Путь спасения в христианствевnbsp спасение христиане. Что такое спасение? С чего оно начинается? Спасен ли я после покаяния

1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

В)улучшение системы планирования

2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

В)легковые автомобили

4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

5)В период руководства страной Л.И Брежневым

А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

Г) началась приватизация

6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

А)отказ от плановой системы

Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

Г)использование материальных стимулов к труду.

7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

А)передача функций министерства совнархозам

Б) рост объема промышленного производства

В) приватизация мелких предстриятий торговли

8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

А)диссидент

Б)компромат

В)ренегат

Г)бюрократ

9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)ликвидация МТС

В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

Д)приятие программы химизации и мелиорации

Е) установление пенсий колхозникам

10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

А) советы народных депутатов всех уровней

Б)Коммунистическая партия

В) союз коммунистов и беспартийных.

Что является главной особенностью образования единого Российского государства в отличие от западноевропейских централизованных государств:

отсутствие выходов к морям
складывание государства как национального
преобладание политических причин над экономическими
неравномерное развитие районов страны
малоземелье крестьянства?

Задание 4 выполните тест

1. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895

2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

В) Россия, Франция и Турция

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5. Кто такие земские начальники?

А) представители земских собраний Б) председатели земских управ

В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день В) строго воспрещались

7. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.

7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте

8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

Б) примитивная агротехника

В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

12. Дайте определение понятиям

Коалиция Реформа Контрреформа ЦензураПротекционизм Коалиция Реформа Контрреформа Цензура Протекционизм

13. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

В) оформление австро-германского союза

14.Какие государства объединил Тройственный союз?

А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

В) Германию, Италию, Турцию

15. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов

16. В годы правления Александра III крестьянам:

А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

Задание 5 заполните таблицу

Представитель

Область деятельности

Политические взгляды

Роль в истории

К.П. Победоносцев

М.Н. Катков

Г.В. Плеханов

А.М. Горчаков

Генерал Скобелев

О. Бисмарк

Серафим Саровский

С.Ю. Витте





4.Вставьте вместо пропусков.
6

1. Введение христианства на Руси относится к: а)8 веку б) 9 веку в)10 веку г) 11веку

2.При каком князе произошло образование Российского государства с центром в Москве а)Дмитрий Донской б) Василий 2 в) Иван 3 г) Иван 4
3. Пока какому принципц образованы ряды? Кто или что является лишним в ряду?
а)Разин,Пугачев,Ермак,Болотников б) духовенство,купечество,мещанство,старообрядцы
в) Симбирск,Новониколаевск,Ленинград,Царицин г)Сперанский,Витте,Столыпин,Ленин
4.Вставьте вместо пропусков. а)В царствование....по инициативе....открывается Московский университет
5 Что из названного произошло в 17 веке ? а)церковный раскол б)Ливонская война в)Северная война г)основание Петербурга
6 Какие проблемы поставила перед русской интеллигенцией революция 1905 -1907 годов?

1. СпасениеСпасение – избавление человека от вечной смерти, то есть от греха и его последствий, и дарование ему вечной святой жизни в общении с Богом. Оно заключается в восстановлении единения с Богом, Источником жизни.

Это соединение было расторгнуто грехопадением первых людей, из-за которого человечество оказалось повреждено злом - подвержено греху, проклятию и смерти. В этом поврежденном, ветхом состоянии, люди неспособны исправить сами себя, бессильны против живущего в них греха.

Но Творец, прежде творения предвидевший падение человека, по Своей безграничной любви и неизреченному милосердию, определил в предвечном Совете Пресвятой Троицы спасти его, вернуть ему его достоинство и ценность, возродить его к подлинной жизни, направить его к его назначению.

Ради спасения людей Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошёл с небес и воплотился от Девы Марии. Соединив в Себе Божие и человеческое естества, будучи истинным Богом и истинным Человеком, Господь Иисус Христос совершил дело спасения во всей его полноте: благовествовал учение о истинной жизни, творил чудеса, взял на себя крест страдания за все человечество, был распят и умер на кресте, воскрес и стал Начальником и Совершителем новой жизни для людей.

Не имея личного греха, Христос принял на Себя весь удел изгнанного из рая человечества, - человечества, которому было сказано: «проклята земля за тебя», - Он Сам стал Человеком и как Агнец Божий взял на Себя все человеческие грехи, и стал Жертвой, искупившей их. Так воплощение на земле Богочеловека Иисуса Христа открыло человечеству путь к преодолению греха.

Как Бог он властно сокрушил власть диавола, выведя с Собой из ада в рай всех содержавшихся там праведников начиная с самого Адама, и воскрес. Как Человек Он возродил в Себе человечество, сделав его способным к новой вечной жизни в Боге. Своей жизнью и учением Он наставил верующих и дал образец для подражания. Он возродил людей, принес новые, благодатные силы в мир.

Господь открыл путь для вечной блаженной жизни верующим в Него: основал Церковь Свою, ниспослал Духа Святого и чрез Него дал дары благодати, необходимые для возрождения, духовного совершенствования и для достижения входа в открытое вечное Царствие Небесное.

Тем самым Им был установлен Новый Завет Бога с людьми, согласно которому человечество будет жить до Второго пришествия Христова.

Господь Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира, принял на Себя вину всех людей. Но пользуются этим спасением только те, кто верует в Него, кто усваивает себе спасение Христово. Бог не желает гибели людей, но многие погибают, не принимая «любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2, 10). Чтобы достичь спасения, нужно узнать и верно понять Евангелие. Нужно уверовать в Бога, открыто исповедовать свою веру и поступать согласно Христовым заповедям: бороться с грехом в себе, стать частью Церкви Христовой и участвовать в её таинствах, возрождающих человека, исцеляющих его от греха и помогающих ему духовно возрастать.

Св. Феофан Затворник пишет о спасении:

"Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге. Были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло сей союз. Но Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобрести способ воссоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог пришел на землю и воплотился, и в Своем лице соединил человечество с Божеством и чрез то всем нам дал возможность соединяться чрез Него с Богом. Те, которые веруют, крестятся и другие принимают таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша - жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Так надо веровать во Христа Спасителя, таинства принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути.
…Благодать Духа Святаго во спасение необходима для нас и только она одна сильна содевать в нас спасение наше... благодать Святаго Духа не иначе подается и принята может быть, как через таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками апостолов».

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад», - говорит святой патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не ангелом, не архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим безпредельным Богом.

Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы:
. О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю
. О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа, и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся два разговора: один Христа с лукавым сатаною, а другой грешников с сатаною же
. О духовном помазании и славе христиан и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником вечной жизни
. О сокровище христиан, то есть о Христе и о Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства
. Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати
. Беседа сия учит, что ни един человек, если не подкреплен Христом, не в силах преодолеть соблазны лукавого, показывает, что должно делать желающим себе божественной славы; и еще, учит, что чрез Адамово преслушание впали мы в рабство плотским страстям, от которого избавляемся таинством креста; а наконец, показывает, как велика сила слез и божественного огня
. О том, что не искусство какое, не богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека с Богом

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна



К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьез полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись.

Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведем лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:

«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…

Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» .

Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.

Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста.

Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины.

Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8: 36)» .

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ:

«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3: 5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16: 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14: 2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний» .

Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий во Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть не крещеный человек, не войдет после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.

И преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует: “Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись”» .

И святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» .

И святитель Иоанн Златоуст увещает: «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака» .

Можно было бы и далее продолжать цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведенного достаточно, а для модернистов сколько ни приводи, все будет мало.

Естественно, ведь если воспринимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познанной ими истине, а как «просто еще одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» – одно, семь или тысяча.

Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, – а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить все Священное Предание на «личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на «исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придется отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - анафема!», многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.

Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.

Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.

Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а если так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошел на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях?

Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.

Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки Священного Писания. Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем Сирин пишет: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя» .

Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» (Деян. 10: 35) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2: 14–15).

Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.

Святые отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство.

О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!

Иными словами, апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6: 15), по мысли модернистов, становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким:

«Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” (Деян. 10: 35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19–20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16)…

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” (Рим. 2: 14–15)» .

Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.

Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.

И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).

И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.

Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, это тоже жалость Бога к человеку. Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство» .

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

«Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.

Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20: 2–7).

И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в Бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть логичное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть логичное продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочел Богу что-либо иное и не соединился с Ним в таинстве евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).

Необходимо также напомнить еще одну истину, которую замечательно выразил архимандрит Рафаил: «Вера, крещение и евхаристия – это не условия договора, который надо исполнить; это не дань, которую должник обязан заплатить, чтобы выйти из долговой ямы; это не претензия Бога к грешнику, которую можно простить, если человек не имеет средств, чтобы выплатить долг или возможности исполнить пункты договора. Вера, крещение, евхаристия относятся непосредственно к самому человеку, его личности, его природе, его общению с духовным миром. Через крещение и евхаристию он становится новым творением. Благодать изменяет его личность, одухотворяет его природу, преображает его душу, освящает все силы души, воскрешает дух и приготовляет человека к посмертной встрече с Христом… В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна» .

Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых ХХ века:

Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.

Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3: 15)» .

Святитель Николай Сербский: «Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение» .

Все святые открывают нам путь и говорят, в чем заключается суть человеческого спасения. В чем заключается суть православия. И они говорят: она заключается в осознании, достижении человеком того состояния, которое мы можем назвать сейчас словом, но которое не знаем из опыта - это состояния смирения.

В чем оно, по крайней мере, выражается? В познании того, насколько мы неустойчивы и непрерывно спотыкаемся, валяясь в грязи: в суете, грехах. Более того, не имеем никакой силы выбраться из этой грязной лужи, и еще более - ничего не делаем. Вот это осознание человеком своей недолжности. Что такое «недолжность» - совсем не то, каким я должен быть - вот что такое греховность. В греческом языке «грех» - это «промах, мимо». Выстрелил - и не туда, не то делаем. Важнейшим условием, когда мы говорим о спасении, и является видение человеком своей недолжности, несоответствия той норме жизни, которую мы можем видеть в Евангелии о Христе, в житиях святых. Скажу больше… Что же может быть больше? Мы даже в себе чувствуем эту норму. Это совесть. Правда, она чаще говорит о совсем грубых вещах, но бывает и потоньше. Если мы начнем бороться с грубыми вещами, то, может быть, начнем бороться со средними, а потом и с мелкими. Может быть - если мы вообще начнем этим заниматься.

По единогласному свидетельству святых отцов, тот, кто искренно решился жить по-христиански, то есть не только делать дела. Жизнь ведь не только то, что мы делаем руками, ногами и языком - это жизнь мирская. Настоящая жизнь - жизнь духовная, что совершается в душе моей. Что совершается в душе нашей, мы знаем, там совершается и добро и зло. Внутрь вас Царство Божие, - говорит Христос. Внутри человека, пишет Макарий Египетский, и ад находится. Сердце человеческое является вместилищем того и другого, в зависимости от человека.

Спасение начинается у того, кто приобретает это видение своей греховности. Из этого видения начинается искреннее обращение человека к Богу. Если сказать по-богословски, спасение - это соединение с Богом. Но что мы от такого определения получаем? Вся суть в том, как возможно это соединение? когда и чем мы откроем стучащему к нам Христу двери нашего сердца?

Главнейшим условием, если сказать иначе, главнейшим состояние моей души, является объективное видение своей греховности. Искренне - никакого лукавства и лицемерия. Человек начинает видеть: не могу не осуждать! хотя прекрасно понимаю, что любым актом осуждения я над этим человеком превозношусь. Значит, во мне гордыня. Гордыня же - это рубить под корень то дерево, на котором ты находишься. Самая отвратительная и страшная вещь - ведь именно гордыня низвела человека с неба - и она проявляется у нас непрерывно и постоянно.

С какой неприязнью, чувствами зла относимся мы к своим ближним. Как невнимательны к своей душе: что мы только не делаем с ней этими внутренними мерзостями. Можно ли обратиться к Богу в тюрьме? Конечно. Но ни о каких внешних делах речи быть не может. Значит, речь идет о душевном, духовном делании.

В свое время митрополит Арсений (Мациевич) возмутился реформами Екатерины II, отверг их, и она отомстила ему жесточайшим образом: его арестовали, сорвали митрополичьи одежды, заключили в тюрьму и стали переводить во все более тяжелые условия, поместив наконец в совсем маленькую тюремную камеру в Таллинне. Никто не смел ему даже слова сказать, он не слышал человеческого голоса и не видел человеческого лица и провел в этих страданиях десятки лет. Все это делала сама Екатерина. И вот после его кончины на стене нашли выцарапанную им надпись: «Благословен смиривый мя». Это был человек сильный, и он понял, это совсем не случайность: Екатерина - лишь орудие в руках воли Божией. «Благословен Ты, Господи, смиривый мя». Какое делание прошло у него в душе!

Право-славие сводится к этому. Один из святых говорил, что первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, своего нездравия. Это видение совершенно изменяет мое отношение к людям: я начинаю понимать, насколько я болен и они больны. Отсюда только может возникнуть чувство великодушия. Больной больному сочувствует, сострадает, а не осуждает. Так из этого познания своей греховности, недолжности рождается величайшее человеческое чувство - любовь. Вот, где только и могут пробиться ростки.

Православие утверждает, человек, который открыл «двери» этому, увидел свою недолжность, этот человек спасен. Разбойник ничего не сделал и не мог, он был на кресте. Он лишь сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствие Твоем» , то есть, мне-то там не быть. И «достойное по делам моим приемлю» . Вот какое осознание своей недолжности и искреннее обращение к Богу. Он знает, не сомневается, что сам там не будет, потому что знает, что негодяй. И получает потрясающий ответ: «Ныне же, сегодня же будешь со Мной в раю». Это невозможно даже уподобить никакому грому. В этих словах заключено нечто потрясающе беспрецедентное: негодяй первым входит в рай! Какой? Смирившийся до предела.

Видите, в чем православие. Ведь я не говорю ни о каких догматах. Конечно, православие имеет систему вероучения, храмы, церковную дисциплину, иерархию, но все это имеют и другие конфессии, правда, свои, отличающиеся. Конечно, нам надо знать наше вероучение, ведь не зная его, люди впадают в какие угодно ереси, язычество, магию, секты. Но вот то главное, чего не знают, чего не имеют. Это смирение и рождающаяся от него любовь, в результате которых Христос поставил выше всех богословов, архиереев, первосвященников - кого? Публичную женщину! Понятна ярость против Христа - Он ниспровержитель религии и веры. Вот в чем заключается православие.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Поделиться: