Самурай - это кто такой? Традиции самураев. Традиций самураев

Самураи были гораздо более сложным классом, чем представление современного общества о самоотверженном военном сословии. Хотя они иногда были легендарными войнами, которые ставили честь превыше всего, среди них также были наёмники, охотившиеся за золотом, пираты, путешественники, христиане, политики, убийцы и бомжи.

10. Самураи не были настолько элитными

Несмотря на то, что мы думаем о самураях как об элитной боевой силе, большинство армии Японии были пешими воинами, называемыми асигару (ashigaru), и именно пехотинцы выигрывали войны.

Асигару начинался как общий сброд разношёрстных людей, приведённый с рисовых полей, но когда даймё поняли, что хорошо обученная постоянная армия была лучше случайных необученных воинов, они обучили их воевать. В древней Японии было три вида воинов: самураи, асигару и дзи-самураи. Дзи-самураи были самураями лишь тогда, когда это было необходимо, работая в качестве фермеров остальную часть года.

Когда дзи-самурай решал стать полноценным самураем, он присоединялся к асигару, а не к рядам своих более богатых коллег. Дзи-самураи, конечно были не настолько уважаемы, как истинные самураи, но их ассимиляция в асигару едва ли была понижением в статусе. Японские асигару были почти на равных условиях с самураями. В некоторых районах, эти два класса даже нельзя было различить.

Военная служба в качестве асигару была одним из путей, чтобы подняться по социальной лестнице феодальной Японии, кульминацией которой стало событие, когда Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), сын асигару, поднялся настолько высоко, что стал выдающимся правителем Японии. Затем он выбил лестницу из-под тех, кто на тот момент не был самураем, заморозив, таким образом, распределение социальных классов Японии.

9. Христианские самураи


Фотография: Боак Мариндюк (Boac Marinduque)

Приход миссионеров-иезуитов на юг Японии привёл к тому, что некоторые даймё приняли христианство. Их обращение, возможно, было более практичным, чем религиозным, так как связь с христианским миром означала доступ к европейской военной технике. Принявший христианскую веру даймё, Арима Харунобу (Arima Harunobu) выставил европейские пушки, для использования против своих врагов в битве при Окиты-Навате (Okita-Nawate). Поскольку Харунобу был христианином, миссионер-иезуит присутствовал на сражении и записывал как его самурай, довольно ошибочно преклонял колени и читал молитву Господню перед каждым выстрелом, который они совершали из своих драгоценных пушек.

Верность христианству помешала даймё Дом Джусто Такаяма (Dom Justo Takayama) действовать также как любой другой военачальник-самурай во время его правления. Когда Япония выгнала христианских миссионеров и заставила японских христиан отречься от веры, Такаяма предпочёл сбежать из Японии с 300 другими христианами, но не отказываться от своей веры. В настоящее время рассматривается вопрос о придании Такаяме статуса католического святого.

8. Церемонии осмотра отсечённых голов


Голова врага была доказательством выполненного долга самурая. После битвы головы собирались с плеч их мёртвых владельцев и представлялись даймё, которые наслаждались расслабляющей церемонией просмотра отрубленных голов, чтобы отпраздновать свою победу. Головы тщательно промывали, а их волосы расчёсывали и зубы чернили, что было признаком дворянства. Каждую голову затем устанавливали на небольшой деревянный держатель и помечали именами жертвы и убийцы. Если времени было мало, устраивалась поспешная церемония, во время которой головы расставляли на листьях, чтобы они впитали в себя кровь.

В одном случае, просмотр завоёванных голов привёл к тому, что даймё потерял свою собственную. После взятия двух фортов Ода Нобунаги (Oda Nobunaga), даймё Имагава Ёсимото (Imagawa Yoshimoto) провёл марш к церемонии просмотра голов и музыкального представления. К сожалению, для Ёсимото, остальная часть сил Нобунага выдвинулась и совершила внезапное нападение, в то время как головы готовились для просмотра. Силы Нобунаги подкрались прямо к армии Ёсимото и напали после случайной грозы. Затем отрубленная голова Ёсимото стала центральным украшением на церемонии просмотра голов у своего врага.

Система вознаграждения на основе отрубленных голов эксплуатировалась по-чёрному. Некоторые самураи говорили, что голова вражеского пехотинца на самом деле была головой великого героя и надеялись, никто не узнает правду. После того, как самурай на самом деле снимал с плеч ценную голову, он мог покинуть поле боя, так как деньги были уже у него в кармане. Ситуация стала настолько серьёзной, что даймё иногда даже запрещали принятие голов, чтобы их воины сосредотачивались на победе, а не на получении денег.

7. Они отступали во время битв


Многие самураи предпочитали бороться до смерти, чем жить в бесчестии. Даймё, однако, знали, что хорошая военная тактика включала в себя отступление. Тактические и истинные отступления были настолько же распространены в древней Японии, как и везде, особенно когда даймё были в опасности. Помимо того, что он был одним из первых кланов самураев, которые использовали огнестрельное оружие, клан Симадзу (Shimazu) из южной Японии славился использованием отрядов воинов, проводивших ложное отступление, чтобы заманить своих врагов в уязвимое положение.

Отступая, самураи использовали вздымавшийся плащ, называемый хоро, который защищал их от стрел во время бегства на лошадях. Хоро надувался, как воздушный шар, и его защитная изоляция также защищала лошадь. Убить лошадь было легче, чем целиться во всадника, который мог быстро погибнуть, как только его придавливала его же убитая лошадь.

6. Самураи были великолепными


Фотография: Samurai Antique World

В первые годы, самураи произносили долгие речи, описывая родословные воинов до сражений один-на-один. Позже, монгольские нашествия и включение низших классов в войну сделали провозглашение родословных линий самураев непрактичными в бою. Желая сохранить свой важный статус, некоторые воины начали носить флаги на спине, на которых была подробно описана их родословная. Однако, так как противники, вероятно, не были заинтересованы в чтении семейных историй в пылу сражения, практика так никогда и не прижилась.

В 16 веке воины начали носить сасимоно, небольшие флажки, которые были предназначены для ношения на спине самурая, чтобы отобразить их личность. Самураи шли на многое, чтобы выделиться из толпы, и сасимоно не ограничивались только флагами, они также включали в себя такие предметы, как веера и деревянные изделия в виде солнца с лучами. Многие шли ещё дальше и отмечали свою личность витиеватыми шлемами с рогами оленей, буйволов, павлиньими перьями - в ход шло всё, что помогало привлечь достойного противника, чьё поражение обеспечивало им честь и богатство.

5. Самураи-пираты


Примерно вначале 13-го века монгольское нашествие отодвинуло от своего побережья корейскую армию. Из-за неурожая в Японии осталось мало пищи, и, учитывая тот факт, что столица располагалась далеко на востоке, безработные ронины на западе начали отчаянно нуждаться в доходе и при слабом надзоре. Всё это привело к зарождению эры азиатской пиратства, главными игрокам которой были самураи.

Пираты, которых называли вокоу (wokou) вызвали столько хаоса, что именно из-за них появились многие международные споры между Китаем, Кореей и Японией. Несмотря на то, что вокоу со временем начали включать в себя всё большее число других национальностей, ранние рейды проводились в первую очередь японцами и продолжались в течение многих лет, так как пираты были под защитой местных семей самураев.

Корея, в конечном итоге, перешла под контроль монголов. После этого врагом вокоу стал Хубилай (Kublai Khan), которому корейские послы сообщили, что японцы были «жестокими и кровожадными» и монголы начали нашествие на японские берега.

Вторжение не удалось, однако оно помогло приостановить дальнейшие рейды вокоу вплоть до 14-го века. К тому времени вокоу были смешанной группой людей из разных частей Азии. Однако, из-за того, что они совершали свои многочисленные вторжения в Корею и Китай с японских островов, император Мин (Ming) пригрозил вторжением в Японию, если ей не удастся решить свою проблему с пиратами.

4. Харакири активно порицалось


Харакири, или ритуальное самоубийство, было способом самурая сохранить свою честь после определённого поражения. Все в любом случае вели на него охоту, и ему было нечего терять за исключением нервов перед процедурой вываливания своих кишок на пол. Однако в то время как самураи были готовы покончить жизнь самоубийством этим почётным способом, даймё больше беспокоились о сохранении своих армий. Самые известные исторические примеры массовых самоубийств отодвигают на задний план простую истину, состоящую в том, что не было никакого смысла в том, чтобы терять талантливых воинов. Победившие в битве даймё зачастую хотели, чтобы враги приносили им клятву верности, а не совершали харакири.

Одним из видов харакири был джунси (junshi). Совершая этот тип самоубийства, самурай следовал за своим павшим владыкой в загробную жизнь. Это было весьма проблематичным для наследника владыки. Вместо того, чтобы унаследовать армию самураев своего отца, у него оказывался двор, полный трупов лучших воинов. А учитывая тот факт, что новый даймё был обязан честью финансово поддерживать семью павшего самурая, джунси также было непривлекательной финансовой перспективой. В конце концов, практика джунси была запрещена сёгунатом Токугава (Tokugawa shogunate), хотя это и не остановило некоторых самураев от следования ей.

3. Самураи за границей


В то время как самураи, состоявшие на службе, редко покидали территорию своего даймё, за исключением вторжений на чужие территории, многие ронины искали счастья за рубежом. Среди первых зарубежных стран, которые начали нанимать самураев, была Испания. В заговоре с целью завоевать Китай для христианского мира, испанские лидеры на Филиппинах добавили тысячи самураев в многонациональные силы вторжения. Вторжение так никогда и не началось из-за отсутствия поддержки со стороны испанской короны, но другие самураи-наёмники часто служили под испанским флагом.

Самураи удачи особенно отличились в древнем Таиланде, где японский гарнизон самураев, состоявший приблизительно из 1500 человек помогал в военных походах. Колония состояла в основном из ронинов, искавших счастья за рубежом и христиан, спасавшихся от сёгуната. Военная поддержка, оказанная тайскому королю лидером Ямада Нагамаса (Yamada Nagamasa) принесла ему как принцессу, так и дворянский титул. Нагамасе дали власть над областью на юге Таиланда, но после выбора проигравшей стороны в войне за наследство, он скончался от полученных ранений в бою. После его смерти японское присутствие в Таиланде быстро уменьшилось, так как многие бежали в соседнюю Камбоджу, из-за того, что новый король был настроен против японцев.

2. Поздние самураи были бедными и могли убивать крестьян


Фотография: PHGCOM /Wikimedia

После того как Япония была объединена, самураям, которые зарабатывали на жизнь участием в бесконечных гражданских войнах своей страны, оказалось не с кем бороться. Отсутствие войны означало отсутствие голов. А отсутствие голов означало отсутствие денег, и немногие счастливчики из тысяч японских самураев, которые сохранили свои рабочие места, теперь работали на даймё, плативших им рисом.

По закону, самураям было запрещено работать, чтобы поддерживать себя. Торговля и сельское хозяйство считались крестьянской работой, из-за чего единственным источником дохода самурая стали фиксированные выплаты рисом в экономике быстро переходившей на торговлю с помощью монет. На горстку риса уже нельзя было купить столько сакэ, как можно было в прежние времена, поэтому самураи вынуждены были обменивать свой рис на реальные деньги. К сожалению, для высшего класса, находившегося под сильным давлением, дарить хорошие подарки, обладать качественными вещами, и носить стильную одежду было частью должностной обязанности самурая. Поэтому в период Эдо многие самураи попали в чёрную дыру долга у кредиторов.

Это может объяснить то, почему им дали право кирисуте гомен (kirisute gomen), юридическое право на убийство дерзких простолюдинов. Это было заманчивым правом для разорённых самураев, которые теперь могли покрыть свои долги с помощью меча. Тем не менее, документально подтвержденные случаи использования этого права практически отсутствуют, поэтому, кажется, что в целом самураи не использовали это право.

1. Как всё это закончилось


На протяжении приблизительно последних 250 лет своего существования, самураи постепенно превращались в поэтов, учёных и чиновников. Хагакурэ (Hagakure), возможно, величайшая книга о том, как быть самураем, представляла собой комментарии самурая, который прожил и умер, так и не приняв участия ни в одной войне.

Тем не менее, самураи оставались военным классом Японии и, несмотря на преобладающий мир, некоторые из лучших фехтовальщиков Японии были именно из эпохи Эдо. Те самураи, которые не хотели менять свою катану на перо, усердно обучались фехтованию, дрались на дуэлях, чтобы завоевать достаточно славы для открытия своих собственных боевых школ. Самая известная книга о японском ведении войны, «Книга Пяти Колец» (The Book of Five Rings), появилась в этот период. Автор Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi) считался одним из величайших фехтовальщиков Японии, он участвовал в двух из нескольких крупных сражений того периода, а также в многочисленных дуэлях.

Между тем, те, самураи, которые ступили на политическую арену, неуклонно росли во власти. В конце концов, они набрали достаточно силы, чтобы бросить вызов сёгунату. Им удалось свергнуть его, сражаясь во имя императора. Свергнув правительство и поставив номинального императора, они, по сути, захватили контроль над Японией.

Этот шаг, наряду с многочисленными другими факторами, обозначил начало модернизации Японии. К сожалению, для остальных самураев, модернизация включала в себя призывную армию в западном стиле, что резко ослабило военный класс Японии.

Растущие разочарования самураев, наконец, завершились Сацумским Восстанием (Satsuma Rebellion), очень свободно изображённым в фильме «Последний самурай». Несмотря на то, что реальное восстание значительно отличалось от того, как его изобразили в Голливуде, можно с уверенностью сказать, что самураи, верные своему воинскому духу, закончили своё существование яркой вспышкой славы.

В истории Японии был очень интересный период со второй половины 15-го и до начала 17 века - Сэнгоку Дзидай ("Эпоха воюющих провинций"). В это время произошло ослабление центральной власти, что привело к смуте и раздробленности. Отдельные провинции воевали друг с другом за власть, и вся страна, можно сказать, была охвачена войной, а главными героями того времени были могущественные японские воины - самураи.

15. Даймё

Сначала нужно вспомнить, кто такие даймё. Это были невероятно влиятельные военные феодалы, владельцы провинций, которые в эпоху Сэнгоку Дзидай управляли почти всей Японией. Выше них был только сёгунат, центральная власть сёгуна - но в то время она ослабела и была фактически номинальной. А новые властители Японии - даймё - строили мощные цитадели и нанимали самураев для охраны своей территории и завоевания соседской. При замке вырастал город, и каждая такая провинция представляла собой государство в государстве. Такая ситуация сохранялась вплоть до Реставрации Мэйдзи (свержения сёгуната и восстановления императорского правления, 1868-1889 гг.).

14. Гражданская война, раздробленность и междоусобица

Период Сэнгоку Дзидай начался со "Смуты годов Онин" - гражданской войны, длившейся 10 лет (с 1467 по 1477 гг.) и приведшей к потере сёгунатом своего могущества. Власть Киото ослабла, а сила военных феодалов, наоборот, начала расти, и вскоре они уже оспаривали друг у друга право занять столицу. Что касается экономики в этот период, то она процветала благодаря торговле с Китаем, поэтому провинции и ратовали за автономию. Все закончилось полной раздробленностью и междоусобицей. Но были среди самураев и те, кто хотел объединения страны. Один из таких людей, Ода Нобунага, к концу 16 века практически сумел добиться своей цели, но погиб, окруженный врагами. Однако его преемники - Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - в конце концов добились восстановления сильной центральной власти сёгуната и вновь объединили Японию.

13. Ода Нобунага

Итак, Ода Нобунага - первый из объединителей Японии и один из самых выдающихся самураев в истории этой страны. Он родился в 1534 году в семье небольшого военного предводителя, а после смерти отца стал главой рода Ода и начал победоносное военное шествие, в итоге завладев столицей и всей центральной Японией. Ода Нобунага был человеком сурового нрава и жестко проводил свою политику в жизнь, не считаясь ни с чем. За сожжение одного из древнейших буддийских храмов его прозвали "Демоном-повелителем Шестого Неба" (одно из воплощений зла в буддизме). Увы, увидеть Японию окончательно объединенной Демону-повелителю не удалось: в 1582 году он совершил харакири в храме Хонно-дзи, преданный своим же военачальником Акэти Мицухидэ.

12. Тоётоми Хидэёси

Родился в 1536 году в крестьянской семье, но мечтал о карьере самурая - и нанялся на службу к Оде Нобунаге (в этом ему, надо сказать, повезло). По легенде, Хидэёси отличался блестящим умом - неслучайно Ода Нобунага возвысил бывшего крестьянского сына до ранга генерала. Было за что - вот лишь несколько достижений Хидэёси: форсированное ("за одну ночь") строительство замка Суномата (1566), прикрытие тылов в битве при Канагасаки (1570), "водный штурм" замка Такамацу (1582). После гибели Оды Нобунаги в храме Хонно-дзи в 1583 году Хидэёси стал его преемником, фактически узурпировав власть. Он объединил разнозненные японские провинции под своим началом, составил общий земельный кадастр, провел несколько военных и социальных реформ, запретил в Японии христианство, и даже успел перед смертью повоевать с Кореей и Китаем. Умер в 1598 году.

11. Токугава Иэясу

Этот человек явно умел выживать. Он родился в 1543 году в небольшом самурайском роде Мацудайра и все детство провел как политический заложник у соседних правителей, которые использовали слабых Мацудайра в своих политических играх. В 1560 году Иэясу восстал против рода Имагава и заключил союз с его врагом - Одой Нобунагой. Далее Токугава расширил свои владения, а после смерти Нобунаги вступил в борьбу за его наследство, но проиграл ее Тоётоми Хидэёси и признал себя его вассалом. А вот после кончины Тоётоми Хидэёси Иэясу сумел закончить начатое двумя его предшественниками и объединить страну. В 1603 году он получил титул сёгуна и основал третье самурайское правительство - сёгунат в городе Эдо, который просуществовал в Японии до 1868 года (т.е. до Реставрации Мэйдзи).

10. Война годов Онин

Из-за чего началась смута и гражданская война 1466-1477 гг.? Из-за того, что было непонятно, кто унаследует власть после смерти сёгуна. У сёгуна не было наследника и он попросил своего брата уйти из монахов и стать наследником. Но когда брат согласился и сделал это, у сёгуна внезапно родился сын. Когда сёгун умер, ребенок был еще слишком мал, чтобы наследовать власть, поэтому начались споры о том, кто должен стать новым сёгуном, и враждующие кланы начали вставать на одну или другую сторону. В Киото разразилась война, но ни одна из сторон не могла одержать решающую победу, они просто сражались друг с другом до изнеможения в течение долгих 10 лет. В итоге страной толком никто не управлял, что и стало причиной начала эпохи феодальной раздробленности, которую мы знаем как Сэнгоку Дзидай.

9. Европейцы в Японии и ружья с острова Танэгасима

Что касается европейцев, то они некоторым образом также повлияли на ход истории в эпоху Сэнгоку Дзидай - с помощью торговли, в основном поставок огнестрельного оружия воюющим кланам. Факты таковы: в 1543 году к острову Танэгасима прибило португальское судно. Тогда-то правитель острова Танэгасима Токитака и заполучил в свои руки две аркебузы, купив их у португальцев. Надо сказать, японцы довольно быстро создали свои ружья "танэгасима", сделанные по образу и подобию португальских аркебуз. Ну а португальцы смекнули, что это хороший повод для торговли, и начали регулярно снабжать этим оружием японских самураев. В период междоусобиц побеждал тот, у кого помимо традиционных войск было еще несколько тысяч аркебузиров - например, в армии уже известного нам Нобунаги их было 3 тысячи. Залповый огонь этих - хоть и не самых эффективных - ружей был способен остановить атаку конницы или пехоты, что могло стать серьезным преимуществом в сражении.

8. Харакири в храме Тайнэй-дзи

Этот случай не имеет отношения к нашим трем главным героям, о которых мы рассказали ранее, но немного отвлечемся на него, так как это очень показательная история для того периода. В 1551 году 16-й правитель рода Оути по имени Оути Ёситака после ряда неудачных военных решений окончательно потерял власть над провинцией в результате восстания, поднятого его военачальником Суэ Харуката. Ёситака был вынужден совершить харакири, а Харуката провозгласил новым главой рода приемного сына Оути Ёситака и стал управлять всеми владениями от его имени.

7. Битва при Окэхадзаме

Вернемся к основным нашим героям. Битва при Окэхадзаме была одной из ярчайших военных побед Оды Нобунаги. Противостояние между его отборными отрядами и армией Имагавы Ёсимото продолжалось в течение месяца, а решающее сражение произошло 12 июня 1560 года. Тогда еще не все наши герои находились в одной команде: Тоётоми Хидэёси уже служил под началом Нобунаги, а вот Токугава Иэясу по-прежнему воевал на стороне клана Имагава (это как раз те самые союзники, что заставили его жить с ними в залог дружбы между соседними кланами). У клана Имагава было решающее преимущество: 25 000 бойцов против 2-3 тысяч у Нобунаги. Однако последний применил военную хитрость, которая заставила врага подумать, что войск у противника гораздо больше. В результате почти все военачальники Имагавы присоединились к армии Нобунаги - в том числе и Токугава Иэясу. И с тех пор он всегда воевал на его стороне.

8. Осада крепости Исияма Хонган-дзи

Еще одна война, которая продолжалась 10 лет (1570 - 1580 гг.). С одной стороны - суровый даймё Ода Нобунага с союзниками, с другой - воины-монахи секты Икко-икки. Монахи эти были чересчур буйными и приобрели большую военную и экономическую мощь, с которой пришлось долго бороться. Осада главного оплота монахов - храма-крепости Исияма Хонган-дзи - продолжалась целых десять лет с переменным успехом, но в итоге окончилась поражением Икко-икки. Нобунага пощадил жизнь защитников крепости (не всех, но многих), но сам храм сжег дотла, чем и поставил точку в истории этого воинствующего религиозного движения.

5. Гибель Оды Нобунаги

Как так случилось, что Оду Нобунагу предал его же ближайший соратник, военачальник Акэти Мицухидэ? Нобунага был в тот момент на вершине власти, он одержал множество побед, почти вся центральная Япония уже находилась под его контролем, и даже его враги, казалось, уже попритихли и поняли, что справиться с ним не удастся... Однако предательство - сильное оружие. 29 мая 1582 года Нобунага остановился в Киото, в храме Хонно-дзи, на небольшой отдых перед тем, как лично возглавить свои войска на поле боя (шли затяжные бои с родом Мори). На фронт должно было прийти свежее подкрепление от Акэти Мицухидэ. Однако его войска пришли не на фронт, а в Киото - и окружили храм Хонно-дзи, а затем взяли его штурмом. Нобунага был вынужден совершить харакири.

Руководствовался ли Акэти личными мотивами (надо сказать, Нобунага был не сахар; например, он конфисковал все земли Акэти) или выполнял заказ врагов, доподлинно неизвестно. Заказчиками называют императора, бывшего сёгуна Ёсиаки и преемников Нобунаги - Тоётоми Хидэёси и Токугаву Иэясу.

4. Приход к власти Тоётоми Хидэёси

После смерти Оды Нобунаги начался хаос и борьба за власть. Акэти пытался заставить Имперский суд признать его новым главой рода Ода. Хидэёси, в свою очередь, объединился с кланом, с которым прежде воевал, и совместными усилиями быстренько победил Акэти. Хидэёси оказался сильнее всех и ни у кого не было против него ни малейшего шанса (недаром его считали очень умным!). Именно он стал преемником Нобунаги, что снова наводит на мысль о том, что сговор все-таки мог иметь место. Только вот в результате этого сговора исполнитель не получил ничего, а заказчик получил все.

5. Смерть Тоётоми Хидэёси

Тоётоми Хидэёси за 11 лет у власти успел сделать многое во всех сферах жизни страны. Хидэёси продолжил курс на свободу торговли, начал чеканку первой японской золотой монеты, составил земельный кадастр и закрепил землю за крестьянами, работавшими на ней, провел изъятие оружия у мирного населения, четко поделив его на самураев и гражданских. Кроме этого, боролся с европейским колониализмом: запретил христианство (после того, как Португалия отказалась помочь японцам построить флот для завоевания Восточной Азии) и приказал изгнать всех миссионеров. А 26 христиан были показательно распяты на крестах в Нагасаки.

Умер он в 1598 году, оставив малолетнего сына. Желая передать власть сыну перед своей смертью, Хидэёси лишил собственного племянника должности кампаку, которая считалась главной в семье Тоётоми, и приказал ему совершить харакири. Кроме того, создал опекунский Совет пяти старейшин, задачей которого было помогать его сыну Хидэёри в управлении государством.

2. Совет пяти старейшин и сёгунат Токугавы

Совет пяти старейшин правил страной, пока Хидэёри был слишком мал, чтобы справиться с этим самому. Самым влиятельным членом этого совета был и наш давний знакомый Токугава Иэясу, чем он не преминул воспользоваться. Он постепенно начал заключать союзы с теми даймё, что давно уже были недовольны политикой Хидэёси, и всех их собирал вокруг себя. В основном это были самураи, которые жили за счет войны и не разбирались в политике и правлении "гражданских". Закончилось все военным противостоянием в 1603 году, в котором победил Токугава Иэясу. У него было 100-тысячное войско, а у защитников существующей власти - 80-тысячное. После этой победы Иэясу получил от императора титул "Великого сёгуна завоевателя варваров" и создал новый сёгунат - в городе Эдо (сейчас это Токио).

1. Осада Осакского замка

Однако Токугава Иэясу не мог позволить роду Тоётоми продолжить свое существование, так как этот род представлял для него и его наследников реальную угрозу - он оставался формальным главой самого сёгуна и продолжал иметь множество влиятельных вассалов, поэтому легко мог вернуть себе власть. Чтобы этого не произошло, Иэясу нашел первый подходящий повод объявить войну роду Тоётоми и окружил замок в Осаке. После длительной осады был заключен мирный договор, по которому защитники крепости обязались разрушить укрепления. Однако, подумав как следует, Тоётоми Хидэёри решил, что это слишком опасно и приказал восстановить разрушенные укрепления. А Токугава Иэясу вторично объявил ему войну и снова окружил Осакскую крепость, которая была практически незащищенной к этому моменту. Положение Тоётоми Хидэёри оказалось безвыходным. И он, и его мать сделали харакири. Так род Тоётоми прекратил существование, а Токугава Иэясу остался у власти и сумел передать ее своим потомкам.

Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Также, в некоторых определениях, самурай - это японский рыцарь. Само же слово "самурай" происходит от глагола "сабурау" - в дословном переводе означает: служить вышестоящему лицу. Самураи не просто рыцари, они были и телохранителями своего даймё (см.ниже), и в то же время и слугами в повсеместной жизни. Самая почётная должность - смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как смотритель зонтика или "подаватель" воды утром, после сна.

История

Зарождение

По наиболее распространённому мнению, самурайство зародилось в VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. На окраинах империи издревле осевшие здесь племена айну ожесточённо обороняли свои земли от императорских войск. Основу самурайства составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие «земли и воли» на границах империи. Подобно донским и запорожским казакам , они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с воинственными аборигенами , защищая государственные границы.

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото ( -). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.

Золотой Век

Эпоха междоусобных войн

Со временем военные губернаторы становились всё более независимыми от сёгуната. Они превращались в крупных феодалов, сосредотачивая в своих руках богатые земельные наделы. Особенно усилились дома юго-западных провинций Японии, которые значительно увеличили свои вооружённые силы.

Кроме того, благодаря оживлённой торговле с Китаем и Кореей феодалы западных и юго-западных провинций, откуда она в основном велась, значительно обогатились. Камакурский сёгунат, не желая мирится с усилением отдельных самурайских домов, препятствовал торговой деятельности феодалов, что послужило одним из поводов для возникновения оппозиционных настроений по отношению к Камакурскому сёгунату среди самурайских домов.

В результате Камакурский сёгунат был низложен, а титул сёгуна перешёл к представителям дома Асикага. Первым сёгуном новой династии стал Асикага Такаудзи. Глава нового сёгуната оставил разрушенную во время междоусобицы прежнюю ставку бакуфу - Камакура - и вместе со всем правительством переехал в императорскую столицу Киото . Попав в Киото, сёгун и влиятельные самураи, для того, чтобы сравняться с кичливой придворной знатью, начали строить себе великолепные дворцы и постепенно погрязли в роскоши, безделье, интригах императорского двора и начали пренебрегать государственными делами.

Ослаблением централизованной власти немедленно воспользовались военные губернаторы провинций. Они формировали собственные отряды самураев, с которыми нападали на своих соседей, видя в каждом врага, пока, наконец, в стране не вспыхнула полномасштабная гражданская война.

Последняя фаза этой войны в средневековых хрониках именуется «эпоха сражающихся провинций» (Сэнгоку Дзидай). Длилась она с по гг.

Закат

Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава ( -). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально - «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна . Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом .

Бусидо

Этический кодекс поведения самурая в средневековой Японии. Кодекс появился в период XI-XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.

Женщины-самураи

Самураи в современной культуре

Пес-призрак: Путь самурая (фильм)

Смертельный транс (фильм)

См. также

  • Онна-бугэйся - женщина-воин
  • Онна букэ - женщина самурайского сословия (необязательно умеющая воевать, просто социальный статус)
  • Хитокири - самурай с сомнительной репутацией, «прославишийся» количеством зарубленных за неуважение простолюдинов
иерархия
  • Сиккэн (регент при малолетнем или марионеточном Сёгуне)
  • Кугэ (несамурайская аристократия, составлявшая императорский двор, и по традиции формально считавшиеся выше абсолютного большинства самураев)
    • Кадзоку (華族) - высшая аристократия: Даймё и Кугэ (учереждена после отмены самурайского сословия, с целью сохрания высокого положения даймё)
  • Хатамото
  • Дзи-самурай
  • Асигару (при Тоётоми Хидэёси из призванных на время войны простолюдинов, были повышены до самураев, призыв новых был запрещён)
  • ритуалы Предание о самураях

    Знаменитые Самураи

    Литература

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Самураи" в других словарях:

      - (япон.) в Японии в широком смысле светское, в узком и наиболее часто употребляемом значении военное сословие мелких дворян. Термин самураи применяется также для обозначения японских военных … Большой Энциклопедический словарь

    Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.

    Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?

    Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.

    Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

    История самурайства

    Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

    В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

    Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

    Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

    Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

    В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

    Воспитание и становление самурая

    Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций.

    Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть.

    Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер.

    Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна.

    В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.

    В возрасте 15 лет, мальчик превращался в доблестного самурая.

    Если вы хотите познакомиться с самурайской историей Японии, то лучшего места, чем город Мацуэ вам не найти. В этом городе сохранился один из 12 настоящих самурайских замков, а прогуливаясь по его улочкам, попадаешь в средневековую Японию. Здесь можно зайти в гости к самураю и посмотреть на его жилище и быт, можно отведать традиционную самурайскую еду, а при желании даже пожить в самурайском доме. А еще Мацуэ называют "городом воды", поэтому когда история и самурайство надоест, можно загрузиться в лодочку и покататься по его бесчисленным каналам, наслаждаясь красотой провинциальной Японии!


    Начнем мы изучение города с посещения замка или точнее крепости клана Мацуэ - главного защитного сооружения города. У каждого клана раньше был свой замок, правда в замке этом никто не жил, а использовали его исключительно в военных целях. В мирное время там был арсенал, а во время войн там прятались от нападений. В настоящее время в Японии осталось всего 12 таких замков, а остальные - это лишь восстановленные копии разрушенных крепостей.

    Замок в Мацуэ в свое время тоже хотели разрушить, но три добрых японца скинулись и выкупили его за 180 йен, сохранив для потомков. По нынешнему курсу 180 йен сегодня это где-то 100 рублей. Представляете, за соточку купить такой замок?

    Это классический японский самурайский многоуровневый замок. Основание каменное, а сам замок деревянный. Он покрашен в черный цвет из-за чего его так и называют - "черный замок". Сейчас в замке Мацуэ расположен военно-исторический музей, в котором можно познакомиться с историей префектуры и посмотреть на настоящее оружие и доспехи того времени.

    Особенно мне понравились вот эти самурайские шлема.

    Сразу видно, что они должны были вселять страх во врага, а не только защищать голову.

    Если подняться на самый верх, то можно увидеть панораму города Мацуэ. Тут понимаешь, насколько правильно расположен замок, раз с него все так хорошо просматриваетсяво все стороны.

    Как я уже сказал, в замке не жили, а только воевали. А жили внизу, в городе, в самых обычных домах. Так что давайте спустимся вниз и сходим в гости к самому обычному самураю в его жилище, который японцы называют букэ-ясики .

    Оказывается, я ничего не знал про самураев. Я-то думал, что самураи это воины и все! А на деле оказалось, что самураи - не обязательно воины. Самураи в мирное время занимались обычными административными, хозяйственными и управленческими делами, и были кем-то вроде современных чиновников. Бумажки подписывали, да нологи собирали. Но, с военной подготовкой, и если не дай бог война (а кланы воевали в Японии постоянно), то меч в руки и защищать Родину. В принципе, самураи - это что-то вроде европейского рыцаря. Рыцарем же тоже мог стать не любой носитель меча, так и здесь. Чтобы стать самураем, надо было не только уметь драться, но еще и родиться в нужной семье.

    Зарплату в древней Японии платили рисом. Хороший чиновник-самурай мог получать до150 кг риса в год, и это были очень большие "деньги"!
    Несмотря на это, дом даже очень богатого самурая все равно выглядит скромно. Японский минимализм, никуда не денешься.

    А как же тогда определялось богатство дома и хозяина? А все очень просто, в Японии главное - не дом, а сад! Да, да именно сад, который во дворе у дома. Японцы издревле сходят с ума по этим садам! Так вот, чем богаче сад (или скажем двор) в доме, тем богаче его хозяин! Так что в этом доме, судя по роскошному двору и саду, точно жил очень богатый самурай!

    В Мацуэ не один дом самурая, а целый квартал таких домов! Его так и называют - Квартал самураев . Нужно лишь спуститься от замка Мацуэ в северном направлении на улицу Сиоми-наватэ, и ты попадаешь в древнюю Японию с современными дорогами.

    Вся фишка этого района - сохранить исторический вид. Некоторые дома - это просто жилые дома (потомков самураев), в некоторых открыты мини-гостиницы и там можно пожить как настоящий самурай, в некоторых открыты самурайские рестораны, а некоторые работают как музеи. Райончик классный и я настоятельно рекомендую здесь побродить!

    Вторая достопримечательность города Мацуэ - его речные каналы, которые пронизывают весь город. так, что его иногда даже называют японской Венецией. По этим каналам можно (и нужно) покататься на лодочках! Что я, собственно, и сделал, а заодно и посмотрел весь город.

    Мацуэ - город, хоть и небольшой, но очень милый. Здесь живет всего 200 тыс. человек, поэтому тут тихо и спокойно.

    Никаких небоскребов, только низкая застройка и очень много зелени!

    Вон она, красота провинциальной Японии! Такого в крупных городах не увидишь.

    Каналы небольшие и иногда приходится проплывать по маленьким тоннелям под дорогами. И это приносит некоторые неудобства.

    Тоннели эти настолько маленькие, что у лодки для их прохождения опускается крыша, и надо пригибаться чуть ли не до пола. А главным шиком у лодочника считается пройти такой тоннель, не зацепив стену. Признаюсь, это нелегко, но наш лодочник прошел все тоннели чисто! Не верите? - смотрите видео в конце.

    Кстати о лодочнике и экскурсоводе в одном лице. Он всю дорогу монотонно что-то рассказывал нам по-японски, видимо проводил экскурсию. Но мы-то по японски не бум-бум, и как ни старались мы его замолчать, ничего не выходило - ИНСТРУКЦИЯ!!! А японцы от инструкции ни на шаг.

    Вот такой он, самурайский город Мацуэ - небольшой, но красивый и интересный. А для любителей видео, предлагаю небольшой ролик, в котором я покажу все то, о чем сегодня написал.

    Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

    Поделиться: