Смысл высказывания степанова словарь языка свидетельствует. Раскрыть смысл высказывания Степанова «Словарь языка свидетельствует (Гиа по русскому). В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления

  • Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».





Мысль

  • Мысль

  • Слово (язык)

  • Мысль невозможна без слова, потому что именно слово организует, закрепляет, образует в нашем мозгу

  • понятие .

  • Познание, человеческая деятельность

  • Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. Поэтому, если мы захотим узнать, как именно думает, как мыслит человек, по каким законам работает его мышление, надо начать с изучения законов языка, т.е грамматики.


Грамматика охватывает собою:

  • Грамматика охватывает собою:

  • законы и правила образования слов;

  • законы и правила изменения слов;

  • законы и правила соединения слов, образования словосочетаний на основе этих соединений;

  • законы и правила построения предложений;

  • законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации.

  • Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: морфология и синтаксис.



  • Что может выражать мысль, переданная таким рядом слов:

  • ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не?

  • Жуховицкий Л. «Сто процентов человеческого»:

  • «Ненавижу диктаторов: ничего хорошего человечеству они никогда не приносили».

  • Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли.



  • (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

  • (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

  • (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

  • (6)Парень спросил:

  • (7)– Березу объезжаешь, значит?

  • (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю.

  • (10)Парень закурил и лениво сообщил:

  • (11)– Ну, скоро твоей игре конец!

  • (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.

  • (13)Тот охотно объяснил:

  • (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок.

  • (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.

  • (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

  • (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить.

  • (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

  • (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

  • (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.

  • (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

  • (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?

  • (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!

  • (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.


  • (31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:

  • (33)– Ползёшь, пацан?

  • (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

  • (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

  • (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

  • (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.

  • (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?

  • (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.

  • (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

  • (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?

  • (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.

  • (53)– Берёзу?

  • (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

  • (58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

  • (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он.

  • (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он.

  • (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить?

  • (66)Он обнял Альку и прижал к себе.

  • (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

  • (По Крапивину В.)


Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  • Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  • Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Схема 1

  • Схема 1

  • Тезис

  • Рассуждение о смысле высказывания

  • Пример лексич.явления, его роль

  • Пример грамматич.явления, его роль

  • Вывод


  • Действительно, лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет превратить слова в законченную мысль, и эти явления мы можем проследить в морфологии (синтаксисе) текста.

  • Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нём передаёт грамматика. Эти явления можно рассмотреть в морфологии (синтаксисе).

  • В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.

  • Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не строить в предложения, вряд ли мы поймём друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке.

  • Безусловно, понятия о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но что позволяет оформить их в мысль? Конечно же, грамматика! Обратимся к ….

  • В самом деле, большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, но в связать эти слова в мысли может только грамматика.

  • Слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов , надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.






  • Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль.

  • Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.

  • Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону.

  • Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно.

  • Таким образом , лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного.

  • В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире.

  • В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о ….(предмете, действии, признаке и т.п.)

  • Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики и т.д.


  • (Тезис Степанова Г. опущен)


  • По моему мнению, это правильно, ведь лексика объясняет значение слов, их смысл, а грамматика превращает их в законченную мысль.

  • Например, такое лексическое явление, как морфема, помогает увидеть, что слова «малёк» и «малец» образованы от одного и того же корня. Так обычно говорят о малолетних детях.

  • Но с точки зрения грамматики эти слова являются обращениями, называют того, к кому обращаются с речью, и в зависимости от ситуации могут приобретать разный смысловой оттенок: в устах Касюкова «малёк» (пр.27) отражает пренебрежение к Альке, а Матвей Сергеевич словом «малец» (пр.28) подчёркивает своё доброе отношение к мальчику.

  • Следовательно, без взаимодействия лексики и грамматики невозможно понять смысл сказанного.


  • Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, но, чтобы получилось связное высказывание, нужна грамматика, которая помогает правильно выразить мысль.

  • Эти явления можно рассмотреть на примере из текста: лексическое значение слово «малёк» (предложение 27) - «маленькая рыбка». Автор использует это существительное не в прямом, а в переносном значении, которое в реплике Касюкова приобретает грубовато-пренебрежительный оттенок.

  • Впрочем, речь данного героя характеризует его как человека грубого, бессовестного: глаголы «хватай и двигай» в повелительном наклонении в односоставном побудительном предложении 30 помогают убедиться в этом.

  • Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают лучше понять авторский замысел.


Изменения в ГИА,

которые ждут школу в 2012 году

И.П. Цыбулько, ведущий

научный сотрудник ФИПИ, г. Москва

2012 РУССКИЙ ЯЗЫК январь
Д оверие к новой форме оценивания учебных достижений учащихся складывается из многих составляющих. Одна из них – стабильность контрольных измерительных материалов. Однако

это не означает, что измерители не совершенствуются. Так, несмотря на то, что контрольные измерительные материалы 2012 года сохраняют структуру, сложившуюся в последние годы, в экзаменационный тест по сравнению с 2011 годом внесены изменения.

Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и количество заданий с кратким ответом с 14 до 9.

Изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения (С1).

Изменен объем изложения и сочинения.

Изменено задание С2.1.

Изменены системы оценивания заданий С1 и С2.1 и С2.2.

В качестве альтернативного задания в 2012 году предложены сочинения на лингвистическую

тему: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на

лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно,

разборчивым почерком».

Приведенная цитата извлечена из контекста, в котором Г.Степанов рассуждает о сущности языка1.

Обобщенный характер высказывания Георгия Владимировича Степанова (1919–1986) –

российского филолога, профессора, академика АН СССР – предоставляет возможности учащимся продемонстрировать знания по лексике и грамматике русского языка на примере конкретного текста.

Ответ на это задание (С2.1) оценивается по критериям, указанным в таблице на с.9.Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4,ФК1).

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи

оцениваются отдельно.

Во время апробирования нового задания учащимся был предложен следующий текст.
(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау2 успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет, сразу на два отделения – математическое и естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушел с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. (6)Вокруг столько веселых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он – странный ребенок, непонятно как здесь очутившийся. (7)Так продолжалось весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный математик и как охотно помогает товарищам.

(8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос. (9)Петр Петрович Лукин

знал математику блестяще и лектором был превосходным. (10)Ходили, однако, слухи, что на эк-

заменах он отличался свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились к

Лукину с почтительно-вежливой опаской.

(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос. (13)В аудитории стало очень

тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска

покрылась математическими знаками.(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! (17)Лицо у Льва было серьезное и сосредоточенное, у Петра Петровича – взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал вывод и положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

– (20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное решение.

(22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал куда деваться. (24)С этого дня гроза отделения – профессор Петр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

(25)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние коллектива и преподавателей, но главное – та огромная борьба, которую принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. (26)Исчезли его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

(27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. (28)Но с каждым днем он становился взрослее, целеустремленнее.

(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга – «Красное и черное» Стендаля. (31) Благодаря этой книге, он понял, что для человека нет ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление произвела трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит затраченных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего – не просто сильный характер, а достойная цель. (34)Для него эта цель – наука, физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от любых помех, которые мешали работе.

(36) Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя формула счастья, которая содержала три составляющих: работа, любовь, общение с людьми. (38)Именно в такой

последовательности: наверное, для всех творческих людей любимая работа – основа жизни.

(39)Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.

(40)Однажды один из знакомых неосторожно заявил, что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся:

(По М. Бессараб)

Примеры ответов учащихся даны ниже.

Наличие обоснованного ответа на поставленный

вопрос

С 1 К1

2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. Оценить же, насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса.

Приведем пример.

Пример № 1.

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», –

утверждает известный лингвист Г. Степанов.

С этим высказыванием нельзя не согласиться. Действительно, словарь языка, то есть его

лексический состав, содержит много слов, необходимых для того, чтобы назвать предмет и

описать его. Люди бережно хранят слова. Лингвисты создали самые разные словари, в которых

можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек.

Но слова сами по себе не смогут выразить мысль. Для этого нужна грамматика. Чтобы

эта мысль была выражена, человек должен не только правильно подобрать слова, но и поста-

вить их в нужную форму, правильно их связать и расставить в соответствующем порядке. Если человек не имеет представления о том, как использовать слова, чтобы получилось связное

высказывание, то и мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь «обрывки»

мысли.

В приведенном отрывке из сочинения учащийся прокомментировал слова Г.Степанова и

трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено.
Пример № 2.

Сделаем вывод из написанного выше. На примере этого текста можно убедиться, что Степанов был действительно прав. Нет ничего вокруг человека и в нем самом, чего нельзя было бы назвать словом. И для всего, что для человека важно и значительно, было подобрано слово. Человек не останавливается в своем стремлении найти более точное название всему, что представляет для него интерес. Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова.

На примере этого отрывка мы видим, что экзаменуемый привел комментарий к исходному тезису, но расположил его в конце сочинения. Тем не менее, в работе представлено собственное понимание слов Г.Степанова и оснований для понижения балла по данному критерию нет.

С 1 К1 1 балл.

Пример № 3.

Таким образом, личный словарь автора помогает читателю понять, что именно этот автор хочет сказать, о чем он думал, размышлял, каков круг его интересов. Например, о широте интересов А.С. Пушкина, на мой взгляд, может свидетельствовать не только содержание его гениальных произведений, но и его словарь. Словарь языка А.С. Пушкина составил более двадцати тысяч слов.

Комментарий слов Г. Степанова, как и в предыдущем примере, дан в конце сочинения. При этом рассуждение построено только на особенностях лексики.

С 1 К1 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый не сумел прокомментировать исходный тезис, т.е. непонятно, что именно он будет доказывать. Анализ сочинений показывает, что именно в такого рода работах учащиеся, как правило, ограничиваются только указанием на какое-либо лексическое или (реже) грамматическое явление, не выделяя их функций и не связывая их употребление с авторским замыслом.

Приведем пример.

Пример № 4.

«Словарь свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» – так считал известный лингвист Г.Степанов. Просмотрев данный текст, я согласился с мнением этого

человека. Для подтверждения нужно обратиться к словам книги «Страницы жизни Ландау».

Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Г.Степанова и не имеет четкого представления о том, для каких целей ему следует «обратиться к словам книги».

Пример № 5.

Г.Степанов говорил: «Словарь языка свидетельствует о чем говорят люди, а грамматика – как они думают».

личность. При общении он высказывает свои мысли, свою точку зрения, раскрывает свой духовный мир.

В приведенном отрывке учащийся приводит

рассуждение на бытовом уровне, не конкрети-

зируя различий использования лексических и грамматических средств языка.

Наличие примеров- аргументов в работе

С 1 К2

3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют одно лексическое и одно грамматическое явление, верно указав их роль в

тексте. Экспертам важно учесть соответствие приводимых примеров-аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.

Рассмотрим фрагмент работы.

Рассмотрю это в следующей фразе: «Загорелся спор…» (предложение 16). Слово «загорелся» здесь

используется в переносном значении, спор сравнивается с горением костра, так как он начался

очень быстро, как зажигается костер, и такой спор не прекратится, пока все не «сгорит». Ис-

пользуемое здесь в переносном значении слово помогает читателю лучше понять атмосферу

происходящего…

Из грамматических явлений в этом тексте я бы хотела рассмотреть восклицание. Мысль о важности стремления к своей цели и обязательного получения результата после затраченных усилий автор подчеркивает с помощью восклицательного знака. Докажу это следующим предложением: «Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!» (предложение 31). То, насколько важно, что Лев Ландау это понял и теперь сам будет стремиться к тому, что раньше

считал недостижимым, и показывает нам восклицание.

Роль одного лексического и одного грамматического явления доказана правильно отобранными для иллюстрации примерами.

Однако следует обратить внимание на то, что учащийся, рассуждая о восклицании как грам-матическом явлении, в одном предложении допускает ошибку, подменяя его термином «вос-клицательный знак», который является знаком пунктуации. За эту ошибку следует понизить балл по критерию ФК1.

2 балла

Пример № 7.

«Вначале это его чрезвычайно угнетало», – так пишет М. Бессараб об отношении Ландау

к тому, что он оказался самым молодым в институте первокурсником. Обратим внимание на выбор слова «угнетало». Используя это слово, М. Бессараб хотела показать, как мучительно Ландау переживал тот факт, что он оказался самым юным студентом, как это его тяготило. Именно об этом она размышляла, поэтому и употребила не только этот яркий глагол, а еще и наречие «чрезвычайно».

Экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий лексическое явление, указав его роль в тексте.

Более подробно примеры работ экзаменуемых будут рассмотрены в пособии «Методические

заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразо-

вательных учреждений».
1 Степанов Г.В. О филологии и филологах // Энцикло-

педический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.

М.В. Панов.– М.: Педагогика, 1984, с. 5–11.

2Лев Давидович Ландау – выдающийся советский фи-

зик-теоретик, лауреат Нобелевской премии.__январь РУССКИЙ ЯЗЫК 2012

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С 1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне,

но рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений.

Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

или тезис не доказан,

или дано рассуждение вне контекста задания,

или тезис доказан на бытовом уровне

С 1 К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление, верно указав их роль в тексте

Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление, но не указал их роль в тексте,

или привел 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий

или лексическое, или грамматическое явление, указав его роль в тексте

Экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или

лексическое, или грамматическое явление, не указав его роль в тексте.

Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста

С 1 К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

С 1 К4 Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью,

но допущена 1 ошибка в построении текста

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 1 К1 С 1 К4 9 __

СОЧИНЕНИЕ

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

1. Как сформулировано задание С2.1?

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера ).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле , раскрывая тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.


Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

2. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение , то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

3. Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Но это не принципиально.

Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните , что вступление должно быть значительно меньше основной части).

Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления .

Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.

Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах.


Вариант 5. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.


Вариант 6. Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».


Вариант 7. Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише:


Г.Степанов

утверждал

рассуждал

высказывание

утверждение

суждение

изречение

справедливо

неоспоримо

бесспорно


Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я вынужден согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

продемонстрируем

подтвердим

проиллюстрируем

разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма

Я думаю, …

Я считаю, …

По моему мнению, …

На мой взгляд, …

Мне кажется, …

Безусловно, …

Разумеется, …

Конечно, …

4. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.

В основной части вы должны:

  1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
  2. привести минимум по одному примеру , иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ:

  1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.
  2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.
  3. Взаимосвязь лексики и грамматики.

Следующие материалы будут полезны для написания основной части.

1. Что такое ЛЕКСИКА? Толкование первой части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 2. Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г.Степанову основанием для утверждения о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди».

Вариант 3. Лексика (от греч. lexikos - словесный, словарный) - это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека.

Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека .

Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.

2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами - морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе два раздела: морфологию и синтаксис.

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим.Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Вариант 5. Грамматика - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.

Вариант 8. Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка.

Культура мышления и культура речи связаны друг с другом.

Связь грамматики и лексики очевидна.

И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.

Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим.

Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика.

О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего.

В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

примеры должны быть из указанного текста ;

примеры должны иллюстрировать два разных явления языка : лексическое и

грамматическое;

каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише :

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как... .

В подтверждение собственных выводов приведу пример , демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

6. Что такое лексические и грамматические явления?

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные лексические категории

Сочинение-рассуждение по тексту В. Распутина, раскрывающие высказывание Г. В. Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».

(1)Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось.

(2)3иму простояла она безжизненной — ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая, безуходная, холодная, скорбная. (З)Снег завалил её снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумёт*. (4)Люди отводили от неё глаза и, избегая ненужных размышлений, торопились пройти мимо. (5)Ходило над нею холодное солнце, выли метели, с грохотом проносились по улице лесовозы, звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы, — ни на что Агафьина изба отозваться не могла, умершая безмогиль-но, наводящая на живых тяжёлую тоску. (б)Соседние избы невольно отжимались от неё, нахоженная по снегу тропка по переулку делала стыдливый отворот.

(7)Где жизнь, туда и весна приходит раньше. (8)Уже вовсю бежала капель, булькали по улицам ручьи, уже и канава в переулке вздыхала томно и нетерпеливо оседающим снегом, а Агафьина изба по-прежнему коченела всё в той же стылой неподвижности. (9)Она и на избу перестала походить — так, строение, выпятившееся на глаза, неуместное, отягощённое собою, вызывающее неловкость.

(10)Потом кто-то догадался открыть ставни. (11)Всего-то и надо было — дать свет в окошки. (12)И задышала изба, очнулась, натянулась вся, подставила солнцу маленькие ослепшие глаза, заслезилась, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертный вид.

Сочинение 1

Г. В. Степанов пишет: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». В русском языке очень много слов. Наверное, это один из самых богатых языков мира. Каждый человек должен иметь большой словарный запас.

Например, в тексте Распутин использует разнообразную лексику, в том числедиалектное слово «сумёт». С помощью однородных прилагателъных в предложении N°2 автор описывает избу, оставшуюся без хозяев. Таким образом, писателю удалось показать русскую деревню и избу, оставшуюся без хозяев. (75 слов)

Сочинение 2

Высказывание Г. В. Степанова можно объяснить так: слова называют различные предметы, признаки или действия, однако только в предложении или в тексте может быть выражена законченная мысль.

Подтверждение моего понимания цитаты можно найти в тексте В. Распутина. Например, с помощью слов одной тематической группы («зима», «метель», «снег») писатель создаёт образ зимы.

В предложении 12 с помощью однородных сказуемых и олицетпворения автор показывает, как изба «возвращается к жизни» после зимы, проведённой без хозяйки.

Таким образом, словарь и грамматика позволяют писателю создать художественные образы, передать читателю свои мысли. (82 слова)

Поделиться: