С кабанск дореволюционные карты чайный путь. Чайный путь: путешествие чая из Китая в Россию. Великий Устюг: исторические связи с Китаем

"Великий чайный путь" издавна был частью древних караванных маршрутов, которые получили название "Шелковый путь" и служили для перевозки из Китая в Европу не только шелка и поваров народного промысла, но и способствовал межкультурному и деловому обмену между народами.

Важный маршрут Шелкового пути

Шелковый путь в настоящее время находится в стадии второго рождения. Вот уже более двух лет широко обсуждаются инициативы построения "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП) и "Морского Шелкового пути" 21-века, выдвинутые осенью 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином.

Данные инициативы, получившие общее название «Один пояс - один путь» представляют собой не просто оживление и возрождение древних торговых трасс. Они являются масштабной, стратегической, всесторонней программой сотрудничества, которое КНР намерена осуществлять со странами прохождения Шелкового пути. Такое сотрудничество Китай, согласно правительственным декларациям, будет продвигать по пяти основным линиям: сферы «политических согласований» стратегий развития, транспортно-инфраструктурное, торгово-инвестиционное, валютно-финансовые, а также гуманитарные направления, направленные на усиление «народных связей» как социальной базы сотрудничества. Для реализации этой инициативы руководство Китая создало ряд механизмов – "Фонд Шелкового пути", "Азиатский банк инфраструктурных инвестиций".

Будучи частью вековых Шелковых трасс, новое прочтение получает и Великий чайный путь. В марте 2013 г. Председатель КНР в одном из выступлений в ходе визита в Москву назвал Великий Чайный путь предвестником целого ряда современных коммуникационных линий, в том числе трансграничных трубопроводов.

Линии прохождения древнего Чайного пути во многом совпадают с маршрутами и регионами, которые присутствуют в другой недавней инициативе, родившейся в контексте идеи Экономического пояса Шелкового пути – концепции «Степного пути», которая была выдвинута Монголией и во многом послужила старту в 2014 г. структуры трехстороннего сотрудничества Россия-Китай-Монголия.

В этом смысле Великий чайный путь в его современном виде, регионы, где проходили его маршруты – это не только транспорт, но и потенциальная площадка активного экономического взаимодействия, способная дать импульс насущным потребностям развития стран-участниц.

Великий чайный путь – история формирования

Современные источники дают информацию о разных маршрутах доставки китайского чая в соседние страны. Так, говорится о существовавшей с IIV-X веков так называемой «Конной чайной дороге» (Ча Ма Дао), по которой по горным тропам навьюченные чаем караваны шли из провинций Юннань и Сычуань в Тибет и далее в Непал и Индию. Осуществлявшийся при этом торговый обмен был примером своего рода бартера – китайский чай в обмен на тибетских лошадей.

Однако был и северный маршрут, благодаря которому с чаем как раз познакомилась и Россия. Как караванный чайный путь между Азией и Европой, он возник в XVIII-XIX веках. «Русский» маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяжённость только от Пекина до Москвы составляла приблизительно 9000 км, а по объемам торгового оборота он лишь немногим уступал традиционным маршрутам Шелкового пути, пролегавшим через Центральную Азию и Ближний Восток.

«Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более, чем 150 городов трех стран.

Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда была главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярск а, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербург а. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Кроме маршрута «на запад России» , существовал и водно-сухопутный маршрут, который «уходил» на российский северо-восток. Он шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Люйшунь, Шэньян в нынешний Забайакальск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) этот маршрут соединялся с описанным выше трансмонгольским путем, а затем пролегал на северо-восток, вдоль реки Лена, через Якутск и далее на Аляску. (можно на карте прорисовать эти маршруты?) - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем, благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Монголия и Бурятия привязывают продвигаемый Китаем экономический пояс “Шелкового пути” к России. Как сообщило агентство ”Голос Монголии” , выставочная площадь ярмарки этого года составила 70 тыс. кв. метров, среди участников столь грандиозной ярмарки Япония, Республика Корея, США, Россия. По задумке авторов маршрута "Великого чайного пути", который в Китая преподносят как часть амбициозного проекта создания экономического пояса и китайской концепции "Один пояс - один путь".

"Совместное использование туристических ресурсов позволит реализовать туризм по маршруту чайного пути, туризм по трем озерам - монгольскому озеру Хубсугул, российскому озеру Байкал и озеру во Внутренней Монголии Далайнор.

На данный момент Монголия, Китай и Россия уже приступили к популяризации туризма по “Великому чайному пути”, всесторонне развернули трансграничное туристическое сотрудничество, состыковали экономический пояс китайского "Шелкового пути" с Трансевразийской железной дорогой России и степными путями Монголии, создали экономический коридор между тремя странами", - передал "Голос Монголии".

Как известно, столицей сухопутного "Чайного пути", по которому этот азиатский напиток попадал в Европу (британцы в 18-19 веках возили чай из Индии и Китая морским путем), был русский город Кяхта на границе Китая и России на территории современной Бурятии. Оттуда чай, который был известен в Китае около 5 тысяч лет, везли большими караванами и обозами в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) на знаменитую Верхнеудинскую ярмарку, затем оттуда его доставляли санными дорогами через замерший Байкал в Иркутск и далее на запад к границам Российской империи со странами Европы.

"Чайный путь" на территории современной Бурятии

Предлагаем краткую историю развития "Чайного пути" в Бурятии и того, как этот процесс повлиял на известность местных топонимов в Европе и мире. Эта история изложена в научно-популярной статье "документоведа" Центра стратегических востоковедных исследований БГУ Туяны Доржиевой.

"Пырейное место"

"Чайный путь, который с середины XVIII в. до начала XIX в. обеспечивал русско-китайские торговые отношения, не случайно историки называют «великим». Это путь, сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как культурно, индустриально, политически и социально развитого региона России.

Именно с образованием Чайного пути начинают активно развиваться торговые отношения между тремя странами - Россией, Монголией и Китаем. Это была первая и единственная в то время дорога, по которой производилась русско-китайско-монгольская торговля.

В настоящее время Чайный путь представляет большой интерес для исследователей разных областей науки и искусства. Активно реализуется проект по развитию международного туризма на Чайном пути (в нем принимают участие представители РФ, США, КНР, Монголии). Презентация данного проекта была представлена на Первом международном фестивале «Чайный путь - путь этнокультурных контактов» в июле 2007 г. в г. Кяхте. В фестивале принимала участие делегация Китая во главе с именитым режиссером-постановщиком Ван Синь Мин, который намерен снять 100-серийный телеспектакль «Чайный путь».

В Бурятии периодически организуются туристические экскурсии в г. Кяхту, через который проходил Чайный путь. 17 июня 2005 г. была открыта выставка под названием «Чайный путь» в Музее истории Бурятии. Опубликованы статьи и монографии по истории Чайного пути и г. Кяхты (И.П. Кривокурцева, Е.Е. Попова, В.В. Птицын, А. Субботин, В.П. Шпалтаков, Т.В. Шуман и др.).

История Чайного пути начинается с основания торговой слободы Кяхты. В 1727 г. русские дипломаты, возглавляемые чрезвычайным послом и полномочным министром С.Л. Владиславичем-Рагузинским, обязаны были добиться признания за русскими права иметь «свободный торг» как с китайцами, так и монголами и узнать, какие товары оттуда привозятся и сколько они стоят. Однако решение этих проблем цинские власти ставили в прямую зависимость от признания новых границ империи. Лишь заключение Буринского договора (август 1727 г.), устанавливающего русско-китайскую границу, сдвинуло переговоры с мертвой точки.

Кяхтинский договор, подписанный 21 октября 1727 г., определил место для строительства будущей торговой слободы для русско-китайской торговли: между рекой Кяхтой и горой Ороготой. 15 июня 1728 г. С.Л. Владиславич-Рагузинский в торжественной обстановке в присутствии представителей обеих сторон положил первый камень при закладке торговой слободы Кяхты, которая стала одним из самых крупных центров русско-китайско-монгольской торговли. Через два года слобода была полностью отстроена и 29 августа 1729 г. официально было объявлено, что «на Кяхте торг открыт».

В результате расширения Троицкосавска Кяхта становится одним из его поселков. Поскольку в данный период торговая слобода имела международное значение, а также в силу социально-политического фактора (для топонимии советского периода не характерно использование имен царских чиновников и религионимов в географических названиях) ойконим Кяхта вытеснил название Троицкосавск, а географический термин слобода ныне используется для обозначения окрестностей бывшей Кяхты (Слобода). Имя же Саввы Рагузинского, по данным топонимических словарей, осталось навсегда запечатленным в названии притока Селенги, маленькой речки Сава в Кяхтинском районе. Название Кяхта, которое сохранилось до сих пор, произошло от бурятского хяагта, что означает ‘пырейное место’ (хяаг - ‘пырей’).

Кяхтинская торговля с самого своего возникновения составляла одну из важнейших статей российской внешней торговли. Долгое время Кяхта была единственным пунктом, через который Россия могла поддерживать коммерческие и даже дипломатические связи с Китаем. Эта торговля послужила важным средством к упрочению благосостояния сибирского края, хотя и имела для Сибири преимущественно транзитный характер. Чайная торговля через Кяхту начала угасать в начале XIX в. в связи с появлением более удобного и быстрого способа доставки товара на рынки России Транссибирской магистрали.

О маршруте "Чайного пути"

Точный маршрут Чайного пути установить достаточно трудно, поскольку он мог варьироваться в зависимости от времени года (зимой - по льду, летом - по суше), способа передвижения (на волах или верблюдах). В исторических источниках, где дается описание маршрута, чаще всего упоминаются названия китайских поселений Калган и Маймачен, по России - Кяхта, Удинский острог, Иркутск, Тобольск, Нижний Новгород. По данным А. Субботина, протяженность Чайного пути составляла более 10 тыс. верст, почти третью часть земного шара. По Бурятии Чайный путь проходил от г. Кяхты до оз. Байкал вдоль реки Селенги, протяженность данного отрезка составляет примерно 435 км.

С ростом колонизации, развитием торговли, зарождением промышленности старые остроги, бывшие когда-то временными укрепленными пунктами, становятся более прочными торгово-административными центрами, возникают города и поселки городского типа. А.П. Окладников приводит следующие данные: "В Верхнеудинском уезде в 1791 г. насчитывалось 252 поселения, в том числе два города: Верхнеудинск и Селенгинск, три острога (Кабанский, Илимский, Итанцинский), три крепости (Троицкосавская с Кяхтинским форпостом (торговая слобода Кяхта), Петропавловская и Кударинская), тринадцать казачьих караулов, затем слободы и деревни".

Таким образом, опираясь на исторические факты, представляется возможным сделать вывод о том, что формирование Чайного пути привело прежде всего к обогащению ойконимии исследуемого ареала, а также Бурятии в целом. Топонимия Чайного пути на территории Бурятии, по современным картографическим данным, подтверждает сказанное. Ойконимы составляют наиболее многочисленную группу именуемых географических объектов рассматриваемого ареала - 128 (56,4% общего числа топонимов Чайного пути на территории Бурятии), из них русских - 71, бурятских - 38.

Славяноязычные топонимы образуют внушительный пласт топонимии как территории Чайного пути, так и всего региона. По республике в настоящее время насчитывается около 300 названий населенных пунктов на русской языковой основе, что составляет более 30% общего числа ойконимов Бурятии. Абсолютное большинство славяноязычных ойконимов составляют названия по имени или фамилии первопоселенца: Арсентьево, Барыкино, Дубинино, Жилино, Ивановка, Ильинка, Инкино, Метешиха, Тресково, Шергино и др. Данный факт подчеркивает стихийный характер процесса номинации, обусловленный интенсивным заселением края.

В связи с развитием торговли по Чайному пути интенсифицировалось движение, что повлекло за собой в силу практической необходимости расширение не только ойконимической, но и оронимической, гидронимической и других онимических систем ареала. Достаточно большое количество оронимов и гидронимов на русскоязычной основе позволяет предположить, что обогащение происходило в большей степени за счет русских названий. Действительно, анализ стратиграфических пластов топонимии Чайного пути на территории Бурятии выявил, что славяноязычный и монголоязычный пласты являются наиболее многочисленными. Это объясняется тем, что русский и бурятский языки в течение последних четырех веков являются доминирующими на данной территории и продолжают оставаться продуктивными в сфере образования топонимов.

Языковая принадлежность Монгольские (бурятские) - 64 топонима, или 28,2% (пример: Баян-Гол); русские - 115, 50,7% (Большой Луг); тюркские - 9, 4% (Заганский хребет); тунгусские - 13, 5,7% (Селенга); палеоазиатские - 5, 22% (Куналей); гибридные -15, 6,6% (Усть-Кяхта).

Местные названия узнали в Европе

Формирование Чайного пути предполагало более активное использование топонимических названий как уже бытующих, так и вновь образованных. Поскольку Бурятия занимала ключевую позицию в развернувшейся чайной торговле между Китаем и Россией, она, безусловно, была в центре внимания историков, географов, картографов, путешественников и т.д., а это означает, что географические названия региона стали известны далеко за его пределами как внутри России, так и за рубежом.

Историческая обстановка эпохи Чайного пути, характеризующаяся взаимовлиянием русского и местного населения, отразилась и в особенностях терминологической системы топонимии Бурятии. Первые русские землепроходцы, впоследствии и русские переселенцы Сибири в новой природной обстановке и новых хозяйственных условиях не находили в своем природном словаре нужных слов для обозначения некоторых новых для них явлений, в этом случае они заимствовали у местных жителей необходимые слова и ввели их в обиход. К числу широко употребительных локальных географических терминов, бурятских по происхождению, относятся: тайга, бом, убур, дабан, аршан, байц, байсаниты, горхон, гуджир, хужир, сардык, гоби, обо, утуг.

Приведем толкования некоторых из них. Улус - принятое русскими название бурятских селений, соответствующих селу или деревне. Аршан, аршаан - минеральный или теплый источник, имеющий целебные свойства. В прошлом буддисты в Бурятии приписывали свойства аршана некоторым пресным источникам, поэтому буряты, особенно Аларского района, аршаном стали называть ключи с холодной, пресной, чистой водой, придавая им целебное значение. Термин аршан широко распространен в Монголии, Западном Китае, Средней Азии, Алтае и Восточной Сибири. Его происхождение связывают с санскритским рашиани - "нектар, питье богов". В Бурятию термин аршан занесен в связи с распространением буддизма (ламаизма). Дабан - на монгольских языках дабаа, дабаан - горный перевал, седловина в хребте, подъем. Термин образован от глагола дабаха - подниматься на гору, переходить через перевал.

Население Бурятии входило в наиболее частые и тесные контакты с монголами и китайцами, находясь на границе с Монголией, через которую чай перевозили в Россию. Эти контакты оказали взаимовлияние на культуру, быт, мировоззрение контактирующих народов, отразились на выборе мотивов номинации географических объектов. По этому поводу уместно привести мнение А.В. Суперанской о том, что «имена собственные, как имена нарицательные, имеют или имели свою мотивировку. Все они социальны и историчны, так как отражают не только общественные вкусы, но и характерные мировоззрения людей, их общественные взаимоотношения, идеологию, и, наконец, общественные традиции». Кроме того, закрепление русско-китайской и русско-монгольской границы, рост колонизации, развитие торговли и торгового капитала, ремесел, зарождение промышленности отразилось на социально-экономической и политической жизни бурятского населения в XVIII в., а также внесло изменения в сельское хозяйство (рост сенокошения, земледелия, распространение огнестрельного оружия для пахоты и т.д.) и быт, усилило связь бурятского хозяйства с рынком.

Таким образом, справедливо заключить, что эпоха Великого Чайного пути - это не только яркая страница истории, но и свидетельство истории формирования топонимической системы Бурятии", - говорится в статье Туяны Доржиевой.

География пути

География Великого чайного пути достаточно обширна и охватывает значительные территории Китая , Монголии , России и других стран. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей по рекам и морям.

Протяжённость сухопутного пути из Москвы до Пекина составляла по одним данным 8332 версты, по другим - 8839 вёрст, без учета ответвления "Иркутск-Аляска".

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск , Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск , Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск , Новосибирск , Ишим, Омск , Томск , Тобольск , Тюмень , Туринск, Верхотурье, Екатеринбург ,Кунгур ,Соликамск, Ирбит , Нижний Новгород , Великий Устюг , Вологда , Кострома , Ярославль , Переяславль-Залесский, Москва , Санкт-Петербург . Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин , Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.

В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге.

Некоторое количество чая перевозили также по маршруту Великого шёлкового пути (через Среднюю Азию).

Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток . В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон , Ливерпуль , Бостон .

История

В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор , положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем.

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем . В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор , определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем.

На русско-китайской границе началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет.

В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания "Перлов с сыновьями". Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем - "чайники". С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.

Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Великий чайный путь" в других словарях:

    Великий шёлковый путь в I веке (см.: Дацинь и Серес). Великий шёлковый путь (термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году; кит. 絲綢之路, узб. Буюк Ипак Йўли, каз. Жібек Жолы, перс. جاده ابریشم, араб. طريق الحرير‎‎ … Википедия

    Великий возвеличивающий или выделяющий эпитет, в случае с человеком дополнительное именование, которое часто получали наиболее выдающиеся люди: правители, полководцы и философы. Возвеличивающие эпитеты люди нередко получали еще при жизни, и … Википедия

    В исторической реконструкции Великий колёсный путь (англ. Great Trunk Road, Shah Rah e Azam, урду … Википедия

    Путь «из немец в хазары» гипотетический торговый путь или комплекс из множества отдельных путей, существовавший в IX XI веках и связывавший низовья Волги (Хазарский Каганат) с крупными европейскими державами того времени (например,… … Википедия

    В I веке (см.: Дацинь и Серес). Великий шёлковый путь (термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году; кит. 絲綢之路, узб. Буюк Ипак Йўли, каз. Жібек Жолы, перс. جاده ابریشم, араб. طريق الحرير‎‎ … Википедия

    Запрос «Шёлковый путь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В I веке Великий шёлковы … Википедия

    Сибирские водные пути были основными путями сообщения в российской Сибири до 1730 х годов, когда дороги начали строиться. Реки имели первостепенное значение в процессе разведки и колонизации Россией обширных сибирских территорий. Так как три… … Википедия

    На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия

В 15-16 вв. между Европой и Азией пролегал Великий чайный путь. Это дорога, по которой шли караваны с чаем. Путь считался вторым после Великого шелкового пути по объемам торгового оборота. Он шел из Китая по территории Монголии и России. Просуществовавший более 200 лет путь сыграл неоценимую роль в развитии взаимоотношений народов этих стран, оказал большое влияние на развитие экономики, торговли, культуры.

Чайный путь проходил по Сибирскому тракту, старинному сухопутному маршруту. Так называли его южную ветку, которая начиналась от Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) до Кяхты. Все началось с подписания в 1727 году Буринского договора, согласно которому были установлены границы около будущего города Кяхты. Чуть позже был заключен Кяхтинский трактат об определении торговых и политических отношений между Россией и Китаем.

Был заложен город Троицкосавск, а рядом с ним торговая слобода Кяхта и город Маймачен со стороны Китая. Кяхта стала центром торговли между двумя странами. Большую роль в торговых отношениях сыграл Верхнеудинск, там был перевалочный и товарораспределительный узел, а позже пункт оптовой торговли. В нем проводились крупные торговые ярмарки, регулировалась торговля с Монголией и Китаем.

Чай был одним из важнейших предметов торговли, несмотря на то, что долгое время в России чай оставался напитком аристократов и стоил очень дорого. Со временем китайский чай стал популярным и у простого народа. Россия превратилась в одну из самых чаепотребляемых стран мира.

В первой половине 19 века через Кяхту проходило в шесть раз больше чая, чем в конце 18 века. Китай был заинтересован в экспорте чая в Россию и интерес к русскому рынку только рос. Через Кяхту чай поступал во многие города России, а также на Аляску, в Западную Европу. К концу 19 века популярность Кяхты выросла настолько, что город стали именовать «Российской столицей чая» и «городом-миллионером». В Кяхте было около 100 купеческих торговых домов, которые принадлежали купцам-миллионерам. Торговый оборот достигал 30 млн. рублей.

Как доставлялся чай

Чай в Китае закупался в обмен на пушнину, икру и другие продукты. Процесс закупки был тщательно продуман. Сначала русские купцы получали от китайских продавцов узоры, так назывались образцы продукции от всех поставщиков. После определения качества каждого товара составлялось секретное положение, где была представлена сравнительная оценка китайских и русских товаров. Высоко оценивались цветочные чаи, в составе которых были типсы, покрытые белым пушком. Остальные чаи делились на три сорта.

В 18 веке зеленый чай, поставляемый в Кяхту, был более высокого качества, чем тот, который получала Европа через Кантон. В 19 веке в Кяхту стал поступать плиточный и . Весь товар проверялся на таможне. После чего ящики с чаем обшивались выделанными шкурками, мехом вовнутрь. Такую тару в народе прозвали цибиками. Они были квадратными или прямоугольными. Стандартный квадратный цибик вмещал 24-26 кг чая, а его вес с обшитым ящиком составлял около 47 кг. Прямоугольные цибики были больше и могли вместить до 36 кг, полный вес составлял до 55 кг. Ящики грузили на верблюдов. Каждый верблюд вез на себе до 220 кг груза, из которых 150 кг составлял чай.

Караваны верблюдов двигались по нескольким маршрутам. Некоторые из них были очень сложными. Из Кяхты в центр России чай переправляли по рекам Селенге, Ангаре, Байкалу до Енисейска. Оттуда груз должен был добраться по суше до реки Кеть. Далее снова по реке до города Колпашево. Следующим перевалочным пунктом был город Тобольск. До него ящики с чаем шли по рекам Иртыш и Обь. Путешествие было долгим, зимой из Тобольска чай увозили на санях до реки Чусовая. И только летом оттуда его доставляли по воде в Нижний Новгород, в Ирбит и на Макарьевскую ярмарку. Позже чай поступал в Москву.

Путь чая из Китая в Москву составлял 11 тысяч километров. По времени он занимал от шести месяцев до года. Казенные караваны организовывали раз в три года. Такой караван возглавлял доверенный купец, сопровождал правительственный комиссар, гвардейский офицер с охраной в составе 100 казаков и 4 целовальника (должностные лица по сбору податей). Численность казенного каравана достигала 200 человек.

Чай в России 19-20 века

На Европейской части России Москва в 19 веке являлась главным распределительным центром. В Северную столицу оттуда привозили весь чай. В это время в Москве было открыто уже более 300 чайных, 100 чайных магазинов, а в Петербурге только одна чайная лавка.

В середине 19 века наступил кризис в торговой области Кяхты. Причина - популярность морского пути через многочисленные порты. Доставка морем делала чай дешевле. В результате этого был заключен Петербургский договор между Россией и Китаем, торговые обороты возросли, но не для Кяхты. После того, как был построен Суэцкий канал, значение Кяхты, как крупного торгового города, заметно снизилось. Производство чая началось на Цейлоне и в Индии, через Суэцкий канал доставка чая в Европу стала более дешевой.

Караванная торговля потерпела полный крах в 1903 году, когда была построена Транссибирская магистраль. Поезда доставляли чай в Москву быстрее, это было более выгодно, чай заметно подешевел и стал доступен обычным людям. Многие купцы переехали из Кяхты и Верхнеудинска в Москву и Петербург.

Русские купцы сыграли большую роль в развитии чайного производства в Китае и в торговле между нашими странами. Самый крупный чайный рынок располагался в городе Ханькоу. Русские купцы построили в 1861 году порт, откуда чай перевозился морем в Россию и Европу. Первая железная дорога Китая была построена русским купцом А. Д. Старцевым. За десять лет в конце 19 века русские купцы открыли в Ханькоу восемь перерабатывающих чай заводов. Великий чайный путь просуществовал до 1929 года.

Великий чайный путь в наши дни

Сейчас многие участки, входившие в знаменитый Великий чайный путь, превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали. Они продолжают использоваться для осуществления торговли между странами. Многие города считаются исторически значимыми объектами: Кяхта, Улан-Удэ в Бурятии, Енисейск, Ачинск в Красноярской области, Колывань в Новосибирской области, Тобольск, Ишим в Тюменской, Кызыл в республике Тува и другие населенные пункты.

В 1992 году был разработан туристический проект «Великий чайный путь». В его создании приняли участие представители Монголии, России и Китая. На сегодняшний день это самый длинный сухопутный туристический маршрут, который позволяет познакомиться с культурой стран, узнать много исторических интересных фактов. На всем протяжении маршрута расположены исторические объекты, воссоздающие определенные моменты истории и культуры разных народов.

Гораздо меньше, чем Великий Шелковый, известен Чайный путь, по которому из Китая в Российскую империю и обратно шли караваны и обозы, груженые в одну сторону чаем, а в другую - медом, пушниной и другими богатствами России. Как же он возник и почему прекратил свое существование?

В русских летописях первые сведения о Китае появились в XV веке. Налаживание контактов с Поднебесной шло непросто и потребовало серьезных политических и дипломатических усилий, но, как бы то не было, в 1666 году из Москвы в Пекин отправился первый торговый караван. Несмотря на потери и большие торговые издержки, общий итог «негоции» оказался весьма привлекательным, невзирая на дальность пути через калмыцкие и монгольские земли и грабительские налёты кочевников.

Правительство Петра I решило сосредоточить торговлю с Китаем в своих руках. Ценнейшие виды пушнины - соболь и черно-бурая лисица - были объявлены товарами казенной монополии, в обмен на которые «казенные» обозы привозили предметы роскоши для царского двора. «Негламурные» товары, такие как выделанные кожи, мануфактура, галантерея, бакалея, пенька, мед и пр., а также китайские товары, такие как хлопчатобумажные ткани и продовольствие, оставались объектами купеческой торговли.

В конце XVII - начале XVIII вв. караванный путь шел по Ангаре, Байкалу , Селенге до г.Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ ) , дальше - по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в Нерчинск, далее в Китай. Однако вскоре маршрут изменился, и главным местом торговли стал монгольский город Урга (Улан-Батор), путь до которого из русского приграничного города Селенгинска занимал всего 10-12 дней (вместо 3 месяцев пути до Пекина).

По мере роста населения Сибири и увеличения спроса на китайские товары частная торговля все больше расширялась, особенно в Урге. К этому времени Китай стал крупным мировым поставщиком чая, и китайское купечество было заинтересовано в русском рынке сбыта. В России же чай потреблялся пока лишь местным населением Сибири и Прикаспия, так что казенные караваны чай не закупали.

В 1725 г., после смерти Петра I, в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским (Владиславичем), в результате которого были подписаны договоры, определившие политические и торговые отношения между двумя странами.

С этого времени приграничный российский город Кяхта становится центром российско-китайской торговли, а Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) - главным перевалочным и товарораспределительным центром на пути. Здесь ежегодно устраивались крупные ярмарки, взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией .

Так как казенная торговля не дала ожидаемых доходов, русское правительство приняло решение о передаче ее в частные руки. С этого момента начался бурный рост торговых операций, благодаря чему в Сибири были сосредоточены крупные капиталы.

Постепенно чай стал одним из важнейших предметов торговли, а торговый путь, связывавший Китай и Россию, был назван «Великим чайным путем». К этому времени чай сумел превратиться в подлинно народный напиток. За первую половину XIX века ввоз чая через Кяхту возрос более чем в 6 раз, а к середине века на его долю приходилось уже около 95% стоимости русского импорта.

Через Кяхту китайские товары проникали не только в города Сибири и России, но в страны Ближнего Востока, в Западную Европу и Аляску. Во второй половине XIX века кяхтинский торг становится всё более известным. Город полуофициально именовали «Российской столицей чая» и «Москвой на востоке». Ее хорошо знали во многих странах мира. Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам - миллионерам, за что ее называли также единственным в то время в мире «городом миллионеров».

«Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет. В это время с нею были связаны купцы всех больших городов Сибири и Центральной России. Всего в России тогда действовало 20 больших, 5 средних и 96 малых ярмарок, и на всех них продавали чай.

География «Великого чайного пути» весьма обширна и охватывает значительные территории Китая, Монголии, России и других стран. Ее протяженность составляла по разным данным от 8332 до 8839 верст без учета ответвления Иркутск - Аляска.

Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной упадка стало установление морского пути между Россией и Китаем, что удешевило перевозку чая. Большую роль в этом сыграло открытие Суэцкого канала и строительство Транссибирской железной дороги, прошедшей в стороне от Кяхты.

«Великий чайный путь» действовал 260 лет и сыграл огромную роль в сближении соседних народов, в развитии экономики и культуры, родственных, дружеских и семейных связей. По объемам торгового оборота он был вторым после «Великого шелкового пути», но по протяженности и влиянию на жизнь народов и стран, участвовавших в чайной торговле, вполне с ним сравним.

И сейчас на всем протяжении «Великого чайного пути» находится множество объектов, связанных с разными эпохами, народами и культурами. Многие из них привлекают большое внимание путешественников.

Сегодня «Великий чайный путь» - это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию от Балтийского моря до Желтого. Проезжая по нему вы побываете в Санкт-Петербурге, Москве, городах Золотого кольца, Сибири, на Байкале, в степях Монголии, Улан-Баторе, пустыне Гоби, Пекине и на чайных плантациях Южного Китая. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брэндом и привлекает все большее количество путешественников. Это один из тех маршрутов, на котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни.

Фото предоставлено В.Рачковским

Поделиться: