Страшный рассказ. Презентация к уроку литературного чтения. Тема Е.И.Чарушин "Страшный рассказ" презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему Автор рассказа страшный рассказ

Ход урока:

Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя. (Прикрепляю табличку «Писатель»)

Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных) – В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

Записываю на доске предположения

О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном)

Записываю предположения на доске

I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация) :

Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.

Предположите, о чём будет это произведение.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.

  • Шура и Петя остались одни;
  • у самого леса;
  • ни папы, ни мамы;
  • темно;
  • не страшно, не боялся;
  • кто-то топает;
  • закрылись с головой;
  • прижались друг к другу;
  • пришли (родители);
  • зажгли;
  • ёжик

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

II этап: Работа с текстом во время чтения :

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

«Чтение вслух с остановками ».

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

Почему мальчики остались одни?

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

Кто по стене может ползать?

Как вы думаете, дети сразу уснули?

Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

О чём говорили дети?

На самом деле им было страшно?

Словарная работа (по ходу чтения):

Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

- Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

Как повели себя мальчики? Прочитайте.

Почему мальчики спрятались?

Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? (Кто напугал мальчиков?)

Кто испугал ребят? (Ёжик)

Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа)

Что вы знаете о ежах?

Чем полезны ежи?

Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой . Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Выберите варианты:

Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

Физкультминутка:

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана

Чтение теста вслух с остановками до конца

…, прочитай текст до конца.

Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)

Как поступили с ежом мальчики?

Почему его уже потом никто не боялся?

Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?

III Работа с текстом после прочтения:

Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх.

Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина

Рассказ учителя о Е. Чарушине:

Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.

Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» - так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии.

(Показываю книги с рисунками Е. Чарушина, вывешиваю иллюстрации на доску)

Это только часть книг, которые иллюстрировал Чарушин.

А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а также про зверей, живущих в лесу.

Художник, который рисует животных, называется анималист. (Вывешиваю табличку)

Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)

А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?

Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ. (3-4 человека)

Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».

Игра « Завершите фразу»

Ребята, я говорю вам, начало фразы, а вы её продолжаете:

  • Будущий писатель полюбил природу, потому что …
  • Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...
  • Из его книг можно узнать о …
  • Художник, который рисует животных, называется…
  • Котёнка, который жил у Чарушиных дома звали...

Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

Соответствует ли название рассказа его содержанию?

Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137

Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

- Ёж - страшный зверёк? Почему дети его испугались?

Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Проверка и оценивание ЗУН:

Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.

После проверки теста:

- Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)

Рефлексия деятельности на уроке.

Составление коллективного синквейна «Ёжик»

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам.

Хищник.

Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников.

Слова – помощники на доске:

  • работал на уроке активно;
  • давал полные и правильные ответы на вопросы;
  • не допускал ошибок при чтении;
  • помогал товарищу;
  • был внимателен и сосредоточен;
  • использовал для ответа знания, полученные на других уроках;

За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.

Домашнее задание:

домашнее задание и задание по желанию.

– Подготовить краткий пересказ.

– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

– Подобрать к прочитанному тексту пословицы,

загадки.

– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

«Страшный рассказ» Евгения Чарушина

Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.

Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет.

В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает — шуршит…

Шура и говорит со своей кровати:

— Мне совсем и не страшно.

— Мне тоже совсем не страшно,- отвечает Петя с другой кровати.

— Мы воров не боимся,- говорит Шура.

— Людоедов тоже не боимся,- отвечает Петя.

— И тигров не боимся,- говорит Шура.

— Они сюда не придут,- отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами во полу: топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ…

Как бросится Петя к Шуре на кровать!

Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

— Не дыши,- говорит Шура Пете.

— Я не дышу.

Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп… А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали.

Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик! Он верно, из леса забрался в дом.

Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.

Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето.

Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

План рассказа «Страшный рассказ»

В курсе литературы 2 класса предлагается составить план рассказа Евгения Чарушина «Страшный рассказ». Предлагаем вашему вниманию такой план. Надеемся он поможет вам для выполнения данного задания.

  1. Шура и Петя остались одни.
  2. Кто-то зашуршал в сенях.
  3. Петя и Шура поняли, что шуршал ёжик.
  4. Ежик остался жить у ребят.

Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»

Цели:1. Обучающая: вызвать интерес к книгам и рисункам Чарушина.

2. Развивающая: развивать воображение, внимание, мышление.

3. Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к природе.

Оборудование: Портрет Е. И. Чарушина, выставка его книг и картин, музыкальный материал, пословицы.

Ход урока

I . Организационный момент

Учитель. Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме «О братьях наших меньших» под девизом «Оглянись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Дети читают девиз хором.

Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведение какого автора мы будем читать? О чём, о ком его книги?

Учитель. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.

В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трёхногим псом Бобкой.

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Откройте учебники и прочитайте название.

Дети читают «Страшный рассказ»

Учитель. Скажите, когда и почему бывает страшно?

Дети. Когда темно и когда одни дома.

Учитель. Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

II . Работа с текстом

Первичное чтение: 1-ю часть читают подготовленные ученики по ролям; 2-ю часть - учитель; 3-ю часть - подготовленные ученики.

Дети. Пете и Шуре было страшно, они же были одни.

Они услышали какие-то звуки в комнате, а ведь в комнате никого не было, здесь любой бы испугался.

Учитель. Какие незнакомые и непонятные слова встретились в тексте?

Дети. Слова «сени», «чулан».

Учитель. Сени - помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

Чулан - кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й абзацы «жужжащим» чтением.

Физминутка.

Гуси.

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро улетели.

Что узнали о мальчиках?

Дети. Они говорили, какие они смелые и ничего не боятся.

Учитель. Как называется разговор двух людей? Прочитайте диалог по ролям.

Дети читают диалог.

Как вели себя мальчики, когда им стало страшно?

Дети. Они бросились друг к другу и накрылись одеялом.

Дети. Тон - это загадочный, интригующий, взволнованный.

Темп - неспешный.

Громкость - тихо.

Чтение «эхо»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.

Самостоятельная работа. Работа в парах.

Подумайте над вопросами.

Что больше всего напугало ребят?

Как они чувствовали себя под одеялом?

Можно ли их назвать трусами?

Кто же напугал мальчиков?

Учитель. Прочитайте это предложение с радостью, с грустью, испугом, злостью, удивлением.

Смотрят - да это ёжик!

Учитель . Читаем третью часть «цепочкой». Подготовьте вопросы к этой части.

После чтения один ученик выходит к доске, а остальные задают ему вопросы по тексту.

Учитель. Ответьте на следующие вопросы.

1. Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?

2. Как вы думаете, почему Чарушин дал такое название своему рассказу?

Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.

Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.

Физминутка.

Игра с зайкой.

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика, поманили пальчиком:

«Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

Учитель. Какая из пословиц подходит к рассказу?

На смелого собака лает, а трусливого кусает

Бояться не надо, надо умом раскинуть.

С трусливым да болтливым в беду попадёшь.

Не будь овцой, так и волк не съест.

Пуганая ворона и куста боится.

У страха глаза велики.

Учитель открывает выставку картин.

Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А - ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

Дети рассматривают книги Е. И. Чарушина.

А сейчас я предлагаю вам загадки, но необычные, а музыкальные. Послушайте фрагмент и скажите, кого или что вы себе представили?

Звучит 1-й фрагмент - «Медведь».

В каком произведении читали о медведе?

Дети. Бианки. «Музыкант».

Звучит 2-й фрагмент - «Ёжик».

Учитель. В каком произведении встретились с ежом?

Дети. Чарушин. «Страшный рассказ».

Учитель. Что объединяет эти рассказы? О чём они заставляют задуматься?

III . Домашнее задание.

Составите книжку-малышку о любимом животном со своими рисунками.

Страшный рассказ

Евгений Чарушин
Страшный рассказ

Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает - шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!…

Шура и говорит со своей кровати:
- Мне совсем и не страшно.
- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.
- Мы воров не боимся, - говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.
- И тигров не боимся, - говорит Шура.
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
- Не дыши, - говорит Шура Пете.
- Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком.

Смотрят - да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

Евгений Чарушин
Страшный рассказ

Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче -- у самого леса, в маленьком домике . В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает -- шуршит; может быть -- таракан, а может быть -- кто другой!…
Шура и говорит со своей кровати:
- Мне совсем и не страшно.
- Мне тоже совсем не страшно, -- отвечает Петя с другой кровати.
- Мы воров не боимся, -- говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, -- отвечает Петя.
- И тигров не боимся, -- говорит Шура.
- Они сюда и не придут, -- отвечает Петя.
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат -- за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
- Не дыши, -- говорит Шура Пете.
- Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят -- да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ»

Работа Примо Леви, если это человек, является одним из величайших литературных произведений 20-го века. Свидетельствуя о величайшем преступном опыте в истории, автор вошел в линию величайшего. Мы организуем наше отражение в четырех частях. Мы увидим в первой части, что свидетельствование было необходимо для Примо Леви, затем во второй части мы изучим трудности показаний, затем в третьей части мы поговорим о написании свидетельства и, наконец, в четвертой и последней части, мы изучим последствия этого показания.

«Кадуйская средняя общеобразовательная школа №1»

Какими предложениями насыщено стихотворение?

Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку )

Автор предпочел постоянную интроспекцию в уме рассказчика, позволяя читателю полностью отождествлять себя с характером, видя только то, что видит рассказчик, иметь ощущение жизни на своей стороне. Но он часто оказывается обезоруженным фактами. Наконец, повествование, похоже, имеет некоторые поэтические аспекты. Адорно сказал, что после Аушвица «больше нельзя писать стихи». Леви не придерживался такого мнения: Мой опыт доказывает обратное. Ключевой вопрос: действительно ли поэзия имеет смысл в сердце нацистского концентрационного лагеря?

Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Пример отзыва о произведении Чарушина Страшный рассказ

Примо Леви особенно поражает тем, как он представляет эти события. На самом деле тон голоса рассказчика, иногда ироничный, часто полный грусти, но всегда теплый и взвешенный, создает поразительный контраст с зверством сообщенных событий. Поэтический аспект ощущается, например, с воскрешением Божественной комедии Данте. Наконец, это повествование автоматически является историческим свидетельством. Повествование по всей книге рассказывает об исторических фактах , как они имели место. Это свидетельство имеет автобиографический аспект, оно реагирует на мотивацию, на то, чтобы рассказывать другим о грустной истине, ее правде.

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это... (еж)

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала.

Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд )

А что вы знаете о ёжике?

Андрей Зеленин приготовил для вас сообщение об этом удивительном зверьке.

Примо Леви обращается к читателям с просьбой убедить и оправдать свою компанию. Изучив различные аспекты истории, мы можем подвергнуть сомнению ее последствия как для читателей, так и для самого автора. Последствия этого показания для автора или читателей не совпадают. Но мы также можем задаться вопросом, каковы были последствия, если это человек в литературе. Во-первых, последствия написания этого свидетельства были для автора прежде всего освобождением. Примо Леви почувствовал необходимость написать о том, что он жил в лагере Освенцим.

Писать было для него надеждой на выживание. Более того, было моральным делом сказать правду, для него важно, чтобы его читатели понимали, чтобы не повторять ошибок прошлого. Для Примо Леви письменность была также средством обмена с другими людьми, которых в лагере не хватало, где было «все для себя». Наконец, рассказать, что этот эпизод его жизни был большим освобождением для Примо Леви, потому что он чувствовал глубокую вину за то, что выжил. Он закончит свои дни, без сомнения, ошеломленный весом памяти и виной.

Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки жёлтого цвета.

(Слайд)

Н. Рубцов

Хитрый Лис и умная Уточка”

М. Пришвин

Страшный рассказ”

В. Бивнки

“Ребята и утята”

Е. Чарушин

“Про зайца”

Затем последствия показаний читателей были разнообразными. Обращаясь непосредственно к читателю, у Леви была цель: передать жестокую истину концентрационных и уничтожающих лагерей. У него была прежде всего нравственная цель. Таким образом, через чтение Если человек, который читатели узнают об ужасе нацистского режима и, таким образом, не допустит тех же ошибок и больше не будет совершать те же преступления. Это также способ не забывать. Чтобы история не повторялась, необходимо сообщить всем, что произошло в лагерях, и передать следующим поколениям память о евреях, погибших в концентрационных лагерях.

Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом)

Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом ) (“ Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд )

Познакомиться... (работа со слайдом ) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

Учиться правильно ... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

Проанализировать ... (новое произведение).

IV. Работа по теме урока .

Ну, а сейчас мы перейдём к первой задаче урока и узнаем о жизни Евгения Чарушина. (слайд) Ваши одноклассники подготовили для вас сообщение

1. Биографические сведения о Е.Чарушине.

(Сущёва П.)

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (ныне Киров) 11 ноября 1901 года в семье известного русского художника – архитектора. Отец его много путешествовал и часто брал с собой сынишку. Первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю.

(Сазонова Т.)

Отец дал мальчику первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу. Мальчик очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлики. На день рождения отец сыну дарил книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он вооброжал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях.

(Лазарева Алёна)

Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни. К Чарушину известность пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги Пришвина, Бианки, Маршака, Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, и их повадках.

2. Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно– «Страшный рассказ». Признаюсь, что прочитав название, я немного испугалась, но потом..., А что потом мы с вами и узнаем. Давайте сделаем прогноз.

«Стратегия ключевых слов» Посмотрите на экран. Перед вами опорные слова из рассказа.

    остались одни;

    у самого леса;

    ни папы, ни мамы;

    темно;

    не страшно, не боялся;

    кто-то топает;

    закрылись с головой;

    прижались друг к другу;

    пришли (родители);

    зажгли; ёжик

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Было ли вам когда-либо страшно?

Попробуйте предположить, о чем может пойти речь?

Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

- А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный им.

3. Работа с текстом во время чтения :

А) Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений.

(Чтение текста учителем)

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

4. Физминутка

Б) «Чтение вслух с остановками» и анализ текста.

Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.

Почему мальчики остались одни?

Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает – шуршит…

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

Кто по стене может ползать?

Как вы думаете, дети сразу уснули?

Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

Прочитайте разговор мальчиков.

Шура и говорит со своей кровати:
- Мне совсем и не страшно.

- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.

- Мы воров не боимся, - говорит Шура.

- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.

- И тигров не боимся, - говорит Шура.

- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.

О чём говорили дети?

На самом деле им было страшно?

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....

Словарная работа (по ходу чтения): (Слайд)

Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

- Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

Как повели себя мальчики? Давайте прочитаем.

Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

Не дыши, -- говорит Шура Пете.
- Я не дышу.

Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп... А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.

Почему мальчики спрятались?

Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? (Кто напугал мальчиков?)

Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят - да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.

Кто испугал ребят? (Ёжик)

Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой . Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Выберите варианты:

Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа?

Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.

. - Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана (слайд)

Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)

Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

Чтение теста вслух с остановками до конца

Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

- Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

Как поступили с ежом мальчики?

Почему его уже потом никто не боялся?

Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?

Справились ли мы с поставленными задачами?

5. Работа с текстом после прочтения:

Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

Чтение диалога по ролям.

(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

Смелость – это способность перебороть страх.

Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

- А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 12) “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)

6. Работа с планом рассказа (в группе) .

Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

(Проверка)

7. Подведение итогов урока .

Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. Перед вами утверждения. Если они верны – хлопаем в ладоши, если нет, то топаем ногами.

1. Мальчиков звали Шура и Петя.

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

8. Рефлексия .

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

9. Домашнее задание .

Подготовить пересказ по плану стр. 97-98.

Последние материалы раздела:

У огородников весна начинается в середине зимы, уже тогда начинают закупать семена и выбирать сорта. Что сеять в феврале на рассаду, какие овощи и...


Многих дачников интересует вопрос о том, какие цветы сеять на рассаду в феврале. Специалисты сходятся во мнении, что этот месяц - наиболее удачное...


Семена редких сортов томатов можно приобрести у частных селекционеров и коллекционеров, которые занимаются выведением новых или сохранением уже...

Поделиться: