Волков: отчет Константинополя по истории УПЦ вызывает сочувственные улыбки

Священномученики Александр Волков и Дмитрий Чистосердов

В ян-ва-ре 1919 го-да, на вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по рас-по-ря-же-нию вла-стей Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны в Нарве бы-ли рас-стре-ля-ны два свя-щен-ни-ка: про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов и иерей Алек-сандр Вол-ков. Оба пас-ты-ря, пле-чом к пле-чу при-няв-шие свою смерть, вме-сте нес-ли свою служ-бу, име-ли сход-ные ве-хи в сво-их био-гра-фи-ях. Они слу-жи-ли в со-сед-них хра-мах го-ро-да Нар-вы на иван-го-род-ской сто-роне. Отец Алек-сандр — в Успен-ской церк-ви в кре-по-сти, а отец Ди-мит-рий — в Зна-мен-ской церк-ви у Пе-тер-бург-ско-го трак-та.
Иерей Алек-сандр Вол-ков ро-дил-ся в Нарве в 1873 го-ду, в се-мье свя-щен-ни-ка. Отец его, Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков, был про-то-и-е-ре-ем и на-сто-я-те-лем Нарв-ской Иван-го-род-ской Успен-ской церк-ви. По-чти пол-ве-ка (47 лет) про-слу-жил он в при-хо-де Успен-ской церк-ви. Ав-тор некро-ло-га пи-сал об от-це Пав-лине: «он поль-зо-вал-ся ред-кой лю-бо-вью при-хо-жан, сре-ди ко-то-рых бы-ли не толь-ко жи-те-ли Нар-вы, но и окрест-ных де-ре-вень». Вы-рас-тив сы-на, иван-го-род-ский на-сто-я-тель от-дал его в Санкт-Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию, ко-то-рую Алек-сандр окон-чил в 1893 го-ду по пер-во-му раз-ря-ду.
По окон-ча-нии кур-са се-ми-на-рии два-дца-ти-лет-ний Алек-сандр Вол-ков был на-прав-лен учи-те-лем в Мер-рекюль-скую цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу. Мер-рекюль — дач-ная мест-ность в окрест-но-стях из-вест-но-го лет-не-го ку-рор-та Усть-На-ро-вы, ле-жа-ще-го на бе-ре-гу Фин-ско-го за-ли-ва. Нарв-ское взмо-рье поль-зо-ва-лось по-пуляр-но-стью у на-рви-тян и пе-тер-бурж-цев, и в 1890-х го-дах здесь был воз-ве-ден де-ре-вян-ный храм во имя Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, слу-жив-ший пре-иму-ще-ствен-но в лет-нее вре-мя при-ез-жав-шим сю-да дач-ни-кам.
Через три го-да мо-ло-дой учи-тель по-да-ет про-ше-ние о пе-ре-во-де в Алек-сан-дро-Нев-ское Ду-хов-ное учи-ли-ще, в ко-то-ром ему пред-сто-ит тру-дить-ся на про-тя-же-нии 10 лет, вплоть до сво-е-го отъ-ез-да в Нарву. Здесь он сме-нил несколь-ко долж-но-стей, и эта раз-но-сто-рон-няя де-я-тель-ность бы-ла его даль-ней-шей под-го-тов-кой к пас-тыр-ско-му слу-же-нию. В учи-ли-ще он ис-пол-нял обя-зан-но-сти над-зи-ра-те-ля за вос-пи-тан-ни-ка-ми, пре-по-да-ва-те-ля рус-ско-го язы-ка и свя-щен-ной ис-то-рии, а так-же обя-зан-но-сти эко-но-ма. 6 но-яб-ря 1901 го-да епи-скоп Гдов-ский Кон-стан-тин (Булы-чев) ру-ко-по-ло-жил Алек-сандра Вол-ко-ва в сан диа-ко-на.
Со-слу-жив-цы по учи-ли-щу от-ме-ча-ют, что во всех долж-но-стях диа-кон Алек-сандр Пав-ли-но-вич Вол-ков от-ли-чал-ся ак-ку-рат-но-стью, усер-ди-ем, тру-до-лю-би-ем и ста-ра-тель-но-стью, де-я-тель-ность его все-гда со-про-вож-да-лась успе-ха-ми. В 1904 го-ду за усерд-ную служ-бу был на-граж-ден ор-де-ном свя-той Ан-ны III сте-пе-ни.
6 но-яб-ря 1904 го-да отец Алек-сандр был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка прео-свя-щен-ным Ки-рил-лом (Смир-но-вым), епи-ско-пом Гдов-ским, ви-ка-ри-ем Санкт-Пе-тер-бург-ско-го мит-ро-по-ли-та.
три го-да отец Алек-сандр слу-жит в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Он пре-по-да-ет в Алек-сан-дро-Нев-ском Ду-хов-ном учи-ли-ще и слу-жит свя-щен-ни-ком в церк-ви пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го при Гро-мов-ском при-юте.
В 1907 го-ду про-изо-шли се-рьез-ные пе-ре-ме-ны в жиз-ни от-ца Алек-сандра. 27 сен-тяб-ря в воз-расте 71 го-да уво-лил-ся на по-кой его отец, про-то-и-е-рей Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков. В свя-зи с ухо-дом за штат сво-е-го от-ца иерей Алек-сандр в 1907 го-ду был опре-де-лен на ва-кан-сию к Успен-ской Нарв-ской Иван-го-род-ской церк-ви. Этот храм был по-стро-ен в 1507-1509 го-дах, несколь-ко раз пе-ре-стра-и-вал-ся, но в на-сто-я-щее вре-мя вос-ста-нов-лен в пер-во-на-чаль-ном ви-де. Ко-гда-то эта цер-ковь яв-ля-лась ча-стью так на-зы-ва-е-мо-го Боль-шо-го Бо-яр-ше-го го-ро-да, раз-ме-щав-ше-го-ся за креп-ки-ми сте-на-ми Иван-го-род-ской кре-по-сти. В по-сле-пет-ров-ское вре-мя она пре-вра-ти-лась в при-ход-ской храм Нар-вы. Бо-лее пол-сто-ле-тия — 59 лет — свя-щен-ни-че-ский род Вол-ко-вых со-вер-шал свое слу-же-ние Бо-гу и лю-дям в од-ном из древ-ней-ших при-хо-дов Санкт-Пе-тер-бург-ской епар-хии.
Сво-бод-ное от слу-же-ния вре-мя иван-го-род-ский на-сто-я-тель по-свя-щал пре-по-да-ва-нию За-ко-на Бо-жия. В те го-ды пас-ты-ри не огра-ни-чи-ва-ли свою де-я-тель-ность от-прав-ле-ни-ем бо-го-слу-же-ния и тре-бо-ис-пол-не-ни-ем. Боль-шая часть вре-ме-ни ухо-ди-ла на ка-те-хи-зи-че-ское и мис-си-о-нер-ское слу-же-ние Церк-ви. По-это-му на-вы-ки, по-лу-чен-ные в Ду-хов-ном учи-ли-ще, весь-ма при-го-ди-лись от-цу Алек-сан-дру на но-вом ме-сте слу-же-ния. В Нарве в на-ча-ле два-дца-то-го сто-ле-тия не бы-ло недо-стат-ка в учеб-ных за-ве-де-ни-ях. Несмот-ря на су-ще-ство-ва-ние несколь-ких при-хо-дов в го-ро-де и на нема-лое ко-ли-че-ство пас-ты-рей-пе-да-го-гов, отец Алек-сандр со-сто-ял за-ко-но-учи-те-лем сра-зу трех учеб-ных за-ве-де-ний: он пре-по-да-вал в Пер-вом жен-ском нарв-ском учи-ли-ще, в шко-ле при нарв-ском До-ме тру-до-лю-бия и в нарв-ской Ком-мер-че-ской шко-ле. Та-ким об-ра-зом, учи-тель-ская де-я-тель-ность от-ца Алек-сандра име-ла ши-ро-кий диа-па-зон и охва-ты-ва-ла де-тей са-мых раз-лич-ных сло-ев на-се-ле-ния го-ро-да Нар-вы.
Та-кой же — ис-пол-нен-ной тру-дов на бла-го Церк-ви — бы-ла жизнь и дру-го-го нарв-ско-го пас-ты-ря от-ца Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва , слу-жив-ше-го по со-сед-ству с от-цом Алек-сан-дром Вол-ко-вым. Слу-жил он в при-хо-де Зна-мен-ско-го Иван-го-род-ско-го хра-ма, вы-стро-ен-но-го в 1750 го-ду и имев-ше-го три при-де-ла: ико-ны Бо-го-ма-те-ри "Зна-ме-ние", св. про-ро-ка Илии и Кре-сто-воз-дви-жен-ский. Про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был уро-жен-цем Санкт-Пе-тер-бург-ской гу-бер-нии, ро-дил-ся он 14 ок-тяб-ря 1861 го-да в се-мье диа-ко-на. Окон-чив Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию по пер-во-му раз-ря-ду в 1882 го-ду, вы-пуск-ник Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов, как и отец Алек-сандр, пер-вое вре-мя тру-дил-ся в Алек-сан-дро-Нев-ском учи-ли-ще в ка-че-стве ком-нат-но-го над-зи-ра-те-ля. В 1889 го-ду 3 фев-ра-ля он был опре-де-лен и ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к Зна-мен-ской церк-ви Иван-го-ро-да, в ко-то-рой он про-слу-жил на-сто-я-те-лем 30 лет, вплоть до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны. Отец Ди-мит-рий за-ни-мал мно-гие ру-ко-во-дя-щие по-сты в цер-ков-ной жиз-ни епар-хии. Он яв-лял-ся бла-го-чин-ным од-новре-мен-но двух окру-гов: церк-вей го-ро-да Нар-вы и 1 окру-га Ям-бург-ско-го уез-да. По-ми-мо это-го про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был пред-се-да-те-лем Ям-бург-ско-го от-де-ле-ния епар-хи-аль-но-го учи-лищ-но-го со-ве-та и уезд-ным над-зи-ра-те-лем цер-ков-но-при-ход-ских школ. Несмот-ря на за-гру-жен-ность, он не остав-лял и школь-но-го де-ла, пре-по-да-вая За-кон Бо-жий в трех шко-лах: в шко-ле при сво-ем при-хо-де, в Нарв-ском муж-ском учи-ли-ще и в Нарв-ском при-юте П. Ор-ло-ва. Об ува-же-нии окру-жа-ю-щих к от-цу Ди-мит-рию мож-но су-дить по про-чув-ство-ван-но-му сло-ву, про-из-не-сен-но-му про-то-и-е-ре-ем Иоан-ном Ко-чу-ро-вым в день два-дца-ти-пя-ти-ле-тия слу-же-ния от-ца Ди-мит-рия, в ко-то-ром отец Иоанн оха-рак-те-ри-зо-вал юби-ля-ра как рев-ност-но-го, неуто-ми-мо-го пас-ты-ря Церк-ви и на-са-ди-те-ля про-све-ще-ния сре-ди на-се-ле-ния При-на-ров-ско-го края. Ав-то-ри-тет его был столь ве-лик, что да-же в 1917 го-ду, ко-гда на-се-ле-ние и мно-гие при-хо-жане бы-ли ре-во-лю-ци-о-ни-зи-ро-ва-ны и ко-гда ду-хо-вен-ство вез-де от-стра-ня-лось от управ-ле-ния при-хо-да-ми и брат-ства-ми, он на об-щем со-бра-нии при-хо-дов го-ро-да был из-бран чле-ном со-ве-та нарв-ско-го от-де-ле-ния Брат-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Ни один свя-щен-ник Нар-вы и Иван-го-ро-да, за ис-клю-че-ни-ем про-то-и-е-рея Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва, не во-шел в со-став со-ве-та Брат-ства.
Ок-тябрь-ский пе-ре-во-рот 1917 го-да со вре-ме-нем дал знать о се-бе и в Нарве. В но-яб-ре немец-кая во-ен-ная власть, утвер-див-ша-я-ся в Эст-лян-дии в хо-де Пер-вой ми-ро-вой вой-ны, сме-ни-лась дик-та-ту-рой боль-ше-ви-ков. Со-вер-шив на-силь-ствен-ный за-хват вла-сти и объ-явив Эс-то-нию Тру-до-вой Ком-му-ной, пред-ста-ви-те-ли но-во-го ре-жи-ма пер-вым де-лом взя-лись за очи-ще-ние стра-ны от "ре-ли-ги-оз-но-го дур-ма-на". 10 де-каб-ря 1918 го-да Со-вет Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны из-дал де-крет о вы-се-ле-нии из стра-ны всех лиц ду-хов-но-го зва-ния, как рас-про-стра-ни-те-лей лож-но-го уче-ния. Через два дня вы-шло но-вое по-ста-нов-ле-ние, за-пре-щав-шее со-вер-ше-ние бо-го-слу-же-ний. А 30 де-каб-ря Управ-ле-ние внут-рен-них дел пе-ре-да-ло все куль-то-вые зда-ния в рас-по-ря-же-ние мест-ных ис-пол-ни-тель-ных ко-ми-те-тов. Фак-ти-че-ски эти де-кре-ты пре-сле-до-ва-ли цель пол-но-го уни-что-же-ния Церк-ви в пре-де-лах Эс-то-нии. На ос-но-ва-нии этих ука-зов все нарв-ское ду-хо-вен-ство бы-ло аре-сто-ва-но. Свя-щен-ни-кам бы-ло вы-да-но пред-пи-са-ние — по-ки-нуть стра-ну в те-че-ние 24 ча-сов. Не бы-ли де-пор-ти-ро-ва-ны толь-ко трое из них: отец Алек-сандр Вол-ков, отец Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов — они бы-ли рас-стре-ля-ны — и отец Вла-ди-мир Бе-жа-ниц-кий, свя-щен-ник Нарв-ской Крен-гольм-ской Вос-кре-сен-ской церк-ви, ко-то-ро-го под-верг-ли из-де-ва-тель-ствам.
Ни-ка-ко-го рас-сле-до-ва-ния по де-лам вы-сы-ла-е-мых и рас-стре-ли-ва-е-мых не про-во-ди-лось, спис-ки со-став-ля-лись за-ра-нее. Бы-ло до-ста-точ-но ре-зо-лю-ции пред-се-да-те-ля нарв-ской ко-мис-сии по борь-бе с контр-ре-во-лю-ци-ей Ос-ка-ра Эл-ле-ка для то-го, чтобы че-ло-век был рас-стре-лян.
Иерей Алек-сандр Вол-ков и про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов бы-ли рас-стре-ля-ны как чер-но-со-тен-цы, хо-тя в по-ли-ти-че-ской де-я-тель-но-сти они за-ме-ша-ны не бы-ли. Но как пас-ты-ри они, ве-ро-ят-но, не мог-ли не го-во-рить пастве о сво-их взгля-дах и убеж-де-ни-ях в то тра-ги-че-ское вре-мя. Толь-ко за это — за ис-крен-ность и пас-тыр-ское пря-мо-ду-шие, за вер-ность взрас-тив-шей их Ро-дине и Церк-ви — они бы-ли при-го-во-ре-ны к рас-стре-лу. На вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, 8 ян-ва-ря 1919 го-да их вы-ве-ли за пре-де-лы го-ро-да и пре-да-ли му-че-ни-че-ской смер-ти.

Как сообщил Inkazan Волков, патриархия в курсе сложившейся в Татарстане ситуации. Никаких рекомендаций о том, как поступить со священниками, обвинившими патриарха Кирилла в экуменизме, Москва в регион не направляла. Волков пояснил, что подобные вопросы находятся в компетенции Татарстанской митрополии и конкретных епархий.

«Конечно, ситуация весьма печальная. Всегда подобного рода действия со стороны клириков, священников воспринимаются очень болезненно. Люди совершают их по недопониманию, заблуждению, искаженному представлению о деятельности церкви. Зачастую, это сельские, провинциальные священники. Но нужно разбираться в каждой ситуации и, конечно, всегда нужно говорить с людьми, выяснять причины. Пообщавшись с этими священниками, можно будет прояснить их истинные мотивы, которые, я глубоко убежден, связаны с заблуждениями или неправильными толкованиями», - сказал Волков.

Глава пресс-службы патриархата выразил уверенность, что священники, отказавшиеся поминать Кирилла в молитвах, вернутся к работе в своих приходах. «В таких ошибках люди начинают быстро раскаиваться и понимать свою неправоту. Священнослужение – это не работа в светском понимании: взял, отказался и перешел на другое место. Это призвание от бога. Это призвание связано с принятием и почитанием церковной иерархии. Человек, сознательно отторгающий себя от иерархии очень быстро начинает чувствовать свою оторванность, пустоту и никчемность своей жизни. Я думаю, что люди раскаются, изменят свои точки зрения. Очень хочется в это верить», - сказал Волков.

О том, что 5 священниковЧистопольской епархии Татарстанской митрополии патриарха Московского и всея Руси Кирилла из-за его экуменистических взглядов, стало известно 4 июля из СМИ. Якобы Кирилл продемонстрировал экуменизм во время встречи с папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля 2016 года.

Сообщается, что речь идет о настоятеле храма Тихвинской иконы Божьей Матери села Тюрнясево иеромонах Христофор (Плетнева) , настоятель Свято-Троицкой церкви города Болгара иеромонах Ермоген (Соколов) , настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов , настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков) . Христовор, написало издание Edaily, якобы покинул РТ.

Аналогичный случай произошел в Альметьевской епархии с настоятелем церкви Дмитрия Солунского села Калейкино иереем Владимиром Хаиповым . Он выступил с видеообращением, озвучив претензии к Кириллу.

Вчера представитель Чистопольской епархии иерейСергий сообщил Inkazan, что проштрафившиеся священники отстранены от служения."Дальнейшая их судьба зависит от них самих", - сказал он.

Митрополит Казанский и ТатарстанскийФеофан от комментариев отказался. Он пояснил корреспонденту Inkazan, что не знаком с этим священниками.

Протодиакон Андрей Кураев сегодня в беседе с Inkazan , что осуждает поступок татарстанских священников. Он высказал мнение, что они должны принести покаяние и вернуться к работе. "Сейчас они, скорее, учиняют раскол", - сказал Кураев.

При этом он признал, что патриарх Кирилл является экуменистом, но в этом нет ничего предосудительного, тем более для региональных служителей культа.

"Никто не знает настоящих верований нашего патриарха, насколько он верен тем взглядам, которые унаследовал от митрополита Никодима (Ротовa, был известен своими экуменическими взглядами, от имени Московского патриархата взаимодействовал в Ватикане - Inkazan ) в 60-ые годы, в какой степени он их пересмотрел. Это непонятно. К сожалению, не всем его словам я могу верить. Часто что-то им говорилось и сейчас, и в прошлом для пиара. О подлинных взглядах я сказать не могу. Что касается священников, то у них тоже нет доступа к голове патриарха Кирилла. А то, что они приводят в качестве обвинения, это просто смешно", - сказал Кураев.

27 декабря 2015 года Святейший Патриарх Кирилл , руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Вспомним о том, как все начиналось. Предлагаем нашим читателям отрывок из статьи «Алтарники Татьянинского храма: кто они сейчас» , опубликованной в интернет-издании «Татьянин день» в 2012 году.

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ

Промыслом Божиим так вышло, что практически всю свою сознательную церковную жизнь я был в алтаре. У меня не было периода, когда бы я был в Церкви, но не был в алтаре — так устроил Господь, за что я Его всегда благодарю.

Формально мое алтарное служение начиналось в Заиконоспасском монастыре, но там я пробыл буквально несколько месяцев, а вот «полноценным» алтарником стал уже в храме мученицы Татианы, в 1995 году.

Промыслительным моментом было то, что мы с моими друзьями-соучениками из Классической гимназии при Греко-Латинском Кабинете Юрия Шичалина оказались тут 23 января 1995 года, когда в храме еще была мерзость запустения.

Отец Максим тогда попросил нашего директора прислать ребят, которые могли бы помочь, среди них оказался и я. Ну что мы, дети, могли сделать? — помыть пол, отодрать что-то от стенок, чем мы и занимались. А отец Максим (он был тогда совсем один, ни второго священника, ни диакона) подготавливал алтарные вещи. И вот он у священноначалия получил антиминс, развернул его перед нами, объяснил, что это такое и говорит:

«Посмотрите, вы в первый и в последний раз в жизни так близко видите одну из главных святынь любого храма, больше вам такой возможности не представится!»

Не помню, что я подумал в тот момент, но сейчас вспоминаю эти слова с улыбкой, так как уже семь лет имею счастье чистить этот антиминс после каждой Литургии. Так что это было пророчество вопреки!

Алтарник Александр Волков, 1997 год

Уже в феврале или начале марта 1995 года отец Максим позвал меня в алтарь. С этого же момента началась моя сознательная алтарная жизнь, полноценное воцерковление. Первые годы я находился под мудрым и любящим, что самое главное, руководством тогда старшего алтарника, а теперь . Потом я рос, а отец Павел как раз заканчивал диплом, создавал семью, и поэтому он постепенно передавал всю полноту ответственности алтарного служения мне. У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой.

Я понял, что церковное служение — это то, в чем я вижу себя. Так же естественно сложилось и то, что я рукоположился, стал диаконом.

На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать — ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто — мы этому сами долго учились и других учили.

Помню, мы с нынешним отцом Игорем чистили ночью паникадило, мыли окна в верхнем алтаре — у нас в храме вообще очень серьезные объемы и размеры, совсем не как в большинстве храмов. Это сейчас окна нам могут помыть и друзья-таджики из специально заказанных контор, а тогда мы все это делаи сами, и в этом заключался очень глубокий смысл — ведь это вещи, связанные с нашим отношением к святыне. Чистота, порядок, стремление к абсолюту — это некое малое приношение. Мы стремились, чтобы в алтаре все было идеально, во всех смыслах. Не хвалюсь, но у нас на самом деле был один из самых ухоженных алтарей в Москве. Кроме того, у нас была своя система знаков, ведь во время богослужения бывают какие-то вещи, о которых не крикнешь и запросто не объяснишь, поэтому надо было использовать этот «сурдоперевод», в итоге мы стали друг друга понимать буквально с полуслова, у нас был абсолютный контакт!

Дьякон Александр Волков. Кипр, 2009 год

Помню один особенно смешной момент: отец Павел — юноша, я — мальчик, для меня это первая Пасха, ночная служба, алтарь, «Христос Воскресе!», крестный ход, пасхальный канон… короче, меня вырубило! Алтарь был временный — неуклюжая выгородка из фанеры, сесть было особо негде, стояла только одна табуретка, на которую сел отец Павел. Я говорю: «Можно посидеть немножко?», он отвечает: «Ну садись ко мне на колени». По-моему, это даже был какой-то центральный момент службы, и вот я сел к нему на колени и… уснул! Пасха, отец Максим с кадилом и Паша Конотопов со спящим на его коленях Сашей Волковым… Это то, что мы с теплотой вспоминаем сейчас, когда все стали большими дядьками, многодетными отцами…


АРМАВИР, 27 сентября. /Корр. ТАСС Антонина Мага/. Религиозная ситуация на Украине становится все более угрожающей и в сообществе православных церквей мира обращают на это пристальное внимание. Об этом сообщил ТАСС в пятницу пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков.

"Известно, что ситуация, связанная с существованием церковного раскола на Украине, развивается не первое десятилетие. Но именно сейчас от уважаемых глав поместных православных церквей звучат предостерегающие заявления. Это очевидным образом свидетельствует о том, что шаги, предпринятые Константинопольским патриархатом в отношении Украины, не облегчили, а усложнили существующую там ситуацию", - отметил он.

"От предстоятелей церквей сейчас мы слышим реплики, пока еще одиночные, но истолковывающие ситуацию в одном направлении - в признании каноничности предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Онуфрия и неадекватности действий Константинопольского патриархата (по отношению к канонической православной церкви на Украине - прим. ТАСС)", - рассказал отец Александр.

"Было выступление Сербского патриарха и епископа Сербской церкви Иринея Бачского, также мы слышим реплики от Иерусалимского патриархата, Александрийский и Польский предстоятели сделали свои заявления", - напомнил священник. Кроме того, в пятницу было распространено обращение предстоятеля Православной церкви в Америке митрополита Тихона, где он обращается ко всем поместным церквам с призывом "урегулировать нынешний кризис на Украине путем созыва Всеправославного синаксиса или аналогичного соборного процесса".

"Конечно, это еще одиночные заявления, но я думаю, что в скором времени это приведет к общему обсуждению создавшейся проблемы. Православные церкви не будут молчать", - подчеркнул отец Александр.

Пресс-секретарь патриарха пояснил, что пока не определено в какой именно форме будет проходить обсуждение. "Синод Русской православной церкви принял решение инициировать всеправославное обсуждение. Решение синода - это призыв к церквям выразить свое общее мнение, обсудить ситуацию общими силами", - заключил он.

Шаги Константинополя

7 сентября Константинопольский патриархат "в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине" назначил своих экзархов в Киеве. Священный Синод Русской православной церкви назвал эти действия "грубейшим попранием церковных канонов", а затем приостановил поминовение патриарха Константинопольского за богослужением и сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.

23 сентября патриарх Константинопольский Варфоломей во время литургии в Стамбуле сказал, что Украина имеет "право на получение статуса автокефалии", и Константинопольский патриархат обладает эксклюзивным правом предоставить автокефалию. Говоря о критике со стороны Русской православной церкви и других церквей, а также о будущей реакции на предоставление автокефалии, Варфоломей заявил: "Нас не пугают угрозы".

Начинал алтарничать в 1994 году Заиконоспасском монастыре. Пробыл там несколько месяцев, перешёл в январе 1995 года в общину возрождавшегося храма святой мученицы Татианы при МГУ. С февраля того же года становится алтарником Татьянинского храма.

В 1999 году поступил на дневное отделение Филологического факультета МГУ имени Ломоносова, на кафедру византийской и новогреческой филологии.

В том же году становится старшим алтарником и ризничим того же храма. Как он сам вспоминал: «У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой. Я понял, что церковное служение - это то, в чем я вижу себя.
<…> На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать - ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто - мы этому сами долго учились и других учили».

В 2001 году управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым) был благословлён на ношение подрясника.

За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма, общецерковных мероприятий в стенах храма - Съездов православной молодёжи, Конференций по линии Учебного комитета.

За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000), Кипра (2001), также неоднократно посещал Грецию и Кипр с паломническими и познавательными целями.

В 2001-2002 годах принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Емилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма святой мученицы Татианы при МГУ - «Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002».

В 2002 году вступил в брак с Варварой Андреевной Бутневой. Венчание состоялось в Татьянинской церкви 20 ноября.

В 2003 года становится внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения РПЦ в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета РПЦ.

В 2004 году окончил Филологический факультет и защитил диплом по теме «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“ перевод и филологический комментарий».

В июле 2004 года принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодёжи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым.

В том же году был призван в армию, проходил службу в подразделениях Космических войск, в/ч 26179.

18 октября 2005 года в храме святого пророка Илии в Черкизове епископом Дмитровским Александром (Агриковым) был рукоположен в сан диакона, после чего проходил приготовительную чреду в храме Большого Вознесения в течение месяца. Указом Патриарха Алексия II зачислен в штат храма святой мученицы Татианы при МГУ города Москвы.

С 2005 года работал в пресс-службе Московской Патриархии, в 2009 году преобразованной в пресс-службу патриарха Московского и всея Руси. Был редактором раздела «Православная Москва» на официальном сайте Московского Патриархата «Патриархия.ру».

С 2009 года - заместитель руководителя Пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.

10 мая 2010 года вечером на Мичуринском проспекте Москвы машина, в которой находился диакон Александр с женой и детьми, столкнулась с автомобилем, неожиданно выехавшим со встречной полосы. Александр был доставлен в одну из больниц Москвы с переломами и сотрясением мозга. Но всё обошлось.

20 апреля 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя награждён правом ношения двойного ораря.

27 декабря 2015 года в московском храме Покрова Богородицы в Ясеневе Патриархом Кириллом рукоположён в сан священника.

8 июня 2016 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево.

Воспитывает пятерых детей.

Поделиться: