Распашка водоохранной зоне. Водный кодекс. Рыбалка в водоохранных зонах

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водо-хранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологиче-ских ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнитель-ные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохра-нилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защит-ной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохра-нилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водо-хранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких кана-лов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более граду-са.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места не-реста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, ток-сичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещают-ся:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе по-средством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть восемнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Еще по теме Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защит-ные полосы:

  1. Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА - прибрежная территория установленной ширины от уреза воды водного объекта, являющаяся частью водоохранной зоны.[ ...]

В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение рекреаций, объектов водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.[ ...]

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садо-во-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.[ ...]

В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществление рубок главного пользования запрещается. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.[ ...]

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, которые непосредственно примыкают к водным объектам. В их пределах дополнительно к ограничениям, действующим в водоохранных зонах, запрещается распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, установка сезонных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, прокладка проездов и дорог, движение автомобилей, тракторов и механизмов.[ ...]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ ...]

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где запрещается раскопка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон, их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны водных объектов предусмотрено установление и иных зон: санитарной охраны, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах. К последним относятся такие, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.[ ...]

Территориальные нормативы включают санитарно-защитные зоны промышленных объектов (отдельных предприятий или групп, промышленных узлов), водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы), пояса санитарной охраны поверхностных и подземных водозаборов, округа санитарной охраны.[ ...]

Именно в результате установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах обеспечивается охрана и восстановление поверхностных водных объектов, улучшение их гидрологического режима.[ ...]

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Одновременно собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы можно рассматривать скорее как ограничения прав на землю, устанавливаемые в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.[ ...]

Дополнительно для охраны водных объектов устанавливаются прибрежные защитные полосы, являющиеся частью водоохранных зон, территория которых непосредственно примыкает к водным объектам. Они должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены. Минимальная ширина полос устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий, примыкающих к водному объекту. Для водных объектов высшей рыбохозяйственной категории прибрежные защитные полосы должны быть не менее 100 м.[ ...]

Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются правительством РФ.[ ...]

Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных водных объектов: для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максимального уровня прилива; для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи). Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км - 50 м, от 10 до 50 км - 100 м, от 50 до 100 км - 200 м, от 100 до 200 км - 300 м, от 200 до 500 км - 400 м, от 500 км и более - 500 м.[ ...]

Особый правовой режим установлен для определенных видов 3. в. ф., к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.[ ...]

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. “Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах” // СЗ РФ, 1996, № 49, ст. 5567.[ ...]

Выделение таких 3. з. предусматривает зак-во об использовании и охране природных ресурсов, законодательство экологическое. К защитным экологическим зонам относятся водоохранные зоны водных объектов с выделяемыми в пределах их прибрежными защитными полосами, охранные зоны (округа), создаваемые для защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от антропогенных воздействий, защитные участки для обеспечения жизненных циклов животных.[ ...]

Нормативы и режим водоохранных зон определяются Водным кодексом РФ (ст. 111) и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.[ ...]

Задача органов исполнительной власти - доводить до сведения заинтересованных организаций и граждан постановления (решения) о границах водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, водохранилищ и их водоохранном режиме. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.[ ...]

Иногда в юридической литературе водоохранные зоны рассматриваются как ООГТР. Однако такая позиция с формальной точки зрения представляется не совсем верной. Ни Водный кодекс, ни Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах не определяют водоохранные зоны в целом как особо охраняемые природные территории. В то же время в ВК РФ содержится положение, согласно которому водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 111). Как следует из смысла ст. 2 Закона об ООПТ, субъекты РФ вправе отнести водоохранные зоны к числу особо охраняемых природных территорий, что уже и делается в некоторых регионах (например, в Амурской области)”10 или городе Москве. Земельный кодекс относит участки, занятые водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами, к землям природоохранного назначения (см. раздел 2.1).[ ...]

Озеро Байкал имеет статус объекта Всемирного наследия и входит в список ЮНЕСКО. Этот объект является одним из самых крупных в списке и включает акваторию озера (с островом Ольхон и другими островами) и его естественное природное окружение в границах первого водосбора. Прибрежная защитная полоса озера включает малоизмененные гор-но-таежные ландшафты хребтов Бар-гузинского, Приморского, Хамар-Да-бана и др. и Селенгинскую дельту. Более удаленные, но экологически значимые участки Байкала выделены как различного рода особо охраняемые природные территории и объекты.[ ...]

При разработке Концепции системы охраняемых природных территорий в России ее разработчики исходили из широкого понимания охраняемых природных территорий3. Охраняемые природные территории (ОПТ) - природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которых установлен особый режим природопользования и охраны (особо охраняемые природные территории, леса различных категорий защитности, особо защитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного мира, природные ландшафты в границах историко-куль-турных музеев-заповедников, зарезервированные территории, земли про-тивоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др.). В такой интерпретации особо охраняемые природные территории являются элементом более общей системы охраняемых природных территорий.[ ...]

В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории РФ Водным кодексом Российской Федерации (от 16.11.95 № 167-ФЗ) и постановлением Правительства РФ «Об утвержденном Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах» от 23.11.96 № 1404 предусматривается установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Практическая работа в этом направлении выполняется бассейновыми управлениями МПР России, которые готовят Перечни водных объектов региона с указанием их размеров. Перечни утверждаются распоряжением губернатора.[ ...]

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п.[ ...]

Особо следует обратить внимание на специальное обоснование назначения ВЗ в Чебоксарах, создание искусственных водотоков и водоемов в качестве охраняемых объектов, прудов-отстойников для сточных вод и т. д. В силу того, что природные воды Чебоксар характеризуются высокой степенью загрязнения, необходима их реабилитация. Это комплекс воздействий на природные воды и другие компоненты экосистемы с целью возвращения последней утраченных свойств и качеств (Орлов, Черногаева, 1999). Внутри ВЗ Чебоксар следует выделить прибрежную защитную полосу с наиболее жестким режимом, хотя данная мера вызовет негативное отношение со стороны владельцев дачных участков и гаражей, размещенных в долинах малых рек. Это не должно нас пугать, так как именно речные долины являются для города его экологическим каркасом. ВЗ в Чебоксарах должна соблюдаться не только для открытых естественных русел, но и для каналов, водотоков в трубах, коллекторов, набережных и т. п. Поэтому при обустройстве набережных в их подошве следует устраивать дренажи, фильтры для обеспечения гидравлической связи подземных и поверхностных вод. Кроме того, подобная связь всегда возникает при попытках засыпки ручьев и оврагов, забора русла и т. п. При этом формируются подрусловые потоки и другие грунтовые воды, которые также следует учитывать при обустройстве ВЗ. Очевидна недопустимость сброса неочищенных ливневых и талых вод в гидрографическую сеть города, откуда они затем попадают в Чебоксарское водохранилище.[ ...]

Молевой сплав при своей простоте обладает недостатками, Значительны потери древесины, связанные с выбросом бревен на берега и особенно с их затонением. Наиболее быстро тонут и намокают лиственные породы: береза, осина, клен и др. Молевой сплав влияет на естественное состояние рек и наносит большой ущерб рыбному хозяйству. Затонувшие древесина и кора захламляют русло, а при их разложении поглощается кислород и выделяются вредные вещества, которые отравляют воду. Плывущие бревна часто травмируют рыбу, идущую на нерест, разрушают нерестилища, и берега, что способствует заилению русла. Для облегчения управления сплавом древесины прибрежную защитную полосу кустарников обычно вырубают, что приводит к интенсивному размыву берегов, способствует заилению русл и загрязнению воды поверхностными стоками.[ ...]

Административная ответственность за водные правонарушения. Пожалуй, в ходе административной реформы эта часть российского законодательства (если не считать введения общих составов экологических правонарушений) подверглась наибольшим изменениям. Законодатель принял решение не только существенно расширить перечень составов водных проступков, но и использовал в максимальной степени средства юридической техники при формулировании признаков предмета и объективной стороны, постаравшись их конкретизировать. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся в ч. 1 ст. 7.2 составы уничтожения или повреждения наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водного объекта; в ст. 7.6 -составы самовольного занятия водного объекта или его части и пользования ими без разрешения (лицензии) или без договора либо с нарушением условий разрешения (лицензии), договора; в ст. 7.7 - состав повреждения гидротехнического, водохозяйственного, водоохранного сооружения, устройства или установки; в ст. 7.8 - составы самовольного занятия земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в ст. 7.10 -составы самовольной переуступки права пользования водным объектом и самовольного обмена водным объектом; в ст. 8.12 -составы нарушения порядка отвода земельных участков, порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, нарушения режима их использования; в ст.[ ...]

В 1999-2000 гг. при проверке исполнения водного законодательства (в связи с загрязнением акватории недостаточно очищенными и загрязненными стоками) было выявлено более 5,6 тыс. нарушений, за совершение которых к различным видам юридической ответственности привлечены 2360 лиц в результате внесения прокурорами 1912 представлений, а также опротестовано 42 незаконных правовых акта. Прокурорскими проверками было установлено, что в зоне Иваньковского водохранилища - основного источника питьевого водоснабжения г. Москвы, из которого в сутки подается 6 млн куб. м воды для столицы, реально функционирует не более 20% очистных сооружений, в то время как с территорий предприятий и 27 населенных пунктов поступает ежегодно свыше 100 млн куб. м сточных вод, половина из которых не очищается до нормативного уровня. Работники прокуратуры добились ремонта очистных сооружений на 12 предприятиях, введения в эксплуатацию очистных сооружений мощностью 2000 куб. м на птицефабрике «Завидовская», перемещения с берегов водохранилища 14 объектов, в том числе 4 животноводческих комплексов, около 40 объектов по требованию прокуратуры прошло государственную экологическую экспертизу, пресечено более 200 нарушений, в частности самовольная застройка в 15-метровой прибрежно-защитной полосе, самовольное строительство причалов и эллингов и т. п., приостановлено несанкционированное строительство более 30 коттеджей, поселка Зеленый Бор на 300 домов, заявлено в суд девять исков о сносе самовольных построек, из которых удовлетворено уже пять.

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Испокон веков люди селились и закладывали города, деревни на берегах водных артерий. Наши современники тоже стремятся обзавестись земельными участками и построить загородный дом неподалеку от водоемов в живописной местности. Словно грибы растут на прибрежных территориях больших и малых речек, озер, водохранилищ объекты жилой и коммерческой недвижимости. Однако далеко не всегда застройщики придерживаются действующих норм, кои регламентируют строительство в водоохранной зоне.

Законодательными органами страны принят новый вариант Водного кодекса, он вступил в силу с начала 2007 года и внес коррективы, сняв немало запретительных норм и смягчив существовавшие ранее требования. Теперь стало возможным размещение в водоохранных зонах садовых, огородных и дачных участков, разрешена их приватизация.

Что законодатель вкладывает в понятие водоохранной зоны

Водоохранная зона - это площадь, которая прилегает к границам любого водного объекта (береговой линии), где предписан специальный порядок хозяйственной и прочей деятельности, то есть функционируют ограничения на использование данной территории. Цель учреждения такого режима состоит в том, чтобы предупредить негативные последствия загрязнения речек и озер, что может привести к истощению водных ресурсов и нанести серьезный вред местной фауне и флоре. В границах охранных зон располагаются защитные прибрежные полосы.

Чтобы узнать, входит ли участок в территорию водоохранной зоны, застройщику целесообразно обратиться в службу кадастрового учета и сделать письменный запрос в федеральный орган водных ресурсов, где ведется на государственном уровне водный реестр. Это позволит точно установить, какая часть участка находится в зоне, относящейся к особым условиям использования территории (в данном случае водоохранной зоны) и конкретную его площадь. Официальный ответ водного хозяйства понадобится при получении разрешительных документов на строительство и станет основанием правомерности застройщика при возникновении каких-либо споров.

Водоохранная зона: сколько метров

В статьях Водного кодекса указывается максимальный параметр ширины водоохранной зоны для территорий, находящихся за городской чертой и вне пределов любых населенных пунктов. Она зависит от водного объекта и его характеристик. Чтобы не вступить в противоречие с законодательными нормами, планируя строительство, следует знать, сколько метров образует водоохранная зона от реки. Данный параметр обусловлен протяженностью водного потока, который считается от истока:

  • при значении протяженности речки до 10 км - ширина зоны, измеряемая от кромки воды, составляет 50 м;
  • при 10 - 50 км - 100 м;
  • для рек длиною свыше 50 км - 200 м.

В том случае, когда расстояние от истока до устья речки менее 10 км, то водоохранная зона и прибрежная защитная полоса совпадают, а в местности истока она охватывает территорию равную радиусу в 50 м.

Согласно закону водоохранная зона озера или водохранилища при акватории меньшей 0,5 км² (помимо озер, расположенных внутри болота) составляет 50 метров. Для водоемов, где водятся породы ценных рыб - 200 м. На морском побережье этот параметр соответствует 500 метрам.

Когда водоем используется для снабжения питьевой водой, то по закону вокруг него устанавливаются зоны санитарной охраны. И если земля попадает в данную категорию, то любое строительство здесь запрещается. Такие сведения заносятся в кадастровый паспорт и свидетельствуют о существующих ограничениях в пользовании участком.

Строительство в водоохранной зоне реки или озера

Строительство на участках, которые полностью или частично входят в водоохранную зону допускается только при условии, что дом не будет загрязнять водоем и будут соблюдены все санитарные нормы. Другими словами, жилое строение должно иметь как минимум систему очистки сточных вод (фильтрацию). Чтобы поставить все точки над i, получить конкретную и исчерпывающую информацию в этом вопросе, рационально обратится в территориальный отдел Роспотребнадзора.

Предусмотрена также обязательная экологическая экспертиза проектной документации, которая позволяет исключить любые нарушения природоохоронного законодательства.

Поскольку поверхностные водные объекты и соответствующая береговая полоса являются государственной или муниципальной собственностью, они должны быть общедоступны для пользования всеми гражданами, поэтому любое строительство у кромки воды и на 20-метровой полосе недопустимо. При этом, включая возведение оград и заборов, которые препятствуют свободному доступу людей на береговую территорию. Согласно действующему законодательству запрещается также приватизация земельных участков в границах береговой полосы.

Одновременно с соблюдением требований относительно водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы при возведении жилого строения близ водоема, необходимо:

  • обладать правом собственности на участок либо иметь договор аренды с правом строительства на нем с определенным видом разрешительного использования (для индивидуального жилищного строительства или подсобного личного хозяйства;
  • соблюдать строительные и санитарные нормы и правила при возведении сооружения.

Помимо ограничений строительного порядка на территориях, относящихся к водоохранным, действует ряд других запретов. Например, на прибрежных защитных полосах возбраняется:

  • распахивать землю;
  • выпасать животных;
  • размещать отвалы грунта.

Предостережения

Как показывает статистика, при проверках, осуществляемых службами, контролирующими сферу природопользования, около 20% застройщиков допускают нарушение при возведении недвижимости в водоохранных зонах. Поэтому, запланировав строительство на участке, соседствующем с озером, водохранилищем или рекой, следует определиться с водоохранной зоной водного объекта и четко знать, какие существуют ограничения по строительству.

Информированный застройщик избавит себя от лишних проблем, штрафных санкций и прочих более серьезных неприятностей. Размеры штрафов для физических лиц невелики, но нарушения чреваты тем, что в судебном порядке их потребуют устранить вплоть до сноса объекта в принудительном порядке.

Статья 65 Водного кодекса:

Водоохранные зоны (ВОЗ) – территории, которые примыкают к береговой линии водных объектов и на которых устанавливается специальный режим деятельности для предотвращения загрязнения и пр. водных объектов и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы (ПЗП), на территориях которых вводятся дополнительные ограничения.

Ширина ВОЗ и ПЗП устанавливается:

За пределами территорий поселений – от береговой линии ,

Для морей – от линий максимального прилива ;

Если есть парапеты набережных и канализация, то границы ПЗП совпадают с этим парапетом набережной, от которого отсчитывается ширина ВОЗ.

Ширина ВОЗ составляет:

Для рек и ручьев менее 10 км от истока до устья ВОЗ = ПЗП = 50 м, а радиус ВОЗ вокруг истока – 50 м.

Для рек от 10 до 50 км ВОЗ = 100 м

Длиннее 50 км, ВОЗ = 200 м

ВОЗ озера, водохранилища с акваторией свыше 0,5 км 2 = 50 м

ВОЗ водохранилища на водотоке = ширине ВОЗ этого водотока

ВОЗ магистральных или межхозяйственных каналов = полосе отвода канала.

ВОЗ моря = 500 м

Для болот ВОЗ не устанавливается

Ширина ПЗП устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта:

Обратный или нулевой уклон ПЗП = 30 м.

Уклон от 0 до 3 градусов = 40 м.

Больше 3-х градусов = 50 м.

Если водный объект имеет особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и водных биологических ресурсов), то ПЗП составляет 200 м не зависимо от уклона.

ПЗП озер в границах болот и водотоков = 50 м.

В границах ВОЗ запрещается :

Использование сточных вод для удобрения;

Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, токсичных и ядовитых веществ и радиоактивных отходов;

Использование авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных) за исключением движения и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Для объектов на территории ВОЗ обязательны очистные сооружения , в том числе очистные сооружения для ливневых стоков.

В границах ПЗП запрещается :

Те же ограничения, что и для ВОЗ;Использование сточных вод для удобрения;

Распашка земель;

Размещение отвалов размываемых грунтов;

Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Инженерно-технические и технологические мероприятия

1. Выбор техники и оборудования, сырья и материалов, технологических процессов и операций с меньшим удельным воздействием на водную среду:


a. схемы эффективного водопотребления (оборотные системы);

b. оптимальные схемы трассировки инженерных сетей,

c. малоотходные технологии и пр.

2. Организованное отведение и очистка производственных стоков. При строительстве нового объекта выбрать схему раздельного водоотведения ливневых, производственных и хозяйственно-бытовых стоков.

3. Сбор и отдельная очистка сточных вод, загрязненных нефтепродуктами.

4. Автоматизация контроля эффективности локальных очистных сооружений;

5. Предотвращение фильтрации из канализационных сетей (эксплуатация, ремонт).

6. Меры по предотвращению загрязнения ливневых вод (уборка территорий).

7. Специальные мероприятия для строительства (оборудование стройплощадки, пункты очистки и мойки колес).

8. Сокращение неорганизованных стоков;

9. Ограничение количества сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, сбрасываемых в системы ливневых стоков.

10. Оснащение средствами контроля эффективности работы установок и оборудования природоохранного назначения (жироуловители, ЛОС).

11. Мероприятия по снятию и временному складированию почвенно-растительного грунта с раздельным складированием плодородного почвенного слоя и потенциально плодородных пород;

12. Проведение вертикальной планировки и благоустройства территории инженерных объектов, благоустройство прилегающих территорий.

13. Специальные для этапа строительства (ПОС).

Мойка колес. СНиП 12-01-2004. Организация строительства, п. 5.1

По требованию ОМСУ строительная площадка может быть оборудована …пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах , а на линейных объектах - в местах, указанных ОМСУ .

При необходимости временного использования определенных территорий, не включенных в строительную площадку, для нужд строительства, не представляющих опасности для населения и окружающей среды, режим использования, охраны (при необходимости) и уборки этих территорий определяется соглашением с владельцами этих территорий (для общественных территорий - с ОМСУ ).

П. 5.5 . Исполнитель работ обеспечивает безопасность работ для окружающей природной среды, при этом:

Обеспечивает уборку стройплощадки и прилегающей к ней пятиметровой зоны; мусор и снег должны вывозиться в установленные органом местного самоуправления места и сроки;

Не допускается выпуск воды со строительной площадкибез защиты от размыва поверхности;

При буровых работах принимает меры по предотвращению излива подземных вод;

Выполняет обезвреживание и организацию производственных и бытовых стоков…

ЛОС. МУ 2.1.5.800-99. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод

3.2. К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят следующие виды сточных вод:

Хозяйственно-бытовые сточные воды;

Городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды;

Сточные воды инфекционных больниц;

Сточные воды от животноводческих и птицеводческих объектов и предприятий по переработке продуктов животноводства, стоки шерстомоек, биофабрик, мясокомбинатов и т.д.;

Поверхностно-ливневые стоки;

Шахтные и карьерные сточные воды;

Дренажные воды.

3.5. В соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергаться обеззараживанию .

Необходимость обеззараживания сточных вод указанных категорий обосновывается условиями их отведения и использования при согласовании с органами госсанэпиднадзора в территориях .

Обязательному обеззараживанию подвергаются сточные воды при сбросе в водоемы рекреационного и спортивного назначения, при их повторном промышленном использовании и т.д.

Поделиться: