У многих паукообразных есть железы полужидкие выделения. Паукообразные. Нервная система и органы чувств

С2. Какие структуры клетки зелёной эвглены обозначены на рисунках цифрами 1, 2 и 3? Какие признаки доказывают промежуточное положение зелёной эвглены между растениями и животными?

Ответ :

1) 1 - светочувствительный глазок,

2 - хлоропласт,

2) признаки растений - наличие хлоропластов, в которых происходит фотосинтез;

3) признаки животных - гетеротрофное питание, активное передвижение.

С2. К какому типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 4, в чём состоит роль этих образований в жизни животного?

Ответ :

1) тип Саркожгутиковые;

2) 4 – сократительная вакуоль, собирает и выводит из клетки избыток воды и продукты обмена;

3) 1 – ядро, участвует в хранении и передаче наследственной информации, регулирует обмен веществ.

С2. Назовите представленный на рисунке объект и его систематическое положение (царство, подцарство, тип). Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение?

Ответ :

1) инфузория -туфелька; царство Животные, подцарство Простейшие (Одноклеточные), тип Инфузории

2) процесс – бесполое размножение делением надвое (простое деление);

3) биологическое значение: воспроизведение организмов, идентичных родительской особи.

С2.

1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.

Ответ:

1) 1 – кишечнополостные – это двухслойные животные;

2) 3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;

3) 5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.

C2.
1) Кишечнополостные - трёхслойные, беспозвоночные животные.
2) Среди них встречаются как свободноплавающие формы, так и прикреплённые к субстрату.
3) Размножаются только бесполым способом.
4) Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

Ответ:

1) 1 - кишечнополостные - двухслойные беспозвоночные животные.
2) 3 - размножаются бесполым и половым путем.
3) 4 - включают классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.


С1 . Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарный контроль, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Ответ:

1) в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;

2) в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

5. Взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.

Ответы:

2) 3 - основным хозяином печеночного сосальщика является крупный рогатый скот, а промежуточным - малый прудовик;

3) 4 - основным хозяином бычьего цепня является человек;

4) 5 - взрослый червь – печеночный сосальщик размножается в организме крупного рогатого скота.

C2.

Ответы:

1) 1 - среди плоских червей есть свободно живущие формы;
2) 4 - у бычьего цепня отсутствует пищеварительная система;
3) 5 - основным хозяином бычьего цепня является человек.

C 2 № 12172. Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте и ис­правь­те их.

1) Опло­до­творённые яйца печёноч­но­го со­саль­щи­ка вы­во­дят­ся из ки­шеч­ни­ка про­ме­жу­точ­но­го хо­зя­и­на, и не­ко­то­рые из них по­па­да­ют в водоём. 2) Здесь из яиц вы­хо­дят хво­ста­тые ли­чин­ки. 3) Эти ли­чин­ки внед­ря­ют­ся в тело улит­ки - ма­ло­го пру­до­ви­ка, ко­то­рая яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ным хо­зя­и­ном. 4) По­ки­нув пру­до­ви­ка, хво­ста­тые ли­чин­ки пре­вра­ща­ют­ся в цисты. 5) Вес­ной ко­ро­вы или овцы по­еда­ют цисты и за­ра­жа­ют­ся со­саль­щи­ком. 6) В ки­шеч­ни­ке овец па­ра­зи­ты осво­бож­да­ют­ся от обо­ло­чек цисты и про­ни­ка­ют в пе­чень хо­зя­и­на.

Ответ:

1) Пред­ло­же­ние 1- яйца вы­хо­дят по ки­шеч­ни­ку окон­ча­тель­но­го (а не про­ме­жу­точ­но­го) хо­зя­и­на.

2) Пред­ло­же­ние 2 - из яиц вы­хо­дят ли­чин­ки, по­кры­тые рес­нич­ка­ми.

3) Пред­ло­же­ние 3 - малый пру­до­вик - про­ме­жу­точ­ный (а не окон­ча­тель­ный) хо­зя­ин со­саль­щи­ка.

C2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви - это трёхслойные животные.
2. К типу плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика.
3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело.
4. У них плохо развита нервная система.
5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

Ответы:

Ответ:

1) прочное удержание в организме при помощи присосок, крючков;

2) высокая плодовитость;

3) развитие со сменой хозяев, не приводящее к их быстрой гибели;

4) наличие слизи, защищающей их от переваривания.

С1. Почему дождевых червей относят к организмам, повышающим плодородие почвы?

Ответ :

1) дождевые черви, питаясь растительными остатками, способствуют их разложению и образованию перегноя (гумуса);

2) при передвижении они рыхлят почву и обеспечивают таким образом поступление в неё и удержание в ней воздуха и воды, необходимых для роста и развития растений.

C2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви - это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Ответ:

1) 2 - кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2) 4 - кольчатые черви имеют полость тела;
3) 5 - нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

С1. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют "придонными фильтрами".

Ответ:
1)
беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками,

2) пропуская через себя большое количество воды, они очищают её от органических и примесей и микроорганизмов.

С3. Особенности питания разных классов моллюсков

Ответ:

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Членистоногие – наиболее богатый видами тип животных. 2. Членистоногие имеют замкнутую кровеносную систему. 3. Тело членистоногих имеет лучевую симметрию. 4. Тело членистоногих покрыто хитином. 5. Хитин – это минеральное вещество.

Ответ :

1) 2 – членистоногие имеют незамкнутую кровеносную систему;

2) 3 – тело членистоногих имеет двустороннюю симметрию;

3) 5 – хитин – это органическое вещество.

C2. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.
2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.
3. У клещей тело слитное.
4. Имеется три пары ходильных ног.
5. Все пауки ведут наземный образ жизни.

Ответ :

1) 1 - самый многочисленный класс типа членистоногие - насекомые;
2) 4 - у паукообразных 4 пары ходильных ног;
3) 5 - есть пауки, обитающие в воде (серебрянка).

С3. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают эти отличия.

Ответ :

1) у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей – замкнутая;

2) у членистоногих имеется сердце на спинной стороне;

3) у кольчатых червей сердца нет, его роль выполняют кольцевые сосуды.

С3 . У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трёх значений.

Элементы ответа:

1) из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми они улавливают свою добычу;

2) самки пауков оплетают паутиной отложенные яйца, предохраняя их от внешних неблагоприятных условий;

3) длинные паутинные нити используют молодые пауки для перемещения ветром, что способствует их расселению

С1 . Почему для удаления клеща, присосавшегося к телу человека, его надо смазать маслянистой жидкостью?

1) маслянистая жидкость закрывает отверстия трахей, которые являются органами дыхания клещей
2) клеши погибают от недостатка кислорода и легко удаляются.

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

Ответ :

1) корни растений повреждают личинки;

2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.

С1. С какой целью в специальных лабораториях размножают, а затем выпускают на поля и в сады перепончатокрылых насекомых - яйцеедов?

Ответ :

1) насекомых - яйцеедов используют на полях и в садах с целью сокращения численности бабочек, гусеницы которых наносят большой вред выращиваемым растениям;

2) яйцееды откладывают свои яйца в яйца бабочек и их личинки уничтожают содержимое яиц вредителей.

С1. Весной при благоприятных условиях, самка тли может воспроизвести до 60 особей женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. Чем можно это объяснить?

Ответ :

1) способностью самок при благоприятных условиях размножаться партеногенетически;

2) из неоплодотворенных яиц развиваются только женские особи, которые также сами способны размножаться партеногенетически.


Ответ:

1) партеногенез разновидность полового размножения, при котором новый организм образуется из неоплодотворенной яйцеклетки;

2) только женские особи, так как женские гаметы все одинаковы

С1. Почему колорадский жук, оказавшийся в прошлом столетии в Западной Европе и проникший на нашу территорию, стал здесь самым опасным вредителем картофеля?

Ответ:

1) обладает высокой плодовитостью и не имеет в Европе естественных врагов;

2) приносят вред и взрослые жуки, и их личинки, которые питаются одной пищей (листья пасленовых).

С1. Самки бабочек-капустниц откладывают много жёлтых яиц на нижнюю сторону листьев капусты. Вышедшие из них личинки вначале держатся вместе, а затем расползаются по образующимся кочанам. Какие из механических способов обычно используют для борьбы с этим вредителем на огородах?

Ответ:

1) отрывать листья, давить яйца, стряхивать;

2) при копании почвы уничтожать куколок

С1 . Какие меры наиболее эффективны для борьбы с комнатной мухой?

1) не оставлять продукты питания открытыми, чтобы мухи не отложили яйца;

2) сетки на окнах, липкая лента, мухобойка…

С4 . Насекомые – самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.

Элементы ответа:

1) разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи;

2) развитие крыльев способствовало широкому распространению;

3) высокая плодовитость и развитие с неполным и полным превращениями способствовали расселению в разных экологических нишах


С4. Один из ароморфозов у насекомых – появление трахейного дыхания. Каково строение трахей и их значение в жизни насекомых?

Ответ:

1) трахеи – система разветвленных трубочек, пронизывающих тело насекомого, начинаются дыхальцами;

2) кислород из воздуха быстро поступает по трахеям непосредственно к тканям и органам;

3) это обеспечивает интенсивный обмен веществ и снабжение организма энергией.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные - это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.

Ошибки допущены в предложениях:
1) 3 - двустороннюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная);
2) 5 - кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков;
3) 6 - прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным.

С3. Какие особенности сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

Ответ:

1) внутренний осевой скелет;

2) нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;

3) жаберные щели в глотке.

С1. В полном прудовом хозяйстве по выращиванию карпа имеются зимовальные, нерестовые и нагульные пруды. Какие из них более глубокие и почему?

Ответ:

1) самые глубокие зимовальные пруды;

2) вода промерзает сверху;

С3. Какие особенности строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее 3-х особенностей.

Ответ :

1) обтекаемая форма тела, слитность его отделов;

2) черепицеобразное расположение чешуи;

3) слизь, покрывающая кожу.

С3. Чем отличается строение костных рыб от хрящевых? Приведите не менее 4-х отличий.

Ответ :

1) тело большинства видов костных рыб покрыто костной чешуёй;

2) у костных рыб, в отличие от хрящевых, жабры прикрыты жаберными крышками;

3) у большинства костных рыб, в отличие от хрящевых, есть плавательный пузырь;

4) скелет у большинства видов костных рыб - костный.

С3. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится артериальная, венозная и смешанная кровь.

С3. Почему земноводным для жизни необходима водная среда? Приведите не менее трёх доказательств.

Ответ :

1) откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей ее от иссушения;

2) наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде;

3) развитие личинки происходит в воде.

С3. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции?

Ответ :

1) развитие парных рычажных конечностей;

2) замена жаберного дыхания легочным и кожным;

3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения;

4) наличие век, барабанной перепонки

С3. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее 4-х функций.

Ответ :

1) обеспечивает газообмен через кожу;

2) предохраняет кожу от иссушения;

3) выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые);

4) уменьшение трения при плавании.

С3. В песчаных пустынях земноводные практически отсутствуют. Объясните, с какими особенностями их строения и размножения это связано.

Ответ :

1) кожа не защищает земноводных от высыхания, а в пустыне высокая температура и сухо;

2) нарушится дыхание, так как газообмен происходит только через влажную кожу, а лёгкие слабо развиты;

3) земноводным нужна вода для наружного оплодотворения и развития личинок.

С1. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

Ответ :

1) высокая дневная температура снижает активность многих животных пустыни;

2) ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и организм животного обеспечивается водой.

С1. Какие особенности внешнего строения отличают большинство змей от ящериц?

1) у змей нет конечностей,

2) у змей нет подвижных век

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.

Ответ :

1) 2 - оплодотворение у пресмыкающихся не наружное, а внутреннее;

2) 4 - шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;

3) 5 - железы в кожном покрове отсутствуют.

С3. Почему крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырёх признаков.

Элементы ответа:

1) у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;

2) они дышат кислородом воздуха с помощью лёгких;

3) в желудочке сердца неполная или полная перегородка;

4) размножаются на суше, оплодотворение внутреннее, откладывают яйца с запасом питательных веществ.

С3. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им вслед за земноводными освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырёх признаков.

Элементы ответа:

1) размножение не связано с водой, внутреннее оплодотворение;

2) строение яйца;

3) роговой покров тела;

4) увеличение поверхности лёгких, только лёгочное дыхание.

С3. Чем отличается размножение и развитие большинства представителей класса земноводных от размножения и развития полуводных пресмыкающихся – крокодилов и морских черепах?

Ответ :

1) оплодотворение у большинства земноводных наружное, происходит в воде, у крокодилов и черепах оплодотворение внутреннее и необходимость в воде отсутствует;

2) у земноводных икринки бедны питательными веществами; яйца пресмыкающихся богаты питательными веществами и покрыты с превращением – есть стадия свободноживущей личинки; развитие зародыша пресмыкающегося плотными оболочками;

3) развитие эмбрионов у пресмыкающихся происходит – прямое – происходит в яйце.

С2. Что обо­зна­че­но на ри­сун­ке циф­ра­ми 1,2, 3? Ука­жи­те функ­цию струк­тур 1 и 3.

Ответ:

1. Циф­рой 1 обо­зна­чен за­ро­ды­ше­вый диск, циф­рой 2 - жел­ток, циф­рой 3 -воз­душ­ная ка­ме­ра.

2. За­ро­ды­ше­вый диск - опло­до­творённая яй­це­клет­ка, из ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся цыплёнок.

3. Воз­душ­ная ка­ме­ра не­об­хо­ди­ма для ды­ха­ния за­ро­ды­ша и вы­ве­де­ния воды из яйца.

C2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.

Ответ :

1) 2 - у птиц хорошо развита терморегуляция, они теплокровные;
2) 3 - четырехкамерное сердце имеет полную перегородку в желудочке;
3) 4 - птицы имеют полые кости, заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен.

С3. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ :

1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);

2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;

3) служат пищей для хищников;

4) удобряют почву.

С3. Какие приспособления во внешнем строении развиты у водоплавающих птиц, кормящихся на мелководьях? Приведите не менее 4-х особенностей. Ответ поясните.

Ответ :

1) широкий клюв с поперечными роговыми пластинками, образующий цедильный аппарат;

2) на ногах плавательные перепонки, увеличивающие плавательную поверхность;

3) тело имеет форму плоскодонной лодки, короткие ноги смещены к задней части туловища;

4) копчиковая железа выделяет жир, и смазанное им оперение не смачивается водой;

5) сильно развит пух и подкожный слой жира, защищающие тело от охлаждения.

С3. Какие особенности скелета сформировались у птиц в связи с полетом? Назовите не менее 4-х особенностей.

Ответ :

1) скелет легкий и прочный, кости полые;

2) отсутствие зубов на челюстях;

3) широкая грудина с килем;

4) срастание и видоизменение костей;

5) видоизменение передней конечности в крыло.

С3. Почему птицы, в отличие от пресмыкающихся, живут на Земле во всех природных зонах – от Арктики до побережий Антарктиды?

Ответ :

1) обладают теплокровностью, которая обеспечена 4-х камерным сердцем и снабжением тела артериальной кровью;

2) имеют совершенную теплорегуляцию, обусловленную высоким уровнем обмена веществ и наличием перьевого покрова;

3) приспособлены к сезонным изменениям мест обитания путем кочевок и перелетов.

С3. В чем проявляется сходство и отличие в размножении современных птиц и пресмыкающихся? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ :

Сходства:

1) внутреннее оплодотворение, размножение на суше яйцами;

2)яйца покрыты плотными защитными оболочками, с большим запасом питательных веществ;

Различия:

1) птицы строят гнезда, насиживают яйца и заботятся о потомстве, для пресмыкающихся эти процессы не характерны;

2) для некоторых пресмыкающихся характерно яйцеживорождение и живорождение, у птиц этого не наблюдается.

С4. Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

1) полное разделение потоков артериальной и венозной крови;

2) повышение уровня обмена веществ;

3) возникновение теплокровности.

С3. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

Ответ:
1) пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;
2) ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3) изменение продолжительности светового дня.

C 2 № 12641. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Нерв­ная си­сте­ма мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сте­пе­нью слож­но­сти. 2. В го­лов­ном мозге осо­бен­но раз­ви­ты по­лу­ша­рия моз­жеч­ка, что обес­пе­чи­ва­ет слож­ность по­ве­де­ния мле­ко­пи­та­ю­щих. 3. У мле­ко­пи­та­ю­щих впер­вые по­яви­лось внут­рен­нее ухо, что при­ве­ло к рез­ко­му улуч­ше­нию слуха жи­вот­ных. 4. Все мле­ко­пи­та­ю­щие, кроме пер­воз­ве­рей, - жи­во­ро­дя­щие жи­вот­ные. 5. Детёныши раз­ви­ва­ют­ся в пла­цен­те, ко­то­рая рас­по­ла­га­ет­ся в брюш­ной по­ло­сти. 6. Мле­ко­пи­та­ю­щие, у ко­то­рых раз­ви­ва­ет­ся пла­цен­та, на­зы­ва­ют­ся пла­цен­тар­ны­ми.

Ответ:

2. В го­лов­ном мозге осо­бен­но раз­ви­ты по­лу­ша­рия пе­ред­не­го мозга , что обес­пе­чи­ва­ет слож­ность по­ве­де­ния мле­ко­пи­та­ю­щих.

3. У мле­ко­пи­та­ю­щих впер­вые по­яви­лось на­руж­ное ухо, что при­ве­ло к рез­ко­му улуч­ше­нию слуха жи­вот­ных.

5. Детёныши раз­ви­ва­ют­ся в матке, ко­то­рая рас­по­ла­га­ет­ся в брюш­ной по­ло­сти.

С4. Какие ароморфозы позволили млекопитающим широко распространиться на Земле?

Ответ :

1) теплокровность, обусловленная 4-х камерным сердцем, альвеолярными лёгкими, волосяным покровом;

2) внутриутробное развитие, выкармливание детенышей молоком;

3) высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения.

С4. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

Ответ:

1) впадают в спячку;

2) мигрируют на другие территории;

3) запасают корма и накапливают жир;

4) линяют и обрастают густым мехом.

С3. Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?

Ответ :

1) защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;

2) активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);

3) формы защитной окраски.

Класс паукообразных достаточно велик, он объединяет около 36 тыс. видов животных, различающихся по своему внешнему облику. Тело пауков разделено на два отдела: первый - это голова, слившаяся с грудью (головогрудь), а второй – это брюшко. Восемь ножек паука прикреплены к головогруди, а толстое, вздутое брюшко ножек не имеет.

Ученые считают, что хотя брюшко пауков и не имеет ног, однако они, несомненно, были у предков, имевших хорошо развитые конечности и на брюшке, так как при эмбриональном развитии пауков зачатки ножек закладываются и на брюшной части, но потом исчезают. В брюшке имеются также железы, вырабатывающие паутину. Секрет паутинных желез выводят наружу брюшные конечности, превратившиеся в паутинные бородавки. Эти бородавки сохранили подвижность (членистость), необходимую при прядении сети.

Дыхание пауков

Строение разных видов пауков может предполагать дыхание с помощью легких или трахеи. Одним видам свойственно дыхание только легкими, которые имеют форму довольно просто устроенных легочных мешков, другим видам свойственно осуществлять дыхание с помощью системы трахей. Есть среди пауков и те, что используют при дыхании как легкие, так и трахеи.

Трахеи - полые трубки, пронизывающие тело животного, расположены целенаправленно: во внешнюю среду они открываются c обеих сторон каждого членика отверстиями - дыхальцами. Трахеи выполняют функцию газообмена в организме членистоногого. Этот способ дыхания характерен и для насекомых.

Ядовитый аппарат

Ядовитый аппарат пауков расположен в области передней части головогруди. Ядовитые железы по одной находятся в основании каждого из члеников ротового аппарата, размещенного в области головогруди. Сама железа представляет собой мешочек, от которого отходит тонкий каналец, тянущийся внутри этого членика и открывающийся на его конце. При укусе паука острые концы члеников ротового аппарата проникают в тело жертвы и яд легко поступает в ранки.

Наружное пищеварение

Пауки обладают не только внутренним, но и «наружным пищеварением». Они ножками заматывают жертву в паутину до тех пор, пока она не начинает выглядеть как туго сплетенная куколка, затем впрыскивают в тело насекомого секрет - жидкость, содержащую особые ферменты - вещества, способные частично переварить добычу вне тела паука. Это отдаленно напоминает нанизанную на вертел и медленно поджаривающуюся на огне добычу, только у пауков вместо огня работают ферменты, разлагающие содержимое тела жертвы, доводя его до жидкого или полужидкого состояния, которое паук легко всасывает в себя.

Паутина пауков

Большой интерес представляют и паутинные железы пауков . Все, кто ходил по старому лесу с заросшим кустарником, не раз натыкались на густую, липкую паутину. Сброшенная с лица, она серыми клочьями повисала на пальцах.

Паутина выделяется многочисленными железами, расположенными в брюшке. Интересно отметить, что паутинные железы у пауков разные, поэтому различна и выделяемая ими паутина. Протоки желез открываются на верхушках паутинных бородавок - трубочек, содержащих хитин, из которого состоит и панцирь многих членистоногих, в том числе и хорошо всем известного речного рака.

Паутинные железы выделяют особое клейкое вещество, которое на воздухе быстро затвердевает. В результате склеивания тончайших нитей, выделяемых пауком, образуется довольно плотная паутинная сеть. Сетепрядение - одно из самых интересных свойств пауков. Оно всегда вызывает множество вопросов: как это происходит, как нить не перепутывается, как, наконец, образуется четко вывязанная, достаточно красивая, таинственная, как и сам паук, форма «пряжи», в которую попадают незадачливые жертвы пауков. Ученые-арахнологи, наблюдая за пауками, обнаружили, что прядение осуществляется при участии особого образования – гребенчатого ряда волос, который находится на последнем членике задней пары конечностей, т. е. паук, формируя нить, пропускает ее через гребешки из волос на задней паре конечностей. Иногда паутинных желез бывает несколько типов, а потому различаются и несколько сортов паутины. Все знают, какая липкая ловчая паутинная сеть. К ней только стоит прикоснуться - и она уже вся на руке. А вот паутина для постройки жилья - совсем другая, для создания яйцевого кокона - третья. Если в сеть попало крупное насекомое и, пытаясь освободиться, может серьезно повредить ее, то паук сам помогает жертве выбраться на свободу, обрывая паутинные нити вокруг нее. Как видим, высокую степень инстинкта дала природа этим малоприятным животным!

Однако далеко не все пауки пользуются искусно сплетенной сетью для отлавливания добычи. Некоторые представители предпочитают активно бегать по земле, подстерегая и вылавливая добычу для своего пропитания. Вот такие мигрирующие ядовитые пауки в отдельные периоды года бывают особенно опасны при встрече с ними человека.

1) Это паук-крестовик (оформленный крест на верхней стороне брюшка).

2) Он относится к типу Членистогогие, т.к. имеет членистые конечности.

3) Класс Паукообразные (Хелицеровые), т.к. имеет восемь ног, тело делится на головогрудь и нечленистое брюшко, нет усиков – есть ногочелюсти и ногощупальца. Имеются и паутинные бородавки.

Найдите ошибки в тексте, исправьте их:

1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.

1)2 – Оплодотворение у них внутреннее;

2)4 – Из отложенных яиц выходят особи, похожие на взрослых животных;

3)Яйцеживорождение – приспособление к жизни в умеренном климате.

С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

1)Дрожжи при контакте с водой начинают активно размножаться почкованием.

2)При этом выделяется большое количество воздуха и тем самым они насыщают хлебобулочные изделия этим самым воздухом, придавая ему пышности.

Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

1) Бактерии, находясь в неблагоприятных условиях, образуют споры. В этом состоянии они могут находится сотни лет.

2) Вскрытие скотомогильника - попадание бактерий (в данном случае - спор сибирской язвы) в благоприятные условия, которые дают начало их бурному размножению, приводящему к эпидемии.

У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трёх значений.

1) Ловчая сеть для того, чтобы поймать добычу;

2) Транспортное средство для животного;

3) Строительный материал для кокона, которым укрывается кладка яиц, укрытий.

Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?

1) вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных (47%);

2) при делении образует клетки других видов;

3) воспринимает действия химических раздражителей;

4) принимает возбуждение и передаёт его другим клеткам.

Насекомые – самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.

1) разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи;

2) развитие крыльев способствовало широкому распространению;

3) высокая плодовитость и развитие с превращением способствовали расселению в 36

разных экологических нишах.

Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.

Ответ:

1) На свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется;

2) В результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.

Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию CO2, температуру. Почему именно эти фактры являются ограничивающими для реакций фотосинтеза?

Ответ:

1) Свет – необходимое условие протекания для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается;

2) Углекислый газ необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез;

3) Все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры.


Похожая информация:

  1. А. Классификация слов на основе различных семантических признаков
  2. Анна Марианис – 9 признаков Апокалипсиса осуществились. Что нас ждет дальше? Ванга, Э.Кейси и другие пророки о событиях скорого будущего 1 страница
  3. Анна Марианис – 9 признаков Апокалипсиса осуществились. Что нас ждет дальше? Ванга, Э.Кейси и другие пророки о событиях скорого будущего 2 страница
  4. Анна Марианис – 9 признаков Апокалипсиса осуществились. Что нас ждет дальше? Ванга, Э.Кейси и другие пророки о событиях скорого будущего 3 страница

1. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез - противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света.

2. В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

Объяснение: нервная регуляция - регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела - симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая - замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны - активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин - замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия - угнетают.

4. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

Объяснение: нервная регуляция осуществляется двумя путями: 1. При помощи условных рефлексов: при виде лимона (или пищи вообще) или звоне кастрюль в ротовой полости начинает выделяться слюна, то есть организм готовится к приему пищи, выделяя ферменты. 2. При раздражении рецепторов ротовой полости и желудка, то есть при помощи безусловных рефлексов. Гуморальная регуляция осуществляется только при попадании питательных веществ в кровь при всасывании. Начинают выделяться гормоны и разноситься к клеткам организма.

5. Почему представителей царства бактерий относят к прокариотам? Укажите не менее трех признаков.

Объяснение:

1. Отсутствие ядерной мембраны

2. Отсутствие мембранных органелл

3. Наличие кольцевой, а не линейной молекулы ДНК

4. Наличие внехромосомных участков ДНК

5. Наличие в клеточной стенке муреина.

6. Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) - листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег.

7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

8. Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение:

1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища.

9. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. В коже образуется витамин D. Это происходит под действием ультрафиолетового света. Витамин D обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике.

10. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

Объяснение: малокровие - низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

1. Врожденное заболевание - малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

2. Потеря крови с большим количеством.

3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

11. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Объяснение: растения с крупными семенами имеют некоторые ограничения в распространении своих семян, например, они не могут быть разнесены ветром, также они, как правило, образуются в небольших количествах, но имеют большой запас питательных веществ, что способствует большему выживанию и могут быть распространены крупными животными.

12. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и половых венах? Ответ поясните.

Объяснение: центр рефлекторно-рефлекторной регуляции кровяного давления расположен в продолговатом мозге (вообще большинство безусловных рефлексов контролируется спинным мозгом). В аорте давление более высокое, так как аорта расположена в начале большого круга кровообращения, а полыми венами большой круг кровообращения заканчивается, поэтому давление здесь наиболее низкое.

Объяснение: основная функция митохондрий - энергетическая, здесь происходит окисление глюкозы кислородом в ходе чего выделяется энергия. Большое количество митохондрий характерно для активно работающих тканей, так как для сокращения нужно много АТФ (энергетических молекул), например, активно сокращающихся. Соединительной ткани не нужно так много энергии.

14. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Объяснение: рыбы живут только в воде и дышат растворенным кислородом при помощи жабр, с этим связано появление второго круга кровообращения у амфибий, а также двухкамерное сердце рыб превращается в трехкамерное (состоит из двух предсердий и одного желудочка, где кровь смешивается).

15. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Объяснение: организм вдыхает воздух, воздух по трахее, затем по бронхам попадает в легкие, там кислород попадает в легочные пузырьки - альвеолы (к каждой альвеоле подходит кровеносный сосуд) и в кровь. Гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в обратимую форму - оксигемоглобин, и по кровотоку бежит в клетку организма и восстанавливается в гемоглобин, а кислород проникает в клетку (при помощи диффузии), где в митохондриях идет процесс клеточного дыхания, в ходе этого процесса глюкоза окисляется до углекислого газа и воды, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ. Углекислый газ из клетки попадает в кровоток и по нему проникает в альвеолы, а оттуда в легкие и мы его выдыхаем.

16. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Объяснение: плод - генеративный орган растения, значит при помощи плода растение размножается. Плоды, как правило, бывают сочными и их едят животные. Это способствует распространению семян на определенные расстояния, то есть расселению растений.

Задания для самостоятельного решения

1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

2. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

4. Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

5. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

6. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

7. Насекомые - са мый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

8. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

9. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

10. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

11. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

12. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная - содержит больше митохондрий? Объясните почему.

14. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? Ответ поясните.

15. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?

16. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.

17. В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров.

18. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

19. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

20. Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

21. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

22. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие - к животным? Укажите не менее трех причин.

23. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

24. Какие признаки характерны для кишечнополостных?

25. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

26. Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ поясните.

27. По каким признакам различают представителей царства грибов и царства животных? Укажите не менее четырех признаков.

28. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трех признаков. Приведите примеры таких насекомых.

29. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии?. Назовите не менее трех признаков.

30. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите не менее четырех особенностей.

31. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

32. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

33. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

34. По каким признакам организмы царства Грибы отличаются от организмов царства Растения? Назовите не менее трех признаков.

35. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырех признаков и объясните их значение.

36. Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости?

37. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

38. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в терморегуляции. Укажите их значение.

39. Как осуществляется перенос кислорода и углекислого газа кровью в организме человека?

40. В чем сходство в строении и жизнедеятельности растений и грибов? Укажите не менее четырех признаков.

41. Грызуны - самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.

Строение тела соответствует общему плану организации членистоногих. Но разделение на три хорошо обособленных отдела -- голову, грудь и брюшко -- характерно только для наиболее примитивных форм (например, для сольпуг, ракоскорпионов и некоторых др.). У большинства паукообразных голова и грудь морфологически не отделимы и образуют единый отдел -- головогрудь. Брюшко, как правило, хорошо развито, несколько укорочено и имеет округлую или вытянутую форму. Сегменты тела несут, так же как и у других членистоногих, членистые конечности, но на брюшке они в той или иной степени редуцированы. У паукообразных полностью отсутствуют антенны. У ротового отверстия располагаются клешневидные хелицеры, состоящие из основного и когтевидного члеников. В последних располагаются каналы ядовитых желез, находящихся у основания этих конечностей. Основная функция хелицер -- умерщвление жертв и защита от нападения хищников. За хелицерами располагаются педипальпы или ногощупальца, состоящие из основного членика и членистого щупальца. Их основная функция -- удержание добычи. Кроме того, щетинки на этих конечностях препятствуют попаданию твердых частиц пищи в рот. Как уже говорилось, пауки питаются жидкой пищей, высасывая её. Ходильных конечностей (ног), имеющих также членистое строение -- четыре пары. Они состоят из семи члеников: тазика, образующего основание ноги, вертлуга, а также двучленистых бедра и голени, лапки, заканчивающейся коготками. На брюшке обычно имеется пара дыхательных конечностей, так называемых легких (у крестовика), и три пары паутинных бородавок. Это тоже видоизмененные конечности. Нервная система паукообразных представлена головогрудной нервной массой, образованной в результате слияния ганглиев нервной цепочки и их преимущественной концентрацией в головогруди; а также подглоточными нервными узлами, соединенными с головогрудной массой короткими коннективами. К органам чувств относятся простые глаза и чувствительные щетинки, разбросанные по всему телу. Последние сконцентрированы в основном около рта, на хелицерах, педипальпах и ходильных конечностях, а также около паутинных бородавок. Пауки отличаются большой чувствительностью, они воспринимают малейшие колебания воздуха и могут реагировать казалось бы на самые незначительные подергивания паутины и звуковые сигналы. Поймав свою жертву, паук впрыскивает в ее тело секрет, выделяемый слюнными железами. Это приводит к перевариванию внутренностей добычи и превращению их в однородную жидкую массу, которая и высасывается хищником. Пищеварительная система паукообразных представлена: 1) ротовым отверстием; 2) системой специализированных конечностей -- хелицер и педипальп (у основания хелицер имеются ядовитые железы, открывающиеся на когтевидном членике хелицер); 3) глоткой, куда открываются слюнные железы, выделяющие секрет, обладающий протеолитической активностью; 4) мускулистым сосательным желудком, в результате сокращения стенок которого жидкое содержимое тела жертвы насасывается пауком; 5) средней кишкой, куда открываются протоки печени (полное переваривание пищи происходит в средней кишке под действием ферментов, выделяемых печенью и некоторыми другими железами, кроме того, в средней кишке происходит всасывание пищи); 6) задней кишкой, открывающейся анальным отверстием. Основными органами выделения являются пальцевидные выросты -- мальпигиевы сосуды, в которых накапливаются продукты жизнедеятельности. Они располагаются в месте перехода средней кишки в заднюю и с одной стороны открываются в просвет кишечника, а с другой слепо замкнуты. Кроме того, имеются видоизмененные метанефридии -- так называемые коксальные железы. Кровеносная система незамкнута и состоит из: трубковидного сердца, отходящих от него аорты и нескольких артерий, а также системы лакун, окружающих органы, куда изливается кровь. Дыхательная система представлена листовидными выростами (видоизмененными конечностями на брюшке) -- так называемыми легкими (как, например, у скорпионов), или системой трубок, пронизывающих тело животных и подходящих ко всем жизненно важным органам, -- трахеями, которые открываются на поверхности тела (например, у сольпуг, сенокосцев и др.). У собственно пауков имеются как легкие, так и трахеи. В связи с появлением трахей организация кровеносной системы значительно упрощена. Половая система представлена парными половыми железами: у самцов -- семенниками, у самок -- яичниками. Функцию копулятивных органов могут выполнять конечности: хелицеры или педипальпы. Оплодотворение у паукообразных наружно-внутреннее. Самцы либо откладывают сперматофор, который самки захватывают краями полового отверстия, либо вводят сперму посредством копулятивных органов в половые пути самок. Самки отличаются агрессивностью и более крупными размерами тела. Они часто поедают самцов во время или после копуляции. Одни виды паукообразных откладывают яйца, из которых выходят вполне сформированные молодые особи, другие -- обладают живорождением. В жизненном цикле паукообразных (за исключением клещей) отсутствует личиночная стадия.

Поделиться: