Правдин недоросль. “Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои. Образ героя в произведении

В комедии Фонвизина "Недоросль" не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам. Он ценит права человека и убежден, что ничто не может оправдать тиранство над крестьянами. Он со рвением выполняет свою задачу и обличает злодеяния четы Простаковых перед законом.

Нет никакого сомнения в том, что фамилия этого персонажа говорящая. Она означает, что герой стоит за правду, несет справедливость. В нем преобладают такие качества, как гуманность, преданность своим принципам и желание служить во благо своей страны. А также терпение и самоотдача, которые приводят к счастливому финалу.

С первых страниц нашего знакомства с этим персонажем, мы можем убедиться в его честности. Он отказывается читать письмо адресованное не ему, и соглашается только после личной просьбы самой Софьи. Это говорит о том, что он хорошо воспитан и сам всегда следует своим представлениям о нравственности. Также из его разговоров с Милоном становится ясно, что он не только честный чиновник, но еще и преданный друг. Он искренне радуется счастью Милона и Софьи и с готовностью помогает им, когда возникает такая необходимость.

Примечательно и его почтительное отношение к Стародуму. Стародум, будучи мудрым человеком многое на своем веку повидавшим, без труда узнает в Правдине высоконравственного и честного человека. Таким его видит и Софья. С самого их знакомства, она убеждается в глубокой образованности этого человека и находит приятным общение с ним.

В конце пьесы Правдин рассказывает о цели своего пребывания в доме Простаковых и объявляет о том, что теперь управление домом переходит в его руки. Несмотря на свою власть и положение, Правдин ни разу не злоупотребляет своими полномочиями и всегда следует букве закона и собственным убеждениям. Справедливость торжествует, а самодурство злобной Простаковой и малодушие ее супруга строго караются.

Правдин олицетворяет собой силу государства, ее способность защитить слабых и наказать виновных. Фонвизин верит, что именно на таких честных и образованных людях и строится будущее страны. Он ставит Правдина в пример всем государственным служащим, веря, что таких Правдиных много, и они готовы с радостью постоять за правду.

Сочинение про Правдина

Правдин – государственный чиновник, который призван разбираться в делах помещиков Простаковых. Он узнаёт о жадности и скупости Простаковой, а так же о том, что та забирает у Софьи всё, что у неё есть. Пользуясь помощью Стародума и Милона, он отбирает имение у Простаковой, тем самым наказывая помещицу за всё, что она натворила, насмехаясь над её жадностью и глупостью.

Этот герой, как и все остальные в этой комедии носит фамилию, которая его характеризует. Правдин – очень честный и искренний человек, всегда поступает правильно и справедливо. Ещё с самого начала знакомства с этим персонажем мы можем убедиться, что очень воспитанный и честный – он не хотел читать письмо, которое было адресовано не ему, но согласился только после того, как его лично попросила Софья.

Правдин служит в наместничестве и контролирует указы всей губернии. Своей главной целью в жизни он считает прекращение жестокости дворян над простыми крепостными людьми. В те времена помещики были очень жестоки по отношению к бедным крестьянам. А в особенности семья Простаковых. Так как крестьяне сами за себя постоять не могли, Правдин строго следил за порядком в своей губернии и, в особенности, наблюдал за Простаковыми.

Правдин имеет много общего со Стародумом. Они оба разделяют мнения друг друга и являются образованными, грамотными и начитанными людьми, оба героя не терпят жестокость и в первую очередь смотрят на качества человека, а не на его материальное положение и чин.

Правдин имеет положительную и светлую сторону в этой комедии, так как с помощью него автор показывает образ в этой комедии, что ещё не всё потеряно и остались ещё такие благородные люди, как Правдин.

Мы не можем сказать, что герой участвует в любовном конфликте комедии. Эту роль Фонвизин отдаёт Милону – возлюбленному Софьи. И он не один из людей, которые претендуют на руку девушки. Правдин в этом конфликте стоит в стороне. Но, тем не менее, он играет в пьесе немаловажную роль. Как представитель власти, именно он отбирает у Простаковых их поместье у Простаковых, наказывая их за алчность и невежество.

Правдин никогда не берёт взяток, так как считает, что это очень подло и низко. Но многие помещики не понимают его, так как привыкли всю свою жизнь врать и поступать нечестно. Автор показывает, что если будут такие люди, как Правдин, то всё небезнадёжно и проблемы с жестокостью над крепостными наладятся.

3 вариант

Свое произведение «Недоросль» писатель А. Фонвизин наделил большим количеством отрицательных персонажей. Но в их число не входит образ Правдина, даже сама фамилия подчеркивает эту характерную особенность. Для этого человека самое важное в жизни - правда. Он, обыкновенный чиновник, неравнодушный к справедливости, неустанно борющийся за права человека. Его заботит, по его мнению, потребительское и жестокое обращение с крестьянами. Он всеми способами пытается уличить Простаковых.

Изначально в произведении Правдин предстает перед читателем, как честный человек. Это хорошо заметно по его решительному отказу прочесть чужое письмо, однако, по настоянию Софьи, он все же делает это. В образе этого героя можно найти и черты преданности и искренности по отношению к своему другу Милону. Он готов всегда протянуть руку помощи, если это будет в его силах.

Еще одна положительная черта - уважительное отношение к людям преклонного возраста, а именно к пожилому герою Стародуму. Мудрый старик, как и Софья, видеть в чиновнике честного, высоконравственного человека. Они ведут приятные мирные беседы с самой первой встречи.

Завершается пьеса тем, что в ней раскрывается причина появления Правдина в доме Простаковых. Он заявляет о своих правах на управление всем домом и хозяйством графини. При этом его право абсолютно законно, без превышения полномочий. И движут чиновником лишь личные убеждения.

В его представлении взяточничество - это очень подлый и жалкий поступок, который он пресекает своим примером. Правдин не находит сторонников его убеждений и потому большинство помещиков не понимают и не желают принимать его моральные ценности.

Положительному герою, Правдину, в конечном итоге удается проучить семью Простаковых за бесчинство. Это выглядит как демонстрация могущественной государственной власти, способной восстановить справедливость между неравными по статусу людьми.

Такие герои, как Правдин, подают пример государственным служащим и действительно могут сформировать будущее страны. Для этого необходимо всего лишь строго соблюдать установленные законы.

Сочинение 4

Данный персонаж является олицетворение честно и гуманного чиновника, образцом того, каким должен быть человек, состоящий на государственной службе.

Сущность этого второстепенного персонажа (как и других героев комедии) выражена, в традициях времен ее создания, его фамилией. Если Простаковы и, в особенности Митрофанушка, олицетворяют собой пороки, присущие господствующему сословию, то Правдин введен в произведения как «карающий меч государства», тот кто воздаст всем по заслугам.

Одной из целей написания комедии, как следует из ее названия, служит желание автора осудить дворян, желающих жить в свое удовольствие, а не служить государству, как велит закон и обычай. В связи с этим, Правдин, восстанавливающий порядок показан в качестве идеального помещика и государственного служащего. По крайней мере, автор ничего не говорит о его недостатках.

Кроме неуклонного следования своему долгу, Правдин показан человеком гуманным, вежливым и учтивым. Однако главное достоинство Правдина (помимо честного исполнения своих обязанностей) – это его приверженность просвещению. В пьесе постоянно высмеиваются как глупые и невежественные помещики, таки бездарные и ленивые учителя Митрофанушки, благодаря которым тот не стал достойным офицером или чиновником. В силу этого, автор подчеркивает стремление Правдина бороться с невежеством, в котором тот видит корень зла. Чиновник не только исполняет свои прямые обязанности, определяя недоросля на государственную службу, и препятствует Простаковым проявлять жестокость по отношению к крепостным, лишив их возможности распоряжаться имением. Он выявляет недостойных учителей Митрофанушки, воздавая им по заслугам.

В целом, можно заключить, что в образе Правдина автор изобразил власть, как таковую. Не являясь, разумеется, противником существующего строя, веря, что в радикальных изменениях необходимости нет, а для устранения недостатков достаточно образования и честных чиновников, Фонвизин создал образ одного из них. В Правдине показан способ решения стоящих перед обществом проблем, образец для подражания, которому автор призывает следовать.

Несколько интересных сочинений

  • Перов В.Г.

    Прекрасный живописец и портретист. Внебрачный сын прокурора Г.К. Криденера, родом из Тобольска. После болезни, перенесенной в детстве, у Перова ослабло зрение.

У Стародума есть в комедии единомышленник — Правдин. Это член наместничества, чиновник и общественный деятель.

Правдин — лицо еще менее живое, чем Стародум, но важное для понимания идейного содержания комедии. Правдин выполняет обязанности неподкупного чиновника, выбранного в помощь наместнику для наблюдения за отношением помещиков к крепостным. «Именем правительства» наказывает он Простакову, отбирая в государственную опеку ее дом и деревни. Но, конечно, в действительности такие случаи были чрезвычайно редкими. Факты помещичьего произвола почти не могли доходить до правительства, потому что крепостным было запрещено жаловаться на господ под страхом ссылки в Сибирь. Чисто внешнее вмешательство Правдина в развязку комедии создавало видимость правительственного вмешательства в дела деревни. Это придавало комедии политическую благовидность. В то же время традиционно-благополучный конец комедии (порок наказан, добродетель торжествует) показывает не то, что делало правительство в действительности, а то, чем оно должно было бы заняться.

В развязке комедии ему принадлежит решающая роль: убедившись в жестокости Простаковой, он берет ее имение в опеку. Такие случаи были редки в ту эпоху, но они были. Для пропаганды взглядов Фонвизина такая развязка комедии была очень важна. Она напоминала правительству, что вопрос об опеке над имениями жестоких помещиков уже поднимался в комиссии 1767 г. и что его необходимо провести в жизнь.
Сравнительно бледными получились в комедии образы Милона и Софьи . Обьясняется это не только тем, что показ крепостной усадьбы отодвинул их на второй план, но и тем, что реальная действительность не давала писателю материала для создания «положительного» героя в дворянском быту. Это идеализированные представители той «новой породы» людей, которую, хотя и не особенно успешно, но действительно пытались создавать некоторые педагогические заведения и домашнее воспитание по идеям Локка и Руссо.

Образ Милона дан в комедии как идеал молодого дворянина-воина, честного и неустрашимого. Софья в комедии "Недоросль" нарисована как идеал девушки-дворянки: она и образованна (читает французские книги), и умна (ведет серьезный разговор со Стародумом), и верна в чувстве любви, и благонравна. Софья, в сущности, противопоставляется Митрофанушке как идеал правильного воспитания. Она является как бы живой иллюстрацией педагогических взглядов Стародума, так как воспитал ее именно он. Стародум говорит: «Пошел в отставку, положил я основание твоему воспитанию». И Софья в комедии "Недоросль", и Милон — представители «новой породы» людей. Образы их — антитеза образа Митрофанушки.

Культурный уровень положительных героев комедии подчеркивается их языком. Это книжный, литературный язык эпохи. Даже Софья в комедии "Недоросль" говорит такими сложными фразами: «Так поэтому надобно, чтобы всякий порочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурное, знав, что делает». Как люди благовоспитанные, все положительные герои говорят изысканно вежливо: «Вы меня тем очень одолжите» (Софья), «Радуюсь, сделав ваше знакомство» (Правдин) и т.п. Для языка Стародума характерны афоризмы, т.е. краткие, сжатые изречения, при помощи которых Стародум как бы отчеканивает свои мысли. Такой утонченно книжный язык положительных героев еще более подчеркивал грубость и некультурность речи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки.

Темы образования и воспитания всегда актуальны для общества. Именно поэтому комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» интересна для читателей и сегодня. Героями произведения являются представители разных сословий. Комедия написана в стиле классицизма. Каждый персонаж олицетворяет определённое качество. Для этого автор использует говорящие фамилии. В комедии соблюдено правило трёх единств: единство действия, времени и места. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 1782 году. С тех пор были тысячи, а то и миллионы одноимённых спектаклей по всему миру. В 1926 году по мотивам комедии был снят фильм «Господа Скотинины».

Стародум

Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.

Вот злонравия достойные плоды.

Начинаются чины - перестаёт искренность.

Невежда без души - зверь.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница - жалкая тварь.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Стародум. Фрагмент из спектакля «Недоросль»

Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Наличные деньги - не наличные достоинства

Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Честный человек должен быть совершенно честный человек.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

Бог дал тебе все приятности твоего пола.

При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.


Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло

Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.

Льстец - ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Правдин

Правдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.

Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.


Злонравие в благоучреждённом государстве терпимо быть не может…

Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю…

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..

Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…

Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Милон

Милон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.

В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…

Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.

А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…

Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.


Денис Иванович Фонвизин

Недостойные люди!

Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…

Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…

Я влюблён и имею счастие быть любим…

Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…

Софья

В переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.

Как наружность нас ослепляет!

Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…

Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…


Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть…

Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?

Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.

Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…

Отрицательные

Простакова

Госпожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.

Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.

Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.

А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..

Без наук люди живут и жили.


Госпожа Простакова. Кадр из фильма «Недоросль»

Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..

Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..

Да ныне век другой, батюшка!

Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.

Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.

Митрофан

Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.

Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Гарнизонная крыса.

Ты так устала, колотя батюшку.

По мне, куда велят.


Не хочу учиться - хочу жениться

Белены объелся.

Да всяка дрянь в головы лезла, то ты батюшка, то ты матушка.

Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!

Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…

Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю.

Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя…

Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.

Всякая вина виновата.

На своё счастье грех пенять.

Ученье – вздор.

Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.


Все меня одного оставили. Пойти было прогуляться на скотный двор.

Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.

Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.

Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.

Еремеевна

Няня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.

У меня и свои зацепы востры!

Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка!

Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.


Избави бог напраслины!

Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.

Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…

По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.

Ох ты чушка проклятая!

Цыфиркин

Цыфиркин – один их учителей Митрофанушки. Говорящая фамилия прямо указывает на то, что он учил сына Простаковой математике. Уменьшительно-ласкательное употребление фамилии говорит о том, что Цыфиркин не был настоящим учителем. Он – солдат в отставке, который разбирается в арифметике.

Явление I

Стародум и Правдин

Правдин . Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила. Стародум . Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы? Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. Стародум . Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно. Правдин . Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! Стародум . Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами. Правдин . Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать... Стародум . А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов... Правдин . Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец. Стародум . Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми... Стародум . Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится. Правдин . Справедливо. Великий государь дает... Стародум . Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин. Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Стародум . Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. Правдин . Но особы высшего состояния просвещают детей своих... Стародум . Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения. Правдин . Надобно действительно, чтоб всякое состояние людей имело приличное себе воспитание; тогда можно быть уверену... Что за шум? Стародум . Что такое сделалось?

Явление II

Те же, Милон , Софья , Еремеевна .

Милон (отталкивая от Софьи Еремеевну, которая за нее было уцепилась, кричит к людям, имея в руке обнаженную шпагу). Не смей никто подойти ко мне! Софья (бросаясь к Стародуму). Ах, дядюшка! Защити меня!

Стародум . Друг мой! Что такое? Правдин . Какое злодеяние! Софья . Сердце мое трепещет! Еремеевна . Пропала моя голоушка!

(Вместе.)

Милон . Злодеи! Идучи сюда, вижу множество людей, которые, подхватя ее под руки, несмотря на сопротивление и крик, сводят уже с крыльца к карете. Софья . Вот мой избавитель! Стародум (к Милону). Друг мой! Правдин (Еремеевне). Сейчас скажи, куда везти хотели, или как с злодейкой... Еремеевна . Венчаться, мой батюшка, венчаться! Г-жа Простакова (за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

Явление III

Те же, г-жа Простакова , Простаков , Митрофан .

Г-жа Простакова . Какая я госпожа в доме! (Указывая на Милона). Чужой погрозит, приказ мой ни во что.

Простаков . Я ли виноват? Митрофан . За людей приниматься? Г-жа Простакова . Жива быть не хочу.

(Вместе.)

Правдин . Злодеяние, которому я сам свидетель, дает право вам, как дяде, а вам, как жениху...

Г-жа Простакова . Жениху! Простаков . Хороши мы! Митрофан . Всё к черту!

(Вместе.)

Правдин . Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства. Г-жа Простакова (бросаясь на колени). Батюшки, виновата! Правдин . Муж и сын не могли не иметь участия в злодеянии...

Простаков . Без вины виноват! Митрофан . Виноват, дядюшка!

(Вместе, бросаясь на колени.)

Г-жа Простакова . Ах я, собачья дочь! Что я наделала!

Явление IV

Те же и Скотинин .

Скотинин . Ну, сестра, хорошу было шутку... Ба! Что это? Все наши на коленях! Г-жа Простакова (стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами. Скотинин . Сестра! О своем ли ты уме? Правдин . Молчи, Скотинин. Г-жа Простакова . Бог даст тебе благополучие и с дорогим женихом твоим, что тебе в голове моей? Софья (Стародуму). Дядюшка! Я мое оскорбление забываю. Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму). Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Вить я человек, не ангел. Стародум . Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом. Милон . И преступление и раскаяние в ней презрения достойны. Правдин (Стародуму). Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством... и уж спасти ее нельзя. Стародум . Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю.

Все вскочили с коленей.

Г-жа Простакова . Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки. Правдин . А за что вы хотите наказывать людей ваших? Г-жа Простакова . Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях? Правдин . А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается? Скотинин . Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? Правдин . Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен. Г-жа Простакова . Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? Стародум . Мастерица толковать указы! Г-жа Простакова . Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.) Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни. Простаков . А! До чего мы дожили! Г-жа Простакова . Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа... Правдин . Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите. Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка? Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно! Скотинин . Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру-поздорову. Г-жа Простакова . Все теряю! Совсем погибаю! Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених... Стародум (указывая на Милона). Вот он. Скотинин . Ага! так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и... Правдин . Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены. Скотинин . Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей... Правдин . Побольше любили или б по крайней мере... Скотинин . Ну?.. Правдин . Хоть не трогали. Скотинин (отходя). Хоть не трогали.

Явление V

Г-жа Простакова , Стародум , Правдин , Митрофан , Софья , Еремеевна .

Г-жа Простакова (Правдину). Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются? Правдин . Я от должности никак не отступлю. Г-жа Простакова . Дай мне сроку хотя на три дни. (В сторону.) Я дала бы себя знать... Правдин . Ни на три часа. Стародум . Да, друг мой! Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь. Г-жа Простакова . Да как вам, батюшка, самому входить в мелочи? Правдин . Это мое дело. Чужое возвращено будет хозяевам, а... Г-жа Простакова . А с долгами-то разделаться?.. Недоплачено учителям... Правдин . Учителям? (Еремеевне.) Здесь ли они? Введи их сюда. Еремеевна . Чай, что прибрели. А немца-то, мой батюшка?.. Правдин . Всех позови.

Еремеевна отходит.

Правдин . Не заботься ни о чем, сударыня, я всех удовольствую. Стародум (видя в тоске г-жу Простакову). Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно. Г-жа Простакова . Благодарна за милость! Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!

Явление VI

Те же, Еремеевна , Вральман , Кутейкин и Цыфиркин .

Еремеевна (введя учителей, к Правдину). Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка. Вральман (к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?.. Кутейкин (к Правдину). Зван бых и приидох. Цыфиркин (к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие? Стародум (с приходу Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман? Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь? Правдин . Как? Он вам знаком? Стародум . Как не знаком? Он три года у меня был кучером.

Все показывают удивление.

Правдин . Изрядный учитель! Стародум . А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься. Вральман . Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель... Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю. Цыфиркин . Лучше не надо. Кутейкин . Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся... Правдин . А что тебе надобно? Кутейкин . Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за... Г-жа Простакова . Ненасытная душа! Кутейкин! За что это? Правдин . Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу. Г-жа Простакова . Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку? Кутейкин . Это его дело. Не мое. Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину.) Тебе много ль заплатить? Цыфиркин . Мне? Ничего. Г-жа Простакова . Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще за год ни полушки не заплачено. Цыфиркин . Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты. Правдин . А за ученье? Цыфиркин . Ничего. Стародум . Как ничего? Цыфиркин . Не возьму ничего. Он ничего не перенял. Стародум . Да тем не меньше тебе заплатить надобно. Цыфиркин . Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму. Стародум . Вот прямо добрый человек!

Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

Правдин . Тебе не стыдно, Кутейкин? Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный. Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу. Цыфиркин . Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую. Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой! Цыфиркин . И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин . Да за что, ваше благородие, жалуете? Правдин . За то, что ты не походишь на Кутейкина. Цыфиркин . И! Ваше благородие. Я солдат. Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит.

Правдин . А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою. Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь. Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фысокоротие. Фосмите меня апять к сепе. Стародум . Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей? Вральман . Ой, нет, мой патюшка! Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Явление VII

Те же и камердинер .

Камердинер (Стародуму). Карета ваша готова. Вральман . Прикашишь мне дофести сепя? Стародум . Поди садись на козлы.

Вральман отходит.

Явление последнее

Г-жа Простакова , Стародум , Милон , Софья , Правдин , Митрофан , Еремеевна .

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам... Правдин . Всего счастья, на которое имеют право честные сердца. Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Митрофан . Да отвяжись, матушка, как навязалась... Г-жа Простакова . И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.) Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти. Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Митрофан . Ды она как будто неведомо... Правдин . Грубиян! Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что? Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется. Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить... Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят. Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

КОНЕЦ КОМЕДИИ.

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

В комедии «Недоросль» Правдин является положительным героем, честным чиновником с гуманными взглядами на управление имением. По сюжету произведения мужчина по службе попадает в деревню Простаковой, чтобы обличить и пресечь происходящие там бесчинства, наказать жестоких помещиков и взять имение под собственную опеку. Чиновник успешно разрешает острую ситуацию, наказывая виноватых и помогая нуждающимся.

В «Недоросле» как классицистической пьесе имена героев во многом определяют их личные качества и роль в произведении. Не стал исключением и Правдин. В «Недоросле» характеристика личности персонажа полностью соответствует значению его фамилии – «Правдин» от «правда», то есть герой является носителем правды и беспристрастного правосудия. В комедии чиновник выступает ревизором, олицетворяя букву закона, высшую справедливость и строгость в решениях, – он наказывает виновных, забирая у Простаковых деревню, выясняет, кто из учителей служил честно, а кто только обманывал Простакову. Мужчина решает и судьбу Митрофана, забирая к себе на службу.

Персонаж Правдина играет важное значение в идейном замысле комедии. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслужено вознаграждает и наказывает. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции.

Поделиться: