Весеннее царство. Стихотворения классиков о весне Дрожжин весеннее царство

Интегрированный урок по литературному чтению

в 4 классе.

Тема урока : Царство вешних дней.

Цели урока:

    повышение интереса ученика к изучаемому предмету через нестандартные формы проведения урока;

    c овершенствование навыков работы с текстом ;

    развивать у каждого ребёнка положительные самоощущения;

    стимулировать коммуникативную, познавательную активность детей;

    развивать инициативность, любознательность, творческое самовыражение .

Методическое оснащение урока:

    музыкальный отрывок Шопена « Весенний вальс»

    презентация на тему « Весна»

Техническое оснащение урока:

    ноутбук

    проектор

Ход урока:

    О рганизацион н ый момент . Эмоциональный настрой.

Ребята, вы заканчиваете первую ступень обучения. Целый год мы готовились к итоговой аттестации, цель которой – оценить уровень готовности к обучению в среднем звене. Вот и сегодня мы продолжим подготовку к итоговому тестированию.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

    Актуализация знаний.

Звучит музыка Шопена «Весенний вальс», чтение стихотворения

С.Д. Дрожжина « Весеннее царство». Просмотр презентации.

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков вздохнули вдруг,

И миллионами цветов покрылся луг.

Из норки чёрный жук ползёт,

И сеть прозрачную плетёт себе паук,

Летит пчела и издаёт протяжный звук.

На распустившийся цветок

Садится пёстрый мотылёк,

А солнце весело глядит в сиянье дня

И всё ласкает и живит вокруг меня.

Прослушав стихотворение, посмотрев слайды, в какую волшебную страну перенёс нас автор этого стихотворения?

Правильно, мы попали в весеннее царство.

А что такое весна? (пробуждение природы)

Ребята, а можно ли увидеть весну? (перечисляют признаки весны)

А можно весну почувствовать ? (открыв окно, вдохнуть свежего воздуха)

Михаил Пришвин писал: «Мы все немного глохнем зимой, а с приходом весны – глухие начинают лучше слышать»

Как вы понимаете это высказывание? (природа спала, а с приходом весны всё оживает)

Можно ли услышать весну? (пение птиц, шумят ручьи, жужжат насекомые)

Давайте попробуем услышать звуки весны в стихотворении Е.Баратынского

(чтение отрывка наизусть)

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в рощах ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Слышали ли вы весну в этом стихотворении? (шумят ручьи, взревев, река несет, шум прошлогоднего листа, пение жаворонка) прослушивание

Жаворонок нам пропел гимн о наступлении весны.

Что означает слово «гимн»?

А какая птица является первым вестником весны?

Итак, птица, которая приносит известие о приходе весны. Давайте как можно больше узнаем о скворце. Открываем страницу 108, тест 35.

    Работа над текстом.

Первичное чтение текста учителем .

(Ученики с карандашом в руках делают пометки в тексте, определяют темы в каждом абзаце)

    Докажите, что перед нами текст.

Какие типы текстов вы знаете?

    Определить тип текста по содержанию.

Докажите.

    Объясните смысл названия текста .

Как вы понимаете слово вестник?

Подберите однокоренные слова к этому существительному

(вестник - известие)

    Указать слова, определяющие тему каждого абзаца .

Для чего мы проводим такую работу?

    Словарная работа.

Встретились ли в тексте слова непонятные для вас?

Что значит «опустошать сады», «звукоподражание»?

    Вопросы по тексту.

Опишите скворца.

Какого цвета бывают скворцы?

Где селятся обыкновенные скворцы?

Кто занимается строительством гнезда? А самец?

Когда появляются птенцы?

Какой вред наносят кочующие стаи людям?

В какое время суток скворец заводит песню?

Чем мы можем помочь скворцу?

4. Физминутка.

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

5.Используя информацию из текста, отвечают на вопросы.

    Куда отправляются скворцы с наступлением осени?

    Кто из скворцов строит гнездо?

    Чем питаются скворцы?

    Почему песни скворца становятся короче, а затем прекращаются?

    Продолжи предложение: То вдруг пустит скворец…

    Работа в парах

Из последнего абзаца выпиши три слова, которые нельзя переносить. Определи в них количество слогов. (правило переноса)

    Из четвёртого абзаца выпиши два слова с приставкой на гласную. Разобрать их по составу (правило морфемного разбора)

    Взаимопроверка. Просигналить правильность написания .

Из последних двух предложений второго абзаца выписать два слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Записать проверочные слова.

    Записать предложение под диктовку, найти грамматическую основу, выписать словосочетания, составить схему предложения. (правила)

Вечером он садится на ветку и заводит красивую песню.

6.Обобщение по уроку.

Что полезного вы узнали на уроке?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

Какая птица поёт гимн весне?

Какая птица является первым вестником весны?

Вы сегодня очень хорошо все работали, я предлагаю самим оценить свою работу на уроке. На доске лист зелёной бумаги, а на столе разноцветные цветочки. Если вы считаете, что работали прекрасно, в силу своих возможностей – возьмите и приклейте розовый цветок ;

Если вы считаете, что работали хорошо – возьмите жёлтый цветок;

Если вы считаете, что мало поднимали руки, были неактивны на уроке – возьмите синий цветок.

Посмотрите, как расцвела наша поляна. Скоро все поля покроются цветами и будут похожи на нашу полянку.

Первый вестник весны.

Скворцы - небольшие и средние по величине птицы (длина тела 18-43 см). Клюв у скворцов прямой, иногда слегка крючковатый. Ноги сильные. У большинства видов оперение тёмное, коричневое или черное с металлическим блеском (некоторые виды за яркое оперение называют блестящими скворцами). Есть виды скворцов, окрашенные в красный, синий и другие цвета. Самцы несколько крупнее самок, иногда ярче окрашенные. У молодых птиц оперение более тусклое. Некоторые виды имеют на голове хохолок из удлинённых перьев.

Они прилетают стаями в наши края уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег, и являются одними из первых вестников весны. Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно найти пустоты, и начинают петь, раскрыв клюв и распустив перья. Но больше всего им подходят скворечники, благодаря которым скворцы стали распространённым видом. Гнездо строит самка. Скворец помогает лишь символически, изредка принося какой -нибудь строительный материал- солому, сухую траву, веточки или перья. Птенцы появляются через две недели после откладки яиц. Спустя некоторое время птенцы требуют пищу громким писком около входа в гнездо. Скворцы очень заботливые родители, оба родителя выкармливают птенцов.

Скворцы – удивительно всеядные птицы. Кормятся на земле, в кронах деревьев и кустарников. Поедают насекомых, пауков, червей, мелкие плоды, семена, проростки растений. Уничтожают вредных насекомых. Осенью кочующие стаи могут опустошать виноградники, сады, расклёвывая плоды винограда, вишни, черешни. Скворцы никогда не остаются без дела. Весь день бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, собирают для птенцов корм. То и дело прилетают они к скворечнику с добычей в клюве. Но даже в самые хлопотливые дни выкармливания птенцов скворец ухитряется петь песни. В вечерний час он садится на ветку у своего скворечника и заводит необычайно красивую песню. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! У некоторых птенцов развито звукоподражание. Они умеют подражать голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. Вот какой умелец! Но чем больше подрастают птенцы, тем короче становятся песни скворца. Когда молодые скворчата начинают летать, вся семья покидает домик и песни скворцов прекращаются.

Уже в августе можно наблюдать перелёт огромных стай скворцов, они останавливаются на ночь в зарослях вокруг водоёмов или в кронах деревьев, прежде чем отправиться на юг Европы и в Северную Африку до следующей весны.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

В дошкольном возрасте у детей проявляется определенный интерес к стихам . Ведь все первые рассказы и сказки они слышат от своих родителей также в стихах. И это, можно сказать, неспроста, так как речь, произнесенная в форме стихов значительно отличается от разговорной. Она является более выразительной, наполненной яркими образами, красочной и эмоциональной. Ребенок без труда усваивает легкие формы и четкий ритм стиха , запоминает его и рассказывает с удовольствием наизусть. Мы подготовили для вас выборку одних из самых лучших стихов о весне русских поэтов ,которые легко сможет выучить наизусть и ребенок дошкольного возраста.

Стихи помогают тренировать мозг малыша и развивать его интеллект,а тематические стихотворения о весне помогут ребенку ярче понять смену зимнего периода на теплые,солнечные весенние дни. Стихи завлекают детей, они с большим удовольствием их запоминают и читают, но больше всего любят стихи о природе, о самой прекрасной и любимой поре года – весне. Для ребенка весна – это игра красок окружающего мира, бескрайнее синее небо, золотое солнце, ласкающие морские волны, зеленая мягкая и ароматная трава по которой так и хочется пробежаться босиком. Замечательные стихи о весне русских поэтов ,которые вы найдете в конце статьи,вобрали в себя лучшие характеристики этого времени года.

Бесспорно, стихи прекрасно развивают речь и память ребенка, помогают ему легче и веселее познать окружающий мир, особенно если это стихи о природе и животных. Стихи в форме загадок способствуют развитию логического мышления, а стихи – считалки обучают счету.

Если же заглянуть еще глубже, то можно увидеть, что стихи оказывают влияние на развитие ритмического слуха , который является важным компонентом музыкального слуха. Кстати эти компоненты неплохо развивают у детей и математические способности.

Уже к трем годам, благодаря стихам, ребенок вполне может научиться выступать на публике. Потом этот навык может пригодиться ему в школьной и последующей жизни.

Когда же все-таки необходимо приучать ребенка к стихам?
Первые рифмы малыш запоминает уже тогда, когда мама поет ему колыбельные или рассказывает какие нибудь потешки.

Классические стихи о весне русских поэтов представляют собой зарифмованные строки. Поэтому малыш, повторяя их, поневоле начинает говорить полными предложениями. Такой момент очень важен, так как в быту дети ленятся разговаривать и ограничиваются одним или двумя словами.

Раньше уже говорилось про память, но хочется добавить, что, заучивая стихи, дети задействуют механизмы долговременной памяти, которая у них остается до конца жизни. Память, наподобие мускулатуры, также может развиваться. Ведь развивается же малыш физически, чтобы стать в дальнейшем здоровым и крепким. То же происходит и с памятью. Поэтому начинать развивать ее нужно с самого раннего возраста.

Частое повторение стихов еще помогает выработать правильное произношение. Ведь чтобы соблюсти рифму и форму необходимо выговаривать слова полностью. Для этого существует множество различных скороговорок, которые необходимо заучивать с малышом, чтобы в будущем избежать дефектов речи.

Учим вместе с ребёнком красивые стихи о весне русских поэтов.

А. Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала...

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» — читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят — кто больше всех

Природы любит обновленье!

А. Плещеев «Сельская песенка»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой...

Л. Модзалевский «Появление весны»

Весна с улыбкой шлёт привет

Проснувшейся природе;

Всё после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

С. Дрожжин «Весеннее царство»

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг.

Настала чудная пора!

Свалилась с плеч моих гора

Гнетущих бед,

Я на работу со двора

Иду чем свет.

Железо землю бороздит,

А солнце весело глядит

В сияньи дня,

И всё ласкает и живит

Вокруг меня.

Из норки чёрный жук ползёт,

И сеть прозрачную плетёт

Себе паук,

Летит пчела и издаёт

Протяжный звук.

На распустившийся цветок

Садится пёстрый мотылёк,

Качаясь в нём,

Пока не тронет ветерок

Его крылом.

Лошадка весело межой

Идёт, а солнце за горой,

Кончая день,

Уже бросает над землёй

Ночную тень.

Пора на отдых! В деревнях

Зажглись огни; на небесах

Взошла луна,

Покой на вспаханных полях

И тишина...

К. Бальмонт

(из стихотворения «Россия»)

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

К. Бальмонт «Тишина»

Чуть бледнеют янтари

Нежно-палевой зари.

Всюду ласковая тишь,

Спят купавы, спит камыш.

Задремавшая река

Отражает облака,

Тихий, бледный свет небес,

Тихий, тёмный, сонный лес.

В этом царстве тишины

Веют сладостные сны,

Дышит ночь, сменяя день,

Медлит гаснущая тень.

В эти воды с вышины

Смотрит бледный серп луны,

Звёзды тихий свет струят,

Очи ангелов глядят.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Догорел апрельский светлый вечер,

По лугам холодный сумрак лёг.

Спят грачи; далёкий шум потока

В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозём,

И струится чище над полями

Звёздный свет в молчании ночном.

По лощинам, звёзды отражая,

Ямы светят тихою водой,

Журавли, друг друга окликая,

Осторожной тянутся гурьбой.

А Весна в зазеленевшей роще

Ждёт зари, дыханье затая, —

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в тёмные поля.

К. Бальмонт «Северная берёза»

Над озером, над заводью лесной —

Нарядная зелёная берёза...

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег,

как белый пух

То солнце, блеск, лазурь и водопады...

«О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, — опять

Мелькает снег и бор гудит сурово...

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зелёных лент! Ведь солнце будет снова»

К. Бальмонт «После половодья»

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный.

И в серебре лесных озёр —

Ещё стройней его колонны,

Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

М. Волошин

Звучит в горах, весну встречая,

Ручьёв прерывистая речь;

По сланцам стебли молочая

Встают рядами бледных свеч.

А на полянах влажно мшистых

Средь сгнивших за зиму листов

Глухие заросли безлистых

Лилово-дымчатых кустов.

И ветви тянутся к просторам,

Молясь Введению Весны,

Как семисвечник, на котором

Огни ещё не зажжены.

А. Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю законные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Всё равно: принимаю тебя!

С. Городецкий

Здравствуй, весенняя первая травка!

Как распустилась? Ты рада теплу?

Знаю, у вас там веселье и давка,

Дружно работают в каждом углу.

Высунуть листик иль синий цветочек

Каждый спешит молодой корешок

Раньше, чем ива из ласковых почек

Первый покажет зелёный листок.

И. Северянин «Весенний день»

Весенний день горяч и золот, —

Весь город солнцем ослеплён!

Я снова — я: я снова молод!

Я снова весел и влюблён!

Душа поёт и рвётся в поле,

Я всех чужих зову на «ты»...

Какой простор! Какая воля!

Какие песни и цветы!

Скорей бы — в бричке по ухабам!

Скорей бы — в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам,

Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!

Расти, трава! Цвети, сирень!

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день!

С. Есенин «Черёмуха»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Е. Благинина

С крыши — кап...

С крыши — кап...

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели.

В горенке живёт,

Горенкой плывёт

Как на карусели.

Е. Благинина «Журавушка»

Прилетел журавушка

На старые места:

Травушка-муравушка

Густым-густа!

Ивушка над заводью

Грустным-грустна!

А водица в заводи

Чистым-чиста!

А заря над ивушкой

Ясным-ясна!

Весело журавушке:

Весным-весна!

Г. Ладонщиков «Медведь»

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет! —

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил —

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Заливает — не до сна!

Вылез он и видит:

Тает снег...

Пришла весна.

Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы —

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

В. Берестов «Воробушки»

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы дожили!

— Мы живы! Живы мы!

Р. Сеф «Весна»

В каждом человеке

Прячется весна.

Если ты печален,

Значит, спит она.

Но когда прохожий

В хмурый день дождливый

Закричит «ку-ка-ре-ку!»,

Как петух счастливый,

Если вдруг он запоёт

На бульваре в стужу —

Это значит в нём весна

Вылезла наружу.

Р. Сеф «Лицом к весне»

Потихоньку

Снег сошёл,

Почернел

Всем на свете

Птичьим стаям,

На деревьях —

Лепесткам,

Клейким и пахучим,

В синем небе —

Лёгким и летучим.

Лучше всех

На свете — мне:

По сырой тропинке

Лицом к весне,

Промочив ботинки.

С. Козлов «Март»

Солнце светит сильно-сильно,

Снег сияет, солнцу рад.

Это — сине-сине-сине-

Синеглазо-рыжий Март

Нашу маму отыскал,

Телеграмму ей прислал:

ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС ВЕСНОЮ ТЧК

ГОЛУБИЗНОЮ ТЧК

ГЛЯЖУ НА ВАС ОТВЕСТИ НЕ В СИЛАХ ГЛАЗ

С. Козлов «Апрель»

Ах, апрель, капель, капель,

Золотая карусель!

К нам в кораблике бумажном

По ручью плывёт апрель!

С. Козлов «Май»

— Первый день, месяц май!

Подымайся и вставай!

И не майся, просыпайся,

С песней солнышко встречай!

— Здравствуй, Май! Кукареку!

Умываться побегу.

А за праздничным столом

Я скажу гостям и маме:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром!»

В. Степанов «Веснушки»

Разбросало по опушке

Солнце рыжие веснушки.

Собирают девочки,

Собирают мальчики

Не малину,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

С. Дрожжин

Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

A. Толстой

ДОМ ВЕСНЫ

Среди травы

Густой и влажной

Дом поднялся

Многоэтажный.

Тут есть балконы и беседки,

Столовые на каждой ветке

И спальни посреди сучков,

Но нет замков

И нет крючков.

Открытый солнцу и ветрам,

Дом ждет гостей из дальних стран.

А вот и первые жильцы:

Сороки, иволги, скворцы...

B. Данько

Тексты для пересказа

ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Еще вчера на окраине города или в деревне летали только вороны да галки. А сегодня среди них появились крылатые гости - грачи. Ростом они с ворону, но одеты не в серые, а в сине-черные перья.

По Г. Скребицкому

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Вот пошел он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку...

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»


Его за руку взяла

И в шатер свой... (увела).

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул... (со спицы).

(«Сказка о золотом петушке»)

Остров на море лежит,

Град на острове... (стоит).

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный... (дом).

(«Сказка о царе Салтане...»)

С первого щелка

Прыгнул поп... (до потолка).

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

В руки яблочко взяла,

К алым губкам... (поднесла).

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение... (волкам).

(«Сказка о мертвой царевне...»)

ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Загадки


Мы учим детишек

Природу любить,

Стариков уважать.

(Учитель)

Н. Новоторцева

А летом в комнате лежит.

Как только осень настает,

Меня он за руку берет.

(Портфель)

В. Берестов

Стихи


В ШКОЛУ

Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы.

Вы идете в первый раз

В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят

На пустой террасе.

Наш веселый детский сад

Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,

Речку в дальнем поле...

Мы ведь тоже через год

Будем с вами в школе.

3. Александрова

КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?

Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг.

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых новостей...

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

С. Михалков

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста,

Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу».

Не надо ждать,

В. Берестов

Я спрятала кукол,

Играть не хочу,

Мне некогда очень -

Я буквы учу!

Из них я сама

Составляю слова.

Сама прочитала

«Дрова» и «трава».

«Дрова на дворе

И трава на лугу».

Н. Найденова

ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь -

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

С. Михалков


ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтеры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы -

Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все ходили в первый класс, -

Ваша очередь сейчас.

Год за годом промелькнет,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога!

Л. Дьяконов

МАЛЬЧИКИ В КАФТАНЧИКАХ

Живут в коробках мальчики,

Одетые в кафтанчики.

Синий, желтый, голубой

Дружат с небом и водой

И с веселым солнцем

За моим оконцем.

Черный дружит с тенью,

А зеленый - с елью.

Красят, красят мой альбом

И короче с каждым днем.

Кто же эти мальчики,

Одетые в кафтанчики?

(Карандаши)

Е. Шкловский

СКОРО В ШКОЛУ

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть.

А если человеку шесть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

То, значит, он (вернее, я),

То, значит, он (вернее, я),

Он в школу собирается.

И. Токмакова

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле.

Промокашка и тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно.

И букварь - приятель наш.

С. Маршак

Текст для пересказа

ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома. Настя села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Будешь книги читать - будешь много знать».

Г. Горецкий, В. Кирюшкин, А. Шанько

Загадки

Любим нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

(Карандаши)

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят.

(Буквы)

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от нее не услышишь ни слова.

(Книга)

Это что тут за зверек

Ходит вдоль и поперек?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

На черном поле -

Скок-поскок -

Зайчик-белячок.

(Доска и мел)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный...

(ранец).

Пальчиковая гимнастика

«В ШКОЛУ»

Н. Ншцева

Пословицы и поговорки

Ученье свет, а неученье тьма.

Без муки нет науки.

Поделиться: