Тургенев и. с. Евгений базаров и павел петрович кирсанов Отцы и дети базаров павел


ЕВГЕНИЙ
БАЗАРОВ И ПАВЕЛ КИРСАНОВ В РОМАНЕ И.С.
ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”



В романе “Отцы
и дети” И.С. Тургенева сталкиваются
представители разных характеров, Павел
Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Оба
они совершенно противоположные по идеям и
устремлениям люди: каждый из них
воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет
свои взгляды на жизнь.


При первой
же встрече будущие враги почувствовали
неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был
поражен высокомерием молодого человека,
его внешностью, красными руками. Вскоре и
без того напряженная обстановка еще более
накалилась, и между Базаровым и Павлом
Петровичем завязывается спор. В нем
раскрываются идейные позиции этих людей.


Павел
Петрович, который “ждал только предлога,
чтобы накинуться на врага”, неправильно
понимает высказывание Базарова об
аристократах. Он расценивает слова “дрянь
и аристократиш-ка” как нанесенное
аристократам оскорбления и яростно
начинает отстаивать их права. По словам
Кирсанова, в аристократе развито чувство
собственного достоинства и уважения к себе.
Сам он во всем старается подражать
английским аристократам: модно одевается,
от него всегда пахнет одеколоном.


Базаров,
сразу заметивший несоответствие одежды,
благородных манер Павла Петровича с жизнью
в деревне, говорит: “...вы вот уважаете себя
и сидите сложа руки; какая же от этого
польза общественному благу? Вы бы не
уважали себя и то же бы делали”.


На это
противник Базарова ничего не может сказать,
а только бледнеет, что доказывает его
полное поражение в этом вопросе.


Вновь
собравшись с силами, Павел Петрович
продолжает упрямо настаивать на своем и
начинает спор о принципах. Он говорит: “...аристократизм
- принсип, а без принсипов жить в наше время
могут одни безнравственные или пустые люди...”,
на что

Базаров
замечает: “Аристократизм, либерализм,
прогресс, принципы... подумаешь, сколько
иностранных и... бесполезных слов! Русскому
человеку они даром не нужны”. Но не только
иностранные слова отрицает Базаров, он
отрицает все, даже основы общественного
строя.

Когда речь
заходит о русском народе, Павел Петрович,
хотя сам очень далек от него, пытается
показать, что Базаров не знает народ, что
русский народ не изменился в течение веков:
“Нет, русский народ не такой, каким вы его
воображаете. Он свято чтит предания, он -
патриархальный, он не может жить без веры...”
Насколько Павел Петрович пытается
приукрасить народ и встать на его сторону,
настолько Евгений Базаров презирает его за
невежество, но в то же время и любит. “Мой
дед землю пахал”, - говорит Евгений.


Базаров, в
отличие от Павла Петровича, - нигилист. В
своем споре с Кирсановым он как бы дает
определение нигилизму: “Мы... решились ни за
что не приниматься... И ругаться... И это
называется нигилизмом”. Тургенев
определил значение этого слова так: “И если
он называется нигилистом

,
то надо читать: революционером!”

Павел
Петрович и Базаров - совершенно различные
по взглядам люди: один - идеалист, другой -
материалист; один - либерал и романтик,
другой - демократ и реалист. Их
столкновение в романе вполне логично
завершается дуэлью

.

Различие
идейных позиций настолько велико, что они
становятся непримиримыми врагами.


Базаров,
про которого Тургенев говорит: “Он честен,
правдив и демократ до конца ногтей”, и
Павел Петрович Кирсанов, который является
представителем “лишних людей”, никогда не
смогут друг друга понять, потому что они -
люди различных поколений, у них
противоположные взгляды на жизнь.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан и опубликован в 1862 году, то есть фактически сразу после отмены крепостного права в России. Именно это событие и последовавшие за ним изменения в российском обществе побудили писателя обратиться к философским, идейным, морально-нравственным и эстетическим проблемам, получившим освещение в романе.

В основу композиции положен идейный конфликт между представителями старого и нового поколения. В более широком смысле это конфликт между представителями основных общественно-политических сил в России 50—60-х годов XIX века, то есть между дворянами-либералами (в лице братьев Кирсановых и Кирсанова-сына) и разночинцами (в лице Базарова).

В то же время роман «Отцы и дети» отражает и разногласия между Тургеневым (он был сторонником реформ, постепенного преобразования российского общества) и наиболее активными писателями-демократами, выступавшими за революционный путь проведения государственных преобразований (к этому лагерю принадлежали, в частности, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов).

Чтобы в полной мере оценить масштабность отражённого в романе конфликта, достаточно рассмотреть противоречия и расхождения во взглядах между «отцом» — Павлом Петровичем Кирсановым и представителем «детей», молодым разночинцем Евгением Базаровым.

Аристократ «на английский манер» Павел Петрович Кирсанов воспитывался на идеалах дворянства конца XVIII — начала XIX века, когда понятия сословной чести были основополагающими и неотделимыми от самого звания дворянина. В романе он предстаёт человеком, «весь облик которого, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов». Будучи убеждённым и непримиримым идеалистом, Павел Кирсанов не принимает и не может понять взглядов Евгения Базарова — студента-естественника, приверженца материалистической точки зрения на историю и развитие общества. Неудивительно, что после нескольких словесных перепалок за столом их противостояние заканчивается настоящей дуэлью — такой исход вполне отвечал этическим принципам аристократа Павла Кирсанова.

Евгения Базарова отличают непримиримость и категоричность суждений. Его взгляды основаны на неприятии всего, что ему видится косным, отсталым. Базаров отрицает практически всё, что не имеет естественной, материальной основы. И даже духовное начало он исключает из области своих интересов как нечто лишнее, мешающее. Всё это приводит к тому, что личность Базарова ярко выделяется как на фоне приверженного традициям семейства Кирсановых, так и на фоне Ситникова и Кукшиной — своих карикатурных «двойников», кичащихся показным нигилизмом. Нигилизм Базарова основан на внутреннем убеждении. Он заключается в отбрасывании всего ненужного, не относящегося к поставленным жизненным целям.

Сверхрациональная натура Базарова, высмеивающего и отвергающего изжившие себя принципы «отцов», представляется, на мой взгляд, более сильной и душевно устойчивой, чем характеры братьев Кирсановых. Вместе с тем жёсткость героя, его неспособность осмыслить чужие взгляды и признать за ними право на существование обрекают его на идейное одиночество.

Самым уязвимым в позиции Базарова является то, что, отрицая всё и вся, он ничего не противопоставляет взамен. Возмущённый его идеями и слепой верой в них, Павел Кирсанов восклицает: «Вы всё отрицаете, или, выражаясь вернее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно и строить!». Справедливость этого упрёка очевидна.

Будучи убеждённым рационалистом и материалистом, Базаров не осознаёт, что в его душе вопреки всякой воле живёт романтик. И отнюдь не случайно именно испытание любовью стало той отправной точкой, с которой началось изменение характера героя и запоздалое переосмысление им своих жизненных позиций.

Столкновение с реалиями жизни, с невозможностью категорического отрицания всего — нравственных идеалов, искусства, любви — в финале романа приводит Базарова к трагическому ощущению пустоты. Он не видит для себя места в этом мире. «Я нужен России? Нет, видно, не нужен », — мужественно признаёт Базаров перед смертью.

К концу романа внутренне меняется и Павел Кирсанов. Можно предположить, что определённую роль в этом сыграла его дуэль с Базаровым: выздоравливая после ранения, Павел Петрович много размышлял обо всём случившемся и несколько смягчился по отношению к молодёжи. «Мы люди уже старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету», — произнося эти слова, Павел Кирсанов, как мне кажется, частично признаёт несостоятельность своих взглядов на данном этапе развития России.

Итак, в идейном поединке «отцов» и «детей» нет победителей. Каждая из сторон приходит к осознанию того, что отстаиваемая точка зрения не во всём безупречна. В целом же, по моему мнению, роман Тургенева позволяет сделать вывод об опасности крайних убеждений.

Иван Сергеевич Тургенев был человеком определенной эпохи, в которой умел видеть положительные и отрицательные черты и объективно показывать их на страницах своих произведений. Темой многих творений писателя стала трагедия русской интеллигенции. Эта же тема раскрывается автором и в романе “Отцы и дети”.

В основе произведения – столкновение разночинцев-демократов (“детей”) и либеральных дворян (“отцов”). Представителями этого поколения в романе выступают Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.

Различие их проявляется

Не только в убеждениях, во взглядах на российскую действительность, но и во внешних характеристиках. С Базаровым читатель знакомится уже во второй главе романа, где герой предстает взору Николая Петровича Кирсанова как “человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями”. Красная рука, которую Базаров подает отцу Аркадия, – признак демократизма, более того, плебейства. То, что он не подает руки первым, характеризует его как человека, не желающего соблюдать приличия.

Павел Петрович Кирсанов, наоборот, предстает перед читателем “изящным и породистым” аристократом, сохранившим “юношескую

Стройность и стремление вверх, от земли”. В противоположность Евгению Базарову рука Кирсанова-старшего “красивая, с длинными розовыми ногтями”.

Главный раздражитель Павла Петровича – неучтивое поведение Базарова. Исходя из этого, Павел Петрович и выводит свою теорию, согласно которой тургеневский нигилист – существо низшего сорта. Евгений Базаров в глазах Павла Петровича предстает человеком безнравственным, тогда как для последнего аристократизм и нравственность – синонимы. Причем нравственность выступает здесь как признак социальный, а не психологический.

Тургенев поддерживает Павла Петровича в том, что нравственность – одно из первейших человеческих качеств. Но несмотря на это, автор показывает своего героя обделенным жизнью, охраняющим свое пространство даже от ближайших родственников, тем самым “облегчая” себе нравственность. В этом человеке есть только попытки ухватиться за это понятие и упрочить себя в аристократическом кругу.

Павел Петрович Кирсанов себялюбив и эгоистичен. Претензия на нравственность, исходящая из уст тургеневского аристократа, у которого есть только внешний лоск, позволяющий герою держаться в глазах окружающих, не имеет под собой никакого основания.

Для Базарова все в жизни исходит от материальных основ. Однако такое отношение к жизни – не столько признак моды, сколько его убеждение. Ведь тургеневский нигилист появился в тот момент, когда с особенной силой стали развиваться естественные науки. И Базаров отрицает то, что мешает их развитию: незыблемые истины и авторитеты. И наукой он занимается лишь затем, чтобы помогать людям.

Тем не менее в нем потенциально присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное чувство, и даже умение оценить красоту поэзии. В своей реальной практической жизни он всегда это отрицает. Не случайно, обращаясь к Аркадию, он однажды скажет: “Проштудировал анатомию глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду. Это все романтическая чепуха, гниль, художество”.

Евгений напуган тем, что все идет вразрез с его представлениями о жизни. Личность героя как бы раздваивается: с одной стороны, сильное чувство к Одинцовой, с другой – нигилизм, который оказывается несостоятельным при испытании любовью, природой, искусством. Философский тон последних страниц возвращает нас к началу романа и заставляет вспомнить истоки пути Базарова. Многое во взглядах героя изменилось. Перед лицом смерти оказались слабыми те опоры, которые поддерживали базаровскую самоуверенность: медицина, естественные науки обнаружили полное свое бессилие.

Они отступают и оставляют Базарова наедине с самим собой и смертью. В этот момент на помощь ему приходят те силы, которые он отрицал, но которые сохранились на дне его души.

И обращаясь к Одинцовой, тургеневский персонаж заговорил языком поэта о любви и прощении. И только в этот момент, а не в спорах с Павлом Петровичем, проявился истинный базаровский масштаб.

(No Ratings Yet)



  1. Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева “Отцы и дети”. Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические...
  2. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная черта Тургенева-романиста. В произведении “Отцы и дети” (1861 г.) воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права. В обстановке...
  3. “Отцы и дети” – одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен...
  4. Как Базаров иносказательно подчеркивает разницу между собой и Аркадием Кирсановым (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к наблюдениям исследователей за параллелями...
  5. КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ КОНФЛИКТ: “ОТЦЫ И ДЕТИ” Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все...
  6. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве, религии… Образ Евгения Базарова получился очень...
  7. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества:...
  8. Всякий человек сам себя воспитывать должен. И. С. Тургенев Роман Тургенева “Отцы и дети” создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и...
  9. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Д. И. Писарев, из статьи “Базаров” О романе в целом: “…В романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть...
  10. Роман Тургенева “Отцы и дети” является весьма значимым творением писателя. В центре сюжета – представитель революционно-настроенной молодежи Евгений Васильевич Базаров, который вызвал разностороннее отношение к своей фигуре у литературных критиков...
  11. “Если мы сможем быть Рудиными, Базаровыми, если мы будем неустанно пропагандировать идею разрушения старого, то в будущем появятся люди настоящего дела или мы сами приобретем большой опыт”. Фатих Амирхан. Вот...
  12. Связь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к...
  13. И. С. Тургенев отразил в своем романе “Отцы и дети” конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров....
  14. Творчество замечательного писателя Ивана Сергеевича Тургенева – это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить произведения “Рудин” (1856 г.), “Ася” (1857 г.), “Первая любовь” (1860 г.), и понимаешь, что любовь...
  15. КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Композиция является одним из важнейших средств раскрытия основной идеи произведения. Роман И. С....
  16. Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть,...
  17. Главный персонаж романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – Один из противоречивых, но самых понравившихся читателям героев. Многие назвали его человеком современного поколения, реформатором. Так почему же...
  18. После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое произведение Тургенева. Либеральная критика не...
  19. Раскольников и Базаров – дети одного времени, одной эпохи. Если отличительной особенностью первой половины века была скука, то теперь характерной чертой людей стал бунт. Через него люди выражали свой характер,...
  20. Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты,...
  21. Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают и не понимают собственных “детей”. А те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное,...
  22. Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети” (1861 г.). Действие...
  23. Смысл заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” I. “Отцы и дети” – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России. 1. Художественная и нравственная прозорливость...
  24. И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие романа “Отцы и дети” Трактовки как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева, бывали различны. Именно поэтому следует критически относиться к этим трактовкам, и...
  25. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи....
  26. По поводу идейного содержания романа “Отцы и дети” Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость...
  27. КЛАССИКА И. С. ТУРГЕНЕВ БАЗАРОВ И РУДИН. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ Самое больше место в романах И. С. Тургенева зачастую занимает изображение людей, образованных и небогатых. По всей вероятности, Тургенев считал,...
  28. ПОЧЕМУ БАЗАРОВ ОДИНОК? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… И....
Базаров и Павел Петрович

"Отцы и дети" - одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, ростков нового и не всегда понятного.
И. С. Тургенев создавал свой роман "Отцы и дети" в тревожную эпоху подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года.
Мир раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он выбирает, с кем он: с уходящим классом дворян или с нарождающимся, но стремительным и мощным движением революционеров, их новой реалистической правдой жизни. И Тургенев выбрал - как истинный художник, он остался верен правде жизни.
На протяжении всего романа внимание читателей сосредоточено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедного лекаря, будущего врача Евгения Базарова.
Очевидно их резкое отличие во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петрович - они несовместимы с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым.
Появившаяся антипатия еще больше усиливается под влиянием горячих непримиримых споров, затрагивающих основные проблемы бытия.
В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, к народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства.
Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. "Исправьте общество" - только в этом он видит пользу.
Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: "Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды..." В этих словах и заключен главный предмет спора между "отцами" и "детьми". Но, в отличие от сидящих "сложа руки" аристократов, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому так дрогнул Павел Петрович, что поверил в их намерение "действовать, ломать".
Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону нигилизма: человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо определенно сказать, что будет построено на развалинах старого мира.
В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью, патриархальностью. Базаров же, понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться с этими недостатками. Его любовь к народу - любовь истинного шестидесятника, без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать.
Он связывает свое направление с "народным духом", считая себя выразителем интересов народа. Герои спорят о том, в ком из них мужик "скорее признает соотечественника".
В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать Пушкина "никуда не годится", "пора бросать эту ерунду", что играть на виолончели мужчине "смешно", что порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта.
Отношение к природе у героев романа также различное. Здесь против Базарова выступает еще и Аркадий. Это ему говорит Базаров: "И природа - пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
Однако в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить, умение чувствовать красоту.
Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыла ему бездонность собственной души: страдания отвергнутого сердца не объяснить. Душа его бурлит от неиспользованных возможностей и неизведанных чувств, и это в полной мере раскрывается на пороге смерти.
В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю "силу" человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.
Таким образом, в романе "Отцы и дети" Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и только рождающегося нового мира, новых идей и убеждений.
Но ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие предшественников. Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможна преемственность лучших традиций, возможно движение вперед.


Важное место в романе Тургенева «Отцы и дети» отведено идейным спорам, которые становятся его важным структурным элементом. Спор идет между двумя идеологиями, двумя жизненными позициями. И наиболее ярко он выражен в полемике между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Следует обратить внимание на особый философский и нравственный характер этого спора. Обоих героев можно обвинить в пристрастии к употреблению «противоположных общих мест», в котором сам Базаров упрекал Аркадия. Объясняя смысл этого выражения, Евгений говорил: «... сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же». Так Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, но Базаров, в свою очередь, отрицает разумность и того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов жить нельзя, что те, кто отрицает принципы, безнравственные и пустые люди. Базаров же называет «прынцип» пустым и бесполезным понятием. На упрек в презрении к народу Евгений отвечает: «... что ж, коли он заслуживает презрения!», а на упоминание о великих поэтах, заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!».

Рисуя противоположные позиции своих героев, писатель в то же время не отдает явного предпочтения ни одному, ни другому. Он согласен с Базаровым по поводу того, что любые истины и авторитеты должны подвергаться сомнению. Однако при этом он дает понять, что необходимо все же с уважением относиться к культуре прошлого, к историческим ценностям, что полностью отрицает его герой. Тургенев вместе с Евгением критикует консерватизм Павла Петровича, барскую изнеженность, отрицает эстетское преклонение «барчуков» перед искусством, обличает пустословие русских либералов. Однако порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, чего автор никак не может разделять. Отрицание «вашего» искусства переходит у Евгения в отрицание искусства в целом, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - напускное чувство, отрицание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу - в пренебрежительное отношение к мужику вообще.

Автор находит правоту и в словах Павла Петровича, в его утверждении, что жизнь с ее исторически взращенными формами может быть умнее отдельного человека. Но писатель подчеркивает, что это справедливо только при внимательном отношении к новым общественным явлениям. Доверие к прошлому, по его убеждению, предполагает проверку его жизнеспособности, его соответствия вечно обновляющейся жизни. В благоговении же Павла Кирсанова перед старыми авторитетами, в его одержимости сословной спесью проявляется дворянский эгоизм. Очень важным в понимании характеров и позиции обоих героев является также их отношение к народу. Так, Павел Петрович при всем его аристократизме и англоманстве воспринимает народ со славянофильских позиций: «Он свято чтит преданья, он - патриархальный, не может жить без веры...». Для Базарова же, несмотря на его пренебрежительные высказывания, народ - понятие конкретное, обладающее определенными социально-историческими признаками и требующее соответствующей политической квалификации. Не презрение к народу на самом деле слышится в речах «нигилиста», а критика темноты, забитости и отсталости.

Тургенев показывает, что в своем споре противники приходят к двум крайностям: Базаров - к утверждению личности, но ценой разрушения всех авторитетов; Кирсанов - к отрицанию человеческой личности перед принципами, принятыми на веру. Так в одном проявляются нетерпимость и заносчивость, а в другом - эгоизм и закостенелость. В подобном споре невозможно увидеть истину - Павлу Петровичу для этого не хватает отеческой любви, Евгению - сыновнего почтения.

Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. Сословная спесь Кирсанова провоцирует резкость суждений противника, пробуждает в разночинце болезненное самолюбие. Поэтому они оба несправедливы по отношению друг к другу. Автор дает нам понять, что в душе Базарова присутствует многое из того, что он отрицает: и романтизм, и народное начало, и способность любить, и умение ценить красоту и поэзию. А Павел Петрович не является в действительности тем самоуверенным аристократом, какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Но вспыхивающая между соперниками взаимная социальная неприязнь неизмеримо обостряет разрушительные стороны консерватизма Кирсанова и нигилизма Базарова.

Таким образом, в идейном столкновении Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова отразилась борьба материализма и идеализма, развернувшаяся в обществе 60-х годов XIX в. Кирсанов выступает здесь убежденным противником материализма, который, по его мнению, «всегда оказывался несостоятельным». Отсюда и его презрительное отношение к «химикам», к увлечению естествознанием. И все же, в этих спорах побеждает нигилист. Автор наглядно дает понять нам, что это не случайно. Ведь по сути базаровское отрицание имеет демократические истоки, питается духом народного недовольства, что, в конечном итоге, и определяет наступление нового времени, победу революционных устремлений и взглядов. В образе Павла Петровича Тургенев, наоборот, раскрывает всю ограниченность дворянско-аристократического либерализма, его ненависть к демократическому движению.

Поделиться: