Военный меч самурая. Японский меч воина-самурая

В начале 10 века в отдаленном от политического центра Киото районе Канто начали появляться отряды вооруженных всадников, известные как цувамоно, моно-но-фу или самураи.

Изначально эти воинственно настроенные отряды состояли из членов собственной семьи военного вождя, так что воины и крестьяне составляли единую группу. Однако к 12 веку в отряды начали принимать людей со стороны, что привело к возникновению системы "господин-вассал", в которой вассалы были известны как иэ-но-ко, или родо. Двумя такими вооруженными группами были кланы Гэндзи и Хэйкэ.

Начиная с этого периода самураи стали играть главенствующую роль, а то, что первоначально было воинскими навыками моно-но-фу, развилось в нечто гораздо большее, чем просто набор боевых техник. Оно объединило в себе строгий моральный кодекс поведения и определенный склад ума. В результате возник Путь Самурая, а средневековый период предоставил обширные возможности для его дальнейшего развития и совершенствования.

В конечном счете в 1185 году клан Хэйкэ, или Тайра, потерпел поражение, вслед за чем военный вождь победившего клана Гэндзи, или Минамото, организовал новое, исключительно военное правительство - Сёгунат.

Период Сёгуната Муромати (1336-1573) со своими практически не прекращавшимися войнами был особенно бурным периодом японской истории.

Длинный меч самурая

Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре.

Мечи были обязательной частью наряда во время торжеств. Самураи пристегивали два меча: ранее, длинный тати и короткий утигатана, острием вниз, познее катану и вакидзаси острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар.

В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.

Самурайское искусство меча (зародился в 10-11 веке) весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кен-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.

Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо. Длинный меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фехтование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.

Школы кендзюцу: длинный японский меч.

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов.

Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом.

Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальшиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300- 400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятые в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. Потому, как содержалась школа кэн-дзюцу и кто преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.

Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохраниласъ вплоть до ХХ века.

Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима еформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.

Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, пускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.

Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку - за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.

Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех вэмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Синмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин (Мусаси Миямото).

Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности почти не осталось, и о внутренней жизни таких школ известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу 17 века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как "Книга нравов". Она вошла в знаменитую "Книга пяти колец" ("Горин-но её", 1643 г.).

Мусаси Миямото относился к кэн-дзюцу не только как набору методов ведения боя, но пржде всего как к системе духовных ценностей. Такой подход был обусловлен самой логикой развития японской культуры, все больше тяготе вшей к дзэн-буддийскому идеалу пустотности и эстетизма. Именно в то время ритуал обычного чаепития, который при шел из Китая, перерастает в сложный мистический "Путь чая" (тя-но ю). Школы кэн-дзюцу разрабатывают сложны методики духовного воспитания внутри традиции боевых искусств. Этим прославилась, например, школа фехтовальшика Одагири Сэкикэя в Эдо. Своим основным тезисом она выдвигала "просветление сознания и прозрения Пустоты", что весьма схоже с мыслями Мусаси Миямото.

Путь меча

Постепенно боевая практика самураев с длинным мечом перерастает в мистический путь просветления. Возникает осознание того, что высшая ценность фехтования на мечах лежит далеко за пределами собственно поединка, а "Путь воина" становится равносилен "Пути проСветления". В этой ситуации рождается новый термин для обозначения боя с мечом - кэндо (Путь меча), который пришёл на смену кэн-дзюцу - "искусству меча". Впервые этот термин стал активно использоваться в начале 18 века в элитарной школе Абататэ-рю. Тренировки в школах кэн-дзюцу были максимально приближены к реальному бою. На начальных этапах самураи обучались бою с мечом и копьем не меньше семи-восьми часов в день.

В ранний период становления самурайского корпуса воины тренировались на настоящих боевых мечах - катанах и танто, которые иногда затуплялись, дабы воины не нанесли друг другу тяжелых ран. Многие инструкторы при этом запрещали своим ученикам надевать любое защитное снаряжение, чтобы те не позволяли клинку даже прикасаться к их телу. К тому же они требовали от учеников хотя бы раз в день легко ранить своего противника. Несложно представить, сколь кровавы были эти тренировки!

Но даже в бою на деревянных мечах самураи рисковали быть тяжело травмированными. Наконец, к середине 17 века в двух известных школах мастеров Торани-си Кансина и Оно Тадакэ впервые вводится защитное снаряжение для тренировки фехтовальщиков. В первое время ученикам разрешали надевать часть самурайских боевых доспехов, но затем сочли это не очень рациональным (к тому же весьма дорогое удовольствие).

Именно тогда и сформировался тот вид защитного тренировочного комплекта, который мы можем видеть сегодня на фехтовальщиках кэндо. Он состоял из шлема с защитной маской, облегченной кирасы и щитков на предплечьях. Но такие щитки не могли сдержать могучего удара даже деревянным бокэном. Поэтому Оно Тадакэ впервые вводит в тренировочную практику бой на легких бамбуковых палках, имитировавших бамбуковый меч - синай. Теперь можно было свободно фехтовать, не боясь травмировать партнера.

И все же бамбуковая палка значительно отличалась от катаны и по весу, и по своей структуре. В 50-х годах 18 века последователь Оно Тадакэ, известный воин Наканиси Тюта, разработал более совершенный вид синая. Он связал вместе несколько бамбуковых палок, перетянув их прочными кожаными ремнями. Концы палок закруглялись, к ним приделывался щиток для рук, - благодаря этому синай приобретал вид настоящего меча. До сих пор в клубах кэндо используется именно такой синай.

Эти усовершенствования были введены лишь тогда, когда в Японии воцарился относительный покой. Теперь боевое искусство, особенно фехтование на мечах, стало не столько методом решения конфликтов и способом самозащиты, сколько символом особого статуса самураев. Не уметь сражаться на катанах и нагинате самурай не мог, зато возросла вероятность того, что в жизни он не применит своего мастерства. Тренировочные бои на настоящих мечах без защитного снаряжения оказались ненужными.

Меч самурая

Однако в смутное время (1860-1868) падения правления сегуната во многих кланах (выступающих на стороне сегуната) вновь стали использовать в тренировках стальные мечи. Это было связано с падением духа самурая и соответственно кодекса бусидо. Таким вот образом школы и военизированные организации отделяли трусов и неумелых воинов, именно воинов, ведь обучать новичков не было времени.

В 1868 году военное правление в Японии, длившееся почти семь столетий, подошло к концу и император Мэйдзи был восстановлен на троне. В воцарившейся после этого атмосфере радикальных реформ, с помощью которых пытались всесторонне модернизировать Японию в соответствии с индустриально развитыми западными державами, кэндзюцу (искусство меча) рассматривалось как нежелательный пережиток класса самураев, упраздненного в попытке установить всеобщее равенство перед законом. Естественно, искусство меча начало приходить в упадок.

Был введен запрет на ношение оружия самураями и именно в эти годы начали развиваться искуства рукопашного боя.

Например многие мастера айкидо и не подозревают о том, что это искуство родилось именно из кендзюцу. Все движения рук, корпуса, ног, соответствуют движению с мечем. Броски это ни что иное, как завершающий удар катаной, т.е. движение рук описывает ту же траекторию, что и с оружием. Отсюда, возможно и появилась поговорка "самурай без меча подобен самураю с мечем, только без меча".

Представьте себе самурая. Без сомнения, у вас в голове рисуется картина воина со шлемом и доспехами, готовым атаковать с его надёжной катаной. Потому что, конечно, он орудует катаной. Ведь с ней же самураи шли в бой, не так ли? Если чему поп-культура и учит нас, так только тому, что самурай был вооружён своим мужеством и верной катаной. Ну, не так быстро. Оружие самураев было гораздо более разнообразным и универсальным, чем показано в фильмах. Мы покажем вам 10 видов самурайского оружия.

Сюрикены использовались для отвлечения противника

Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения.

Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Кастет с шипами

Такие «кастеты» использовались во время ближнего боя

Самураи использовали для нападения шипы, чтобы наносить увечья противнику. Пример на картинке показывает, что шип может перемещаться из скрытой позиции против запястья, тем самым нанося смертельные раны врагу.

В дополнение к этому, есть кольца с шипами, используемые для нанесения ударов и захватов при попытке захвата противника. Так называемые «кастеты», являющиеся куском железа, зажатым в руках, использовались для поражения тела или защиты от других видов оружия.

Цепи в умелых руках были грозным оружием

У самураев были цепи и веса разных длин и стилей. Их главным образом можно было разделить на два основных типа: цепи с меньшими весами на обоих концах и цепи с увесистым грузом на одном конце.

Первый в основном используется, чтобы захватить и удерживать людей. Второй тип может легко убить человека, если цель была достигнута. Версию этого оружия можно увидеть в фильме «Убить Билла», где Чёрная мамба (героиня Умы Турман) дерётся с японской школьницей. Это оружие используется для удара, сдерживания и удушения противника.

Металлическая дубинка

Дубинка является одним из старинных видов оружия в Японии

В древней Японии оружием было всё: от простых деревянных дубинок до металлических мечей. Самураям часто приходилось оставлять свои мечи с сопровождающим или в специальной комнате на вечере. Хозяин мог даже попросить убрать их короткие мечи.

В этой ситуации самурай мог взять для защиты дубинку, а имея на ней тяжёлый металлический «вентилятор», он смело мог отражать любое внезапное нападение. Кроме того, так называемая «полиция»(некоторые самураи и военные) использовала дубинки, чтобы ловить преступников.

Трость с железным крюком

Такие трости использовались не только огнеборцами

Так как дома и крупные здания в Японии были сделаны из дерева, огонь постоянно угрожал городам и населённым пунктам. Чтобы противостоять этому, были созданы команды пожарных. Часть их работы заключалась в разрушении здания вокруг пожара так, чтобы он не распространялся. Такую работу выполняли абсолютно все - от самураев до простолюдинов. Одним из основных инструментов был тяжёлым железный башмак в форме клюва. Люди разбивали ими стены и препятствия, снося участки зданий, чтобы огонь не распространялся.

Тем не менее, некоторые из этих банд сформировали плохую репутацию, и этот инструмент стал ассоциироваться как разрушительное оружие.

Серп с цепью

Серп с цепью использовался как многофункциональное оружие

Серп представляет собой изогнутое лезвие, используемое для резки растений и травы; он был распространён во всём средневековом мире. Воины Японии прикрепили цепь к валу серпа, превратив его в грозное оружие. Цепь могла держать противника на расстоянии или его опутывать, в то время как серпом можно было резать врага.

Ниндзя тоже использовали серпы, но не для боевых действий. С их помощью они прорывались через заборы и барьеры, а в некоторых кланах были раскладные версии, которые можно было носить в рукавах кимоно.

«Быстрая» верёвка

Такая верёвка использовалась для поимки преступников

Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка - то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка.

В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Боевой ухват

С таким оружием можно было держать врага на расстоянии

Если подойти к цели было слишком опасно или она очень далеко, то задержание проводилось с помощью боевого ухвата. Это набор из трёх длинных шестов с различными насадками. Наконечником старались поймать противника за ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него.

Такие эффективные инструменты использовались для поимки особо опасных самураев, воров или преступников.

Личный нож с шипом

Нож с шипом использовался не только в бою

Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным.

Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства. Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев.

Только настоящим воинам разрешалось их носить

Многие знают, что ношение двух мечей (более короткий меч называется вакидзаси, а более длинный меч называется катана) является символом самураев, и только воинам было разрешено нести эти мечи. Тем не менее, до конца 16-го века мечами мог обладать почти любой человек. Победа в бою могла означать продвижение в самураи.

Тем не менее с объединением Японии в 16-м веке произошло угнетение крестьян и затвердевание системы класса. Правительство самураев издало указ «Охота за мечами», лишивший простой народ своего оружия. Издав данный указ, правительство пыталось предотвратить возможные восстания. Только в период Эдо - последний век самураев - меч действительно стал их символом. До этого им были в первую очередь копье и лук.

Итак, мы рассказали вам о видах самурайского оружия. Теперь вы знаете, что самураи орудовали не только своими катанами. Каждым из приведённых в списке оружий они владели в совершенстве, что делало их крайне опасными противниками.

Однако предлагаю продолжить эту тему …

Японские мечи - это отдельный вид оружия. Это оружие со своей философией. Когда вы держите в руках настоящую катану, тачи или танто, то сразу можете сказать, какой именно мастер сделал эту вещь. Это не конвейерное производство, каждый меч индивидуален.

В Японии технология изготовления мечей начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе.

Роль холодного оружия в Японии никогда не ограничивалась его чисто утилитарным военным предназначением. Меч является одной из трех священных регалий - бронзовое зеркало Ята-но кагами, яшмовые подвески Ясакани-но Магатама и меч Кусанаги-но Цуруги, - полученных предками нынешнего императорского рода непосредственно от богов, и потому имеет еще и сакральную функци

Обладание мечом ставило его владельца на определенную социальную ступень. Ведь простолюдинам - крестьянам, ремесленникам, купцам - было отказано в праве ношения холодного оружия. Не тугой кошелек или количество слуг, а меч, заткнутый за пояс, служил бесспорным свидетельством принадлежности человека к придворной знати или самурайскому сословию.

В течение многих веков меч считался овеществленной душой воина. Но для японцев мечи, особенно древние, являются еще и произведениями высочайшего искусства, они передаются от поколения к поколению как бесценные сокровища, хранятся в экспозициях национальных музеев наряду с прочими шедеврами культуры

Когда появились первые мечи на территории Японии, сказать трудно. Легендарный меч Кусанаги-но Цуруги, как утверждают официальные мифы, был извлечен богом Сусаноо из хвоста поверженного им дракона. Однако на самом деле ситуация с первыми мечами была несколько прозаичнее. Их наряду с прочими товарами ввозили с континента - из Китая и Кореи.

Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото - древние мечи.

В стране в те годы существовало более тысячи различных школ мастеров-оружейников. Каждая мастерская предлагала собственный метод ковки, закалки, украшения меча. Огромный спрос на оружие привел к снижению качества. В результате секреты изготовления старых мечей кото были безвозвратно утрачены, и каждая мастерская занялась поиском своей технологии. Иные клинки - их называли синто (новые мечи) - получались очень хорошими, другие - менее удачными, но ни один из них уже не мог подняться до высот кото.

Появление в стране импортных европейских образцов оружия не смогло как-то повлиять на традиционные технологии. Японцы с удивлением обнаружили, что испанские и немецкие клинки изготовлялись в «одну ковку». Поэтому большинство завезенных в страну мечей было использовано как сырье для переработки в соответствии с японскими технологиями. После перековки из них получались неплохие кинжалы.

На хвостовике клинка мастера зачастую ставили свое клеймо. С течением времени рядом с именем мастера стала появляться и информация о проведенных испытаниях оружия. Дело в том, что с наступлением периода Эдо (1600-1868) в стране воцарился мир. Испытать острие своего меча самураям можно было только на тесно связанном пучке мокрой рисовой соломы. Конечно, случались и «испытания на живом материале».

По существовавшей традиции самурай мог без лишних разговоров зарубить проявившего непочтительность простолюдина - крестьянина или мастерового. Но подобные «забавы» стали вызывать осуждение. И тогда испытывать только что выкованные мечи стали на телах казненных преступников.

По законам сёгуната тела казненных становились собственностью государства, за исключением останков убийц, татуированных, священнослужителей и неприкасаемых, на которых распространялось табу. Тело казненного привязывали к столбу, и проверяющий качество меча рубил его в обусловленных местах. Затем на хвостовике оружия вырезалась надпись, например, что мечом было разрублено два тела, - своеобразное клеймо ОТК

Особенно часто такие отметки делались на клинках, произведенных в XIX веке. Их стали называть синсинто (новые новые мечи). В определенном смысле этот период стал ренессансом искусства изготовления японских мечей

Примерно с конца VIII века мечи стали менять свою форму, их делали более длинными и чуть изогнутыми. Но главное заключалось в другом. Старые мечи кото, как их теперь именуют, приобрели несравненные качества благодаря искусству японских кузнецов. Имея только эмпирические представления о металлургических технологиях, они путем многочисленных проб и ошибок приблизились к пониманию того, как сделать лезвие меча достаточно острым, но не хрупким.

Во многом качества меча зависят от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, что достигалось длительной ковкой, делало сталь мягкой, перенасыщенность - жесткой, но очень хрупкой. Европейские оружейники искали выход из этой дилеммы на путях разумного компромисса, на Ближнем Востоке - с помощью оригинальных сплавов, в том числе легендарного булата.

Японцы избрали свой путь. Они компоновали полотно меча из нескольких сортов стали, обладавших различными качествами. Очень жесткая и потому способная быть очень острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.

Чаще всего изготовлением мечей в то время занимались горные отшельники ямабуси, исповедовавшие аскетизм и религиозную отрешенность. Но и кузнецы, изготовлявшие оружие в феодальных замках и ремесленных посадах, тоже превращали ковку меча в некое религиозное действо. Мастера, придерживавшиеся в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами, приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния и украсив наковальню священными символами синтоизма - рисовой веревкой и бумажными полосками.

Длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке. Хамон индивидуален у каждого меча, узоры самых известных мечей зарисовывались как произведение искуства.

Сечение японского меча. Показаны две распространённые структуры с отличной комбинацией в направлении слоёв стали. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ , справа - масамэ .

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300 °C и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали - типичная плотность дамаска для японских мечей

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада ), напоминающую рисунок на поверхности древесины.

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска: из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ , не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ . Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700-1100 °C длину заготовки до размеров меча.

В результате этого длительного и трудоемкого процесса структура кото становилась многослойной и состояла (это видно только под микроскопом, а старые мастера судили об этом по цвету и текстуре металла) из тысяч пластинчатых слоев, каждый с собственными показателями вязкости и хрупкости, определяемыми содержанием углерода. Значение имели и тщательно выровненная поверхность наковальни, и скрупулезный подбор молотов, и сила ударов молотобойца.

Потом начинался длительный процесс закалки. Каждую часть меча надо было нагревать и остужать по-своему, поэтому заготовка покрывалась слоем глины различной толщины, что позволяло не только варьировать степень нагрева в горне, но и давало возможность нанесения волнистого узора на лезвие.

Когда работа кузнеца завершалась, изделие передавалось полировщику, использовавшему для этого десятки точильных камней, куски кожи разной толщины и, наконец, подушечки собственных пальцев.

Между тем другой мастер изготавливал деревянные ножны. В ход шла в основном древесина хоноки - магнолии, потому что она эффективно предохраняла меч от ржавчины. Рукоять меча и ножны украшались декоративными накладками из мягкого металла и хитроумными узорами из накрученного жгута.

Изначально большинство мечей кото производилось в провинции Ямато и соседней с ней Ямасиро. Наивысшего расцвета мастерство старых кузнецов достигло в период Камакура (1185-1333). Их изделия и поныне поражают великолепным качеством и артистизмом дизайна. Мечи носили в ножнах, прикрепленных двумя ремнями к поясу, лезвием вниз. К этому времени в обиход вошли более длинные мечи, иногда до 1,5 м длиной, предназначенные для конных воинов. Эти мечи всадники прикрепляли за спиной.

По мере того как страна втягивалась в кровавые междоусобицы XIV века, нанесшие немалый урон экономике страны, но способствовавшие процветанию оружейников, спрос на мечи возрастал. Крупные мастерские обосновались в провинциях Бидзэн, Сагами и Мино. Так, в те времена в Бидзэн работало более 4 тысяч мастеров, в Мино - 1270, в Ямато - 1025

Если принять среднюю производительность кузнеца тех лет за 30 мечей в год (хотя более дорогие заказы занимали гораздо больше времени), то только провинция Бидзэн производила ежегодно 120 тысяч мечей. Всего в те годы в обращении по всей Японии было около 15 миллионов единиц этого холодного оружия.

Во что обходилась самураю его «душа» - меч? Подсчитать реальную стоимость меча в современном денежном исчислении очень трудно. Но об этом можно составить представление по числу рабочих дней, потраченных на производство одного стандартного меча. В годы периода Нара (710-794) мастер тратил на ковку 18 дней, 9 дней - для его украшения, 6 дней - на лакировку ножен, 2 дня - на кожаные ремни, еще 18 дней на окончательную доводку и подгонку. А если к этому добавить стоимость материалов, то самурайский меч становился весьма дорогим приобретением.

Более качественные и дорогие мечи предназначались как для подарков начальству, иностранным гостям или богам (их оставляли в алтаре полюбившегося храма), так и для награждения наиболее отличившихся воинов. С середины XIII века в производстве мечей наметилось разделение труда. Одни мастера ковали, другие полировали, третьи изготовляли ножны и т.д.

С появлением воинских доспехов, способных выдержать удар стрелы и меча, форма холодного оружия начала изменяться. Мечи стали короче (около 60 см), шире и тяжеле, но намного удобнее в пеших поединках. Чтобы поразить уязвимое место в доспехе противника, помимо меча применяли и кинжалы. Таким образом, воин стал носить за поясом сразу два клинка, обращенных лезвием кверху - меч катана и кинжал (короткий меч) вакидзаси. Этот набор назывался дайсё - «большой и малый».

Период Камакура считается золотым веком японского меча, клинки достигают своего наивысшего совершенства, которое не удалось повторить в более поздние времена, включая попытки современных кузнецов восстановить утраченные технологии. Самый известный кузнец этого периода был Масамунэ из провинции Сагами. Легенда гласит, что Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, потому что их невозможно было подделать. В этом есть доля правды, так как из 59 известных клинков подписаны только несколько кинжалов, однако установление авторства не вызывает споров среди экспертов.

Монах Горо Нюдо Масамунэ, живший в 1288-1328 годах, больше известен, как величайший японский мастер по производству мечей. Он обучался у знаменитого японского оружейника Шинтогу Кунимитсу. За свою жизнь Масамунэ стал легендой оружейного мастерства. Масамунэ использовал в своей работе особую технику Сосю и создавал мечи, называемые тачи и кинжалы – танто. В этой традиции работало несколько поколений его последователей и учеников. Эта технология являлась способом создания сверхпрочных мечей. Использовались четыре сваренные между собой полосы стали, которые складывались вместе пять раз, в результате чего образовывалось количество слоев стали в клинке, равное 128.

В Японии существует награда Масамунэ, которая присуждается ежегодно выдающимся мастерам, изготавливающим мечи.

Мечи работы Мастера отличаются особой красотой и высоким качеством. Он работал в то время, когда зачастую для изготовления мечей не использовали чистую сталь. Масамунэ довел до совершенства искусство «ниэ» – рисунок на лезвии клинка. Материал для создания мечей, который он использовал, содержал мартенситные кристаллы, включенные в перлитную матрицу, по виду напоминающие звезды в ночном небе. Для мечей Масамунэ характерны четкие серые линии, на передней кромке, которые как молния прорезают лезвие, а также серая тень на передней части лезвия, образующаяся в процессе закалки.

Мастер Масамунэ редко подписывал свои работы, поскольку делал мечи в основном для сегунтов. Мечи «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ» и «Дайкоку Масамунэ» считаются его подлинными произведениями. Мечи Масамунэ перечислены в каталоге оружия, который был написан в эпоху Киото оценщиком Гонами. Каталог был создан по приказу Токугава Эсимунэ из сегунта Токугава в 1714 году и состоит из 3 книг. Треть всех перечисленных в каталоге мечей, выполненных в технике Сосю, были созданы мастером Масамунэ и его учениками.

Меч «Фудо Масамунэ » является одним из немногих мечей, лезвие которого было подписано самим мастером Масамунэ, поэтому его подлинность не вызывает сомнения. Лезвие меча танто длиной около 25 см украшено резьбой по фронтальной части клинка. На нем имеются гравировки в виде палочек для еды (гома-хаси) с одной стороны и дракона Курикара с другой стороны. Дракон Курикара на лезвии меча олицетворяет Фудо-мёо, буддийское божество в честь которого, был назван этот меч.

Меч «Хотё Масамунэ» относится к одному из трех специфических и необычных танто относящихся к Масамунэ. Эти танто имеют широкое основание в отличие от обычно утонченной и изящной работы мастера, что делает их похожими на японский нож для приготовления пищи. На одном из них имеется гравировка в виде палочек для еды, называемая гома-хаси. Меч «Хотё Масамунэ» был восстановлен около 1919 года, и сейчас хранится в художественном музее Токугава.

Меч «Котэгири Масамунэ» или «коте гири». Название коте гири взято из боевого искусства кендо, и означает рубящий удар в запястье. Меч произошел от тачи – длинного японского меча, который использовал Асакура Юджика против армии самураев в битве в Киото. Этим мечом завладел военно-политический лидер Японии периода Сэнгоку Ода Нобунага. Он сократил размер меча до нынешней длины. В 1615 году меч был предан клану Маэда, после чего в 1882 году его принесли в дар императору Мэйдзи, известному коллекционеру мечей.

Наравне с мечами Масамунэ нередко упоминают мечи Мурамаса, хотя их ошибочно считают современниками мечей Масамунэ, ошибкой является и то, что они созданы его учеником. Известно, что Мурамаса работал в 16 веке н.э. и не мог встречаться с Масамунэ. По легенде лезвия Мурамаса считаются символом зла, а лезвия Масамунэ символом мира и спокойствия. В легендах, связанных с мечами Масамунэ говорится о том, что их считали святым оружием.

КЛИНОК ХОНДЗЁ МАСАМУНЭ - произведение искусства.

Этот клинок считается одним из самых лучших мечей, которые когда-либо создавал человек. Он является символом сегуната Токугава, правившего Японией около двух сотен лет.

Сёгунат или Эдо бакуфу -феодальноевоенное правительство Японии, основанное в 1603 г. Токугавой Изясу и возглавляемое сёгунами рода Токугава.

Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 г. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названиюстолицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо

Название меча скорей всего связано с генералом Хондзё, который получил этот меч в бою. Генерал Хондзё Шикинага в 16 веке был атакован Уманосуке, имевшим уже на счету несколько трофейных голов.

Уманосуке мечом Масамунэ генералу Хондзё Шикинага рассек шлем, но тот выжил, и взял меч в качестве награды. Лезвие меча было немного повреждено в сражениях, но еще пригодно к использованию. В 1592-1595 годах генерала Хондзё Шикинага отправили в Замок Фусими, тогда он взял меч Масамунэ с собой. Впоследствие Хондзе, поскольку у него не было денег, пришлось продать меч своему племяннику. В то время меч Масамунэ был куплен всего за 13 золотых монет. Позже в каталоге оружия Киото его оценивали в 1000 иен. Точная дата создания меча не известна, ему примерно 700 лет.

Чтобы оценить значение Хондзе Масамунэ для японцев, достаточно вспомнить, что этот клинок передавался из поколение в поколение сегунатом Токугава. До января 1946 года потомки Токугава оставались владельцами бесценного меча.

Фото меча предположительное, других изображений этой катаны просто нет

В 1939 году данный клинок был объявлен культурным достоянием Японии.

Японская культура весьма оригинальна. Соответственно и офицеры Императорской Армии и Флота Японии времен ВМВ носили традиционное холодное оружие. Каждому офицеру, а также сержантскому составу армии Японии до начала Второй мировой войны был выдан японский меч как символ доблести и мужества (данные мечи были изготовлены промышленном способом, часто они были выкованы из рельсов и являлись скорее частью костюма и какой-то ценности не представляют). Офицеры принадлежавшие древним самурайским родам имели фамильные мечи, офицеры из небогатых и незнатных семей армейские «новоделы».

Изготавливались они в больших количествах и естественно уступали по качеству «штучным» клинкам. Технология изготовления была упрощена в соответствии с нуждами поточного производства.

Дуглас Макартур, американский военачальник, обладатель высшего звания - генерал армии, фельдмаршал Филиппин, кавалер многих орденов и медалей.

В день нападения на Перл-Харбор Макартур командовал войсками союзников на Филиппинах. За его руководящую роль в обороне Филиппин, несмотря на капитуляцию, Макартур 1 апреля 1942 был награжден Медалью Почёта.

Макартур руководил контрнаступлением союзников в Новой Гвинее с июля 1942 (Битва за Кокоду) по январь 1943 г., а оттуда его войска двинулись на Филиппины, которые он окончательно освободил от японцев в первые месяцы 1945 года.

По образцу Германии, разработал план раздела Японии на отдельные части между странами-победительницами, который так и не был реализован.

На посту верховного командующего союзными войсками на Тихом океане он 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию Японии.

Как главнокомандующий оккупационными войсками союзников в Японии, Макартур проводил послевоенные реформы и помог разработать новую японскую конституцию.

Был организатором Токийского процесса над японскими военными преступниками.

Страна пребывала в глубочайшей депрессии, вызванной атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки и бесславным поражением во Второй мировой войне. В рамках разоружения, а так же сломления духа побеждённых японцев все мечи подлежали изъятию и уничтожению как холодное оружие. По некоторым данным, было изъято свыше 660 000 клинков, около 300 000 было уничтожено.

Причем американцы не могли отличить ценного меча от штамповки. Так как многие мечи имели большую ценность для японского и мирового сообщества как объекты искусства, то после вмешательства экспертов приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей», одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. Теперь ценные мечи изымались, но не уничтожались. Некоторые японские семьи купили тогда дешевые штамповки и сдали, спрятав свои родовые реликвии.

Так же мечами награждались особо отличившиеся американские военные. Причём кому-то доставалась штамповка, а кому-то ценный экземпляр. Особо не разбирались.

В январе 1946 года, потомки Токугава были вынуждены передать катану Хондзе Масамунэ, а с ним еще 14 мечей сержанту 7-го кавалерийского полка США Колди Баймору, но данное имя носит неточность. Так как когда производилась выемка в полицейском участке, куда данные меч был отдан своим прежним владельцем, то сотрудник японской полиции произвел фонетический перевод имени сержанта на японский язык, и в последствии данный фонетический перевод был опять переведен на английский, в связи с чем произошла неточность перевода, так как доказано, что сержант Колди Баймор не числился в списках личного состава 7-го кавалерийского полка США.

Дальнейшая судьба меча Хондзё Масамунэ неизвестна .

В послевоенные годы в Америке, да и по всему миру тоже, был бум на коллекционирование японских «артефактов» тысячи мечей продавались и покупались по совершенно разным ценам. Горе-коллекционеры часто не догадывались о истиной ценности своих приобретений. Потом интерес утих и от надоевших игрушек избавились.

В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

  • Национальное сокровище (кокухо ). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
  • Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
  • Особо важный меч.
  • Важный меч.
  • Особо оберегаемый меч.
  • Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Основная часть японских войн велась между японцами, то есть, в рамках одного народа и одной культуры. С обеих сторон использовалось схожее оружие и близкие военные тактики и стратегии. В этих условиях особое значение приобретали такие, обычно не очень значительные факторы, как личные умения воинов во владении оружием (владение боевыми искусствами) и полководческие таланты командующих армиями.
Военные периоды истории Японии поддаются самостоятельной классификации на основе используемых в тот или иной период видов оружия. Если для европейской истории изменения вооружения и методов его использования имели последствия политического значения (а потому они не могут изучаться в отрыве от политики), то для истории Японии эти изменения имели исключительно культурное значение, а потому могут изучаться самостоятельно и отдельно.

В военной истории классической Японии можно выделить три основных периода: лука , копья и меча .

Эпоха Лука

Лук (юми) - это древнейшее японское оружие. Он активно использовался еще в доисторические времена. Стрельба из лука традиционно была известна в двух видах - как важная часть синтоистских обрядов (кюдо - "Путь лука") и собственно как военное искусство (кюдзицу - "Искусство стрельбы из лука"). Первое, как правило, практиковали аристократы, второе - самураи.

Японский лук асимметричный, верхняя половина примерно в два раза длиннее нижней. Длина лука - 2 м и более. Традиционно плечи лука делаются композитно, то есть, наружная часть - деревянная, а внутренняя - бамбуковая. В результате этого стрела практически никогда не летит прямо, что делает точное прицеливание делом большой практики. Обычная дистанция прицельного полета стрелы - около 60 метров, для мастера - до 120 метров.

Часто наконечники стрел делались полыми, чтобы при полете они издавали свистящие звуки. Считалось, что это отпугивает злых духов.

В древние времена существовали луки, которые натягивались не одним человеком, а несколькими (известны луки, которые натягивали семь человек!). Эти тяжелые луки использовались не только против людей, но и в морских сражениях для уничтожения лодок противника.

Помимо просто стрельбы из лука, важным искусством была стрельба с лошади (бакюдзицу).

Эпоха Копья

В XVI веке в Японии получили распространение европейские мушкеты, завезенные из Португалии . Они снизили значение кюдзицу практически до нуля. Одновременно с этим поднялось значение копья (яри). Поэтому период Гражданской Войны называют Эпохой Копья.

Основным тактическим приемом при использовании копья было сбивание конных самураев с коня. Падая на землю, такой воин становился практически беззащитен. Обычно копья использовались пешими воинами. Длина такого копья составляла примерно 5 метров, и владение им требовало значительной физической силы. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эпоха Меча

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное искусство как искусство "победы любой ценой" отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным искусством самосовершенствования и спортивного соревнования. Поэтому физическую силу мастеров владения копьем заменило мастерство владения мечом (кэндзюцу).

Именно в этот период самурайский меч стал считаться "душой самурая". Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым. Его производство очень долго и трудоемко, поэтому даже совершенно новый меч всегда стоил огромные деньги. Древний же меч, созданный великим мастером, - целое состояние. Распределение мечей между сыновьями всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

Основными разновидностями меча были:

Древнейший прямой меч.

Кэн - древний прямой обоюдоострый меч, имевший религиозное применение и редко использовавшийся в бою.


- кинжал или нож длиной до 30 см.


Вакидзаси , Сёто или Кодати - малый меч (от 30 до 60 см).


- большой меч (от 60 см), носившийся острием вниз.


или Дайто - большой меч, носившийся острием вверх.


или О-дати - сверхбольшой меч (от 1 м и до 1,5-1,8 м), носившийся за спиной. Чаще встречается в манге, аниме и видеоиграх, чем встречался в реальной жизни.


Для тренировок также использовались бамбуковые мечи-синай (введенные Оно Такадой) и деревянные мечи-боккэн (введенные Миямото Мусаси). Последние также использовались самостоятельно как оружие для боя с "недостойным" противником, например, с грабителем.


Мужчины низших сословий имели право носить только малые мечи или кинжалы - для самообороны от бандитов. Самураи имели право на ношение двух мечей - большого и малого. Фехтовали при этом, однако, только большим мечом, хотя существовали и школы фехтования обоими мечами зараз. Считалось, что мастер определяется по умению расправиться с противником наименьшим количеством взмахов мечом. "Высшим пилотажом" считалось умение убивать, только достав меч из ножен - одним движением (искусство иайдзюцу). Такие поединки продолжались буквально доли секунды.

Менее значительные виды самурайского оружия

К вспомогательному и второстепенному оружию относились, в частности:

Бо - боевой шест. В настоящее время используется как спортивное оружие. Существует во множестве вариантов различной длины (от 30 см до 3 м) и сечения (от круглого до шестиугольного).


- оружие в виде двузубой железной "вилки". Использовалась полицией эпохи Токугава для захвата меча разбушевавшегося (обычно пьяного) самурая, а также как боевая дубинка.


- "кинжал милосердия", разновидность стилета, которая использовалась для добивания раненых.


- женский боевой нож. Использовался девушками из знатных семей как оружие для самоубийства при покушении на их честь.


- боевой нож. Часто использовался как бытовой.


- японская алебарда. Шест с прикрепленным к нему плоским лезвием. Изначально использовалась пехотинцами для повреждения ног коней противника. В XVII веке стала считаться оборонительным оружием девушек из самурайских семей. Обычная длина нагинаты составляет около 2 м.


Тэссэн ) - боевой веер. Веер со стальными спицами. Оружие военачальников. Использовался по прямому назначению, а также как небольшой щит. Иногда спицы затачивались, и тогда такой веер можно было применять как боевой топор.


Огнестрельное оружие - наибольшее распространение оно получило во времена Гражданской Войны. Речь идет об однозарядных ружьях-аркебузах, которые обычно использовали легкие пехотинцы (асигару).


После установления сёгуната Токугава огнестрельное оружие быстро вышло из употребления как "недостойное настоящего воина".


Название «самурайский» можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь , но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался «корейским». — цуруги — имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в.н.э. становится заточенным только с одной стороны, и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти. Изогнутый клинок в Японии начинают делать (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в., с ростом власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся табельным , полностью вытесняет в Японии прямой.

И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что носил два меча — длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из дайто («большего меча»), бывшего основным оружием самурая, и сето («меньшего меча»), служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или , если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал кусунгобу . Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только к XVI в. Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий — от одного до двух сяку (то есть 33-66 см). Длинный меч — наиболее известный в Европе, обычно называют «катаной». Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз . Такой метод ношения меча появился в XIV-XV вв. и стал основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой). До этого времени словом обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название тати . носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда воевали, в основном, верхом, но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV-XV вв., когда такие мечи стали носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо богаче, ибо были парадными. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана или танто, когда его носили в паре с тати . А когда его носили в паре с длинной катаной, его называли вакидзаси . Так что наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения , а извлеченные из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.

Длина дайто — 95-120 см, сето — 50-70 см. Рукоять длинного меча рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес длинного меча около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба». Цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей — метательной кодзуки и хозяйственного когая. Производство цуб превратилось буквально в художественный промысел. Они могли иметь сложную ажурную форму, украшаться резьбой или рельефными изображениями.

Помимо дайсе самурай мог носить еще и нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной подобно цуруги или на плече, придерживая рукой. За исключением длины, нодати конструктивно ничем не отличался от дайто, который дальше мы будем называть катаной .

Всадник мог держать катану и одной рукой, но в бою на земле этот меч из-за его веса предпочитали держать двумя руками. Ранние техники работы катаной включают в себя широкие круговые рубяще-режущие движения, но позднее они стали гораздо более развитыми. Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.

И , и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара «с проносом». В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека . Там удар наносится тоже силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед (больший, чем при развороте корпуса). При этом удар наносится «фиксированно» на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер, а сила удара при этом не гасится. И . И если такой удар не пришелся в цель, то он уже не тянет за собой владельца, как в случае с европейским мечом, а дает ему возможность сменить направление или нанести следующий, тем более что короткий приставной шаг позволяет наносить мощные удары на каждом шагу — сегодняшний кэндока , имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар. Отступают при бое на катанах вперед. Уход с линии атаки с одновременным нанесением удара — одна из наиболее часто употребляющихся комбинаций. Ведь надо иметь в виду, что прямой удар катаной может разрубить практически все, и просто не рассчитан на то, чтобы «держать» прямые удары. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании этого слова, ибо он построен на принципе «одним ударом наповал». В же есть «поединок сердец», когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дернулся к оружию…

Школ кэндзюцу , как называется в Японии , существовало и существует немало. Одни обращают особое внимание на мгновенный уход с линии атаки, сопровождающийся вертикальным ударом («Синкагэ-рю»), другие уделяют большое внимание подставке левой руки под лезвие меча и боевым приемам, проводимым при помощи этой техники («Синто-рю»), третьи практикуют работу двумя мечами одновременно — большой в правой руке, малый в левой («Нито-рю») — таких бойцов называют «рето дзукай». Кто-то предпочитает подрезающие удары в горизонтальной плоскости с обходом вокруг противника — между техникой кэндзюцу и много общего. Можно бить рукояткой, можно перехватывать меч на обратный хват, можно использовать в ближнем бою подножки и подсечки. Особенности самурайского меча позволяют использовать практически все техники работы с длинным клинковым оружием.

В XVII в., после объединения страны под властью дома , началась тенденция превращения кэндзюцу в кэндо — способа боя на мечах в Путь меча . уделяло много внимания нравственному самоусовершенствованию личности, а сейчас является одним из самых популярных в Японии видов спорта, в котором используется уже не настоящее боевое оружие, а его спортивные эквиваленты из дерева или бамбука. Впервые деревянный меч, повторяющий очертания настоящего (боккэн, или бокуто) , ввел легендарный мастер XVII в. . Правда, такой деревянный меч все равно был грозным оружием, которым запросто можно было расколоть череп. часто хранили боккэн дома, у изголовья. В случае внезапного нападения можно было с его помощью обезоружить и взять противника без пролития крови, просто, к примеру, перебив ему руки или сломав ключицу…

По сравнению с техникой боя длинным японским мечом, техника боя коротким известна меньше. Здесь встречаются и хлещущие удары кистью, построенные на том же принципе фиксированного удара, и подвешенное положение меча, которым так любят щеголять любители славяно-горицкой борьбы, и частые удары рукояткой в солнечное сплетение. Естественно, по сравнению с длинным мечом, тычковых ударов больше, поскольку это оружие все-таки предназначено для боя на близкой дистанции.

О месте меча и написано очень много. Меч был и остается одним из символов императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания национального духа. Перед тем, как приступить к изготовлению настоящего традиционного японского меча, совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи церкви или к созданию важной для него иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы, облачение в чистые, церемониальные одежды, целибат.

Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча . Как и в других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч было труднее привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение, можно было только рукоятью к себе — поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и, тем более, бряцание оружием было равносильно вызову, за которым мог последовать удар без всякого предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие часто специально не клеймили свои мечи, считая, что оружие само рассказывает о том, кто его создал, а человеку, который не способен этого понять, и знать незачем, кем меч создан. Слово «меч» часто табуировалось, и, например, «вакидзаси» буквально означает «на боку воткнутое»…

Поделиться: