То слезы бедных. Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны. Памятник Прасковье Еремеевне Володичкиной, пос. Алексеевка, Кинельский район, Самарская область, Россия

Мать:

« Я точно знаю, что у меня скоро родится сын. Он будет веселый, красивый, умный и сильный. Я заранее люблю его. Я представляю его голубые глаза и светлые волосы как у отца. Мне так хочется, чтобы он радовался этому миру, пению птиц и журчанию ручейков, зеленой траве и ласковому солнцу. Мне так хочется прижать его к себе и долго-долго не отпускать. Какой сладкий запах идет от его волос, как чудесно звучит его звонкий голос. Какое это чудо – быть матерью. ……

Вот если б только не было войны!»

Какие разные эти слова женщина и война. Женщина дает нам жизнь, а война ее забирает. Однако в годы войны эти понятия шли бок о бок. События тех военных дней навсегда останутся в наших сердцах.

Н. А. Некрасов написал это стихотворение в 1856 году, когда в России шла Крымская война, принесшая солдатам и офицерам незабываемую славу, а правящим кругам – проклятия и бесславие. Более полумиллиона человек потеряла Россия в этой войне.

Знаете ли вы историю написания стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны»?

«Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого три, это «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» .

Я остановлюсь на одном из них. «В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» два главных героя – это братья Козельцевы. Старший из них, Михаил, — офицер, его любят солдаты, он энергичный и талантливый. Михаил возвращается после госпиталя в свой полк, хотя рана еще не совсем зажила.

В пути он встречает своего младшего брата Володю. Володя только что закончил военное училище и по своему желанию едет в Севастополь. Считает, что стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество. Ему всего 17 лет, он скромный, добрый, боится показаться смешным и неумелым.

Во время одного из штурмов Севастополя старший был смертельно ранен. А младшего убивают в первом и последнем для него бою.

Погибли два молодых сына Отечества, которые были полны сил и горячо любили свою Родину.

Мне их очень жаль. А теперь только представьте, что будет с матерью героев, как она переживет страшное известие о гибели своих сыновей…

Итак, под впечатлением событий Крымской войны и событий, описанных Толстым в «Севастопольских рассказах», Некрасов пишет свое бессмертное стихотворение «Внимая ужасам войны…»

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Тема, композиция стихотворения

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Некрасовские «слезы матерей» вместили и слезы матерей Толстого, и слезы современных матерей: на бессмысленных войнах горячих точек в наши дни продолжают гибнуть их сыновья…

Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Её терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.

В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она -
И солдатка,
И наша солдатская мать.

Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей.
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.

И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Её материнское слово,
Её сокровенное:
«Жду!»

Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия,
Россия сама! (Николай Старшинов)

Ненаписанное письмо матери…

Милая моя мама, не надо плакать, я всё слышу и вижу. Старый, давно пожелтевший конверт, лежащий на комоде, забудь его, не плачь, не надо. Убери его подальше. Не роняй слезу, моя дорогая мама, не к лицу это тебе, моя родная. Помнишь, уходя, я сказал тебе:
– Долг солдата – служить Родине. Не рыдай, не надо. Я думал, что вернусь, приду и обрадую тебя на заре, но, видимо, не суждено было этому сбыться.

В том конверте писал командир:
– Ваш сын вел с душманами бой, отважно и геройски сражался. Помощь опаздывала, а патроны закончились. Прости нас, мать… Он оставил для себя последний патрон, не мог он сдаться врагу. Оставил записку, лежащую на разбитом автомате, со словами: «Всё равно мы к победе придем!». Передаю Вам записку с этим письмом. Ваш сын из жизни ушел как герой, вечная память ему. Спасибо тебе, мать, за такого сына, он пришел, пришел к своей победе. Прости меня, если сможешь, мать, не уследил за твоим сынком.

Мама, дорогая милая мама. Как часто мне приходилось тебя обижать, прости меня, родная, за всё, за всё, прости.
– Я вернусь! – Я вер – ну – сь, ма–а–ма! – вдруг издалека послышался ей голос сына. – Мама, спрячь подальше этот печальный конверт. – Не плачь, не рыдай, моя дорогая, не лей слез. – Я вернусь на заре, я вернусь.., мы обязательно с тобой встретимся… (Виталий Червонный)

Памятник Матери, г. Задонск, Липецкая область, Россия.

В центре композиции – изваяние немолодой женщины. Вокруг восемь обелисков с мужскими именами: Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Пётр. Так задонцы увековечили память одной из самых знаменитых своих землячек — Марии Фроловой. Памятник русской женщине-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей. Восемь из которых у Марии Матвеевны отняла война.


Памятник Прасковье Еремеевне Володичкиной, пос. Алексеевка, Кинельский район, Самарская область, Россия.

Памятник солдатской матери Прасковье Еремеевне Володичкиной, девять сыновей Александр, Андрей, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Федор и Николай, отдали свою жизнь во имя победы.

Когда началась Великая Отечественная Война, мать проводила на фронт одного за другим всех своих сыновей. А потом стали приходить похоронки, после пятой не выдержало сердце матери и Прасковья умерла в середине войны. Шестая — на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который все израненные летом 45-го вернулись Петр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте.

О семье Володичкиных вспомнили в середине 90-ых годов. По инициативе Самарского губернатора 7 мая 1995 года, в канун 50-летия Победы, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. Прасковья Володичкина в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры.

Если внимательно изучить историю России, то будет очевидна, что страна постоянно участвует в различных войнах. Тяжести военного времени ложатся не столько на плечи знаменитых полководцев, а на плечи простого народа. Служба в царской армии действительно была тяжким бременем для большинства крестьян. Ведь продолжалась она 25 лет. Некрасов родился уже после войны 1812 года, однако, в солдаты крестьян забирали и из его родового поместья. Большая часть из них домой уже не возвращалась. Поэтому основные бытовые тяготы ложились на плечи их жен, семей, которые оставались без кормильца.

В то же время война никого не щадит. Да, конечно, время лечит, и раны затянутся. Вот только матери будут до конца своей жизни оплакивать, погибшего в бою сына. Поэтому так тяжело читать стих «Внимая ужасам войны» Некрасова Николая Алексеевича, ведь в нем отразилась скорбь матерей, которые вряд ли смогут оправиться от своего горя. Вдовы утешатся бытовыми хлопотами, а дети вырастут, понимая, что их отец отдал жизнь за родину. Несмотря на то, что с момента создания произведения, прошло почти полвека, текст стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» не потерял своей актуальности и сегодня. Читать и учить его задают в классе на уроке литературы. Скачать полностью стихотворение можно на нашем сайте онлайн.

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери . Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и - будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
Сам Николай Алексеевич Некрасов на войне не был. Вопреки воле отца он отказался от карьеры военного.

Свои мысли и отношение к жизни писатель излагал на литературном поле боя. Те чувства, которые вызывали у него рассказы очевидцев, находили своё отражение в личных произведениях.

Эти произведения не описывали поле боя, но в не меньшей степени отражали страдания народа. А стихотворение, «Внимая ужасам войны» написано так, что оно останется актуальным для любого времени, сколько бы лет ни прошло с момента его написания.

История написания стихотворения

До сегодняшнего дня остаётся открытым вопрос, в каком коду было написано произведение. Большинство литераторов склонны относить его к 1855 году. Но многие считают, что это 1856 год, в котором сразу же и увидело оно свет в журнале «Современник».

В это время шла Крымская война и многие представители русского дворянства принимали в ней участие. Так находился на передовой, молодой талантливый автор, Лев Николаевич Толстой. Несмотря на ужасы и тяготы осады, командуя батареей, он находил время для написания своих рассказов.

Находясь в Севастополе достаточно длительное время, с ноября 1854 по август 1855, молодой Лев Николаевич успел написать три рассказа о своих впечатлениях. Он их объединил в один цикл «Севастопольские рассказы». Эти рассказы были быстро напечатаны в «Современнике» и имели небывалый успех. Можно сказать, что Толстой освятил и показал все ужасы, как военный корреспондент. Но корреспондент не лишённый литературного таланта.

Конечно не только впечатления от «Севастопольских рассказов» помогло родиться небольшому, но такому сильному произведению, как «Внимая ужасам войны».

Николай Алексеевич имел своё мнение о солдатской судьбе. Отец его был военным. Сам он провёл своё детство вблизи с крестьянскими семьями и знал, что из их имения постоянно забирали солдат на службу. Законодательно отдавать долг отечеству мужчины должны были 25 лет. Ведь Россия постоянно принимала участие в военных компаниях. И далеко не все возвращались домой.

Когда Некрасов писал свой отзыв на третий рассказ Льва Толстого «Севастополь в августе 1855 года», он выразился так: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Так, под влиянием напряжённой военной обстановки, появилось это стихотворение.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Анализ стихотворения

Этот стих Некрасов написал от первого лица. Рассказчик будто обращается к читателям, как к друзьям, просто и понятно. Осуждая войну, он невольно призывает сопереживать всем, кого коснулась это тема. И особое место отведено матерям.

Как правило, основную мысль стихотворения поэт вкладывает в его название. Когда названия нет, в литературе принято называть стих по его первой строчке.

Очень часто поэты нарочно не дают своим произведениям названий, будто оставляя возможность читателю самому определиться с выбором. В данном случае первая строчка универсальна, и невозможно более точно и быстро погрузить читателя в небольшой рассказ об ужасах войны. Вероятно, поэтому Николай Алексеевич не стал давать стиху название.

Стих берёт за живое с первого слова. «Внимая» - значит, ощущая всеми возможными способами: слухом, зрением, мыслями, проникновением в самую суть. «Ужасы войны» - каждая новая жертва - это чья-то жизнь. Жизнь русского героя и защитника.

Страдают от потерь не только боевые расчёты, страдают все, кто знал погибшего героя. Товарищи по оружию, для которых военное братство было делом чести. Страдают близкие героя: жена, дети, другие родственники.

Неслучайно после четвёртой строчки поэт ставит многоточие. Рассказчик будто предлагает продолжить список возможных родственников и друзей, включая самого героя.

Это настоящее философское раздумье. Писатель не обвиняет никого в том, что со временем люди забудут о постигшем их горе - так устроен человек.

Товарищ воин и сам смотрит смерти в лицо каждый день.

Не служивый друг опечалится, но каждодневная суета сотрёт в его памяти портрет бывшего товарища.

Жена, конечно, будет горевать по-своему. Вероятно, вспоминать то время, которое когда-то объединило их в семью. Но каждодневные заботы о доме, о детях постепенно будут размывать образ любимого.

Дети могут вовсе не помнить своего отца, могут им гордиться.

И вот на фоне этих размытых горестей, поэт ярко рисует нераскрытый образ души, которая будет всё помнить до гроба. Рассказчик пока не говорит о ком идёт речь, но читателю и так всё становится понятно.

Автор подбирает слова, которые не могут оставить равнодушными. «Святые, искренние слёзы» - слёзы, которыми матери оплакивают своих сыновей, пропитывают глубокой скорбью всё повествование. Эти слёзы не выставляются на всеобщее обозрение. Писатель их «подсмотрел». Мать никогда не оправится от горя, которое выпало ей, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей». Такое фольклорное сравнение легко раскрывает замысел поэта. Ива всегда ассоциируется у русских с печалью, отчаянием, тоской, удручением. И Некрасов, как русский человек очень удачно взял это сравнение.

Крайне необычную метафору использует автор, в конце произведения: «кровавая нива». Обычно слово «нива» ассоциируется с созиданием, возрождением. Ведь нива - это плодородная земля, заботливо возделанная хлеборобом. Нива - это большое поле, которое позволяет человеку кормиться. А кровавая нива - это тоже огромное поле, только образ у него не созидательный, а разрушительный. Поле, усеянное не хлебом, а трупами - вот что рисует рассказчик в воображении читателя.

Основная мысль произведения

Основная идея - это протест против войны, протест против смерти и людского горя. Это призыв к миру и гуманизму.

Именно поэтому стихотворение написанное более 160 лет назад остаётся актуальным. Мы все сочувствуем родственникам, потерявшим своих близких в любых военных действиях.

Какой бы священной ни была война, она несёт горе и слёзы, и самые горькие слёзы - это слёзы матери, для которой её сын-герой остаётся просто ребёнком. Именно та, которая даёт жизнь, как никто понимает её ценность.

Через сочувствие к матери должно появиться желание действовать против военных действий, насилия, произвола, террора.

Жизнь стихотворения в наше время

Многие талантливые композиторы были вдохновлены проникновенными стихами «Внимая ужасам войны», и в разное время создавали песни и романсы. Одним из первых был русский композитор Цезарь Антонович Кюи.

Стихи, сильные по содержанию, написаны таким образом, что имеют особую напевность. Этому способствует и четырёхстопный ямб, и чередование рифмы мужской и женской.

Некоторые филармонические хоровые капеллы любят исполнять это произведение.

Чтобы убедиться в том, что стих живёт полной жизнью достаточно обратиться к интернету. «Внимая ужасам войны» читают малыши, молодёжь, взрослые, пенсионеры, простые чтецы и народные артисты.

Часто этот стих можно услышать в концертных программах, посвящённых дню победы или памяти о героях. Как правило, читают его тихим проникновенным голосом, на фоне спокойной лирической музыки.

И каждое такое прочтение - это дань таланту великого поэта, Николаю Алексеевичу Некрасову, который создал шедевр, способный затронуть самые тонкие струны человеческой души.


Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова

Русские поэты XIX века не так часто обращались к теме военных бедствий. Россия на протяжении всей своей истории была вынуждены вести постоянные войны. Основные потери несло крестьянское население, поэтому народное горе не слишком заботило господствующий класс. Некрасов одним из первых обратился в своем творчестве к страданиям простого народа. Он не мог обойти стороной и беды, причиняемые войнами. Ярким примером стало стихотворение «Внимая ужасам войны…» (1855 г.).

Некрасов утверждает, что любая война приносит огромное горе. Он понимает, что это неизбежно. Страдают друзья погибших, их жены и дети. Но поэт готов примириться с такими утратами. Ему не жалко даже «самого героя». Самым страшным он считает безутешное горе матерей. Никакая победа не может быть оправдана потерей своего родного сына. Некрасов считает, что только материнские слезы являются самыми «святыми, искренними». Даже самый близкий человек когда-нибудь сможет забыть о погибшем и начать новую жизнь. Но мать всегда будет помнить о том, кого она выносила под своим сердцем.

Любая женщина, в первую очередь, мать. Ее целью и смыслом существования становится рождения ребенка. Тем самым она поддерживает жизнь на всей планете. Это – основной человеческий закон. Люди сами стремятся к самоуничтожению. Смерть на войне противоестественна, поэтому любящая мать никогда с ней не смирится.

Некрасов одним из первых в русской поэзии поднял вопрос о необходимости войны. В его время было принято воспевать победы русской армии. Переживания относились только к тем людям, которые совершили посмертный подвиг. Поэт обратил внимание общества на то зло, которое несет война солдатским матерям. Даже всенародное ликование по поводу победы не сможет заглушить материнское горе.

Особое значение имеет время создания стихотворения. Можно было понять жертвы, принесенные во время Отечественной войны 1812 г., когда под угрозой была вся Россия. Но в этот период шла Крымская война, которая была непопулярна в народе. Даже сами солдаты не понимали, за что они погибают.

Тема, поднятая Некрасовым, получила большое развитие в последующие годы. К ней часто обращались знаменитые поэты и писатели. Она актуальна и в наше время. Всеобщий мир на Земле так и не достигнут. Войны не прекращаются и продолжают причинять страдания миллионам матерей.

Поделиться: