Зороастризм как религия: история, особенности, постулаты, символы и атрибуты. Зороастризм религия зороастризма и ее особенности В чем сущность религии зороастризм

весы
мн.
Прибор для измерения массы тел.

весы
-ов; мн.
см. тж. весовой, весовая
1) Прибор для определения веса и массы.
Лабораторные весы.
Аптекарские весы.
Электронные весы.
Весы Фемиды (книжн.; о правосудии)
2) Весы Одно из двенадцати созвездий Зодиака.
3) О человеке, родившемся в конце сентября - октябре, когда Солнце находится в созвездии Весов.

- бросить всё на чашу весов

вес
I м.
1) Сила тяжести.
2) Тяжесть какого-либо тела, определяемая при взвешивании.
3. перен.
Значение, влияние, авторитет.
II м. устар.
1) Система мер, служившая для измерения тяжести в торговой, медико-фармацевтической и т.п. практике.
2) Единица такой системы мер.

вес
-а (-у); м.
см. тж. на весу, весовой
1) физ. Сила тяжести.
2)
а) разг. и спец. Количество, масса кого-, чего-л., определяемая взвешиванием.
Вес товара, багажа.
Борец лёгкого, тяжёлого веса.
Контейнер весом в сто килограммов.
Набрать, потерять вес.
Прибавить, потерять в весе (о людях, животных)
Продавать на вес. (развешивая, взвешивая)
б) расш. чего и с опр. Способ взвешивания, принятый в какой-л. области деятельности.
Живой вес (полная масса животного в противоположность чистой массе мяса)
Вес нетто, брутто (без тары, с тарой)
в) отт.
На вес золота (ценится) что-л. (разг.; очень высоко)
3) Значение, влияние, авторитет.
Иметь вес в деловых кругах.
Его мнение не имеет никакого веса в коллективе.

символ
1) То, что служит условным обозначением какого-либо понятия, какой-либо идеи.
отт. Художественный образ, условно передающий какую-либо мысль или идею, какое-либо переживание.
2) Условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятых той или иной наукой.

символ
см. тж. символический, символичный, символьный
1)
а) То, что служит условным знаком какого-л. понятия, явления, идеи.
Голубь с ветвью - символ мира.
Пять сплетённых колец - символ Олимпийских игр.
б) отт.; лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание.
Использовать художественные символы романтизма в ткани реалистического произведения.
2) Условное обозначение какой-л. единицы, величины, принятое в науке.
Символы химических элементов.

- символ веры

жизнь
I ж.
1) Особая форма существования материи, возникшая на определённой ступени её развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ.
2) Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения.
3) Временной период от рождения до смерти человека или животного.
отт. Срок существования чего-либо.
4. перен.
Движение, оживление, вызываемые действиями живых существ.
отт. Существование в развитии, в движении (о природе).
5. перен.
Энергия, бодрость, полнота духовных и нравственных сил.
отт. Источник радости, счастья.
6. перен.
Полнота проявления физических и духовных сил.
отт. Выражение полноты физических и духовных сил, душевного подъёма, воодушевления, одухотворенности.
II ж.
1) Деятельность общества и человека во всей совокупности её проявлений.
отт. Совокупность всего сделанного и пережитого человеком.
2) Реальная действительность во всей совокупности её проявлений.
отт. Реальная действительность в её отдельных внешних проявлениях.
3) Способ существования, времяпровождение; уклад.
4) События, происходящие с чем-либо существующим.
отт. Развитие чего-либо.
III ж. устар.
Живое существо.

жизнь
см. тж. жизненный
1)
а) Особая форма существования материи, возникающая на определённом этапе её развития, основным отличием которой от неживой природы является обмен веществ.
Возникновение жизни на земле.
Жизнь растительного мира.
Законы жизни.
б) отт. Совокупность явлений, происходящих в органическом и неорганическом мире.
Жизнь Вселенной.
Жизнь Земли, Солнца.
в) отт. Существование в развитии, движении (о природе)
Жизнь леса.
Жизнь моря, гор.
2) Физиологическое состояние живого организма (человека, животного, растения) от зарождения, роста, развития и до разрушения (противоп.: смерть)
Беречь жизнь.
Дорожить жизнью.
Жизнь едва теплилась в нём.
Единственным признаком жизни было слабое биение пульса.
Дать жизнь кому-л. (родить, произвести на свет)
Лишиться жизни (умереть)
Лишить жизни (убить)
Уйти из жизни (умереть)
Покончить (счёты) с жизнью (умереть или лишить себя жизни)
Быть (находиться) между жизнью и смертью (тяжело болеть, быть на грани смерти, гибели)
Возвратить, вернуть кого-л. к жизни (привести в чувство, в сознание)
Вернуться к жизни (очнуться, прийти в себя)
Спасти кому-л. жизнь.
Отдать жизнь за кого-, что-л. (пожертвовать собственной жизнью во имя кого-, чего-л.)
Рисковать жизнью (подвергать свою жизнь смертельной опасности)
Поплатиться жизнью (погибнуть)
Жизни не рад кто-л. (очень раздосадован, огорчён, опечален)
Вопрос жизни и смерти (самый важный, решающий вопрос)
3)
а) Полнота проявления физических и духовных сил.
Кто-л. полон жизни.
В нём много энергии, много жизни.
Любовь вдохнула в неё новую жизнь. (вызвала сильный подъём всех жизненных сил)
б) отт. Внешнее проявление полноты физических и духовных сил.
В его глазах столько жизни!
* В чертах у Ольги жизни нет (Пушкин)
4)
а) Время, период существования от рождения до смерти.
Короткая, долгая жизнь.
Жизнь провести, дожить, доживать и т.п.
В начале, в конце жизни.
На склоне жизни (в конце)
Такое бывает лишь раз в жизни.
Начало жизни обещало многое.
За всю жизнь не видел ничего подобного.
Жизнь прошла тихо, без особенных событий.
Жизнь прожить - не поле перейти (посл.)
б) отт. где или с опр. Срок существования кого-, чего-л.
Три месяца деревенской жизни подходят к концу.
Жизнь в родительском доме прошла, как один день.
Жизнь у друзей запомнилась надолго.
в) отт. Образ существования кого-л.
Жизнь в деревне однообразна.
Жизнь его проходит размеренно, один день похож на другой.
Живёт яркой, увлекательной жизнью.
5) кого или с опр. Совокупность всего пережитого и сделанного человеком.
Жизнь замечательных людей.
Его жизнь богата событиями.
Любит рассказывать о своей жизни.
6)
а) кого-чего или с опр. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях, в различных областях, сферах.
Хозяйственная жизнь страны.
Жизнь государства.
Жизнь человечества.
Сегодняшняя жизнь мирового сообщества.
Общественная жизнь.
Духовная жизнь.
Жизнь в искусстве, в науке.
б) отт. обычно с опр. Установившийся порядок в повседневном существовании кого-, чего-л.; быт.
Городская, деревенская жизнь.
Повседневная жизнь.
Европейский образ жизни.
Бродячая, оседлая жизнь.
Холостая, семейная, супружеская жизнь.
Частная, интимная жизнь.
Начать новую жизнь.
Жизнь в столице слишком дорога.
Где взять средства на жизнь?
7) Реальная действительность; бытие.
В окружающей жизни немало интересного.
В жизни он совсем другой, чем на сцене.
В жизни я с ней не встречался.
Работа в газете - школа жизни.
Репортёр должен чувствовать биение жизни.
Провести в жизнь решение.
Войти в жизнь. (найти применение, осуществиться)
8) Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ.
Проснулись птицы, и жизнь началась.
К вечеру жизнь на улицах замирает.
Жизнь на базаре кипит вовсю.

- вычеркнуть кого-л. из жизни
- дать жизни
- жизнь моя!
- как жизнь?
- мыкать жизнь
- не жизнь, а масленица
- не жизнь, а малина
- не на жизнь, а на смерть
- не от хорошей жизни
- ни в жизнь не
- никогда в жизни
- по гроб жизни
- подруга жизни
- прожигать жизнь
- устроить весёлую жизнь

Период VIII-VI веков до нашей эры историки и религиеведы считают временем зарождения древнейшей монотеистической (по мнению некоторых религиеведов - дуалистической) религии мира - зороастризма. Возникло это верование в древней Персии (Иране) и его постулаты и догмы были отражены в священной книге адептов зороастризма - Авесте. Религия зороастризм очень быстро распространилась в регионах Средней Азии и Ближнего Востока и в период с начала нашей эры и до раннего средневековья данное верование было одним из наиболее распространенных в Средней Азии. В современном мире вытеснили зороастризм в большинстве регионов Азии, однако и сейчас некоторые индийские и иранские этносы исповедуют это верование.

Зарождение зороастризма

Основоположником данного верования считается пророк Заратустра , который походил из знатного рода и был сыном состоятельного персидского чиновника. Согласно преданию, Заратустра был избран богом еще тогда, когда он находился во чреве матери - еще не родившийся пророк оберегал мать от демонов, а сразу после рождения он засмеялся. С раннего детства этот божий посланник умел отгонять посланников мрака - демонов, а в юношеском возрасте во сне бог дал наделил его мудростью об истинной вере. Наиболее известной считается проповедь Заратустры, которую он произнес в 42-летнем возрасте перед большим количеством людей, и именно эта проповедь и стала началом истории зороастризма как одной из основных религий древнего мира.

Заратустра проповедовал весть о боге Ахурамезде и его воле в своей стране, а его ученики и сподвижники способствовали распространению новой религии в других государствах. Так как зороастризм кардинально отличался от других религий древнего мира, а сословие жрецов Ахурамазды было открытым, уже в четвертом веке до нашей эры адептами зороастризма были большая часть населения Персии. В процессе распространения зороастризма личность Заратустры все более обрастала легендами, и с талантливого и умного человека, наделенного ораторскими способностями, в сознании людей он со временем трансформировался в . К примеру, согласно легенде, Заратустра еще при земной жизни неодноразово покидал тело и беседовал с богом Ахурамаздой, который посвящал своего пророка во все тайны Вселенной и дал ему знания о том, как отличить добро от зла.

Священная книга зороастризма

Священной книгой зороастризма является Авеста - одно из самых древних , сохранившихся в практически неизменном виде до наших дней. Эта книга была зафиксирована в письменном виде во втором или третьем веке нашей эры. До этого почти тысячу лет знания и культовые обряды зороастризма передавались исключительно в устном виде, а носителями этих знаний были жрецы и проповедники. Примечательно, что для написания Авесты был использован так называемый "авестийский" язык - древнее наречие, входящее в иранскую группу индоевропейских языков, которое считалось мертвым уже на момент создания книги. Других письменных памяток, помимо священного писания зороастризма, написанных на авестийском языке, в наше время не существует.

Авеста состоит из трех главных книг, но также существуют и манускрипты, не включенные ни в одну из этих книг, но содержащие священные тексты зороастризма. Хорде Авеста (малая Авеста) является одной из частей, не включенных в основной текст писания, однако именно молитвы из нее используют и священники, и миряне в повседневной жизни, причем в малой Авесте часть молитв написана не на авестийском, а на среднеперсидском наречии. Основными же книгами Авесты считаются:

1. Ясна - книга, содержащая молитвы и гимны. Она считается самой важной для верующих, так как именно в Ясне содержатся все молитвы, используемые при богослужениях. Ясна состоит из 72 глав, и в их числе - 17 глав, называемых Гатами. Гаты - самые важные молитвы и гимны для адептов зороастризма, так как считается, что их авторство принадлежит самому Заратустре.

2. Яшты - книга молений. Эта книга состоит из 22 двух гимнов, посвященных божеству Ахурамазда, другим , пророкам и героям древности. Эти гимны можно назвать религиозными мифами, так как в них рассказывается история Заратустры и описывается сила, свершения и намерения богов.

3. Видэвдад - книга ритуалов. В этой части Авесты собраны описания всех обрядов и ритуалов, которые адепты зороастризма должны проводить для очищения души от зла. Также в Видэвдаде представлено толкование всех догм и верований религии зороастризма.

Основные догмы религии зороастризма

Религия зороастризм является одним из первых верований, в центре которого лежит противостояние добра и зла. Добро, по мнению адептов зороастризма, отождествляет верховный бог Ахурамазда , а зло - бог Анхра-Манью , причем оба эти божества - братья близнецы, сыновья бога времени. Несмотря на то, что оба бога обладают практически равной силой, добро в конце должно победить и Ахурамазда будет единым богом в мире. Помощниками верховного бога зороастризма являются бог Митра (божество верности, справедливости, света и судья в загробном мире), богиня Анагита (богиня воды и плодородия) и духи фраваши - ангелы хранители, охраняющие от злых духов всех добрых людей.

Главная цель каждого адепта зороастризма заключается в том, чтобы держать свою душу в чистоте и приумножать добро на земле, так как от этого зависит исход битвы добра со злом. Одним из самых главных постулатов зороастризма является очищение души верующего, и чтобы достичь очищения, адепты верования должны делать добро, заниматься по мере возможности благотворительностью, приумножать свой достаток, безвозмездно участвовать в проведении общественно-полезных работ, не загрязнять землю и воду, не скидывать в воду и не хоронить в земле трупы, содержать в чистоте собственное тело и разводить Ахурамазды - собак. Большее внимание в зороастризме отводится не культам и молитвам, а именно стремлениям и поступкам человека: добрые мысли, добрые слова и добрые дела - главное оружие человека против злых сил.

Зороастризм учит людей не бояться смерти, а бояться грешить, так как , и в случае, если человек при жизни творил добро, то Митра определит его душу в рай, а вот злые поступки приведут человека после смерти в ад. Помимо веры в посмертие, ад и рай, в зороастризме есть также и понятие Апокалипсиса. Согласно пророчеству Заратустры, сначала в мире настанут худшие времена, богатые катаклизмами и глобальными катастрофами, и тогда родится сын Ахурамазды, который и возглавит борьбу со злом на земле. После битвы настанет тысячелетнее царство добра, когда бессмертные люди будут жить под правлением сына бога, но по истечению тысячи лет произойдет последняя битва зла и добра, и Ахурамазда навсегда победит зло. После победы добра, по мнению адептов зороастризма, планета земля переродится, все ранее умершие люди воскреснут и будут жить вечно и счастливо на земле.

Здравствуйте дорогие читатели сайта Спринт-Ответ . Сегодня рубрика "Кроссворды" пополнилась ещё одной статьёй, в которой можно посмотреть ответы на вопросы кроссворда в газете "Аргументы и Факты". Ответы на кроссворд "АиФ" №21 за 2017 года можно прочитать ниже, в конце статьи. Рядом с вопросами можно почерпнуть информацию о количестве букв в искомом слове и о месте слова в сетке кроссворда по вертикали или горизонтали. Саму сетку я к сожалению пока не научился делать для сайта. Возможно в будущем информация будет предоставляться и в таком виде, привычном для любителей разгадывать кроссворды.

По горизонтали:

1. Кулинарный экзамен (10 слово по горизонтали).
6. От чего сгореть можно, но не огонь? (4 слово по горизонтали).
9. С какой исторической битвой связана гибель десяти тысяч лошадей? (8 слово по горизонтали).
10. «Изверившись во всем, потерпишь …» (4 слово по горизонтали).
11. От какого цитруса американские онкологи призывают категорически отказаться своих пациенток? (9 слово по горизонтали).
14. Какой музей расположен прямо напротив «Комеди Франсез»? (4 слово по горизонтали).
16. Консультативный (5 слово по горизонтали).
17. Английский кукольник (5 слово по горизонтали).
18. «… отца Гамлета» (4 слово по горизонтали).
19. Какая дива дала имя дочери в честь фильма «Честити», в котором она снималась? (3 слово по горизонтали).
20. Муза Антона Чехова (7 слово по горизонтали).
21. Зверь из шахмат (4 слово по горизонтали).
23. Символ жизни для Заратустры (4 слово по горизонтали).
25. Компьютерные приключения (5 слово по горизонтали).
29. Куда Леонид Якубович регулярно просит приносить деньги, призы и подарки? (6 слово по горизонтали).
31. Остров с лагуной (5 слово по горизонтали).
32. «Воздушное пространство» часового маятника (9 слово по горизонтали).
34. Последний … моды (4 слово по горизонтали).
37. «Вездехахаль» (7 слово по горизонтали).
38. Нотная связка (6 слово по горизонтали).
40. С какой звездой «немого кино» был помолвлен Рудольфо Валентино? (5 слово по горизонтали).
42. Кто победил безжалостных разбойников Перифета, Синиса и Скирона? (5 слово по горизонтали).
44. Зарядка для певца (7 слово по горизонтали).
45. «Источник энергии» для мультяшного Монстрополиса (4 слово по горизонтали).
46. «Вечный и единственный приют человечества» (5 слово по горизонтали).
47. «Стряпчий на кухне» (7 слово по горизонтали).
48. Антиоксидант в арбузном соке (7 слово по горизонтали).
49. Зарубежная кукуруза (4 слово по горизонтали).
50. Искусство чудес (5 слово по горизонтали).
51 Неиссякаемый источник адреналина (7 слово по горизонтали).
52. Единственный среди металлов, способный сохранять жидкое состояние при комнатной температуре (5 слово по горизонтали).
53. Лестница на службе у авиаторов (4 слово по горизонтали).
54. Автомобильная «ракушка» (5 слово по горизонтали).

По вертикали:

1. Романтически настроенный альтруизм (12 слово по вертикали).
2. «Страшно, когда … вдруг оказывается сном» (3 слово по вертикали).
3. Прямая речь (13 слово по вертикали).
4. Какого генерал-полковника Адольф Гитлер назначил на пост командующего ВВС вместо Германа Геринга? (5 слово по вертикали).
5. Кто представил Петра Капицу нобелевскому лауреату Эрнесту Резерфорду? (5 слово по вертикали).
7. Юбилейный «подсвечник» от кондитера (4 слово по вертикали).
8. Подарок с нотами (4 слово по вертикали).
10. Что «общего» у цирка с парашютом? (5 слово по вертикали).
12. Музыкант «скрипичного типа» (7 слово по вертикали).
13. Что наполняет силой парус яхты? (5 слово по вертикали).
15. Лексикон грубияна (5 слово по вертикали).
16. Недуг оперной Иоланты (7 слово по вертикали).
19. На берегу какой реки прошло детство Александра Куприна? (7 слово по вертикали).
22. Что настаивают на водке, чтобы лечить крапивницу? (5 слово по вертикали).
24. «Я был неправ!» (11 слово по вертикали).
26. Блокировка в рамках ООН (4 слово по вертикали).
27. Откуда летели герои сериала «Остаться в живых»? (6 слово по вертикали).
28. Мировой певец … Джон считает, что Интернет следует «немедленно закрыть, поскольку он уничтожает качественную музыку» (5 слово по вертикали).
30. Любовный «аперитив» (5 слово по вертикали).
33. Самый популярный цветок в Бельгии (7 слово по вертикали).
34. Великий тенор, спевший дуэтом с Селин Дион и Джо Кокером (9 слово по вертикали).
35. «Касса» для кредиток (8 слово по вертикали).
36. «Железный Эл» американской лёгкой атлетики (5 слово по вертикали).
39. Кто сопровождает героя сказочного фильма «Чарли и шоколадная фабрика» во время экскурсии? (7 слово по вертикали).
40. В какую шушеру все на Хэллоуин наряжаются? (7 слово по вертикали).
41. Босс отрасли (7 слово по вертикали).
43. Шедевр о Троянской войне (6 слово по вертикали).
46. Губа для географа (5 слово по вертикали).
48. Высшая … (4 слово по вертикали).

Ответы на кроссворд в "АиФ" №21 за 2017 год

По горизонтали: 1. Дегустация 6. Стыд 9. Ватерлоо 10. Крах 11. Грейпфрут 14. Лувр 16. Совет 17. Дролл 18. Тень 19. Шер 20. Книппер 21. Слон 23. Весы 25. Квест 29. Студия 31. Атолл 32. Амплитуда 34. Писк 37. Ловелас 38. Аккорд 40. Негри 42. Тесей 44. Вокализ 45. Крик 46. Земля 47. Кулинар 48. Ликопин 49. Маис 50. Магия 51. Экстрим 52. Ртуть 53. Трап 54. Гараж.

хлеб как символ жизни

Альтернативные описания

Всякий хлеб в зерне или на корню

Любой хлеб в зерне (пшеница, рожь, ячмень), преобладавший в данном районе

Хлебный злак, рожь

Рожь перед жатвой

Хлеб, пока он в поле

Всякий хлеб в зерне

Хлеб в зерне и на корню

Всякий яровой хлеб

Хлеб на корню

Любой хлеб в зерне

Несмолотое зерно пшеницы

Всякий хлеб на корню

Рожь на корню

Хлеб в зерне

Пшеница на корню

Общее название хлеба на корню

Любой хлеб на корню

Хлеб еще в колосьях

Немолотый хлеб

Зерновые на корню

Всякий хлеб в земле или на корню

Хлеб в зерне или на корню

Ср. моск. ряз. вят. и др. (от жить?) всякий зерновой, немолотый хлеб, от глаг. жать, как южн. пашеница, вм. пшеница, от пахать. Тут всякого жита по лопате. Затем, названье это придано известным родам хлеба: жито южн. рожь; твер. яровая рожь, овод; вост. яровой хлеб, яровое зерно: овес, ячмень, пшеница, греча; сев. собственно ячмень, житарь, житник яросл. пск. варево из ячменя с горохом или с бобами. Уроди, Боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир! По соломе жита не узнаешь. Не хвали ветра, не извеяв жита. Густое жито (всход) веселит, а редкое кормит. Овсы полегли, а жито не всходило. нашем жите хорош росток (о женихе). Житный, к житу относящийся, из жита приготовленный. Житная страда арх. время уборки ярового, ячменя. Житная каша сев. ячная. Житный хлеб, сев. ячный; южн. ржаной. Житный двор, стар. казенные житницы, хлебные запасные склады. Житмень м. пск. ячмень. Житменные пироги. Житарь м. влад. житорь м. костр. жито, в знач. ячмень. Стар. житник, смотритель над житницами. Житовье ср. пск. ржаная солома. Житенка, житченка твер. жичевина, жичина ж. пск. ячмень на глазу, нарывец на краю века. Житник м. растение Hypecoum caucasicum; южн. ржаной печеный хлеб. Сев. ячный хлебец; арх. род сдобной ячной кокурки на коровьем масле. Полевая или хлебная мышь, Mus agrarius. Зап. житнички, скачки, кузнечики, кобылка. Смотритель житных, хлебных запасов, особ. в монастырях, когда они владели имениями; пск. временный нахлебник, напр. на толоке, на помочи. Кто кормится ржаным хлебом. Житники подымались на пшеничников, в Новгороде,

Хлеб, не знавший серпа

Хлеб, что еще в зерне

Некогда широко распространенная религия, зороастризм в наши дни насчитывает всего около 150 тысяч приверженцев. Зороастризм во многом теснее связан с Библией, чем другие религии (разумеется, за исключением иудаизма и христианства и христианства). В Библии упоминаются цари-зороастрийцы, - в книгах Исаии, Даниила, Ездры, Неемии, Эсфирь, Аггея, Захарии и во 2 Книге Царств.

Некоторые положения зороастризма удивительно близки к библейским. Зороастр (Заратустра, Заратуштра) учил о едином Боге, о пришествии Спасителя, о воскресении мертвых, о Суде Божьем и о вечной жизни. Иногда критики Библии заявляют, что подобные библейские учения суть заимствованные положения зороастризма. При этом они забывают упомянуть, что эти же положения были распространены в Израиле за много веков до того, как родился Зороастр (причем, Зороастр родился как раз в годы Вавилонского Плена, когда иудеи принесли ветхозаветное учение из Палестины в Вавилон). Таким образом, можно с гораздо большим основанием утверждать, что Зороастр позаимствовал свои идеи у монотеистов-иудеев.

Религия эта - плод деятельности одного человека, Спитамы Зороастра, жившего приблизительно в VII веке до Р.Х. (некоторые исследователи приводят более точные даты: 660-583 гг. до Р.Х.). Зороастр - греческий вариант имени этого человека; в священных книгах зороастрийцев его именуют Заратуштрой.

Все то немногое, что известно о Зороастре, мы узнаем из "Авесты", священной книги зороастризма, в которую входит написанная самим Зороастром ее древнейшая часть, известная под названием "Гат". Зороастр родился в Персии в те времена, когда персы поклонялись арийским богам, олицетворявшим силы природы.

К тридцати годам Зороастр уже получил несколько переживаний, потрясших его дух. Одному из персидских богов Ахурамазде, Зороастр приписал исключительное значение и могущество. Зороастр был убежден, что ему открылась истина, и начал проповедовать повсюду об Ахурамазде, боге света. Только через 10 лет Зороастру удалось обратить в свою веру первого ученика, своего двоюродного персидского царя (кави) Виштаспу. За царем, естественно, последовали многие его подданные.

Таким образом Зороастр и его последователи приобрели огромное влияние в стране и начали насаждать новую религию повсюду. После нескольких "священных войн" зороастрийцы подавили всякое внутреннее сопротивление и стали силой "международного значения". Вся Персидская империя была в их руках.

О последних 20 годах жизни Зороастра почти ничего неизвестно. В одном из текстов, не включенном в канонический сборник "Гаты", упоминается, что Зороастр погиб от руки жреца старого культа, когда отправлял торжественный обряд перед огненным алтарем Ахурамазды. Зороастр не оставил преемника, который обладал бы такими же пророческими способностями, и учение его постепенно выродилось в пантеистическую форму поклонения ангелам (гениям). Самого Зороастра стали почитать как сверхъестественное существо, полубога, чудесным образом появившегося на свет.

В III веке по Р.Х. среди зороастрийцев началось внутреннее реформаторское движение, возвратившее этому учению прежнее строгое единобожие. Затем христианское влияние и, в еще большей степени, завоевание Персии мусульманами, практически уничтожили зороастрийство.

После арабского завоевания Персии (в 651 г.) те зороастрийцы, которые не пожелали отказаться от своей веры, вынуждены были бежать. Около 717 г. они нашли свое последнее убежище неподалеку от Бомбея, в Индии. Жрецы организовали проведение религиозных церемоний и соблюдение обычаев на новом месте. Зороастрийцев, живущих в Индии, принято называть парсами. На сегодняшний день в Индии живут около 120 тысяч парсов, и еще 30 тысяч их осталось в Иране. Парсы, как правило, - широко образованные, высоконравственные люди, многие из них достигают финансового успеха. Они тщательно сторонятся всякого взаимодействия с индуистами, образуя своеобразную касту.

Священная книга зороастрийцев, Авеста, написана на авестийском языке, близком к санскриту. В III веке по Р.Х. к ним были добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник парсов называется Зенд-Авестой. Сама Авеста делится на две части: (1) Большую Авесту, включающую книги Ясна (в Ясну входят Гаты, гимны, сочиненные Зороастром), Висперад и Верридад, и (2) Младшую Авесту, содержащую описания обычаев и молитв.

Наиболее характерной отличительной чертой зороастрийства является дуализм (двойственность понятий). Все явления мира представляются в виде борьбы двух изначальных сил, добра и зла, Ахурамазды (Ормузда) - высшего божества, и Ангро-Майнью (Аримана), злого демона; причем Ахурамазда в конце концов побеждает Аримана. Хотя Ормузд - единое божество, парсы представляют себе его в семи ипостасях, Амеша Спентах. В позднем зороастрийстве эти ипостаси рассматривались как отдельные, меньшие божества или архангелы. У Аримана тоже семь ипостасей, соответствующих противоположным качествам Ормузда:

Ахурамазда (Ормузд) - 7 ипостасей (Амеша Спенты):
1. Ахурамазда (бог света и мудрости).
2. Аша (справедливость, право).
3. Воху Мана (ум, благомыслие).
4. Кшатра (могущество, сила).
5. Армайти (любовь, вера, милосердие).
6. Хаурватат (здоровье, совершенство).
7. Амеретат (бессмертие).

Ангра-Майнью (Ариман) - 7 ипостасей:
1. Ангро-Майнью (князь тьмы).
2. Друдж (демон лжи).
3. Акем (злой умысел).
4. Душ-Кшатра (трусость, подлость).
5. Тарамаити (ложная гордость, спесь).
6. Аветат (ничтожество).
7. Меретин (исчезновение).

Зороастрийцы считают, что спасение достигается через дела человеческие, соблюдением ряда нравственных правил. Три основные добродетели парсов суть: благие мысли, благие слова и благие дела. Каждый сам определяет для себя, что есть добро и что есть зло. Спасается только тот, чей нравственный "кредит" (т.е. благие дела) превышает "дебет" (злые поступки, слова и мысли).

Все мертвые, по мнению парсов, воскреснут и будут судимы. Каждая душа должна будет пройти по Мосту отбора (Мосту решения), ведущему на небеса (в Дом песен). Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад. Когда наступает конец времен, все, кто не смог пройти по Мосту решения, будут уничтожены огненным потоком расплавленного металла. Тогда исчезнет и Ариман, и все его демоны. Но перед последним судом, сказано в Авесте, придет спаситель (Сошьянт - избавитель).

Зороастрийцы придают огромное значение ритуалам и церемониям, сосредоточенным в храме огня. Священный огонь играет исключительно важную роль в религии зороастрийцев - их часто называют "огнепоклонниками". Сами зороастрийцы отвергают такое название, утверждая, что огонь - всего лишь символ света и чистоты бога. Факт, однако, остается фактом: для парсов огонь - нечто более важное, чем просто символ.

При каждом храме зороастрийцев содержится особый белый бык. Парсы говорят, что белый бык - тоже символ (творения и первородных сил). Но опять же, практика здесь сильно расходится с теорией.

Ритуалы и заклинания имеют настолько большое значение в религии зороастрийцев, что парсов, по всей видимости, больше беспокоит соблюдение обычаев, чем этические и философские вопросы. Особенно отчетливо это проявляется в их боязни оскверниться, например, телами мертвых. Когда парс умирает, тело его не хоронят и не сжигают, ибо Зороастр запретил осквернять землю, воду и священный огонь. Поэтому тело умершего помещают в Башню Молчания, где хищные птицы поедают гниющие останки.

Преобладание церемониальных, механических форм поклонения лишило зороастрийство всякой духовной глубины. Парсы постоянно повторяют молитвы на древнем авестийском языке, но лишь немногие из них понимают значение этих молитв. Некоторые зороастрийцы практикуют жестокие, бесчеловечные ритуалы, другие осуждают их за это - религия парсов на наших глазах разделяется на ортодоксальное и реформистское течения. Подавляющее большинство парсов, однако, занимают вполне материалистическую позицию и к вопросам своей религии относятся с апатией, без всякого интереса.

Оценка зороастризма с библейских позиций

(1) Зороастрийское представление о Боге ближе к христианскому, чем какое-либо другое учение Востока. Парсы исповедуют единобожие, и многие свойства Ахурамазды сходны с атрибутами Иеговы. Но в религии зороастрийцев есть, по крайней мере, четыре крупнейших упущения:

а) Ариман, дух зла, обладает могуществом, равным могуществу Ормузда. Дуализм, диалектика неизбежно приводят к тому, что благое начало не обладает истинной властью и всемогуществом. Ниоткуда не следует, что Ормузд способен победить Аримана, хотя в "Авесте" утверждается, что в конце концов это случится.

Б) Ормузд не обладает личностью в той мере, в какой ею обладает библейский Бог. Религиозная практика зороастрийцев состоит в соблюдении обычаев и ритуалов, а не в личной взаимосвязи с Богом.

2) Спасение, с точки зрения зороастрийцев, достигается делами человеческими, а не через веру. Если добрые дела парса "перевешивают" его пороки и проступки, он может взойти на небеса. Проблема греховности человека, таким образом, остается нерешенной, и небеса оказываются населены душами неискупленных грешников. Ормузд не обладает той очищающей праведностью, которая есть важнейший атрибут библейского Бога.

3) "Лучшее - враг хорошего"; эта пословица вполне применима к религии парсов. Целый ряд представлений, сходных с христианскими, лишь подчеркивает огромную принципиальную разницу между зороастризмом и истинной верой.

4) На практике зороастрийцы полны предрассудков и склонны к мистическим, оккультным обрядам. Особенно ярко это проявляется в поклонении священному огню и белому быку в храмах.

5) современный зороастризм - опустошенное, бездуховное учение, сводящееся к соблюдению обрядов и подчинению определенным авторитетам.

О чем следует помнить при встрече с парсом

(1) За редкими исключениями, единственные христиане, которым приходится иметь дело с зороастрийцами - миссионеры. Христианские миссионеры, трудящиеся среди парсов, как правило, хорошо знакомы с их религией, и строят свою проповедь на основе сходства вероучений.

(2) Зороастрийцы начали говорить о сверхъестественном рождении Зороастра (и его матери) только в четвертом столетии по Р.Х. Тогда же они стали утверждать, что пришествие Зороастра было предсказано за 3 тысячи лет до его рождения. С тех пор последователи Зороастра рассматривают его как богочеловека. Кто же поверит, что эти догматы, настолько напоминающие положения христианства, не были заимствованы? Помните, что жизнь Иисуса и Евангелие подтвердили истинность христологических доктрин в момент их возникновения, а не несколькими столетиями спустя!

(3) Полезно подчеркнуть проблему греха и тщеты дел человеческих. Если возможность спасения исчисляется по методу "приходно-расходной" книги, кто может быть уверен, что его добрые дела пред очами Бога, больше, чем его грехи? Это вопрос огромной важности - особенно, если принять во внимание, как мало мы умеем контролировать свои побуждения, свою внутреннюю жизнь.

(4) Дар Христа - вечная жизнь и всепрощение - резко контрастирует с опустошенностью и апатией, характерными для зороастрийцев. Религия парсов - это обычаи и учение; религия христиан - живая взаимосвязь верующих между собой и Богом.

(5) Зороастрийцы верят в грядущее пришествие спасителя. Христианин может использовать это их убеждение, показывая, что Спаситель уже пришел. Но факт распятия часто смущает умы неверующих - особенно тех, кто исповедует спасение через дела человеческие и гордятся своей праведностью. Такие люди с раздражением и гневом относятся к идее дарованного, незаслуженного спасения.

Поделиться: