Потонувший колокол краткое содержание. Герхард гауптман - потонувший колокол

Герхард Гауптман

Потонувший колокол

Драматическая сказка в пяти действиях

Действующие лица

Гейнрих – колокольный литейщик.

Магда – его жена.

Дети их.

Соседка.

Пастор

Школьный учитель.

Цирюльник.

Старая Виттинхен.

Раутенделейн – существо из рода эльфов.

Никельман – стихийный дух.

Лесной дух – из породы фавнов.

Эльфы.

Лесные человечки и лесные женщинки .


Фон сказки: горная цепь и деревня у подножия гор.

Действие первое

Горный луг, окруженный елями, исполненными шороха. Слева, на заднем фоне, наполовину затененная нависшей скалой, небольшая хижина.

Впереди, справа, возле лесной опушки, старый колодец; на верхней его закраине сидит Раутенделейн . Наполовину ребенок, наполовину девушка, существо из рода эльфов. Она расчесывает свои густые красно-золотые волосы; отмахиваясь от пчелы, которая назойливо мешает ей.


Раутенделейн

Откуда ты, жужжалка золотая,
Ты, лакомка, ворующая сласти,
Готовящая воск! – ты, птичка солнца,
Оставь меня! – Уйди! оставь меня!
Ты видишь, этим бабушкиным гребнем,
Из золота, я волосы чешу,
И надо до ее прихода кончить,
А то она рассердится. – Ступай же!
Оставь меня в покое, говорю!
Чего тебе здесь нужно? Что ты ищешь?
Ну, разве я цветок? Ну, разве рот мой –
Какой-нибудь душистый лепесток?
Лети к лесной опушке, дальше, пчелка,
Через ручей, там крокусы цветут,
Фиалки голубеют, ключ небесный:
В их чашечки вползи, и пей, пока,
Как пьяная, ты не начнешь шататься.
Ты слышишь: я серьезно: марш домой,
В свой замок! Ты ведь знаешь: ты в опале,
Да, Бабушка Кустов тебя не любит,
За то, что воск ты делаешь церковный.
Ну что ж, тебя и этим не проймешь? –
Эй, ты, труба на бабушкиной кровле,
Пошли-ка мне сюда немножко дыму –
Небесное созданье прогони!
Скорее! Гулле, гулле! Вулле, вулле!
Марш, марш!
Пчела улетает.
Ну, наконец-то, убралась.

Несколько мгновений Раутенделейн без помехи расчесывает свои волосы, потом она нагибается над колодцем и зовет.

Эй, Никельман! Оге! Оге! – Не слышит.
Давай себе сама спою я песню.
Не знаю, откуда пришла я,
Не знаю, куда иду.
Птичка ли я лесная,
Фея ли. Здесь я жду.
Цветы головки склоняют,
Ароматом весь лес наполняют,
Но чьи разгадали мечты,
Откуда цветы?
И бывает, что сердце тоскует,
Все его что-то волнует:
Мне так хотелось бы знать
Отца и родимую мать.
Нельзя, так не надо,
В сердце услада,
Я светлокудрая нимфа! Я рада!
Снова зовет, наклоняясь над колодцем.
Эй, старый Никельман, взойди же кверху!
Нет Бабушки Кустов, пошла набрать
Еловых шишек. Мне одной так скучно.
Приди и расскажи мне что-нибудь.
Пожалуйста, а я за то сегодня ж
Куницей проберусь в курятник ночью
К богатому соседу, для тебя
Найдется там петух, весь черный-черный. –
Идет! Эй, Никельман! – В воде – глю-глю.
Серебряные шарики кружатся
И вверх плывут. Взойдет он, и разрушит
То зеркало, с отливом черноцветным,
В котором отражаюсь я внизу.

(Играя с своим отражением)

Приветствую вас, дева водяная!
Как вас зовут? – Как? Раутенделейн?
Красавица из молодых красавиц?
Да, ты? – Я – Раутенделейн.
Что говоришь ты? Пальцем указала
На нежные свои сестрицы-грудки?
Смотри, не хороша ли я, как Фрея?
Волна моих пылающих волос
Не из лучей ли солнечных? Ты видишь,
Оттуда из воды ответным блеском,
Как слиток золотой, они горят?
Ты огненную сеть лучистых прядей
Показываешь мне, ты расширяешь
Узор, как будто хочешь рыб ловить
В воде глубокой: ладно! Так лови же
Мой камень, ты безмозглое созданье, –
И тотчас похвальбе твоей конец.
А я как прежде. Никельман, скорее,
Придумай чем-нибудь убить мне время.
Ну, вот он.
Никельман по грудь поднимается из колодца.
Ха, ха, ха! Хорош же ты!
Тебя увидишь, вдруг гусиной кожей
Покроешься, и что ни взгляд, все хуже.

Никельман

(водяной старец, в волосах у него камыши, с него капает вода, он делает глубокие вздохи, как тюлень. Глаза его мигают, пока он не привыкает к дневному свету)

Брекекекекс.

Раутенделейн

(передразнивая его)

Брекекекекс, конечно,
Весною пахнет, эко удивленье.
Об этом уж в расщелине стенной
Последняя из ящериц узнала.
Козявка знает, крот, речная рыбка,
И перепел, и водяная крыса,
И выдра, и комар, и стебелек,
И заяц под кустом, и ястреб в небе!
А ты отстал от всех!

Никельман

(сердито надуваясь)

Брекекекекс.

Раутенделейн

Ты спал? Еще не видишь и не слышишь?

Никельман

Брекекекекс, а ты не будь дерзка.
Мартышка ты, ну прямо обезьяна,
Желток яичный, пигалица, славка,
Птенец ты: квак! Ты скорлупа, не больше,
Тебе названье: кворакс, квак, квак, квак!

Раутенделейн

А если старик мой сердиться начнет,
Я буду плясать, я сплету хоровод!
Подруг и друзей отыщу я всегда,
Ведь я так красива, нежна, молода.

(Ликуя)

Эйа, – юххейа! Нежна, молода.

Лесной Фавн, козлоногий, козлобородый, рогатый лесной дух, приходит на луг, делая забавные прыжки.


Лесной Фавн

Плясать я не умею, но зато
Такие я прыжки умею делать,
Что устыдится каменный баран.
Не хочешь:

(похотливо)

так другой прыжок я знаю,
Пойдем со мной, красоточка, в кусты,
Там старую, с дуплом, я знаю иву,
Там крика петуха не раздавалось,
Не слышно шума волн, там я тебе
На дудочке волшебной поиграю,
По прихоти которой пляшут все.

Раутенделейн

(уклоняясь от Фавна)

Как, я? С тобой?

(Насмешливо)

Скажите, тут как тут!
Ах, козлоногий, мохноногий плут!
Тебя во мху лесная ждет жена,
Я слишком чистоплотна и стройна,
С своей козлиной вонью прочь иди,
Скорей к своей козлихе припади,
Она тебе рожает каждый день,
А в праздник ей троих родить не лень,
В неделю девять маленьких козлят,
Прегрязненьких, прегаденьких на взгляд!
Ха, ха, ха, ха!
С заносчивым смехом уходит в хижину.

Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает свои густые рыжевато-золотистые волосы. Перегнувшись через край сруба, она зовет Водяного. Ей скучно, бабушка Виттиха в лес ушла, глядишь, за болтовней быстрее время пролетит. Водяной не в духе, он устал от насмешек и колкостей очаровательной проказницы. Раутенделейн призывает Лешего развлечь её, но тот быстро надоедает ей своими назойливыми ухаживаниями. Девушка скрывается в хижине.

Леший хвастается, сколь удачна была его последняя забава. Над обрывом люди построили новую церковь. Восемь лошадей везли к ней на телеге колокол, а он ухватился за колесо, колокол пошатнулся, понесся вниз по камням со звоном и гулом и потонул в озере. Если бы не его, Лешего, прыть, замучил бы их всех колокол своим несносным завыванием.

Появляется изнуренный, ослабевший Генрих, литейщик колоколов, и падает на траву неподалеку от хижины. Он сорвался в пропасть, откуда чудом выбрался, а потом заблудился. Старая Виттиха, возвращаясь из леса, натыкается на Генриха. Только этого не хватало, и так от пастора и бургомистра житья нет, а если обнаружится, что здесь мертвец, запросто спалить хижину могут. Она поручает Раутенделейн принести охапку сена и поудобнее устроить лежащего, дать ему напиться. Очнувшийся Генрих поражен красотой юной девушки. Наверное, она привиделась ему во сне или же он умер. А этот нежный, божественный голос, как бы хотел он влить его в медь колокола. Генрих впадает в забытье. Слышатся приближающиеся голоса людей - это Леший навел их на след мастера. Испуганная старуха поспешно гасит огонь в доме и зовет Раутенделейн, приказывая оставить Генриха - он смертный, пусть она и отдаст его смертным. Но девушка вовсе не хочет, чтобы люди забрали Генриха. Вспомнив бабушкины уроки, она ломает цветущую ветку и чертит вокруг лежащего круг.

Появляются Пастор, Цирюльник и Учитель, они недоумевают - Генрих свалился в пропасть, а крики о помощи почему-то доносились сверху, они с трудом вскарабкались сюда по кручам. Пастор в унынии: такой прекрасный светлый Божий праздник, и так кончился. Цирюльник, оглядевшись, призывает побыстрее покинуть поляну - это проклятое место, а вон и хижина старой колдуньи. Учитель заявляет, что не верит в колдовство. По доносящимся стонам они находят лежащего Генриха, но подойти к нему ближе не могут, натыкаются на заколдованный круг. А тут еще Раутенделейн, пугая их, проносится мимо с дьявольским хохотом. Пастор решает одолеть коварство сатаны и решительно стучится в дверь хижины. Виттиха не желает лишних неприятностей, снимает колдовские чары, пусть забирают своего мастера, но не проживет он долго. Да и в мастерстве не больно силен, плохой был звук у последнего колокола, и он один знал это и мучился. Генриха кладут на носилки и уносят. Раутенделейн не может понять, что с ней происходит. Она плачет, поясняет Водяной, это слезы. Ее влечет в мир людей, но это обернется гибелью. Люди - жалкие рабы, а она - принцесса, он в очередной раз зовет её к себе в жены.

Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчёсывает свои густые рыжевато-золотистые волосы. Перегнувшись через край сруба, она зовёт Водяного. Ей скучно, бабушка Виттиха в лес ушла, глядишь, за болтовнёй быстрее время пролетит. Водяной не в духе, он устал от насмешек и колкостей очаровательной проказницы. Раутенделейн призывает Лешего развлечь её, но тот быстро надоедает ей своими назойливыми ухаживаниями. Девушка скрывается в хижине.

Леший хвастается, сколь удачна была его последняя забава. Над обрывом люди построили новую церковь. Восемь лошадей везли к ней на телеге колокол, а он ухватился за колесо, колокол пошатнулся, понёсся вниз по камням со звоном и гулом и потонул в озере. Если бы не его, Лешего, прыть, замучил бы их всех колокол своим несносным завыванием.

Появляется изнурённый, ослабевший Генрих, литейщик колоколов, и падает на траву неподалёку от хижины. Он сорвался в пропасть, откуда чудом выбрался, а потом заблудился. Старая Виттиха, возвращаясь из леса, натыкается на Генриха. Только этого не хватало, и так от пастора и бургомистра житья нет, а если обнаружится, что здесь мертвец, запросто спалить хижину могут. Она поручает Раутенделейн принести охапку сена и поудобнее устроить лежащего, дать ему напиться. Очнувшийся Генрих поражён красотой юной девушки. Наверное, она привиделась ему во сне или же он умер. А этот нежный, божественный голос, как бы хотел он влить его в медь колокола. Генрих впадает в забытье. Слышатся приближающиеся голоса людей - это Леший навёл их на след мастера. Испуганная старуха поспешно гасит огонь в доме и зовёт Раутенделейн, приказывая оставить Генриха - он смертный, пусть она и отдаст его смертным. Но девушка вовсе не хочет, чтобы люди забрали Генриха. Вспомнив бабушкины уроки, она ломает цветущую ветку и чертит вокруг лежащего круг.

Появляются Пастор, Цирюльник и Учитель, они недоумевают - Генрих свалился в пропасть, а крики о помощи почему-то доносились сверху, они с трудом вскарабкались сюда по кручам. Пастор в унынии: такой прекрасный светлый Божий праздник, и так кончился. Цирюльник, оглядевшись, призывает побыстрее покинуть поляну - это проклятое место, а вон и хижина старой колдуньи. Учитель заявляет, что не верит в колдовство. По доносящимся стонам они находят лежащего Генриха, но подойти к нему ближе не могут, натыкаются на заколдованный круг. А тут ещё Раутенделейн, пугая их, проносится мимо с дьявольским хохотом. Пастор решает одолеть коварство сатаны и решительно стучится в дверь хижины. Виттиха не желает лишних неприятностей, снимает колдовские чары, пусть забирают своего мастера, но не проживёт он долго. Да и в мастерстве не больно силён, плохой был звук у последнего колокола, и он один знал это и мучился. Генриха кладут на носилки и уносят. Раутенделейн не может понять, что с ней происходит. Она плачет, поясняет Водяной, это слезы. Ее влечёт в мир людей, но это обернётся гибелью. Люди - жалкие рабы, а она - принцесса, он в очередной раз зовёт её к себе в жены. Но Раутенделейн устремляется в долину, к людям.

Дом литейщика колоколов мастера Генриха. Его жена Магда принаряжает двух малолетних сыновей, собираясь в церковь. Соседка уговаривает не торопиться, церковка в горах видна из окна, но нет белого флага, который собирались поднять, как только будет подвешен колокол. Поговаривают, что там не все благополучно. Встревоженная Марта оставляет детей на её попечение и торопится к мужу.

В дом приносят на носилках Генриха. Пастор утешает Магду: доктор сказал, что есть надежда. Он стал жертвой исчадий ада, которые, страшась святого звона, пытались погубить мастера. Магда просит всех уйти, подносит мужу воды. Тот, чувствуя близкий конец, прощается с женой, просит у неё прощения за все. Последний колокол у него не удался, он бы плохо звучал в горах. А это был бы позор для мастера, уж лучше смерть. Вот и бросил он свою жизнь вслед негодному творению. Пастор советует Магде сходить к знахарке Финдекле. В доме появляется одетая служанкой Раутенделейн с корзинкой лесных ягод. Вот девушка и посидит пока с больным. Не теряя времени, Раутенделейн принимается колдовать. Очнувшийся Генрих недоумевает - где он видел это божественное создание? Кто она? Но Раутенделейн сама этого не знает - лесная бабушка нашла её в траве, вырастила. Она обладает волшебным даром - поцелует глаза, и откроются они для всех небесных далей.

Вернувшаяся домой Магда счастлива: муж просыпается здоровым, он полон сил и жажды творить.

Заброшенная плавильня в горах. Водяной и Леший злятся и завидуют: целыми днями Генрих варит металлы, а ночи проводит в объятиях прекрасной Раутенделейн. Леший не упускает случая поддеть девушку: если бы он не подтолкнул повозку, не попал бы благородный сокол в её сети. Приходит Пастор, хочет вернуть назад заблудшую овцу, колдовством заманили благочестивого человека, отца семейства. Увидев Генриха, Пастор поражён, как он прекрасно выглядит. Мастер с увлечением рассказывает, над чем трудится: хочет он создать игру колоколов, заложит высоко в горах фундамент нового храма, и ликующий, победный звон будет возвещать миру рождение дня. Пастор возмущён нечестивостью помыслов мастера, это все влияние проклятой колдуньи. Но настанет для него день раскаяния, услышит он тогда голос потонувшего в озере колокола.

Генрих трудится в плавильне, подгоняя своих подмастерьев-гномов. От усталости он погружается в сон. Водяной бурчит - вздумал тягаться с Богом, а сам слаб и жалок! Генриха мучают кошмары, кажется ему, что звучит потонувший в озере колокол, дрожит, пытается подняться вновь. Он зовёт на помощь Раутенделейн, та ласково успокаивает мастера, ему ничто не грозит. Леший тем временем призвал людей, подстрекая поджечь плавильню. В Раутенделейн попадает камень, она призывает Водяного смыть людей в пропасть потоками воды, но тот отказывается: ненавистен ему мастер, вознамерившийся царить над Богом и людьми. Генрих сражается с наступающей толпой, швыряя горящие головни и гранитные глыбы. Люди вынуждены отступить. Раутенделейн ободряет его, но Генрих не слушает её, он видит, как по узкой горной тропе взбираются двое мальчиков босиком, в одних рубашонках. Что у вас в кувшинчике? - спрашивает он сыновей. Слезы мамы, лежащей среди водяных лилий, - отвечают призраки. Генрих слышит звон потонувшего колокола и, прокляв, гонит от себя Раутенделейн.

Лужайка с хижиной Виттихи, С гор спускается измученная и скорбная Раутенделейн и в отчаянии бросается в колодец. Леший сообщает Водяному, что Генрих бросил девушку, а его плавильню в горах он спалил. Водяной доволен, он знает, кто двигал мёртвым языком потонувшего колокола - утопленница Марта.

Появляется обессилевший, совершенно больной Генрих, шлёт проклятья людям, доведшим до смерти его жену, зовёт Раутенделейн. Безуспешно пытается он взобраться выше в горы. Сам оттолкнул от себя светлую жизнь, ворчит старуха, был званым, да не стал избранным, а теперь затравлен людьми, и крылья у него навек сломаны. Генрих и сам не поймёт, почему слепо и бездумно подчинился колоколу, созданному им, и голосу, который сам в него вложил. Надо было разбить тот колокол, не дать поработить себя. Он умоляет старуху позволить ему перед смертью увидеть Раутенделейн. Виттиха ставит перед ним три кубка с белым, красным и жёлтым вином. Выпьет первый - вернутся к нему силы, выпьет второй - снизойдёт светлый дух, но потом он обязан осушить и третий кубок. Генрих выпивает содержимое двух кубков. Появляется Раутенделейн - она стала русалкой. Она не желает признавать Генриха и не хочет вспоминать о былом. Он умоляет Раутенделейн помочь ему освободиться от мук, подать последний кубок. Раутенделейн обнимает Генриха, целует его в губы, потом медленно отпускает умирающего.

Пересказала

Одна из лучших пьес Гауптмана «Потонувший колокол» (1896) представляет собой философскую драму в стихах, пронизанную фольклорными мотивами. Драма тяготеет к традиции «Фауста» Гете. Однако героем Гауптмана является не ученый, как в «Фаусте» Гёте и у самого Гауптмана в «Одиноких», а художник, как это характерно для эпохи конца XIX — начала XX в.

Генрих, литейщик колоколов, дерзает бросить вызов богам и самой природе, мечтая создать нечто подобное творениям природы и в то же время идеальное художественное произведение — колокол, который звучал бы, как эхо гор, как гром и дождь, как солнечный свет. Игра колоколов должна стать хвалой солнцу и гимном творению. Ради этого Генрих готов на все: он разрывает свои семейные узы, оставляет жену и детей. Он в разладе со всей деревней, с миром, с обществом. Люди кажутся ему ограниченными и неспособными подняться выше своих повседневных забот.

В центре пьесы конфликт между мещанским бытием, обыденной жизнью и художником, его порывами и стремлением к идеалу. Этот конфликт уже возникал в ранних пьесах драматурга. В «Потонувшем колоколе» герой терпит трагическое поражение — ему не удается достичь той вершины мастерства и художества, к которой он стремится, потому что абсолютное совершенство человеку не дано, а порыв к абсолюту оплачен горем и трагедией других людей. Это, однако, не значит, что порывы напрасны, что повседневное бытие одерживает победу над идеальным.

Гауптман показывает романтическое по своей природе противостояние двух миров: обыденной, предсказуемой в своем банальном движении, привычной жизни и жизни высшей, исполненной тайного смысла, того идеального, к которому принадлежит сама природа — горы, леса, воздух, солнце, все сказочные персонажи —духи, феи, колдуны и волшебницы (Раутенделяйн, Виттиха, Леший, Водяной). К этому миру принадлежат и творчество, высшие достижения человеческого духа, к которым стремится художник. Этот мир прекрасен, романтичен, полон значений и символов, необычайно притягателен. Но человек не может жить в идеальном неземном мире, не истребляя своих земных корней. Отказ от земного губителен не только для семьи героя, но и для него самого. Генрих не может полюбить фею Раутенделяйн, хотя и приносит ей в жертву все, чем обладает. Прорыв к высшему блаженству, абсолютной гармонии бытия и идеалу творения не может состояться. Генрих погибает, не создав задуманного колокола.

В драме отсутствуют традиционные для натурализма картины реальной жизни, действительность предстает в ней как система символов. В «Колоколе» романтический конфликт двух миров — земного и внеземного, мира дольнего и горнего, низшего и высшего, мира бытия и мира духа, мира людей и мира природы, тьмы и света, жизни и смерти — вполне может быть понят и как символический. Но символистская идея, идея искусства, ищущего красоту и совершенство в надмирном, оказывается губительной для художника, для искусства и для жизни. Гауптман постоянно удивляет тем, что, приобщаясь ко всем современным художественным исканиям, он остается независимым от них, чуждаясь их однозначности и крайностей, сохраняя самостоятельность мысли и видения жизни. В пьесе можно услышать отзвук идей средневекового немецкого мистика Я. Беме, Г. Ибсена (пьесы «Бранд», 1866, «Пер Гюнт», 1867), Ф. Ницше.

Небольшая лужайка среди огромных и свисающих сверху скал была примечательна только тем, что посреди нее стояла небольшая хижина, которая словно бы спряталась в тени могучей горы. Рядом с хижиной колодец, а на его краешке сидит юная и привлекательная фея Раутенделейн. Она расчесывает свои рыжие кудри с золотистым оттенком и, заглядывая в колодец, зовет Водяного. Ее старенька бабушка Виттиха ушла в лес, и теперь фея скучала. Но водяной не в духе и не выходит. Тогда она зовет Лешего, который отзывается на зов юной феи и, порядком уставший от насмешек маленькой Раутенделейн, начинает свое назойливое ухаживание. Однако развлечься феи не удается, она почувствовала то, как начинают надоедать нудный леший и потому быстро скрылась в хижине.
В процессе своих ухаживаний Леший рассказывает то, как он удачно пошутил и позабавился в последний раз. Он поведал Раутенделейн то, что над самым обрывом люди выстроили большую церковь и везли колокол для нее на телега, которая медленно катилась по обрывистому берегу и была запряжена восьмью лошадьми. Незаметно подобравшись, леший уцепился за одно колесо и опрокинул колокол в озеро, где он моментально затонул.


Литейщик колоколов Генрих, измученный и ужасно ослабший, упал на лужайке не далеко от хижины бабушки Виттихи. Гуляя по лесу он провалился в какую-то пропасть и еле-еле выбрался, но при этом окончательно заблудился. Старушка Виттиха возвращалась домой, когда наткнулась на лежащего без памяти Генриха. Она подумала о том, что ей без того не дают прохода бургомистр и Пастор, а если обнаружат мертвеца, то точно сожгут хижину. Бабушка зовет Раутенделейн и говорит ей, что бы она принесла охапку сена и устроила лежащего Генриха, после чего напоила его. Немного проходит времени, и литейщик очнулся, а увидев девушку, был сражен ее небывалой красотой. Первая мысль, которая приходит на ум изможденному мастеру, это то, что он спит или совсем умер и сейчас грезит, а прелестная девушка - только видение. Услышав ее божественный нежный голос, Генрих думает, что было бы неплохо сделать колокол с таким звучанием.


Мастер опять впадает в беспамятство. Сквозь затуманенный рассудок, он слышит приближающиеся голоса людей, - это Леший, от ревности или вредности, навел их на след мастера. Старушка Виттиха испугалась и говорит внучке оставить Генриха, пусть смертные забирают его, но девушке не хочется отдавать мастера и она срывает цветущую ветку, именно так, как учила ее бабушка, и очеркивает круг вокруг лежащего без памяти Генриха.
Приходят Пастор, парикмахер и Учитель. Люди не понимают, как случилось так, что свалившийся в пропасть Генрих звал на помощь, но голос был слышен сверху. С огромным трудом добравшись до верха пропасти, все испытывали противоречивые чувства. Пастор был в подавленном настроении - он не мог поверить, что этот чудный Божий праздник так нелепо закончился. Когда все вышли к хижине, то парикмахер начинает причитать и умолять всех поскорее покинуть это нехорошее место. Он показывает на хижину и говорит, что она и есть та самая, где живет ведьма. Учитель, как человек образованный, не верит в колдовство и не медлит сообщить об этом. Люди слышат стоны, а когда находят Генриха, то не могут к нему приблизиться - они наталкиваются на круг, через который нет прохода. Неожиданно мимо них проносится милая Раутенделейн, до смерти перепугав всех страшным хохотом. Пастор, как борец со всеми замыслами сатаны, отважно и настойчиво стучит в двери хижины. Бабушка Виттиха снимает колдовские чары, сделанные ее внучкой - ей ни к чему лишни неприятности. Однако она говорит, что люди, конечно, могут забрать своего мастера, но он не протянет долго. Забрав Генриха и погрузив его на носилки, все отправляются в обратный путь.
Несчастная Раутенделейн мучается и не понимает, что такое с ней происходит. Девушка впервые плачет - ее друг, Водяной, говорит, что это слезы. Девушке хочется к людям, но Водяной говорит, что это убьет ее. Раутенделейн - принцесса, а люди - они жалкие и никчемные. Не послушав своего верного друга, юная фея уходит.

\
Жена Генриха собирается в церковь и наряжает малолетних мальчиков - двух ее сыновей. Церковь построена в горах и хорошо видна из окон дома Генриха, а потому соседка советует не очень торопиться, поскольку пока не появился белый флаг, который означал бы, что колокол уже подвешен. Проходит слух, что случилась какая-то неприятность и Магда - так звали жену литейщика, заволновалась и, оставив детей на попечение соседки, пошла к церкви.
На носилках принесли Генриха. Пастор, как может, утешает безутешную Магду, а врач обнадежил ее, сказав, что надежда еще есть.
Как сказал Пастор, Генрих стал жертвой темных сил, которые пытались погубить его, не убоявшись святого закона.


Выпроводив всех из своего дома, женщина подносит кружку воды своему мужу, который, видимо чувствуя, что конец его близок, прощается с ней и говорит о прощение. Он говорит, что последний отлитый им колокол не очень получился удачным и звук его в горах не был бы достаточно красивым. Приходит Пастор и предлагает Магде обратиться к Финдекле - местной знахарке. Неожиданно появляется служанка с корзинкой наполненной лесными ягодами - это пришла переодетая Раутенделейн. Все решают, что юная девушка пока может посидеть с больным, и уходят. Фея не теряет времени и начинает свое колдовство. Генрих вновь приходит в себя и не может понять, где он встречал или видел прекрасную девушку, что сидит сейчас около его кровати. Кто это милое создание? Однако фея и сама этого не знает. Ее, совсем ребенком, нашла бабушка Виттиха и вырастила как собственное дитя. У Раутенделейн имеется дар - если она поцелует глаза, то они, несомненно, откроются для далей небесных.


Возвращается домой Магда, она видит, что ее муж очнулся здоровым и в полной силе. Женщина испытывает облегчение и счастье.
Горы и заброшенная плавильня - именно здесь, все дни напролет, Генрих плавит свой метал, а ночи он проводит с прекрасной Раутенделейн. Леший и Водяной злятся и завидуют. Каждый удобный случай, Леший напоминает, что это именно он утопил колокол, а иначе никогда бы Раутенделейн не встретила своего Генриха. Неожиданно сюда является Пастор, который всеми силами хочет спасти бедную душу Генриха и вернуть заблудшего отца семейства в его родной дом. Однако он поражен от увиденного: Генрих выглядит прекрасно, он здоров и счастлив. Литейщик с восторгом рассказывает то, над чем сейчас работает. Он пытается создать колокола с чудесным и волшебным звуком, а также заложить в горах новый храм, звук колоколов которого будет открывать людям рождение каждого нового дня. Однако отчего-то Пастор не принимает этого порыва мастера и возмущается дурному влиянию колдуньи. Он обещает Генриху, что придет еще день, когда он раскается, и именно тогда услышит звук утонувшего колокола.


Генрих подгоняет своих новых подмастерьев гномов. Устав он засыпает, и его начинают мучить кошмары. Он видит будто колокол, тот, что утонул в озере, пытается подняться, весь дрожит и колышется. Генрих взывает о помощи Раутенделейн и та, лаская и нежно поглаживая, успокаивает, говорит, что не стоит бояться и то, что мастер в полной безопасности. Водяной злится и ворчит о том, что Генрих слаб. В это время Леший подговаривает людей на то, что бы они сожгли старую заброшенную плавильню.
Кинутый камень попадает в Раутенделейн и девушка просит Водяного помочь - смыть людей водой, но тот отказывается, слишком ненавистен ему мастер. Генрих отбивается от толпы, кидает гранитные камни и головешки. Люди отступают, и Раутенделейн говорит с Генрихом, но он не слышит ее, мастер замечает, как по тропе к плавильне поднимаются два маленьких мальчика. Мастер спрашивает у мальчиков, что те принесли в кувшинчике, а они отвечают, что это слезы их матери, которая лежит среди водяных лилий. Это призраки. Генрих неожиданно слышит звук утопленного колокола и, проклиная, гонит Раутенделейн.
Лужайка среди гор, посредине стоит хижина старушки Виттихи. Сверху спускается бедная Раутенделейн, девушка несчастна. Она подходит к колодцу с ледяной водой и, перегнувшись через край, падает вниз.


Леший рассказывает Водяному, что Генрих проклял Раутенделейн и бросил ее. Плавильня в горах сгорела. Водяной, наконец, доволен. Он точно знает причину того, отчего зазвучал утонувший колокол - это Магда трясла его.
По лесу идет больной и уставший Генрих. Он проклинает людей, которые довели до смерти его жену, он зовет Раутенделейн.
Старушка Виттиха ворчит, она говорит, что Генрих сам оттолкнул от себя свое счастье, перечеркнул будущую светлую жизнь. Был званым, говорит Виттиха, да только не стал избранным. Теперь у Генриха навсегда сломаны крылья, а люди будут его преследовать вечно.
Генрих не понимает, отчего он подчинился звуку проклятого колокола, он жалеет о том, что не разбил его.


Вот и избушка Виттихи. Генрих уговаривает бабушку позволения увидеть перед своей смертью свою прекрасную Раутенделейн.
Виттиха поставила перед Генрихом три больших кубка. В них было налито белое, красное и желтое вино. Если выпьет первый кубок, то силы вернуться к уставшему Генриху, выпьет второй и светлый дух снизойдет на него, но потом, он должен обязательно выпить третий. Генрих пьет из первого, а потом из второго кубка. В этот момент он видит прекрасную Раутенделейн, которая стала русалкой. Только теперь Раутенделейн не хочет узнавать Генриха и отказывается вспоминать о прошлом. Мастер просит подать Раутенделейн третий кубок и освободить его от всех мучений.
Раутенделейн подает последний кубок и, обняв Генриха, страстно целует его в губы, а потом медленно опускает ослабшее тело умершего мастера.

Краткое содержание сказки «Потонувший колокол» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Потонувший колокол». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Поделиться: