Умиление икона божией матери о чем. Икона Божией Матери Умиление: о чем молятся

Совершенно неважно, перед какой иконой молиться, главное – молиться с открытым чистым сердцем, добрыми мыслями и глубокой верой в помощь. Однако история сохранила множество случаев, когда тому или иному человеку в трудные минуты являлась сама Божья Матерь.

Иногда во снах, иногда наяву – и называла икону, перед которой необходимо помолиться о своей беде или болезни, описывала ее и сообщала, где можно найти то или иное изображение. Все исполнялось по слову .

История, где находится образ?

Серафимо-Дивеевскую икону Божьей Матери, называемую «Умиление», почитают и любят православные верующие.

Она имеет еще другие названия: «Радуйся, Невесто Неневестная» – такая надпись помещена вокруг святого нимба, «Радость всех Радостей» – такое название ей присвоил православный святой . Этот образ был размещен в его келье, перед ним он постоянно молился.

Написание иконы «Умиление» относят ближе к концу XVIII века.

Иконография ее схожа с иконой Богоматери Остробрамской, хранящейся в Вильнюсе. Предположительно и на той, и на другой отражен момент, когда Дева Мария уже оповещена Архангелом Гавриилом, что она благословлена стать матерью Сына Божия .

Голова Пречистой слегка наклонена, глаза полуопущены, и весь ее облик являет смирение: «Да будет по глаголу Твоему».

Холст с написанным на нем святым образом крепился к деревянной основе из кипариса. Таким его и подарил батюшке Серафиму император Николай I.

Святой старец всех приходящих к нему с истинным покаянием благословлял этой иконой и помазывал маслицем из теплившейся перед ней лампадки. У этого святого образа он и отошел в вечность.

Задолго до своей кончины саровский чудотворец провидел, что его любимая икона будет помещена в Дивеевской женской обители, считающейся четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле.

Он даже оставил определенную сумму денег с непонятым на то время заветом: на устроение «большой кельи для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас» .

После кончины батюшки Серафима на эти средства построили новый корпус, где по указанию тогдашнего игумена Нифонта и была помещена . Тогда всем стал понятен смысл слов преподобного Серафима о Высокой Госпоже.

В 1903 году саровский старец был прославлен Церковью в лике преподобных. Икону, уже «одетую» в серебряную с золочением ризу, крестным ходом перемещали из Дивеева, где она нынче находилась, в Саров, где нес свой ежедневный подвиг служения преподобный Серафим.

Император Николай II принес обители в дар богатый оклад для образа. К этому времени икона уже явила себя как чудотворная . Такими же проявляли себя и списки с нее.

После закрытия (1927 г.) Серафимо-Дивеевского монастыря его игуменье Александре перед арестом удалось каким-то образом сберечь Святой образ, а после освобождения перевезти его в Муром, где она и поселилась с еще несколькими монахинями.

Жизнь имеет обыкновение заканчиваться, и икона переходила от одной сберегающей ее монахини к другой, пока последняя из них, чувствуя приближение кончины, не решила передать ее бывшему тогда Патриархом Московским и всея Руси Пимену.

В ту сложную богоборческую пору патриарх счел необходимым поместить драгоценную святыню в гораздо более неприметном и потому безопасном месте.

Он перепоручил ее священнику из подмосковного поселка , где она вместе с некоторыми другими личными вещами святого старца хранилась вплоть до 1990-х годов, пока в России не стала возрождаться Православная церковь.

Тогда все эти святыни их хранитель протоиерей Виктор получил возможность передать тогдашнему Патриарху Алексию II . С того времени ценнейший дар хранится в Москве, в Патриаршем Богоявленском соборе, который в народе называют еще Елоховской церковью.

В воскресенье, завершающее пятую неделю Великого поста, отмечается праздник, называемый Похвалой Пресвятой Богородице. Тогда икона выносится для всеобщего обозрения и поклонения и читается посвященный ей акафист.

О чем молятся иконе?

Трудно переоценить значение икон Пресвятой Богородицы. Это касается и «Умиления». Обращаясь к ней с , можно быть уверенным, что Богородица защитит, если терзают душевные скорби, дурные мысли или удручающие сомнения.

Непередаваемая нежность, какая-то пронизывающая трогательность изображенного на холсте Лика уже при одном лишь взгляде на него способны вывести из тяжкого уныния, которое нередко настигает человека в череде одинаковых будней.

Икона обрела славу «женской». Это произошло потому, что к ней обращаются:

  • Молодые девушки, желающие обрести семью.
  • Женщины, лишенные радости быть матерью.
  • Будущие мамы – о благополучном исходе беременности .
  • Матери взрослых дочерей – о счастливой женской доле для них.
  • Дарует она и юным девам сохранение чистоты , целомудрия, доброго нрава.
  • К иконе могут обращаться и мужчины . Ей молятся не только об избавлении от болезней, но и те, кому не хватает материнского участия, сопереживания, понимания, и те, кто сам должен быть поддержкой находящимся рядом.
  • Бесконечным потоком к иконе и ее многочисленным чудотворным спискам идут люди с различными недугами и получают исцеление.
  • По-настоящему верующим икона помогает облегчить сложности переходного возраста.
  • Серафимо-Дивеевскую икону можно просить об избавлении от гордыни – как проявления ее в себе, так и защите от гордыни других.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Другие изображения Божьей Матери «Умиление» и их значение

Существуют и другие иконы Пресвятой Богородицы с названием «Умиление» , и они обладают не меньшей силой чудотворения.

Псково-Печерская

Это список не оригинального образа «Умиление», а иконы Богоматери «Владимирской». Ее создание авторства монаха Арсения Хитроша относят к началу XVI века.

Название иконографического типа «Елеуса» , к которому она относится, так и переводится с греческого – сострадание, милость. На таких иконах Матерь Божья изображается с Богомладенцем на руке, и Тот прижимается щекой к ее щеке , – как символ безграничной .

Свою чудодейственную силу этот образ являл в весьма трудные времена. Так, при завоевании Пскова польским королем Стефаном Баторием (1581 г.) было приказано забрасывать город калеными ядрами.

Одно из таких ядер угодило непосредственно в икону, не нанеся ей при этом ни малейшего вреда. Именно лику Пресвятой Богородицы обязаны защитники города поражением неприятеля.

По легенде, икона «Умиление» помогла отбить у наполеоновских войск захваченный ими Полоцк.

Описано множество случаев, когда по молитве болящих перед этим образом они получали исцеление.

Смоленская

Икона «Умиление» Смоленская, известная с начала XII века, изображает Богородицу, которая любуется Младенцем Христом, играющим в складках Ее одеяния.

Много веков спустя после написания этого образа Смоленск под ее защитой оказался недосягаем для поляков, пытавшихся захватить его.

Ростовская

В Свято-Никольском храме Ростова помещена икона «Умиление» Ростовская, в народе называемая «Богородица с яблочком», на которой Младенец Христос держит в Своих руках яблоко, прославившаяся множеством документально подтвержденных самых невероятных исцелений.

История ее обретения тоже связана с выздоровлением больной девочки, которой Матерь Божья явилась в видении, указав место нахождения своего чудесного образа.

Новгородская

По виду очень напоминает Серафимо-Дивеевскую икона «Умиление» Новгородская. Более семисот лет поклоняются ей новгородцы: первое ее прославление произошло в 1337 году, когда непонятная сила восхитила ее, и из глаз Пречистой заструились слезы.

Существует целый список массовых исцелений от различных недугов, молятся перед иконой для защиты от , вражеских нашествий.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря (Нижегородская область) также хранит один из особо почитаемых списков со святыни, в честь которого освящен придел.

Список этот, хотя еще и сравнительно «молодой»: написан в конце позапрошлого столетия, но уже известен далеко за пределами монастыря своими чудотворными свойствами.

Локотская

Интересна история Локотской иконы «Умиление», находящейся в пос. Локоть на Брянщине.

Это не иконопись в чистом ее виде, а копия, помещенная на настенном календаре, который, уже устаревший, в свое время купила одна женщина, просто, чтобы его не утилизировали и тем не осквернили Святой лик.

Собственно календарь женщина отрезала, а икону поместила на стене. Через какое-то время образ стал источать миро и благоухать. По благословению митрополита в поселке построили часовню и поместили там эту «календарную» икону, и к ней идут и едут сотни страждущих.

После молитвы перед Святым образом женщины исцеляются от бесплодия, выздоравливают онкологические больные, как и страдающие диабетом, церебральным параличом, трофической язвой и др., отыскиваются пропавшие.

Один из них - «Умиление». На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных, на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконописи "Елеуса", тем не менее носит идентичное название.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково - Печерская

Псково-Печерская икона Божьей Матери «Умиление» (фото расположено ниже) является списком «Владимирской Богородицы». Ее написал монах Арсений Хитрош в 1521 году. В Псково-Печерский монастырь икона была привезена благочестивыми купцами в 1529-1570 годы, когда игуменом монастыря был преподобный Корнилий. Эта святая икона на весь мир прославилась своей чудодейственной помощью, поддерживая и защищая православных христиан в трудные жизненные моменты.

«Умиление» - Псково-Печерская - относится к иконописному типу "Елеуса", который является самым распространенным в русской иконописи. Здесь изображена Дева Мария, держащая на руках своего Сына Иисуса Христа. Младенец прижимается своей щекой к Богоматери, проявляя высшую степень сыновней любви.

К данному типу относятся такие иконы Богородицы, как Донская, Владимирская, Ярославская, Феодоровская, Жировицкая, Гребневская, Почаевская, Взыскание погибших, Ахренская, Дегтярёвская и др. Одним из образов этого типа является икона Божьей Матери «Умиление» Печерская.

История прославления чудотворной иконы

В 1581 году польский правитель король Стефан Баторий совершил попытку осады Пскова. С колокольни Мирожского монастыря солдаты противоборствующей стороны сбрасывали каленые ядра, одно из которых попало в икону Богородицы «Умиление», висевшую на вершине городской стены. Но образ чудесным образом был сохранен, а ядро упало возле него, не принеся каких-либо повреждений. Проиграв в этой войне, литовское княжество было вынуждено в очередной раз заключить перемирие с Россией.

Благодаря помощи Богородицы было совершено отнятие у французов города Полоцка. Событие произошло 7 октября 1812 года во время Отечественной войны при нашествии войск Наполеона Бонапарта. Командир I корпуса приписывает свою победу именно помощи Богородицы и ее святого образа «Умиление». Икона Божией Матери своей чудодейственной силой помогла одержать очередную победу.

Известны многочисленные случаи помощи этой иконы при чудесном исцелении слепых людей. Вдова, молившаяся Пресвятой Деве Марии, получила выздоровление после горячей молитвы перед иконой «Умиление». Икона Божией Матери прославилась великим чудом. Женщина была слепа на протяжении почти трех лет, а после горячей молитвы перед чудотворным образом прозрела. Также от ослепления был исцелен и крестьянин, не видевший перед этим шесть лет. Кроме того, были отмечены различные случаи выздоровления от тяжелых болезней, происходившие при помощи Богородицы после молитвы перед этим святым образом.

«Умиление» - Серафимо-Дивеевская икона

Икона Божией Матери «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей. Икона эта находилась в келье Серафима Саровского. Он очень глубоко почитал эту икону, называя ее «Всех радостей радость». Стоя на молитве перед образом Богородицы, преподобный мирно отошел ко Господу. Еще при жизни святого перед иконой горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.

Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой надпись слов из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"

История иконы

История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. После смерти Серафима Саровского образ был перенесен в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В послереволюционное время, когда Дивеевская обитель была закрыта, икону Богородицы вывезла в Муром Дивеевская игуменья Александра. В 1991 году чудотворный образ был передан Алексию II - Патриарху Московскому, который поместил икону в патриаршей церкви, где она и находится в настоящее время. Один раз в год чудотворный образ выносят в Богоявленский собор для поклонения. Приложиться к нему можно всем желающим православным христианам. В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа.

Новгородская икона «Умиление»

Жители Новгорода уже на протяжении почти 700 лет почитают другую икону Божией Матери «Умиление». Она известна благодаря многочисленным чудотворениям, происходившим от молитвы ко Пресвятой Богородице.

Пресвятая Дева защищала город от пожаров, разорений и войн. Благодаря горячей сердечной молитве перед этим святым образом многие люди получали исцеления от душевных печалей и телесных болезней. Празднование иконы совершается 8 июля.

Смоленская икона Божией Матери «Умиление»

На смоленской богородичной иконе «Умиление» Святая Дева изображена с руками, крестообразно сложенными на груди. Она любуется на своего Божественного Сына, играющего на складках Ее одежды. Лик Пресвятой Девы исполнен глубокой любовью и одновременной печалью за Своего Сына.

Образ известен миру еще с 1103 года. А прославился он благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы, защитившей Смоленск от нападения польских воинов в начале XVII века.

Чудотворная Икона «Умиление» Божьей Матери, значение для верующих

При молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, о примирении враждующих, об избавлении от нашествия врагов и сохранении Российского государства. Но наиболее часто к ней приходят молодые девушки и женщины, изливая многочисленные просьбы о благополучном замужестве, исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей. Любая икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость.

Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы. Помогает в этом икона «Умиление» Божьей Матери. Значение этого святого образа заключается в помощи Богородицы всем просящим у нее людям.

Многие православные христианки вышивают иконы Пресвятой Богородицы. В последнее время для этой цели стали чаще использовать бисер. Существует благочестивая традиция посвящать сей труд Пресвятой Деве. Во время вышивания верующие женщины совершают молитву и трудятся с чувством покаяния. В просьбе родить здоровых детей некоторые матери берут на себя труд вышивания икон. Когда икона Божьей Матери «Умиление» бисером готова, ее заключают в застекленную рамку и освящают в православном храме. После этого молятся перед образом в надежде получить просимое.

Гимнография

Известны многие молитвословия, посвященные Пресвятой Богородице. Перед иконой «Умиление» верующие читают акафист. Молитва иконе Божьей Матери «Умиление» содержит глубокий смысл: православные восхваляют Пресвятую Деву, называя Ее Заступницей и Защитницей нашей Страны, Красотой и Славой обители, а также просят сохранить людей от зла, спасти русские города и защитить православный народ от нашествия врагов, землетрясения, потопа, от злых людей и других несчастий. Эту молитву принято произносить, обращаясь за помощью к Пресвятой Деве Марии, в надежде на Ее небесную помощь и поддержку.

Акафист

Акафист иконе Божией Матери «Умиление» содержит преимущественно хвалебные тексты. В нем содержится 13 икосов и кондаков, которые освещают некоторые исторические события, связанные с появлением и прославлением святой иконы. В акафисте также изложены различные просьбы ко Пресвятой Богородице о помощи, защите и молитве за грешный род человеческий. В конце всегда читается заключительная коленопреклонная молитва, исполненная просьб ко Пресвятой Деве Марии о спасении и защите всех людей.

Заключение

Существует несколько различных видов православных икон Божией Матери, именуемых «Умиление»: есть чудотворные, местночтимые и почитаемые образа.
Несмотря на то, что все эти образы разные, у них есть одно общее - они всегда передают безграничную любовь Пресвятой Богородицы к православным христианам и всем людям.

Храм иконы Божией Матери «Умиление» в Москве находится при центре социальной им. В. П. Сербского. Это домовый действующий храм, расположенный по адресу: Хамовники, переулок Кропоткинский, 23. Здесь всегда ждут верующих, желающих помолиться и обрести душевный покой.

Икона «Умиление» изображает Деву Марию до рождения младенца Иисуса, но после Благовещения. У Пресвятой Богородицы на этом изображении восторженное, светлое, радостное выражение лица. Оно отражает то состояние умиления, которое испытывала Дева Мария, узнав о том, что ей предстоит стать Божьей Матерью.

У Пресвятой Девы на этой иконе полуопущенные глаза, немного наклоненная голова, скрещенные в молитве руки. Данный образ символизирует смирение перед Божией волей, целомудрие, кротость. Икона Умиление изображает тот момент, когда Архангел Гавриил сообщил Богородице о миссии, которая на нее возложена. День этого святого образа отмечается 1 и 10 августа.

История Святого Образа

Изначально лик Умиления был выполнен на холсте, прикреплённом к доске из кипариса. Автор иконы и история ее написания неизвестны, однако специалисты предполагают, что чудодейственный образ появился в конце XVIII века. Широкую известность лик приобрел благодаря Серафиму Саровскому.

Преподобный был способен видеть души людей и молиться об их исцелении. Он просил у Пресвятой Богородицы заступничества для страждущих. Рядом с иконой располагалась лампадка, масло из которой обладало целебными свойствами. Преподобный Серафим Саровский смазывал тела больных этим маслом, после чего люди исцелялись.

Преподобный называл икону Богоматери «Радостью всех радостей». Серафим Саровский умер, стоя на коленях прямо перед этим образом. Спустя некоторое время Николай II презентовал чудодейственному образу праздничный венец из жемчужин и драгоценных камней, а также роскошную ризу.

В 1991 году икона была передана Московскому патриарху Алексию II, а он переместил ее в патриаршую церковь. Ежегодно икона переносится в Богоявленский Собор для поклонения. Со временем было изготовлено множество копий этой иконы, и некоторые из них обладают чудодейственной силой, сопоставимой с силой оригинала.

Женская помощница

Чудодейственный лик по праву считается женским. Представительницы прекрасного пола обращаются к Пресвятой Деве в период бед и болезней. Но не только в этом способна помогать Богородица Умиление. Через этот образ родители обращаются к Первообразу с просьбой сохранить чистоту, целомудренность и добрый нрав дочери.

К Деве Марии люди обращаются за заступничеством, когда нуждаются:

  1. В избавлении от различных недугов, как физического, так и душевного характера.
  2. В скорейшем наступлении беременности и ее благополучном протекании, а также в максимальном облегчении процесса родов.
  3. В избавлении от злобы и безнравственных мыслей, в обретении гармонии, умиротворения.
  4. В преодолении сложностей переходного возраста, избавлении юношей и девушек от тех душевных тягостей, с которыми сталкиваются подростки.
  5. В поиске достойных спутников жизни для девушек, в обретении семейного счастья и гармонии.

Считается, что если попросить поддержки у Девы Марии, то она обязательно поможет, но при условии искренней веры в ее помощь. И чем сильнее вера, тем скорее молящийся получит то, о чём просит заступницу.

Значением иконы определяются те чудеса, которые были сотворены Богом при посредничестве Богородицы Умиления. Так, зафиксированы случаи, когда благодаря лику люди избавлялись от тяжёлых онкологических заболеваний. Например, одна женщина долго молилась перед образом Девы Марии незадолго до предстоящего хирургического вмешательства по поводу злокачественной опухоли. В результате операцию отменили, поскольку на очередном обследовании новообразование просто не обнаружили. Оно исчезло, не оставив следа.

Нужно помнить, что все иконы Божьей Матери помогают в тяжёлые моменты жизни как отдельного человека, так и всего Православного Мира. Пресвятая Дева является первой молитвенницей и защитницей христиан перед Божьим Престолом, поэтому к ней можно обращаться в любых душевных терзаниях, болезнях и нуждах. Она всегда услышит искренние молитвы и поможет просящим.

Общаться с Девой Марией можно как своими словами (но обязательно идущими от сердца!) так и при помощи специальных молитв.

икона Богородицы «УМИЛЕНИЕ» (СЕРАФИМО - ДИВЕЕВСКАЯ)

_____________________________________________________

Икона Богоматери была келейным образом . Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

_______________________________________________________

Почитание иконы Умиление связано с именем преп. Серафима Саровского (П. И. Мошнин, 1759-1833, канонизирован в 1903 г.). Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Богоматерь неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преп. Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая Умиление, которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе св.Троицы для иконы был устроен особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители). Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.

Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции — «Елеуса»). Елеуса (греч. Ελεούσα - милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца — Спасителя — на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных — на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому , была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения — приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Поделиться: