Во глубине сибирских руд выразительные средства. Анализ стихотворения пушкина. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд»


Несмотря на тяжелый этап, постоянные ссылки и борьбу с властью, поэт не переставал верить в народ, свои силы и важность свободы слова. Поэтому в 1827 году он написал стихотворение «В Сибирь». Оно было направлено через жену одного из декабристов.

В среде декабристов у Пушкина было много друзей, так как их взгляды во многом были схожи. Он тяжело переживал все те беды, которые переживали они. Поэтому его стихотворение было сильным, иногда пафосным, но все же особенным.

Там много говорилось о любви, дружбе, надежде и свободе.

Главные герои произведения – это декабристы, которые оказались в сложном положении. Поэтому автор изобразил их в темном подземелье в оковах. Но такие трагические ноты только усиливают вторую часть стиха. Пушкин верит в будущее, в перемены, в том, что сильные и свободные люди восстанут против реального режима.

В конце поэт уже радуется. Он счастлив, что передал свое послание и утешил друзей. История создания стиха Во глубине сибирских руд и его наполнение поражает читателей и сегодня.

Обновлено: 2017-08-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Анализ стихотворения Храни меня мой талисман: средства выразительности, жанр, размер, история создания

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» было написано А.С. Пушкиным в 1827 году. Оно распространялось в списках. Поэт передал его для сосланных в Сибирь декабристов А. Г. Му­равьевой, жене декабриста Муравьева. Она ехала из Москвы к мужу на каторгу в январе 1827 года. Декабрист А.И. Одоевский ответил А.С. Пушкину стихами: «Струн вещих пламенные зву­ки…». Эти стихи также распространялись в списках.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его – дружеское послание.

Стихотворение построено на противопоставлении «мрачно­го подземелья» и «дум высокого стремленья», темницы и духов­ной свободы. Основная мысль этого стихотворения устремлена в будущее, и каждая следующая строка его как будто приближает это будущее. Причем сначала речь идет о духовных ценностях – надежда «разбудит бодрость и веселье», «любовь и дружество» «дойдут сквозь мрачные затворы», а затем внутренняя свобода становится свободой внешней, реальной:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа.

И братья меч вам отдадут.

Внутренне стойкий человек, способный до конца бороться за свои идеалы, оказывается непобедимым и в конце концов дос­тигает этих идеалов. В этом основная мысль произведения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («гордое терпенье», «скорбный труд», «высокое стремленье», «в мрачном подземелье», «оковы тяжкие»), мета­фору («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и весе­лье», «свобода вас примет радостно у входа»), развернутое срав­нение («Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные зат­воры, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас»), аллитерацию и ассонанс («Во глубине сибирских руд Хра­ните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте вольно­любивой лирики А.С. Пушкина – оды «Вольность», элегии «Де­ревня», послания «Чаадаеву», стихотворений «Анчар», «Арион», политических эпиграмм поэта.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
1. Вступление (тематическое)
Стихотворение можно отнести к вольнолюбивой лирике Пушкина, и к стихам о дружбе. Теме дружбы Пушкин посвятил много стихотворений. В основном, это связано с воспоминаниями о лицейском братстве. Данное стихотворение посвящено декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Среди декабристов были знакомые Пушкину люди (всего 579 человек, пятеро – повешены) и лицейские друзья (Ив. Ив. Пущин, Вильгельм Кюхельбекер).
2. Основная часть
Восприятие. Стихотворение воспринимается как дружеская поддержка близких по духу и судьбе людей. Оптимистическое настроение стихотворения создается положительно заряженной лексикой «высокое стремленье», «надежда», «бодрость и веселье», «желанная пора», «любовь и дружество», «свобода».
Ассоциации, возникающие при чтении: гладиаторы, сражающиеся за свою свободу, для которых меч (гладий) был символом чести, но они мечтали о другом мече, деревянном рудии, символе их свободы. Ведь только свободный человек более не проливает кровь. Он уже отвоевал свою свободу.
Истолкование
1) Дата, сведения из истории создания стихотворения.
Написано в 1826 г. Друзьям – декабристам как послание. Пушкин передал его через Александру Муравьеву, которая отправилась в Сибирь к мужу – декабристу. Это было время после подавления Декабрьского восстания, когда в документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен «горстью извергов». Аристократы отвернулись от арестованных декабристов, даже их родные и друзья не смели показать сочувствие узникам. В такое время Пушкин пересылает декабристам это стихотворение, которое звучит, как голос друга, солидарного с ними по духу и стремлениям.
2) Жанр. Род литературы, литературное направление, творческий метод.
Род литературы – лирика
Жанр по форме – послание
Жанр по содержанию – гражданская лирика
Литературное направление и Творческий метод (это одно и то же) – реализм.
3) Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом? Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если – да, то благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
Настроение: поддержка, надежда, вера в будущую победу идеи свободы – оптимистическое настроение.
Чувства автора меняются по нарастанию: сначала утешение («храните гордое терпенье», «не пропадет ваш скорбный труд…») Потом – твердая уверенность в победе («придет желанная пора»), затем – чувство солидарности («любовь и дружество до вас дойдут», «братья меч вам отдадут», «как мой свободный глас»). И, наконец, - чувство будущего триумфа победителей («и свобода вас примет радостно у входа»)
4) Конфликт в стихотворении есть между теми, кто заточил друзей в «каторжные норы» сибирских рудников, и теми, кто боролся за свободу и гордо терпит наказание.
Положительно окрашенные слова: «высокое стремленье», «надежда», «бодрость и веселье», «желанная пора», «любовь и дружество», «свободный глас», «свобода», «радостно», «братья».
Отрицательно окрашенные слова: «сибирских руд», «терпенье», «скорбный труд», «несчастью», «в мрачном подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «оковы тяжкие».
5) Идейно-тематическое содержание.
Тематика и ведущая тема
Тематика – это, когда несколько тем в одном произведении.

Тема – это жизненный материал, который отражается в произведении.

Тематика: 1. Борьба против самодержавия. 2. Жестокая судьба борцов. 3. Взгляд в «радостное» будущее.
Ведущая тема: взгляд в радостное будущее, свободное от оков.

Основная мысль, ее развитие – жертвы борцов не напрасны, их дело не пропадет, оно имеет смысл и продолжение в умах свободолюбивых последователей и непременно победит.

Эмоциональная окраска и способы ее передачи, развитие чувства. (см. выше – настроение)
Общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении?

Считаю, что в стихотворении звучит личностное отношение к проблеме. Поэт верит в справедливое будущее, как утопист, и как верили в него сами декабристы. Они смотрели на общество через призму собственной души, полной благородных стремлений к добру и справедливости для всех, не осознавая, что общество недостойно того будущего, которого они так жаждали (вспомним революцию 1917 г и чем она обернулась для народа)
Проблематика и главная проблема.

(Проблема – это вопрос, поставленный для разрешения. Проблематика – это несколько вопросов для разрешения)
1)Во имя чего лучшие люди идут на закланье?
2)Какое продолжение имеет их подвиг?
Главная проблема: Во имя чего лучшие люди идут на закланье?

Идейное содержание и главная идея.
(Идейное содержание – это много идей, их полный набор в произведении. Главная идея – это поиск ответа или ответ на главную проблему)
Главная идея: свобода, справедливость для народа – это высокое стремленье, оно стоит того, чтобы отдать за это мечты и жизнь.
Вечные темы в стихотворении: дружба, солидарность, честь, благородство.
Историческая тема: судьба декабристов
Вечная проблема: человеческий подвиг в истории страны.
Вечная идея: свобода и справедливость.

6) Элементы сюжета

1.Экспозиция – условия, которые создали конфликт: «Во глубине сибирских руд – храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». «Скорбный труд» - подготовка к участию в Декабрьском восстании, «дум высокое стремленье» - Это благородные цели, которые ставили перед собой декабристы. Все это предпосылки конфликта.

2.Завязка – начало конфликта, его зарождение.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье
Придет желанная пора
(Несчастье, которым сопровождается надежда на освобождение и веселье)

3.Развитие действия – ход событий по возрастающей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас
Любовь жен, которые едут за ними в Сибирь, дружество – это солидарность единомышленников и близких по духу и судьбе людей, которые не боятся озвучивать свои настроения и убеждения. Все это противостоит «мрачным затворам» и «тюремным норам», то есть, системе самодержавия.

4.Кульминация – высшая точка напряжения конфликта: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Мечта о свободе осуществится!

5.Развязка – разрешение конфликта.
…и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут»
Свобода, радость встречи с «братьями», которые вернут им «меч», символ чести, достоинства, благородства, символ борьбы.

7)Особенности композиции

Внешняя композиция – это главы, части, разделы произведения

Стихотворение состоит из четырех четверостиший.
- Внутренняя композиция – это построение событий, обстановки, образов – персонажей. Приемы внутренней композиции в этом стихотворении: 1. Монолог – обращение. 2. Пейзажи («во глубине сибирских руд» (зима, холод, Сибирь, рудники, глушь, Тайга – ассоциации). 3. Интерьеры – «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «темницы».
8) Особенности стихотворной формы
Метрика – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о стихотворных метрах и размерах.
Метр – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе. Силлабо-тонический.
Размер – ямб (двухсложная стопа с ударением на втором слоге)
(((--- (--- (---
Во глу би не си бир ских руд
(--- (---- (((--- (
Хра ни те гор до е тер пень е
Особенности ритмики
Рифма: 1 строка четверостишия рифмуется с 3-ей – мужская рифма (заканчивается ударный слогом) 2-я строка рифмуется с 4-ой – женская рифма (заканчивается безударным слогом)
Способ рифмовки – перекрестная рифма 1-я с 3-ей, 2-я с 4-ой (абаб)
Специфика строфики – четверостишие (катрен) Повторяемость рифмы, способа рифмовки, размера.
Стилистические и художественные приемы
- лексика работает на контрастность, на конфликт, на противостояние:

Гордое терпенье – скорбный труд
Высокое стремленье – мрачное подземелье
Любовь и дружество – мрачные затворы
Свободный глас – каторжные норы
- тропы – слова и обороты в переносном значении: метафоры, метонимии, синекдоха, гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение) и др.

1.Эпитеты: «гордое», «скорбный», «высокое», «мрачные», «свободный», «тяжкие» и др.
2.Метафора: «каторжные норы»
3.Олицетворение: «свобода… вас примет радостно у входа», «придет… пора», «надежда … разбудит».
4.Перифраза – замена слова описательным выражением:
«братья меч вам отдадут»
«оковы тяжкие падут» (имеются в виду не только кандалы, но и неволя, стеснение, рабство)
- Фигуры

1.Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов
Несчастье – надежда
Каторжные – свободный
Темницы – свобода
2.Перенос – несовпадение синтаксического чтения речи и чтения на стихи:
«темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа»
«Несчастью верная сестра
Надежда…»
10) Основные образы стихотворения: образы узников, их друзей, любимых, «братьев» (единомышленников)
Художественное значение: узники не одиноки, они могут верить не только в правоту своего дела, но и в своих близких, которые рядом – жены физически рядом, друзья и «братья» - душой и мыслями.
11) Образ лирического героя (автора)
Гражданин, патриот, друг, единомышленник, он – тоже борец за свободу, но его дело «глаголом жечь сердца людей» (фраза из стихотворения Пушкина «Пророк»), то есть, его стихи, его слова направлены на идею свободы и справедливости, как и у декабристов.
12) Место стихотворения в творчестве автора
Принадлежит к, так называе6мой, свободолюбивой лирике Пушкина. К этой лирике можно отнести и другие его стихи: «Узник», «К морю», «Анчар» и др.
13) Впечатления
- толчком для создания стихотворения становится 1-я строка «Во глубине сибирских руд» В душе поэта звучит суровая музыка «тяжких оков», непосильного труда, холода сибирских зим.
Последняя строка – «И братья меч вам отдадут» - это слова поддержки, веры, солидарности. А если 2меч» рассматривать как символ чести, достоинства гражданина страны, то все будет восстановлено, возвращено.

Говорят, что Пушкин однажды сказал о том, что если бы от него не скрыли друзья о подготовке восстания (он был в это время в Михайловской ссылке), он был бы на Сенатской площади среди восставших.

Роль звуков в стихотворении: много сонарных согласных звуков и звукосочетаний, которые создают впечатление суровых условий, мрака: «сибирских», «храните», мрачном», «каторжные», «рухнут».

В звуках, изображенных в стихотворении: клацанье затворов, лязг цепей, грохот падающих темниц.
- Цвет стихотворения – серый, черный, темный. И в конце – свет свободы. А подтверждют это слова, говорящие о цвете «мрачные затворы», «мрачное подземелье».
- Категория времени в стихотворении.

Значение прошлого: «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»
Значение настоящего: «гордое терпенье», «надежда», «доходит мой свободный глас».
Значение будущего: «придет желанная пора», «оковы… падут», «меч отдадут» и др.

Заключение – личностная оценка и свое личное восприятие
- В творчестве поэта и в русской поэзии вообще, стихотворение занимает заметное место, благодаря свободолюбивой идее.

Общечеловеческое значение – проблема свободы и борьбы за нее – одна из вечных в истории человечества

Философское звучание – 1) Человек – это тот, кто имеет «дум высокое стремленье» «) Человеческое несчастье сопровождает надежда всегда: «несчастью верная сестра надежда».

Шедевр – это исключительное, образцовое произведение. «В сибирь» - шедевр, потому что оно создано мастером на века, оно актуально и по сей день.
- Открытия в душе.
После прочтения глубже задумываешься о судьбе лучших людей в мировой истории (они всегда были гонимы), и о Пушкине, который всегда был под надзором, но посмел не побояться протянуть дружескую руку «государственным преступникам», восставшим против самодержавия.

В декабре 1825 года в Петербурге группой дворян-идеалистов была предпринята попытка государственного переворота. Основной целью этого мероприятия служила отмена крепостного права.

Дворяне были арестованы, некоторые из них казнены. Их подвиг нашёл отражение в художественной литературе: " Русских женщинах" Некрасова, " Учителе фехтования" Дюма, " Северном сиянии" Марича . Наконец, героям восстания 1825 года посвящено одно из произведений Пушкина - стихотворение " Во глубине сибирских руд" , анализ которого представлен в этой статье.

Восстание

Анализ стихотворения " Во глубине сибирских руд" следует начинать с небольшого экскурса в историю. Отечественная война 1812 года и другие политические события породили в российском обществе надежды на перемены. Прежде всего, на отмену крепостного права, а это предполагало ограничение монархической власти.

В 1818 году было создано первое тайное общество. Организатором декабристского движения стал Александр Муравьев. Вскоре в России возникло множество подобных обществ, состав которых постоянно менялся.

Предпосылкой для восстания стало воцарение Александра I. Прежний император, между тем, от престола не отказывался. В стране создалась крайне напряженная , двусмысленная ситуация, которую можно было назвать междуцарствием. К тому времени у министра на столе лежало уже множество доносов на членов тайных обществ. Декабристы присягать новому императору не спешили. Более того, именно в этот период решились на восстание.

Своей цели декабристы не достигли. Крепостное право, как известно, отменено было в России значительно позже. Они изначально понимали, что их план обречён. Для декабристов главным было стать примером для последующих поколений. И это им удалось.

В Петропавловскую крепость было отправлено более 350 заговорщиков. Пятерым вынесли смертный приговор. Более ста человек были сосланы в Сибирь. Жены многих осужденных последовали за своими мужьями. Стихотворение " Во глубине сибирских руд" , анализ которого представлен ниже, посвящено не только декабристам, но и женщинам, представительницам светского общества, отказавшимся от комфортной столичной жизни.

Гражданская тема в произведении Пушкина

При анализе стихотворения " Во глубине сибирских руд" стоит несколько слов сказать об истории его создания. Пушкин написал его в 1827 году. Это лирическое произведение - акт гражданского мужества поэта. Стихотворение " Во глубине сибирских руд" Пушкина - послание декабристам, отбывающим ссылку. Поэт выразил надежду на амнистию. Но освобождены они были лишь в 1855 году.

Подвигом декабристов в российском обществе восхищались. Произведение " Во глубине сибирских руд" Пушкина появилось на волне энтузиазма, вызванного решительным поступком жен героев. Эти женщины пренебрегли знатностью, богатством. Они отправились в Сибирь. Сам путь в эту отдаленную часть России в XIX веке можно было назвать подвигом. Добирались женщины до населённого пункта, где их мужья к тому времени уже отбывали срок, несколько недель. При этом они знали, что ближайшие 20 лет вернуться в столицу им не удастся.

Итак, стихотворение " Во глубине сибирских руд" кому посвящено? Декабристам и их женам . Доминирует в этом произведении гражданская тема. Написав это стихотворение, Пушкин укрепил, поднял дух своих товарищей. С некоторыми он знаком был еще со времен учебы в Царскосельском лицее.

После ссылки

Пушкин был причастен к деятельности одного из тайных обществ. Незадолго до восстания его отправили в ссылку. После подавления восстания по приказу Николая I поэт был освобождён. В 1925 году между императором и Пушкиным состоялся долгий разговор. О чём беседовал Николай I с поэтом, доподлинно неизвестно. Но и после этого разговора Пушкин не отрекся от своих убеждений. Он всё так же продолжал поддерживать своих друзей-декабристов.

Послание

Именно таков жанр стихотворения " Во глубине сибирских руд" . Тема произведения - подвиг дворян, принесших в жертву свободу, положение в обществе ради высоких идей. В стихотворении автор обращается не к абстрактным читателям, а к своим друзьям. Стоит сказать, что послание было любимым жанром Пушкина.

Художественные особенности

В стихотворении поэт использует такие слова, как " темница" , " оковы" , " подземелье" . Обращаясь к друзьям, он надеется, что даже " в каторжные норы" проникнет его " свободный глас" . Несмотря на трагичную участь декабристов, стихотворение пронизано надеждой. С такими словосочетаниями, как " скорбный труд" , " мрачные затворы" соседствует " гордое терпение" . При написании стихотворения автор использовал аллитерацию на " Р " . Размер - четырехстопный ямб.

Замечательный поэт, который известен всему миру. Его перу принадлежат самые лучшие произведения XIX века, которые продолжают волновать даже современное молодое поколение. Изучая историю восстания декабристов, каждый человек обязательно прочитает бессмертное творение Александра Пушкина - «Во глубине сибирских руд…».

Вконтакте

Одноклассники

История создания произведения

В 1825 году нарастало негодование против царского правления. Первыми на защиту прав народа встали дворяне. Их восстание произошло на Сенатской площади. Пушкин не участвовал в этом движении, так как считался «опальным» поэтом и в это время был в ссылке. Находясь в немилости у императора, Александр Сергеевич довольно долго был в изгнании .

Когда же в Михайловское дошли сведения о произошедших с его друзьями-декабристами событиях, Пушкин пожалел о том, что находился так далеко и не мог лично поддержать своих друзей. Поражение декабристов «опальный» поэт воспринял так, словно это была его личная трагедия.

Однажды и сам император, не выдержав, спросил у Александра Пушкина, где бы он был, если бы во время восстания декабристов находился в Петербурге. Пушкин, не задумываясь, сразу же ответил Николаю Первому, что был бы вместе со своими друзьями.

Но друзья великого поэта, волнуясь о его судьбе, старались не посвящать Александра Сергеевича в то, что должно было состояться 14 декабря. Они некоторое время состояли в тайном обществе, но поэта туда не приглашали из-за того, что он и так был в немилости у императора.

Личная трагедия автора

Все лицеисты, которые были дружны с «опальным» поэтом, сохранили хорошие и крепкие отношения до последних дней своей жизни. Для Александра Сергеевича это лицейское братство было дорогим воспоминанием его жизни, которое он свято берег.

На каждую годовщину их лицейского выпуска известный поэт писал новое стихотворное произведение, которое было посвящено его друзьям-лицеистам и их крепкой дружбе.

Среди лицеистов у Александра Сергеевича были друзья: Иван Пущин, который посещал его в ссылке, а также Вильгельм Кюхельбекер. Эти офицеры, бывшие лицеисты, как раз и вышли на Сенатскую площадь, после чего последовал приказ императора об их казни. Это событие стало личной трагедией поэта.

Когда же судьба участников декабрьского восстания была решена, и они были отправлены в Сибирь, Александр Пушкин решил поддержать декабристов и, проявив смелость, написал стих «Во глубине сибирских руд…». Поэт, который хотел своим посланием подбодрить декабристов , оказавшихся в Сибири, мечтал поддержать в своих лицейских друзьях дух свободы и веру в то, что свобода всё-таки придёт в их страну.

В своём произведении поэт обращается к своим друзьям, находящимся в ссылке, как товарищ, который ещё находится на свободе и полностью разделяет их мысли, думы и «высокие стремления». Написано было это стихотворное произведение практически через год после восстания, в январе 1827 года.

Но прежде чем это послание попало к декабристам, оно было несколько раз переработано самим поэтом. В первоначальном варианте текст был размещён в альбоме княгини Евдокии Ростопчиной. Но, продолжая работу над стихотворением, автор изменил вторую и третью строфы, и это помогло Пушкину улучшить его, озарив и надеждой, и крепкой дружбой, и любовью.

В Сибирь попала уже вторая, переработанная версия стихотворного послания. Доставила в Сибирь письмо от Пушкина, в котором было стихотворение, Александра Муравьева, посетившая своего мужа-декабриста.

  • Свобода.
  • Надежда.
  • Любовь.
  • Несчастье.

Автор понимал, что его друзья, находящиеся в ссылке, лишённые свободы, достоинства и чести, нуждаются в его поддержке. Поэтому Пушкин осмелился написать это стихотворение в жанре послания и постарался все сделать для того, чтобы оно было доставлено его друзьям-декабристам.

В своём послании Александр Сергеевич обращается к ним, говоря о том, что «не пропадёт ваш скорбный труд». Он считает, что их идеи, «дум высокое стремленье» найдут своё воплощение в жизни. Известно, что идея свободы является основной в творчестве самого поэта .

Поэтическая тема

Основная тема стихотворения - это свобода и верность декабристским идеям. Эта тема прослеживается и в других поэтических трудах поэта:

  • «Арион»;
  • «Пророк»;
  • «Стансы».

Но ещё в стихотворном послании к декабристам воплощается мысль автора о героизме и мужестве его друзей. Для этого автор использует лексику, которая призывает к свободе:

  • Затворы - «мрачные».
  • Глас - «свободный».
  • Норы - «каторжные».

Другой поэт, Александр Одоевский, ответил на пушкинское послание декабристам своим стихотворением. Его строки «Из искры возгорится пламя!» стали девизом революционеров.

Александр Пушкин строит своё послание на противопоставлениях. В первой части стихотворения автор говорит о «мрачном подземелье», где находятся его товарищи, а вот во второй части, несмотря даже на темницу, он призывает к духовной свободе. Александр Сергеевич старается приблизить будущее для этих людей, приблизить их свободу.

Сначала автор говорит о важных духовных ценностях, а затем пытается сделать эту внутреннюю свободу реальной. Александр Пушкин рассказывает будущим поколениям о своих друзьях-декабристах, как о мужественных, стойких и смелых людях. Он показывает читателю, что если бороться за свои идеалы, идти в своей вере о свободе до конца, то человек становится непобедимым и в конечном счёте добьётся намеченного.

Выразительные средства

Несмотря на понимание автора стихотворного послания того, что из Сибири его друзья не вернутся, он пытался их поддержать и утешить. Поэтому он писал о том, что крепкая дружба и верная любовь дойдут к ним «сквозь мрачные затворы». Александр Сергеевич был уверен, что его друзья совершали настоящий подвиг, о котором будут помнить все последующие поколения. И в этом он не ошибся.

Но в своём послании Александр Пушкин всё-таки выражает надежду о том, что судьба окажется благосклонней к его друзьям, чем царь. Автор пишет о надежде на то, что оковы всё-таки падут, темницы «рухнут», и эти люди снова будут свободны. Пушкин надеется, что «свобода вас примет радостно». Но этому пушкинскому предсказанию так и не удалось сбыться, так как некоторые декабристы, выжив в ссылке, вернулись домой стариками, больными и истощёнными. Их дальнейшая жизнь не была счастливой, они были лишены всех дворянских привилегий и не имели больше никаких титулов.

Пушкин использует различные средства художественной выразительности:

  • Метафоры («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость»).
  • Эпитеты («гордое терпенье», «оковы тяжкие»).
  • Сравнения.
  • Ассонанс.

Размер произведения - четырехстопный ямб .

Своим прекрасным и трогательным стихотворением Александр Пушкин пытался донести до читателей свои переживания и волнения за судьбу своего народа и за судьбу своей страны.

Поделиться: