Сергей Есенин — Мелколесье, степь и дали: Стих. Нужно срочно! Анализ-сочинение стихотворения есенина мелколесье. Степь и дали Мелколесье степь и дали олицетворения

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» Есенина

Последний год жизни Есенина был перенасыщен разнообразными событиями. Поэт предчувствовал свою смерть и стремился максимально использовать оставшийся ему срок. Страшные запои перемежались с мощными приливами творческого вдохновения. Поэт успел в третий раз жениться и сделал попытку вылечиться от алкогольной зависимости. Особое значение он придавал последней поездке в свое родное село, в котором не был около десяти лет. Под впечатлением от этого посещения Есенин написал несколько прекрасных стихотворений. Одно из них – «Мелколесье. Степь и дали…» (октябрь 1925 г.).

Душевное состояние поэта было крайне тяжелым. Его настроение резко менялось под влиянием самых незначительных причин. Данное произведение было написано в момент духовного просвета, в нем нет гнетущего ощущения мрачности и безысходности. В то же время заметно какое-то нездоровое отчаянное веселье, которое свойственно человеку, находящемуся в крайней степени нервного возбуждения. Складывается впечатление, что поэт пребывает в неустойчивом состоянии между смехом и слезами. Современники утверждают, что именно таким представлялся Есенин в этот период времени.

В безмятежную картину пейзажа («степь и дали») внезапно вторгаются «разливные бубенцы». Они традиционно символизируют собой веселье, но у поэта рыдают. Эта резкая смена настроения характерна для всего произведения. Размышления автора отрывочны, они быстро сменяются и наслаиваются друг на друга. От образа «неприглядной дороги» поэт переходит к образу саней, что в свою очередь напоминает ему о крестьянском происхождении. Есенин словно бы внезапно вспоминает, зачем вообще предпринял эту поездку. Ведь он стремился в родное село на протяжении многих лет. Эта мысль опять меняет его настроение. Автор с умилением говорит о своей любви к родному краю, которая и является истинной причиной его слез.

В финале Есенин обращается к образу гармошки, называя ее «смерть-отрава». Поэт очень любил этот народный музыкальный инструмент и постоянно приглашал на гулянки гармонистов. Под звуки гармони Есенин впадал в экзальтированное состояние, пел и плясал. Он считает, что «под этот вой» ему и суждено погибнуть. Современники уверяют, что при виде отчаянного веселья Есенина присутствующие часто не могли удержаться от слез.

Заканчивая стихотворение словами о пропадающей «лихой славе», поэт навсегда прощается с родным селом. До его смерти оставалось всего лишь два месяца.

Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь, как будто в частушках.

Всем известен пример про бузину и дядьку, а здесь: в третьей строфе первые строки содержат позитивные восклицания о санях ("эх!"), а во второй вдруг информация о том, что отец героя - крестьянин, а сам он, логично, крестьянский сын. Герой - рассказчик представляет в своем образе самого Есенина. В четвертой строфе тоже две строчки о том, что герою наплевать на свою поэтическую известность, а последние строки о том, что в этой местности он давно не был. Такой ритм создает ощущение куража. Герой передает свое залихватское состояние, мол, все бросил в этих городах и вернулся в родную деревню.

Начинается стихотворение относительно спокойно - с описания "чахленькой" местности. Одушевленые бубенцы рыдают... В этой стороне поэту все родное, поэтому точно живое. Кроме того, он признает, что дорога тут "неприглядная", но при этом она навек любимая. Он готов целовать ножку каждой березе (олицетворение). И вообще, поэт считает, что любой, кто видел этот печальный край, проникся б любовью к нему. Есенин признает, что не может здесь не плакать.

В контрасте с пейзажем показана "юность деревень", которая будто проносится с уханьем, играя на гармошке. Даже если вокруг грустный пейзаж, то люди компенсируют его своим позитивом, русской удалью.
И делается вывод, соединяющий мотивы всего стихотворения воедино. Итак, нужно помнить, что не одна слава пропадала здесь, то есть люди отказывались, как герой стихотворения, от пустой извсетсности и городской суеты ради настоящей жизни в деревне. И правильно делали! К такой мысли приходит известный поэт.

Анализ стихотворения Мелколесье степь и дали по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Какая холодная осень! Фета

    Стихотворение «Какая холодная осень…» было написано Фетом в 1854 году. Именно здесь автор рассказывает про две свои любимые темы. Одна тема называется природа, а другая тема называется любовь

  • Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

    «Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс
  • Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

    Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

Тема природы в стихотворениях СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

Урок литературы в 6 классе.

Хот Саида Хазретовна,

учитель русского языка и литературы.


Эпиграф к уроку:

«Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножки рад поцеловать».


«Моя лирика жива

одной большой

любовью –

любовью к Родине.

Чувство Родины –

основное

в моем творчестве».



Биография поэта

  • Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. С.Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам, а в общении с односельчанами. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров. И главное в них – впечатления, идущие от жизни.

Семья поэта

Родители С.Есенина

С.Есенин с младшими сестрами



Учеба

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), Есенин продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты".



  • Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

Нельзя не согласиться со словами критика К. Л. Зелинского:

«Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».




***

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.


Ответьте на вопросы:

  • Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…»?
  • Почему поэт, говоря о дорогой его сердцу, любимой до слез природе, не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»?
  • Чем объясняет поэт свою родственную, кровную связь с неяркой русской природой?
  • Каким настроением проникнуто это стихотворение?
  • Какие строки стихотворения говорят о том, что всемирная слава не смогла заставить поэта позабыть отчий край, в котором он не был много лет?

«Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1914›


  • Ответьте на вопросы:
  • Что является предметом изображения в стихотворении «Пороша»?
  • Какое настроение передается поэтом в этом стихотворении?
  • Какие картины помогают нарисовать русский пейзаж?
  • Какие художественные приемы использовал поэт, чтобы сделать эти картины яркими и запоминающими?

  • Близость стихотворений к устному народному творчеству, напевность, лиризм.
  • Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой, чувство родства с окружающим миром.
  • Мир природы необыкновенно богат и красочен.

Домашнее задание.

Написать синквейн на тему: «Природа в стихотворениях Сергея Александровича Есенина».

А нализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали».

Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

(Одушевленность, олицетворение).

По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек,.. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта - одушевленность природы:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек.

Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Пропадала трын-травой.

Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.

Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».

Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.


Тематика любви к Родине для Сергея Есенина достаточно типична, и в этот раз, свойственная ему лирика, не становится каким-то исключением из правил. Написано стихотворение в 1925 году, оно наполнено любовью и нежностью странника, который возвращается домой из дальнего путешествия и испытывает сильнейшие эмоции от созерцания родных пейзажей.

Главная тема стихотворения

Начинается произведение с классического описания придорожных пейзажей, которые незатейливые и не отличаются ничем особенным, но при этом впечатляют лирического героя. Простой русский пейзаж волнует персонажа, заставляя сердце биться быстрее.

Автор откровенно делится своими очень интимными переживаниями, которые он когда-то и сам испытал. Возвращение на Родину имело для поэта очень большое значение, и потому стихотворение наполнено такими же великими, просто невероятно глубокими, переживаниями.

Тут смешалось все - от философских мыслей о судьбе и значении человеческой жизни, до каких-то неуловимых ноток предчувствия трагедии, гибели. Каждая строчка при этом выдает отличное знание поэтом сельской жизни и особенностей природы загородных населенных пунктов.

Структурный анализ стихотворения

Лирический герой в данном случае полностью отождествляется с автором стихотворения, а переживания, которыми наполнено произведение, можно смело назвать личными переживаниями самого поэта. Очень важно при этом подчеркнуть некую характерную особенность произведений этого автора - он склонен придавать одухотворенности природе - деревьям, травам или даже, как в данном случае, "разливным бубенцам".

Обыденность пейзажей загородной дороги подчеркивается упоминанием, что по этой неприглядной, обычной дороге ездил немало "русский человек". Таким образом у автора отлично получилось выделить традиционность подобных пейзажей для жителей средней полосы России, а это значит, что в произведении находят отклик переживания не только автора, но и любого русского человека.

Словами о том, что автор - сын крестьянина, поэт старается подчеркнуть свое близкое родство с русским человеком, некую прочную связь с этим родным краем. Одухотворение природы также тут помогают передавать нежность и сильные переживания человека. Особые художественные приемы позволяют оживить в воображении читателя даже звуки и запахи, что позволяет нарисовать в итоге более реалистичную картину.

Для написания стихотворения использован 4-стопный хорей с перекрестной классической рифмой. Именно потому произведение легко читается, и строчки стихотворения очень быстро запоминаются в итоге.

Вывод

Данное стихотворение возможно смело отнести к классическим произведениям данного поэта, которые посвящены любви к природе родной страны. Это типичная есенинская лирика, которая очень ярко характеризуется необычными метафорами, понятными каждому современному человеку. Эти строки призваны воспитывать в людях патриотизм в русских людях, и способны пробудить нежные чувства к родной земле страны.

Поделиться: