Собственный издательский бизнес - сми - как бизнес - архив идей - каталог идей - идея! Издательский бизнес. Как открыть издательство

Инструкция

Придумайте тематику издания. Для наиболее высокого финансового результата вы можете провести маркетинговые исследования. Выявите, какой печатной продукции не хватает людям, а в чем ощущается переизбыток. Возможно, вы внесете что-то новое.

Для правильного ведения бизнеса можете составить бизнес-план. Туда включите расчеты, прогнозы, возможные потери и риски. Если вы хотите привлечь спонсоров или взять кредит в банке для открытия издательства, бизнес-план просто необходим.

Перейдите к регистрации издательства, которая длится около месяца. Для этого оплатите госпошлину в любом отделении Сбербанка. Реквизиты, по которым следует перечислить денежные средства, уточните в инспекции.

Заполните заявление о регистрации средства массовой информации. Образец документа вы можете взять в Роскомнадзоре. Обязательно укажите в нем Ф.И.О. учредителя, наименование издательства, форму (журнал, газета, бюллетень и т.д.), тематику (политическая, детская, спортивная и т.д.), периодичность выпуска, территорию распространения и источники финансирования.

Если вы являетесь юридическим лицом, должны предоставить в органы регистрации Устав. Вы можете составить его самостоятельно, но во избежание ошибок обратитесь к специалистам в этом направлении.

Также в своей налоговой инспекции закажите выписку из ЕГРЮЛ. Если вы предоставляете копию, заверьте ее у нотариуса. Помимо выписки предоставьте свидетельство о постановке на учет в ФНС.

Сделайте ксерокопию паспорта учредителя и прикрепите ее ко всем вышеперечисленным документам. Все документы подайте в Роскомнадзор. Спустя 30 дней ваше свидетельство о регистрации будет готово.

Источники:

  • регистрация издательства

Если вы открываете свое дело, не откладывайте регистрацию на потом, думая, что для налоговых органов вас нет. Вести бизнес легально - значит зарегистрировать его. Попытаемся разобраться, в какой форме это лучше всего сделать, и как затратить на регистрацию как можно меньше средств и сил.

Инструкция

Как правило, перед предпринимателем стоит выбор: зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или же создать юридическое лицо (обычно общество с ограниченной ответственностью - ООО). И в том, и в другом варианте есть свои преимущества .

ИП регистрируется только на одного человека, но фактически обладает всеми правами юридических лиц, свободно использует выручку, не обязан иметь уставный капитал. Однако он отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Он не имеет права заниматься торговлей алкоголем. Процесс регистрации ИП проще и менее затратен.

Для изготовления реестровой печати организация-изготовитель требует от юридического лица пакет документов. Многое зависит от вида организации и вида заказываемой печати. Если вы регистрируете печать ООО, то список документов будет отличаться от печати УП.

Вот список обязательных документов для регистрации печати:

Копия устава организации ( нотариусом),

Копия свидетельства о государственной регистрации организации,

Который подтверждает избрание руководителя,

Документ о принятии решения об изготовлении печати,

Заявление с эскизом печати.

Если в будущей печати будет содержаться товарный знак, то от вас потребуют еще одну нотариально заверенную копию – свидетельство о регистрации и прочие документы. Официально в законодательстве перечень документов для регистрации печати не утвержден, поэтому уточняйте его полный список у изготовителя печати.

Печати для внешнего документооборота юридического лица нужно регистрировать в реестре печатей обязательно. Это печать , угловой штамп, в котором проставляются реквизиты для банка, а также штампы и печати филиалов и офисов второстепенного значения. Это самые важные печати вашей фирмы.

Российское законодательство предусматривает обязательную регистрацию любого периодического печатного издания, имеющего тираж от 1000 экземпляров. Эта юридическая процедура заключается в подаче необходимых документов в государственную контролирующую организацию – Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Специалисты Роскомнадзора проверят достоверность представленных сведений и внесут информацию о газете, журнале, альманахе в реестр печатных СМИ.

Вам понадобится

  • - Заявление на регистрацию печатного СМИ;
  • - оригинал платежного документа об уплате государственной пошлины;
  • - доверенность на право подачи документов в Роскомнадзор и получения свидетельства о регистрации печатного СМИ;
  • - нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации юридического лица;
  • - нотариально заверенная копия паспорта гражданина Российской Федерации;
  • - уведомление, написанное в свободной форме, о фактическом адресе и телефоне учредителя.

Инструкция

Выберите отделение Роскомнадзора, в которое вы подадите документы. Для получения разрешения на выпуск областных, городских, районных газет и журналов обращайтесь в территориальное управление того региона, где будет находиться редакция. Если же ваше печатное СМИ предназначено для жителей нескольких областей или всей России, то сведения о нем подавать нужно в центральный офис Федеральной службы в Москве.

Уточните адрес нужного вам территориального управления и время работы. Сделать это можно на официальном сайте Роскомнадзора или по телефону, опубликованному в местном справочнике. Пообщайтесь со специалистами Федеральной службы, возьмите бланк заявления на регистрацию СМИ, узнайте размер государственной пошлины и банковские реквизиты для ее перечисления.

Подготовьте документы для регистрации. В полный пакет входят:
- заявление на регистрацию печатного СМИ;
- оригинал платежного документа (квитанция, банковское платежное поручение и т.д.) об уплате государственной пошлины;
- доверенность на право подачи документов в Роскомнадзор и получения свидетельства о регистрации печатного СМИ, выданная представителю учредителя;
- нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации юридического лица (выписка из Единого государственного реестра) в случае, когда учредитель СМИ является таковым;
- нотариально заверенная копия паспорта гражданина Российской Федерации в том случае, когда СМИ учреждено физическим лицом;
- уведомление, написанное в свободной форме, о фактическом адресе и телефоне учредителя (для контактов).

Предоставьте документы в управление Роскомнадзора. В течение месяца ваше заявление будет рассмотрено. Если документы успешно пройдут проверку, вашему печатному изданию будет присвоен уникальный регистрационный номер. Его вы обязаны публиковать в каждом выпуске на странице с выходными данными.

Обратите внимание

Иногда могут дополнительно потребоваться следующие документы:
- оригинал-макет (для печатных СМИ эротического содержания);
- письменное согласие правообладателей или их наследников (для печатных СМИ, в названии которых использованы фамилии физических лиц и производные от них);
- письменное согласие иностранных правообладателей (для печатных СМИ, название которых включает оригинальное наименования издания, выходящего в свет в другом государстве).

Полезный совет

Отказать в регистрации печатного СМИ Роскомнадзор может в нескольких случаях, предусмотренных федеральным законом о средствах массовой информации. После получения письменного отказа в регистрации вы можете устранить допущенные нарушения и подать заявление повторно.

Источники:

  • О средствах массовой информации
  • регистрация печатного издания

Совет 7: Ситуационный анализ как важнейший инструмент маркетинговых исследований

Предприятия различной величины время от времени сталкиваются с кризисными ситуациями, решение которых требует глубокого анализа сложившегося положения. В таких случаях очень эффективным средством от разорения является ситуационный анализ. Он становится хорошим источником для последующего планирования деятельности по выходу из кризиса и разработки новой стратегии предприятия.

Совет 8: Как правильно отправлять рукопись в издательство

Сейчас все большее количество людей мечтают заработать на издании книг, но многие терпят неудачу на самом первом этапе - отправке рукописи в издательство. Узнайте о простых правилах, выполнение которых ускорит проверку книги и повлияет на решение редактора.

Инструкция

Создайте текстовый документ и озаглавьте его "Об авторе". В документе укажите следующие данные: ФИО, контактный телефон (можно и домашний, и сотовый), сведения о публикациях, если они у вас имеются, название произведения, объем (число знаков с пробелами), жанр. Желательно каждый пункт указывать с новой строки и отделить двумя пробелами информацию об авторе и произведении.

Сделайте синопсис своего произведения. Синопсис - это краткое изложение. Возможно, вы вырежете какие-то главы или сократите подробности. Узнайте требования издательства по этому пункту. Некоторые требуют сокращенный вариант, некоторые - только первые главы. Ряд издательств-лидеров, например ЭКСМО вообще не просят присылать синопсис.

Напишите анонс. В анонсе не должно быть текста больше, чем на страницу. Вы должны кратко изложить суть своего творения, ответив на вопрос "О чем моя книга?".

К нам часто обращаются наши постоянные читатели с вопросами о том, как реализовать ту или иную идею, представленную на портале «1000 идей». Поэтому мы решили запустить новый цикл статей, в которых рассказывается о том, как в российских условиях можно воплотить многие проекты, которые с успехом работают за рубежом.

Ситуация в книгоиздательском бизнесе сейчас далеко не самая благоприятная. С распространением интернета и различных мобильных устройств, которые позволяют читать книги в электронном виде – начиная с телефонов и заканчивая специальными электронными книгами и планшетами, наступили «черные» времена для компаний, которые занимаются изданием и продажей печатной книжной продукции.

Буквально несколько десятилетий назад Россия была одной из самых читающих стран мира. И до сих пор отечественные издательства выпускают большое количество литературы. Однако до лета 2012 года можно было назвать лишь две самые крупные компании, работающие на этом рынке, – АСТ и Эксмо. Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, только в 2011 году два гиганта издали свыше 130 миллионов книг. Эти же компании владеют крупнейшими в стране розничными книжными сетями.

С конца июня этого года два ведущих игрока превратились в одного: стало известно, что Эксмо будет контролировать бизнес группы АСТ, что по сути превратило и без того небольшой книгоиздательский рынок в монополию. По разным данным, Эксмо принадлежит от 50 до 80 % рынка художественной литературы. В конце 2011 года Эксмо приобрела у финской компании Sanoma Independent Media издательство «Альпина бизнес букс». Этой же компании принадлежит 30 % акций известного издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» (сейчас компания намерена увеличить пакет до контрольного). После объединения компания, как ожидается, будет контролировать свыше 60 % российского рынка деловой и профессиональной литературы.

В целом, сама отрасль уже давно находится в кризисе. По данным Роспечати, за последний год производство книг в нашей стране сократилось на 6,3 %, а всего на протяжении последних трех лет тиражи упали почти на 30 %. По оценкам самих издательств, в 2011 году объем отечественного рынка книжкой продукции составил 62 миллиарда рублей, сократившись за четыре года на 16,9 %.

Столь не радужная ситуация складывается не только в России, но и за рубежом. Например, в прошлом году было объявлено о банкротстве и закрытии почти четырехсот магазинов по всей стране второй по величине в Америке книготорговой сети Borders Group Inc. Как сообщает компания Nielsen Book Scan, объем продаж печатных книг в США снизился за предыдущий год на 8,9% и составил 651,2 миллиона экземпляров. В Великобритании объемы сократились на 6,2%, в Германии и Дании на 5%, в Италии на 3,7%. Менее всего падение объемов затронуло Францию, там рынок «просел» лишь на 1,5%.

Российские эксперты считают, что снижение объемов продаж книг связано напрямую с кризисом 2008 года, из-за которого покупатели были вынуждены отказаться от дополнительной статьи расходов семейного бюджета, связанной с покупкой печатной продукции. Более того, согласно докладу Роспечати о проблемах российского книгоиздания, последствия мирового финансового и экономического кризиса для этой отрасли до сих пор не были преодолены до конца. Впрочем, проблемы возникли задолго до 2008 года. На протяжении предыдущих двадцати лет этот сегмент рынка развивался хаотично. Полки магазинов оказались переполнены некачественной и невостребованной литературой. Как и следовало ожидать, спрос на книги резко упал. Издатели были вынуждены поднять цены, чтобы выжить, что лишь усугубило ситуацию.

Значит ли это, что в книгоиздательской отрасли все плохо, и бизнес в этой области обречен на провал? На самом деле, больше всего пострадал сегмент художественных книг для взрослой аудитории, а вот интерес со стороны читателей к научной и учебной литературе лишь возрастает с каждым годом.

Большим спросом пользуются издания для детей, в том числе и художественные. Конечно, многие книги (тем более, традиционные народные и авторские известные сказки) можно найти в интернете в электронном виде. Но родители все же предпочитают покупать привычные книги, даже несмотря на их высокую стоимость, обусловленную качественной полиграфией, красивыми иллюстрациями и небольшими тиражами. Популярность электронных книг растет, но преимущественно среди взрослых жителей крупных российских городов (там книги в электронном формате читают около 30% населения).

Детям родители предпочитают читать традиционные печатные книги с яркими красочными картинками. Некоторые собирают даже целые библиотеки детской литературы. Ребенок учится читать также с помощью печатных букварей и азбук, и первые книги, которые он прочитывает самостоятельно, не на экране мобильного устройства, а на обычной бумаге.

Другой сегмент литературы, который не так сильно затронули последние изменения, представлен дорогими тематическими подарочными изданиями. Как правило, они выпускаются небольшими тиражами, посвящены определенной узкой тематике, носят справочно-информационный характер и нередко отличаются роскошным оформлением. Главная их ценность не в тексте, а в иллюстрациях, поэтому читать такие книги в электронном виде нет смысла.

Бывают издательства, которые выпускают книги разной ценовой категории, но на одну тематику. В качестве примера такого узкоспециализированного книжного издательства можно привести компанию Dogwise, расположенную в Сиэтле. Основана она была в 1986 году предпринимательницей Шарлин Вудворд (Charlene Woodward). Изначально это был самый обычный розничный магазин, который оказывал специальную услугу по поиску редких книг для школ, библиотек или частных лиц.

Выполняя очередной заказ на доставку книг для собак своим клиентам, Шарлин обнаружила, что люди, которые хотят приобрести качественные книги о своих питомцах, сталкиваются с определенными сложностями при поиске такой литературы. Вооружившись поддержкой своих клиентов, предпринимательница стала продавать специализированную литературу на выставках собак. Когда же ей начали задавать вопросы о том, где можно приобрести книги о собаках во время, когда выставки не проводятся, Шарлин решила печатать и распространять простой каталог с возможностью заказа понравившихся изданий.

Ее бизнес рос стремительными темпами. В скором времени Вудворд открыла собственное издательство, которое выпускает книги исключительно о собаках. В его штате работают всего лишь восемь человек, так как основной бизнес по доставке книг почтой ведется через сайт компании. В год издательство Dogwise выпускает от восьми до десяти новинок, которые охотно покупают не только жители США, но и владельцы собак из других стран, включая Японию и Россию. При этом компания не тратит деньги на перевод своих изданий на другие языки. Оно просто перепродает права на литературу зарубежным издательствам. Стоимость прав на одну книгу составляет от $1000 до $10000, в зависимости от условий договора.

Подобное узкотематическое книжное издательство может стать выгодным бизнесом и в нашей стране, невзирая на достаточно сложное положение дел на книжном рынке в России. Цена входа на этот рынок, как ни странно, сравнительно низкая. Для издания двух-трех книг потребуется небольшая сумма. К примеру, по данным книжных издательств себестоимость выпуска одной книги при тираже менее десяти тысяч экземпляров составляет менее $2,5 за единицу. Значит, вложения в первое издание составят порядка $20000. Правда, речь идет об обычной неподарочной книге стандартного объема и размера в твердой обложке, с черно-белыми иллюстрациями или, вообще, без них.

Так как издание книг считается бизнесом с высокими рисками, банки обычно не кредитуют начинающих предпринимателей, которые хотят работать в этом сегменте. Ведь одно дело издать книгу и совсем другое – успешно продать ее. Всегда есть вероятность, что авторы подведут издателя, не закончат писать свои книги или и вовсе уйдут к конкурентам. Поэтому новые компании финансируются либо за счет частных инвесторов, либо приглашая к сотрудничеству крупные издательства. Если у вас нет собственных средств для начала собственного дела, то первый вариант выглядит более привлекательно для специализированного проекта.

Не стоит обходить своим вниманием и производство электронных книг. Если для вашей ниши это возможно, то обозначьте это направление своей работы еще на этапе составления бизнес-плана, который вам необходим для себя или для поиска инвестора. К примеру, вышеупомянутое издательство Dogwise, помимо производства специализированной литературы, также выпускает книги в электронном виде. Причем именно это направление является для него одним из самых прибыльных и быстро развивающихся. «Мы занимаемся изданием электронных книг на протяжении уже трех лет, и наша прибыль увеличилась за этот период в десятки раз. Электронные книги не требуют дополнительных расходов на печать и доставку, для их хранения не нужен склад», - рассказывает глава компании. Также, кроме печатных и электронных книг о собаках, издательство Dogwise выпускает диски, буклеты с различными методическими материалами и игрушки для собак.

Издавать книги можно двумя способами. Первый – традиционный – заключается в производстве книжного тиража в типографии. Это подразумевает довольно большой объем работы, на который потребуется некоторое время (на печать одного тиража офсетным способом уходит, в среднем, 3-4 месяца). Прежде всего, верстаются страницы будущего издания. Затем после проверки корректором они печатаются на офсетной машине. Офсетная печать книг является самым распространенным способом книжного производства, который особенно выгоден при средних и больших тиражах. Чем больше тираж, тем меньше себестоимость печати одного экземпляра книги. Отдельные листы издания, которое должно быть в твердом переплете, собираются в так называемые тетради. Тонкие брошюрки сшиваются в единый книжный блок. Для этого используется ниточная прошивка (считается самой оптимальной), прошивка проволокой и склейка. «Тетради» подбираются в блок вручную, после чего их загружают в ниткошвейную машину. Книжный блок подрезается на специальной машине, чтобы придать ему полукруглый профиль. После чего тираж опрессовывается в книжном прессе.

При изготовлении книг с твердым переплетом на следующем этапе производства подготавливается переплетная крышка издания. Она состоит из двух боковых картонных сторон и корешковой части, которая называется «отставом». Затем на картонную основу наклеивается бумвинил, балакрон или другой материал, который используется для переплета. В некоторых случаях на этапе приклейки обложки к внутреннему блоку к корешку головки блока прикрепляется тесьма таким образом, чтобы оставшийся снаружи конец ленточки мог вкладываться между страницами книги и выступал за нижний конец блока. Так делают ляссе – узкую ленту, которая служит в качестве книжной закладки в изданиях средней и высокой ценовой категории. Ляссе может быть плетеной или же тканевой одного, двух или нескольких цветов.

После того, как переплетная крышка и книжный блок соединяются вместе, вся книга снова помещается под пресс. Последний этап изготовления книги представляет собой операцию штриховки. В результате этой процедуры создаются узкие продавленные полоски вдоль всего корешка издания у края его обложки. Благодаря этому книга легче раскрывается и может находиться в раскрытом состоянии без дополнительной помощи. Перед упаковкой книг в коробки, если это предусмотрено, они оборачиваются в бумажные суперобложки или же обтягиваются пленкой.

При таком традиционном способе производства большое значение имеет правильно рассчитанный тираж вашей книжкой новинки. Если книга, изданная тиражом 3-5 тысяч экземпляров, не была продана в течение одного года, она оказывается убыточной для издательства. Для небольшого предприятия, оборот которого должен быть выше, эти сроки еще меньше.

Реализуют готовую книжную продукцию через специализированные розничные магазины. Проблема заключается в том, что в розничной торговле, как и в книгоиздательском бизнесе, есть лишь две крупнейших федеральных игрока – книготорговая сеть «Буква», которая принадлежит АСТ (насчитывает около 450 магазинов), и объединенная сеть «Новый книжный – Буквоед» издательства Эксмо (свыше 100 магазинов). Безусловно, в первую очередь владельцы этих сетей продвигают собственную продукцию. По некоторым данным, около 70% ассортимента сети «Новый книжный» составляют издания Эксмо и лишь 30% - продукция других компаний. Сотрудничество с такими сетями затруднено для молодых издательств еще и из-за высокой скидки, которую они требуют за возможность выставлять другие книги в своих магазинах. Если для отдельных небольших книжных магазинов скидка составляет около 10-15 % от оптовой цены, то крупные федеральные сети требуют скинуть иногда до 60 %, что делает для мелких издательств невыгодной работу с ними. Количество же независимых торговых точек уменьшается с каждым месяцем, что неудивительно. Ведь при прочих неблагоприятных факторов уровень рентабельности книжных магазинов колеблется в зависимости от формата от семи до пятнадцати процентов.

Альтернативой обычным книжным розничным магазинам стали интернет-магазины. По данным игроков этого рынка, ежегодный прирост продаж через интернет составляет для книжных компаний около 100 %. Но все же большая часть изданий продается через специализированные площадки, которые за счет отсутствия обычных для розницы расходов могут предложить своим клиентам более выгодные цены и огромный ассортимент. Кроме того, они могут доставлять книги по всей стране, в то время как большинство крупных книжных издательств находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Единственный их недостаток заключается в том, что покупатель не может «вживую» оценить приобретаемую им книгу, зато имеет возможность ознакомиться с отзывами других читателей.

Второй способ производства книг, который наиболее распространен на Западе, заключается в том, что книга сначала продается, а лишь потом печатается. Так называемая цифровая печать по требованию пока только набирает популярность в нашей стране, но специалисты настроены более чем оптимистично. Ее несомненные преимущества состоят в отсутствии больших расходов на печать издания (теперь цена не зависит от тиража, можно напечатать даже один экземпляр книги, пусть даже он будет стоить и немного дороже, нежели при печати офсетом) и в простоте изготовления книги.

Теперь издание книги занимает несколько дней, а не месяцев, как раньше. Печать осуществляется с помощью нехитрого оборудования, которое включает в себя компьютер, принтеры, резаки и термоклеевую машину. Можно купить и специальные автоматизированные линии, которые осуществляют весь цикл работ – от печати до переплета. Машины занимают около 5-6 кв. метров и могут обслуживаться одним лишь оператором. Печать книги, не считая редактуры, верстки, корректуры, занимает менее получаса. Этот вариант издания является скорее вспомогательным, а не основным. С его помощью можно производить небольшие тиражи (в том числе и штучные экземпляры) редкой литературы под заказ или же для изучения спроса.

Штат небольшого специализированного книжного издательства включает в себя редакторов и менеджеров по продажам. В принципе, все остальные функции можно переложить на подрядчиков, как это делают многие небольшие компании. Среди их штатных сотрудников зачастую даже нет верстальщиков и корректоров. Многие типографии предлагают услуги не только по печати книги, но и по подготовке ее к печати.

Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств

Пиратство, переход на электронные форматы, рост цен на бумагу и краску - это только три проблемы из того множества, с которым сталкиваются российские издательства. Кризис, начавшийся в конце прошлого года, в очередной раз проверяет российскую издательскую систему на прочность. Из-за курса доллара взлетели цены на услуги типографии, выросли суммы контрактов с зарубежными авторами. Все это ведет к неминуемому росту цен на книги на прилавках магазинов. Однако некоторые представили издательств полагают, что кризис пойдет российскому рынку только на пользу.

О том, насколько вырастут цены на книги, и о необходимости государственной поддержки сайт рассказали руководители известных российских издательств: художественную литературу представляют "Эксмо" и "Гаятри/Livebook", а нон-фикшен и деловую - "Альпина Паблишер" и "Манн, Иванов и Фербер". Ситуацию с ценами на рынке также прокомментировал генеральный директор онлайн-магазина электронных книг "ЛитРес" Сергей Анурьев.

Об издательствах

"Эксмо" - одна из крупнейших издательских компаний России, основанная в 1991 году. Издательство сотрудничает с такими писателями, как Александра Маринина, Дарья Донцова, Олег Рой и другими.

"Гаятри/Livebook" - частное книжное издательство, основанное в 2004 году издателем и общественным деятелем Марией Аксеновой и предпринимателем Григорием Ковалевым. Публикует современную российскую и зарубежную художественную прозу, неформальные научно-популярные книги и иллюстрированные концептуальные издания. Особое внимание уделяется иронической, абсурдистской и юмористической литературе.

"Альпина Паблишер" - крупное издательство, специализирующееся на выпуске деловой и профессиональной литературы, аудио- и электронных книг, а также видеокурсов. Было основано в 1998 году для выпуска финансовой литературы. Среди его крупных проектов - "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд, "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови, а также книги Глеба Архангельского, Филипа Котлера и других известных российских и зарубежных авторов.

"Манн, Иванов и Фербер" - московское издательство деловой литературы, начавшее свою деятельность в 2005 году. Основатели: Игорь Манн, Михаил Иванов и Михаил Фербер. Издательство выпускает книги по маркетингу и менеджменту, тайм-менеджменту, а также литературу о спорте, психологии, кулинарии и творчестве.

Есть ли кризис

Сергей Рубис

полном объеме кризис не пришел ни в издательство "Эксмо", ни в целом на рынок. Если судить по данным продаж за январь и февраль, то ситуация стабильная, сравнивая с прошлым годом. Можно даже сказать, что есть небольшая положительная динамика.

Цены на бумагу и другие типографские материалы выросли на 15-20 процентов за два месяца. Причем даже на отечественные сорта бумаги. Сложно сказать, как долго мы сможем сдерживать такой рост цены. Книжная отрасль – социально значимая для общества. Для отечественных производителей нужны квоты. Теоретически это сможет компенсировать рост цен на закупку импортных материалов. Этот год – Год литературы, поэтому государство, с моей точки зрения, должно уделить дополнительное внимание нашей книжной отрасли".

Ольга Лябина

"На данный момент на работу издательства влияет скорее состояние ожидания кризиса, то есть сейчас усилия предпринимаются для того, чтобы создать условия для существования в худшее время. Основной способ: сокращать издержки на печать, хранение, проводить "генеральную уборку" бюджета, максимально плотно следить за работой контрагентов, вносить коррективы в издательский портфель".

Алексей Ильин

"Думаю, что нет ни одной компании в России, на которую кризис так или иначе не влияет. Для большинства влияние негативное, но для тех, кто ориентирован на экспорт, скорее позитивное. Издательский бизнес, как и многие другие бизнесы, оказался в ситуации, когда себестоимость резко выросла, а сопоставимо повышать цены нельзя. За январь-февраль 2015 года офсетная бумага российских производителей выросла в цене на 40 процентов. Дело в том, что бумага и целлюлоза - экспортный товар. Производителям оказалось гораздо выгоднее продавать все на экспорт за доллары и евро. Импортная бумага и полиграфические материалы выросли в цене практически в два раза. Подорожали услуги типографий, отчисления иностранным авторам также выросли. В то же время продажи книг пока не упали, и это радует".

Мария Лапшина

"В нашем издательстве и в нашей работе есть три направления, которых коснулся кризис.

Во-первых, это прямая работа со СМИ. Исторически сложилось так, что в издательстве не выделяются средства на продвижение книг. Именно на безбюджетной основе мы выстраивали и выстраиваем работу со СМИ. Ежедневно мы предлагаем партнерам из медиа-среды уникальный качественный контент, созданный по мотивам выпускаемых в издательстве книг. Сейчас, в условиях кризиса, мы почувствовали, что коммерческая служба стала более придирчивой и внимательной к редакции СМИ в этом плане. Тем не менее, нам удается предложить редакторам и журналистам интересные материалы, которые набирают хорошее количество просмотров и посещений. Сейчас, к слову, у нас ежемесячно выходит порядка тысячи упоминаний книг в СМИ, блогосфере и социальных сетях. И это количество постоянно растет.

Второе направление, которого коснулся кризис, - это наполненность портфеля, особенно в МИФ.Детство. Как правило, детские книги в нашем издательстве переводные, а это значит, что роялти и гонорар авторам мы платим в валюте. Это же касается и самого производства книг, которые печатаются заграницей. Поэтому сейчас мы немного разворачиваемся в сторону российских авторов и подрядчиков.

Третье направление, на котором сказался кризис, - это рынок труда. В нашем издательстве маркетологи и пиарщики непосредственно влияют на продажи. И в отличие от многих компаний, увольняющих маркетологов в кризис, мы их нанимаем, чтобы выполнить план продаж. Но, если посмотреть на кадровый рынок в кризис, многие люди, которые потеряли работу, начинают ее активно искать. Они посылают резюме, куда только можно, а не в компании, где реально хотели бы работать. Эта ситуация порождает "кадровый шум", когда становится очень тяжело подобрать в команду подходящего именно нам человека.

По поводу заморозки проектов. Из-за кризиса мы проекты не останавливаем. Единственная возможная причина описывается фразой "хороша ложка к обеду". Если мы считаем, что проект больше будет востребован к отпускному периоду, то выпускаем его к лету, а не к осени, когда все возвращаются из отпусков".

Об электронных книгах

"Кризис на электронном книжном рынке не так ощутим, как на бумажном. Дело, конечно, в том числе и в цене на электронную копию. В поиске более бюджетных возможностей проведения досуга люди обращаются к электронной книге, как к одному из самых недорогих вариантов развлечения, получения новых знаний и даже повышения квалификации (что тоже очень важно в кризисный период).

Стоимость электронных книг, в среднем, в два раза меньше, чем бумажных. Цена зависит в первую очередь от политики конкретного издательства и направлено на получение автором и издателем дохода, сравнимого с продажей бумажной книги. В том случае, если они не получают какого-либо заметного дохода, от выпуска электронного аналога, как правило, отказываются.

Мы и наши партнеры-издательства понимаем, что курс рубля резко изменился в конце 2014 года, доходы населения при этом остались на том же уровне. Пока в связи с волатильностью курсов валют и ослаблением курса рубля мы не планируем специально повышать цены на электронные книги. Будет рост цен на уровне прошлых лет, то есть на уровне 10-20 процентов в год, в основном связанный с тем, что новинки всегда продаются чуть дороже, чем предыдущие книги автора, серии".

Сергей Анурьев

Генеральный директор онлайн-магазина электронных книг "ЛитРес"

Рост цен и спад спроса

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"Мы подняли цены на пять процентов. Это умеренно. Агрессивный рост в цене на книги тоже не планируется. Мы понимаем, что люди должны читать книги, поэтому книга должна быть доступной".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"С ростом себестоимости книг приходится повышать и цены на них. Мы корректируем цены, если растут издержки. Но при этом думаем и о конечной цене, которая не должна быть такой, что читатель не сможет позволить себе нашу книгу.

Замороженных проектов мало, но приходится править издательский портфель.

Сокращение тиражей возможно. Но при этом растет себестоимость книги, читатель увидит книгу по цене, которая легко может отпугнуть его от покупки. Поэтому с тиражами необходимо балансировать, дабы угадать спрос и не увеличить цену значительно. Электронные книги для нас пока сегмент, на который нельзя перейти издательству и существовать в нынешнем формате. Мы не будем рентабельны только с электронными книгами".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Художка в последнее время оказалась под самым сильным ударом. Доля книг жанра нон-фикшен в общих продажах постоянно растет и уже существенно превышает долю художки. Особенностью рынка художественной литературы является крайне высокая концентрация продаж на нескольких десятках наименований книг топовых авторов. Эти книги занимают первые места в рейтингах продаж, что создает ложное впечатление, что в целом жанр художественной литературы популярен. В научно-популярной и прикладной литературе продажи распределены более ровно. Зачастую тема является более важным аргументом при покупке, чем известность автора.

Большинство российских издательств уже подняли цены на 10-25 процентов. Мы пока решили поднимать цены только на новинки и переиздания, по которым наши затраты резко выросли. Что касается нашего основного портфеля, то мы пока решили цены не повышать, понимая, что наша аудитория становится все более и более чувствительной к цене".

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

"Есть небольшое повышение цен, но ничего сверхъестественного, как 200 процентов на гречку, здесь нет. У нас очень серьезная работа проделана по оптимизации расходов. И вот рост расходов мы сдерживаем".

Господдержка издательств

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"Я считаю, что имеет смысл рассмотреть вопрос изменения ставки НДС. Во Франции, например, для книг нулевая ставка НДС, а в других странах ставки сильно ниже, чем на другие товары.

Также для книжных магазинов можно сделать льготные ставки аренды. Со всем остальным мы справимся сами".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Возможно, государственные квоты или, например, ослабление налоговой нагрузки положительно скажутся на издательствах. Но не считаю, что один этот шаг кардинально изменит ситуацию, так как помимо издательств есть длинная цепочка участников книжного рынка: книжные магазины, книготорговые компании, есть библиотеки и бибколлекторы. И сложностей в каждом звене этой цепочки очень много. В Москве и регионах закрываются книжные магазины, поэтому крайне важным мне видится создание льготных условий для книжных магазинов, например применение льготной ставки аренды помещений города. Книжные магазины зачастую не могут быть рентабельными при текущих арендных ставках, сокращается доступ людей к книгам. Но в любом случае, одна отдельно взятая мера не изменит ситуацию значительно".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Думаю, что все издатели были бы рады снижению налоговой нагрузки. Во многих странах мира книги не облагаются НДС, имеют льготы по налогу на прибыль. Это понятно, так книги - важный элемент развития культуры и просвещения в обществе. Что касается квот на закупки и прочих нерыночных мер поддержки, то это принесет намного больше вреда, чем пользы. От этого выиграют не издатели качественных востребованных книг, а те, кто имеет ресурс во власти".

Новые проекты

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"К изданию новых проектов в кризис мы подходим более осторожно и взвешенно. Новые проекты запускаются в меньшем объеме, однако планов по выводу новых интересных книг не снимаем. Мы по-прежнему будем вкладывать деньги в развитие рынка и в начинающих авторов.

Многие известные сейчас авторы начинали писать в кризис. Кризис – это время возможностей. Рынок очищается. Все начинают внимательнее смотреть на то, что делают, поэтому выпуск сокращается естественным образом. Когда среда на рынке менее конкурентная, пробиться легче. Поэтому для новых авторов кризис – золотое время.

Рабочие места сокращаются. У людей появляется больше свободного времени. Почему бы не попробовать написать книгу? В кризисы часто так происходило. Наша отрасль не является финансово привлекательной. Тем же сценаристам в кино платят больше, чем писателям за книги. А сейчас фильмов снимать будут меньше, поэтому есть шанс реализовать себя в другом виде творчества.

На сегодняшний день наиболее востребованными по-прежнему остаются развлекательные жанры литературы: детективы, фантастика и сентиментальная литература. Это жанры, которые традиционно востребованы во всем мире".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Мы продолжаем работать с новыми проектами. Становится затруднительно смотреть на проекты зарубежных авторов из-за колебаний на валютном рынке. Это очень печально, но мы вынуждены реагировать тем, что отказываемся от некоторых проектов, на которые в прежней ситуации согласились бы".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Работа по запуску новых книжных проектов продолжается. Мы постоянно мониторим спрос, стараясь издавать то, что востребовано нашей аудиторией. Как следствие, сейчас мы выпускаем несколько меньше профессиональных книг по ведению бизнеса и больше книг по прикладной психологии и книг для родителей".

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

Подход к отбору рукописей не изменился, поменялся подход к формированию портфеля. Мы сейчас уходим от позиционирования МИФ как бизнес-издательства. Весь наш портфель книг разделен на семь направлений: бизнес, маркетинг, саморазвитие, творчество, ЗОЖ, МИФ.Детство, кругозор. Мы сейчас индивидуально формируем портфель книг в каждом из этих направлений.

А по поводу отбора рукописей – наши принципы не изменились. Мы отбираем книги только с сильным, качественным контентом. При этом мы всегда оставляем читателям выбор: у нас выходят книги разных точек зрения. Например, книги "Китайское исследование" и "Еда и мозг". Они предлагают разные концепции по здоровому образу жизни и питанию, но каждая из этих концепций имеет право на существование. Какой из них придерживаться, - пусть решает сам читатель".

Будущее издательств

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Кризис не только явление отрицательное. Эти процессы неизбежны и в общем-то помогают выкристаллизировать модели бизнеса, отыскать новые возможности, быть максимально настроенным на то, чтобы выжить и идти дальше".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Издательский рынок можно разделить на рынок печатных СМИ и рынок книг. Бизнес СМИ оказался под очень сильным ударом, и я ожидаю существенного сокращения количества печатных СМИ. Что касается книжного рынка, то я думаю, что этот сектор более устойчивый. Многое сейчас зависит от финансовой устойчивости розничных каналов продаж (книготорговые сети, интернет-магазины и так далее) - именно здесь спрятан основный риск для издательского рынка. Очень возможно, что отдельные издатели уйдут с рынка, некоторые будут поглощены более крупными издательствами, но если не будет крупных банкротств в сфере книжной торговли, то ситуация на рынке будет штатной.

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

"Нужно взглянуть на тренды в целом. Проблема в том, что издательский бизнес – консервативный. И одна из причин сегодняшнего кризиса в том, что ему сложно подстраиваться под новые тренды, условия. Мы это стараемся делать.

Например, есть глобальный тренд – уход в цифровые носители. Мы его подхватили, и вот уже год как на нашем сайте реализована продажа электронных книг. Причем это основной канал дистрибуции электронного формата. Недавно запустили опцию "Подарить книгу со скидкой 10 процентов", которая тоже оказалась востребованной.

Второй тренд – это клиповое мышление поколения Y. У нас сильно поменялся портфель книг саморазвития: если раньше основной акцент был на продуктивности, тайм-драйве, целеполагании, то сейчас стало больше мотивационных книг, книг о предназначении. Например, наш нашумевший проект "Важные годы", у которого тираж перевалил за 20 тысяч при среднем в две тысячи.

Следующий тренд - это книги по творчеству. Кстати, именно эти проекты вместе с проектами МИФ. Детства полностью защищены от электронного формата. Так вот, если взять книги по творчеству и тренд визуального контента в формате Instagram, то у нас появляются такие книги, в которых минимум текста, но максимум иллюстраций. Пример – книга "Кради как художник". Или творческие ежедневники, где в книге много пустых страниц, на которых читатели могут писать или рисовать все, что угодно.

Поэтому кризис ударяет по тем, кто не может подстроиться под изменения и тренды. Мы же это стараемся делать".

В настоящее время ситуация в книгоиздательском бизнесе складывается довольно тревожная. Повсеместное распространение устройств, с помощью которых можно легко читать книги в различных электронных форматах, а также развитие сети Интернет, поставили под угрозу существование издательств, занимающих печатанием книжной продукции.

Стоит отметить, что столь мрачная обстановка складывается практически во всех странах. Ранее некоторые эксперты связывали снижение объемов продаж книжной продукции с кризисом 2008 года, однако, и в настоящее время спрос на некоторые виды бумажной литературы так и не восстановился. Не исключено, что немаловажную роль сыграл тот факт, что на протяжении двух десятков лет рынок книгопечатной продукции развивался крайне хаотично, в результате чего на складах магазинов начало скапливаться крайне много невостребованной литературы.

Несмотря на неясные перспективы, среди российских предпринимателей издательский бизнес очень популярен, что, в принципе, объясняется довольно низкой себестоимостью издания книги, колеблющейся в пределах 150-300 тыс. руб.

Проблема сбыта

Проблема сбыта книжной продукции состоит в специфичности ее потребления. Человек, как правило, читает больше или меньше только в зависимости от наличия на рынке качественного продукта. Таким образом, практически каждая книга с определенной долей вероятности может стать бестселлером. Помимо сложности определения потенциальной популярности книги, начинающему предпринимателю нужно учитывать, что в настоящее время происходит значительно снижение спроса на художественную литературу. Однако веяния прогресса не захватили такие сегменты в издательской сфере, как детская, профессиональная и подарочная литература. Родители по-прежнему стараются приобретать ребенку именно бумажные книги, так как они имеют привлекательный, яркий и позитивный дизайн. Подарочная литература изначально ориентирована на информационную составляющую и красивое оформление.

Авторы

Одной из самых сложных частей в организации собственного издательства является поиск авторов. Сложность, в частности, заключается в том, что состоявшиеся авторы уже работают в крупных издательствах, способных предложить им более выгодные условия, нежели начинающие издательства. Еще одним неприятным моментом является низкая вероятность того, что начинающий писатель сможет быстро завоевать популярность среди читателей, хотя, конечно, успешные примеры есть. Между тем, практически невозможно просчитать окажется ли автор читаемым.

Персонал

Начинающему издательству не стоит нанимать слишком большой штат сотрудников. В принципе, большую часть работы можно отдать подрядчикам, так как в этом случае не придется нести ежемесячные расходы на оплату труда не задействованных сотрудников. Однако на должности редакторов и менеджеров по продажам людей в любом случае придется нанимать. Дело в том, что функционирование любого издательства практически полностью держится на работе редакторов. Редактор книжного издательства должен чувствовать возможного читателя книги, он также должен следить за соответствием содержания книги и ее обложки.

Реализация

Полный цикл производства книги занимает около четырех месяцев, однако издание книги составляет только часть работы. Гораздо сложнее начинающему издательству продать книгу, ведь большинство компаний, занимающихся распространением книжной продукции, интересуют большие объемы, а также сотрудничество с уже состоявшимися издательствами. Поэтому наиболее оптимальным выходом представляется заниматься продвижением книги собственными силами, то есть заключать соглашения с ритейлерами и договариваться об информационной поддержке книг издательства.

Риски и перспектива

Основной риск для любого издательства представляют авторы, работающие с ним. Среди возможных проблем стоит выделить такие, как:

  • Зависимость издательства от одного автора;
  • Появление разногласий с авторами;
  • Конечность плодотворного периода любого автора;
  • Переманивание хороших авторов конкурентами.

Перспективность деятельности книжного издательства очень трудно просчитывается. По сути, продажи книги напрямую зависят от того, насколько она понравилась читателям, причем иногда известность автора не является залогом успешной реализации продукта. Также малоприятным моментом является отсутствие перспективы продажи готового бизнеса, так как, по сути, сам по себе он не представляет для инвестора сильного интереса, в отличие от авторов, на которых завязана работа издательства.

Издательский бизнес - сфера сложная, трудности связаны не только с выбором произведений, но и с тиражами, работой с авторами, подготовкой изданий, их распространением. Если вы ориентируетесь в книгоиздании, попробуйте взвесить шансы и оценить перспективность бизнеса.

В настоящее время существует множество видов частного предпринимательства, от в кадках до высокотехнологичных стартапов.

Однако одним из самых интересных не только с точки зрения зарабатывания денег, но и с точки зрения социальной функции, является издательский бизнес. Издание газет и журналов, книг и электронных приложений – это разнообразная и достаточно интеллектуальная сфера деятельности, которая принесёт не только стабильный доход, но и интересные знакомства.

Чтобы начать издательский бизнес, нужно обладать не только коммерческой жилкой, но и очень хорошо разбираться в ситуации на рынке. Впрочем, это важно в любом деле, поэтому важно правильно выбрать место приложения сил.

Для начала нужно будет зарегистрироваться в качестве или создать . Второе требует несколько больше документов, однако предпочтительнее для расчётов с крупными организациями и для работы с крупными суммами.

Если же планируется открыть небольшое издательство или , на первых порах достаточно просто стать индивидуальным предпринимателем. Затем нужно выбрать сферу деятельности, и тут нужно очень точно представлять себе, чем придется заниматься в дальнейшем. Рассмотрим по порядку.

Одна из самых интересных и почётных работ – это издательство книг. Достаточно сложно быть издателем книжной продукции, хотя бы даже потому, что для этого нужно быть начитанным человеком, постоянно следить за новыми авторами, однако при этом вполне хорошо ориентироваться в современном законодательстве, в методах заключения экономических сделок, понимать принципы работы рынка книг, знать условия работы с типографиями.

И даже этого, возможно, будет мало. Чтобы быть хорошим издателем книг, то есть успешно вести деятельность издательства и публиковать , которые хорошо покупаются, нужно быть на короткой ноге с авторами, понимать, какие тексты наиболее востребованы, а может быть, иметь какие-то связи в специализированных компаниях или государственных учреждениях – знакомые помогут получить крупный заказ или хотя бы подскажут, в каком тендере нужно участвовать.

Несмотря на все сложности, издание книг это очень интересное и полезное дело, которое помогает увековечить тексты и кто знает, может быть, какой-то выдающийся писатель, которого вам удалось найти и издать, принесет вам отличный доход и известность.

Интересное продолжение этого вида бизнеса в современном мире и планшетных компьютеров – издание электронных книг. Конечно, пока что это зарождающаяся сфера деятельности, однако её экономическая модель вполне внятно описана и понятна даже далёким от высоких технологий людям.

Суть в том, что книги издаются в электронном виде, то есть в виде файла, который затем покупается читателями у издателя или у крупных . В этом виде бизнеса отсутствуют такие издержки, как типографская печать и дистрибуция, а также наценка крупных книжных сетей, которая порой увеличивает стоимость книги на несколько сотен процентов.

Вместе с тем книжный бизнес – достаточно спокойная и размеренная сфера, и кому-то нравится более динамичные виды деятельности. Как раз для таких людей существует издание средств массовой информации – газет и журналов. Как и книжный бизнес, эта отрасль достаточно сложная, к тому же сейчас она несколько стагнирует. Вместе с тем важно заметить, что в издательском бизнесе периодических изданий совершенно иные принципы заработка, нежели в книжном.

Здесь тоже важны тиражи, однако основная прибыль делается за счёт продаж рекламы. Лишь некоторые издания наподобие «Здорового образа жизни» и «Комсомольской правды» имеют возможность заработка за счёт миллионных тиражей. Большая часть журналов и газет существует за счёт рекламы. И особенно выгодно издавать журнал – ведь рекламодатели предпочитают глянец, иногда даже в ущерб охвату аудитории. Именно поэтому стоит заметить, что в журнальном бизнесе можно достичь больших заработков.

Однако это и несколько сложнее, чем издание газеты – ведь читатели ожидают не просто новостей, а взвешенных, хорошо написанных текстов, качественных фотографий, красочных рекламных макетов и неожиданных редакционных ходов. Все это требует определённых затрат, поэтому важно хорошенько прикинуть, сколько денег планируется затрачивать на развитие редакционной составляющей издания.

Ведь если читатели платят деньги за то, чтобы читать журнал, они должны видеть усилия журналистов, авторов, художников, редакторов, фотографов. Если даже не стараться сделать качественный продукт, читатели сразу же увидят это и продажи начнут резко падать.

Не менее интересным видом издательской деятельности, который появился лишь в последнее время, однако уже набрал огромную популярность и продолжает увеличивать долю рынка и прибыли, является издание мини-игр для всевозможных платформ – как для мобильных телефонов и смартфонов, так и для различных сайтов и социальных сетей.

Здесь, как и во всех остальных сегментах издательского бизнеса, важно хорошо знать рынок и точно представлять, что нужно покупателям вашей продукции. Как правило, все компании, которые издают игры, работают по одной и той же схеме – сначала придумывается игровой сюжет, затем дизайнеры рисуют основных персонажей и игровые пейзажи, а затем программисты соединяют все это воедино.

Далее методы действия издателей игр расходятся. Получившуюся игру для мобильных телефонов, как правило, публикуют на специальных интернет-магазинах, в каталогах которых покупатели могут ознакомиться с игрой и скачать её. Если же игра предназначена для пользователей интернета, её продают игровым порталам, которые занимаются скупкой подобного рода игр и предоставления их конечному посетителю, зачастую бесплатно.

В сети есть много интервью с различными издателями игр, как правило, это молодые амбициозные люди, очень часто программисты, которые изучили рынок мини-игр и стали успешно работать на нем.

Поделиться: