Я не за тех кто бросил землю. Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю (Ахматова Анна). Краткая история создания

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание. Страшная картина нарисована уже в самом начале стихотворения. Далее, поэтесса говорит о тех предателях, что им она не отдаст свои песни, то есть не будет сочинять стихов, которые выразили бы какую-то их идею. Ведь даже предательство Родины можно было бы оправдать красивыми словами. И Ахматова не слушает грубую лесть, хотя, понятно, что они пытаются талантливую поэтессу заманить на свою сторону.

Речь, конечно, о революционных событиях в России. Когда кто-то согласился с Советами, перешел на сторону красных большевиков.

Во второй строфе говорится о тех, кто остался с другой «белой» стороны. Здесь речь об иммигрантах, об интеллигенции, которым сочувствовала Ахматова. Конечно, судьба изгнанника незавидна. Его сравнивает поэтесса с заключенным, с больным, странником. Для описания его пути используется эпитет «темный», а его хлеб вдруг горько пахнет полынью.

Но вот автор говорит о себе и таких, как она. Они не предатели, но и не изгнанники. Они остались в чаду, сравнение которое показывает адский огонь гражданской войны. Слова о погубленном остатке юности намекают на то, что сподвижники Ахматовой уже не юноши, но ещё и не совсем взрослые люди, но беспечности они предпочли борьбу. Так они не отклонили ни одного удара, то есть не испугались.

В последней строфе Ахматова говорит, что позже их оценят – каждый их час. Сразу героев настоящих не видно… И в самом финале строки, которые станут эпиграфом к стихотворению «Родная земля». Строки о бесслезных людях. И контраст в конце: надменные и простые одновременно они. Надменны, видимо, они во всем трусам и предателям.

Это стихотворение об избранности и героизме.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… Ахматовой

Стихотворения поэтессы Ахматовой Анны многих людей просто покорили, ведь ее произведения написаны от души. Свои мысли она показывала в своих же простых, но даже в какой-то степени – сложных стихотворениях.

Именно это стихотворения Ахматова написала в тот сложный моменты, когда ей нужно было решаться, что выбрать – спасение, но подлость для своей души, или же – быть верной самой себе, но вместе с тем – это опасно. Вот такие размышления были в тот момент у поэтессы в голове.

И дело было в том, что была революция. И когда она прошла, можно было уезжать из России, которая была разграбленной и разрушенной, так как в тот момент там было особенно трудно жить и существовать. Именно потому большинство людей собирались и уезжали.

Но Анна Ахматова сделала свой выбор, ее совесть осталась чиста. Она осталась вместе со своим сыном в России. Она не боялась репрессий и голода, она была сильной женщиной.

Это стихотворение считается критиками – патриотичным. Ведь в своих первых строках стихотворения поэтесса пишет о том, что она не с теми, кто предал, таким образом, свою страну. К тому же, Ахматова не представляла себя вне своей страны. Так как всегда любила и уважала родину. Поэтесса даже поставил на кон – свою карьеру. И даже когда была блокада, поэтесса ни разу за то время не пожалела о своем решении. Но самое большое огорчение и трагическое событие заставили написать женщину это стихотворение. Так как вскоре ее мужа, Николая Гумилева, расстреляли, после того, как арестовали. Но, как ни странно, Ахматову даже это не остановило. Она все равно не стала предательницей родины.

Также, поэтесса пишет о том, что не признает новой власти, так как их лесть – настолько груба, что это явно видно и настолько фальшиво, что становиться просто грубостью. К тому же, Ахматова отмечает, подчеркивая, что никогда не получат они ее произведения, которые она писала от души своей. Получается так, что Ахматова отказывается от предложения писать стихи, которые восхваляли бы новое правительство. Так как для нее – это малодушие и ложь.

В стихотворение идет речь о тех людях, которые оказались трусами и уехали за границу. Автор пишет о своей жалости к ним, и выражает мысль, что они пошли не той дорогой. Ахматова не боится, она пишет, гордясь, о том, что ни единый удар не был отклонен. В стихотворении Ахматова выражает уверенность, что каждому воздастся по заслугам.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

    Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни

  • В раннем творчестве Есенина написано достаточно большим количеством произведений, которые были посвящены неописуемой красоте окружающей природы. Это не вызывает не малейшего удивления так, как его юношеские годы прошли в селе

  • Анализ стихотворения Бледнеет ночь Бунина

    Данное произведение относится к юношескому периоду творчества поэта. Стихотворение Бунин написал в 1888 году, в котором он старается переосмыслить и проанализировать мотивы, которые близки для Лермонтова и Фета.

  • Анализ стихотворения Благовонная ночь, благодатная ночь Фета

    Ночная пора является для Афанасия Фета особенной, он посвятил ей множество пейзажных зарисовок. Некоторые из них показывают, почему автор испытывает подобные нежные чувства к темному времени суток

  • Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс

    Из многих стихотворений И. А. Бунина, посвященных пейзажной лирике, наиболее глубокие философские размышления представлены в произведении «Полевые цветы».

В 1922 году Ахматова окончательно решает не уезжать из России, оставаясь в стране, несмотря на крайне тяжёлую ситуацию и полыхающие по Отчизне пожары. В год принятия решения оставаться и пишется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю». В нём видны причины и переживания поэтессы, принявшей решение и поставившей на кон не только собственное счастье, но и жизнь.

Фон стихотворения

Что произошло между революцией и 1922 годом в жизни автора строк? За границей оказался муж, русский офицер Николай Гумилёв, в Европу уехало много друзья и коллег по литературному цеху. Анна Андреевна также могла до 1922 года покинуть СССР – дорога до этого момента была открыта.

Ахматова принимает тяжёлое решение остаться, не обращая внимание на начало гонений среди творческой интеллигенции и членов семей белогвардейцев. Вместе с тем, Анна понимает эмигрантов, глядя на них с чувством жалости:

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.

Горечь выбора

По мнению поэтессы, чужой хлеб может пахнуть только полынью, дорога того, кто покинул Родину темна, он ходит по ней, как заключённый по камере. Автор строк предпочитает есть полынь вместо хлеба, но оставаться на своей земле. Она не хочет оторваться от корней и стать странником.

Важно обратить внимание на два момента, без которых анализ строк будет поверхностным. Во-первых, до 22 года Ахматова могла уехать без препятствий , во-вторых, поэтесса не была поклонником Советской власти .

Это открывает нам очевидные вещи – выбор Анны добровольный и остаётся она в России не ради идеалов социализма. При этом автор строк понимает, что оставаясь в СССР она просто губит остаток молодости и принимает на себя все удары, которые валятся на новую-старую страну:

Пряник или соль

Анна Андреевна не видит себя вне Родины, понимая под словом «Родина» не власть, а саму землю русскую. Поэтесса готова перенести всё, что уготовано ей судьбой, но не готова поменять временное лучшее, сахарный пряник изгнания, на соль русской земли.

Даже много лет спустя Анна Андреевна ни разу не сожалела о своём выборе, хотя в СССР она долго не писала, её не публиковали, про неё забыли. Принимая решение остаться на Родине, Ахматова понимала, на что она себя обрекает, но и знала, что от этого получит. Обречение на десятилетия презрения – это ничто за право ходить по родной земле и дышать тем воздухом, которым дышали наши деды и прадеды.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» - это яркий образец настоящего патриотизма, когда любовь в Родине перевешивает унижения, оскорбления и даже возможную смерть. Заметим, что речь идёт о настоящем патриотизме, а не о его бульварно-искусственном собрате, вскормленном золотой грудью гнилого тела властолюбия.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

О чем ты думаешь… когда ты смотришь на луну?
Я? - «О тебе… и чуточку о вечном…»
Что в этом мире мы, - не бесконечны,
Но каждый хочет, отыскать свою звезду.

Мы часто бываем совершенно уверены в том, что должны делать другие люди, как они должны жить и кем им надо быть. У нас абсолютное зрение в отношении других людей, но не самих себя.

Мы многого не понимаем в этом мире. Но это не значит, что этого нет.

Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Хотим мы этого, или нет, но каждый из нас вынужден жить в той реальности, которую он сам для себя выбрал. Трагедия состоит в том, что почти никто не делает этот выбор осознанно, поэтому и реальность нередко получается та еще…

Я постараюсь больше не звонить,
Не бредить по тебе в объятьях ночи.
И больше никому не говорить,
Что нужен ты, родной, мне очень-очень.

Я постараюсь больше не писать,
И слез не лить, подумав, что другая
Готова так же жадно целовать,
В любимых мне объятьях утопая.

Я постараюсь больше не мечтать,
Ведь ты не мой, а я всегда хотела,
Чтоб каждый день и снова, и опять
Твоя улыбка душу мою грела.

Я постараюсь больше не любить.
Таких, как ты, и правда очень много.
Но знаешь... никогда ведь не забыть
Тебя... такого самого родного...

Ты веришь в Бога? Я его не видел…
Как можно верить в то, что не видал?
Ты извини, что я тебя обидел,
Ведь ты такой ответ не ожидал…
Я верю в деньги, их я видел точно…
Я верю в план, в прогноз, в карьерный рост…
Я верю в дом, что был построен прочным…
Конечно… Твой ответ довольно прост…
Ты веришь в счастье? Ты его не видел…
Но видела его душа твоя…
Прости, наверно, я тебя обидел…
Тогда у нас один - один… Ничья…
В любовь ты веришь, в дружбу? Как со зреньем???
Ведь это всё на уровне души…
А искренности светлые мгновенья?
Увидеть всё глазами не спеши…
Ты помнишь, как тогда спешил на встречу,
Но пробки… не успел на самолёт?!
Твой самолёт взорвался в тот же вечер,
Ты пил и плакал сутки напролёт…
А в тот момент, когда жена рожала,
И врач сказал: «Простите, шансов нет…»,
Ты помнишь, жизнь как слайды замелькала,
И будто навсегда померкнул свет,
Но кто-то закричал: «О, Боже, чудо…»
И крик раздался громкий малыша…
Ты прошептал: «Я в Бога верить буду"
И улыбалась искренне душа…
Есть то, чего глаза узреть не в силах,
Но сердце видит чётче и ясней…
Когда душа без фальши полюбила,
То разум возражает всё сильней…
Ссылается на боль, на опыт горький,
Включает эгоизм, большое «Я»…
Ты видел Бога каждый день и столько,
Насколько глубока душа твоя…
У каждого из нас своя дорога…
А вера и любовь важней всего…
Я не спросил тебя: «Ты видел Бога?»
Я спрашивал, поверил ли в него…

«Не с теми я, кто бросил землю…» - одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой , относящееся к гражданской лирике.

Краткая история создания

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией. В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Уже в июне за границу отправили первых двух человек. 16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться. Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» - реакция на действия властей. Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.

Тематика, сюжет, композиция

Сюжета у стихотворения нет. Внимание читателей сосредоточено на мыслях и чувствах лирического героя. Принято полагать, что основная тема произведения – тема эмиграции. «Не с теми я, кто бросил землю…» часто рассматривают в качестве жесткого высказывания, направленного против людей, покинувших Россию после Великой Октябрьской революции. Доля изгнанника в стихотворении – это тяжелая доля. Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в «глухом чаду пожара» Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии «оправдан будет каждый час». Композиционно произведение строится на антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.

Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема. По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, - это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней. При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа. Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.

Лирический герой

Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.

Размер, рифмы, тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские. Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, - эпитеты («грубая лесть», «глухой чад»), сравнение (изгнанники сопоставляются с заключенными, больными), аллитерация на «р» (первые две строчки). Кроме того, важную роль играет сочетание «высокой» лексики («не внемлю», «растерзание») с бытовой («хлеб чужой»).

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение Анны Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю» относится к гражданской лирике. В нем поэтесса отходит от привычных для нее интимных переживаний и демонстрирует свое участие и причастность к событиям, происходящим в обществе и стране.

Ахматова написала его в 1922 году, вскоре после ареста и казни Гумилева, ее бывшего супруга. Имея возможность покинуть послереволюционную Россию, как многие ее знакомые, она не стала этого делать, не мысля своей жизни без России и без Петербурга. Ее любовь к Родине была настолько большой, что поэтессу не поколебили даже гонения, начавшиеся на тех представителей культуры, кто остался.

Главная тема

В строках произведения, поэтесса разделяет на два лагеря тех, кто покинул Родину и тех, кто остался, невзирая на предстоящие трудности. В первых строках демонстрирует она и своего демона-искусителя, которому в силу характера и убеждений, не поддалась: «им песен я своих не дам».

Она не презирает эмигрантов, ей жалко их. Поэтесса срывает покров той романтичности, которую приписывали им другие представители литературного мира. Она искренне сочувствует эмигрантам, понимая, что ассимилироваться в новой среде им будет не просто - «полынью пахнет хлеб чужой».

В произведении она наглядно демонстрирует, что и тем, кто остался, приходится не сладко. Им выпало выстаивать под градом ударов судьбы.

Ахматова осознает, что подобное положение в обществе является трагедией целого поколения с чередой сломанных судеб и оборванных жизней.

Структурный анализ

Стихотворение состоит из четырех строф, сложенных ямбом. Рифма в них перекрестная.

При построении композиции произведения поэтесса использует антитезу. Она резко обозначает границы тех, кто остался, и тех, кто уехал за границу. Она описывает последующую участь каждой группы, выражая и свое отношение к ним. Художественная выразительность произведения относительно скромная. Ахматовой применяются метафоры, оксюморон, и используется неологизм. Также в одном стихотворении ею успешно сочетается лексика высокого плана и бытовые выражения.

Также употребляет Ахматова эпитеты, но они скромны и сдержаны. Нерв и надрыв в произведении создают средства аллитерации. Побор слов с рычащими и жужжащими звуками вначале стиха создает ощущение шума, гама и общей тревожности, которые в последующих строфах поддерживаются жужжащими звуками. В конце произведения слышен четкий звон и призывающий набат, образованный звуком «з».

Вывод

«Не с теми я, кто бросил землю» - это произведение, в котором Ахматова обнажает чувства своей героини и переживания, связанные не столько с личными драмами, сколько с участью своей страны и народа. Произведение ценно тем, что наглядно показывает трагедию эпохи и неподдельную любовь к Родине. Эта тема актуальна и по сей день.

Поделиться: