Японский меч. Только ли катана? Где потом хранился этот меч

Меч — не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» — сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» — твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.

Легенде о мече короля Артура более тысячи лет. Считают, что она родилась либо в Корнуолле в Англии, либо в Бретани во , но похожую историю о мече в камне рассказывают и в Италии. Как полагают итальянские исследователи, в основу поэтических историй о короле Артуре легли похождения рыцаря Галгано. Предание гласит, что в 1180 г. молодому знатному рыцарю Галгано Гвидотти, который отличался надменностью, грубостью и сластолюбием, явился во сне архангел Михаил, который указал ему путь к спасению души. После видения рыцарь порвал с прежней жизнью и стал отшельником. Он вогнал свой меч в скалу так, что из камня торчала рукоять и часть лезвия, образуя крест, перед которым можно было молиться. Рассказывают, что три человека по наущению дьявола раскололи скалу на три части, но Галгано молился, и скала снова сошлась, и меч остался на месте. Через год Галгано умер, а в 1185 г. папа Люций III причислил его к лику святых. Вокруг камня с мечом возвели часовню. Она стала первым сооружением в аббатстве, которое было построено в 1218 г. Этот меч и сегодня можно увидеть возле аббатства Сан-Галгано, крупнейшего готического сооружения , к юго-востоку от города Сиены. В XX в. меч едва уцелел - кто-то вновь пытался выдернуть его из скалы, но только надломил оружие. Мастерам удалось его отреставрировать и хранится теперь под более бдительным присмотром.

Аббатство . Так называется большой монастырь со всеми постройками, в которых живут и молятся монахи или монахини. Монахами руководит аббат, а монахинями — аббатиса.

Где находится настоящий Замок Хогвартс?

Ночной арест Христа

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: В. Н. Татищев продолжает: «Начальник сему убийству был Пётр Кучков, зять его. Анбал ясин, ключник княжий, Иоаким Кучкович и прочие НЕЧЕСТИВЫЕ числом общим 20 в тот день в доме Петра Кучкова В СОГЛАСИЕ ВОШЛИ… Когда же НОЧЬ НАСТУПИЛА, оные проклятые злодеи, вооружась, приехали в Боголюбово» , т. 2, с. 366.

ЕВАНГЕЛИЯ: Матфей и остальные евангелисты также утверждают, что арест Иисуса произошёл НОЧЬЮ (Матфей 26). К Иисусу приходит Иуда во главе группы заговорщиков. «И с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных» (Матфей 26:47).

Согласно Евангелиям, непосредственно перед арестом Христа происходит известная ночная сцена в Гефсиманском саду, когда несколько апостолов, сопровождавших Иисуса, УСНУЛИ. Иисус говорит им: «Вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников» (Матфей 26:45).

Аналогичный НОЧНОЙ СОН перед гибелью, – как самого князя Андрея, так и, надо полагать, его слуг, спавших в том же княжеском доме, – описан и в русских летописях.

В. Н. Татищев: «Вскоре, словно звери свирепые, пошли в дом княжий и прямо К ЕГО СПАЛЬНОЙ, не ведая подлинно, ТУТ ЛИ КНЯЗЬ СПИТ, а двери были заперты. Один из них кликнул: "Князь, господин!". На это князь спросил: "Кто ты?". Оный отвечал: "Я Прокопий". Князь же, опознав, что речь не Прокопиева, сказал: "Раб, я слышу, что ты не Прокопий". Тогда они, узнав речь княжую, стали двери ломать» , т. 2, с. 366.

8.4. Удар мечом, нанесённый апостолом Петром.

ЕВАНГЕЛИЯ: Далее Евангелия описывают событие, которое мы условно назовём: сцена с мечом. Сказано так: «И вот, один из бывших с Иисусом, простёрши руку, ИЗВЛЁК МЕЧ СВОЙ И, УДАРИВ РАБА ПЕРВОСВЯШЕННИКОВА, ОТСЁК ЕМУ УХО. Тогда говорит ему Иисус: ВОЗВРАТИ МЕЧ ТВОЙ В ЕГО МЕСТО (! – Авт. ), ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матфей 26:51-52).

Костяк сюжета таков: ударом меча ранен (или убит?) один из нападающих на Иисуса. При этом отсечено ухо, то есть некая часть тела. Иисус ТРЕБУЕТ ВЕРНУТЬ МЕЧ НА МЕСТО. Заключительная фраза сцены: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – носит, скорее, характер комментария. Обычно считается, что Иисус потребовал вернуть меч в ножны, вложить его обратно. Однако не исключено, что на самом деле имелось в виде нечто иное.

Посмотрим, что рассказывают здесь русские летописи. Оказывается, практически то же самое, но в слегка ином оформлении.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Заговорщики врываются в спальню князя, см. рис. 3.26. В. Н. Татищев сообщает: «Князь, видя сие, вскочив с постели, ХОТЕЛ МЕЧ ВЗЯТЬ, ибо он, хотя такого наглого нападения никогда опасаться причины не имел, но от любви к святому Борису, сроднику его, МЕЧ ЕГО ВСЕГДА ПРИ СЕБЕ ИМЕЛ. И НЕ МОГ ОНОГО НАЙТИ, поскольку казначей его Анбал, после умышления убийства его, оный пред вечером того дня вынес вон. Тогда, ворвавшись, двое из злодеев, ухватили князя. Он же, схватив их, одного ударил о землю, а другого держал. Прочие, вскочив и думая, что князь лежит на земле, закололи оного товарища своего» , т. 2, с. 366 – 367. Отметим, что на старинной миниатюре, рис. 3.26, вокруг головы Андрея Боголюбского изображён золотой нимб, жёлтый на цветном рисунке. Так рисовали святых.



Рис. 3.26. Миниатюра из Радзивиловской Летописи. Заговорщики входят во дворец Андрея Боголюбского. «Постигши бо ночи бочи суботней, вземши оружие, яко зверие дивие, идеже бе блаженный илежав постельнице, и силою отломите двери у сеней». Взято из , лист 214, оборот. См. также , кн. 2, с. 517, илл. 127. Миниатюра поздняя, изготовлена, скорее всего, в XVIII веке, см. ХРОН4, гл. 1:4.

Перед нами – фактически евангельская сцена с мечом. Напомним, что меч князя Андрея был предусмотрительно украден заговорщиками, и в момент нападения «Андрей напрасно ИСКАЛ МЕЧА СВОЕГО, тайно унесённого ключником Анбалом» , кн. 1, т. 3, гл. 1, столбец 18. Следовательно, скорее всего, известная евангельская фраза: «Возврати меч твой в его место» – могла означать безуспешное требование Андрея-Иисуса вернуть ему святой меч Бориса. Поспешно искал меч и восклицал что-то вроде: «Возврати меч!», «Положи обратно меч!». Эта фраза и попала на страницы Евангелий в слегка искажённом виде.

Как мы теперь понимаем, наследственный меч, подло украденный в ночь убийства у Андрея Боголюбского – Иисуса Христа, и принадлежавший когда-то святому Борису, играл важную роль в сцене гибели князя. Естественно было бы ожидать, что это оружие было потом окружено почитанием верующих и, скорее всего, сохранялось многие годы. И действительно, Н. М. Карамзин сообщает следующее. «В Московской Оружейной Палате есть древний меч Греческой работы, с вырезанной Греческою надписью: "Пресвятая Богородица! помоги рабу твоему… В лето по Христе"… Не сей ли меч принадлежал Св. Борису и Андрею? Он издревле хранился как святыня вместе с Мономаховою шапкою» , кн. 1, комментарий 22 к т. 3, гл. 1, столбец 12.

Обращает на себя внимание, что Н. М. Карамзин поставил здесь многоточия на месте даты. Означает ли это, что дата на мече сбита и сегодня не читается? Было бы интересно более пристально изучить «евангельский меч» святого Бориса и Андрея Боголюбского – Иисуса Христа. Понятно, кстати, почему знаменитый меч хранился именно в сокровищнице русско-ордынских царей-ханов. Потому что Андрей-Христос долгое время правил во Владимиро-Суздальской Руси, где родилась его мать – Мария.

Кстати, зададим вопрос: сохранился ли меч Андрея-Христа до наших дней? Ответ на вопрос мы сейчас получим, обратившись к каталогу оружия (рукописная опись Л. П. Яковлева 1862 года), хранящегося в Оружейной Палате и опубликованному нами в [РЕК]:2, с. 515 – 546. На странице 525 читаем: «5366 (5913). Сабля Ивана Алексеевича булатная греческая. Сабля Ивана Алексеевича с насечкой образа Богородицы, рекомой: "Цвет неувядаемый" (греч.). По обуху: "Пречистая Матерь Бога помози рабу твоему! В лето по Р.Х."» [РЕК]:2, с. 525. Таким образом в XIX веке дата на сабле уже отсутствовала. И имя тоже. Сабля явно считалась очень ценной, поскольку принадлежала лично царю.

8.5. Отсечённая правая рука Андрея Боголюбского и отсечённая правая рука Андроника-Христа

Выше мы говорили о том, что Андронику Комнину отрубили ПРАВУЮ РУКУ. Напомним слова Никиты Хониата: «Ему отрубили секирой правую руку» , с. 357. Евангелия ничего не сообщают об отрубленной руке Христа. Андрею Боголюбскому тоже отсекли руку, причём именно ПРАВУЮ: «Оття ему руку ДЕСНУЮ» (то есть правую) , т. 9, с. 250.

Задержимся немного на описании гибели Андрея. Один из заговорщиков, напавших на князя Андрея, был убит. Не исключено, что Евангелия тоже отразили данный факт, сообщив, что одному из заговорщиков, нападающих на Иисуса отсекли ухо (хотя потом, в одном из Евангелий, добавлено, будто Иисус «исцелил его» (Лука 22:51)).

При этом, Евангелия подчёркивают, что было отсечено именно ПРАВОЕ ухо (Иоанн 18:10; Лука 22:50). А русские хроники сообщают, что Андрею Боголюбскому отсекли именно ПРАВУЮ руку , т. 9, с. 250. Правда, Евангелия сообщают здесь, что пострадал РАБ, а русские летописцы указывают на самого АНДРЕЯ. По-видимому, факт отсечения ПРАВОЙ руки или ПРАВОГО уха всем запомнился, но вот кто именно при этом пострадал – здесь мнения расходились.

Рис. 3.27. «Арест Иисуса» (В. da Siena). Показан поцелуй Иуды и арест Иисуса. Внизу слева Пётр наносит удар мечом и отрубает «правое ухо». Взято из , с. 23.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: Русские летописи, по-видимому, отражая то же событие, говорят, что удар мечом, отсёкшим ПРАВУЮ руку князя Андрея, нанёс заговорщик с тем же именем ПЁТР. А именно, ПЁТР Кучков, бывший зятем Андрея , т. 9, с. 249 – 250. То есть человек, весьма близкий к Андрею Боголюбскому. Описанная сцена изображена на миниатюре из Радзивиловской Летописи, см. рис. 3.28. Кстати, здесь также вокруг головы Андрея изображён золотой нимб (жёлтый на цветном рисунке), как у святого.

Рис. 3.28. Миниатюра, вероятно XVIII века, из Радзивиловской Летописи. Художник изобразил, как Пётр Кучкович отрубает левую (!) руку Андрея Боголюбского, хотя по тексту речь идёт о правой руке: «И Петръ же ему оття руку десну». Отрубленную руку князя держит женщина, вероятно, коварная жена Андрея, активно участвовавшая в заговоре , кн. I, комментарий 21 к т. 3, гл. 1, столбец 11. Взято из , лист 215. См. также , кн. 2, с. 518, илл. 128

Таким образом, в обоих описаниях гибели Иисуса-Андрея всплывает одно и то же имя – ПЁТР, как имя близкого человека, нанёсшего удар мечом и отсёкшего ПРАВУЮ часть тела.

В. Н. Татищев продолжает: «Потом, опознав князя, схватились с ним. И не могши его повалить, стали мечами сечь. На что он их спрашивал, какую вину они на нём нашли. Но те, не отвечая ему, били его лежащего. И когда уже голоса его не слышали, ПОЛАГАЯ ЕГО МЁРТВЫМ, снесли на низ, а сами, боясь, с трепетом пошли из хором» , т. 2, с. 367. Между прочим, согласно Евангелиям, умершего Иисуса СНЯЛИ С КРЕСТА, спустили на землю. Может быть, отражением данного обстоятельства и является краткое и слегка туманное указание русской летописи: «снесли на низ», то есть спустили на землю, сняли со столба?

Условно оружие и его части можно разделить на два типа - долговечное, которое хранили годами и десятилетиями (за что древним, конечно, огромное спасибо, но мы до сих пор из-за этого затрудняемся с четкой хронологией вооружений), и одноразовое, редко подбираемое хозяевами на поле боя.
Типов хранения тоже два - законсервированное и обычное, при котором оружие ежедневно носится и используется.
Первый характерен для крупных оружейных торговых домов и арсеналов высокопоставленных особ.
Ножны меча.
Чуть-чуть отвлекусь и поведаю о ножнах меча. Остальное будет относится ко всему вооружению в купе.
Ножны должны быть плотные, не пропускающие воды и воздуха. Изготавливались они из дерева (обязательно лакированного, крашеного или обтянутого еще чем-нибудь) или кожи (особенно ценилась ящеровая и змеиная, за водоотталкивающие свойства). Обтягивали иногда мехом или тканью, но практически никаких защитных свойств само по себе это не придает. Встречаются и полностью тканевые ножны, но это из той же серии что хрустальные и фарфоровые рукоятки придворных шпаг XVIII столетия.
Ножны как правило снабжались металлической оковкой устья ножен, чтобы избежать его разрушения острыми краями клинка.
Внимание - миф: звон меча при выхватывании оного из ножен. Чистой воды вымысел - обо что там звенеть? Разве что, сугубо специально поскрежетать об оковку, но это совсем не звон и выполняется в ущерб лезвию... Звякать же можно только гардой об ту же оковку, чуть вынимая и вновь загоняя в ножны меч.
Часто встречается и металлическая оковка конца ножен - кожаный или деревянный кончик имеет обыкновение быстрее всего изнашиваться, крошится и отваливаться.
В нормальные ножны меч входит как нога в подходящий по размеру сапог - плотно у устья, чуть свободнее дальше.
В Европе существовал и так называемый чехол для устья - одеваемый на рукоять меча кусок кожи или ткани (позже - металлическая часть гарды), прикрывающий собой устье и уберегающий от попадания туда влаги.
Это интересно: в средневековых документах часто встречается выражение, стившее исследователей в тупик: "на мече было вышито". Как оказалось, вышито было не на мече, а на описанном выше чехле.

Долговечное хранение.
Металл.
Смазывают металлические части всегда. В походе обычно жиром (часто бараньим или медвежьим салом), чтобы уберечь от влаги, хотя в долгосрочной перспективе это идет во вред клинку. К тому же, жир гораздо тяжелее стирается с клинка (что в пути архиважно).
При хранении дома предпочитали масло, поскольку больше внимания уделяется защите от воздуха, а не влаги.
Каждые несколько недель смазку меняют. Дело в том, что растительные масла имеют гнусную привычку высыхать, а минеральные - иногда еще и окисляться и твердеть. Если смазка пострадала, то это с легкостью может вызвать ржавчину.
Относится это только к железу - цветные металлы (а также рог и кость) в консервации не нуждаются. Их достаточно регулярно протирать.
Для неиспользуемых долгое время образцов применяли покрытие воском. Воск - крайне долговечная (находят куски времен древнего Египта!) субстанция с замечательными качествами.
Иногда предметы попросту вываривали в масле.
Перед консервацией оружие часто сушат. Для этого металл прокаляют градусов до 150 и держат так с часик (чтобы удалить воду до последней молекулы) и сразу же, по-горячему маслят или покрывают воском.
Металл никогда не хватают пальцами (а если схватили - вытирают это место), иначе можно вызвать очаговую ржавчину. А эта дрянь выводится лишь кислотой.
Обычную ржавчину удаляют элементарной шлифовкой. Отдельно стоит, правда, кольчужное полотно - его приходится отчищать, шлифуя катанием (и очень долгим) в бочке с песком.
Держат оружие по возможности в сухом месте, с минимальным доступом воздуха.
Кожа.
В основном все тоже, но вот с смазкой кожей все как раз наоборот - того, кто подойдет к ней с бутылью масла (тем более растительного), следует вразумить посредством этой самой бутыли. Полимеризируясь, оно делает поверхность кожи хрупкой и крошащейся.
А вот пропитка жирами - утиным, гусиным, куриным подойдет в сам раз для любого вида хранения. Если нет - свиным жиром или березовым дегтем.
Дерево.
С деревом все гораздо проще - его можно покрыть лаком и краской (впрочем, в отношении пластинчатого доспеха можно предпринять тоже самое и не маятся особенно сильно со смазкой). Поэтому самые дорогие луки обязательно красили и лакировали.
Хранят деревянные части обязательно в теплом месте.
Хранение.
Мечи и ножи хранят в особых ножнах. "домашние" ножны дешевые, которые не жалко заляпать изнутри воском (весьма липкая штука) и маслом. Иногда выложены изнутри мехом. Всякое иное оружие оборачивают промасленной или навощенной (поневоле, от смазки им никуда не деться) тканью. Сверху еще наматывают толстую холстину и\или шкуры (и на меч, так чтобы скрывали рукоять), после чего убирают в кожаный или девянный футляр.
Хранят футляры в больших ларях и сундуках.
Хранение одноразового оружия.
Это наконечники пик, копий с небольшими наконечниками, древки, щиты (в крупном сражении воин мог сменить два-три экземпляра), метательное оружие.
Как правило просто лежат грудами в ящиках. Редко кто заботится о смазке наконечника пики, который скорее всего будет утерян в первом же бою.
Впрочем, существует "но" - эксклюзивные экземпляры метательного оружия, стрел и копий нередко очень дороги и заслуживали отменного ухода.
Второе "но" - это для армии. Лесник, наемник, просто человек, владеющий оружием, будут крайне заботится о состоянии даже этого оружия - за спиной нет обоза с сотнями древок, щитов и т.п., да и интенсивность боев иная.
Это интересно: именно поэтому армии так страшатся потери обоза - не столько из-за фуража, а потому что без обоза, скажем, рыцарская конница разом окажется без копий и щитов, а лучники - без боеприпаса.
Стрелы выделю в отдельный пункт. Для длительного хранения их складывают все в тех же ящиках, без оперения (впрочем, это опять же армия, в домах хороших лучников встречаются целые сундуки для укладывания стрел стоймя, с отдельным отделением для каждой стрелы; и хранят с оперением). Оперение таких стрел не снято, а вообще еще не приклеено в принципе - это способ для новых стрел (подобное наблюдается и у европейских мечей - если хранится без навершия, значит новый - навершие закрепляется расклепыванием конца хвостовика и снятию не подлежит). Стрелы с уже закрепленным оперением хранят в закрытых колчанах (иногда напольных), тщательно сберегаемых от сырости. Как правило - в достаточно небольших количествах.

Поделиться: