Законы развития общества. Три закона развития общества

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...

  • Законы общественного развития и теория .
    - 03.01.12 г. -

    Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций .
    В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).
    На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования .
    Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций .

    Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.
    Во-первых, науки не знают, что такое законы , и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.
    Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма , что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке , которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

    [«Модернизации диалектической теории функциональные возможности»].

    Понятие прогресса акцентирует момент направленности в изменении обьектов и момент временности их бытия. Прогресс – это развитие людей и человечест-ва в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.

    Задействованные трудовые ресурсы и производительность общественного труда обеспечивают совокупный общественный продукт, важнейшую часть общественного богатства. Рост общественного богатства на душу населения определяет экономический прогресс общества. Распределение общественного богатства, зависящее от производственных отношений, в тесной связи с принятыми нормами социальной справедливости определяет социально-структурный прогресс. Рост общественного богатства и производительности труда может быть достигнут интенсификацией непосредственного труда или совершенствованием средств производства и орудий труда за счет научно-технического и технологического прогресса.

    Критерии прогресса: Адаптационный, показывающий изменение объекта, при котором он становится более динамически устойчивым при изменениях окружающей среды. Структурный, доказывающий, что изменение структуры объекта ведет к более успешному его функционированию как системы. Эволюционный, показывающий, что изменения открывают новые возможности развития. Энергетический (ресурсосберегающий), показывающий, что изменения позволяют объекту функционировать в данном качестве с меньшими тратами энергии или материи. Информационный, показывающий, что изменения привели к убыстрению переработки внешней и внутренней информации в целях самоуправления.

    При исследовании развития общества можно говорить только об экономическом, научном, техническом, технологическом, социально-структурном, политическом, духовном, культурном, нравственном прогрессе.

    Прогресс- направление развития. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и срывов. Прогресс в одной сфере может быть причиной регресса в другой.

    Критерии прогресса. Согласия среди ученых здесь нет. Фр. Просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей(Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм так же предложил универсальный критерий прогресса - развитие производственных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.

    Прогрессивными он считал лишь те отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития ч-ка. Но состояние экономического базиса не определяет развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Так, критерием прогресса должна быть мера свободы, которую об-во может предоставить для максимального развития личности. Степень прогрессивности- уровень условий для удовлетворения потребностей личности(по степени человечности общественного устройства).

    При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего специфического критерия. Проблема прогресса сложна и многоаспектна.

    Универсальные критерии:

    1. Способность человека противостоять энтропии, саморазрушению.

    2. Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновации.

    3. Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования

    Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими как изменение, движение развитие. Анализ истории ч-ва показывает, что в общ-ном развитии имеют место восхождение или прогресс, цикличность или повторение, деструктивные процессы, или регресс.

    Кондорсе считается первым из основателей теории исторического прогресса. Движение истории, по его мнению, имеет поступательный характер. Вектор ч-ой истории направлен от низшего несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. Критерий совершенства- степень развития ч-кого разума. Поступательное движение истории связывал с безграничными возможностями человеческого разума как творца истории. Признавал значения хозяйственных и политических факторов в общественном развитии. Немецкое просвещение (Гегель) развило идею о поступательном характере человеческой истории оцениваемой именно как история разума. Позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно», иными словами материя с самого начала представляет собой сферу разума, это является другим ракурсом той же самой проблемы, разум историчен. Всемирная история по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме 32. Проблема закономерности общественного развития и критерии прогресса:

    1. 27.Проблема общественного прогресса. Критерий общественного прогресса.
    2. Тема II. Проблема содержания, закономерностей и критериев нравственного развития.
    3. 48. Прогресс и его критерии. Оборотная сторона прогресса.

    Цель лекции: опираясь на знания учащихся, полученные в средней школе при изучении курсов «Истории России», «Всеобщей истории»; через раскрытие основных тенденций и закономерностей становления исторической науки; сформировать у студентов знания о формационном, цивилизационном и культурологическом подходах к истории, подвести их к мысли о том, что российская цивилизация имеет ряд особенностей в историческом развитии.

    План лекции

    1. Понятие «история».

    2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

    3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

    4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.

    5. Место России среди других цивилизаций.

    1. Понятие «история»

    Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ?

    Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состояния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

    История – наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества.

    Зная законы развития общества, мы можем не только предполагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и моделировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде всего в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

    2. Понятие «общество». Основные законы развития общества

    Мы с Вами установили, что история – это наука, наблюдающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом?

    Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое… В настоящее время наука дает более 200 определений понятия «общество». Среди них, такие как:

    Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимо­связь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей).

    Общество - это часть мира, созданная совместно действующими, сознательно ее преобразующими людьми.

    Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

    Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

    Общество - это многообразие отношений между людьми, возника­ющих без участия государства.

    Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

    Общество – это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

    Главные признаки это системы:

      Самоорганизация.

      Саморазвитие.

      Самодеятельность.

      Самодостаточность.

    Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

    Общество – это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества.

    Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т.к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

    Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис – это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

    Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы…, и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталкивали систему на новый путь развития, по которому она шла до новой бифуркации.

    v Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

    Каждая последующая общественная стадия короче предыдущей. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, тем более уплотняется историческое время (больше происходит событий, технических изобретений, научных открытий и др.).

    v Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью .

    В современном мире соседствуют регионы и народы, находящиеся на разных этапах развития: доиндустри-альном, индустриальном или постиндустриальном. Это объясняется географическими, историческими, политическими, религиозными и другими причинами.

    Социальные изменения

    v Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

    v Революция – полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, переворот в социальной структуре общества, смена социального строя.

    Эволюционный путь развития общества – это путь реформ.

    Реформы – переустройство какой-либо стороны обществен-ной жизни при сохранении существующего социального строя.

    Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.

    Виды реформ:

    v экономические реформы (напр., новая налоговая система);

    v политические реформы (напр., новая избирательная система);

    v социальные реформы (напр., введение всеобщего среднего образования).

    Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными

    Помимо социально-политических революций выделяют еще и технологические революции:

    v Неолитическая революция (переход от присваивающих форм хозяйствования – охоты и собирательства – к производящим – земледелию и скотоводству; 10 тыс. лет назад);

    v Промышленная революция (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; XVIII – XIX вв.);

    v Научно-техническая революция – это скачок в развитии производительных сил общества, основанный на широком использовании научных достижений в производстве.

    v Глобализация исторический процесс сближения народов и государств, их взаимовлияние и взаимозависимость, превращение человечества в единую политическую и социально-экономическую систему.

    Последствия глобализации.

    Позитивные последствия:

    v Стимулирует экономику, ее рост и развитие (товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле ® снижаются издержки производства, появляются дополнительные средства для его развития).

    v Сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать раз-личные санкции: ограничить торговлю, прекратить помощь, заморозить предоставление кредита и т.п.).

    v Стандартизирует производство, технику (напр., требования к безопасности, качеству, совместимости товаров).

    Негативные последствия:

    v Разоряет мелких и средних производителей (крупные фирмы имеют возможность тратить большие средства на рекламу; потребитель стремится купить всемирно признанное изделие, известный бренд).

    v Часто препятствует развитию отечественного производства (некоторые пред-приятия не имеют средств для соблюдения требований к качеству, экологической безопасности, не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, которые либо продвинуты технологически, либо субсидируются национальными властями).

    v Локальные проблемы в экономике отдельных стран вызывают мировой экономический кризис.

    v Обезличивает национальные культуры, стандартизирует образ жизни людей в разных странах (американизация, навязывание всему миру западных ценностей и образа жизни).

    v Вызвала появление глобальных проблем человечества (о них – на следующем уроке).

    Антиглобализм политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста

    Мировая система.

    На глобальном уровне человечество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Оно включает все страны планеты.

    Принято делить мировую систему на три части:

    v Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Япония – это самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой.

    У них больше всех капиталов, качественные товары, самые передовые технологии и средства производства, эффективно действующая рыночная инфраструктура. Они экспортируют сложную технику, новейшие технологии.

    v Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки.

    Они считаются сырьевым придатком ядра (экспортируют в основном сырье для промышленности, природные энергоносители, фрукты). Большая часть прибыли присваивается иностранным капиталом. Местная элита вывозит капиталы за рубеж, обслуживает интересы иностранных компаний. Огромный разрыв между богатыми и бедными, очень узкий средний класс. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, социальные конфликты.

    v Полупериферия – достаточно развитые индустриальные страны, но им не хватает политического влияния и экономического могущества стран ядра (Китай, Бразилия, Россия, Индия и др.).

    Они производят и экспортируют промышленные и сельскохозяйственные товары. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство технологических достижений заимствуется у стран ядра. Это интенсивно развивающиеся страны (лидеры по темпам экономического роста). Рыночная инфраструктура еще недостаточно развита. Политические режимы отличаются стабильностью.

    Страны полупериферии добиваются усиления их роли в мировой политике и экономике, соответствия их экономического потенциала политическому влиянию, превращения однополярного мира в многополярный.

    Глобальные проблемы .

    Особенности глобальных проблем:

    v имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех людей;

    v угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

    v нуждаются в неотложных решениях;

    v требуют коллективных усилий всех государств.

    Глобальные проблемы :

    ● экологический кризис;

    демографическая проблема;

    ● угроза новой мировой войны;

    ● проблема «Север – Юг»;

    ● международный терроризм;

    ● энергетическая, сырьевая проблемы;

    ● продовольственная проблема;

    ● охрана здоровья и др.

    Причины глобальных проблем:

    ● глобализация общества (в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер);

    ● активная преобразующая деятельность людей, неспособность человечества поставить ее под разумный контроль.

    Экологические проблемы

    v Загрязнение атмосферы.

    Ежегодно промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу более 30 млрд. тонн углекислого газа, других вредных для человека веществ. Это разрушает озоновый слой, предохраняющий Землю от влияния губительного ультрафиолетового излучения, ведет к накоплению в атмосфере углекислого газа, создающего угрозу глобального потепления климата. Последнее грозит «всемирным потопом», т.к. приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Города, расположенные на побережье или в низменностях, окажутся затопленными

    v Загрязнение водоемов и Мирового океана (в него ежегодно попадают до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, что приводит к вымиранию целых видов животных и растений).

    v Истощение природных ресурсов (за 50 лет после мировой войны было использовано минерального сырья больше, чем за всю предшествующую историю; всех изведанных в мире запасов нефти, газа, угля хватит менее чем на 50 лет).

    v Вырубка лесов (уничтожено уже более 20% амазонских джунглей; в России ежегодно вырубается более 180 млн. кубометров леса; в мире вырубка лесов в 18 раз превышает ее прирост).

    v Уничтожение почвы, опустынивание территорий (по этой причине на грани вымирания оказались 2 тыс. видов растений и животных, около 50 млн. чел. в ближайшее десятилетие покинут свои дома, спасаясь от пустыни).

    v Загрязнение планеты отходами, бытовым мусором (его большая часть не поддается ликвидации или вторичной переработке; многие страны не имеют технологий переработки мусора).

    Пути выхода из кризиса:

    v экологически чистое производство (развитие технологий, уменьшающих негативное воздействие на природу промышленности: безотходные производства, замкнутые циклы, развитие ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, природо восстановительных отраслей и др.);

    v экологическая экспертиза (организация эффективного общественного контроля над предприятиями);

    v экологическое воспитание (изменение сознания и образа жизни людей; переход от агрессивного потребительства к умеренности, к гармонии природы и общества);

    Современная наука рассматривает природу и общество как единую системуНоосферу (это, согласно Вернадскому, биосфера, управляемая научным разумом).

    v Бурный прирост населения дают развивающиеся страны. Это ведет к увеличению бедности в этих странах, нехватке продовольствия, резко обостряет проблемы с жильем, образованием, здравоохранением.

    v Уменьшение численности и резкое старение населения в развитых странах. Уже сейчас количество пенсионеров в некоторых странах превышает численность трудоспособного населения. От краха системы социального обеспечения в странах Европы пока спасает трудовая миграция в зону ЕС выходцев из Азии и Африки. Но, с другой стороны, это порождает целый клубок новых социальных, этноконфессиональных и иных проблем.

    v Перенаселение ряда стран мира.

    Регионы наибольшей концентрации населения: Восточная Азия (восток Китая, Япония, Кореи), Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан), Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд), Зап. Европа.

    Доля развитых стран в численности населения планеты составляет чуть более 10%. При этом почти 90% населения планеты живут в условиях бедности, высокой безработицы, болезней, социальной и политической нестабильности. Необходима четкая программа мер помощи развитию со стороны богатого Севера бедному Югу.

    Проблема «Север – Юг».

    С каждым десятилетием усиливается тенденция роста экономического отставания развивающихся стран от развитых.

    Соотношение развитых и развивающихся стран по ВНП на душу населения: в 1960 г. – 25:1, сейчас – 40:1. Но помимо разрыва в доходах, увеличивается технологический разрыв. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников финансирования собственного развития. Развивающиеся страны должны Западу более 1 трлн.$.

    Ежегодно ок. 50 млн. чел. в мире умирает от голода. Более 75% населения развивающихся стран живет в антисанитарных условиях. 1,5 млрд. чел. лишены элементарной мед. помощи. Детская смертность выше в 4 раза.

    Все глобальные проблемы тесно связаны с развивающимися странами

    Проблема сохранения мира.

    v Статистика:

    Ÿ из 4 тыс. лет известной нам истории лишь ок. 300 были мирными;

    Ÿ сегодня на каждого человека планеты только в виде ядерного оружия приходит-ся по 10 т взрывчатых веществ; этим количеством оружия можно несколько десятков раз уничтожить Землю;

    Ÿ расходы на вооружение в мире сегодня составляют ок. 1 трлн. $ в год.

    v Проблема ядерной войны. Если она начнется, то погибнет всё человечество: и те, против кого она начнется, и те, кто ее начнет. Наступит «ядерная зима». Вот почему эта проблема является глобальной.

    v Современная война – это война против мирного населения.

    Соотношение между количеством погибших мирных жителей и военных:

    Ÿ 1 мировая война – в 20 раз меньше;

    Ÿ 2 мировая война – одинаково;

    Ÿ Война в Корее (1950-53 гг.) – в 5 раз больше;

    Ÿ Война во Вьетнаме (1964-68 гг.) – в 20 раз больше;

    Ÿ Современные военные конфликты (нач. XXI в.) – в 100 раз больше.

    v Проблема локальных вооружен-ных конфликтов. Опасность состоит в том, что современные локальные конфликты могут перерасти в региональные и даже в мировую войну.

    v Решение проблемы: отказ от войны как средства решения конфликтов, поиск консенсуса, переговоры; признание права народов на самоопределение; совершенствование системы мировой коллективной безопасности и др.

    . Международный терроризм.

    Питательной средой для развития терроризма выступает экстремизм – приверженность к крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей.

    Терроризм – насилие с целью устрашения и достижения определенных политических целей.

    Причины терроризма:

    Социально-экономические (низкий уровень жизни людей, безработица; увеличение числа люмпенов и маргиналов в обществе; терроризм сегодня – это очень прибыльный бизнес, торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли

    v Политические (политическая нестабильность; недостаток мер по обеспечению безопасности населения; извечный конфликт Запада и Востока).

    v Религиозные (существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама).

    Поделиться: