Самсон вырин главный герой повести. Образ и характеристика Самсона Вырина (маленького человека) в повести Станционный смотритель. Образ героя в произведении

Самсон Вырин всю свою жизнь проработал станционным смотрителем. Будучи еще молодым, он овдовел и больше никогда не женился. От счастливого, но не долгого брака у него осталась дочь . Мужчина всегда сравнивал ее с покойной женой, находя все больше сходства.

Из-за напряжённой работы мужчина мог вечером себе позволить выпить пунша с заезжим посетителем. Во время такого «мероприятия» смотритель расслаблялся, становился разговорчивее и рассказывал о своей жизни.

Больше всего и всех в жизни, он любил свою Дуню. Она была для него единственной отрадой, гордостью и предметом всеобщего восхищения. Мужчина посвятил свою жизнь, отдавая ей всю свою любовь.

По натуре, он был очень добр, великодушен, но немного наивен. Поэтому, когда на его станцию заехал молодой гусар, а при виде Дуни резко занемог, Самсон не почувствовал неладного. Он вызвал врача для больного, и доверил своей дочери за ним ухаживать, пока тот полностью не оправится от болезни.

К сожалению, забота, которой они окружили гусара, была напрасной. Мужчина, замышлял похитить Дуню. Но перед этим постарался усыпить бдительность любящего отца. Минский инсценировал собственную болезнь. Он подговорил лечащего врача «подыграть» ему и за это щедро отблагодарил.

Перед отъездом Минского, Вырин, тоже получил хорошее вознаграждение. Однако он даже не подумал, что тот просто пытался откупиться от него. Молодой гусар, навсегда увезет его дочь со станции.

После этой жуткой потери, смотритель сильно состарится. Рассказчик, повстречав его снова, с трудом узнает в нем прежнего Самсона. Старик буквально спивался с горя. Он, с трудом вспомнив рассказчика, поведает ему грустную историю, от которой щемило на душе. То горе от потери, и от предательства близкого человека, которое он перенес, уничтожало его изнутри.

Было понятно, что мужчина очень беспокоился за дальнейшую судьбу Дуни. Он боялся, что та, быстро надоест молодому и обольстительному гусару, и он бросит ее. Что тогда ждет бедную девушку?! Ведь от горя и безвыходности, она может переступить даже через рамки приличия.

К счастью, его опасения не подтвердились. Судя по всему, до сих пор был влюблен в Дуню. Теперь он заботился и ухаживал за ней, вместо отца.

Спустя несколько лет после последнего приезда рассказчика на станцию, Самсон Вырин скончался. Он устал страдать от тоски по дочери, устал от обессмысленного своего существования. На похороны своего отца Дуня не приехала. Она не догадывалась о том, что собственным поступком практически «приговорит» родного отца к смерти. Возможно, девушка в душе надеялась на то, что родитель ее поймет и за все простит.

Она узнала цену своего безразличия лишь спустя несколько лет, когда решила навестить родной и покинутый дом и станцию, с которой все начиналось. Но вместо любящего и родного лица, ее ждала неухоженная отцовская могилка на кладбище.

Теперь пришла очередь плакать Дуне. Это были и слезы скорби, отчаяния и запоздалого раскаяния. Лежа на могиле, девушка мысленно обнимала отца, моля у него о прощении…

Главным героем повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Он занимает должность станционного смотрителя, которая относится к четырнадцатому классу.

Жилье главного героя неказистое и убогое, но тщательно убранное, это говорит о хозяйственности Вырина и его умении воспитывать свою дочку. Единственной радостью для станционного смотрителя является его дочь Дуня, которая помогает ему вести домашнее хозяйство.

Вырин живет в бедности, он привык к постоянным обидам и оскорблениям в свой адрес, он знает, что в этой жизни надеяться ему не на кого, поэтому старается всего добиваться своими силами.

Вырин – человек волевой, он отправляется в Петербург на поиски своей дочери, которую увез гусар Минский, прельстившись красотой девушки. Самсон упорно движется к своей цели – вернуть свою непутевую дочь домой.

Однако в Петербурге он сталкивается с жестокостью Минского. Гусар предлагает ему забыть о дочери, ради этого даже платит Вырину деньги, которые человек честный и совестливый спешит выкинуть. Станционный смотритель готов всеми силами бороться за дочь, лишь ее счастье заставляет Самсона отступиться от своей цели.

Вырин возвращается в свой осиротевший дом. Его характер оказался сломленным. От горя Самсон теряет волю над собой, отныне станционный смотритель лишь беспробудно пьет и мастерит соседским ребятишкам дудочки, а в конце концов умирает от алкоголя.

Автор сочувствует горю главного героя, однако между строк в произведении ощущается осуждение за то, что Вырин пускает ситуацию на самотек и не пытается даже поговорить с дочерью, к чему так стремился. Самсон Вырин – человек маленький, он слишком привык к постоянным упрекам и оскорблениям, так что даже не решается противостоять Минскому.

Автор на примере Самсона Вырина показывает современному ему обществу, что вокруг знатных особ имеются простые люди, на них нужно обращать внимание, и ценить ту работу, которую они выполняют независимо от их положения в таблице классов.

Ответ оставил Гость

"Станционный смотритель" А.С.Пушкин
Характеристика Самсона Вырина:

Самсон Вырин- обычный станционный смотритель.Каждый день и ночь он меняет лошадей на почтовой станции,проезжающим людям-важным и самым обычным, отмечает их данные и предоставляет ночлег или еду,если это необходимо.Неблагодарная работа станционного смотрителя,на ком люди вымещают своё раздражение,усталость,а порой и скуку: "Какова должность...? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе."
Люди все разные и каждой хозяин-барин для станционного смотрителя.Самсон должен угождать постояльцам,иначе они будут жаловаться на него."В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца."
Самсон Вырин - "человек лет пятидесяти, свежий и бодрый",участник боевых действий -"его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах."Он небогатый и простой человек- "Бедняк занемог "
Бывший военный- "...остановился в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца..." Самсон Вырин живёт с дочерью Дуней,жена у него умерла. "Это твоя дочка?""Дочка-с,-отвечал он с видом довольного самолюбия, -да такая разумная, такая Вдовец души не чает в Дуне: "А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти."Характер у Самсона спокойный,мирный,он тихий и скромный человек:"столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые." Вырин - прямой и открытый человек,умеет общаться: "мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы." Он добр и доверчив,Самсон оставляет симулянта Минского у себя дома,а гусар соблазняет и увозит его дочь "Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче".Отричательное качество смотрителя-он выпивоха:"старик не отказался от предлагаемого стакана....вытянул он пять стаканов в продолжении своего повествования." Самсон Вырин добр к детям,любит и балует соседский мальчишек:"Дедушка, дедушка! орешков!"- а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится."Сбежавшая дочь,безнравственный поступок Минского,одиночество и горе превращают бодрого Варина в дряхлого старика:"Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик." "Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!..три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика." Дуня бросила отца одного,он очень переживает и страдает:"Вот уже третий год,как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает."Пытаясь увидеть дочь,Вырин приезжает в Петербург,но Минский выгоняет его Чего тебе надобно,что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!"Самсон возвращается на станцию,но спустя время её закрывают.От одиночества,горя и тоски по дочери Вырин спивается и умирает:".старый смотритель с год как помер..."Дуня решила навестить отца,но увы-уже слишком поздно.Слёзы,прощение,но отца не вернуть:"...как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: "Сидите смирно, а я схожу на кладбище".

Самсон Вырин - бывший военный, на момент настоящего времени в повести поставлен станционным смотрителем, в городе Н.

Бесхитростный и доверчивый мужчина, лет 50 в хорошей физической форме. В нём преобладает жизнелюбие, чувство юмора и любовь к выпивке. Вдовец. Безгранично любит свою дочь, Дуню. К делу своему относится внимательно и с уважением. Действительно старается оказать все возможные удобства прибывшим к его пункту приезжим, каким бы рангом они не были награждены.

Характеристика героя

Самсон не показан одиноким, уставшим или огрубевшим «изношенным» смотрителем, какими привыкли видеть путники его «собратьев по рабочему месту». Подбадривая своих собеседников, Самсон располагал к себе историями и застольными байками.

Отрада его и поддержка во всём - дочка Дуня. После смерти жены, на Дуне сошелся свет, Самсон жил и дарил людям свою энергию, за счастье дочери. В повести он показан хорошим, правильным отцом. Спонтанность Дунечки, в свою очередь, автором не скрыта. А.С. Пушкин одним предложением раскрыл её характер и возможности поведения: рассказчик поцеловал девушку с её согласия и даже запомнил и выделил сей момент из сотен и тысяч тех, что с ним уже случались и ни раз. Что открыто говорит о том, что Дуню невинным трепетным цветком назвать сложно, хоть дочерью она показана послушной и исполнительной. Отца она любит и уважает - не боится, а именно любит. Но понимает ли, что Самсон живёт исключительно для неё и ради неё? Едва ли.

После того, как дочка сбежала с заезжим гусаром, жизнь Самсона резко изменилась. Сперва, в поисках истины, он, забыв себя, кинулся на поиски своей кровинки. Вскоре был унижен податью Минского, бессовестно укравшим у него дочь и не давшим возможности увидеться им даже после того, как Самсон нашел их.

Тоска, непонимание «за что» и огромные переживания за судьбу Дуни сводят Самсона сначала к больничной койке, за тем опускают на дно бутылки. Такая неприятная трансформация из боевого молодца в хмурого замкнутого старика поразила и рассказчика и, конечно, читателей. Жизнь ушла из Самсона вместе со сбежавшей в неизвестность Дунечкой.

Однако, не смотря на личные переживания, Самсон не озлобился на людей, его продолжали любить в городе Н и он уделял много времени здешней детворе, даже если проводил время в местной пивной. Он больше не делал попыток увидеть Дуню, после их мимолётной встречи в одном из городских домов, куда отец попал хитростью. Но у читателя остаётся уверенность в том, что Самсон ждал её возвращения и не было дня без переживаний и боли за своего единственного ребёнка, что и согнуло нашего главного героя, так скоро покинувшего мир живых.

Образ героя в произведении

Главному герою отведена роль самая необычная и непростая из простых. Просто станционный смотритель - просто неприметная работа, о которой думают, как о «легкотне» практически о пустом месте. Привязывая это рабочее место к человеку, проезжие смешивают стереотипы с реальностью, стирая важность отношения к самой личности, совершенно забывая о том, что у человека, встречающего их в пути, заполняющего путевую карту, меняющего лошадей и отвечающего за комфорт и здоровье, течёт и меняется своя личная жизнь и теряется смысл той самой жизни.

На протяжении всей истории, от первой встречи рассказчика и главного героя, до последних строк, Самсон остаётся тёплым, душевным, родным человеком. Как старенький сосед из детства, угощающий ранетками со своего сада или делающий смешные поделки. Местный, всеми любимый «Дядя» любящий жизнь и люде не смотря на то, что своей искренней добротой и заботой был обманут гусаром и предан единственной дочерью.

У истории нет плохого конца. Дуня вернулась повидаться с отцом. Не успела при жизни, лежала на могиле около креста и плакала. Любила, хотела видеть, возможно, что не ехала из-за страха и стыда перед ним. Она не пропала и не сгинула. Минский, по всей видимости, её не бросил, как и обещал отцу при встрече. Трижды мама, в шикарных одеждах и с самостоятельными финансами, она приехала за прощением, познакомить дедушку с внуками. Так и доложил местный мальчуган нашему рассказчику, убирая с души камень тяжёлого вопроса о судьбе этих замечательных людей.

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Поделиться: