Стиль мемфис ы графике история. Стиль мемфис: что это и при чем здесь Боб Дилан. После распада группы

Хороший дизайн, как принято думать, — простые линии, четкая форма, которая отражает содержание, функциональность, сдержанность, элегантность, — вещь, говорящая о хорошем вкусе владельца.

Все это так.

Изначально, за эту идею боролись лучшие умы в конце 19 века, за концепцию ухода от уродливого декорирование стремительно развивающейся индустриализации к эстетики функциональности.

1. Джордж Сауден (George J. Sowden) , Кабинет «Антибы» дизайнера, 1981. 2. Микеле де Лукки ( Michele de Lucchi) , Фламинго , 1984, прикроватный столик ламинат, полированное дерево

Но все хорошо в меру, когда-то и прекрасные манеры наскучивают так, что хочется похулиганить.

Миланская Выставка Arc’74 1981 года открылась с шокирующего публику стенда творческой группы «Мемфис». Не смотря на неоднозначную оценку и непринятие некоторых критиков, чтобы посмотреть на новую концепцию, собралась очередь.

Сочетание ярких цветов, простых геометрических форм и «не благородных» материалов было дико для неподготовленной публики. Но, тем не менее, вызвало интерес и стало началом из популярности, продолжавшейся более шести лет.

За короткий период был сделан переворот в сознании, оглушительный успех, заказы, интерес у коллекционеров и полное забвение.

А началось все в апартаментах как раз Эторре Сотссас (Ettore Sottsass) (1917-2007) — известного итальянского архитектора и дизайнера под заевшую мелодию Боба Дилана «Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая множество раз проигрывалась во время встречи творческих людей. Так и образовалось название объединения дизайнеров.

Сама фигура основателя и его творческий путь примечательны.

В начале своей карьеры он был под впечатлением масштабов массового производства в Америке. Ее ухоженных одинаковых пригородов. В 1961 году он совершил путешествие в Индию и был поражен местной архитектурой, стены расписывались чистыми и контрастным цветами.

Дома в Южной Индии. фото c www.pinterest.com

Он был впечатлен, что жители Южной Индии живут так, не по тому что должны показывать материальный достаток или продвинутые технологии, а что презентовать свою духовность.

Питер Шир (Peter Shire) , диван «Big Sur», 1986

Итак,подойдя к началу 80 х уже известным архитектуром и дизайнером в свои 60, он собрал вокруг себе двадцатилетних молодых будущих звезд. Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves).

Дизайнеры выражали свои идеи как хотели, но в этой абсолютной анархии были свои принципы — это смелое использование материалов, смещение фактур и форм, микс стилей. Отличительной чертой «Мемфиса», было то, что он был прежде всего остроумен и нес настроение некоторого легкомыслия «Don’t be so serious!»

Мартин Бедин (Martine Bedin) (род. 1957) «Супер» Лампа. Разработан 1981 год. Лакированный стекловолокно, металл, резина. Изображение Sotheby’s

Кипучая, молодая энергия, которой наполнены работы Мемфис стала в какой то степени первопроходцем, открывшемся дорогу постмодернистическим и антифункциональным дизайнерским направлениям Европы.

Через 30 лет после роспуска группы, интерес к художественному наследию дизайнеров вновь вернулся, особенно в смежных областях — мода, оформление витрин, графический дизайн.

Всемирно известный модельер Карл Лагерфельд, обставил интерьер своих шикарных апартаментов в Монте Карло арт объектами группы Мемфис.

Карл Лагерфельд в своей резиденции в Монте Карло. Этторе Сотсасс , книжный шкаф «Сувретта». Джордж Джеймс Соуден , «Неизвестный» стол. Мишель Де Лучи , «Ривьера».
Этторе Сотсасс , напольная лампа «Тритопс». Фото © Жак Шумахер

Питер Шир (Peter Shire) , Bel Air (armchair), 1982, дерево и хлопок. Частная коллекция Dixon Gallery and Gardens

На выставке были представлены работы Сотссас ’ 1981 беверли кабинет облицованный зеленой желтой змеиной кожей с дверцами из коричневой текстурой панциря черепахи книжный стеллаж.

Sowden’s 1981 Oberoi кресло комбинированные помидорно красной обивкой и голубыми ножками. Nathalie du Pasquier’s розово черное мозаичное принт в стиле потертых 50 х. Martine Bedin’s 1981 Superlamp напоминающей подсвеченную таксу с многоцветными лампочками, обрамленными богато окрашенные стекловолоконными арками.
Команда Мемфис позировала для коллективного портрета расслаблено сидящим в Арт объекте, созданным напоминающе м полу- боксерский ринг и полу -детский манеж с монохромным подиумом в полоску с пастельно розовыми веревками. И белыми лампами в каждом углу, спроектированные Умеда (Masanori Umeda).

Но последним заключительным штрихом стало приглашение на открытие выставки: открытка дизайнера Paccagnella, изображающая зевающего динозавра на фоне расцарапанного неба.

Немудрено, что эмоции публики зашкалили и разделились. И как писал Jasper Morrison , вспоминая те события, это было как «покрыться холодным потом», как «состояние шока и паники» , странное чувство, когда вы освобождается идя полностью против правил.

Предметы из коллекции мебели Memphis на аукционе Дэвида Боуи на Sotheby’s, включая диван Peter Shire, «Big Sur» Sofa , 1986

Идеи, так ярко и стремительно пронесшиеся тогда, возвращаются вновь. Интерес декораторов, оформителей, графических дизайнеров не ослабевает, наоборот, сюда они обращаются за, как это не странно звучит, за новыми и свежими идеями, за смелыми решениями как композиционными, так и цветовыми.

И др. Отрицая «хороший вкус», буржуазность и консьюмеризм, ориентируясь на повседневность, авторы «Мемфиса» использовали недорогие материалы (ламинат из баров и кафе), увлекались комиксами, коллажами, асимметричными формами, открытым цветом. Большинство объектов «Мемфис» напоминает игрушки: веселая игра, свобода, анархия - тема их антидизайна - алогичного, антимодернистского, оригинального.

Для мемфицистов форма не должна была следовать функции. Они выставляли прототипы, что стало обычным для дизайнерских показов благодаря «Мемфис». Раньше каждый предлагаемый предмет мебели должен был быть готов к массовому производству, поэтому производители мало рисковали ради нового.

Первым преданным поклонником группы считается : свою тогдашнюю квартиру в Монте-Карло он обставил исключительно произведениями мемфицистов. После 2007 года, когда Соттсасс умер, «Мемфис» начал «ползти» обратно в мир дизайна. В 2014 году американский бренд попросил создать для него коллекцию. В том же году София Коппола призналась, что была одержима «Мемфисом» в молодости. В ноябре 2017 семья продала его коллекцию произведений искусства на , где выяснилось, что Боуи собрал более 400 произведений мемфицистов, после того, как познакомился с Соттсассом в 80-х.

Одной из главных и самых молодых участниц Memphis была француженка . В интервью она ответила на вопросы Алины Пинской: «Мы встретились в парижской квартире Мартин, - рассказывает Алина. - Идеалист, занимающийся только своим любимым делом, она производит впечатление человека независимого и живущего в согласии с самой собой. Ее отличают легкость и юношеское восприятие мира, но так же сила характера вместе с категоричностью суждений.

Дизайнер Мартин Бедан.

галерист, блогер

Искусствовед, куратор, основатель галереи «Палисандр». Специализация - послевоенный дизайн и абстрактная живопись второй половины ХХ века.

«Мартин Бедан носит в себе непрекращающийся невинный кураж, который в конечном итоге становится символом свободы, светящейся и прозрачной». Этторе Соттсасс.

Рульмана наших дней не существует? Думаю, что есть прекрасные мастера, очень сконцентрированные на работе, делающие исключительную мебель. , например. Эпоха большой спекуляции в дизайне закончилась - умерла. Когда продавали вещи «Мемфиса» из коллекции Дэвида Боуи - ясное дело, что покупали прежде всего царапины Боуи на предметах, а не сами предметы.

«Мемфис» - протест против элитарности? Нет, ведь если мы считаем себя интеллектуалами, мы автоматически становимся частью элиты. Это был протест против рынка, генерирующего потребление. Маленькая группа людей всех возрастов: и мне было по 20, за 60, мы объединились с целью создания дизайна в некой манере «сопротивления» идеям маркетинга и моды. Объекты радикальных дизайнеров близки по духу искусству . Нефункциональные безумства, вроде лампы в виде подушки для иголок. Но проблема в том, что «Мемфис» стал ультрамодным. Наш протест вдруг создал вещи-иконы. Они никогда не были сверх-коммерческими, но все пошло вразрез с нашей первоначальной идеей... Мы так же были очень близки концептуализму: к примеру, рисовал стулья из соломы, которые надо было поджечь, прежде чем сесть.

Как же мы можем «радикализироваться» в наше время? Ничего не покупать (смеется).

Ковер Riveria, Натали дю Паскье. Эстимейт 800 –1 200 ф. ст. Продан за 27 500 ф. ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

«Думаю, эпоха большой спекуляции в дизайне закончилась - умерла.»

Скажите, как случаются такие «группировки»? Как это соотносится с индивидуализмом, присущим всем творческим личностям? Тогда в Милане было четыре-пять крупных дизайнеров. был еще жив, я была знакома с ним, но он уже почти не работал. Был Акилле Кастильони, был Соттсасс (который тогда, в основном, работал для Olivetti). Были и , более молодой , - интеллектуал, издававший журналы Casabella и потом Domus. И была молодежь, вроде меня. Я уехала изучать архитектуру во Флоренцию в 18 лет и примкнула к радикальному движению Superstudio еще до «Мемфиса». Тогда уже существовали «Архизум» в Италии, «Архиграм» в Англии - очень европейские явления, бунт против тоталитаризма индустрии, маркетинга, потребления. Почти все члены «Мемфиса» знали друг друга. , как и я, например, тоже учился во Флоренции.

Стулья Riviera, диз. Микеле де Лукки. Эстимейт 500–700. ф. ст. Проданы за 8 125 ф. ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

Нас пригласили выставиться в миланском Триеннале в 1977 году. Там я и познакомилась с Соттсассом. И тогда же нарисовала лампу Super, сделав макет из картона, поскольку на большее не было денег. Соттсасс спросил меня: «Tu qui sei?» («А ты кто такая?») , на что я ответила: «Я - никто, а ты кто?». Вот так я, в 20 лет, студенткой, как и другие молодые дизайнеры, отправилась в Милан работать с Сотсассом. Денег у него не было - нам не платили. Питались сосисками и развлекались. К тому же у многих были дополнительные занятия - я вот, к примеру, писала для французских изданий. Можно сказать, что это была группа «выживающей» молодежи вокруг Соттсасса. Мы были очень счастливы вместе с ним.

Диван Lido, диз. Микеле де Лукки. Эстимейт 1,5–2000. ф. ст. Продан за 16 260 ф. ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

Как-то раз все поехали на Корсику в мой семейный дом. Вооруженные тетрадками мы много рисовали - объекты, мебель. Однажды разложили на полу рисунки, а Соттсасс сказал: «Надо что-то с этим делать!». Вернувшись с рисунками в Милан мы, под песню Боба Дилана Stuck Inside of Mobile With The Memphis Blues Again , выбрали название «Мемфис»… Наше сообщество было очень закрытым. Я тогда жила вместе с Микеле де Лукки, Натали (дю Паскье) - с Джорджем Соуденом. Это было что-то вроде киббуца.

Чайник Colorado, диз. Марко Занини. Эстимейт 300–500 ф.ст. Продан за 10 625 ф. ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

В 1990 я покинула Милан, но мы всегда оставались на связи. И до сих пор это так. Микеле (Микеле де Луки 12 лет был мужем Мартин Бедан) и сейчас может меня спросить «Нет ли новостей от Натали? Три месяца ее не видел». С Барбарой (Барбара Радиче, жена Этторе Соттсасса, журналист и «летописец» объединения) мы тоже постоянно общаемся.

Книжный шкаф Adesso Pero, диз. Этторе Соттcасс. Эстимейт 5–7 тыс. ф. ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

Почему в группе были только две женщины (если не считать Барбару Радиче)? Группа была очень закрытой. вначале тоже была с нами. Мы жили в одном районе, работали в одном подвале, вместе мерзли в офисе Этторе. Это была семейная история и, конечно, это был чистый авангард. Как поезд: если он мчиться без остановок, никто не может в него впрыгнуть или сойти. Многие хотели присоединиться, присылали рисунки. И никто не говорил «нет», просто то, что присылали, было копированием «Мемфиса»… Мы решили прекратить, когда начали повторять сами себя - концепция размылась и это уже не было авангардом.

Обеденный стол Madras, диз. Натали дю Паскье. Эстимейт 1–1,5 тыс. ф. ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

Какая была обстановка в группе? Были ли те, с кем вам было легче работать, и наоборот? Мы были вроде рок-группы: много развлекались, устраивали вечеринки. Каждый рисовал что-то в своем углу, потом мы показывали друг другу. Соттсасс был интеллектуальным центром, дирижером. Очень организованным, сильным духовно. Экстраординарным. В то же время закрытым - не особо любил знакомиться с новыми людьми.

Вазы Orinoco, диз. Масанори Умеда. Эстимейт 400-600 ф. ст. Проданы за 6250 ф.ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

А японцы тоже были «рокерами»? Трудно представить. Расскажите о них. Умеда прислал Соттсассу телеграмму со словами: «Я студент из Японии, хочу работать с вами. Приеду после лета». Соттсасс тогда не понял, зачем так долго тянуть, ведь на дворе был только февраль. Но Умеда пояснил, что приплывет на корабле, а зимой это небезопасно, поэтому сядет он корабль в июне, а будет у нас только в сентябре. Он был очень забавным. Стеснительным. не жил с нами - он периодически высылал свои рисунки. А вот стал близким другом, частью моей семьи, он приезжал в Милан. Был таким же как мы - любил выпивать, танцевать. С ним отношения были особо глубокие.

Светильник Super, диз. Мартин Бедан. Эстимейт 250–350 ф. ст. Продан 11 250 ф. ст. Sotheby"s. Коллекция Дэвида Боуи.

Как появилась лампа Super? Во время учебы во Флоренции я начала придумывать объекты. Поняла, что они должны быть «другими», как некие вирусы: помещаешь вещь в пространство, и она «заряжает» его собой. Мой отец был инженером-проектировщиком. Я обожала все связанное с технологией, механикой, лампочками и пр. Кроме того, я всегда путешествовала, жила в постоянных перемещениях… Вот мне и пришла в голову идея светильника, который можно взять с собой. Моя большая лампа с «маленьким» названием Lampe de Poche (карманный фонарик) появилась на бумаге во времена «Мемфиса», но была впервые издана тиражом шесть экземпляров только недавно. Название выбирала не я. Когда мы делали первую выставку «Мемфиса», было голосование. Не помню, чья это была идея, но мы решили давать своим творениям имена отелей, в которых останавливались. Я помню этот отель Super в Нью-Дели. Оттуда же Сarlton (знаменитая этажерка Соттсасса, - прим. ред.) и т.д. И да, если вы хотите найти аутентичный, первый вариант моей лампы, 1981 или 1982 года, то корпус был металлический, не пластиковый.

Стеллаж Carlton, диз. Этторе Соттcасс. Эстимейт 5–7 тыс. ф. ст.

Какие у вас любимые предметы «Мемфис»? У меня есть две вещи - стол Кураматы из терраццо и еще один маленький столик Этторе. Есть и другие объекты Этторе, но не времени «Мемфис».

Стол Kyoto, диз. Широ Курамато. Memphis. Терраццо.

У коллекционеров есть интерес к оригинальным предметам «Мемфис». Как их отличить? На объектах «Мемфис» 1981 года есть лейблы, прикрученные двумя маленькими шурупами. Понятно, что они уже очень потрепаны. Если же таблички новые - это не раннее издание. И еще одна очень важная деталь для идентификации первых вещей - при ближайшем рассмотрении поверхности видны... заламинированные комары. Мы делали эти вещи летом недалеко от Турина и там были полчища комаров (смеется) . Но помните, главное в предмете - это не лейбл, а мысль дизайнера.

Хотели бы поприветствовать всех читателей HDInterior в новом 2013 году, и начать его с небольшого рассказа о революционерах и новаторах в дизайне конца прошлого тысячелетия, знаменитой творческой группе «Мемфис».

Бум дизайна 80-х годов привел к заметному росту его роли в современной предпринимательской политике. В это время темпы культурного и технического развития общества значительно ускорились, а дизайн - дитя промышленной революции - стал во главе всех культурных изменений. И если раньше он был одним из последних средств в руках производителей, то уже в 80-х годах стал естественной составляющей фирменного стиля и равноправной частью культуры.

Дизайн 80-х годов - это, прежде всего, стиль «Мемфис». Стиль «Мемфис» (а изначально группа «Мемфис») обращался к разработкам поп-арта, китчу 50-х годов, Art Deco, критиковал абсурдность дизайна «хорошего вкуса», на место чего он ставил свободу творческого потенциала. Постмодернистское время, в котором модой стал сам темп смены мод, ее динамичность, переменчивость, сформировало задачи, которыми занялись дизайнеры «Мемфиса».

В 1981 году группу основал гуру своего времени - Эторе Соттсасс. Группа была интернациональной и объединяла творчество итальянцев Микеле Де Лукки, Алессандро Медини, Андрэ Бранзи, японцев Широ Кураматы и Массанори Умеды, а также австрийца Ханса Холляйна, американца Питера Шир и испанца Хавьера Марискаля. Территориально она находилась в Милане.

Новый стиль сразу же начал претендовать на звание «нового международного стиля». Ориентируясь на повседневную жизнь и стремясь полностью реструктурировать понятие «классического» жилища, группа «Мемфис» переносила цветной ламинат из баров, кафе-мороженных и других публичных мест в жилые дома, постулируя этим полнейшую анархию в дизайне. В декоре активно использовались комиксы, коллажи, кадры из культовых фильмов, элементы панк-культуры.

Весь интерьер был выстроен по принципу хаоса. Подобные трюки служили метафорой вульгарности, игрой в «хороший вкус», были забавными, но в то же время притягивали и завораживали зрителя. Кричащие цвета, контрастность, парадоксальные, асимметричные формы, визуальный шум - новые выразительные средства, положенные в основу «Мемфиса».

Ключевым словом стала игра . Игра с красками, формами, фактурами и материалами - все гротескное, балансирующее между принятием и маргинезом. Зритель тоже был в игре, оказавшись в интерьере, который представлял площадку для игр.

«Играючи» таким образом, Соттсасс и сотоварищи искали новые выразительные средства, практичные, недорогие и качественные материалы, технологичные решения. Это был сознательный отказ от производственного конвейера и погони за высокими продажами и ростом прибыли. И дизайнерский посыл «Мемфис» был услышан: уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие компании, как Brionvega, Мandelli, Wella, что значило появление оригинальных моделей предметов повседневного спроса.

Большинство объектов группы напоминало детские игрушки огромных размеров, которые в хаотичном порядке заполняли пространство помещений, выступая знаками раскрепощенности, вседозволенности, мобильности эпохи постмодернизма. Острота жеста, смелая, а иногда даже дерзкая игра материалами, фактурами, формами, полное смешение стилей - все это «Мемфис» смело вобрал в себя и выпустил в массы. Стиль «Мемфис» сравнивают со своеобразным сленгом, который часто может быть вульгарным, неприличным, но всегда выразительный и запоминающий.

В середине 80-х этот стиль стал заметным явлением в мировом дизайне. Невероятная популярность группы выступила отправным пунктом для развития «нового дизайна», свободного от жесткой диктатуры индустрии и вынужденного рационализма. «Мемфис» задал стилистику постмодернистского дизайна, смешав темы, цитируя стили прошлого, порождая гибридные объекты.

Осознавая временность своего метода и изменчивость приходящей/уходящей моды, Соттсасс распустил участников группы, когда их популярность начала падать. Впрочем, краткосрочное существование феномена «Мемфис», не повлияло на его значение для создания интернационального стиля дизайна постмодернизма.

«Мемфис» проложил путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые позже распространились в Германии, Испании, Франции, Великобритании и сформировали «новый дизайн». Имея свои особенности в разных странах, общим была яркая репрезентация в предметном формообразовании веяний моды, голосов большого города, субкультурных особенностей, из чего создавался невероятный миш-маш, который разборчиво и внятно говорил о своевременности своего существования.

Текст: Анастасия Ткаченко, специально для HDInterior

Использованные материалы:

Михайлов С. История дизайна. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. Том 2. — М., 2003.

Love it or loathe it, Memphis style with its color and kitsch is back

Сайт Memphis


Боксерский ринг, или подиум для сидения и лежания, Масарони Умеда, 1981 (Design Museum, Лондон). На заднем плане - фото группы состава 1981 года в Tawarayua


Du Pasquier lamps, Эторе Соттсасс, Питер Шир


Superlamp, Мартине Бедине, 1981


Carlton cabinet, Этторе Соттсасс, 1981 (Design Museum, Лондон)


Книжный шкаф, Этторе Соттсасс, 1981



Beverly desk, 1981, Этторе Соттсасс (Design Museum, Лондон)


Sideboard, Этторе Соттсасс, 1982


D`Antibes cabinet, Джордж Соуден, 1981 (Design Museum, Лондон)


Инсталляция Hommage в честь 30-летия Memphis, созданная в Музее Дизайна в куполе Бакминстера Фуллера, Вайль-на Рейне, Германия, 2011

Memphis

декабрь 1980, Милан, италия

Легендарная дизайн-группа, чья разноцветная мебель и узнаваемый стиль
из 80-х снова набирают популярность.

Омар Соса

Арт-директор журнала Apartamento

Омар Соса - арт-директор известного журнала об интерьерном дизайне Apartamento, который он основал в 2008 году вместе со своим другом, фотографом Начо Алегре. Apartamento выпускает собственные книги и сотрудничает с производителями канцелярии.

Стиль Memphis

Мне всегда нравилось то, что делала группа Memphis, но сейчас их дизайн стал еще более популярным. Наверное, это связано с модой на 1980-е - эстетика Memphis очень повлияла на стиль тех лет, хотя группа и просуществовала совсем недолго. Меня восхищает, что все члены группы

работали в одном стиле - практически невозможно отличить произведения одного дизайнера от другого. Конечно, участники Memphis убили бы меня за то, что я это сказал, но их дизайн кажется очень унифицированным, если ты не изучал эту тему.





У всех членов Memphis был разный бэкграунд: некоторые были художниками, некоторые - архитекторами, другие - дизайнерами, и поэтому проекты группы были такими интересными. Конечно, мебель Memphis была не очень практичной. Если сказать, что дизайн - это решение проблем, то Memphis нельзя считать дизайном. Но дизайн - это ещё и определенный стиль, а иногда и историческая ценность - и тогда проекты Memphis можно назвать важной главой в истории дизайна. Значение группы для современного искусства тоже нельзя отрицать.

Натали дю Паскье и Apartamento

Паттернами и текстурами в Memphis занималась Натали Дю Паскье. Я случайно наткнулся на какие-то работы Натали в интернете и сразу показал их Начо Алегре, с которым мы делаем Apartamento. Мы попытались узнать больше о ее творчестве, и я увидел картины Натали с изображением повседневных предметов - композициями с посудой, телефоном, какими-то обычными вещами. Особенно здорово рассматривать ее работы вживую: она изображает все предметы в 2-3 раза больше натурального размера. Рисунки Натали очень тонкие и выбор цветов тоже хорош.


Отличить произведения одного дизайнера Memphis от другого почти невозможно

Год спустя мы начали работать вместе над проектом для японского бренда MARK"S . Apartamento выпустил блокноты с пластиковыми обложками, на которых изображены работы трех авторов: Натали дю Паскье, Эли Кишимото и Бертьяна Пота. На самом деле, я мало участвую в наших проектах - Натали рисует и придумывает все сама. Она очень быстро работает - пишет картины каждый день, а когда не занимается живописью, рисует или придумывает какой-нибудь проект.

Меня поражает, что она почти не тратит время на раздумья - она сразу делает, не планируя все слишком долго. Это потрясающе, потому что я работаю совсем по-другому: я долго обсуждаю все с клиентом, потом обдумываю бюджет - получается очень много согласований, а Натали делает все моментально.

После распада группы

После распада Memphis все члены группы, кроме Этторе Соттсасса, который, к сожалению, умер в 2007 году, продолжают заниматься дизайном - причем часто они делают совсем другие вещи. Например, Джордж Соуден придумывает для своего бренда Sowden очень минималистичные заварочные чайники и пытается создать идеальные фильтры - это не только дизайн, но и технологии. Натали занималась дизайном только несколько лет в течении 1980-х (после распада Memphis oна полностью посвятила себя живописи) и с того времени осталось сотни набросков.

Будучи частью Memphis, она придумала очень много дизайн-проектов, и их почти никто не видел. Натали придумывала удивительную мебель, но ее проекты - это скорее иллюстрации. Она не продумывала мебель так, как это мог бы делать промышленный дизайнер, и поэтому реализованы были только самые сдержанные проекты, а сумасшедшие остались на бумаге. Она показывала мне целые чемоданы, забитые ее работами - это удивительно! Мне кажется, что сейчас мы можем дать им вторую жизнь.

Memphis: Таймлайн

В конце декабря 1980-го года 64-летний итальнский архитектор и бывший арт-директор Olivetti Этторе Соттсас собирает в своей миланской квартире молодых дизайнеров: Микеле де Лукки, Мартин Беден, Альдо Чибич, Маттео Тун и Марко Занини и рассказывает о своих планах запустить линию мебели. Появляется Memphis - дизайн-группа, состояющая из Соттсасса и молодых авторов. Через несколько месяцев к ней присоединяется Натали дю Паскье и Джордж Соуден.

18 сентября открывается выставка Memphis в миланском шоуруме Arc’74. Среди других объектов, на выставке представлена лампа Superlamp Мартин Беден, которая потом станет одним из самых узнаваемых произведений группы. Также на миланской выставке показывают Carlton - знаменитый разноцветный шкаф Этторе Соттсасса. Шоу имеет огромный успех.

Выходит книга Memphis: The New International Style, в которой изложены основные идеи дизайн-группы.

Сегодня для тех, кому хочется нестандартного и яркого - немного о стиле мемфис .

Сразу оговорюсь: эти интерьеры - точно не для жизни (хотя уверена, найдутся и те, кто сможет в них комфортно существовать). Скорее, они для того, чтобы полюбоваться (или удивиться и даже ужаснуться) и взять на заметку отдельные идеи и приемы.

Лично мне нравятся в нем две черты: чистые цвета (пастельные или яркие) и такие же чистые, четкие формы и линии. Оторваться от этих картинок сложно. Но вообще-то мемфис - не столько об эстетике, сколько о философии (как и все направления в искусстве). Об этом - ниже.


Почему философия и откуда вообще такое название? Это что, что-то из Древнего Египта? А вот и нет. "Мемфис" (Memphis) - это группа дизайнеров-постмодернистов, объединившихся 11 декабря 1980 года , чтобы взглянуть на дизайн как на смелый эксперимент.

В нее вошли Этторе Сотсасс, Андреа Бранци и Микеле Де Лукки . А название группе дала песня Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" - ее друзья слушали в тот вечер, сидя дома у Этторе. Как и все постмодернисты, члены группы "Мемфис" стремились уйти от общепринятых стандартов и противопоставляли себя "хорошему вкусу" в его традиционном понимании.

С помощью чего они это делали? Эксперименты! Эксперименты с чем угодно: формой, цветом, материалом, фактурой. Но кое-что все-таки объединяло все эти предметы и интерьеры (конечно, ведь иначе и стиля бы не существовало): формы - геометрические, цвета - яркие, материалы - высокотехнологичные, орнаменты - контрастные и пестрые . А еще использование так называемых "тотемов" - вот таких конструкций:


"Мемфис" просуществовал до 1988 года. За эти 8 лет дизайнеры успели создать несколько предметов, ставших культовыми: кресло Bel Air ...

Кровать в виде боксерского ринга Tawaraya Ring ...


И стул First .


И еще несколько примеров:



Поделиться: