Способы оптического смешения цветов. Теория цвета: смешение цветов. Цвет яичной скорлупы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смешение цветов

Все видимые нами в естественных условиях цвета являются результатом оптического смешения цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.

Оптическое смешение. Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части -- цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В цветоведении цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

Основные цвета в оптическом смешении -- красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов -- красный, синий и желтый.

Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Например, лимонно-желтый и ультрамариново-синий, оранжевый и голубой.

Первый закон смешения цветов

Для каждого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов, взаимно нейтрализующие друг друга, называют дополнительными. К красному дополнителен зеленый, к голубому - оранжевый, к желтому - фиолетовый. Все пары дополнительных цветов в цветовом круге лежат на противоположных концах диаметров.

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет.

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.

Участки экрана, освещенные одновременно синим и зелеными цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного. Существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать при создании любой композиции, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи -- пуантилизму (от французского слова «пуант» -- точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета. Смешивая таким образом оранжевый с фиолетовым, получим темно-розовый, зеленый с оранжевым - желтый.

Второй закон смешения цветов

При оптическом смешении недополнительных цветов получаются новые цвета промежуточных цветовых тонов. Желтый и красный дают оранжевый, желтый и зеленый - желто-зеленый, синий и красный - фиолетовый.

Поверхности, покрытые мелкими мазками разного цвета, на некотором расстоянии воспринимаются как имеющие промежуточный цвет. Мазки чистого красного и синего цветов издалека кажутся фиолетовыми. При оптическом смешении двух цветов разной светлоты видимый цвет будет иметь среднюю светлоту. Белая поверхность, покрытая мелким рисунком, воспринимается с определенного расстояния как поверхность серого цвета.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокрашенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно смешанным.

Все цветные репродукции печатаются с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их. Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета.

Механическое смешение цветов. Механическое смешение происходит происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге или другом материале. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую.

Основным средством передачи цвета являются краски. Краски состоят из пигмента (мелко размолотых частиц различного по химическому составу и происхождению) и связующего вещества.

В зависимости от степени прозрачности краски принято делить на две группы: корпусные (кроющие), которые покрывают поверхность совершенно непрозрачным слоем, и прозрачные (лессировочные) краски, в красочном слое которых световой поток проходит насквозь, отражается от поверхности основы и вторично проходит сквозь красочный слой.

Основные понятия и определения пигментов

Пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способны образовывать с пленкообразователями защитные, декоративные ил декоративно-защитные покрытия.

Растворимые вещества, способные окрашивать другие материал, называют красителями.

Пигменты наполняют полимерные органические покрытия и придают им цвет, непрозрачность -- «укрывистость», увеличивают твердость атмосферостойкость, улучшают защитные, декоративные и другие свойства. Наряду с пигментами для наполнения полимерных плене применяют наполнители.

Наполнителями называют белые или слабоокрашенные высоко дисперсные природные или синтетические вещества, отличающиеся от пигментов более низким показателем преломления света (n 0 D = 1,45 - 1,75) Наполнители не обладают защитными и декоративными свойствами, не могут частично заменять дорогостоящие пигменты и улучшать свойства красок и покрытий. Наполнители часто выполняют специфическиие функции (например, изменяют реологические свойства красок, армирую пленки), поэтому иногда их называют функциональными пигментами или пигментами-наполнителями.

Пигментированными лакокрасочными материалами называют дисперсии пигментов и наполнителей в растворах или эмульсиях пленкообразующих веществ или их сухие смеси. Лакокрасочные материалы могут содержать также растворители, разбавители, пластификаторы, сиккативы отвердители и другие вспомогательные вещества. Пигментированные лакокрасочные материалы -- краски, эмали, грунтовки и шпатлевки предназначаются для образования окрашенных непрозрачных защитных и декоративных покрытий или различных слоев в многослойных лакокрасочных покрытиях. Применяются для окраски изделий из металлов, дерева, штукатурки, тканей, кожи, пластмасс, бумаги и других материалов. Стандартная терминология для лакокрасочных материалов еще не установлена.

Краски -- этим общим термином называют все виды пигментированных лакокрасочных материалов. Принято классифицировать и обозначать краски по виду пленкообразующих веществ или по назначению.

Масляные краски изготовляются на основе высыхающих масел или олиф в виде густотертых паст или готовых к употреблению суспензий

Эмалевые краски, или просто эмали дисперсии высокодисперсных пигментов и наполнителей в органических или водных растворах или дисперсиях пленкообразователей. Эмали образуют на окрашенных поверхностях после отверждения («высыхания») непрозрачные окрашенные пленки с различным блеском и микрофактурой. Предназначаются для верхних слоев покрытий, стойких к атмосферным воздействиям к воде, а специальные сорта -- к бензину, маслам, кислотам или щелочам.

Эмалями также называют покрытия на основе легкоплавких стекол, окрашенных термостойкими неорганическими пигментами. Применяются для нанесения на изделие из металлов и керамики при высоких температурах. Придают изделиям цвет, износостойкость, электроизоляционные свойства и глянец; используются для покрытия санитарно технического оборудования (ванны, раковины), посуды, аппаратуры для пищевой и химической промышленности и др. Эти эмали к лакокрасочным материалам не относятся.

Водоразбавляемые краски изготовляются на основе дисперсий (эмульсий, латексов) лиофобных полимеров или мицеллярных растворов лиофильных пленкообразователей в воде.

Порошковые краски смеси пигментов, наполнителей и сухих олигомерных или полимерных органических пленкообразователей, которые при расплавлении образуют сплошные пленочные покрытия.

Грунтовки -- дисперсии противокоррозионных пигментов, иногда с наполнителями, в пленкообразующих веществах с высокой адгезионной способностью к окрашиваемой поверхности. Грунтовки предназначаются для создания прочного сцепления покрытия с подложкой и с вышележащими слоями, для защиты металлов от коррозии, в том числе протекторной, заполнения пор древесины и штукатурки, придания водо- и воздухонепроницаемости тканям и другим материалам, защиты от гниения древесины или преобразования ржавчины черных металлов. Грунтовки наносят непосредственно на подготовленную к окраске поверхность изделий и после их отверждения на слой грунта наносят шпатлевку или непосредственно эмали.

Шпатлевки -- пастообразные или вязкотекучие высоконаполненные лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания шероховатых и пористых поверхностей, заделки пазов, выбоин, швов, стыков и других дефектов поверхностей перед окраской. Шпатлевки состоят из пленкообразователей, наполнителей и дешевых, чаще всего природных, пигментов и небольших количеств растворителей. Наносятся, как правило, на предварительно загрунтованные поверхности слоем толщиной до 300 мкм; перед нанесением окрасочных слоев шпатлевочный слой подвергают сухому или мокрому шлифованию.

Значение пигментов и пигментированных лакокрасочных материалов в народном хозяйстве

Наиболее доступным и распространенным способом защиты от коррозии является нанесение защитных или защитно-декоративных лакокрасочных покрытий. Долговечность квалифицированно окрашенных изделий и конструкций повышается в 2 - 10 раз. Пигменты в защитных органических покрытиях не только задерживают коррозию металлов, но и предохраняют само полимерное покрытие от преждевременного старения и разрушения, что дает огромный экономический эффект.

Значительная часть лакокрасочных материалов, а следовательно, и пигментов расходуется для окраски наружных и внутренних поверхностей зданий. Правильный выбор цвета и фактуры отделки жилых и производственных помещений и периодическое восстановление окраски имеют не только эстетическое, но и большое санитарно-гигиеническое и психофизиологическое значение, снижая утомляемость и повышая работоспособность людей.

До 40 % всех вырабатываемых пигментов используется в производстве пластмасс, синтетических волокон, резинотехнических изделий, линолеума, искусственной кожи, строительных материалов, керамики, а также медицинских и косметических препаратов. Оксиды свинца применяются для изготовления хрусталя и оптического стекла, аккумуляторов и других изделий.

Назначение пигментов. Пигменты являются твердыми компонентами композиционных лакокрасочных материалов -- красок, эмалей, грунтовок, шпатлевок и порошковых композиций. Взаимодействуя с органическими пленкообразователями, пигменты создают с ними структурные сетки, увеличивая прочность и долговечность покрытий. Пигменты и особенно некоторые виды наполнителей игольчатой и чешуйчатой формы армируют, пленку, снижают ее газо- и водопроницаемость, повышают механическую прочность и атмосферостойкость лакокрасочных покрытий.

Пигментные частицы в пленке, поглощая, отражая и рассеивая равномерно или избирательно лучи падающего света, придают белую черную или цветную окраску пленке, полностью укрывая цвет находящейся под пленкой подложки. Одновременно пигменты защищают органическое полимерное вещество пленки от деструкции под воздействием солнечных лучей, задерживая ее разрушение, и в несколько раз увеличивают долговечность покрытий. Многие пигменты обладают противокоррозионными свойствами. Находясь в составе грунтов и непосредственно примыкая к поверхности окрашенного металла, они оказывают пассивирующее действие и задерживают коррозию. Некоторые пигменты обладают особыми специфическими свойствами и имеют только целевое назначение для полиграфических, художественных, сигнальных, светящихся маскировочных, термосигнальных, термостойких красок, необрастающих в морской воде, бактерицидных и других покрытий.

Массовая доля пигментов и наполнителей в красках и эмалях составляет 20 - 50%, в грунтовках - до 60%, в шпатлевках - до 70%

Классификация пигментов. Общепринятой, отражающей все особенности пигментов классификации нет. Неорганические пигменты можно классифицировать по следующим признакам.

1. По происхождению пигменты делятся на природные, получаемые измельчением, обогащением или термической обработкой горных пород и минералов, и синтетические, получаемые в результате химических реакций.

2. По назначению пигменты подразделяются на декоративные, защитно-декоративные, защитные (противокоррозионные) и целевого назначения.

3. По цвету различают ахроматические (белые, черные, нейтрально-серые) и хроматические (все цветные) пигменты.

4. По химическому составу пигменты делят на оксиды, соли, металлы; несмотря на кажущуюся наибольшую обоснованность, химическая классификация практического значения не имеет, так как химический состав не всегда является определяющим параметром.

В табл. 1 приведена наиболее практичная классификация важнейших неорганических пигментов, сочетающая принципы по назначению и по цвету, что позволяет правильно ориентироваться при выборе пигментов.

Таблица 1

Классификация неорганических пигментов

Цвет пигментов

Назначение пмгментов

Декоративно-защитные

Противокоррозионные

Целевого назначения*

Ахроматические пигменты

Диоксид титана

Цинковые белила

Свинцовые белила

Фосфат цинка

Гидроксид алюминия, сульфат бария Тип

Алюминат цинка, сульфид цинка Св

Титанаты магния, алюминия Т

Борат Бария Б

Технический углерод (сажа, черни)

Смешанный оксид железа (II, III)

Титанаты железа (III), меди, кобальта Т, Х

Хроматические пигменты

Свинцовый крон лимонный

Свинцовый крон желтый

Цинковый крон малярный

Желтый железооксидный пигмент

Природная и синтетическая охра

Стронциевый крон

Цианомид свинца

Цинковый крон грунтовочный

Бариево-калиевый крон

Титанаты никеля, железа (II) Т, Х

Кадмопон Т, Х

Сульфид кадмия Х

Синтетические железооксидный пигменты

Природный сурик, мумия

Крон свинцово-молибдатный

Свинцовый сурик

Оксид меди (I) П

Сульфид-селенид кадмия

Оранжевые

Свинцовый оранжевый крон

Железная лазурь

Ультрамарин

Алюминат кобальта Т, Х

Оксид хрома

Изумрудная зелень

Смешенные зелени (желтые + синие)

Фосфат хрома

Титанат хрома Т,Х

Хромат кобальта Т, Х

Смешанные оксиды (например, СоОnZnO) Т, Х

Тип. типографские, Св для светотехнических составов, Т термостойкие, Б бактерицидные, Х для художественных красок, П противообрастающие.

Органические пигменты обладают только декоративными свойствами и классифицируется по цвету и классам органических соединений

Важнейшие свойства пигментов. Технические продукты, применяемые в качестве пигментов, должны обладать комплексом свойств изменяющимся в зависимости от назначения пигментов, состава и свойств пленкообразователей, условий отверждения и эксплуатации пигментированных лакокрасочных покрытий.

Физические свойства: кристаллическая структура, показатель преломления света, цвет, плотность, твердость, форма и размер частиц (дисперсность), удельная поверхность, насыпная плотность, растворимость.

Химические свойства: рН водной вытяжки, стойкость к воде и химическим реагентам (кислотам, щелочам), реакционная способность, кислотно-основные свойства поверхности.

Физико-химические свойства: смачиваемость (гидрофильность или олефильность), плотность и прочность упаковки частиц в анрегатах, адсорбционная способность (адсорбционный потенциал) поверхности, фотохимическая активность, светостойкость, фототропность, способность изменять электродный потенциал поверхности (пассивирующее действие).

Технологические свойства: укрывистость (кроющая способность), красящая способность (интенсивность), маслоемкость, диспергируемость, критическое объемное содержание, структурирующая способность, атмосферостойкость, совместимость с другими компонентами красочной системы.

Экологические требования: безвредность, нелетучесть, нераспыляемость, отсутствие или полное использование отходов и побочных продуктов при производстве.

Экономические показатели: наличие сырьевой базы для массового производства, возможность осуществления безотходной технологии, наименьший расход пигмента для достижения заданных показателей, длительный срок службы пигментированных покрытий, минимальные трудовые и энергетические затраты как на производство самого пигмента, так и на пигментирование лакокрасочных материалов.

Трудно найти вещества, которые бы сочетали в себе перечисленные разнообразные свойства, поэтому число пигментов невелико - всего несколько десятков. Традиционными носителями пигментных свойств являются оксиды, гидроксиды, средние и основные соли металлов переменной валентности (железа, свинца, хрома, титана) и некоторых других (цинка, алюминия, бария).

Для получения нужной кристаллической структуры, формы и размера частиц в процессе синтеза пигментов вводят зародыши кристаллизации, а также стабилизаторы структуры. В кристаллическую решетку иногда внедряют ионы других металлов.

С целью снижения запаса поверхностной энергии и предотвращения коагуляции коллоидных частиц, фотоактивности и других нежелательных явлений в пигменты вводят внешние модификаторы, осаждая на поверхности частиц диоксид кремния, оксид алюминия и др.

Для придания смачиваемости, связи с пленкообразователями, улучшения диспергируемости и повышения стабильности дисперсий поверхность частиц модифицируют органическими поверхностно-активными веществами (ПАВ). Введение различных добавок и модификаторов снижает массовую долю основного вещества в технических пигментах до 85 - 95 %, а иногда и более. смешание цвет пигмент лакокрасочный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика и виды оборудования, применяемого для смешения для полимерных материалов, особенности их использования и назначение. Экспериментальная оценка гомогенности смеси. Основные закономерности ламинарного смешения. Механизм смешения в камере ЗРС.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника. Техника изготовления цветов. Создание настенного панно. Разработка и использование дидактического пособия по изготовлению искусственных цветов на уроках технологии.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Исследование процесса изготовления пигментированных лакокрасочных материалов. Основные характеристики, конструкция и принцип работы используемого оборудования. Краткая характеристика основных видов материалов, используемых в лакокрасочной промышленности.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Использование математических моделей объектов регулирования для анализа их свойств. Статическая характеристика напорного бака. Получение передаточных функций по заданным динамическим каналам объекта. Математическое описание модели теплообменника смешения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Характеристика пигментированных лакокрасочных материалов. Производство из исходного сырья и из паст – пример составления рецептуры. Расположение оборудования. Диссольверы и бисерные мельницы. Типы фильтров. Удаление сорности из лакокрасочного материала.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Техническое описание модели (комбинезон спортивный, женский; комбинированный из трикотажного гладкокрашеного полотна 2 цветов и сетчатого материала). Требования к изделию, подбор ассортимента материалов (основного и дополнительного) и фурнитуры.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2015

    Получение динамических термоэластопластов путем смешения каучука с термопластом при одновременной вулканизации эластомера в процессе смешения (метод динамической вулканизации). Особенности влияния концентрации каучука на свойства механических смесей.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    Обработка и верификация расчетной модели эжектора с шевронами на основе экспериментально полученных данных. Исследование характеристик смешения. Особенности построения сетки при расчете эжектора с шевронами. Анализ визуализации полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2011

    Технология ручной росписи ногтей, подбор сюжета и цветов лака. Подготовка рабочего места специалиста, техника безопасности. Перечень инструментов и материалов. Этикет при обслуживании клиента. Выбор дизайна маникюра, последовательность его создания.

    творческая работа , добавлен 01.12.2013

    Модель идеального смешения вещества. Изменение дифференциального уравнения с помощью преобразования Лапласа. Моделирование процесса управления смесителем. Балансовое уравнение автоматического управления емкостью. Расчет коэффициентов самовыравнивания.

Вот что раскопала в закромах: когда-то помогала супругу готовить статью для публикации. На самом деле в этой статье доступно и популярно излагается очень ценная информация из книг, которые входят в секретный список преподавателей питерской академии. А книги редкие: четырнадцать лет назад их можно было только конспектировать в читальном зале изумительной академической библиотеки. И помню впечатление от прочитанного. Это было потрясающе - многие вещи в голове сразу встали на место. Чувствую, что просто обязана дальше нести знание в массы.
Если что, я училась в Академии, примерно как Гэтсби учился в Оксфорде - это был трехмесячный курс факультета повышения квалификации преподавателей. Исключительно полезный опыт, потрясающие люди.
Вот фоточка того времени:

А вот и сама статья:

Оптическое смешение красок и световые эффекты в живописи

Одной из основных проблем современного положения дел в обучении живописи является ощутимый упадок технического мастерства художников живописцев, что не может не сказаться и на художественных достоинствах их произведений. Причиной тому слабая теоретическая информированность и отсутствие практического опыта в освоении различных традиций построения живописного изображения. Отсюда прямолинейный подход к решению цветовых задач, грубая и однообразная манера письма. Неоспоримую актуальность приобретает обращение к более глубокому изучению свойств цвета и красочного материала, возможность обогатить живописный язык дополнительными возможностями.
Оптическое смешение цветов является одним из мощных выразительных средств живописи, расширяющим границы палитры и придающим новые измерения восприятию глубины и светоносности пространства.
Существуют две системы живописи, основанные на оптическом смешении красок и два основных вида такого смешения. Красочное вещество различных цветов не смешивается при этом на палитре, а располагается на картине таким образом, чтобы оказать особое, совместное воздействие на зрительное восприятие.
Оптическое смешение красок по принципу старых мастеров подразумевает многократное просвечивание различных цветных слоев друг через друга: свою роль играет цвет грунта, подмалевок, собственно живопись и лессировки.
Другой метод оптического смешения красок, разработанный в девятнадцатом веке французскими художниками таких направлений, как импрессионизм, пуантилизм, дивизионизм, опирается на свойство положенных рядом пятен цвета сливаться на расстоянии в единый красочный тон.
Оба метода требуют известного воспитания глаза и практики. Большую помощь художнику может оказать и знание теоретических основ физических и физиологических законов, позволяющих классифицировать оптические явления.
Эти знания важны для любых художников, даже предпочитающих смешивать краски на палитре и работающих в манере, далекой от двух названных традиций, и позволяют повысить и обогатить технику живописи.

Красочный эффект старинной живописи слагается из просвечивания красочных наслоений и грунта. Грунту отводится важная роль. Выбор цвета грунта зависит от светового и красочного эффекта картины. Светлая живопись требует белого грунта; живопись, в которой преобладают глубокие тени - темного. Светлый грунт сообщает теплоту краскам, нанесенным на него в тонком слое, но лишает их глубины; темный грунт сообщает глубину и холод.
Цветные грунты, полученные покрыванием белого грунта какой либо прозрачной краской, поглощают свет, поэтому не делаются слишком темными, цветные грунты с корпусной краской отражают и поэтому могут быть взяты более темными. Наиболее универсальным для различных художественных задач считается светло-серый нейтральный грунт.
Большое значение в классической живописи имеет подмалевок. По белому грунту подмалевок выполняется прозрачной коричневой краской. Затем следует прописка форм белой и черной красками таким образом, чтобы коричневая подготовка просвечивала повсюду, кроме бликов. В подмалевке тени выполняются значительно светлее, чем должно быть в законченном виде, с учетом последующих лессировок. Если подмалевок выполняется по серому грунту, то коричневой краской тушуются тени предметов, света проходят белилами, а в полутонах оставляется серый грунт.
На цветном грунте подмалевок ведется дополнительной по цвету краской, например, по красному грунту - в зеленовато-сером тоне и т. д.
Далее следует основной живописный слой. Света и полутона прописывают в локальных тонах значительно светлее, чем они должны быть в законченном виде. Тени зачастую лессируют прямо по подмалевку.
Если живопись ведется по темной основе, то ее тона составляются без черной и вообще темной красок, так как последние уже заложены в темном грунте. Краски наносятся густо в светах и тонко в полутонах, где позволяют просвечивать грунту, дающему в этом случае возможность воспроизводить холодные переходы в тонах тела, не прибегая при этом к введению на палитру синих, черных и зеленых красок.
Завершается живопись лессировками, которые наносятся на хорошо просохший слой краски.
Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие краски для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.
Краски обладают различной степенью прозрачности; почти все они, кроме самых кроющих, пригодны для лессировок.
Краски для лессировок разжижают маслами и лаками. Лессировать можно цельными красками или их смешением. С помощью лессировки можно усилить или наоборот погасить силу и яркость тона. Под лессировкой живопись становиться более темной и теплой, особенно если лессировки в картине многочисленны.
Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но у нее есть и слабые стороны.
Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и поэтому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают. Живопись лессировками лишена воздушности, которая достигается в живописи с матовой поверхностью, сильно отражающей и рассеивающей свет.
В силу этих причин лессировочная живопись не всегда отвечает задачам современного художника. Больший интерес в настоящее время представляют полулессировки.
Полулессировка наносится тонким полупрозрачным слоем. С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы (синий или красный закатный цвет неба и д. р.). На том же оптическом основании светлые полупрозрачные тона красок при нанесении на темную поверхность дадут тона с холодным оттенком; те же краски на белой поверхности будут выглядеть значительно теплее. В природе этот эффект можно наблюдать на примере струйки дыма: на фоне черной земли она выглядит голубой, но становиться желтоватой, когда через нее просвечивает светлое небо. Так старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневую основу.
Полулессировки придают живописи своеобразную красоту. Они не блещут силой и яркостью, но получить эти оттенки физическим смешением красок на палитре невозможно.

Открытие другого метода оптического смешения красок обычно приписывается импрессионистам, но нельзя не заметить его зарождения уже в старинной живописи. Так произведения Тициана (особенно позднейшего периода его творчества) более «импрессионистичны», нежели произведения Боттичелли, а Рембрандт уже более импрессионист, чем Тициан. В живописи Вермеера заложены почти все открытия нового времени в области цвета.
Однако в единую стройную систему эти находки были сведены в конце девятнадцатого века художниками дивизионистами, практикующими «разделение тонов», живопись при этом представляет собой мозаику цветных мазков: краски близки по чистоте к спектральным и смешиваются оптически на расстоянии.
Той же эпохе принадлежат первые опыты цветной фотографии. С экспериментами дивизионизма перекликается изобретение братьев Люмьеров – автохромные фотографические пластинки, где изображение состоит из мелких крупинок, причем не «основных» цветов берлинской лазури, кармина и желтой, принятых во всех руководствах, а из красного (близкого к киновари), изумрудно- зеленого и синего (с оттенком фиолетового). Но дальнейшие опыты показывают, как из различных группировок трех люмьеровских красок можно составить любые оттенки. Например:
Сине-фиолетовая + изумрудная = голубая
Сине-фиолетовая + красная = пурпуровая
Красная + зеленая = желтая.
Подобным же образом происходит оптическое смешение цветов на экране современного телевизора; при этом «работают» три «люмьеровских» основных цвета.

Механическая смесь
Ученикам обычно объясняют происхождение оттенков из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Попарная механическая смесь образует оранжевый, зеленый и фиолетовый, а смесь всех трех основных цветов дает цвета с пониженной яркостью.
Но для практических целей эта теория не всегда подходит. Смешивая основные цвета, нельзя получить чистые и яркие зеленый, фиолетовый и оранжевый - приходиться прибегать к более ярким готовым пигментам. Чем больше компонентов включает механическая смесь, тем больше в ней доля серого, тем слабее яркость красок.
Если в картине требуется передать максимум света, это требуется делать чистыми красками, готовыми пигментами. Но как тогда быть с богатством оттенков видимого мира?
Если требуется написать солнечную зелень, освещенную красноватыми лучами, то механическая смесь красного и зеленого непременно окажется грязной и тусклой. Однако достаточно в промежутки между мазками спектрально-чистой зелени вписать красные или оранжево-красные, чтобы зелень загорелась теплым светом, не теряя своей чистоты.
Понижение светосилы тройными смесями в светах ведет к тому, что и без того короткая шкала красок сокращается еще больше. Если затемнить светлый конец шкалы, то на темном конце все равно не будет ничего, кроме черного, что приведет к черноте и тусклости колорита.

Оптическое смешение
В отличие от механического, оптическое смешение происходит в глазу человека. Результаты оптических и механических смесей существенно различаются. Для их изучения можно провести ряд лабораторных опытов.
Можно пользоваться волчком с вырезками цветной бумаги: при вращении волчка цвета оптически смешиваются.
Можно делать выкраски тонких полосок чередующихся цветов. Если же заменить полоски длинными узкими треугольниками, входящими друг в друга, то можно проследить растяжку оттенков от цвета к цвету, чистотой своих переходов близко напоминающую спектр.
Смеси могут составляться как из светлых (разбеленных), так и темных тонов, дающих красивые теневые сочетания, без следа той глухости, что есть в готовых темных пигментах.
Всякий разложенный тон не только выигрывает в чистоте и светосиле, но и лучше передает неуловимую игру сложных воздушных оттенков природы.
В работе удобно обращаться к цветовому кругу. В круге располагаются десять цветов в порядке спектра: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный.
Два диаметрально противоположных цвета (при условии правильного подбора оттенков) оптически обесцвечиваются, дают белый или серый: пурпурный + зеленый, синий + желтый и т. д., поэтому называются дополнительными.
Два цвета, не лежащие на одном диаметре, дают промежуточный цвет, который надо искать по меньшей дуге окружности между этими цветами, ближе к цвету, который в большем количестве входит в смесь. Красный и зеленый дают оранжевый, желтый, желто-зеленый; фиолетовый и зелено-голубой дают синий и голубой.
Только серых оттенков можно составить из пяти комбинаций. Хотя все смеси и дают впечатление серого цвета, каждая индивидуальна; выбор диктуется художественной задачей - так, голубая стена, освещенная золотистым светом, будет передаваться мазками оранжевого и голубого.
Вот несколько характерных смесей, неожиданных на первый взгляд:
1 Красный + зеленый = оранжевый, желтый, желто- зеленый.
2 Красный + желто-зеленый = оранжевый, желтый.
3 Фиолетовый + зеленый = голубой, синий.
4 Фиолетовый + оранжевый = пурпурный, красный.
5 Желтый + фиолетовый.= пурпурный, красный, оранжевый
6 Оранжевый + светло-синий = розово-сиреневый
7 Оранжевый + зелено-голубой = желто-зеленый
Все эти смешения резко отличаются от соответствующих механических смесей. Только соседние по спектру цвета дают одинаковые результаты.
Смеси могут составляться и из двух, и из большего количества цветов.
Восприятие картины, построенной на оптическом смешении цветов, зависит от ряда дополнительных факторов.
Дистанция- расстояние до картины увеличивается по сравнению с традиционным.
Масштаб мазка - зависит от размера картины и художественных задач. Не стоит доводить технику до фанатизма, превращать ее в механический труд.
Освещение картины - свет должен быть белым и ровным; искусственный свет, отличающийся по спектру от дневного, может разрушить впечатление от картины; то же касается и искажения цвета в репродукциях.
Картина- мозаика перестает быть застывшей и неподвижной, достигается неуловимое мерцание, неопределенность и изменчивость тонов, свойственных природе.
В повседневной работе над учебными этюдами студентам, даже только начинающим освоение масляной живописи, на основании вышеизложенного материала, можно дать ряд рекомендаций.
– Беречь отражающие свет свойства грунта; избегать тянущих грунтов.
– Грамотно использовать подмалевок прозрачными красками.
– Стремиться разнообразить живопись по толщине и фактуре красочного слоя, использовать просвечивание прозрачных красок.
– Писать света спектрально чистыми красками или использовать в светах оптические смеси спектрально чистых красок.
– Не стремиться к особенной однородности смеси красок на палитре: прожилки живого цвета в следах мазков кисти или мастихина на картине придают ей движение и мерцание цвета.
– Разнообразить приемы наложения краски: она может быть текучей или почти сухой,- первое подходит для подмалевка или лессировки, второе - для торцовки и работы «сухой кистью», создающей разнообразные зернистые рыхлые фактуры и красивые наслоения цветов.
Изучение и осмысленный отбор разнообразных методов создания живописного изображения играют важную роль в формировании художника- профессионала и его неповторимой творческой индивидуальности.

Библиография:
1. Вибер Ж. Живопись и ее средства. Перевод с французского. М., Издательство Академии художеств СССР. 1961.
2. Фейнберг Л.Б. Лессировка и техника классической живописи. М. – Л. «Искусство», 1937.
3. Фельдман В. А. Свет и чистота красок в живописи. Принципы импрессионизма. Киев, типография Кульжеико, 1915.
4. Киплик Д. И. Техника живописи. М. – Л. «Искусство», 1950

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для художников в иx практической работе. Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстояния кажутся однотонными, а различные цвета сливаются в один цвет. Первый закон оптического смещения заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать такой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет. Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета.

К ультрамариновому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному -- голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому -- ультрамариновый и к голубовато-зеленому -- карминно-красный цвет. Второй закон оптического смешения заключается в том, что при оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смешении желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желтого с зеленым синий цвет и т.д. Третий закон оптического смешения заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в оптических смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм. и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм. в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный» . Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практике живописи пользуются художники. Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок -- в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смешения цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптическою смешения цветов, изложенные в книге Шевреля, Поль Синьяк настаивал на преимуществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску» . Но, как видно из табл.1, при оптическом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происходит обесцвечивание цвета. Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера древней фаюмской живописи, создатели помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрождения, Диего Веласкес и многие другие художники.

Таблица 1 . Результаты оптического смешения цветов

Фиолетовый

Индиго синий

Голубовато-зеленый

Зеленовато-желтый

Пурпурный

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Золотисто-желтый

Оранжевый

Оранжевый

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Беловато-розовый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Зеленовато-желтый

Зеленовато-желтый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Беловато-синий

Аквамариновый

Голубовато-зеленый

Голубовато-зеленый

Аквамариновый

Аквамариновый

Индиго синий

Таблица 2 . Результаты смешения красок

Киноварь красная

Сиена жженая

Кадмий оран. средний

Охра желтая

Кадмий желтый

Зеленая изумрудная

Ультрамарин

Темный красновато-коричневый, с легким фиолетовым оттенком

Темный коричневый

Темный желто-коричневый, слегка зеленоватый

Темный серовато-коричневый, слегка зел.

Темный желтый зеленовато-мутный

Темный серовато-голубовато-зеленый

Почти черный с синеватым оттенком

Темный синий зеленоватого оттенка

Темный лиловый

Темный красновато-кор. с фиолетовым оттенком

Очень темный коричневый c оливковым оттенком

Бутылочный

Серовато-зеленый

Голубовато-зеленый бирюзовый

Синий небесного опенка, слегка зеленоватый

Ультрамарин синий

Фиолетовый

Коричневато-красно-фиолетовый

Темный корич. с виш. оттенком

Серо-желтый коричневатый

Серовато-желтовато-зеленый

Мутный желтовато зеленый

Несколько мутный бирюзовый

Синий, слегка фиол. опенка

Зеленая изумрудная

Почти серый темный

Почти серый темный

Коричневато-серовато-зеленоватый

Мутный зеленоватый

Желто-зеленый

Зеленый голубоватого оттенка

Кадмий желтый средний

Розовато-кор. розовато-желтого оттенка

Оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый

Желтый, слегка лим. оттенка

Охра желтая

Розовато -коричневатый

Коричневато-оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый коричневатый

Песочно-желтый

Кадмий оранжевый

Красновато оранжевый

Оранжевый

Оранжевато- коричневый

Желтовато-оранжевый

Сиена жженая

Красно-коричневый

Краснокирпичный

Кор. красн. оттенка

Киноварь красная

Красный алый

Крас. пур. оттенка

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофани Грека и его учеников свидетельствуют о знании законов пространственного смешения цветов, оживляющего цвет в иконах русской школы. В живописи использовались и будут использоваться приемы оптического смешения цветов, но рассматривать их можно только как один из возможных приемов построения цветового строя или колорита картины.

Принято выделять 3 основных цвета: желтый, синий и красный.

Путем смешивания из этих трех цветов теоретически можно создать все остальные (хотя художники заметят, что это не так просто).

Смешанные в равных частях два основных цвета дают 3 вторичных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета называются бинарными.

Продолжив смешивать, из смешения основного сцета с бинарным, мы получим третичный цвет.

Комплиментарные цвета

Про комплиментарные цвета я уже писала в посте .
При смешении двух комплиментарных цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, получается нейтральный темно-серый.

Новый цветовой круг

Изменяя насыщенность и интенсивность можно получить большее разнообразие цветового круга:

На самом деле между цветами в спектре нет четких границ - каждый цвет постепенно переходит в соседний.

Цветовые схемы

В нашем новом цветовом круге действуют те же схемы, о которых я писала в первом посте

Аналогичные цвета (расположены рядом)
Комплиментарные цвета (расположенные на кругу напротив)
Сплит-комплиментарная (два смежных с комплиментарным цвета) и триада. Такие треугольники:

Чуть сложнее четырехугольник, где цвета попарно комплиментарны:

Цветоведение

Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий - самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру - это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.

Немного о колористике

Ахроматические цвета (черный, белый, серый) различаются только по светлоте, степени приближения к белому цвету.
Наш глаз способен распознать более 600 переходов по светлоте.

Хроматические цвета отличаются целым рядом признаков:

Цветовой тон
Это основной признак хроматического цвета: зеленый, красный, синий и т.п.

Светлота
Помимо приближенности к белому цвету, хроматические цвета отличаются по светлоте между собой. Желтый светлее фиолетового, голубой светлее синего, розовый - красного. Это легко можно проверить, если перевести цветную картинку в черно-белый формат.

Чистота
К чистым относят только спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

Насыщеннось
Отличие хроматического цвета от ахроматического. Чем сильнее отличается, тем насыщеннее. К наиболее насыщенным можно отнести пурпурный и ультрамарин.

Интенсивность
Степень яркости цветового пятна. Зависит от интенсивности отраженного от него света. К наиболее интенсивным можно отнести лимонно-желтый, ярко-красный, ярко-оранжевый.

Психология цвета

Ученые давно изучают влияние цвета на человеку. В общем случае было выявлено, что цвета желто-красной цветовой гаммы влияют на человека положительно, сине-фиолетовой - отрицательно, а зеленый относится к нейтральным.

Однако, разные люди воспринимают цвета по-разному, поэтому не существует интерьера, в котором уютно будет всем без исключения.

Проценты и соотношения

Очень часто, когда мы ищем цветовые схемы, мы видим подобные иллюстрации:

На самом деле цвета используются не в равных пропорциях.

Предлагаю рассмотреть иллюстрации ниже, чтобы разобраться, почему эта рекомендация верна только в общем случае (спасибо за них компании Dulux):

Пастельные оттенки. Они не настолько интенсивны, чтобы подавлять друг друга.

В случае с яркими цветами, мы можем взять аналогичный оттенок и тогда тоже пропорция будет не столько важна.

Два примера, когда насыщенного цвета немного и когда его много:

Насыщенные цвета приблизительно в равных пропорциях, но белый служит вспомогательным цветом.

Подробнее об основных, дополнительных и вспомогательных цветах я расскажу через неделю. А также вместе пособираем цветовые комбинации.

В теории различают два способа смешения цветов: а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет; б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем - лессировкой

Механический способ смешения цвета

получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой.

Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т. е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой - можно получить множество цветов.

От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой - аквамариновый; красный и синий - фиолетовый и т. д.

На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.

Взаимно дополнительные пары цветов

Мы уже говорили, что два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных.

Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются:

  • красный - голубовато-зеленый;
  • оранжевый - голубой;
  • желтый -синий (ультрамариновый);
  • желто-зеленый - фиолетовый;
  • зеленый - пурпуровый;
  • голубовато-зеленый - красный.

При их смешении новых цветовых тонов

не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На таблице наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем - только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать.

Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге они несколько сдвинуты.

Пространственное смешение недополнительных цветов (желтого, красного, синего)

Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета - серые, а новые цвета - хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет - суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.

Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).

Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.

Поделиться: