Православие в россии. Черное и белое духовенство: служение Богу

Православное духовенство – особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия – христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Белое и черное духовенство

В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному – насельники монастырей, давшие обет безбрачия.

Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство – “уходит от мира” и отказывается от брака.

Иерархия белого духовенства

Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. В Русской Православной Церкви нельзя сразу “придти на должность” Митрополита или Епископа. Такие звания надо заслужить. Подробнее о том, какую роль каждый чин духовенства играет в жизни Церкви мы расскажем в этой статье.

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель – Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает . Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Архиерей/Епископ
  4. Иерей/протоиерей
  5. Диакон/протодиакон

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий – Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря – это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей – Иеродиаконы и иеромонахи.

Соответствии с Православным учением все члены Церкви равны в человеческом достоинстве и в надежде на спасение, на вхождение в Царство Небесное. Но как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» , – учит апостол Павел (1 Кор. 12:4–5) . В Послании к Ефесянам сказано: «Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12) . Поэтому изначально, от апостольского века, члены Церкви разделены на 2 основных разряда: клириков и мирян. Клирики призваны Святым Духом через поставление от преемников апостолов, епископов, совершать церковное служение: проповедовать, преподавать таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Миряне также участвуют в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей и, как правило, вне храма, в богослужении – своими молитвами, в церковном управлении – в распоряжении церковным имуществом, в исполнении доступных им церковных должностей. Клирики именуются преимущественным образом Духовенством.

Помимо клира и мирян – состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние - монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из 3 сословий: клириков, мирян и монахов, потому что монахи могут быть как клириками, причем в Православной Церкви только им доступно высшее епископское служение, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви имеет иное основание, нежели разделение всех членов Церкви на 2 основных состояния: мирян и клириков. Монашествующие выделяются не служением, а особым образом жизни, который вытекает из даваемых ими обетов. Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица "схи" (например, "схиигумен" или "схимитрополит"). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся четыре обета - безбрачия, послушания, нестяжания и постоянной молитвы, а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

Облачение инока (монаха-рясофора) состоит из рясы, камилавки и чёток. После пострижения в малую схиму монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки. Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии,пояс, хитон.

Клирики разделяются на 2 разряда: священнослужителей и церковнослужителей. Священнослужители в свою очередь подразделяются на белых и черных. Белое - это женатое духовенство, черное - монашествующие.

Священнослужители стоят на 3 степенях иерархического служения. Все они являются степенями апостольского происхождения. Каждая из трех степеней священства четко названа в Священном Писании: епископ (Флп. 1:1 ; 1 Тим. 3:1-2); пресвитер (Иак. 5:14 ; Тит. 1:5); диакон (Деян. 6:1-6) . Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Посвящение в степени священнослужителей производится через Таинство Священства, которое называется таинственным рукоположением, или хиротонией (греч, рукоположение). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения ими служения в должностях низших степеней клира.


Иерархию священнослужителей можно представить в виде таблицы:

Иерархическая степень "Белое" (женатое) духовенство "Черное" (монашествующее) духовенство
Диакон Диакон
Протодиакон
Иеродиакон
Архидиакон
Священство Иерей (священник)
Протоиерей
Протопресвитер
Иеромонах
Игумен
Архимандрит
Архиерейство Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды, которые изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.

Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясник - нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

Ряса - верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета. Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И подрясники, и рясы могут быть на подкладке. Для обихода существуют рясы, представляющие собою демисезонные и зимние пальто. Это рясы с отложным воротником отороченным черным бархатом или мехом. Зимние рясы-пальто делаются на теплой подкладке.

Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль. Таким образом, повседневные одеяния духовенства являются обязательной основой и богослужебных облачений.

Диаконы - священнослужители первой (младшей) степени. Имеют право участвовать в совершении общественных и частных богослужений, сослужить епископам и священникам, но сами не совершают богослужений и Таинств. Над кандидатом в сан диакона прежде совершается посвящение во чтеца и иподиакона, так что во диакона может быть рукоположен только иподиакон (женатый или монашествующий). Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом

Греческий термин диакон означает «служитель». Появление диаконов как особой степени священнослужителей восходит к апостольскому времени и зафиксировано в книге Деяний Апостольских (Деян. 6:1-6) . Хиротония во диакона совершается на литургии после Евхаристического канона, то есть после совершения Таинства. По церковным канонам рукоположение во диакона совершается не ранее достижения кандидатом 25 лет (14-е правило Трулльского собора).

Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.


Стихарь – длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь – длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, где укрепляется петлей на пуговице на левом плече стихаря, так что концы его свободно свисают вниз. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон возвышает его при произнесении ектений и других возгласов, осеняет этим концом себя крестным знамением, в определенные моменты богослужения указывает им священнику или епископу на священные сосуды или другие предметы. На литургии при пении «Отче наш...», готовя себя к принятию Святых Тайн, диакон препоясывается орарем крестообразно. После причащения диакон снова распускает орарь и полагает его на левом плече.

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Диакон может быть удостоен четырех богослужебных (иерархических) наград:


1. Двойной орарь. Диаконы, имеющие эту награду, не опоясываются крестообразно орарем при пении «Отче наш...».

2. Сан протодиакона. Этим саном обычно награждаются старшие диаконы кафедральных соборов и крупных городских храмов. Для иеродиаконов (монашествующих диаконов) аналогичной наградой является сан архидиакона (не путать с архидиаконом Патриаршего собора, см. ниже). Первенство среди монастырских архидиаконов и протодиаконов устанавливается в зависимости от их старшинства по хиротонии.

3. Камилавка. Это головной убор цилиндрической формы, часто слегка расширяющийся кверху, на твердой основе, обтянутый обычно фиолетовым бархатом. Камилавка является наградой и для священников.

4. Сан архидиакона. Этот сан имеет старший диакон Патриаршего собора, которому принадлежит первое по чести место среди всех диаконов поместной Церкви. Архидиакона Патриаршего собора следует отличать от монастырских архидиаконов, которые по чести равны протодиаконам из белого духовенства.

Священник - представитель второй степени священства. В церковной традиции используются также синонимичные термины иерей (греч. иеревс - «священник») и пресвитер (пресвитерос - буквально «старший», «старец»). Священники по сообщенной им от епископов благодати Божией имеют право совершать почти все виды общественных и частных богослужений, кроме рукоположения в священные степени и некоторых других чинов, совершаемых только архиереем (хиротесия, освящение антиминса, освящение мира). Хиротония во пресвитера совершается епископом на литургии после Великого входа, но прежде Евхаристического канона, что указывает на то, что пресвитер является совершителем Таинства. По церковным канонам рукоположение во Пресвитера совершается над диаконом, достигшим 30-летнего возраста (14-е правило Трулльского собора).

Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними – звание протопресвитера.

Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

Полное богослужебное облачение священника составляют пять одеяний: подризник, епитрахиль, поручи, пояс и фелонь (или риза). При служении вечерни и утрени священник надевает только епитрахиль и фелонь (на практике еще и поручи), а на службах часов - только епитрахиль.

Еще одним атрибутом внешнего вида священника является наперсный крест. В наше время крест на груди священника присутствует не только во время богослужения, но и в небогослужебное время. До конца XIX века право ношения креста было наградой, которую имели только некоторые пресвитеры, однако после коронации императора Николая II в 1896 году серебряный наперсный крест стал необходимой частью облачения любого священника.

Подризник священников является нижней богослужебной одеждой. Священник надевает подризник на подрясник, затем облачается в прочие ризы. Хотя подризник священника имеет то же значение, что и стихарь диакона, в его внешнем виде имеются некоторые отличия. Рукава подризника узкие (так как на них надевают поручи) и имеют разрезы на концах. К одной из сторон разреза пришивается тесьма или шнурок, так что при облачении этим шнурком нижний край рукава подризника плотно стягивается у запястья. На спине подризника нашивается только крест, а на подоле, поскольку он выступает из-под верхней одежды и виден всем, есть такая же нашитая полоса, как и на стихаре. По бокам подризника имеются такие же разрезы, как на стихаре. Подризники делаются из легкой ткани и в основном бывают белого цвета.

Епитрахиль (в переводе буквально «нашейник», «навыйник») - непременное богослужебное одеяние, без которого священник не имеет права совершать ни одного богослужения. Если священник служит в полном облачении, он надевает епитрахиль поверх подризника, в остальных случаях полагает ее поверх рясы.

Епитрахиль является аналогом диаконского ораря; более того, долгое время она представляла собой тот же орарь, просто обернутый вокруг шеи священника. В средние века архиерей, посвящая диакона в сан священника, переносил заднюю часть ораря вперед, так что оба его конца равномерно спускались вниз по груди и при этом соединялись один с другим. В позднейшие времена (примерно с XVI–XVII вв.) епитрахили стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения. В той части, которая охватывает шею, епитрахиль делается фигурной узкой, дабы эта часть могла удобно облегать ворот подрясника или рясы. При посвящении диакона во пресвитера епископ настоящее время уже не охватывает орарем шею посвящаемого, а сразу возлагает на него готовую епитрахиль.

Поручи священника ничем не отличаются от поручей диакона.


Пояс , надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи, в середине имеет нашитое знамение креста. С двух концов пояса имеются ленты, которыми священник завязывает пояс сзади, на пояснице. Пояс как часть облачения священника появляется в России не ранее 2-й половины XVII века; во всяком случае, в чинопоследовании хиротонии во пресвитера 1-й половины XVII века о поясе не говорится ничего.

Фелонь (или риза) – верхнее богослужебное одеяние священников. Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представляла собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служила для защиты от холода и непогоды. Ее надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща устраивался вырез для головы, и надетая на плечи фелонь покрывала длинными концами спереди и сзади все тело человека.

В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до Патриархов. До XI-XII веков святители не имели других верхних богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях архиепископы и епископы.

Постепенно форма фелони изменилась. Для удобства ношения спереди на подоле стал делаться полукруглый вырез, то есть передний подол фелони уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелони стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелони в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя.

Перечисленные нами выше пять облачений принадлежат всем пресвитерам, независимо от их заслуг и статуса. Однако в Русской Церкви еще развита система иерархических (богослужебных) наград для священников. Всего существует 13 наград для пресвитеров:

1. Набедренник. Это продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте, который надевают через левое плечо, так что он спускается с правого бока ниже пояса, на бедро (отсюда и название). Набедренник как часть облачения священника существует только в Русской Церкви (но отсутствует в других православных Церквах), где эта награда была введена в XIX веке. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого. Навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

2. Скуфья (греч. «чаша»). повседневный головной убор православного духовенства и монахов чёрного цвета. Скуфьи архиерея традиционно имеют крест (обычно бриллиантовый, может быть вышитый бисером или нитками). Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда - вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года.

3. Камилавка. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового (реже: любого другого, но не чёрного) цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником. Носится во время богослужения и во время официальных и торжественных мероприятий.

4. Наперсный золотой крест. Этот крест отличается от обычного священнического серебряного креста не только цветом (встречаются и серебряные наградные кресты), но и формой (данный наградной крест четырехконечный, а не восьмиконечный). Кроме того, наградной наперсный крест имеет массивную цепь. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих - набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет. Надевается во время богослужения поверх облачения, в повседневной обстановке - поверх рясы.

5. Сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом. В исключительных случаях награда может быть дана и до окончания этого срока (например, в связи с назначением на начальственную - общецерковную или епархиальную - должность), но не ранее чем через десять лет служения в сане пресвитера.

6. Палица. Это равносторонний плат, укрепленный наленте за один из углов. Палица является наградой и в греческих Церквах Востока. Русское белое духовенство получило право ношения палицы как награды по указу Императора Павла I в 1797 году. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (через пять лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера). Навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник - слева. Первенство чести при соборном служении определяется следующим образом: иеромонахи, имеющие право ношения палицы, стоят перед протоиереями, не имеющими этого права; иеромонахи и протоиереи, имеющие право ношения палицы, стоят в порядке, определяемом старшинством хиротонии.


7. Крест с украшениями. Это наперсный крест на обычной цепи, подобный тому который носится архиереями. Отличительной особенностью этого вида наперсного креста является использование при его изготовлении эмали, филиграни, гравировки и камней. Как правило, кресты с украшениями производятся ювелирными мастерскими. Награждение крестом с украшениями производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его получают священники, которые ранее были награждены палицей, но не ранее чем через 5 лет после награждения (через семь лет для иеромонахов, награжденных палицей). Возложение креста на священника производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению - викарным архиереем. При возложении архиерей возглашает «аксиос». Крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке - поверх рясы. Тем, кого уже наградили митрой, или тем, кто имел ее по должности (т. е. архимандритам), вручали второй наперсный крест с украшениями.

8. Митра , как награда для пресвитеров, существует только в Русской Церкви со 2-й половины XVIII века (со времени императрицы Екатерины II). В отличие от архиерейской митры, митра священника не увенчивается крестом. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Носится исключительно во время богослужения. При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра

9. Служение литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. Если литургию совершает протоиерей или архимандрит, удостоенный этой награды, то царские врата открываются перед началом литургии и закрываются только после Великого входа.

10. Служение литургии при открытых царских вратах до «Отче наш...». Если литургию совершает протоиерей или архимандрит, удостоенный этой награды, то царские врата Открываются перед началом литургии и закрываются только перед началом причащения духовенства. В этом случае почти вся литургия (кроме самого причащения духовенства) совершается при отверстых царских вратах, то есть так же, как при архиерейском служении литургии.

11. Право ношения креста на митре. В основном дается по должности заслуженным архимандритам.

12. Патриарший крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград. Клирики, награжденные Патриаршим наперсным крестом, имеют первенство чести перед другими клириками, не имеющими таковой награды. Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего креста и призванные в дальнейшем к архиерейскому служению, могут носить его при богослужениях вместо обычного креста с украшениями. Надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке - поверх рясы.

13. Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Епископ («надзирающий», «блюститель»), или архиерей («начальник над священниками», «первосвященник») - священнослужитель высшей степени. Епископы - преемники апостолов, имеющие через последовательность рукоположений благодатную связь с ними. Епископы имеют право совершать все Таинства и, в частности, имеют власть через рукоположение посвящать в остальные священные степени. Только он может освещать миро и антиминсы. Кроме того, правящему епископу принадлежит вся полнота административной и духовной власти во вверенной ему епархии. Согласно 39 Правила святых Апостолов, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, архиепископами так же называются епископы наиболее значительных городов столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

Полное архиерейское богослужебное облачение содержит в себе несколько основных предметов: подсаккосник, епитрахиль, поручи, пояс, саккос, палица, омофор, митра, крест, панагия и жезл (посох).

Подсаккосник по своему значению является аналогом стихаря диакона и подризника пресвитера. По своему внешнему виду подсаккосник подобен подризнику, отличаясь разве что более украшенным подолом.

Епитрахиль, поручи, пояс и палица архиерея аналогичны соответствующим священническим облачениям.

Саккос становится частью архиерейского облачения и заменяет фелонь начиная с XI–XII веков. Ранее саккос был предметом царского облачения, который Византийские императоры стали жаловать Патриархам. Саккос по общему внешнему виду напоминает диаконский стихарь, с той разницей, что саккос имеет разрезы по бокам до подола, а также на нижней стороне рукавов. Вместо пуговиц саккос имеет звонцы в местах соединения краев разреза.


Омофор является самым важным и самым древним архиерейским облачением; без омофора архиерей не может совершать ни одного богослужения. Омофор представляет собой длинную широкую полосу материи с изображением крестов и почти такой же отделкой, как и диаконский орарь: нашитые полосы из иной материи, чем сам омофор, идущие по всем краям, бахрома, две поперечные полосы у каждого из концов. Омофор надевается на плечи епископа, а концы его спускаются почти до подола саккоса.

Архиерейский омофор бывает большой и малый. Большой омофор епископ носит с начала литургии до чтения Апостола. При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора до окончания чтения. После этого на епископа надевают малый омофор, подобный большому, но значительно короче его. Малый омофор надевают по плечам вокруг шеи епископа и обоими концами спускают на грудь, что напоминает древнюю епитрахиль в виде ораря, обнесенного вокруг шеи священника и спускающегося вниз обоими концами.

На Великом входе малый омофор снимают, и епископ встречает в царских вратах предложенные Святые Дары. Затем уже вновь в малом омофоре епископ призывает Святаго Духа для претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.Когда Таинство совершилось и на престоле присутствует Сам Христос в пресуществленных Дарах, омофор вновь снимают с епископа. Затем на возгласе диакона «Вонмем» малый омофор вновь надевают на архиерея, который находится в нем до конца литургии.

Митра - богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка. Исторически и символически митра связана с царской диадемой. Архиерейская митра увенчивается крестом.

Панагия («всесвятая») - нагрудный образ Божией Матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. Панагия является исключительной принадлежностью архиерейского сана и впервые упоминается в XV веке в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Как и запрестольные Крест и икона Богоматери, они означают, что люди спасаются в Церкви благодатной силой крестного подвига Иисуса Христа и молитвами Богородицы, Матери Церкви. Епископские крест и панагия напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. В повседневной обстановке епископы носят на груди только панагию, а за богослужением - панагию и крест.

Жезл (Поcох) . Знак церковной власти епископа и управляющего монастырем (архимандрита или игумена). Различаются богослужебные - торжественные и богато украшенные посохи (жезл), и внебогослужебные - более простые (посох). Богослужебный архиерейский жезл существует наряду с посохом потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям нельзя украшать себя дорогими и яркими вещами. Только за богослужением, где архиерей и священнослужитель являют людям образ Царя Небесного, они облачаются в особо украшенные ризы и головные уборы, а архипастырь берет в руки богато украшенный жезл как символ данной ему по Божией благодати церковной власти. Навершие богослужебного жезла увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов:


древняя форма, восходящая к VI веку в виде перекладины с рожками, напоминающим перевернутый якорь;

форма, распространившаяся в XVI-XVII веках - в виде двух змей, извивающихся кверху с главами, взаимно обращёнными друг к другу, что означает мудрое управление паствой.

Отличительной особенностью русских архиерейских посохов является сулок - небольшой вдвое сложенный четырехугольный плат, который привязывается к верхней части Архиерейского жезла, предохраняющий руку от мороза. Впрочем, некоторым архимандритам в виде награды также позволяется иметь сулок на жезле. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний - от внешнего холода.

Повседневный, внебогослужебный посох представляет собой длинную деревянную палку с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или желтого металла.

Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону-посошнику, стоящему за богослужением справа от царских врат.

Кроме полного архиерейского облачения, существует еще малое облачение, в котором епископ совершает некоторые богослужения. Малое архиерейское облачение состоит из мантии и омофора.

Архиерейская мантия - одеяние епископа во время торжественных процессий, также в мантии архиерей совершает входные молитвы (перед литургией) и некоторые богослужения (например, литию на всенощном бдении). Архиерейская мантия надевается поверх рясы, как и монашеская. По покрою она подобна монашеской мантии, но пространнее и длиннее ее. У епископов и архиепископов мантия фиолетового цвета, у митрополитов - голубая, у Патриарха - зеленая.

В Древней Церкви архиерейской мантии не было. Она появилась в Византии в качестве почетного дара императора Константинопольским Патриархам, от которых затем перешла к прочим епископам. Смысл этого дара состоял в том, что царь как бы вверял новоизбранному Патриарху полноту власти над церковным народом и попечение о его нуждах, то есть как бы делился своей властью с Патриархом, ибо мантия была царским облачением. С XV века архиерейские мантии вошли в употребление всех архиереев.

Награды епископа. В Русской Церкви существует пять возможных наград для епископов.

1. Сан архиепископа. Буквально слово архиепископ означает «начальник над епископами», или «старший епископ» (греч. архе - «начало»). В Древней Церкви сан архиепископа имели епископы крупных городов и важнейших кафедр. Такое положение дел остается в настоящее время в православных восточных патриархатах, где сан архиепископа выше по статусу, чем сан митрополита (в частности, в Элладской Церкви архиепископом является только предстоятель Поместной Церкви). Однако в Русской Церкви сан архиепископа является первой наградой для архиерея, которой может быть удостоен любой епископ, независимо от занимаемой кафедры, в том числе и викарный епископ. Возведение в сан архиепископа производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. При возведении в сан архиепископа награждаемому даруется право ношения креста на клобуке.

2. Сан митрополита. В Древней Церкви сан митрополита имел старший по статусу епископ данной области - митрополии (от слов «мать» и «город»). В православных восточных Патриархатах сан митрополита по статусу всегда был ниже, чем сан архиепископа. Однако в Русской Церкви изначально взаимное отношение между митрополитами и архиепископами было принципиально иным: первосвятитель до установления патриаршества имел сан митрополита и в его каноническом подчинении были архиепископы. Потому и в настоящее время сан митрополита в России является наградой, которой могут быть удостоены архиепископы. Возведение в сан митрополита производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. При возведении в сан митрополита награждаемому даруется право ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

3. Вторая панагия.

4. Служение с преднесением креста. Когда митрополит, удостоенный этой награды, совершает богослужение, один из иподиаконов впереди несет крест на всех торжественных выходах, а также при каждении храма. С 2004 года последние две награды являются уже не наградами в буквальном смысле слова, а только отличительными особенностями следующих иерархов: в настоящее время правом ношения второй панагии обладают по статусу Святейший Патриарх Московский и всея Руси, митрополит Киевский и всея Украины и митрополит Токийский и всея Японии, а право служения с преднесением креста имеют только два архиерея - Святейший Патриарх Московский и всея Руси и митрополит Киевский и всея Украины. Те же архиереи, которые были удостоены второй панагии ранее, имеют право ее ношения в пределах своих епархий.


5. Сан Патриарха. Буквально термин «патриарх» означает «отце начальник» (от слов «отец» и «начало»). Этот сан в Русской Церкви имеет только предстоятель. Исключительными принадлежностями патриаршего сана являются мантия зеленого цвета и жезл без сулка. Также в отличие от других архиереев голову Патриарха венчает не клобук, а специальный головной убор - куколь. Как предстоятель Церкви, Патриарх имеет право освящать миро. Кроме того, в каноническом подчинении Патриарха находятся крупные монастыри по всей территории России (называемые ставропигиальными).

Совещательный орган при патриархе или папе называется синодом. Синод от греческого sun-odeuo - "вместе идти, путешествовать"; исходное слово odos - "путь, дорога"; корень общий с русскими словами ход, ходить. Синод состоит из епископов.

В православии и католицизме в духовенство (клир) входят только мужчины. Протодиакон - титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диаконы, напомним, низшая степень священнослужителя в православии. В таблице показаны звания белого духовенства и соответствующие им звания духовенства черного. В причт входят священники, диакон, псаломщик, пономарь и т.д.

Миряне сегодня нередко путаются в том, чем епископ отличается от митрополита, а иерей от протоиерея. Ну а уж кто такие пономарь или иподиакон — для большинства вообще «темный лес», поэтому они плохо ориентируясь в чинах священнослужителей, даже не знают, как к ним правильно обращаться. В ветхозаветные времена (примерно за 1500 лет до Рождества Христова) основоположник иудаизма пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц — первосвященников, священников и левитов.

В Новом Завете Иисус Христос из множества своих последователей избрал двенадцать апостолов и наделил их правом учить, совершать богослужение и руководить верующими. Со временем апостолы передали свою власть другим избранным лицам, учредив так же, как и в Ветхом Завете, три степени иерархии. Служение первых диаконов (с греческого «диаконос» значит «служитель») состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении таинств.

Православие в России

Таким образом, со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: высшая — епископ, средняя — священник и низшая — диакон. Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими. Трудник – человек, который живет и трудится в монастыре во время отпусков, чтобы испытать свое желание стать монахом.

В чём разница между епископами, священниками и другими священнослужителями?

Послушник в постриге – все так же, но над этим человеком совершено таинство пострига и он имеет право носить подрясник. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

Монашество в миру

Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде.

что такое «белые» и «черные» монахи?

Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

Православие для начинающих

Он может иметь помощников в лице викарных епископов. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

В отличие от католичества (где папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому непогрешимым), православный патриарх не наделен статусом непогрешимости. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом, в который на постоянной основе входят архиереи. Священник может совершать шесть таинств Церкви, кроме таинства рукоположения, то есть возведения в одну из степеней церковной иерархии, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

Римско-католические монастыри в пределах России

Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы. В христианской общине также существуют должности: помощника настоятеля (церковного старосты) и казначея.

Он имеет право непосредственно участвовать в совершении таинств, но не может отправлять их самостоятельно (кроме крещения, которое в случае крайней необходимости могут совершать и миряне). Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане. Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Кроме лиц священного сана (священнослужителей), в церковных службах принимают участие и миряне, занимающие низшие служебные должности, — иподиаконы, псаломщики и пономари. Алта́рник - именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях и в Русской Православной Церкви.

Со знаком минус. Как ухаживать за кожей и волосами в холода?

В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.

В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея).

Употребляются в церковном обиходе и некоторые другие термины. В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство».


Христианское духовенство делится на белое и черное. Белым духовенством, или клиром, называют дьяконов, священников, епископов и архиепископов, патриархов. Белое духовенство должно нести службу среди людей - в миру. Дьяконы помогают священникам в церковной службе. Священники обязаны заботиться о душах жителей определенного прихода. В приход, как правило, входят несколько деревень или же городских кварталов. В своем приходе священник проводит службы, выполняет церковные обряды, исповедует, прихожан, назначает им наказания за прегрешения, помогает бедным. На содержание церкви прихожане должны были платить особый налог - десятину.
Из самого названия ясно, что десятина - десятая часть доходов. Сначала десятину платили только с урожая, но постепенно церковь стала брать долю и со скота, а позже и с доходов горожан-ремесленников. Сравнительно небольшая часть десятины оставалась в приходе и расходовалась:
а) на строительство, ремонт и украшение приходской церкви;
б) на помощь бедным, странникам, богомольцам, калекам;
в) на содержание местного духовенства.
Остальное шло епископам, архиепископам, на другие церковные нужды.
Несколько приходов объединялись в епископство с епископом во главе. Несколько епископств - в архиепископство. На Востоке крупные архиепископства стали называть митрополиями во главе с митрополитами.
Самым главным из епископов на Западе со временем стал епископ города Рима - римский папа. Первым епископом Рима считался апостол Петр - один из ближайших учеников Иисуса Христа. Поэтому папы стали называть себя преемниками апостола Петра.
Два скрещенных ключа апостола Петра - серебряный и золотой - стали знаками папской власти. Другой символ папского могущества - тиара, появившаяся, правда, довольно поздно, в XIV в. Тиара - это торжественный головной убор римского папы. Основой тиары является митра - особая высокая шапка, отличавшая всех епископов и архиепископов. Но у папы на митру надеты три короны - одна над другой. Три короны должны означать, что папа - главный судья, главный законодатель и главный священнослужитель всего католического мира. Другими отличиями епископов помимо митры были перстень и особая часть церковного облачения - паллий. Знаком пастырского служения у епископов и аббатов служил особый посох.
На Востоке возникло четыре крупных патриархата с центрами в Константинополе, Антиохии, Иерусалиме и Александрии. Каждый патриархат объединял много митрополий. Наибольшее значение со временем приобрел патриарх Константинопольский, именовавшийся «вселенским патриархом». Между ним и римским папой постоянно шло соперничество за влияние на христиан.
Если на Западе церковь пыталась как бы заменить собой разваливавшиеся органы государственного управления, то на Востоке церковь была частью хорошо налаженного государственного механизма. Монашество
Епископам, а также патриархам и папе подчиняется и черное духовенство, т. е. монашество (от греческого слова «монахос» - «одиночка»). Чтобы мирская суета не мешала молиться и размышлять, монахи удаляются от мира, селятся в уединенных местах, например, в пустыне, глухом лесу или в горах. Если же монахам приходится устраиваться, скажем, в городе, они отгораживают свою обитель от бойкой городской жизни высокой стеной. Монахи живут либо в одиночку, либо совместно, общинами - монастырями. Св. Антоний Великий
Монашество родилось в III в. на Востоке - в Египте. Основоположником монашества считается св. Антоний (ок. 250-356). Св. Антоний стал в 21 год отшельником. Однажды он шел по египетской пустыне. Вдруг видит: сидит кто-то, похожий на него, и работает, затем встает для молитвы и снова принимается за работу. Это был, как гласит предание, ангел Божий. «Вот так поступай и ты - и спасешься», - сказал Антонию ангел. Неустанная работа и горячая молитва стали главными законами отшельнической жизни. Христиане, наслышанные о святости Антония, селились рядом с ним. Так возникла одна из первых монашеских общин. На Востоке монастыри именовались киновиями и лаврами. Св. Бенедикт и его устав
Основателем западного монашества считается св. Бенедикт, живший в первой половине VI в. По примеру восточных монахов он создал первые на Западе правила монашеской жизни - устав. «Молись и трудись!» - этими словами св. Бенедикта можно коротко выразить суть его устава. На Западе крупные монастыри получили название аббатств. Во главе их находились настоятели - аббаты.
При многих монастырях стали появляться школы, мастерские по переписке книг - скриптории. Часто время, потраченное монахом на переписку древних рукописей, засчитывалось ему за время молитвы. Монастыри стали важными центрами образования и культуры в раннее средневековье. Вопросы
1. Попробуйте объяснить, почему обсуждение отвлеченных богословских вопросов принимало порой ожесточенный характер и вызывало самый широкий интерес? Почему не только ученые монахи и клирики, но даже простолюдины готовы были на улицах или городских рынках спорить до хрипоты о том, кто прав: Арий или же его противники?
2. Почему между Восточной и Западной церквами с самого начала существовали различия и почему со временем они продолжали накапливаться?
3. Как вы думаете, почему в Западной Европе именно в монастырях сохранились многие элементы античного образования и античной культуры?

Русская православная церковь традиционно делит духовенство на две категории: белое и черное. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую ― взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Когда свершено рукоположение, женитьба становится невозможной для иерея.Кроме того, существует обет целибата. Он означает полное безбрачие.Религия позволяет священникам и диаконам иметь супругу, иерарх же обязательно должен быть монахом.

В православии выделяют три иерархических чина:

1. диаконат; - 2. священство; - 3. архиерейство.

Во время богослужений священникам оказывают помощь диаконы. Однако последние лишены права проводить их без участия священника, который, в свою очередь, может совершать практически все таинства. Архиереи проводят рукоположение в священный сан, у них в руках находится вся власть, какую церковь может дать человеку. Это высшая степень священства.

У основания иерархической лестницы находятся епископы, за ними следуют по нарастанию власти архиепископы, затем - митрополит и, наконец, патриарх.

Белое духовенство

Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни. В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения. Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.

Алтарники

В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.

Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:

Следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их; - готовить облачение священника; - подносить вовремя вино, просфоры и ладан; - во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы; - следить за порядком в алтаре.

Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.

Чтецы

Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.

Иподиаконы

Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.

Диаконы

К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.

Протодиаконы

Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах. Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.

Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.

Иереи

Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).

Большинство прихожан привыкло называть иереев священниками. Белый священник носит также имя «пресвитер», а принадлежащий к черному духовенству ― «иеромонах».

Протоиереи

В качестве награды этот титул может быть дан иерею. Посвящают в него при таинстве хиротесии.

Протопресвитер

Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.

Архиереи

Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.

Черное духовенство

Решение о ведении монашеского образа жизни ― одно из самых сложных в жизни человека. Поэтому перед тем, как постричься в монахи, необходимо пройти через послушничество. Это подготовка, в первую очередь моральная, к посвящению всей жизни Господу. За это время можно привыкнуть к монашеской жизни и поразмышлять над необходимостью обета.

После пострига человеку дается новое имя. С этого момента его называют «рясофор», или «инок». Когда им принимается малая схима, он именуется монахом, при этом его имя снова меняется, и он берет на себя дополнительные обеты.

При принятии великой схимы монах превращается в схимонаха, его обеты становятся еще более строгими и снова меняется имя. Обычно схимонахи не живут вместе с монастырской братией. Нередко они подаются в отшельничество или становятся затворниками или пустынниками. Именно они совершают известные монашеские подвиги.

Иеродиаконы и иеромонахи

Монах, принявший диаконский сан, становится иеродиаконом. Если у него есть сан священника, то правильно называть его иеромонахом. При этом получение титула происходит при прохождении процедуры хиротонии. Белые священники могут стать иеромонахами только после монашеского пострига.

Игумены

Настоятелей монастырей зовут игуменами. Чтобы стать ими, необходимо пройти процедуру избрания среди иеромонахов.

Архимандриты

Эти священнослужители относятся к одному из высших православных монашеских чинов. Как правило, он выдается настоятелям крупных монастырей.

Интересно, что архимандритами могут становиться и протоиереи: в случае смерти матушки и при принятии решения о ведении монашеского образа жизни.

Епископы и архиепископы

Возглавление епархий доступно епископам, которые причисляются к первому сану архиерея. Во главе крупных епархий стоят архиепископы. Последний титул считается почетным и может быть присвоен тем, кто имеет крупные заслуги перед Богом и церковью.

Митрополит

Над несколькими епархиями, расположенными в одном округе или в одной области, главенствует митрополит.

Патриарх

К высшему архиерейскому сану относятся патриархи, они возглавляют поместные церкви. Получить сан может только человек, являющийся предстоятелем автокефальной церкви. В России представитель этого сана в данный момент ― патриарх Кирилл.

Особенности пострига в монахи

Особым образом жизни ради служения Богу является монашество. У монахов очень много отличий от белых священнослужителей. Постриг можно назвать вторым крещением, потому что через него душа человека обновляется и перерождается. После обряда человек считается отреченным от мира и отныне облаченным в образ ангела.

Но стать монахом не так просто. Недостаточно просто принять это решение, необходимо его оправдать и пройти через своеобразный испытательный срок. В течение него кандидат проходит через так называемое «монашеское делание», которое включает три ступени:

1. жизнь трудника; - 2. звание кандидата в послушники; - 3. послушничество.

Разница между ступенями велика. Каждый верующий, который ходит в храм, может в нем поработать, если у него есть желание трудиться во славу Божию. У трудников могут быть и семьи, и дети. В некоторых случаях им даже выплачивается заработная плата. Но если такой человек ― служилый ― живет при монастыре, то он берет на себя обязательство соблюдать принятые там правила и отказаться от пагубных привычек

При поступлении в монастырь человек получает звание кандидата в послушники. С этого момента он должен начать разбираться, насколько монастырская жизнь ему подходит. Духовник, а также настоятель монастыря и старшие братья самостоятельно определяют, как долго он будет пребывать в монастыре в таком качестве.

Послушником становится тот, кто успешно прошел испытательный срок, по-прежнему изъявляет желание жить в обители и которого не сдерживают никакие внешние препятствия. Для этого необходимо написать прошение к правящему архиерею, которое сопровождает письмо от имени настоятеля. Епархиальное начальство должно дать свое благословение, после чего брат может стать насельником обители.

Типы пострига в монашестве

Существует три типа монашеского пострига, принятые в православии. В соответствии с ними монахи становятся:

1. рясофорами; - 2. прошедшими малую схиму; - 3. прошедшими великую схиму.

Рясофоры обязуются в течение как минимум трех лет жить в монастыре. Только в случае смертельной болезни кандидат может написать ходатайство о том, чтобы его постригли в монахи до того, как пройдет три года.

Во время священнодействия читаются специальные молитвы, с помощью креста постригаются волосы, старое имя меняется (хотя в некоторых случаях постригаемый может оставить и свое прежнее), происходит облачение в рясу. Во время пострига не нужно произнесение обетов, однако сам факт свободного вступления на путь инока подразумевает взятие обязательств перед Господом. Эти обязательства означают прежде всего так называемое чистое житие. В этом помогает заступничество того святого, чье имя берется во время священнодейства.

Некоторые монастыри пропускают этап рясофорства и сразу проводят таинство малой схимы. Есть свидетельства о верующих, которые и вовсе сразу приняли великую схиму. Это означает сохранение индивидуального подхода к каждому верующему в православной традиции. Именно во время малой и великой схим постригающиеся в монахи люди дают Богу обеты и отрекаются от мирской жизни. С этого момента у них не только новое имя и облачение, но и новая жизнь.

Несмотря на перечисленные различия, у священнослужителей обоих видов духовенства есть общая задача: учить детей и взрослых православию и правильной жизни, просвещать и нести благо. И белое, и черное духовенство ― очень важная часть служения Богу, и эту систему имеет не только православие, но и католичество.

Поделиться: