисус изгоняет нечистого духа (Лк. 4:31–37)21 Когда они пришли в Капернаум, Иисус в первую же субботу пошел в синагогу и учил там. 22 Люди изумлялись Его учению, потому что Он учил их как имеющий власть, а не как учители Закона. 23 Как раз в это время в синагоге находился человек,

Из книги автора

Иисус учит изгоняет нечистого духа (Мк. 1:21–28)31 Он пошел в галилейский город Капернаум и в субботу учил там народ. 32 Все изумлялись Его учению, потому что в Его словах ощущалась власть. 33 В синагоге был человек, одержимый демоном, нечистым духом, и вдруг он громко закричал:34

Из книги автора

Иисус изгоняет демонов в стадо свиней (Мат. 8:28–34; Мк. 5:1-17)26 Они приплыли в область герасинцев, что напротив Галилеи. 27 Когда Иисус сошел на берег, Ему навстречу вышел человек из города, одержимый демонами. На нем уже давно не было одежды, и жил он не в доме, а в могильных

Из книги автора

Иисус изгоняет демонов силой Бога (Мат. 12:22–30; Мк. 3:22–27)14 Однажды Иисус изгнал демона немоты. И когда демон вышел, человек, который был нем, заговорил. Толпа была в изумлении. 15 Но некоторые говорили:- Он изгоняет демонов силой Веельзевула, повелителя демонов.16 Другие,

Поделиться: