Оглашение перед крещением. Возможные подходы к катехизации взрослых в условиях современной приходской жизни

Ну, а если решение креститься принял уже взрослый человек, тогда ему лучше бы знать следующее:

«Кто будет веровать и креститься,
спасен будет
» (Мк. 16, 16)

Крещение – это духовное рождение человека!

Это таинство , которое совершается Самим Господом ! И священник в крещении (как собственно и в любом другом таинстве) является лишь посредником между Богом и человеком.

После крещения, тот, над кем совершилось это таинство – становиться полноправным членом православной Церкви, становиться ее частью.

Крещение не должно приниматься только лишь в силу традиции, национальной принадлежности или по какой-то другой причине (все крестятся, а я чем хуже!!!).
Единственное основание для крещения – это ИСКРЕННЯЯ ВЕРА крещаемого в Иисуса Христа и другой причины быть не может! Именно поэтому будущий христианин должен знать (по крайней мере, не впервые слышать о ней уже на крещении) молитву Символ Веры, уже по названию которой понятно, о чем она. А еще лучше будет если, готовясь к крещению, участник таинства заранее прочитает книгу Закон Божий, где уже более подробно и развернуто изложены основы православного вероучения.

Есть все основания полагать, что крещение принятое человеком без веры, просто по традиции, не просто не принесет пользы, но может пойти во вред, так как таинства, установленные Самим Богом – это не игрушки и не какие-то магические примочки, и такая «игра » с Господом ни к чему хорошему не приведет.

Ну, а если вера во Христа искренняя, то, само собой разумеется, крещеный должен СТАРАТЬСЯ вести христианский образ жизни, соблюдая заповеди Божии. Стараться жить по совести, не делая другим того, чего не желаешь себе или своим близким!

Здесь я с вашего позволения позволю себе небольшое, но очень, на мой взгляд, важное отступление…
Удивительное дело. Мы все с юных лет знаем эту, казалось бы «банальную» истину. Действительно, что может быть проще – как ты, так и тебе. Но при этом мы с удивительным постоянством нарушаем или вовсе забываем об этой истине, не понимая или не желая понять – к каким страшным последствиям приводят подобные нарушения. В самом деле, ведь эта заповедь дана Богом не просто так для красного словца, нет!!! Это ЗАКОН Божий и исполняется он с еще большей точностью, чем любой закон физики. И если ты причинил зло другому человеку, то это зло РАНО или ПОЗДНО – но НЕОТВРАТИМО отразиться на тебе или на твоих близких. И не потому что Бог требует отмщения, конечно нет. Напротив, если человек не кается в содеянном зле, то есть не просит прощения за него, не желает исправиться, то единственный способ снять с него грех (а значит и его последствия) – это страдания, скорби, боль. А теперь внимание вопрос?! ПОЧЕМУ мы, прекрасно зная об этом, все равно, с редкостным постоянством поступаем с другими не так как нужно, не так как правильно, а так как выгодно для нас? На кой ляп нам нужна такая «выгода »?
Не знаете?… Я тоже не знаю. Но если чаще задумываться над этим, то таких «выгод » в нашей жизни однозначно будет меньше.

Итак, продолжим…
Непременным условием искренней веры является участие христианина в церковных таинствах. В особенности в таинствах исповеди и причащения . Невозможно, считая себя православным христианином, при этом не причащаться. Причащаясь, мы под видом хлеба и вина принимаем Плоть и Кровь Христову, от Самого Господа получаем надежду на спасение, на вечную жизнь, веруем, что воскреснем как Христос воскрес! Соответственно, не причащаясь, мы добровольно лишаем себя помощи Божией, отвергаем (так как не принимаем) Крестную Жертву Христову, принесенную Им ради каждого из нас. Этим самым мы совершаем мистически тяжкий грех, так как (снова повторюсь) ДОБРОВОЛЬНО отказываемся от Христа, делаем Его жертву ради нас – НАПРАСНОЙ!

Именно поэтому причащаться после совершенного над человеком таинства крещения не просто желательно, а НЕОБХОДИМО!!! Нельзя этого не делать. Это все равно что, посадив зерно в землю, не поливать его, при этом надеясь, что оно прорастет и даст обильные плоды.

Еще одно важное дополнение: Взрослому человеку, готовящемуся к таинству крещения нужно приложить все усилия к тому чтобы узнать - не был ли он все-таки крещен в детстве. Почему это важно? Да потому что повторно участвовать в этом таинстве категорически запрещено. Дело здесь в том, что если человек (зная, что крещен) креститься повторно, получается он не верит, что таинство совершилось над ним в прошлый раз. а поскольку, как я уже неоднократно говорил, любое таинство совершает Сам Господь , значит человек Ему и не верит. А какой смысл тогда в крещении вообще?

И лишь когда будущий христианин удостоверился, что не был крещен в прошлом (либо приложил к тому все усилия) - можно смело готовиться к крещению, т.е. ко своему духовному рождению, в котором, по милости Божией, человеку прощаются все грехи , сотворенные им до этого.

В заключение (как назидание для нового христианина) хотелось бы привести притчу, рассказанную Христом вместо ответа на важнейший для всякого разумного человека вопрос о ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ :

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить ». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе ».

Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же ».
Евангелие от Луки 10 (25-37).

К сверхъестественному рождению. Не каждый человек ясно понимает его смысл, поэтому в церкви совершаются огласительные беседы перед крещением.

Для чего проводится беседа

В настоящее время по Указу Патриарха всея Руси Кирилла в православных церквях установлено обязательное собеседование в церкви перед крестинами.

Таинство крещения

Беседа проводится с:

  1. Родителями.
  2. Восприемниками.
  3. Самими крещаемыми в возрасте старше 15 лет.

Многие посетители храмов не понимают смысла нововведения, ведь раньше все было намного проще.

Беседы проводит катехизатор, их целью является повышение уровня сознательной готовности к принятию Таинства как самих крещаемых, так и их крестных родителей.

Внимание! Без проведения бесед с крестными и родителями крещение ребенка (взрослого) не проводится.

Правила Таинства Крещения

Еще о церковных Таинствах:

При Крещении младенцев и отроков (до 15 лет), обязательно наличие хотя бы одного крестного:

  • у мальчиков - мужчина;
  • у девочек - женщина.

Подготовительные беседы с крестными

Для крестных родителей РПЦ выдвигает те же требования, что и для крещаемых. Но незадолго до совершения Таинства им следует исповедаться во грехах и причаститься.

Существует ряд ограничений для восприемников:

  • они не должны быть биологическими родителями крещаемых, их родными и сводными братьями и сестрами;
  • в крестные запрещено выбирать монашествующих;
  • люди с психическими недугами в качестве восприемников не допускаются.

Корнеев Аким Егорович «Крестины»

Если крестный является постоянным прихожанином любого из храмов РПЦ, то для него не обязательно прохождение оглашения. Но сам факт принадлежности к Вере Христовой необходимо подтвердить документом за подписью настоятеля храма или духовника, с оттиском печати указанного храма.

Совет! Огласительные беседы можно прослушать в любой российской православной церкви, но для подтверждения нужно будет предоставить свидетельство об оглашении.

Подготовительная беседа с родителями

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями следующие моменты:

  1. Назначают срок и время проведения таинства.
  2. Какую одежду необходимо иметь для крещения родителям и крещаемому.
  3. Выбирают церковное имя , того, кто крестится.

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями некоторые моменты

Обязанности родителей:

  • должны быть сами верующие;
  • посещать службу;
  • причащаться.

Обязанности родителей после крещения ребенка:

  1. Посещать богослужения.
  2. Водить на причастие.
  3. Самим жить и ребенка воспитывать по православным канонам.
Важно! Родители должны всячески наставлять и помогать младенцу в его духовной жизни.

О православном воспитании детей:

Пример огласительной беседы

В Православной Церкви принято крестить детей по вероисповеданию их родителей. Последние приносят обязательство пред Богом о научении детей вере, воспитании их в духе православия.

Крещение - это самое первое Таинство, которое было установлено для вступления в Церковь. В этом Таинстве верующий умирает для мирской жизни плотской и рождается в житие духовное. Происходит важный перелом в человеческой жизни ради спасения в жизнь вечную.

А для чего нам спасение?

Все люди произошли от Адама, который согрешил пред Богом. Поэтому все люди с рождения грешные, им чужда духовная жизнь.

А в Крещении человек:

  • умирает;
  • отрекается от страстей и грехов;
  • воскресает в жизни новой, ведущей в вечность;
  • очищается от первородного греха.

Творец дал Адаму и Еве заповедь для утверждения души в послушании, но они ее нарушили и отошли от Него. Тогда же они вкусили запретный плод и их настигло ощущение потери Благодати Божией. Их потомки стали рабами страстей, а диавол подчинил их себе. Ради соединения с Отцом Небесным мы и принимаем Крещение.

Важно! Крестный принимает крещаемого от купели, потому и называется восприемником. На него ложится огромная ответственность перед Богом. Он должен обучить крестника молитве, участию в Таинствах и богослужениях.

Между ним и новокрещеным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.

Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и теперь можно о нем возносить молитвы к Небу и причащать Святых Христовых Таин. Господь дарит новокрещеному Ангела-хранителя, который будет:

  • оберегать человека;
  • по смерти поможет его душе подняться на Небо к своему Создателю.

Быть крестными - это великая ответственность за новорожденного члена Церкви.

Внимание! Главное, в чем может и должен помочь крестный, и в чем он берет на себя обязательство, - помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения.

Видео о беседе перед крещением.

Во многих епархиях Русской православной церкви теперь нельзя прийти в храм с улицы и немедленно принять крещение. Сначала нужно познакомиться с основами веры, пройти оглашение. Это непривычно: в прежние годы не было ничего подобного. О том, что такое катехизация и почему без нее нельзя обойтись, "Правде.Ру" рассказали в Московском Патриархате.

— Отец Игорь, в редакцию рубрики "Религия" "Правды.Ру" поступали от читателей жалобы на то, что в ряде епархий ввели обязательную и в то же время платную катехизацию перед крещением. Из-за этого малоимущие люди не могут креститься. Как Вы это прокомментируете?

Священник Игорь Киреев, заведующий сектором катехизации и воскресных школ синодального Отдела религиозного образования и катехизации:

— Брать деньги за катехизацию — это совершенно не в традициях нашей Церкви. Если такое происходит, это самочиние на местах.

— На Ваш взгляд, катехизация перед крещением нужна обязательно?

— Да, безусловно.

— А что можно ответить тем людям, которые не понимают, зачем нужны огласительные беседы, и стремятся найти такой храм, где их крестят без катехизации?

— Крещение — это ответственный выбор в жизни, и его нужно делать с открытыми глазами. Иногда человек крестится и не знает, во что крестится, не знает элементарных вещей церковной жизни. Но ведь он берет на себя ответственность, которую должен понести. В итоге получается, что спрос с него, как с крещеного, а он — наивный младенец, если не прошел катехизацию.

— Как Вы думаете, будет ли катехизация перед крещением признана обязательной во всех епархиях Русской православной церкви постановлением Синода?

— Пока такого постановления еще не было, но оно готовится.

— А в отдельных епархиях могли быть приняты постановления об обязательной катехизации?

— Да. В отдельных епархиях властью правящих архиереев это могло быть принято.

— Что делать человеку, если от него потребовали денег за оглашение?

— Можно просто пойти в другой храм. Как вариант — обратиться к благочинному, выяснить у него ситуацию.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, член Межсоборного Присутствия:

— Мы давно перегнали все православные Церкви и по количеству народа, и по храмам и монастырям. Теперь бы догнать по качеству. Мы продолжаем считать себя наследниками Визанитии и Третьего Рима — у нас все православные, ну, или 80%. Поэтому нужно кропотливо, но бесповоротно вводить катехизацию: подготовку ко крещению, и к венчанию, и к исповеди и причащению, и даже, быть может, и к соборованию. К любому таинству нужно приступать через подготовку, а не просто формально: поговел, сосисок не поел, "вычитал" какие-то там молитвы без понимания что там за молитва.

Нужно определить приход как центр церковной жизни, а не только как хозяйствующий субъект, который дает доход, ввести членство и ответственность прихожан.

Возможно, следует пойти на серьезный шаг — мягко вывести за границы церкви всех, кто не причащался год-два-три-десять, и возвращать их в церковь, вести среди них миссию.

Катехизировать священников тоже надо — такой опыт есть в нашей епархии. Всех, кто не имеет богословского образования или окончил духовные учебные заведения более 10 лет назад, владыка Георгий послал на курсы повышения квалификации. Раз в год месяц с отрывом от прихода отцы учатся и сдают экзамен — причем все это не является формальностью и проходит достаточно жестко. Квалификацию священники обязаны подтверждать до 60 лет по возрасту. Архиерей с ними встречается, отвечает на вопросы.

Не следует забывать, что центр катехизации, то, что нас объединяет — это евхаристия, а не партии и не православно-общественные организации.

— Юрий, почему в Москве тема катехизации очень непопулярна?

Юрий Белановский, штатный катехизатор Свято-Данилова монастыря, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития молодежи:

— Пока нет общего правила об обязательной подготовке к вступлению в Церковь, храмы предлагающие катехизические беседы, останутся почти без крестящихся. Люди будут уходить туда, где достаточно заплатить деньги. А это значит, что священники, предлагающие подготовку к крещению, останутся без ощутимой прибавки к жалованию. Многие священники содержат свои семьи (где, как правило, несколько детей и неработающая жена) во многом с этой статьи доходов — совершение треб. Получается, что для духовенства катехизация по желанию — это не только забота о людях, но и урезание им дохода.

— Вы уверены, что желающие креститься в большинстве своем выберут тот храм, где катехизация не проводится?

— Многие священники свидетельствуют, что людям лень не только пройти несколько огласительных бесед. Один знакомый батюшка у себя в деревне говорит людям, пришедшим креститься: "Я не буду от вас требовать ничего лишнего, давайте только договоримся, что Вы прочтете Евангелие от Марка. И если после прочтения Евангелия от Марка Вы скажете, что по-прежнему хотите креститься, я Вас крещу". Из десяти после этого во второй раз пришел один, а остальные отправились креститься в соседнюю деревню. При этом люди готовы платить за требы большие деньги. Думаю, тысяч пять, — это не вопрос: как же, это ведь как свадьба, рождение ребенка, надо как следует отметить!

— А какое лично у Вас отношение к катехизации?

— Моя позиция сложная. Надо быть, прежде всего, ответственными за то, что сделано за 20 лет постсоветской жизни. Скажу категорично, безответственно крестили полстраны. В этом смысле, со стороны Церкви должно быть (и часто есть) снисхождение по отношению к тем, кого крестили. Но по отношению к новым крещаемым я категорически за то, чтобы повсеместно ввести пусть даже минимальные, но требования. Ведь это же вступление в Церковь! Чтобы человек перед крещением прочел Евангелие от Марка и прослушал как минимум две-три беседы, и уже после этого принял решение креститься или нет. Я думаю, от людей, которые были крещены без катехизации, мы не имеем права жестко требовать "канонической" жизни, потому что их о ней не предупредили до крещения. Например, если человеку ничего не рассказывали про супружеские посты, а потом, после того, как он крестился, скажут: "Ну вот, дорогуша! Все, теперь давай, соблюдай". Это нечестно. Я считаю, так нельзя. В то же время для людей, которых когда-то крестили без подготовки, нужно разрабатывать специальные просветительские программы.

Доклад на пастырском семинаре духовенства Калужской епархии 2 мая 2011 г.

Разговоры о необходимости катехизации перед Крещением идут давно. Не знаю, согласятся ли со мной достопочтенные отцы, но этот вопрос – один из важнейших в жизни Церкви.

Мы все стали свидетелями внешнего возрождения церкви и церковной жизни. Мы видели, как за последние 20 лет открывались храмы, монастыри, семинарии. Как рукополагались во множестве священнослужители, как умножалась паства. Все это не может не радовать, но есть одно «но». И все мы прекрасно об этом «но» знаем.

Крестили мы за эти годы в масштабах страны – миллионы. Сколько же людей должно быть у нас в храмах? Хотя бы на большие праздники?

Сводки ГУВД по 2011 году, дают цифру по Москве - 292 000.

Т.е. в Пасхальные дни храм посетил только каждый 30-ый русский житель Столицы (я специально считал не от общего числа, а от количества русских). Это значит 3,3 %.

И это на Пасху, когда народ не помещается в храмы, когда в храмах полно людей, которые больше в течение года в храм не придут, которые не постятся, не молятся и вообще церковной жизнью не живут.

Можно представить, сколько у нас людей в храмах в обычные воскресные дни. Вообще церковных людей в стране чуть больше процента. Это на фоне полного крещения всех «этнических русских». И эта тенденция усиливается.

Меду тем пик интереса и моды на православие давно схлынул. Более того, положение Церкви, в плане отношения к ней обычных «среднестатистических» россиян ныне близко к критическому. Рейтинги, если такое слово применимо к Церкви, падают катастрофически и не год от года, а месяц от месяца. Ругать Церковь стало хорошим тоном почти на всех Интернет-ресурсах. На любом новостном сайте, любая новость о Церкви неизменно вызывает бурю негативных комментариев. И оставляют их не иноверцы, а те самые крещеные нами люди, которых мы не катехизировали. Можно сказать, что уже выросло поколение людей не просто индифферентных к Церкви, но потенциально враждебных. Это во многом напоминает ситуацию начала 20-го века. Чем закончилась та ситуация, мы знаем.

Причин всему этому много, но в рамках этого доклада нет смысла все их перечислять. Одна из весомых причин - наши миллионные Крещения. Вернее, их неправильность.

Мы отступили от правильной, канонической практики подготовки к Крещению. Мы десятилетиями игнорируем голос Святых Отцов. Этот путь не может нас не привести к провалу, возможно, по разрушительности не уступающему 17-му году.

Нечто подобное непременно нас ждет, если мы срочно не исправим ситуацию пока не поздно (дай Бог, чтобы уже не было поздно), если мы не вернемся к Святоотеческим принципам и правилам Церковной жизни. И не только по причине циркулярного письма Митрополита, а сами по своей пастырской совести.

Катехизация взрослых

Хочу напомнить, что катехизация перед Таинством Крещения – не есть какое-то нововведение. Разговоры о том, что, дескать, давно уже крестим без подготовки и это уже традиция – совершенно безосновательны. Катехизация в Церкви была всегда и никогда никакой Святой Отец или Церковный Собор ни высказывался против нее.

Необходимость подготовки к Крещению совершенно ясно озвучена Самим Господом: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ».

Совершенно однозначно Господь говорит о том, что научение предшествует Крещению, а повеление учить повторяется дважды.

Во времена гонений Русская Церковь была насильно лишена возможности проповеди и катехизации. Сам факт принятия Крещения часто был актом исповедничества. Но это совсем не значит, что теперь, получив свободу, мы должны продолжать нарушать Церковные Каноны и продолжать порочную практику, порожденную богоборческим режимом.

Канонические правила

Есть ли канонические правила, которые говорят об обязательности катехизации перед Таинством Крещения? Их предостаточно:

2 правило I Вселенского Собора говорит о следующей порочной практике, которая, очевидно, имела место в те времена:

«... людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время , и по крещении дальнейшее испытание.» .

Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «...ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать» .

О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора : «По двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению» . В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: «Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течение двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере» .

7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает: «В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их» .

46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают:

«Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам» . В толковании на сие правило Зонара отмечает: «А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками» .

Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора : «В болезни приявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися» . Аристин так толкует это правило: «Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру..., ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати» .

Мотивы Крещения

Многие утверждают, что если человек декларирует свою веру во Христа и выражает желание принять Крещение , это уже делает его готовым к Таинству. Следовательно, готовить тут уже нечего, остальное, дескать, Господь Сам управит.

К сожалению, в наше время утверждение человека о том, что он «верит во Христа» совершенно не означает не только то, что это православный человек, но даже и то, что он верит именно во Христа – Бога, пришедшего во плоти. Любой оккультист в наше время заявит, что он любит Христа больше всех христиан.

Так же и желание принять Крещение может быть мотивировано совершенно недуховными причинами: модой, традицией, болезнью и т.д. вплоть до желания зарядиться духовной энергией перед походом к экстрасенсу.

При подготовке к Таинству Крещения необходимо начать разговор с желающим его принять именно с выяснения мотивов. Надо сказать, что и канонические правила этот вопрос считают важным.

Это видно из 12-го правила Неокессарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни:

«Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды: разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры и ради скудости в людях достойных». Аристин поясняет так: «Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа.... А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства - скудость в достойных людях и его подвиги после крещения» .

Это то, что касается взрослых людей, принимающих Таинство сознательно. Крещение таковых без научения есть каноническое преступление. Священнослужитель, если совершает таковое, должен знать, что он нарушает Соборные решения Церкви, противится Святоотеческой традиции и теперь уже – нарушает прямое благословение своего правящего Архиерея.

Крещение младенцев

Все вышесказанное касается и Крещения младенцев, с той разницей, что катехизироваться должны родители младенца и крестные.

Церковь никогда не крестила детей в языческих семьях или в семьях людей, отпавших от нее. Большинство нынешних «крещеных» православных по сути являются таковыми. Они отпали от Церкви или, точнее, никогда в нее по настоящему не входили, так как не разделяют сознательно ее веры, ее жизни и не участвуют в ее Таинствах.

Поэтому прежде крещения детей, необходимо не просто катехизировать, но желательно и воцерковить их родителей и крестных.

Мы не можем попускать даже родителям окрадывать ребенка самой страшной кражей: похищать у него Дар, данный Самим Богом. А именно это происходит, когда мы отдаем новокрещеного в руки неверующих и невоцерковленных родителей и крестных. Полученная святыня кладется под спуд безбожного воспитания, зерно Новой Жизни попирается, как брошенное при дороге мирской жизни.

Крестными могут быть не просто крещеные люди, а лишь те, кто сам преуспел в церковной жизни и может научить другого. Как может учить тот, кто сам не знает? Как покажет дорогу тот, кто не сделал и шага?

Нельзя также допускать становится восприемниками при Таинстве Крещения людей, отпавших от Церкви неприятием Православной веры, неучастием в ее Таинствах, не умеющих правильно прочитать Символ Веры и живущих в смертных грехах (имеется в виду столь модный ныне «гражданский брак» - попросту – блудное сожительство).

Порядок огласительных бесед

Циркулярное письмо предусматривает две катехизические беседы как минимум. В них должны быть изложены самые основы веры, минимальные знания евангельской истории, основы духовной жизни. После первой беседы желательно раздавать материалы для того, чтобы человек перед второй беседой мог что-то изучить самостоятельно.

После Крещния необходимо снабдить крещеного минимальным набором духовной литературы: Евангелием, молитвословом, желательно какой-либо книгой или диском об основах духовной жизни.

В случае решительного отказа от оглашения допускать к Крещению отказавшихся нельзя.

Церковь – не бюро ритуальных услуг, а раздаятельница Даров Духовных. Ее цель - не обеспечить спрос и извлечь выгоду, а сделать человека достойным и способным эти Дары принять.

Плата за Крещение

Позорнейшим и совершенно недопустимым явлением является сохранение в отдельных храмах фиксированной платы за Таинство Крещения.

Я прошу правильно понять мои слова. Я не против самого факта пожертвования за Крещения, а против взимания фиксированной суммы.

Правило 23 VI Вселенского Собора гласит:

«Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего инаго. Ибо благодать не продаема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства ».

Поскольку в Крещении и других Таинствах так же подается освящение Духа, толкователи распространяют это правило на все Таинства.

Действительно, сложно вообразить апостола Петра, требующего денег за крещение от Корнилия сотника или Симона волхва, или апостола Павла, вывешивающего где-нибудь в Эфесе прейскурант цен за Таинства…

Более анти-миссионерского явления, чем фиксированные цены за Таинства, просто сложно вообразить.

Участие мирян в катехизической подготовке

Катехизацию совершенно не обязательно проводить лично священнослужителям. Главное – наладить ее механизм. В определенный день в храме собираются желающие принять Крещение, родители и крестные. Учиненный катехизатор или священнослужитель проводит занятие. Через какое-то время – следующее. В установленный день совершается Крещение. Так, например, уже много лет обстоят дела в Юхнове.

В городах, где храмов несколько, целесообразно централизовать катехизическую подготовку – проводить ее совместными усилиями в одном месте, а Крещение совершать в разных храмах. Так, например, уже много лет происходит в городе Малоярославце.

Методические пособия

Пока методическое пособие по катехизации находится в стадии доработки. Но каждый священник, несомненно, может использовать свои знания и опыт для самостоятельного катехизирования.

Объяснить основы веры и духовной жизни совсем несложно. Это будет полезным не только для крещаемых, но и для самих катехизаторов. Любая беседа с людьми, живое общение с будущими прихожанами всегда приносит пользу.

Следует избегать формализма в проведении катехизации. Надо помнить, что именно в этих беседах, в их качестве и есть самое настоящее пастырство.

Что может быть для священника выше этого служения: люди пришли в храм, ко Христу. Вот он - самый важный момент: надо рассказать им о Христе, о спасении, о Церкви. Не для этого ли мы все призваны в священническое служение?

Объявления о катехизации

Необходимо разместить объявления о катехизических беседах при храмах, возможно, присовокупив цитаты из вышезачитанного циркуляра. Это поможет и людям заранее рассчитывать свое время и избавит священников от лишних объяснений.

А объяснения неизбежны, т.к. основная масса нашего общества не готова смотреть на Церковь как-то иначе, чем как на бюро ритуальных услуг. Отказ в услугах по каким-то непонятным для обывателя «духовным» соображениям, вполне возможно, будет воспринят как нарушение незыблемого закона рынка: «я плачу – ты делаешь».

Придется некоторое время ломать обывательскую психологию, внедрять в сознание людей мысль, что Церковь – не лавка, в ней далеко не все можно купить за деньги.

Со временем это, несомненно, принесет благие плоды. Необходимо сделать этот решительный шаг. Это - вопрос нашего духовного выживания.

Религиозное образование и катехизация

01.01.2012 03:00

По субботам в нашем Храме с 15-30 до 17-00 проводятся
занятия для взрослых.

Занятия проводятся в доме причта рядом с храмом. Приглашаются все желающие!
В воскресенье, после утренней службы проводятся
занятия для детей.

Церковно-приходская Воскресная школа храма святого апостола Иакова Заведеева является начальной формой религиозного образования. Духовный наставник и педагоги ставят своей целью воспитывать учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни. Потому что без воцерковления даже знание наизусть Священной истории и литургики будет бесполезным для души, а иногда даже вредным.
Воспитанники школы разделены на две группы по возрастному принципу. В младшей группе учатся дети с семи до десяти лет. Дети знакомятся с основами Закона Божия, узнают жития святых, поют церковные песнопения, много рисуют. В старшей группе дети начинают систематическое изучение Закона Божия, знакомятся с догматическим учением Православной Церкви, разучивают церковные песнопения.
Взрослым, которые хотят получить систематические знания о православной вере, Воскресная школа предлагает посещать катехизические беседы. В рамках этих бесед проходят занятия по Священному Писанию и богослужению Православной Церкви.
В Воскресной школе существуют свои традиции. В преддверии Рождественских и Пасхальных праздников учащиеся готовят тематические поделки. В светлые дни празднования Рождества Христова и Пасхи проходят детские праздники, Масленицу Воскресная школа празднует одной большой семьей.
Совершаются паломнические поездки. Воспитанники школы уже побывали в Софрино, Радонеже и других городах, посетили множество монастырей и храмов.
Подобные мероприятия направлены на приобщение воспитанников к церковной традиции, формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам православной веры. Воскресная школа призвана помочь православным родителям в воспитании у детей христианского мировоззрения и при всем желании не может заменить участие родителей в духовном образовании детей. В связи с этим, успех деятельности Церковно-приходской Воскресной школы (основной задачей которой является воцерковление детей) невозможен без воцерковления родителей.

Катехизация перед Крещением

01.01.2011 03:00

"Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно.
Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения."

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г.

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

В нашем храме проводятся по пятницам
по окончании вечернего богослужения.
Беседы проводятся со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения.
В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники.

Готовящимся к Таинству Крещения

01.01.2011 03:00

Крещение есть принятие человека в Церковь по его вере (Мк. 16.16) или (если он ребенок) по вере его родителей. Оно является новым рождением в Боге (Ин. 3.3). И как плотское рождение неповторимо, так и крещение совершается над человеком один раз (Еф. 4.5). Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения. Это отношение выявляется в течение подготовки к Крещению, называемой оглашением. Цель такой подготовки – ознакомить оглашаемого с основными понятиями православного вероучения, христианской нравственности и церковной жизни. Оглашение направлено на укрепление веры человека и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. Помимо огласительных бесед требуется и самостоятельная подготовка готовящегося к Крещению, которая включает в себя:

1) изучение Символа веры и Молитвы Господней (Отче наш), знание их текста наизусть;
2) чтение Четвероевангелия;
3) участие в церковных богослужениях в возможной для оглашаемых степени.

Огласительные беседы проводятся со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. Продолжительность оглашения зависит от степени подготовленности оглашенного.

Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения (жизнь и деятельность, не соответствующая нормам христианской нравственности). В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого. Чин таинства Крещения состоит из: 1) покаяния, 2) обряда оглашения, 3) самого Крещения, 4) Миропомазания, 5) Причащения Св. Тайн.

Необходимо помнить, что церковные таинства исключают всякий «автоматизм». Причастность христианина Духу Божию, явление плодов Крещения в христианской жизни зависит от ревности и усердия верующего: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного… отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7: 21-23); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Поэтому после совершения Таинства новокрещеный готовится к последующей церковной жизни и участию в жизни прихода.

Поделиться: