Регулярный сад — лаконичная торжественность. Контрольная работа элементы регулярного сада Регулярная планировка

В ландшафтной архитектуре существуют два основных, принципиальных планировочных приема: свободный (он же пейзажный) и регулярный (он же формальный). Оба направления прошли сквозь все великие исторические архитектурные стили, начиная от античности и заканчивая модерном и современной архитектурой, которые привнесли свои яркие, неповторимые черты, особенности в каждый из этих стилей.

Принципиальная разница между данными приемами с позиции организации пространства состоит в том, что регулярный стиль основан на принципах геометрии, а свободный – на полном подчинении природной среде.

Особенности регулярной планировки

Регулярная планировка, по большому счету, – это наше агрессивное вторжение в естественную природную среду.

Все планировочные элементы регулярного сада должны быть красивы, красивы «до звона», гармоничны, изысканны и, насколько возможно, приближены к совершенным. Таковы главные критерии регулярного планировочного приема.

Регулярный сад отразил извечную идею об упорядочении Мира, отразил мечту о совершенном Мире и в каждую историческую эпоху являет собой пример, как люди представляли себе идеально выстроенный мир, «Парадиз».

Развитие великих исторических архитектурных стилей в Европе по периодизации различается на столетия в разных странах.

В античном саду регулярный прием встречается реже, в основном в плодовых садах, огородах, во внутренних дворах домов. Ярко иллюстрирует его вилла Адриана. Особенность регулярного приема в античном саду – абсолютная простота и ясность построения пространства. Бесконечная гармония сочетания прямых и циркульных линий, прямых углов, чистота композиции, полное отсутствие вычурности.

Религиозное мировоззрение определяло дух всей эпохи романского и готического стилей. Здесь регулярный планировочный прием находим в садах при монастырях, виноградниках, аптечных садах, садах внутри замков, декоративных огородах. Регулярный планировочный прием садов Возрождения – напоминание об античном саде римского периода. Новая эпоха провозгласила новые ценности человека с его новым взглядом на мир, его устройство, красоту земли и прославление природы. Яркими примерами таких садов являются итальянские сады на активном рельефе, симметрично спланированные и изысканно рукотворные: вилла Боргезе, вилла д’Эсте, сады Боболи. Они характерны театральными эффектами в построении пространства, украшенного сложными архитектурными декорациями.

Регулярный сад эпохи Барокко изобилует пышностью композиции, изысканностью линий, нарядностью форм, затейливостью сюжета в построении ландшафтного сценария. Это продолжение дворца под открытым небом: с залами, театрами, амфитеатрами, балюстрадами, открытыми широкими яркими партерами, роскошными водоемами и фонтанами.

Наибольшего блеска, остроты, яркости регулярный планировочный прием достиг в великих детищах гениального Анре Ленотра. Среди них, возможно, самым ярким предстает Версаль. Вид огромных открытых пространств измененной природы в масштабах, немыслимых для того времени, уже в подсознании вызывал порабощение. Это было яркой демонстрацией того, что может сделать Король-Солнце с природой, с людьми, воплощение идеи абсолютной власти над миром, над судьбами и самой природой.

Сады Рококо – в высшей степени декоративность, пышность, изысканность, витиеватость, вычурность и полная театральная иллюзорность архитектурной среды, созданной человеком как воплощение стиля, визуально изменяющим, разрывающим, опрокидывающим пространство.

Классицизм, пришедший на смену Барокко и Рококо, был обусловлен новым образом мышления, новой эстетикой зарождавшегося нового буржуазного общества. У его истоков лежали натурфилософские идеи, идеализация античности, влияние восточных культур. В ландшафтной архитектуре он тесно соприкасается с Романтизмом в его стремлении к идеализации живой природы. Новая эстетика воплотилась в свободной композиции новых садов и парков, где регулярные планировочные элементы стали только фрагментом.

Регулярный сад эпох Классицизма и Романтизма занимает очень скромное по площади, но часто центральное место: перед дворцом, как фойе, как гостиная комната на улице. Он уже не поражает монументальными масштабами регулярного сада прошедших эпох. Это уже небольшая территория как дань традиции и увертюра в восприятии грандиозных композиционных событий ландшафтного сценария свободных планов.

Регулярный сад Романтизма характеризует загадочный, изысканный рисунок. Типичным примером романтического регулярного сада можно назвать дворик перед Алупкинским дворцом со стороны моря: с партером, на котором царит изысканный фонтан.

Архитектурный стиль второй половины XIX века, часто именуемый эклектическим, в планировке регулярного сада характеризуется продолжением тенденций регулярного романтического сада с использованием, заимствованием цитат из садов прошлых эпох, чем, собственно, и принципиально отличается архитектура этого периода.

Последний великий исторический архитектурный стиль рубежа XIX–XX веков – Модерн (или Арт Нуово) – мало представлен регулярными садами. Они изысканным декоративным планом раскрываются перед зданиями, оставаясь лишь фрагментом роскошного большого свободно спланированного пространства.

К основным планировочным элементам регулярного сада можно отнести партер, боскет, водоем регулярной формы и, конечно же, геометрически выстроенную аллею как связующую ось в пространстве. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и характеристики.

Регулярный партер – это большое пространство, которое оформляется как цветной ковер, яркий и декоративный. В разные исторические эпохи партер оформлялся по-разному.

В садах Барокко и Рококо он выполнялся из низко стриженых кустарников, например, вечнозеленых самшита, тиса; обрамляющих почвопокровные растения. Но стоит заметить, что те цветы, которые мы сейчас знаем как основные ковровые растения, были введены в культуру только в конце XIX века на основе интродукции южноафриканских цветущих почвопокровных. В прошлые исторические эпохи в культуре еще не было низкорослых ярко цветущих травянистых почвопокровных. Добиться красочного эффекта возможно было только использованием цветных материалов – таких как цветная мраморная крошка, уголь, битый кирпич, осколки цветного стекла и т. п. Поэтому в своем роде анахронизмом можно назвать применение этих материалов в нынешних регулярных садах, в то время как существует масса цветущих ковровых травянистых почвопокровных растений.

Рисунок партерных узоров варьировался от простых геометрических в садах Античности, Готики и Возрождения до буйных, вычурных и изысканных – в эпоху Барокко.

– это оформленное густо посаженными стрижеными растениями пространство, имитирующее в своей идее дворцовые галереи, театры, аркады, колоннады, анфилады залов, комнаты. Все это достигалось формированием – закреплением растений на специальных каркасах и формовочной стрижкой. Стригли любые растения: и хвойные, и лиственные, и деревья, и кустарники. Особенно идеально стриглись для создания огромных пространств залов и театров дуб, граб, бук, липа, ели, туи. Густые заросли формировались в классические боскеты. Популярный планировочный элемент регулярного сада – лабиринт – также являл собой боскет.

Искусство формовых растений – топиарное искусство – достигло своего апогея к XVII веку. В некоторых странах Западной Европы того времени считалось дурным тоном присутствие неформованных растений в садах. Они стриглись в виде архитектурных форм, скульптурных композиций, животных, птиц, геометрических фигур. Так было принято. Мир должен был быть преобразованным как эстетический идеал эпохи.

Топиар. Ботанический сад Мадейры — Фуншал

Аллеи – это геометрически выстроенные дорожки, оформленные посадками, окаймленные деревьями и кустарниками: однорядными, двухрядными, трехрядными. Особое требование к оформлению аллей состояло в том, чтобы растения, их окаймляющие, были идеально подобны – одной породы, одного вида, одного возраста. Породы могли чередоваться, но не через один, а ярусами: на переднем плане одна, на заднем – другая. Растения высаживались рядами, квадратно-гнездовым способом, в шахматном порядке. Поэтому, когда понятие «аллея» употребляется применительно к свободному ландшафту, это неверно. В свободном ландшафте аллеи не существует; там есть дорожки и тропинки, оформленные, как это характерно для естественной природной среды – группами, куртинами, массивами насаждений. Аллеи же могут быть линейные, циркульные, но обязательно подчиненные общему композиционному замыслу, всей планировочной структуре регулярного ландшафта.

Водоем – один из самых дорогих и наиболее эффектных планировочных элементов любого ландшафта, поэтому в регулярном ландшафте к нему нужно подходить с особым вниманием. Здесь он композиционно работает как украшение пространства, как брошь, драгоценность. Его форма в регулярном ландшафте эффектно красива, необыкновенно изысканна, декоративна, иногда – до изощренности в своих очертаниях. Она не должна быть проста, как мычание, что мы видим на регулярных ландшафтах сегодняшних усадеб.

Регулярный ландшафт изобилует цветовыми пятнами цветников и цветочных устройств. Это клумбы, рабатки и бордюры.

– устройство для цветочной композиции, которая, чаще всего, круглая, овальная или смешанная композиционно с прямоугольником или квадратом, с обязательно приподнятой центральной частью. Это усиливается также цветочной композицией, где по контуру применяются более низкие цветы, а к центру – повыше. Здесь же, в центре, акцентом может быть одно возвышающееся цветущее или хвойное растение, скульптура или малая архитектурная форма. Раньше в качестве такого акцента использовались почвопокровные растения на специальных каркасах, которые выполнялись в виде малых архитектурных форм и скульптур.

Рабатка – цветочная полоса, которая также в регулярном ландшафте может быть однородной или с орнаментом, выполненным из низких цветов.

Бордюр – это декоративное окаймление. Он может выполняться из стриженых вечнозеленых кустарников, ярких цветов, подчеркивающих изысканность рисунка плана аллей, площадок партера и амфитеатра.

В регулярном ландшафте активно использовались трельяжи как декоративные ширмы для разделения пространства сада. Их увивали цветущие и декоративные лианы.

Особенности пейзажного планировочного приема

Линии естественных очертаний, объемно-пространственные композиции из растений, рельефа, воды и камней, словно созданные самой природой; отсутствие прямых линий, углов и строгих геометрических фигур в рисунке плана; дорожки, повторяющие характер рельефа, извивающиеся в пространстве, как бы играя с ним; русла рукотворных ручьев и каналов, берега искусственных водоемов, которые воспринимаются как естественные; здания и сооружения, органично вписанные в рукотворную природную среду – все это характерные черты пейзажной планировки сада.

Свободный планировочный прием, его называют еще пейзажным, взошел на престол в Англии и стал царить в ландшафтной организации садов и парков всей Европы одновременно с классицизмом и романтическим стилем. Новое время, новые общественные отношения породили новую эстетику восприятия мира и человека в этом мире. На смену геометрически упорядоченной гармонии пришло восхищение естественной природной средой как образом нового «Парадиза». То было время музыки Бетховена и Шопена, поэзии Пушкина и Байрона, захватывающих сюжетов Дюма и любовных коллизий романов Жорж Санд. Время мифологических античных историй, воплощенных в живописи Николы Пуссена и романтической героики полотен Карла Брюллова. Время свободолюбия и юношеского романтизма, штормовых бурь и светлой мечты о несбыточном.

Внимание современников той эпохи сосредоточивалось также в особенном отношении к античному наследию и сказочным описаниям путешественниками садов далекой и загадочной Японии, в которых отражен весь мир в миниатюре; свободно спланированных величественных садов Китая как вселенских садов. Все это нашло отражение и стало востребованным в романтических ландшафтах: театральные декорации садов Барокко заменились таинственными гротами, заколдованными пещерами, волшебными романтическими руинами, героическими скалами и библейскими каменными хаосами.

Композиция свободно спланированных садов эпохи Романтизма строилась на совершенно иных принципах, нежели свободные планы современных ландшафтов. Объемно-пространственная композиция романтических садов базировалась на образной семантике античной мифологии и библейских сюжетов. Картины античной мифологии разыгрывались в действующих лицах с участием богов и героев, при этом сценой событий являлось само пространство сада или парка, а исполнителями – деревья, кустарники, цветы, скалы, камни, водные потоки и водные зеркала. Природные элементы, одухотворенные этими образами, и составляли композицию в пространстве как ландшафтный сценарий. То были романтические игры взрослых людей с природой – странные для нас своеобразные шарады на популярные сюжеты. Вся суть эпохи отразилась в садах Романтизма.

Принципиальная разница в использовании регулярных и свободно спланированных садов заключалась в том, что первые служили для гуляний большого количества людей, а вторые создавались как парки усадебные: их планировочные элементы не предполагали большого количества посетителей на единицу площади.

В Украине яркими образцами садов со свободной планировкой, садов мирового уровня, можно назвать совершенно гениальный Алупкинский парк, спланированный садовником Кебахом в XIX веке, парк «Софиевка» в Умани, Тростянецкий дендропарк, парк «Сокиринцы», «Александрия» в Белой Церкви.

К основным планировочным элементам свободно спланированного ландшафта можно отнести: лужайки (в отличие от партеров регулярного сада), дорожки (в отличие от аллей), тропинки, водоемы с естественными природными формами, куртины, или, по-простому, заросли и массивы (в отличие от боскетов), древесно-кустарниковые группы и солитеры в композиции насаждений.

Лужайки – это открытые пространства, многопланово обрамленные кулисами насаждений, как сцена, в развитии ландшафтного сюжета. Картины, созданные пространством лужаек, могут образовывать пейзажи ближних, средних и дальних перспектив. Картины дальних перспектив замыкаются видами на ценные архитектурные или ландшафтные объекты, находящиеся далеко за пределами территории сада, но служащие композиционными акцентами его пространства. Этот распространенный, особенно в прошлом, прием построения композиции ландшафта называется «пейзаж взаймы».

Дорожки и тропинки, связывающие основные объекты на территории сада, энергично извиваются в пространстве, плавно прорисовываются, подчиняясь свободным формам рельефа, касаясь горизонталей.

Водоемы в свободно спланированном ландшафте имитируют созданные природой ручьи, потоки, водопады, родники, озера. Их искусственно образованная природная форма, заключенная в берегах, изрезанных бухтами, окаймленных камнями, цветущими и вечнозелеными декоративными растениями, подчеркнуто декоративна, она максимально выявляет художественные достоинства природной среды, делая ее еще прекраснее.

Деревья и кустарники в пейзажном ландшафте располагаются свободно в пространстве в виде групп, куртин и массивов, создавая многоплановые кулисы пейзажных картин, дополненных отдельно стоящими выразительными деревьями или кустарниками – солитерами.

Цветы в пейзажном свободно спланированном ландшафте располагаются подобно природным цветущим лужайкам – декоративными цветовыми пятнами, бордюрами свободной формы, уже не окаймляя и подчеркивая, как в регулярном саду, геометрию пространства, а играя с ним, выстраивая его колористическую гамму и выявляя наиболее эффектные композиционные черты.

Цветник, сад Бутчардов

Свободный планировочный прием основан на максимальном подчинении природной среде и выявлении ее достоинств. Высшим пилотажем архитектора, работающего со свободным планом, является достижение ощущения того, что здесь так было всегда, здесь творила сама природа.

Елена ГНЕЗДИЛОВА, архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
высшего профессионального образования
ставропольский государственный
аграрный университет

Кафедра «Экологии и ландшафтного строительства»

Курсовая работа на тему:
« Элементы регулярного сада»

Выполнил студент
очного отделения 5 курса
специальность: «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Герасименко А.А.

Руководитель к.г.н. ,доцент, Кондратьева А.А.

Ставрополь, 2010 г.
Содержание

    Введение
    Из истории регулярного стиля
    Характеристика стиля
    Элементы регулярного стиля
    Растения для регулярного сада
    Материалы, использованные в оформлении
    Регулярный стиль в наше время
    Список используемой литературы
    Введение
Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Для воплощения свой желаний на участке необходимо определиться со стилем его оформлений. А это уже сложный вопрос, на который поможет ответить литература или опытный ландшафтный дизайнер.

Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время.

Истоки садовых стилей уходят вглубь веков. С IX в. до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то, что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые дворцовые парки. Основные принципы стилей в ландшафтной архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и особенностями национального характера.


Основными направлениями в ландшафтном дизайне считаются регулярный и пейзажный стили, а также их ответвления – сельский сад, хайтек, модерн. В данной работе будет дана характеристика регулярному (классическому) стилю.


2. Из истории регулярного стиля
Классический или регулярный стиль сада еще называют французским. И это, объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV, в эпоху апогея абсолютизма. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Человек создавал четкий, продуманный, выверенный до каждой детали парк, демонстрируя превосходство и власть, покорение окружающего его мира.
Регулярный стиль ландшафтного дизайна связывают, прежде всего, с именем Андре Ленотра – архитектора, ландшафтного дизайнера и придворного садовника Людовика XIV, который стал автором потрясающих по красоте садово-парковых ансамблей . Андре Ленотр работал в парках Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи; в парке Версальского дворца. Позже он был приглашен в Англию, где продолжил работу над проектами садовых ансамблей (он стал, в частности, автором Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне).
Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.
Регулярные сады распространились по многим странам, где они получали дальнейшее развитие и дополнялись новыми элементами.

3. Характеристика стиля
Регулярный стиль (формальный, классический) характеризуется прямыми линиями, геометрически подстриженными формами садовой растительности и цветочным оформлением регулярных форм, строгим распределением архитектурных и садовых элементов. Наиболее широкое распространение этот стиль получил в садах и парках Италии. Ее сады оказали сильное влияние на композиции садов северных стран.

Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный стиль со всевозможными изменениями и дополнениями, как прием садово-паркового устройства сохранился и до настоящего времени. Ценность этого стиля заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения садового пространства создаются наиболее благоприятные условия для подчеркивания торжественности и парадности. Поэтому он уместен в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах.

Основой регулярного стиля почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а декоративным растениям отводится подчиненная роль. Вследствие этого особое внимание уделяют поддержанию постоянства формы растений путем искусственной стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение при регулярном стиле находят деревья и кустарники с четкими, геометрическими формами крон и хорошо поддающиеся стрижке. Как только перестают выполнять мероприятия, сдерживающие присущий растениям естественный рост и развитие, сад изменяет свой облик не в лучшую сторону.

Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где этому приему ухода за растениями придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были даже введены специальные термины: "зеленая скульптура", "растительная архитектура", а сад того времени нередко превращался в место показа произведений так называемого топиарного искусства.
Позднее, когда регулярные сады и парки уступили место пейзажным (ландшафтным), искусство стрижки деревьев перестало пользоваться популярностью. В настоящее время во многих садах Европы стрижка деревьев снова приобретает довольно широкое распространение. Разумная и целесообразная стрижка может стать очень важным приемом садоводства, повышающим красоту сада. В частности, живые изгороди с успехом могут заменять некоторые архитектурные сооружения, благодаря чему сад значительно выигрывает в декоративном отношении.
Регулярный стиль требует ровных площадей. При их отсутствии устраивают террасы полукруглой формы. Посадки часто ограничиваются несколькими ярко цветущими видами кустарников. Общее впечатление усиливает дорожка, которая обычно является главным акцентом в регулярных садах. По центру сада устанавливают скульптурные композиции, бассейн или клумбу. К классическим элементам относятся также решетки- шпалеры на стенах строений, по которым пускают вьющиеся растения.

4. Элементы регулярного стиля
1)Размер участка
Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.
2)Рельеф
Также стоит отметить, что регулярный сад – это плоская территория с отсутствием перепадов рельефа. Поэтому нередко приходится проводить большое количество земляных работ, устанавливать подпорные стенки , экраны и другие специальные конструкции.
3)Планировка
Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.
4)Партер
Главным элементом в регулярном парке является партер – открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.
5)Партерный газон
К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон – это фон для солитеров и для партерных цветников.
6)Партерный цветник
Партерный (орнаментальный) цветник – это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.
7)Водоем
Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.
8)Живые изгороди
Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров – еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.
9)Топиары
Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

5. Растения для регулярного сада

При оформлении регулярного сада широко используются вечнозеленые растения, способные сохранять свою декоративность и в зимнее время. Чаще всего эти растения легко поддаются стрижке, что соответствует особенностям классических садов. Это позволяет придавать кронам различные геометрические формы, создавать зеленые коридоры, боскеты, бордюры. Для создания топиарных форм походят такие растения как:

      Хвойные:

      - барбарис (обыкновенный, тунберга)

      - вяз

      - ель (колючая, обыкновенная)

      - кизильник (блестящий)

      - можжевельник (обыкновенный)

      - туя (западная)

      - самшит (вечнозеленый) и др.

      Лиственные:

      - клен (полевой, татарский)

      - липа (крупнолистная, маньчжурская)

      - чубушник

      - лох (серебристый)

      - сирень (венгерская)

      - спирея и др.

Это лишь немногий перечень деревьев и кустарников, который позволяет подчеркивать строгие симметричные линии, создавать округлые формы. Особенностями этих растений является медленный рост, способность держать линию, плотная поверхность растения. Многие из растений способны цвести в стрижке (айва, барбарис, вишня войлочная и др.) Сочетание различных видов растений позволяет создать эффектные контрастные сочетания т.к. различные виды и сорта растений имеют разнообразную окраску листвы: барбарис и кизильник – бордовые; груша лохолистная и облепиха крушиновидная – листва серебристая, золотистые формы чубушника, разные оттенки зеленого цвета у большинства видов. Также многие из растений имеют эффектную окраску в осенний период: барбарис, калина гордовина, клены гиннала, татарский, спирея и др.

В цветочном оформлении классических садов чаще всего используют однолетники, что позволяет в течение вегетационного периода несколько раз изменять палитру и микроструктуру партера по мере отцветания растений и их замены. Ранней весной ассортимент клумб и цветников в основном представляют луковичные растения: геоцинты, тюльпаны, нарциссы и др. Затем их сменяют другие лиственно-декоративные: колеусы, декоративная капуста, хосты, цинерария приморская и др.; цветочно-декоративные: петуньи, тагетисы, герань, лобелия, агератум, астры и многие другие.

Не малое значение занимают и вьющиеся растения. Арки, перголы, беседки часто уплетены такими видами как актинидия, ипомея, роза плетистая. Часто можно встретить античную скульптуру нежно уплетенную плющом, виноградом девичьим (партеноциссус), хмелем.

Главным элементом регулярного сада является конечно газон. Он служит фоном для восприятия древесно-кустарниковых композиций. Искусно разработанные газонные партеры на фоне инертных материалов являются самостоятельной и весьма декоративной частью классического сада (Большой Итальянский фонтан в Петергофе окружен таким партером). Большинство газонных трав являются представителями семейства злаки. Чистые сорта высаживаются редко, обычно газон – это различные комбинации всего четырех видов и их сортов: мятлик луговой, овсяница красная, полевица гигантская, райграс многолетний.
и т.д.................

Сад в регулярном стиле – это полное подчинение законам геометрии. Свое начало этот стиль ведет от древних римлян, которые противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Эстетика пластических и цветочных композиций сочеталась с благоуханием цветов, шумом воды фонтанов и каскадов. Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. Исторически – регулярный сад был местом шествий, прогулок или сидячего отдыха. Скорее он предназначен для зрительного праздника, чем для активного времяпрепровождения.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

Поделиться: