Тютчев подробная биография, тютчев дипломатия и интересные факты. Биография Тютчева Фёдора Ивановича

Фёдор Иванович Тютчев - русский поэт XIX века, дипломат и публицист. Также он занимал пост члена-корреспондента Петербургской Академии Наук. Из-под его пера вышло более 400 стихотворений. Тютчев родился пятого декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг, находившемся в Орловской губернии.

Юные годы

Родители юного Феди были дворянского рода, поэтому сына они воспитывали соответствующе. Будущий поэт получил прекрасное образование дома, уже к 13 годам он отлично разбирался в древнеримской поэзии. Также мальчик знал латынь, мог переводить поэзию Горация. Его домашним преподавателем был поэт и переводчик С.Е. Раич.

В возрасте 15 лет юноша начал посещать лекции по словесности, которые происходили на базе Московского университета. Он стал студентом этого учебного заведения. Год спустя Тютчева зачислили в Общество любителей русской словесности.

В 1821 г. Фёдор окончил университет и отправился работать в Коллегию иностранных дел. Через некоторое время ему пришлось переехать в Мюнхен в качестве дипломата. За рубежом поэт провёл 22 года, там он успел завести семью с Элеонорой Петерсон. Женщина была самой большой любовью в его жизни, у них родилось три дочери.

Кроме того, во время работы в Мюнхене Фёдор Иванович заинтересовался немецкой философией идеалистов. Он неоднократно общался с Фридрихом Шеллингом, подружился с Генрихом Гейне. Именно Тютчев стал первым переводчиком его сочинений на русский язык.

Дебют в качестве поэта

В подростковом возрасте Тютчев написал несколько стихотворений, но они не пользовались успехом у критиков и читателей. Кроме того, юноша не любил публичность, он крайне редко публиковал свои произведения. Период его творчества с 1810 по 1820 г. отличался крайней архаичностью. Стихотворения напоминали поэзию прошлого века. Среди них такие работы, как «Летний вечер», «Бессонница», «Видение», выпущенные на страницах журнала Раича «Галатея».

Полноценный дебют поэта состоялся в 1836 году благодаря А.С. Пушкину, который случайно получил его тетрадь со стихами. Классик смог оценить по достоинству талант Фёдора Ивановича и опубликовал 16 его стихотворений в своём журнале «Современник». В это время он начал совершенствовать свой слог, использовал некоторые формы европейского романтизма. Тютчев умело сочетал их с русской лирикой, благодаря этому его оригинальные стихи запоминались читателям.

Тем не менее даже признание со стороны Пушкина не принесло популярности Фёдору. Ему удалось стать известным только после возвращения на родину, когда в 1854 вышел отдельный сборник стихотворений. Затем был дополнительно выпущен цикл стихов, посвящённый любовнице Тютчева Елене Денисьевой.

В это время талантом поэта восторгались Афанасий Фет, Николай Чернышевский и Иван Тургенев. Николай Некрасов даже пишет статью, посвящённую творчеству Тютчева, и публикует её в журнале «Современник». Благодаря этому его произведения имеют успех, к Фёдору Ивановичу приходит известность.

Возвращение на русские земли

В 1837 г. Фёдора назначили первым секретарём Русской миссии в Турине. Там умирает его жена. Она не выдержала постоянных измен со стороны супруга, кроме того, Элеонора часто жаловалась на здоровье. В 1839 поэт женится на своей любовнице, ради венчания он уезжает в Швейцарию без согласования с начальством.

Из-за этого карьера Тютчева-дипломата закончилась. В течение следующих пяти лет он проживал в Мюнхене без официального статуса, пытаясь вернуть себе должность. Этого сделать Фёдору не удалось, поэтому пришлось поехать обратно в Россию. С 1848 г. Фёдор Иванович становится старшим цензором в министерстве иностранных дел. Одновременно с этим он не прекращает писать и участвует в кружке Белинского. Поэт постоянно общался с творческими людьми. В их числе были такие писатели, как Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.

В 50-х годах начинается следующий этап в поэзии Тютчева. В это время он пишет преимущественно на политические темы, но не выпускает в печать свои стихотворения. С 1843 по 1850 г. Фёдор выступает с политическими статьями об утопическом будущем «всеславянской империи» и неизбежном столкновении России со всем миром. В 1858 г. поэт стал председателем Комитета иностранной цензуры. Примечательно, что он неоднократно защищал преследуемые издания.

В 1848-1850 гг. литератор создаёт несколько прекрасных стихотворений, полностью погрузившись в политическую тематику. В их числе такие поэзии, как «Русской женщине», «Неохотно и несмело…» и «Когда в кругу убийственных забот...».

1864 год стал переломным в жизни поэта. Сначала от чахотки умирает его любимая Елена Денисьева, через год погибают их совместные дети. Решающим ударом стала смерть матери Фёдора. Вышедший сборник не получил популярности, в жизни Фёдора наступили трудные времена. Из-за многочисленных проблем его здоровье существенно ухудшилось. Пятнадцатого июля 1873 года поэт умер в Царском селе. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

До конца жизни поэт оставался на государственной службе, так и не став профессиональным литератором. Его последние годы ознаменовались написанием политических стихотворений. В их числе произведения «Когда дряхлеющие силы…» и «Славянам».

Бурная личная жизнь

Фёдор Иванович был невероятно влюбчивым человеком. Примечательно, что всем своим женщинам поэт посвящал стихотворения. Кроме того, у него родилось 9 детей от разных браков. В юности Тютчев находился в романтических отношениях с графиней Амалией. Незадолго после этого поэт женился на Элеоноре Петерсон, которую неоднократно называл главной женщиной своей жизни. Он был сломлен, когда любимая умерла. Тютчев провёл ночь у её гроба, наутро он стал совершенно седым.

Но уже через некоторое время поэт нашёл утешение в объятиях Эрнестины Дернберг. Их роман начался намного раньше, именно эта измена подкосила здоровье Элеоноры вкупе с кораблекрушением в Турине. Уже через год после смерти супруги Тютчев снова обвенчался.

Фёдору Ивановичу было мало одной жены, поэтому вскоре он начал изменять и ей. Любовницей публициста стала Елена Денисьева, их связь продолжалась более 14 лет. Все знакомые были против этой связи из-за разницы в возрасте. Девушка была ровесницей дочери литератора.

После того, как общественности стало известно об отношениях Елены и Фёдора, отец отрёкся от девушки. Ей пришлось бросить институт, жить на съёмной квартире. Но влюблённую Денисьеву это не слишком интересовало, она стремилась броситься с головой в омут неизведанных чувств. Девушка посвятила ему всю себя и даже родила поэту дочерей.

Тютчев не смог надолго остаться ни с одной женщиной, Денисьева не стала исключением. В 1851 г. он написал стихотворение, своеобразно подводящее итоги их связи. Тем не менее пара продолжила сожительствовать, у них были крепкие дружеские отношения, пусть любовь со стороны Фёдора и угасла. В августе 1864 Лена умерла на руках у любимого человека.

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 10«К» КЛАССА

ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ №43

ЕХИЛЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Ф.И.Тютчев

ютчев, наверное, наряду с Пушкиным один из самых цитируемых поэтов.
Его стихотворения «Умом Россию не понять…» и «Люблю грозу в начале мая…» известны, пожалуй, всем. Сбывается пророчество Тургенева:
«Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Близки стихи Федора
Ивановича Тютчева и моему сердцу.

Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе. Ну а среди большинства его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам он словно не дорожил славой поэта, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил
Горация.

На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа», правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу
«сына роскоши»:

…И ты ещё дерзнул своей рукою жадной

Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;

Изгнать из родины семейство безотрадно!…

Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…

В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания
Горация к Меценату» - первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философом-романтиком
Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из
Германии».

Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В
1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и
Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета ценсуры иностранной».

С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии
Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.

Однако среди всех своих современников - от Пушкина и
Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого
- он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.

Изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев его не стало.

Второе «воскрешение» Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.

Постижение Тютчева происходило по мере того, как всё больше осознавалась связь самых интимных, индивидуальных переживаний человека с безостановочным поиском общественной мысли, с непрестанным движением истории. Тютчев становился необходимым читателю, по мере того как в очистительных бурях начала XX века формировалась новая, универсальная и сложная человеческая личность.

В.И.Коровин в своей книге «Русская поэзия XIX века» пишет:
«Тютчев мыслит категориями хаоса и космоса, его привлекают трагические состояния мира. Вечность он передает через мгновенное, общее - через особенное и исключительное. Специфика художественного мышления Тютчева состоит в том, что борьба вечного и тленного понята им как закон движения и равно приложима ко всем без исключения событиям и явлениям историческим, природным, общественным, психологическими. Это и придает лирике Тютчева высшее значение, поскольку в любом явлении открывается общебытийный философский смысл».

Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм
Тютчева складывается, прежде всего, в изображении природы.
Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия.

Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение «Осенний вечер». Стихотворение явно порождено отечественными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - это не столь описание своеобразия осеннего вечера, сколь обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает волнения мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством, перед «божественной стыдливостью страданья».

Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья. Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, предчувствием бурь проносится холодный ветер.

За видимыми явлениями природы незримо «хаос шевелится» - таинственная, непостижимая, прекрасная и погибельная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает
«божественность» её красоты и боль её «стыдливого страданья».

За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан
«Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли,

И тяготеющий над ними

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Я хочу сравнить эти два стихотворения. Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нём говорится о земле и всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот-вот упадет на
«сиротеющую» землю, небо устало. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Всё стремится вверх, оторваться от земли. Все понятия, связанные с небом я выделил жирным шрифтом. Звёзды «приподнимают» небесный свод (в «Осеннем вечере» он «падал», в этом же стихотворении его поднимают еще выше, чем он был). Всё стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, всё плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» всё мирно, «грудь дышит легче и вольней». В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» темные, размытые, мрачные.

Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева.
Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, как это и произошло со стихотворениями «Осенний вечер» и
«Летний вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх-низ; свет-тьма; жизнь-смерть; покой-буря. Мне кажется, что благодаря сравнению этих стихотворений мне удалось показать, как
Тютчев прекрасно мог изобразить абсолютно разные пейзажи, разные состояния природы и через них изменчивость состояний человека.

Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических событий.

В лирике Тютчева человек осознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что нет над ним Бога, что он один на один с природой - утрачена надежда на «сочувствие небес». Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Тютчев нередко выражает мотивы гуманистического отчаяния - скорбит по поводу недолговечности человеческого рода. Но в его поэзии всегда доминирует голос борца, бросающего вызов судьбе.

Тютчев ищет для человеческой души прочную и реальную опору - понимание жизни как целого, ее общего смысла, общих законов. Он не приемлет механического описания мира, поэт воспринимает природу и человека, как живое единство:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа, как и человек, живет, по мысли Тютчева, своими собственными силами. Тютчев постоянно сравнивает человека с природой - и часто, казалось бы, не в пользу человека: человеческая жизнь хрупка, ничтожна - природа вечна, нетленна; природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем» - человек раздвоен, противоречив. Однако стихи поэта не просто констатируют слабость человека - они рождают томительное ощущение разлада его с окружающим миром и беспокойную мысль:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Сознание пробуждает потребность «высшей жизни», жажду идеала.

Одной из центральных тем в лирике Тютчева была тема любви.
Любовь для него «и блаженство, и безнадежность», напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. «Блаженно-роковое чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще. Тютчев не певец идеальной любви - он, как и Некрасов, пишет о её «прозе» и о поразительной метаморфозе чувств: пристрастие к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает своей лирикой высокие нормы отношений: важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, соответствовать всей жизнью своей надеждам, пробуждаемым любовью, бояться не только низких, но даже посредственных поступков в отношениях с любимым:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я -

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

Это стихотворение относится к «денисьевскому» циклу - циклу стихов, написанных Тютчевым, как отклик на свой роман с
Е.А.Денисьевой. В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из-за этой «незаконной» любви. В «денисьевских» стихах читателям предстала страдающая женщина и герой «без веры», в силу сложившихся жизненных обстоятельств испытывающий стыд перед самим собой. Поэт содрогается перед опустошенностью собственной души. Прежде всего,
Тютчев боялся проявлений эгоизма, который он считал болезнью века. В стихотворении «О не тревожь меня укорой справедливой!..» женщина любит
«искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» её души. Так в интимной лирике позднего Тютчева зазвучала этическая боль, столь присущая передовому искусству XIX века. «Стыд перед собой» оказался порожденным болью за судьбу другого человека, болью за женщину, страданиями расплачивающуюся за свою безоглядную любовь. В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Как сказал В.И.Коровин, «…в ней
[в тютчевской любовной лирике] чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические желания и высоко поднимается над ними».

Вся поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с
20-х по 70-е годы, была тесно связана с политическими событиями, которыми была богата жизнь России и Западной Европы. Тютчев занимался политикой, как дипломат, но к политике у него было неказенное пристрастие. Россия представлялась ему непоколебимым утесом, противостоящим волнам «революционного» Запада. Он пишет стихи, пропагандирующие союз славян под началом русского царя и православной церкви. Крымская войны разбила эту утопию. Пропала и вера в русского царя. Но до конца дней осталась у поэта надежда на Россию, вера в её особую историческую роль:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

И Тютчев верил… Верил в то, что Россия принесет миру единение и братство, верил в огромные силы и огромный потенциал своего народа.
Немало стихов Тютчева проникнуты горячей любовью к Родине и к народу.
Всем памятны его пронзительные строки о крае родном долготерпенья, о русской женщине, чья жизнь «пройдет незримо», о слезах людских - неистощимых и многочисленных.

Проявлением поиска выхода из сумятицы истории, попытки оценить сложившуюся роковую ситуацию и может послужить стихотворный отклик
Тютчева на обнародование приговора по делу декабристов. Уже в этом злободневно-политическом стихотворении Тютчев выступает как «поэт мысли», то есть поэт-философ. Отсюда и некоторая затрудненность расшифровки глубинного смысла его творения.

Загадочной кажется уже первая строка стихотворения: «Вас развратило Самовластье». Пронизанная пафосом осуждения, строка по существу является двусмысленной. Судя по тому, что слово «Самовластье» начинается с заглавной буквы, естественно было бы допустить, что самодержавие, по мысли поэта, и повинно в трагедии на Сенатской площади, ведь оно и «развратило» народ. Возникает вопрос: чем. То ли порочным характером своей государственной системы, то ли благодушным попустительством. Под «самовластьем» можно понимать и дерзновенность замыслов восставших, их самоуправство.

Можно усмотреть бульшую определенность в последующих строках:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле схоронена.

Эмоциональная окраска этих фраз будто бы указывает на охранительно-верноподданническое осуждение врагов престола. Но в этих строках мы уже не видим прямого обращения, авторской оценки - они будто безличны. И опять двусмысленность: не декабристы «вероломны», а народ чуждается того, что законом объявлено вероломством, предательством, подлежит забвению, - память павших «схоронена от потомства».

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов.

Здесь мы видим несколько другую оценку самодержавия. Оно
«вечный полюс», «громада льдов»; безумной, но уже отнюдь не
«вероломной», а скорее героической предстает нам попытка растопить мертвую громаду льдов «скудной кровью» горстки обреченных смельчаков.
Итог трагичен: «зима железная» беспробудна. Однако мне хочется особо обратить внимание на словосочетание «вечный полюс». Я специально выделил его жирным шрифтом. Эта строчка крайне важна для понимания позиции Тютчева. Да, он хочет перемен, но он не верит, не желает и противится смене самодержавного строя. Для него это символ величия
России, Тютчев искренне верит, что Россия может существовать только при монархии. Поэтому он и представляет самодержавие «вечным полюсом»
- можно изменить форму льда, но полюс никогда не исчезнет. Отсюда двойственность позиции Тютчева в этом стихотворении.

Осуждение декабризма в «14 декабря 1825» получилось столь двусмысленным, что внешне охранительное стихотворение, написанное на злобу дня, было опубликовано лишь спустя 56 лет после своего создания, через восемь лет после смерти его автора, когда движение дворянских революционеров-романтиков давно уже отошло в историю, а дворянская революционность оказалась исчерпанной.

Мне кажется, что в отличие от революционного движения поэзия
Тютчева никогда не окажется исчерпанной, ведь каждый, читая его стихи, открывает для себя что-то свое. Г.К.Щенников в статье о Тютчеве сказал: «Поэзия Тютчева - наследие живое, служащее людям и в наши дни.
Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в безграничные возможности человека. Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли».

И завершить свой доклад мне хотелось бы высказыванием
Ю.М.Лотмана, который удивительно точно определил отличие Ф.И.Тютчева от А.А.Фета, с которым его часто сравнивают: «Пользуясь кинематографическими терминами, фетовскую лирику можно уподобить остановленным кадрам или панорамной съемке, между тем как Тютчев любит монтаж точек зрения».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горелов А.Е.
Три судьбы.-Л.:Советский писатель, 1980. - 625 с.

2. Тютчев Ф.И.
Собрание сочинений/Сост.предисловия Г.К.Щенникова.

Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980. - 224 с., ил

3. Коровин В.И.
Русская поэзия XIX века.-М.:Знание, 1983.- 128 с.

4. Литература: Справочник школьника
/Сост. Н.Г.Быковой.-М.:Филологическое общество
«Слово», 1995.- 576 с.

5. Лотман Ю.М.
О поэтах и поэзии.-СПб.:«Искусство-СПб», 1996. -848 с.

-----------------------

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Направление: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря ] , Овстуг , Брянский уезд , Орловская губерния - 15 июля , Царское Село) - русский поэт , дипломат , консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года .

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. В 14лет в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Историко-филологическом факультете в Московском университете, где его преподавателями были Мерзляков и Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общество любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Зачисление на службу состоялось по просьбе родственника, графа Остерман-Толстого. Здесь он знакомится с Шеллинг, и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, позже выходит замуж за Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей.

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком».

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники.

4 декабря 1872 года поэт перестал двигать левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 Тютчев скончался.

Адреса

Пребывание в Москве

Пребывание в Санкт-Петербурге

Пребывание за границей

Поэзия

… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу»… С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен», перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором".

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода «правильные» риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму - от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект .

Периодизация

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.

Музеи

Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове . Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м², в борьбе с огнём пострадали двое сотрудников музея, которым удалось спасти часть экспонатов.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в селе Знаменское на реке Катка (ныне Угличский район Ярославской области). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк; планируется реконструкция усадьбы. Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию , в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в свое имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Но Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.

Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.

Семья

Отец - Иван Николаевич Тютчев (12 октября -23 апреля ), сын Николая Андреевича Тютчева-младшего ( -) и Пелагеи Денисовны, урожд. Панютиной ( -3 декабря )

Мать - Екатерина Львовна (16 октября -15 мая ), дочь Льва Васильевича Толстого ( -14 октября ) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?-1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище . Родная сестра отца - Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери - А. М. Римский-Корсаков .

Братья :

  • Николай Иванович (9 июня 1801-8 декабря ). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых с. Гореново.
  • Сергей (6 апреля -22 мая )
  • Дмитрий (26 февраля -25 апреля )
  • Василий (19 января ) умер в младенчестве

Родная сестра отца - Надежда Николаевна ( -), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи ( -), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 5 декабря
  • Родившиеся в 1803 году
  • Родившиеся в Овстуге
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 27 июля
  • Умершие в 1873 году
  • Умершие в Пушкине (Санкт-Петербург)
  • Умершие в Санкт-Петербургской губернии
  • Брянские писатели
  • Выпускники историко-филологического факультета Московского университета
  • Дипломаты Российской империи
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Писатели России XIX века
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург)
  • Поэты по алфавиту
  • Русские писатели XIX века
  • Русские поэты
  • Славянофилы
  • Тютчевы
  • Фёдор Иванович Тютчев
  • Цензоры
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию

Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.

Со дня смерти Федора Ивановича Тютчева (15июля 1873 года) прошло 137 лет. Несколько поколений россиян привыкли говорить о явлениях природы тютчевскими стихами.

На любое событие природной жизни Федор Иванович способен был откликнуться и красочно его запечатлеть. В этом ему никто не был равен, даже Фет.

Лучшие достижения этого лирика-мыслителя, вдохновенного и вдумчивого певца природы, тонкого выразителя человеческих чувств и переживаний современный читатель хранит в золотом фонде русской классической литературы.

Как сформировалось у Федора Ивановича Тютчева поэтическое чувство природы? Какими приёмами он пользовался, что все написанное им навсегда запало в душу русского человека, стало дорого и близко ему?

Цель данной работы – глубже познакомиться с поэзией природы русского поэта и философа Федора Ивановича Тютчева, с его «творческой кухней».

1. Краткий обзор жизни и творческого пути

Ф. И. Тютчева

Потомок старинной дворянской фамилии Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Детские годы главным образом прошли в деревне, юношеские – связаны с Москвой.

В семье свято хранили русские обычаи, хотя говорили по-французски. У малолетнего сына Фёдора был дядькой вольный крестьянин Н. А. Хлопов, который сыграл ту же роль в жизни будущего поэта, что и Арина Родионовна в судьбе А. С. Пушкина.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с поэтами древней Греции, с современными «стихотворцами». Учитель поощрял первые стихотворные опыты своего ученика. В 12 лет Фёдор уже успешно переводил Горация.

В 1819 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Есть предположение, что профессор поэт и переводчик А. Ф. Мерзляков в обществе Любителей Российской словесности прочитал оду своего ученика «Вельможа» (подражание Горацию). 30 марта 1818 года пятнадцатилетний поэт стал членом общества.

Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени связь будущего известного поэта с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине дипломат провёл двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, познакомился с философом Фридрихом Шеллингом и подружился с Генрихом Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 – 1830 годах в России в журнале С. Раича «Галатея» были опубликовании стихотворения поэта, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта (« Летний вечер», «Видение», « Бессонница», « Сны»), но не принёсшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» были напечатаны его стихотворения. Известно, что поэт не относился серьёзно к своему поэтическому таланту, не издавал своих работ. Князь И. С. Гагарин, сослуживец по Мюнхену, переправил рукописи Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». Читатели так и не узнали, кто был автором «благоухающих строк», так как под ними стояли только две буквы Ф. Т. Великий поэт не был тщеславным.

В 1837 году Тютчева назначили первым секретарём Русской миссии в Турине, где он пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. Через 2 года Фёдор Иванович вступил в новый брак. Для венчания с невестой он самовольно уехал в Швейцарию, после чего ему пришлось уйти в отставку. Пять лет Тютчев с семьёй жил в Мюнхене, не имея никакого официального положения.

В 1844 году Федор Иванович переехал с семьёй в Россию, а через полгода вновь был принят в Государственную коллегию иностранных дел.

Ф. И. Тютчев, как известно, постоянно интересовался политическими событиями в Европе и России. В 1843 – 1850 годах он выступил со статьями «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

Продолжая писать удивительные стихи («Неохотно и несмело», «Когда в кругу убийственных забот», «Русской женщине» и др.), поэт по-прежнему не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось об огромном таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений. О поэте заговорили!

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

«Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочерей продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны, так как жену свою Тютчев не бросил и жил на две семьи.

В 1858 году у Фёдора Ивановича Тютчева новая должность: он назначен председателем Комитета иностранной цензуры. Благодаря настойчивости и эстетическому вкусу поэта, многие произведения иностранных авторов «прописались» в России.

С 1864 года Федор Иванович теряет одного близкого человека за другим: умирает от чахотки Елена Денисьева, через год – двое их детей, его мать. Но поэт не может молчать: в творчестве шестидесятых годов преобладают политические стихотворения.

В последние годы у Тютчева умирают старший сын, любимый брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. Вторая жена поэта была рядом с ним до последней минуты. Тяжело больной, Федор Иванович поражал окружающих остротой и живостью ума и неугасающим интересом к событиям литературной и политической жизни.

15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе перестало биться сердце великого русского поэта и гражданина. «Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости – прощай!» - с горечью отозвался на известие об этой смерти И. С. Тургенев.

В сознание любителей поэзии Фёдор Иванович Тютчев вошёл прежде всего как певец природы. Пожалуй, только у одного Тютчева философское восприятие окружающего мира составляло в огромной степени самую основу видения мира.

2. Личность поэта и формирование его взглядов на природу

« молодое поколение писателей успело уже убедиться, какой тонкий и высоко критический ум соединяется в них (стихотворениях) с поэтическим талантом», - так заявлял в «Записках о действительном статском советнике Федоре Ивановиче Тютчеве» академик, поэт и критик, ректор Петербургского университета П. А. Плетнёв.

Современники подчеркивали неординарность личности дипломата и поэта Тютчева.

Зная в совершенстве все европейские языки, Федор Иванович стихи свои писал главным образом по-русски. Почему? Вероятно, он и жил, и чувствовал, и мыслил как истинно русский человек. На звание поэта этот удивительный лирик никогда не претендовал. Свои поэтические труды именовал «бумагомаранием», печатать не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым; их находили забытыми в деловых бумагах, книгах, на счетах и подорожных.

Нельзя не указать на тот факт, что жил поэт в неспокойную пору революций, политических перемен и войн.

Страстная любовь к жизни, активная жизненная позиция и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием реальной действительности, составляют основу мироощущения Тютчева-поэта. Он никогда не был представителем «чистого искусства», так как не мог оставаться равнодушным к важнейшим вопросам современного мира. Лирика природы его уходила корнями в русскую землю.

Полное собрание сочинений Ф. И. Тютчева – около четырёхсот стихотворений. Но каких!

Как поэт Тютчев сформировался в пушкинскую эпоху, но, как известно, после публикации 24 стихотворений в «Современнике» (ещё при жизни А. С. Пушкина) надолго перестал печататься. Влияние первого учителя и переводчика античных поэтов С. Е. Раича, безусловно, было важным во время формирования творческого лица юноши. Часто его произведение о природе «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описанием русской природы» .

Органически уживаются у поэта мифологические представления с картинами русской природы. Нередко образы природы, как и отвлеченные понятия, выделяются автором прописными буквами: «Чародейкою Зимою», «До восшествия Зари», « Стоим мы слепо пред Судьбою».

Находясь продолжительное время в Германии, Тютчев не мог не воспринять идеи и философию Ф. Шеллинга, с которым сошелся близко.

Г. Гейне писал: «Шеллинг снова утвердил природу в её законных правах, он искал примирения ума с природой, он желал соединить их в вечной душе мира». И у Ф. И. Тютчева тождественны явления внешнего мира и состояние человеческой души.

Сейчас уместно обратить внимание на краткое, в восемь строк, раннее стихотворение «Полдень», написанное в конце двадцатых годов:

Летний южный полдень. Разомлела от солнца природа, жизнь на время замерла. В небе «лениво тают облака». Это содержание первой строфы.

Дремлющий мир наполнен таинственной жизнью. «Великий Пан» с Нимфами покоится в пещере. Хозяин лесов и долин Пан «покойно дремлет», укрывшись от знойного полдня в пещере. Это содержание второй строфы стихотворения.

Как мы видим, «Великий Пан» лишён тут всякого мифологического ореола. Его образ органически уживается с картиной тютчевской природы.

Человек, как сначала нам кажется, отсутствует, но он уже вошёл: если мы не видим его, то перед нами отчетливо нарисована картина его видения, мир под его взглядом изменяется: «Лениво тают облака».

У поэта «дремлющий мир» исполнен таинственной жизни, а образ великого хозяина лесов и долин Пана почти лишён величия и очеловечен.

«Так что тютчевская мифология живет прежде всего не в именах античных богов, а в образном постижении им Природы, прозреваемой во всем разнообразии её бытия: её первоначального и уничтожимого, лишь притаившегося ночного хаоса, её светлого дневного космоса, беспредельного и беспредельно прекрасного».

Так пишет поэт в начале 30-х годов в стихотворении « О чем ты воешь, ветр ночной?» Ночной мир томительно ужасен, а дневной – светится радостью, ликует и смеётся в произведении тех же лет «Утро в горах»:

Итак, у Тютчева нет сравнения природы со смеющимся человеком. Поэт рассматривает её как первоисточник радости, наделяет способностью улыбаться, петь, ликовать.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева мужала. Чтобы доказать это, обратимся к стихотворению «В небе тают облака» 1868 года:

Между этими «облаками» и теми, что «лениво» таяли в «тверди пламенной» прошло 40 лет. Поэт не перестал быть романтиком, но в его работах много реализма. Исчезли мифологические имена: не Пан, а тень скрылась от полдневного жара. Автор отказался от мифологии, но мир не сделался «обезбоженным». Жизнь природы ушла в глубь пейзажа. И главное – она отдалилась от человека, который, забывая о себе, по-прежнему готов рассуждать о природе. Можно утверждать, что в русской поэзии фактически совершилось «открытие природы»!

В чем же своеобразие поэзии Тютчева – романтика, философа и реалиста? Федор Иванович остро чувствует противоречивость жизни во всех её проявлениях.

Человек бессилен перед природой: он стареет и умирает, а она вновь возрождается ежегодно.

День и ночь! Сущностью природы философ считал ночь, а день для него – лишь «златотканный покров», наброшенный над бездной.

Подводя итоги, можно утверждать, что философия поэта не мешала ему создавать удивительные, маленькие по объему лирические стихи. Их даже нельзя назвать пейзажами – это внутреннее состояние природы.

Что в существе разумном мы зовём?

Божественной стыдливостью страданья!

Эти две строки из «Осеннего вечера» буквально потрясли поэта Бальмонта, который напишет: «Тютчев поднимается до художественного понимания осени, как душевного состояния природы .

Замечательный писатель Ю. Н. Тынянов знал и любил творчество Федора Ивановича Тютчева. В работе «Вопрос о Тютчеве» он восхищался языком поэта, его умением сказать кратко о многом, заставляя читателя за малым представить огромное и вобрать это огромное в себя. Маленькие по объему, но полные глубокого философского смысла творения Тютчева названы Ю. Тыняновым лирическими фрагментами.

3. «Не то, что мните вы, природа»

В лирике Федора Ивановича Тютчева 30-х годов поэтизация природы доведена до наивысшей точки своего выражения. В апреле 1836 года написано стихотворение «Не то, что мните вы, природа» в форме обращения, где говорится о природе такими словами, какими принято говорить о человеке. Произведение не имеет заглавия, а это читателя всегда заставляет серьезнее вдумываться в смысл поэтических строк.

Стихотворение – как бы важный продолжающийся спор, как можно предположить, с русским собеседником. Оно оказалось переломным, решающим не только для автора, но и для всей традиционной русской поэзии о природе.

Данные строки написаны в полемической запальчивости. В стихотворении должно было быть восемь строф, но цензура изъяла две строфы, и, видимо, они потеряны навсегда. Что крамольного могло содержаться в произведении, написанном на отвлеченную философскую тему? Возможно, автор довольно смело высказался против взглядов служителей церкви на природу?

А. С. Пушкин, печатая в 1836 году в третьем номере журнала «Современник» это стихотворение, настоял на обозначении цензурных купюр. Без них произведение было бы неполным по содержанию.

Какова же главная мысль «Не то, что мните вы, природа»? Тютчев выступает против тех, кто природу недооценивает, он обвиняет людей в глухоте, очерствении души. В этом виновато отдаление человека от природы. У Тютчева она живет, мыслит, чувствует, говорит:

Продолжая свой разговор, автор других оппонентов называет «они». Мы снова не знаем, к кому конкретно обращены слова автора, но сейчас уже перед нами предстает поэт-философ, который отстаивает собственный взгляд на мир. Все в природе представляется ему живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Первые две строфы начинаются с отрицания, так как автор утверждается в своем несогласии с точкой зрения тех, к кому он обращается. И читатель делает вывод: «душа», «свобода», «любовь», «язык» - вот что главное для Тютчева в природе.

В стихотворении « Не то, что мните вы, природа» чувствуется раздражение автора, видимо, раньше с оппонентами он не смог договориться, доказать свою правоту.

Обратим внимание на особенности языка, которым пользуется поэт для доказательства своей точки зрения.

Ассонанс на [и, а, о] придает стихотворению возвышенный тон; мелодичным его делает огромное количество сонорных звуков [м, л, р, н].

Устаревшие слова («лик», «древо», «чрево», «зрите»), употребленные в тексте, придают строкам торжественность.

Они как бы подчеркивают несомненную правоту сказанного Тютчевым.

Красочные и выразительные олицетворения («солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза», «леса не говорили»), метафоры («ночь нема была», «весна не цвела»), сравнение («живут всём мире, как впотьмах») придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию идейного содержания произведения.

У Тютчева встречаются сложные предложения, в конце которых - восклицательные знаки, что ещё более подчеркивает полемический характер стихотворения.

На первый взгляд, произведение заканчивается довольно странно: Тютчев не осуждает тех, к кому только что обращался, с кем спорил. «Глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для поэта природа – «голос матери самой».

В «Отечественных записках» автор неподписанной восторженной статьи о Тютчеве говорил: «Этот немного жесткий, по-видимому, упрек поэта непоэтическим душам в сущности исполнен такой любви к природе и к людям! Как хотелось бы автору разделить наполняющее его чувство с другими, которые своею невнимательностью лишают себя одного из самых чистых наслаждений! » .

Да, в глазах Федора Ивановича Тютчева природа одушевлена и жива сама по себе.

Фёдора Ивановича Тютчева называют поэтом-философом, потому что он направляет свою поэзию и мысли на все мироздание и каждый миг бытия соотносит с вечностью. Поэт не описывает природу, а его пейзажи эмоциональны.

4. Времена года

4. 1. Весна

Все времена года отражены в поэзии Тютчева, и человек везде присутствует. Каждый из нас читал или знает наизусть стихи о весне: «Люблю грозу в начале мая», «Весенние воды», «Весна», «Ещё земли печален вид» и другие. Кажется, что об этом времени года лучше сказать, чем Федор Иванович уже сказал, нельзя:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Так начинается короткое, в три строфы стихотворение «Весенние воды». В первом четверостишии автор говорит, что долгожданная весна наконец-то вступила в свои права, снег начал таять, звенят и бегут ручьи.

Зима кончается! Светлое душевное состояние и чувство восторга перед оживающей природой передается читателю.

В первой строфе воды будто только набирают силу, «шумят», «бегут и будят сонный брег», а просыпающаяся природа начинает вторить и подпевать им. И тогда шум весенних вод превращается в мощный многоголосый хор.

Пика своего он достигает во второй строфе, где звучит ликующая песня талой воды.

Весенние воды названы гонцами весны, потому что они первые дают нам знать о конце зимы: ведь, услышав звон капели, увидев на дороге проталины и ручьи, мы понимаем, что наступает весна. И бегут ручьи не молча, а радостно звеня, пробуждая всех вокруг своей песенкой.

Воспринимается стихотворение легко. Автор использует сложные метафоры: «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», « они гласят во все концы». Все эти и другие метафоры, дополняя одна другую новыми подробностями, сливаются в один художественный образ – олицетворение весны.

Характерное для Тютчева обилие эпитетов («молодой весны», «тихих теплых дней», «светлый хоровод»), среди которых один – «румяный» - придает «хороводу майских дней» не только особую теплоту, но и напоминает нам о светлом веселом девичьем хороводе.

Трепет жизни, стремительность весенних вод передается с помощью обилия глаголов (воды «шумят, бегут, будят, блещут, гласят»). В одной только первой строфе их семь.

Звукопись стихотворения прекрасна. Так, гул весенней воды ощущается в звуковой гамме: в первой строфе звук [ у ] повторяется 6 раз, [ б ] и [ г ] – тоже по 6 раз. Как видим, звукопись передает движение весенней воды.

Мелодичность тютчевских строк привлекла внимание Сергея Рахманинова – он создал романс. Голос исполнителя «Весенних вод» всегда взлетает и приобретает торжествующее, почти «фанфарное» звучание, когда он поет: «Она нас выслала вперед!».

«Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева принадлежат к тем немногим шедеврам русской лирики, которые несут нас на крыльях радости всякий раз, когда мы внимаем чуду наступающей весны.

В 1828 году русскую поэзию освежила «Весенняя гроза» – первый вариант замечательного стихотворения. Окончательный текст сложился в 1854 году.

Хотя стихотворение написано за границей, мы все же воспринимаем его «грозу в начале мая» как настоящую весеннюю грозу в средней полосе России. В небе рождается звук, вместе с которым впервые прогремело.

Можно повторить сказанное А. С. Пушкиным по другому поводу, но сюда подходящее: «Плохая физика, но какая смелая поэзия!».

«Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы стихов Тютчева. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам – «Любовь земли и прелесть года» (около 1828 года), таково поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Ещё земли печален вид» (до 1836 года), таково изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится» (до 1836 года), таковы, в особенности, торжественные строфы стихотворения «Весна» (не позднее 1838 года)» .

Человек и природа вновь неразрывны. Тут образ природы, заключенный в первой строфе, приобретает черты живого существа, которые перенесены на неё автором.

Весна для Ф. И. Тютчева – полнота бытия, единение с природой и восторг перед возрождением Матери-земли.

За весной приходит теплая пора радости, веселья – лето. Человек, как известно, неразлучен с природой, он восторгается всеми её проявлениями. Федор Иванович пишет жене письмо от 5 августа 1854 года: «Какие дни! Какие ночи! Какое чудное лето! Его чувствуешь, дышишь им, проникаешься им и едва веришь этому сам».

Буря приоткрыла хаос, взметнула «прах летучий», но «сквозь мимолетную тревогу продолжает звучать немолчный птичий свист, предвещающий финал этого действа».

Летняя буря – веселое потрясение природы, но «первый желтый лист» – печальное напоминание и проблеск человеческого сожаления, что лето пройдет.

«Летний вечер» 1828 года. Молодой поэт утверждает, что природа чувствует так же, как и человек:

Стихотворные строки Тютчева о лете идут из глубины души, сливаясь с нашими представлениями об этом времени года.

«Мир природы у Тютчева как бы светится изнутри, внутри его родимый огонь, проникающий во все краски дня Поэт пропел подлинный гимн солнечному сиянию, неодолимому стремлению всего земного к светилу В последней строфе этого стихотворения поэт противопоставил счастье летней природы и измученную душу человека, который тянется к счастью. И человеческая «улыбка умиленья» – это прикосновение души смертного к бессмертному вечно обновляющемуся блаженству цветущего мира» .

4. 3. Осень

Осень – любимое время года Федора Ивановича Тютчева. Особенно его привлекали переходные состояния природы. Это мы наблюдаем в «Весенних водах», «Первом листе», «Есть в осени первоначальной». Интересна история создания последнего произведения.

22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву Федор Иванович Тютчев написал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов стихотворение «Есть в осени первоначальной». В 1868 году оно вошло в собрание сочинений. Едва ли не самым пленительным из пейзажей, созданных Тютчевым, является согретое мягким лиризмом данное стихотворение. Это подлинно реалистическое изображение ранней осени:

Стихотворение не имеет заглавия, что, конечно, затрудняет возможность сразу до конца раскрыть идейное содержание произведения.

Бегло прочитав три четверостишия, видим, что они о дивном времени – ранней осени. Но не только!

Как утверждает преподаватель Е. Е. Маркина из Ульяновска, «в этом стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре золотой осени, но и об «осеннем времени в жизни любого человека».

Одним эпитетом «как бы хрустальный» Тютчев в первой строфе передает прозрачную ясность и кратковременность ранних осенних дней, которые называют ещё «бабье лето».

Обращаем внимание на то, что в самом начале стихотворения автор использует длинное слово «первоначальной». Оно многосложное, а рядом с короткими словами звучит более протяженно, медленно, неторопливо, раздумчиво. Первая строка задает торжественный размышляющий тон всему стихотворению.

«Короткая, но дивная пора» – особенное время осени, очень-очень непродолжительное. А значит, дорогое каждому человеку, и ему, конечно, хочется запечатлеть эти мгновения в памяти.

Первую строфу заканчивает многоточие, в которое вложено много смысла. Во-первых, нарисованную поэтом картину читатель может представлять себе ещё подробнее. Во-вторых, пауза подготавливает нас к восприятию следующих строк.

Вторая строфа отличается особенной глубиной включенных в неё мыслей. Читатель представляет осенний пейзаж («пусто все – простор везде»), где недавно весело и бодро убирали хлеб, а на «праздной» борозде блестит «паутины тонкий волос».

Значение слов «тонкий волос паутины» может привести нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но ещё и о человеческой жизни, используя при этом олицетворение.

Слово «осень» в первой строфе словно бы перекликается с «тонким волосом паутины», и тут на ум приходят словосочетания: весна жизни, лето жизни, осень жизни.

Осень жизни! Как догадывается читатель, речь идет именно о старости человека, который прошёл длинный жизненный путь. Третья строфа тоже об осени. Перед зимой природа утрачивает все, что украшало её летом. И вдруг во второй строке появляется образ «зимних бурь». Каких бурь? Думается, что речь идет не только об ураганах и метелях, но и о душевном состоянии пожилого человека – «буре в его душе». Поэт говорит: «Но далеко ещё до первых зимних бурь».

«Дивная пора» в природе – это время покоя и тишины, ещё далеко до настоящих метелей, а для человека это время, когда пожилой возраст только начинается. У него ещё много сил для жизни, творчества, нет больших неприятностей.

Исследователи творчества Тютчева пришли к выводу, что образы гроз, бурь, зарниц благодаря поэту обрели философскую значимость в русской поэзии.

«Читаем» последние строки стихотворения. В них наше внимание привлекают слова: «льётся чистая и тёплая лазурь». Это метафоры, но какие! «Чистая и тёплая лазурь» не просто заменитель слова «небо». Здесь и солнечный свет, и тепло, которое как бы проливается сверху. А слово «лазурь» приобретает качество вещи» .

«Отдыхающее поле» – очеловеченная, одухотворенная земля, так как её касались руки человека.

В произведении идет речь не только о прекрасной поре, о ранней осени, но и об «осеннем» времени жизни человека, которое он должен принять смиренно, мудро, спокойно.

Через много лет Лев Николаевич Толстой, прочитав своим гостям стихотворение «Есть в осени первоначальной», сказал, что не знает более точных задушевных и выразительных слов, рисующих «бабье лето», чем эти стихи.

«Осенний вечер» – это не только «предчувствие сходящих бурь» самой природой, но и «кроткое увядание» человеческой жизни:

Итак, поэт словно оживляет осень, образно наделяет её присущими только человеку чертами и свойствами. У Тютчева осенний вечер – это таинственная красота. Это время года воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления. Лирический герой не хочет расставаться даже с мельчайшей, незаметной, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно – сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – все дорого, все необыкновенно, все таинственно!

Конец октября 1849 года. Душа человека несет страшный груз и забот, и тревог. А за окном «поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы». Но даже в эти мрачные осенние дни душа может встрепенуться, как весною, и рождаются стоки:

Добрые воспоминания «минувшего» «страшный груз минутно приподнимет», как осеннею порою ветер теплый и сырой «душу обдаст как бы весною». У поэта плохое настроение созвучно осенней поре, но развеивается оно при воспоминании о прекрасных весенних днях, которые Тютчевым были очень любимы.

Загадочную, но неугасающую жизнь природы Федор Иванович различает даже под снежным покровом. В 1852 году он был в имении Овстуг, где и под влиянием окружающей красоты написал дивное стихотворение «Чародейкою Зимою»

Уже отмечалось, что «пониманием природы как одушевленного целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего метафоры Тютчев даже ходячие, стертые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их эпитетами и тем самым как бы внося «душу» в описываемые им картины и явления природы» .

Лес «околдован Зимою-чародейкой» и «блестит чудной жизнью». Он спит, очарованный «сном волшебным», окованный «легкой цепью пуховой». Эти олицетворения, наделяющие лес и зиму чертами живых существ, и создают ощущение волшебной сказки и тайны.

А эпитеты («чудной жизнью», «сном волшебным», «легкой цепью пуховой», «ослепительной красой») делают поэтическую картину колоритной и выразительной.

Единственный архаизм «мещет» использован для придания строке высокой экспрессии. Солнце зимнее не может справиться со снегом, который опутал лес, но под его лучами рождается сказка.

Три строфы стихотворения имеют по пять строк. Рифма не совсем обычная: первая строка рифмуется с третьей и четвертой (Зимою – бахромою – немою), а вторая с пятой (стоит – блестит).

Тире после второй строки во всех строфах – важный знак. Он заставляет читателя остановиться, задуматься над тем, какой же глубокий смысл заключается в последующих строках.

Образ «легкой пуховой цепи» помогает нам представить сонное оцепенение зимнего леса.

О какой «чудной жизни» говорит поэт? Кому она открывается? «Чудная жизнь» леса невидима взору равнодушному, невнимательному, но открыта любознательным людям с поэтической душой

Без солнца лес кажется неподвижным, спящим, заколдованным. Не вздрогнет ни одна ветка: все сковано морозом и льдом. Но стоит выглянуть из-за облаков солнышку, как все «вспыхнет и заблещет ослепительной красой» .

Тютчеву было свойственно иногда рассматривать явления природы «с точки зрения народного чувства». У него Зима – олицетворение живого всемогущего существа, которое в природе – хозяйка-чародейка.

Судя по количеству стихотворений, посвященных лету и зиме, видим, что автор отдавал предпочтение весне и осени, но образ Зимы, которая не хочет освобождать место Весне, запечатлен в ещё одном шедевре Тютчева - «Зима недаром злится».

В замечательной природе Брянщины лежат истоки тютчевской поэзии. Интересен тот факт, что даже в тех стихотворениях, которые написаны Тютчевым в заграничный период его жизни, лежит глубокая печать родной русской природы, горячо любимой им с детства. Вероятно, поэту редко в зрелом возрасте приходилось наблюдать природу зимой, поэтому об этом времени года у него мало произведений.

Если бы Федор Иванович оставил нам в наследство всего одно стихотворение - «Чародейкою Зимою», можно было бы утверждать, что Тютчев - гений.

Заключение

«Кто побывал на холмах Овстуга, тот согласится с моим утверждением, что только рожденный на этой земле смог передать, как весело бегут весенние воды и действительно торжествующе «гласят во все концы» о приходе весны», как «околдованный чародейкою Зимою» стоит русский лес.

У произведений Ф. И. Тютчева малая лирическая форма - миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману

Тютчев завершил целую полосу развития философского течения русского романтизма и дал определенный толчок реалистической лирике.

«Подробно проанализировав ряд стихотворений о природе, можно сказать, что тютчевские пейзажи по своему лиризму и философской насыщенности напоминают живописные полотна Левитана или Рылова».

«Чуткость к конкретным деталям в конце его творческой жизни заметно усиливается в лирике Тютчева, отражая общее движение русской поэзии от романтизма к реализму».

Тютчев вообще тонко различает краски и обладает искусством колорита. Даже в непейзажных стихах поэта часто вкраплены «яркие кусочки» природы.

Тютчев любит краски, как любит все яркое и живое. Природа и человек у него почти в каждом стихотворении.

Когда после смерти поэта вышло очень небольшое по объему издание его стихотворений, А. А. Фет приветствовал его стихотворным посвящением, заканчивающимся строками, которые можно было бы поставить эпиграфом ко всем последующим изданиям тютчевских стихов:

В наше время интерес к Тютчеву неуклонно возрастает не только у нас, но и за рубежом, так как душа природы и душа человека в поэзии Тютчева неразрывно связаны.

Поделиться: