Русская церковь на кипре. Вячеслав заренков открыл храм для русских на кипре со своим изображением на иконе

Монастырь апостола Андрея - одна из главных святынь Кипрской православной церкви. Он расположен к югу от мыса Апостола Андрея (по- турецки - мыс Зафер) в самой северо-восточной части острова Кипр на полуострове Карпаз. Монастырь назван так в честь Святого Андрея (Apostle Andreas), который по приданию святых книг был первым кто принял духовный сан по призыву Иисуса. Именно поэтому апостола Андрея еще называют Андрей Первозванный.

Комнаты, где жили монахи, по периметру окружают здание церкви. От церкви можно пройти на площадь, к сводчатой часовне, к чашам со святой водой из родника, а также к старому причалу. Именно к этому причалу в I веке приплыл на своем корабле апостол Андрей, когда он направлялся домой в Палестину из Константинополя. Здесь после долгих молитв апостола забил родник. Святая вода из этого родника излечила сына капитана корабля, у которого было тяжелое заболевание глаз. Позже на месте святого источника был построен монастырь. Основная часть монастыря была построена в XII веке, а в XV веке была достоена часовня.

Первое упоминание мыса Апостола Андрея относится к 1003 году у английского паломника Сивульфа, который описывает небольшой причал «апостола Андрея». Это упоминание показывает, что уже во времена византийского правления имя апостола Андрея связывалось с полуостровом Карпас. Еще одно свидетельство, которое доказывает существование в те века монастыря на Карпасе, относится к 1191 году. Свидетельство принадлежит священнику Бенедикту Петерборскому, который рассказывает, что правитель Кипра того времени Исаак Комнин был захвачен английским королем Ричардом I Львиное Сердце в монастыре возле «мыса апостола Андрея». Кроме того, мыс отмечен на некоторых картах Кипра начиная с 1465 года как мыс апостола Андрея. На старых картах также отмечается и здание церкви под названием «Святой Андрей». Многие путешественники также упоминали о монастыре.

От первоначального храма почти ничего не осталось. На его месте в 1430 году во время латинского господства был постороен новый храм, существующий и поныне. Старый храм находится на 3,5 метра ниже нового алтаря, а ведут в него две каменные лестницы. По форме храм напоминает четырехугольник, а его дверь, что находится на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

В 1855 году отец Иоанн Николай Диаку начал строительство нового храма. Новый храм был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Храм был построен на пожертвования от верующих Кипра. Храм имеет сводчатый потолок, укрепленный шестью поясами. Здесь находится большой иконостас, который был вырезан из дерева и позолочен. Трон и центральный храмовый амвон тоже вырезаны из дерева. Справа от иконостаса находится резной позолоченный амвон с иконой святого Андрея. В монастыре также хранятся несколько старинных икон 19 века и другие святыни того периода.

Существует легенда, что монастырь стал местом паломничества после вещего сна Марии Георгиу в 1895 году. Согласно легенде, по истечении семнадцати лет после исчезновения ее сына, она увидела вещий сон, где апостол Андрей указал ей путь к монастырю на полуострове Карпаз. Там она должна была встретить своего сына. По дороге на Кипр она рассказала своим попутчикам о вещем сне, что привлекло внимание одного молодого человека. Он спросил ее, как она узнает своего сына. Она рассказала, что у него должно быть родимое пятно на плече. Молодой человек скинул с себя шерстяной плащ и бросился к ногам своей матери. В течение нескольких месяцев после этого случая монастырь стал местом паломничества верующих со всего мира.

Монастырь Андрея Первозванного отмечает свой праздник каждый год 30 ноября, но ввиду того, что погода в это время уже прохладная, главным престольным праздником стало 15 августа. В этот день в 1867 году был освящен новый монастырский храм. Через сто лет после освящения храма 7 октября 1967 года на остров Кипр из Патр были привезены мощи святого Андрея Первозванного; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Мощи, которые сопровождал митрополит Патрский Константин, принял в порту Фамагусты бывший в то время президент Республики Кипр архиепископ Макарий. Кортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря Андрея Первозванного, проезжал через многие города полуострова Карпас, и в каждой люди выходили встречать честные мощи. До 1974 года в храм приходило много верующих, особенно для того, чтобы крестить детей. Среди сотен прихожан было много турецких киприотов, которые тоже почитали апостола.

После раздела Кипра на Северный и Южный в 1974 году в монастыре стало значительно меньше паломников. Благодаря многочисленным обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея в ООН, первое массовое посещение храма 600 греческими киприотами стало возможным только 15 августа 1997 года. После открытия границы между Северным и Южным Кипром в 2004 году, тысячи верующих с Южного Кипра приехали в монастырь, чтобы почтить память святого. Сейчас в попечительский совет монастыря входят восемь человек; каждые 3 года в члены совета избираются жители полуострова Карпаз, кандидатуры избранных должны быть одобрены архиепископом Кипра.

Монастырь расположен в 20 минутах езды от поселка Дипкарпаз. По дороге к монастырю Вы увидите уникальных диких животных, редких птиц, километры песчаных пляжей, сельскую жизнь Северного Кипра. Сейчас в монастыре апостола Андрея официально проводится религиозная служба и живут монахи. Еще считается, что если поставить в монастыре свечу и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Монастырь является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Третье странствие Святого Апостола Андрея Первозванного вокруг Понта началось из Эдеса, откуда он вместе с Матфеем и Симоном Кананитом отправился в землю Иверскую беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя, они прошли часть области Триалетской до реки, называемой Чорохи.
Апостол Андрей проповедовал «скифам, согдианам и горсиянам, дошёл даже до великого города Севаста и реки Фасиса (ныне река Риони), где живут ивиры, сусы, фусты и алане…»

Апостолы посетили и гористую Сванетию, княжна Сванетии приняла их проповедь, Матфей остался здесь во главе церкви, а великий Андрей с Симоном Кананитом поднялись в горы, где жили осетины, и достигли города Фостофора, и многих обратили в христианство.
Более точные и подробные сведения об апостоле Андрее принадлежат Никите Пафлагону в «Похвальном слове апостолу Андрею», IX век. «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера к югу Понта Евксинского».
Под таврами и скифами здесь упоминаются обитатели Крыма и жители , территория которой простирается от города до (река Днепр) и Дуная . Путь святого апостола Андрея шел по берегам Черного и Каспийского морей.

Епифаний Кипрский собрал об Андрее Первозванном много свидетельств, и составил жизнеописание и пути святого благовестника. Апостол Андрей просветил многих иверийцев в Иверии (Грузию), в Сванетии, в которой правила Понтийская царица, вдова убитого понтийского царя. Сванетия приняла Святое Благовестие, здесь был оставлен апостол Матфий, спутник апостола Андрея для утверждения Церкви Христианской.
Из Сванетии святой Андрей Первозванный отправился в Осетию, и в городе Фостофоре многих обратил в христианскую веру.
Епифаний Кипрский (греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου; ум. май 403 г.) сообщает о том, что «Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом , где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы» .

Из горной Осетии его путь лежал в Абхазию, в город Севаст, где еще больше людей приняли его проповедь. Из трудов Святых отцов, изданные Минем узнаём, что «Апостол Андрей, обошел, благовествуя, все поморье Вифинии и Понта, Фракии и Скифии, потом прибыл в Севастополь Великий, где укрепление Апсар и река Фазис». Жители Севаста приняли слово Божие, во главе церкви остался святой апостол Симон.

По мнению исследователей, эти географические названия, относятся к территории современной Абхазии, где город Сухум — это древняя греческая колония Диоскурия, в римскую эпоху была известна под названием Севастополиса и Севастополь Великий, отсюда шёл торговый путь в Индию и азиатские страны. Река Фазис – это древнее название реки Риони.

Святой апостол Андрей отправился вдоль моря в землю жестокосердных джигетов, погруженных во мрак нечестия. Джигеты не приняли проповеди апостола Андрея и искали случая убить его, но Господь сохранил его. Блаженный Андрей, видя их непреклонность и жестокосердие, удалился от них, поэтому джигеты и по сие время остаются в неверии.
От них Святой Андрей удалился в Верхний Сундаг, жители которого с радостью последовали учению Христа, затем он направился со своей проповедью и чудесами, творимыми Именем Божиим, в Босфор, где немало горожан привлек ко Иисусу Христу.


Монах Епифаний повествует, что из Босфора апостол Андрей Первозванный двинулся вдоль южного берега Тавриды (Крыма) и достиг Феодосии, в которой лишь некоторые последовали его учению. Благовествуя, Андрей Первозванный прибыл в Херсонес , где зажег сердца многих верою во Иисуса Христа.


Спустя несколько времени апостол Андрей посетил город Воспор, на берегу Понта Эвксинского, лежавший близ земли тавро-гуннов. В Воспоре святой Андрей успешною проповедью своею и чудесами многих обратил в христианство и утвердил в вере. Оттуда, следуя вдоль южного побережья Тавриды, он посетил многолюдный город Феодосию, которым управлял князем Савромат. Малое число жителей Феодосии уверовало в Спасителя.

Оставив их, апостол Андрей удалился на западную оконечность полуострова, в город грубых и неверных готов Херсонес , но они более склонные были к христианству. Долгое время пробыл в Херсонесе Святой апостол Андрей и многих обратил к истине. До наших времен указывают на мысу Херсонеса то место, где вышел на берег апостол Андрей, неподалеку от того места принял мученическую смерть в 97 года святой Климент, епископ Римский.

Мысль о просвещении готов и скифов по обетованию Спасителя не оставляла апостола Андрея, и из Херсонеса предпринял он странствие, вверх реки Борисфен (река Днепр), до гор Киевских, об том упоминает наш летописец Нестор.

Посетил Андрей и богатую греческую колонию Ольвию, лежавшую на широком лимане реки. Летописец Нестор передает нам, что Андрей Первозванный, многие дни подымаясь по Днепру, достиг наконец до гор Киевских и, молитвенно проведя ночь там, на рассвете он водрузил по своему обычаю животворящий крест на горе в Киеве.

«Видите ли горы сии? — сказал он в духе пророческом своим ученикам. — На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий имеет здесь создаться, и церкви многие в нем воздвигнет Господь».

Святой Андрей предвидел и благословил грядущее распространение христианства на Руси Киевской. Русь проснулась к благодатной христианской духовной жизни. Место, где был водружен крест Апостола Андрея Первозванного, ознаменовано в Киеве благолепным храмом во имя его.

Возвратившись в Херсонес, святой Андрей ещё раз посетил Воспор и оттуда, переплыв Понт, в третий раз достиг Синопа, где укоренилось христианство , и дал им епископом одного из учеников своих, филолога. Посетив многие города и приморские селения, где были основаны им церкви, достиг, наконец, Византии.

В предместье Аргирополе, или Серебряном граде, Святой Андрей поставил епископом одного из 70 учеников Христовых Стахия, который стал главою иерархии нового Рима, как и апостол Климент был поставлен главою ветхого Рима от Петра.


Недалеко от Византии, в Акрополисе, или Вышгороде , апостол Андрей поставил церковь близ градских ворот, называемых Авгеноном, а самая церковь носит имя Армасона.
Апостол Андрей проповедовал скифам, жившим на территории от Балкан до устья Дуная и далее .

Далее пошел Андрей Первозванный во город Ираклию и, оставался там долгое время, сея семя божественного ведения. Епископ города Ираклия, как старейший из духовной собратий, имеет право вручать жезл пастырский самому патриарху Константинополя.

Посещая города Македонии, апостол Андрей проповедовал, утешал и исцелял болящих, крестил, и созидал церкви, и рукополагал пресвитеров.
В Фессалонике долго он оставался, поучая народ и утверждая верующих, обращенных в христианство еще проповедью святого апостола Павла. Из Солуни отправился в Пелопоннес и посетил ахайский город, древние Патры

На Кипре освятят первый православный храм, воздвигнутый в традициях русского зодчества, сообщает РИА Новости. Праздничное событие и открытие храма в честь Апостола Андрея и всех Святых на земле Русской просиявших произойдет 27 марта.

Храм построен для общины русскоязычных православных христиан Тамасосской митрополии Кипрской церкви, пояснил глава секретариата по межправославным отношениям ОВСЦ Московского Патриархата Игорь Якимчук.

По его словам, открытие нового уникального для Кипра храма послужит на благо дружбе русской и кипрской церквей. Русскоязычные приходы на острове уже имеются, но богослужения проходят в храмах, выполненных в греческом стиле, добавил он.

Планируется, что в церемонии открытия примут участие члены правительства Республики Кипр и митрополит Волоколамский Иларион, ожидается выступление хоров Сретенского монастыря и Санкт-Петербургской духовной академии, уточнил Якимчук.

То, что храм посвящен апостолу Андрею и всем святым, просиявшим на русской земле - не случайно. В предании об Андрее Первозванном говорится, что апостол путешествовал из Крыма в Ладогу на своем пути в Рим. По легенде, на месте где в будущем был построен город Киев, апостол предсказал своим ученикам появление славного града и поставил крест.

Летописцы также описывали визит святого Андрея в Новгород, где он просветил языческих жрецов, научил их верить во Христа и разрушил капища с идолами. С проповеди апостола началась на Руси история святости, и все последующие русские святые основывали свою веру на этом прозвучавшем в I веке слове Евангелия.

Праздник всех просиявших в земле Российской святых отмечается во второе воскресенье после Пятидесятницы. В праздничном тропаре российские святые называются «красным плодом спасительного сеяния», по аналогии с притчей о сеятеле, рассказанной Христом, и к Богу возносится просьба по их молитвам сохранить церковь и страну.

Кипрская православная церковь

Согласно церковному преданию Кипрская православная церковь была основана в 47 году апостолом из числа 70-и Варнавой, который до этого долгое время путешествовал вместе с апостолом Павлом и помогал ему нести народам слово Евангелия.

Изначально церковь на Кипре была епархией Антиохийской церкви, и лишь после 431 года стала независимой Поместной церковью с предстоятелем в сане архиепископа. За время своего существования кипрская церковь пережила много испытаний: с VII по X век была под арабским игом, а в конце XII века остров попал под управление крестоносцев. В 1571 году Кипр захватила Османская империя, а православная церковь стала единственной признаваемой новой властью христианской организацией.


Фото: George Groutas (CC by 2.0) В 1821 году жители острова подняли восстание против турок, в ответ на это начались гонения: всех митрополитов в Кипре казнили, а архиепископ Киприан был публично повешен. За пять дней было убито почти полсотни священнослужителей и монахов, а почти все храмы и церковные владения были конфискованы.

Лишь в 1960 году Кипр добился независимости, но через 14 лет треть острова снова заняли турецкие оккупанты. Многим христианам пришлось бежать из своих домов, а оставшихся преследовали. На этой части земли до сих пор сохраняется турецкое влияние, а количество христиан крайне незначительно.

На сегодняшний день Кипрская православная церковь управляется Священным Синодом Церкви Кипра и делится на девять епархий.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Об основании известного монастыря апостола Андрея Первозванного, расположенного на одноименной оконечности оккупированной Карпасии, известно очень немного. По преданию, апостол Андрей побывал в этих местах в Ι веке по Р.Х., когда корабль, на котором он плыл, из-за штиля вынужден был три дня простоять на якоре в близлежащем небольшом порту. Там по молитвам апостола из скалы забил родник, «который с тех пор стекает в ров возле Старой церкви, а потом из источника близ моря вытекает уже освященная вода» . Источник обладает чудодейственными свойствами, его водой исцелился слепой сын капитана корабля, который, согласно преданию, на том же самом месте построил храм, посвященный первозванному ученику Христа.

Под 1003 годом у англо-саксонского паломника Сивульфа находим первое свидетельство с упоминанием названия небольшого причала близ монастыря; он называет его «причалом апостола Андрея». Это свидетельство считается очень важным, ибо показывает, что уже в византийские времена имя апостола связывалось с мысом в Карпасии и что уже тогда существовало предание об апостоле Андрее.

Другое важное свидетельство, которое доказывает уже сам факт существования в то время монастыря в данной местности, относится к 1191 году. Оно принадлежит английскому священнику Бенедикту Петерборскому, который говорит, что тогдашний правитель Кипра Исаак Комнин (1185–1191) был захвачен Ричардом Львиное Сердце в хорошо укрепленном монастыре, называемом «Мыс апостола Андрея».

Мыс также упоминается на старинных географических картах Кипра уже с 1465 года как мыс святого Андрея (capo de Sando Andrea). На старых картах отмечается и существование на месте нынешней обители церкви под названием «Святой Андрей» («Sando Andrea»).
Многие путешественники, посетившие Кипр как в период латинского господства (1191–1571), так и в эпоху турецкого (1571–1878), также упоминали об этом. Английский путешественник Ричард Покок, посетивший остров в 1738 году, пишет, что «мы достигли самой восточной точки острова, которая называлась у древних Воос Ура, а сегодня называется мысом Апостола Андрея по причине существования скального монастыря во имя апостола Андрея, в котором проживают два-три монаха» .

Современная история монастыря известна примерно с 1855 года, когда отец Иоанн Николай Диаку из Ризокарпасоса начал строительство нового храма, который и был освящен 15 августа 1867 года при архиепископе Софронии. Отец Иоанн считается ктитором нынешней обители.

От самого первого храма не осталось почти никакого следа. На его месте много лет спустя во время латинского господства в XV веке был воздвигнут храм, существующий и поныне. «Своим архитектурным стилем, живописными крестово-купольными конструкциями Старая церковь, построенная над источником, который явил знаменитый апостол, подтверждает без всяких сомнений, что это строение XV века. Мы легко убеждаемся в безошибочности этого утверждения, и никто не может нас опровергнуть. “Около 1430 года, в эпоху латинского господства, мы, жители данной местности, имели финансовые возможности, если не сказать благосостояние, позволившие нам увеличить и украсить церквушку нашего дорогого рыбаря апостола Андрея. Эту работу мы поручили хорошему мастеру, который был отлично знаком с секретами церковного строительства”» .

Этот старый храм, построенный в готическом стиле, находится на три с половиной метра ниже алтаря нового (нынешнего) храма, а ведут в него две высеченные в камне лестницы. Храм представляет собой в плане четырехугольник, а его дверь, находящаяся на южной стороне, высечена из камня в виде свода.

Новый монастырский храм относится к XIX веку, о чем можно сделать вывод на основании сохранившейся надписи о дне его освящения – 15 августа 1867 года. Храм однонефный, со сводчатым потолком, укрепленным шестью поясами. Большая дверь храма находится на южной стене, а на северной стене – вторая дверь, с надписью о дне освящения.

О новом храме и вообще монастыре святого апостола Андрея Первозванного пишет историк Сакеллариу: «Немного южнее от Клидес, у мыса, лежит монастырь святого Андрея. Еще 30 лет назад здесь был лишь небольшой старый храм апостола Андрея, но с тех пор, благодаря деятельности и честности назначенного тогда священника малой церкви, а ныне монастырского эконома, был построен большой и прекрасный храм с замечательными кельями вокруг, и таким образом здесь составился с течением времени один из прекраснейших монастырей острова» .

Иконостас, который перегораживает по всей ширине и высоте новый храм, вырезан из дерева и позолочен, но неизвестны ни время его создания, ни мастер, его выполнивший. Из дерева вырезаны также и амвон, трон и центральный храмовый амвон. Справа от иконостаса располагается резной позолоченный и украшенный амвон с поклонной иконой апостола Андрея Первозванного. В храме пребывают среди прочего несколько старых икон ΧΙΧ века и несколько святынь того же времени.

Отец Иоанн Николай Диаку (1827–1909) из Ризокарпасоса считается ктитором и первым экономом нынешней обители. Он начал строить новый храм в 1855 году, после того как смог собрать достаточно пожертвований от верующих Кипра и живущих за его пределами, «привезя с собой и драгоценную старую икону святого» . Тогдашний архиепископ Кипра Макарий Ι (1854–1865) взял строительство храма под свое духовное руководство.

Отец Иоанн самоотверженно трудился на пользу знаменитого монастыря. Когда он в возрасте 82 лет скончался 4 июля 1909 года, соотечественники похоронили его рядом со Старой церковью, где позднее был установлен его мраморный бюст.

О характере отца Иоанна и его деятельности историк Франгудис пишет следующее: «Эконом, управляющий монастырем, священник, каких мало. Он один следит за обработкой земель, за получением доходов; он же предпринял сбор пожертвований для строительства обители. Доходы, которые получает обитель, отец Иоанн использует на содержание женско-мужской школы Ризокарпасоса, на прием гостей и различные другие благие дела епархии, которой он является добрым ангелом. Такие священники поистине нужны во всех селениях» .

Известны имена и других потрудившихся на благо обители. Это эконом Христофор Киккотис, который служил между 1910 и 1915 годами, эконом Иосиф (1916–1926), эконом Панкратий (1926–1927), эконом Клеопа из Мофоса (около 1931), эконом Фотий Махереотис из Фламуди (1931–1934), иеромонах Хрисанф Макрияннис (1935–1937), иеромонах Николай Сандамас (1942–1947), эконом Леонтий Яковидис (1948–1962) и эконом Клеопа Курузидис (1962).

Большим благодетелем монастыря был Аристодимос Яннаку Папапетрос (1897–1967), который в 1967 году завещал монастырю апостола Андрея Первозванного все свое имущество стоимостью в 50 тыс. лир для строительства монастырских гостиниц. Тело его погребено на территории монастыря.

Обитель святого Андрея Первозванного отмечает свой престольный праздник 30 ноября, но поскольку погода в это время уже, как правило, зимняя, из-за чего паломники испытывают значительные неудобства, и так как в старину паломничество в монастырь занимало много дней, главным престольным праздником монастыря стало 15 августа – день освящения нового монастырского храма в 1867 году.

«В монастыре апостола Андрея дважды в году бывает престольный праздник с участием множества народа. Большее число паломников прибывает на праздник 15 августа – день освящения монастыря, когда стоит прекрасная погода. Другой престольный праздник совершается 30 ноября в день памяти святого, но из-за дождливой погоды прибывает немного паломников» .

Как пишет Яннис Ставринос Икономидис в своей «Истории апостола Андрея в Ризокарпасосе», «удивительное зрелище представляло множество телег, влекомых быками, мулами, лошадьми, покрытых разноцветными навесами, всадников, пеших, двигающихся по пыльным дорогом Карпасии в течение трех суток, необходимых для того, чтобы добраться до обители к 15 августа, со своими приношениями: огромными свечами, животными, одних из которых дарили, а других закалывали прямо там и ели. Обитель же предоставляла кров и вино в изобилии. На престольный праздник многие прибывали морем, а колокол святого встречал прибывающих постоянным радостным звоном» .

По случаю празднования столетия церкви апостола Андрея 7 октября 1967 года на Кипр из Патр была принесена честная глава апостола; святыня была выставлена на поклонение в течение недели. Главу, которую сопровождали митрополиты Патрский Константин, Никейский Георгий и Идрский Иерофей, принял в порту Фамагусты бывший в то время президентом Республики Кипр архиепископ Макарий; мощи апостола были встречены под пение псалмов в исполнении хора Всегреческого общества псаломщиков и звуки музыки, которую играл филармонический оркестр Фамагустского муниципалитета; все испытывали чувство необыкновенного религиозного умиления.

Архиепископ Макарий в своем слове тогда сказал в том числе следующее: «В этой местности, расположенной близ древнего Саламина, где родился и принял мученическую смерть апостол Варнава, в эти минуты совершается великое событие исторического значения. Основатель Кипрской Церкви встречает основателя Церкви Византии. Апостол, принявший мученическую смерть в Саламине через побитие камнями, встречает претерпевшего в Патрах крестную смерть собрата апостола. Первый из апостолов от семидесяти Варнава принимает на своей родине первого от двенадцати – апостола Андрея».

Автокортеж, сопровождавший святыню до самого монастыря апостола Андрея, проезжал через многие поселки и деревни Карпасии, и в каждой народ выходил встречать честные мощи. Когда же глава апостола Андрея была доставлена в монастырь 8 октября 1967 года, то в присутствии многих тысяч верующих, которые пришли туда со всего Кипра, была совершена архиерейская Божественная литургия, возглавлявшаяся архиепископом Макарием в сослужении членов Священного Синода Кипрской Церкви, митрополитов Патрского, Никейского и Идрского.

Когда на Кипре получил широкое распространение автотранспорт, паломники стали приезжать в монастырь на автобусах, но все равно дорога оставалась долгой – в течение двух-трех дней. До 1974 года в обитель приходило множество верующих, и немалое число их для того, чтобы крестить детей. Среди тысяч посетителей монастыря было много турок-киприотов, которые тоже почитали святого и приходили к нему со всех уголков Кипра, принося дары по обету.

После турецкого вторжения в 1974 году впервые осажденным Карпасии было позволено прийти в монастырь на литургию по случаю праздника святого 30 ноября 1978 года. Игумен Киккского монастыря вместе с тогдашним экономом обители святого Андрея Клеопой Курузидисом впервые после вторжения посетили монастырь 30 ноября 1994 года, а год спустя они возглавили паломническую группу из 40 бывших жителей Карпасии, приехавших в монастырь святого апостола Андрея на автобусе со свободных территорий. А первое массовое посещение монастыря 600 греками-киприотами состоялось 15 августа 1997 года; это стало возможным благодаря настойчивым обращениям попечительского совета монастыря апостола Андрея Первозванного в ООН и к правительствам США и Великобритании.

После того как в апреле 2003 года турецкий оккупационный режим частично снял ограничения на передвижения по направлению к и от оккупированных территорий, тысячи верующих собрались на территории оккупированной обители, чтобы почтить память святого и выразить свои упования на его заступничество. Так, известно, что 1 мая 2003 года из 25 800 греков-киприотов, переправившихся на оккупированные территории, 24 000 направлялись в монастырь святого Андрея Первозванного. А через три дня после частичного снятия ограничений на передвижения, 26 апреля 2003 года – это была Великая суббота, в монастыре служили праздничную пасхальную литургию, которую транслировали международные телеканалы.

Во время престольного праздника 30 ноября 2004 года попечительский совет обители вместе со всеми организациями оккупированной Карпасии впервые с 1974 году провел всекарпасийское и всекипрское паломничество к монастырю апостола Андрея, которое возглавил епископ (ныне митрополит) Киккский Никифор.

В попечительский совет монастыря входят шесть человек; каждые три года в члены совета избирают жители Ризокарпасоса, кандидатуры избранных одобряются архиепископом Кипра. Нынешний совет, однако, насчитывает восемь человек, потому что двое из них, включая председателя, пребывают в изоляции на оккупированной территории.


В северо-восточной части острова Кипр есть узкий и длинный полуостров Карпасия. Правда, эта территория примерно с середины XV известна больше как мыс Святого Андрея. Это один из самых отдаленных уголков острова. Именно на этом полуострове в давние времена был основан монастырь Апостола Андрея Первозванного (в переводе с греческого языка «Андрей» означает «мужественный»). Первозванным его нарекли за то, что он первым последовал за Спасителем. Это был самый преданный и верный ученик Иисуса Христа. Он пребывал со Спасителем в течение всей его земной жизни.

Об основании этого монастыря известно очень немного. Предание гласит: в 34 году новой эры Андрей Первозванный плыл на корабле в Эфес. Когда корабль приблизился к берегам Кипра, начался штиль. Кораблю пришлось три дня стоять на якоре в небольшом порту. Запасы питьевой воды закончились. Андрей посоветовал капитану отправить матросов на берег, и заверил его, что они обязательно найдут там воду. Сначала поиски не принесли результата. Но убежденность святого подействовала на команду.

Поиски были продолжены. Андрей Первозванный сошел на берег вместе с моряками. Неподалеку оказалась груда камней. Святой остановился рядом с грудой, помолился и легко отодвинул один из валунов. Из-под земли тут же забил источник чистой воды. Но на этом чудеса не закончились. Апостол смочил водой из источника глаза слепого сына капитана. Ребенок прозрел. Пассажиры были потрясены. Они начали расспрашивать Андрея. Апостол стал рассказывать им об Иисусе Христе и его учении. К концу пути все пассажиры обратились в христианскую веру.

Прошло много лет, и в один прекрасный день жители деревни Ризокарпасо узнали: к ним приехали люди, которые собираются возвести над святым источником храм, посвященный Андрею Первозванному. Ни старый капитан, ни его чудесным образом исцеленный сын не забыли о том чуде, которое когда-то совершил здесь великий Апостол.


Первое свидетельство, в котором англо-саксонский паломник Сивульф упоминает название небольшого причала неподалеку от монастыря, относится к 1003 году. Он называет его «причал Апостола Петра». Специалисты считают это свидетельство самым важным, поскольку оно говорит о том, что имя Андрея Первозванного связывалось с мысом в Карпасии уже в византийские времена, и предание об Апостоле Андрее уже существовало.

Есть еще одно важное свидетельство, доказывающее, что в то время в этой местности уже был монастырь. Английский священник Бенедикт Петерборский рассказывал в 1191 году о том, как Ричард Львиное Сердце захватил в плен Исаака Комнина (в те времена – правитель Кипра, правил островом с 1185 по 1191 год). По словам священника, правитель перед пленением долго скрывался в хорошо укрепленном монастыре, называвшемся «Мыс Апостола Андрея».

Сейчас от храма, который был построен первоначально, не осталось практически ничего. В 1430 году, во времена латинского господства, здесь был построен новый готический храм. Средства на его возведение выделил франкский дворянин. К сожалению, имя его не сохранилось. Этот храм сохранился до наших дней.

С появлением игумена Иоанна Эконома (отец Иоанн Николай Диаку) паломническое и монашеское движение, связанное с именем Андрея Первозванного, обрело новую жизнь. После того как Иоанн овдовел и потерял ребенка, он решил полностью посвятить себя служению Господу Богу. В 1855 году отец Иоанн начал строить новый храм, а в 1866 году – обустраивать обитель. Строительство велось на пожертвования от верующих киприотов. Торжественное освящение храма состоялось 15.08.1867, при архиепископе Софронии.

Потолок в храме сводчатый. Его укрепляют шесть поясов. Центральный храмовый амвон и трон тоже деревянные. Справа от иконостаса расположен позолоченный резной амвон, в котором установлена икона святого Андрея Первозванного. Кроме того, в монастыре есть несколько икон XIX века и некоторые другие святыни того же времени.

Новый величественный храм был возведен на 3.5 м выше древней готической постройки XV века. Однонефную церковь освятили именем Святого Андрея Первозванного. Это был просторный, очень вместительный храм. Несколько позднее вокруг церкви была построена открытая арочная галерея. Ее использовали в качестве опоры для второго этажа, где были размещены кельи для монахов. Ряды новых келий образовали широкую площадь. Вокруг этой площади посадили инжирные деревья (в Библии - смоковница). В те времена эти деревья были особо почитаемы за тень, которую они даровали людям, и за сладкие плоды. Святая обитель была возведена на крутом берегу. ПО виду ене можно было принять за сторожевой пост. Архитектурную композицию завершала колокольня прямоугольной формы, выдвинутая к морю как маяк.

Если вы побываете в этом храме, обратите особое внимание на его внутреннее убранство. Деревянный позолоченный иконостас украшают древние символы христианства. Здесь можно увидеть и птиц, которые клюют виноград (в христианстве – олицетворение верующих), и плоды граната, символизирующие искупительную жертву Спасителя, и ветви пальмы – символ торжественного въезда Иисуса Христа в Иерусалим, и множество растений, животных и птиц, среди которых летают ангелы.

На трехрядном иконостасе можно увидеть иконы кисти художника Франгулидиса. В местном ряде иконостаса размещаются полнофигурные изображения. Особенно интересен образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Над этим образом вырезаны два ангела. Они парят с венцом над голубем, символизирующим Святой Дух. Справа от Царских Врат можно увидеть образ Спасителя. Его венчает рельеф, на котором изображены два льва, поддерживающие корону. В храме есть одна очень редкая икона Святителей Филона и Синесия. Предание гласит: именно Святитель Филон в IV веке обратил местных жителей в христианство.

В храме очень необычные Царские Врата. Это отодвигающиеся перегородки. На них изображен Иисус Христос в архиерейском облачении. Его золотой нимб окружают херувимы, славящие Царя Царей. В руках Иисуса – жезл, увенчанный двуглавым змием. В прежние времена убранство храма завершала позолоченная икона Апостола Андрея Первозванного. Но, к сожалению, до наших дней она не сохранилась.


Отец Иоанн многое сумел сделать в своей достойной жизни. Прославлению святой обители он посвятил примерно полвека. Сейчас в монастырском саду установлен бюст этого священника.

В прежние времена монастырь Апостола Андрея был одним из самых богатых и известных на острове. В дни празднования памяти святого сюда собирались паломники не только с острова, но и изо всего христианского мира.

В обители хранится множество легенд и преданий. Самая известная легенда гласит: монастырь стал местом паломничества всего христианского мира после того, как гречанка Мария Георгиу увидела вещий сон. Турки похитили у нее маленького сына и тайно вывезли его в Константинополь. Несчастная женщина много лет искала своего сына. Она верила, что Апостол Андрей поможет ей, и горячо молилась. И вот через 17 лет после исчезновения сына ей приснился вещий сон. К ней явился Апостол Андрей и повелел отправиться на Кипр, на полуостров Карпасия. Во время плавания она рассказала своим попутчикам о вещем сне. Этот рассказ заинтересовал молодого дервиша. Когда на горизонте уже показались монастырские строения, он подошел к Марии и спросил: как она узнает своего сына? Мария сказала, что на плече ее сына должна быть родинка. Юноша понял: перед ним – его мать, которую он искал долгие годы. Он скинул с себя плащ и бросился к ногам своей матери. Благодарность женщины Апостолу Андрею, подарившему ей встречу с сыном, была безгранична. Пересказать все легенды и предания, которые хранит монастырь, просто невозможно. Но люди помнят их и верят в них. А великий Апостол Андрей Первозванный продолжает творить чудеса.

После того как в 1974 году Кипр был разделен на Северный и Южный, количество паломников в монастыре существенно уменьшилось. Попечительский совет монастыря неоднократно обращался в ООН. Но первое массовое посещение монастыря стало возможно только 17.08.1997. Тогда здесь побывали 600 жителей греческой части Кипра. После того как в 2004 году была открыта граница между Южным и Северным Кипром, из Южного Кипра в монастырь приехали тысячи верующих, чтобы почтить память Апостола Андрея. Сейчас сюда едут люди со всего мира. Они верят, что Апостол Андрей поможет им решить их сложные проблемы, исцелит от болезней. Те, кто не может сам отправиться в путешествие, пишут записки с просьбами, вкладывают их в бутылку и бросают в море. Ведь, как известно, Андрей Первозванный особо благоволит странникам и путешественникам. Люди верят, что святой поможет их просьбам попасть в руки священников святой обители. Люди приходят в величественный храм, чтобы поклониться святому, испить целительную воду. Ведь в старинной часовне и в наши дни журчит животворный источник, чудотворная вода которого связана с историей основания этой святой обители.

Апостол Андрей Первозванный закончил свою земную жизнь в Патрах Ахайских. В то время начались гонения на христиан. Правитель области Егеат, которого раздражала чудодейственная сила святого обращать людей в христианскую веру, заключил Апостола в темницу и приговорил к казни. Андрея Первозванного распяли на косом кресте. Святой проповедник мучился два дня, и наконец, мирно отошел к Господу. Мощи святого с 357 года хранились в Константинополе. После того, как город заняли крестоносцы, они были переправлены в Италию. В 1458 году, во времена Папы Римского Пия II, честную голову Андрея Первозванного перенесли в римский собор Святого Петра.

Каждый год 30 ноября монастырь отмечает свой праздник. Но погода в это время уже довольно прохладная. Поэтому главный престольный праздник отмечается 15 августа. В 1867 году именно в этот день храм был освящен. А через 100 лет, 7 октября 1967 года, из Патр на остров Кипр привезли мощи Апостола. В течение недели все верующие могли поклониться святыне. Сопровождал мощи Константин, митрополит Патрский. В порту Фамагусты их принял архиепископ Макарий (в то время он был президентом Республики Кипр). До самого монастыря святыню сопровождал кортеж. Когда он проезжал через город, люди выходили из домов и кланялись честным мощам. Многие верующие стремились крестить детей именно в этом храме.

Сейчас в монастырь приезжает множество верующих со всего мира. От поселка Дипкарпаз до него можно доехать всего за 20 минут. По дороге можно любоваться на километры песчаных пляжей, посмотреть на редких птиц и диких животных, увидеть, как живут селяне на Северном Кипре. В обители живут монахи, официально проводятся церковные службы. Монастырь признан объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В России память Апостола Андрея Первозванного почитают с давних времен. Это почитание началось во времена царствования Петра I. Первый русский орден государь учредил в 1698 году и дал ему имя Апостола Андрея, «святым крещением первоначально пределы наши просветившего». Орден выполнен в виде креста. На нем начертаны латинские буквы SAPR - «Святой Андрей - покровитель России». На обратной стороне ордена начертан девиз «За веру и верность». Как известно, Петр I был основоположником российского флота. Поэтому на полотнище морского флага он поместил изображение Андреевского креста. Много славных побед совершил русский флот под Андреевским стягом.

И сейчас имя Апостола Андрея Первозванного, преданного последователя и вдохновенного проповедники Иисуса Христа все больше и больше укрепляет связи между Россией и Кипром, между христианами всего мира.

Поделиться: