Последствия фашизма. Что такое фашина? История зарождения фашизма

итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – одна из форм реакц. антидемократич. бурж. движений и режимов, характерных для эпохи общего кризиса капитализма. Ф. у власти – "...это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала" (Программа КПСС, 1961, с. 53). Особенностью Ф., по сравнению с режимами воен. диктатуры, личной власти, бонапартизма и др., является осуществление насилия над массами через всеобъемлющую гос.-политич. машину, включающую систему массовых орг-ций и разветвленный аппарат идеологич. воздействия, дополняемых системой массового террора. Ф. широко использует псевдореволюционные и псевдосоциалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия. Появление Ф. на политич. арене – результат кризиса социально-экономич., политич. и культурного развития бурж. общества, страха правящей буржуазии перед натиском революц. социализма. Ф. "...усиливает свою активность в момент обострения кризиса империализма, когда возрастает стремление реакции применять методы грубого подавления демократических и революционных сил" (Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, 1969, с. 322). Неравномерность темпов и форм развития этого кризиса, упадок или неразвитость демократически-парламентских форм политич. жизни, противоречия между степенью идеологич. организованности и уровнем культуры масс, "новейшие" средства мобилизации старых массовых предрассудков – характерные элементы почвы, на к-рой растет Ф. Не случайно Ф. утвердился в условиях наибольшей остроты указанных противоречий, благоприятных для вовлечения сравнительно широких слоев гл. обр. мелкобурж. населения в политич. акции в качестве "толпы". При всем известном истории или возможном многообразии фашистских движений (отличающихся друг от друга различными вариантами сочетания военной и парт. диктатуры, террористич. и идеологич. принуждения, национализма и этатизма и т.д.) общим условием их формирования является кризис демократич. форм бурж. гос-ва при отсутствии или же недостаточности иных эффективных форм регулирования социальных отношений. Свойственная всей эпохе монополистич. капитализма, отмечавшаяся Лениным тенденция к ликвидации или выхолащиванию демократии составляет необходимое условие, при к-ром развивается и идет к власти Ф., к-рый "...начинает с оголтелого антикоммунизма, чтобы, изолировав и разгромив партии рабочего класса, раздробить силы пролетариата и бить их по частям, а затем покончить со всеми другими демократическими партиями и организациями, сделать народ слепым орудием политики капиталистических монополий" (Программа КПСС, 1961, с. 53). Формы Ф. зависят от целого ряда специфических для каждой страны обстоятельств: обострения классовых конфликтов при неспособности бурж. гос-ва воздействовать на них, кризиса бурж. парламентского строя в условиях раскола или деполитизации рабочего класса, значимости националистич. и реваншистских факторов в идеологич. атмосфере подготовки мировой войны. В Зап. Европе (Германия, Италия) фашистские движения возникали как форма реакции на угрозу социалистич. революции; в Лат. Америке неоднократно складывались близкие к Ф. политич. режимы; в нек-рых странах Азии и Африки возникают известные условия для паразитирования антидемо-кратических, в т.ч. и фашистских, форм на нац. движениях и лозунгах. Неверно, однако, было бы видеть в Ф. неизбежную стадию социально-политич. развития совр. капитализма. Его господство оказалось возможным лишь в нек-рых странах и в определ. период, хотя присущие Ф. методы массового политич. и идеологич. насилия получили широкое распространение. Установление Ф. свидетельствует как о слабостях рабочего и демократич. движения, так и о неспособности господств, класса – буржуазии – удерживать свою власть демократич. парламентскими методами. Фашистские режимы соединяют политич. насилие над массами с чрезвычайно интенсивным и д е о л о г и ч е с к и м принуждением. Используя и подогревая исторически сложившиеся предрассудки масс, Ф. навязывает массовому сознанию свои идеологич. стереотипы (расизм, шовинизм, милитаризм, культ силы и т.д.), стремится заново создать или возродить активную систему идейного и ритуального принуждения. Ф. нарочито отказывается от претензий на "научность" своей идейной опоры, резко разграничивая (не только в пропаганде, но и на практике) систему "полезных" (для гос-ва, нации) знаний и убеждений от "разлагающего объективизма" науч. мышления, пригодного лишь для служебных целей. "Мировоззрение не имеет ничего общего со знанием, – утверждал Геббельс. – Чем больше обо всем знаний, тем – как это часто бывает – меньше решимость выступить в пользу определенного мировоззрения. Мировоззрение – это специфический взгляд на мир, предпосылкой его является подход к событиям под одним и тем же углом зрения". По такому же образцу строились рассуждения идеологов итал. фашизма Дж. Джентиле или А. Рокко о вреде "интеллектуализма" для Ф., к-рый опирается на "действие и чувство"; аналогичными суждениями обосновывал свое недоверие к "интеллигентам и интеллигентности" и Гитлер ("человек может умирать лишь за ту идею, которой он не понимает" – цит. по кн.: Adornо Т. [а. о.], The autoritarian personality, N. Y., 1950, p. 733). Один из стандартных тезисов фашистских теоретиков состоял в том, что Ф. "не нуждается в доказательствах", поскольку он подтверждается лишь собств. практикой и тем противостоит либеральным или социалистич. учениям, ищущим своего обоснования в теоретич. подходах к обществу. Претендуя на "историч." обоснование своих взглядов, идеологи Ф. ссылались на теорию сильной власти Макиавелли, концепцию общества-гос-ва Гоббса, сакрализацию гос. идеи у Гегеля; для идеологов нем. Ф. наиболее характерны ссылки на органицизм в социологии 19 в., рассматривавший нацию и гос-во как "биологич. организм" (см. Органическая школа в социологии), философию человека у Ницше, псевдоисторизм Г. Трейчке, "социализм" Шпенглера и т.д. На деле из теоретич. наследия Ф. отобрал лишь то, что оказалось пригодным для воздействия на массовое сознание в соответств. условиях; реакц. системы прошлого он взял лишь в их "практически-массовом" значении. Так, аристократич. миф Ницше о "белокурой бестии", "сверхчеловеке", направленный против "толпы", превратился в идеологии Ф. в оправдание тотального подчинения личности "массе", а на деле – фашистской партийно-гос. машине. Ф. и его идеология – типичный продукт империализма 20 в. Он нуждался прежде всего в идеологии "стадного" типа и конструктировал ее из подручного историч. материала. Составными частями идеологии Ф. являются доктрины тоталитарного гос-ва и агрессивного этноцентризма. Ее важным звеном обычно выступает квази-религ. политич. культ. Т о т а л и т а р н о е г о с - в о изображается в фашистской идеологии высшей и универсальной формой обществ. жизни. Подчиняя себе или включая в себя все прочие формы социальной организации, фашистское гос-во отождествляет себя с "обществом", "народом", "нацией"; социальные институты, группы, личности имеют право существовать лишь как органы и элементы этого универсального целого. "Для фашизма общество – цель, индивиды – средство, и вся жизнь состоит в использовании индивидов для социальных целей", – утверждал Рокко ("Communism, fascism, and democracy", ed. by Cohen, N. Y., 1963, p. 343). По словам Муссолини, "для фашиста все в государстве и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле Ф. тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа" (там же, р. 361). Лидеры нем. Ф., ориентировавшиеся на захват территорий чужих гос-в, усиленно подчеркивали "приоритет" нации или народа ("фольк") по отношению к гос-ву. "Нация есть первое и последнее, которому подчинено все остальное" (Rosenberg А., там же, р. 398). На деле от имени "нации" и "народа" выступал фашистский режим, для к-рого ссылки на "мистич." характер нац. единства служили оправданием тотальной гос. системы, где высшим источником власти выступал вождь, якобы воплощавший волю и дух народа. В строжайше централизованной гос. машине Ф., в к-рой каждый орган отвечал лишь перед вышестоящим, отсутствовало традиционное для бурж. общества разделение властей, а законодательство и исполнение "законов", судебный и внесудебный террор, административное и идейное принуждение сосредоточивались в одних руках. Доктрина тоталитарного гос-ва исключала автономность к.-л. сфер или ценностей обществ. жизни – религии, морали, иск-ва, семьи и т.д.; все подлежало гос. контролю и регулированию. В этой доктрине не было места для личности вне гос. организации; человек существует лишь как "гос. человек", как принадлежность наличной, т.е. фашистской, социальной машины. Выношенные – и опошленные – бурж. развитием идеи неотъемлемых прав личности, свободы и борьбы мнений и т.д. Ф. отверг с порога. "В государстве не существует больше свободного состояния мыслей, – заявлял Геббельс. – Просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению..." (Poljakov L., Wulf J., Das Dritte Reich und seine Denker, В., 1959, S. 15). Волна агрессивного шовинизма, возведенного Ф. в ранг гос. политики и захлестнувшая сравнительно широкие слои населения, – одно из наиболее важных и трудно объяснимых явлений идеологич. климата Ф. В фашистской идеологии ущербные моменты нац. самосознания – этнич. ограниченность, предубеждения, т.н. комплекс неполноценности и т.д. – превращаются в активные факторы массовой пропаганды и политики. "Фашизм – это... неосознанное пробуждение нашего глубокого расового инстинкта", – утверждал А. Рокко (см. Cohen, указ. работа, р. 335). Социально-психологич. структуры, связанные с низшими уровнями обществ. сознания, сформировавшиеся в условиях этнич. разобщенности, Ф. выводит на поверхность идеологии, оформляет при помощи расистских и "органических" теорий. Лозунг нации ("народа – нации", тотально организованного политически) выполнял по меньшей мере три функции: 1) обосновывал "классовый мир" и интеграцию общества, противостоящего "зримому врагу", 2) обеспечивал психологич. самоутверждение того среднего слоя, к-рый Ф. превратил в главную массовую опору режима, 3) оправдывал попытку порабощения, а в определ. случаях и поголовного истребления др. народов. В этой политике нашли свое логич. завершение установки Ф., по к-рым "польза" гос-ва или достойного управлять народа ("арийцев") является единств. источником моральной оценки и правопорядка. Свобода и существование отд. личностей, этнич. групп, других гос-в не представляют ценности и рассматриваются лишь под углом зрения их "пользы" для этого гос-ва и его идеологии. Эти установки объясняли, в частности, обыденную для нацизма практику скрупулезного холодного расчета эффективности уничтожения людей; расходы на патроны и печи аккуратно сопоставлялись с доходами от труда обреченных, реализации ценных вещей, золы и т.д. Чудовищные преступления Ф. против человечества – развязывание мировой войны, истребление целых народов, невероятно расчетливая жестокость в отношении пленных и мирного населения и т.д. – осуществлялись при массовом соучастии в этих рационально-планируемых злодеяниях. М и л и т а р и з а ц и я всех обществ., в т.ч. идеологич., отношений – характерная черта фашистского режима. Ф. рождается в обстановке напряженности, нуждается в ней и создает эту обстановку, поскольку она содействует поддержанию казарменной дисциплины и военно-командных методов управления, оправдывает тотальную мобилизацию, требует отказа от классовых и индивидуальных интересов, самоотречения во имя фикции нац. интеграции. Установка на постоянную "борьбу", притом борьбу со "зримым", т.е. очевидным для обывателя, даже персонифицированным внутренним и внешним врагом (инородная этнич. группа, чужое гос-во) стала образом жизни в условиях Ф. Наиболее широко употребляемой формой идеологич. оправдания Ф. служила "историческая" мифология, превращавшая опыт прошлого в обоснование права на господство "избранной" расы, нации, гос. системы. Откровенно формулировавшаяся цель фашистской историографии состояла в том, чтобы "заново пересмотреть и переписать историю человечества" (Rosenberg A., Der Mythus des XX. Jahrhunderts, Munch., 1933, S. 4); этот пересмотр сводился к тому, что "избранной" нации и расе приписывалась ведущая роль в гос. строительстве, воен. деле, культуре и т.д. Другой момент "переписывания" истории состоял в изображении фашистского режима "завершающей" стадией социального развития ("тысячелетний рейх"). Выступая душителем революц. и демократич. движений и прежде всего – коммунистич. движения, Ф. в то же время широко рекламировал свою идеологию как "революционную" и "социалистическую". Ближайшая цель лозунгов такого типа состояла в том, чтобы воспользоваться антикапиталистич. настроениями масс, в частности созданными обстановкой экономич. кризиса, для ликвидации парламентаризма, конституц. свобод и прав личности во имя возвышения фашистского гос-ва. Провозглашая себя "революционным", Ф. стремился использовать определ. лозунги, тактич. приемы и организац. формы, связанные по своему происхождению с рабочим и освободит. движением. Фашистский "социализм" противопоставлял формальной, парламентской, юридич. системе бурж. гос-ва некий неформальный, бесструктурный, опирающийся не на закон, а на "волю масс, нации, народа", тоталитарный механизм "народного" гос-ва, суда, "фюрера". В определ. мере "социализм" Ф. может оцениваться как идеологич. реализация шпенглеровского принципа "всеобщего чиновничества": "Социализм, если рассматривать его с технической точки зрения, – это принцип чиновничества. В конечном счете, каждый рабочий приобретает статус чиновника вместо статуса продавца. То же самое происходит и с предпринимателем" (Spengler О., Politische Schriften. Preussentum und Sozialismus, M?nch., 1933, S. 4). Венцом всей системы идеологич. и политич. отношений, характерных для Ф., является культ вождя, носителя абсолютной верховной власти, облеченного сверхъестеств. полномочиями, стоящего над обществом, над обыденным сознанием, над правом, непосредственно воплощающего в своей персоне "дух нации", "историч. судьбу" и т.п. По утверждению Дж. Джентиле, "вождь выражает словами то, что остается невыраженным в глубине сердца народа" (см. Cohen, указ. работа, р. 382). Этим "доказывалась" абс. правота вождя и требование абс. доверия к нему. Одна из "заповедей" итал. солдата, разработанных фашистской пропагандой, гласила: "10. Муссолини всегда прав". По словам Геринга, нацисты должны верить, что вождь непогрешим в делах нации, подобно тому, как католики верят в непогрешимость папы. Миф о вожде персонифицировал доктрину тотальной идеологии и тотального гос-ва, способствуя ее доведению до массового сознания, в к-ром стремление возложить ответственность за свои судьбы на высочайший личный авторитет фюрера служило закономерным следствием разрушения существовавшей ранее системы идеологич. отношений и ценностей. Эти "запросы" фашистского режима обусловили отбор и выдвижение на ведущие роли деятелей определенного психологич. типа (параноич. склад психики, уверенность в собств. непогрешимости, мания преследования, авторитарность личности и т.д.). Неизбежные продукты такой ситуации – личный произвол "вождя", к-рый терпит и считает полезным правящая клика; вождь отвечает надеждам находящихся под его влиянием масс, жаждущих авторитета. В лит-ре о Ф. культ определ. "вождя" иногда служит характеристикой соответствующего режима (гитлеризм, франкизм). Поверхностность подобных точек зрения, игнорирующих социальную природу Ф., очевидна; они фиксируют гл. обр. типичный для Ф. личный произвол, бесспорно накладывающий глубокий отпечаток едва ли не на все стороны деятельности фашистского режима и придающий ему видимость личной диктатуры (диктатор выступает как единств, "личность" во всей системе). Ф. не сводится к личной тирании "вождя", это сложная иерархич. система организованного массового насилия получает в культе "вождя" свое организационное и идеологич. завершение. В этом один из важных факторов нестабильности фашистского режима, поскольку устранение вождя может вести к дискредитации всей системы господства Ф. (ср. падение Ф. в Италии в 1943). По структуре и способам воздействия на массовое сознание идеология Ф. может быть отнесена к определ. системе религиозных (культовых) отношений. Именно так рассматривали Ф. многие его создатели и идеологи. Ф., по словам Муссолини, есть религиозная концепция, в которой человек рассматривается в его внутренней связи с высшим законом и объективной волей (см. "Fascismo", в кн.: Enciclopedia Italiana, v. 14, Mil., 1932). В Германии А. Розенбергом было организовано "Нем. религ. движение" (Deutsche Religionsbewegung), провозгласившее следование нацистской доктрине и "фюреру" высшей культовой нормой. Культовый характер идеологич. системы Ф. определялся не заявлениями или стремлениями его проповедников, а такими ее чертами, как универсальный мифологизм доктрины, канализация эмоций и – шире – подсознания масс через разветвленный механизм ритуальных действий (символич. шествия, съезды, гимны и т.д. – "коричневый культ"), харизматич. тип лидерства. Особенностью Ф. как идеологич. системы служит ярковыраженный политич. культ, присущий более древним религиям (непосредств. сакрализация власти вождя, социальной общности, противостоящая персонализму и космополитизму христианства). С этим связаны неизбежные, более или мене" сильно выражавшиеся противоречия между Ф. и христ. церковью, иногда – известная осторожность режима в прокламировании своей идеологии (особенно в Италии, Испании). Фашистский р е ж и м представляет собой централизованно-иерархич. систему антидемократич. диктатуры, осуществляемой через аппарат массового политич. и идеологич. принуждения и террора. Важнейшими элементами структуры Ф. выступают фашистская партия – единств. политич. орг-ция режима, подчиняющая своему контролю или прямо поглощающая органы гос. управления, и широкие по составу массовые многомиллионные орг-ции – проф., молодежные, женские, спортивные и др. В Германии фашистская партия (нем. национал-социалистич. рабочая партия – НСДАП) насчитывала в сер. 30-х гг. 5 млн. членов. Все рабочие и служащие страны были охвачены орг-цией "трудового фронта" (ок. 30 млн.). Вся молодежь с 10 лет объединялась нацистскими союзами (мальчики 10–14 лет – в "дейчес юнгфольк", 14–18 лет – в "гитлерюгенд", девочки 10–14 лет – в "союз девочек", 14–21 года – в "союз нем. девушек"), насчитывавшими до 10 млн. чел. Система женских, благотворительных, спортивных, научных и др. союзов призвана была провести фашистское влияние во все сферы обществ. жизни. В Италии имелась подобная структура (1943): 4770 тыс. членов фашистской партии, 4500 тыс. в трудовых союзах ("дополаворо"), 1200 тыс. в женских орг-циях и т.д. Другую опору фашистского режима составляла система специализированных органов массового террора: штурмовые отряды, тайная полиция, осведомители, цензоры, тайные суды, концлагеря. Фашистская партия, являвшаяся центр, звеном политич. механизма Ф., отличается от буржуазно-парламентских партий не только по ориентации, но и по структуре своей деятельности. Подчиняя строго централизованному идейно-политич. контролю миллионы своих членов, фашистская партия делает их практическими и моральными соучастниками действий правящей клики во главе с диктатором; при этом к.-л, влияние партийно-организованной массы на руководство режимом исключено. В своей борьбе за власть фашистская партия получает поддержку определ. групп монополистич. капитала и в то же время активно использует недовольство и брожение масс, в основном средних слоев. Придя к власти и став монополистом в политич. жизни страны, фашистская партия, многочисленными узами связанная с крупным капиталом, служит средством политического контроля над всем обществом и государством. Не "партия правит" в такой системе, а через партию и контролируемые ею массовые орг-ции правит народом и страной узкая клика, сплоченная честолюбием, фанатизмом, подозрительностью и страхом потерять доверие диктатора. Эта функция фашистской партии во многом объясняет ее социальный состав. Если, напр., в гитлеровской партии в 1935 насчитывалось 20% самостоят, хозяев, 13% чиновников, 21% служащих, 32% рабочих и 11% крестьян, то это еще никоим образом не говорит о степени участия соответств. группы в управлении режимом: здесь видно лишь, на кого влиял и через кого проводил свою политику Ф. в Германии. Гос. механизм Ф. в высших своих инстанциях фактически и формально сливается с верхушкой парт. иерархии, парламентские (рейхстаг в Германии) или монархические (в Италии) институты превращаются в простое прикрытие тоталитарного режима. Ликвидируя представительность, разделение властей и всякую открытую политич. борьбу (единственной внутренней ее формой для Ф. являются нескончаемые интриги внутри правящей клики), Ф. сохранил и включил в свою систему чиновничье-бюрократический исполнит. аппарат, военную и полицейскую орг-ции. В то же время при Ф. происходит нарочитая "идеологизация" гос. машины, к-рая объявляется выразителем общего "нац." духа, а не чьих-либо групповых интересов. Ликвидировав все иные формы политич. и идеологич. организации в обществе, Ф. уничтожил избират. систему, нар. представительство, борьбу мнений; в условиях монополии власти организуемые режимом плебисциты (в Германии в 1934–38) оказывались средством создания атмосферы массовой поддержки Ф. и его "фюрера". С о ц и а л ь н а я с т р у к т у р а фашистского режима определяется тем, что система обществ. разделения труда, сформировавшаяся на совр. этапе капиталистич. развития, находит дополнение и завершение в структуре тоталитарного политич. и идеологич. механизма. Хотя сами по себе бурж. социально-экономич. отношения не претерпевают к.-л. существ. изменений (доля гос.-монополистич. капитала в экономике фашистской Германии не превосходила обычных для совр. капитализма величин), значительно изменились формы и возможности гос. и монополистич. контроля над хозяйством, особенно в условиях войны. Социально-экономич. ориентация Ф. предполагает не только гос.-экономич., но прежде всего гос.-идеологич. и политич. регулирование классовых отношений, направленное на подавление классовой борьбы трудящихся. С этой целью проводилось принудит. решение трудовых споров, рассасывание безработицы, в частности при помощи мобилизации рабочей силы на сооружение объектов воен. значения, действовала система пособий многосемейным и т.п. меры, имевшие как экономическое, так и идеологич. значение. В то же время происходило (искусственно созданное и раздуваемое пропагандой) смещение всей направленности социальных интересов. Насаждавшееся Ф. представление о непосредств. ответственности каждого перед гос. машиной противопоставлялось "фикции" классовой борьбы, якобы созданной враждебными силами. Ф. насаждал систему "сотрудничества" рабочих, предпринимателей, специалистов, жандармов и т.д. в качестве служителей "интересов нации". В Германии эта система обеспечивалась трудовой повинностью и гос.-парт. контролем над предприятиями, в Италии – "корпоративным" строем. Совершенствуя средства эксплуатации рабочего класса, Ф. убеждал рабочих ставить превыше всего долг перед "нацией" (т.е. фашистским режимом). Крест. массу Ф. связал системой гос. повинностей, представителей интеллигентного труда (специалисты, художники и др.) превратил в платных и контролируемых слуг тотального гос-ва. В предельно циничной форме использовал Ф. интеллектуальные силы общества. Отрицая всякую претензию науки и интеллекта на ведущую роль, Ф. нуждался в услугах высококвалифицированных специалистов для воен. х-ва, пропаганды и т.д. и умел получать такие услуги. Порожденное прусской дисциплиной, прямым принуждением (исследовательские лаборатории создавались не только в концлагерях, но и в лагерях уничтожения для наиболее эффективного использования направляемых туда науч. сил), подачками и националистич. угаром служение Ф. определ. части научной и художеств. элиты бурж. "массового" общества – наглядный пример далеко зашедшего отличия дипломированных его слуг от интеллигентов-подвижников и просветителей прошлого. "Прусский учитель", к-рый, по известному изречению Бисмарка, победил под Садовой, стал аккуратным строителем газовых камер, квалифицированным лакеем режима и одной из важнейших его опор (из всех социальных групп учителя в наибольшей мере – на 30% – были вовлечены в НСДАП). В различных слоях общества Ф. встречал более или менее интенсивное сопротивление; особую роль играли подпольные группы, руководимые коммунистами. Глубокая внутр. нестабильность Ф. как режима нашла наиболее резкое, выражение в том, что условием сохранения его господства было нагнетание военной напряженности и развязывание мировой войны, в которой фашистские режимы Германии и ее сателлитов были уничтожены. Лишенный милитаристских стимулов Ф. (напр., в Испании) ведет к стагнации экономич. и политич. жизни; тем самым режим обрекает себя на разложение и перерождение. Поражение фашистских гос-в во второй мировой войне под ударами Советской Армии и сил союзников и последующее развитие двух систем на междунар. арене показали бесперспективность Ф. в тех его формах, к-рые сложились в 20–30-х гг. в Италии и Германии, но отнюдь не ликвидировали фашистских тенденций и течений в капиталистич. странах. Наследием гитлеризма служат неонацистские движения в ФРГ и др. странах. Коммунистич. движение, как указывается в документах Междунар. совещаний марксистско-ленинских партий, считает актуальной задачей борьбу против опасности Ф., учитывает возможности появления новых его форм. Анализ Ф. как социального явления представляет одну из актуальных задач социологии и социальной психологии. Марксистский подход к проблеме Ф. был выработан КПСС и мировым коммунистич. движением после преодоления нек-рых ошибок, связанных с недооценкой опасности Ф. как особой формы бурж. строя. Принципиальная оценка? как террористич. диктатуры бурж реакции была изложена в докладе Г. M. Димитрова на 7-м конгрессе Коминтерна, выразившем ориентацию коммунистич. движения на создание единого демократич. антифашистского фронта. Тем самым была создана предпосылка для правильного понимания идеологии и политич структуры Ф., для выяснения каналов его воздействия на массовое сознание. При совр. многообразии "рассеянных" форм Ф. особенно важным становится понимание всего комплекса социальных, политических, личностных и др. условий появления фашистских тенденций, такой анализ приобретает все большее значение для определения наиболее эффективных путей борьбы с?. и сплочения всех демократич. и прогрессивных сил в единый антифашистский фронт. "Борьба против фашистских режимов является существенной частью действий против империализма, за демократические свободы. Общая задача всех демократов, всех сторонников свободы, независимо от их политической позиции, мировоззрения и религиозных убеждений, – увеличивать реальную поддержку национальным прогрессивным силам, борющимся против таких очагов реакции и фашизма, как правительства Испании и Португалии, реакционная хунта полковников в Греции, военно-олигархические клики в Латинской Америке, против всех тиранических режимов, состоящих на службе империализма США" (Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий Док-ты и мат-лы, 1969, с. 323). Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), M., 1967, Димитров Г. М., В борьбе за единый фронт против фашизма и войны, ?., 1937, Ульбрихт В., К истории новейшего времени пер с нем., т. 1, ?., 1957; Итоги второй мировой войны. Сб. ст., пер. с нем., ?., 1957; Документы совещания представителей коммунистич и рабочих партий, ?., 1960; Галкин А. А., Фашизм и буржуазное об-во (Политич. и социальные корни германского фашизма), M., 1966 (Дисс.); его же, Германский фашизм, ?., 1967; Замошкин Ю. А., Митрохин Л. Н., Социально-психологич. корни антикоммунизма в США, "ВФ", 1966, No 10, Бурлацкий?. ?., Это не должно повториться. Социологич. заметки об идеологии?., ?., 1967, Лопухов Б., Фашизм и рабочее движение в Италии, ?., 1968, Neumann F., Behemoth. The structure and practice of national socialism, Toronto, 1942; Вayle F., Psychologie et ?thique du national-socialisme, ?., 1953, Luk?cs G., Die Zerst?rung der Vernunft, В., 1955, Chaveau H., Les origines du fascisme "Cahiers du communisme", 1958, No 7; Gamm H.-J., Der braune Kult, Hamb., 1962, ?olte ?., Der Faschismus in seiner Epoche, M?nch, 1963, Aquarone A., L´organizzazione dello Stato totalitario, Torino, 1965, Salvemini G., Le origini del fascismo in Italia, Мil., , Arendt ?., The origins of totalitarianism, ?. ?., 1966, Schoenbaum D., Hitler´s social revolution. Class and status in Nazi Germany 1933–1939, N.Y., 1966; Bauer О. , Faschismus und Kapitalismus Theorien ?ber die sozialen Urspr?nge und die Funktion des Faschismus, Fr./?., 1967; Theorien ?ber den Faschismus, K?ln–?., 1967; Weiss J., The fascist tradition. Radical right-wing extremism in modern Europe, N. Y.–, 1967; Carsten F. L., The rise of fascism, Berk.–Los. Ang., 1967; ?ibes G., Le fascisme italien. Etat des travaux depuis 1945, "Revue fran?aise de science politique", 1968, No 6. Ю. Левада. Москва.

Где возник фашизм, одна из главных идеологий периода второй Мировой войны, Вы узнаете из этой статьи.

Где появился фашизм?

Слово фашизм сегодня у многих ассоциируется с Германией Второй мировой войны и Гитлером. Однако данная идеология и движение зародилась в Италии . Сам термин «фашизм» имеет итальянские корни. Он образован от итальянского «fascio», что обозначает союз.

является основоположником фашизма. В свое время он возглавлял Национальную фашистскую партию и занимал должность премьер-министра Италии в период с 1922 по 1943 года.

Именно поэтому Италия это та страна, где фашизм и его режим установились раньше всего. Этому способствовали некоторые моменты. Дело в том, что после окончания Первой Мировой войны Италию охватила волна глубоких общественных потрясений, которые завершились только в 1922 году, с момента прихода к власти фашизма с тоталитарной формой правления. Италия стала первой страной, где начали создаваться специализированные отряды для активной борьбы с коммунистами и преступностью. Бойца из подобного отряда называли фашистом, а само движение – фашизмом.

Итальянский фашизм был прочно связан с идеей войны и захвата власти с ее удержанием в сильных руках правителя. Бенито Муссолини понимал, что он не сможет самостоятельно создать грозную и сильную империю без союза с Германией, которая быстро восстанавливалась после Первой Мировой. Поэтому он пошел с ней на сближение, результатом которого стал военно-политический союз двух государств – Италии и Германии.

В области идеологии фашизм в Италии проявил особую активность. В сознание масс населения стремительно внедрялась собственная система ценностей – это культ силы, войны и безрассудного повиновения. Даже духовная жизнь страны поддавалась тотальному контролю властей. В целом деятельность фашистского режима являла собой служение сильной идее нации и национального величия. В этих целях было разработано корпоративную доктрину. Где утверждалось, что нация как политическое и моральное, реализует себя только в фашистском государстве, которое в свою очередь обеспечит сотрудничество разных классов «производителей» (то есть рабочих и капиталистов) «во имя общих национальных интересов».

Итальянскую нацию провозгласили прямой наследницей Древнего Рима, его имперских традиций и военного могущества. В 30-х годах итальянцев объявили арийской расой, и началась активная пропаганда расизма. Даже были изданы в 1938 году так именуемые расовые законы, которые закрыли другим национальностям доступ в научные учреждения.

от итал. fascismo от - пучок, связка, объединение) - англ. fascism; нем. Faschismus. Форма движений и политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую госуд.-полит. машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, дополняе- мых системой массового террора, широко использующую псевдореволюционные и национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФАШИЗМ

fascism) - политическая идеология, преобладавшая в партиях и движениях, возникших в Европе между двумя мировыми войнами, составившая основу крайне националистических правительств Италии в 1922-1943 гг. и Германии в 1933-1945 гг. и продолженную партиями во многих странах, начиная с 40-х гг. В отличие от других политических идеологий 20-го столетия, у фашизма нет никакой крупной систематизированной интеллектуальной работы по политической философии, ибо антиинтеллектуализм является составным элементом его идеологии. Посему принципы фашизма не получили четких очертаний. Однако фашисты отдавали предпочтение детерминизму или материализму, ведущему к представлению о том, что человеческая воля, в частности, осуществляемая сильным лидером, призвана преодолеть структурные препятствия и сделать возможным невозможное. Такое представление имеет родовые сходства с философскими трудами Фридриха Ницше, из которых исходили немецкие фашисты. Кроме того, фашизм характеризуется следующими главными чертами: крайне расистский национализм, связанный с территориальной экспансией; злобный антикоммунизм в сочетании с нетерпимостью по отношению к большинству других политических идеологий и независимых организаций рабочего класса; открытое использование и прославление физического насилия и террора против этих групп; опора на относительно массовую партию, организованную вокруг мощного руководства, после прихода к власти занимающую большинство сфер гражданской жизни и зависимую от непрерывной массовой мобилизации для сохранения поддержки руководства; прославление милитаризма, культа предполагаемых мужских достоинств, отношения к женщине главным образом как к матери и помощнице мужчины; преобладающая поддержка средних классов, которые составляют главную, хотя и не единственную, массовую опору. Опыт фашизма был разным. Злобный антисемитизм Национал-социалистской партии Германии изначально отсутствовал в Италии при Муссолини. В послевоенной Европе фашистские партии были менее открытыми для антисемитизма, их расизм чаще выражался по отношению к людям неевропейского происхождения. Однако британские фашисты в своих партийных документах утверждают: послевоенная иммиграция в Англию из Содружества наций была поддержана сионистами, чтобы ослабить ее расовую опору. Так что антисемитизм - постоянная особенность фашистской организации и мысли. Фашизм - это специфическое явление 20-го столетия. В отличие от предшествующих авторитарных и милитаристских правительств XIX в., он зависит от использования массовых партийных организаций для прихода к власти и удержания ее в своих руках. Биологические понятия расы, на которых он возводится, были разработаны лишь во второй половине 19-го столетия и были широко распространены в Европе в начале следующего столетия, например, в движении евгеники. Национализм также был разработан в качестве основы политической организации и мобилизации с середины XIX в. Несмотря на эту преемственность с другой обшей интеллектуальной и политической мыслью, фашизм часто мыслится как уникальный по силе выражения расизма, национализма, массовой мобилизации и экспансионизма. Объяснения возникновения фашизма остаются предметом широких дискуссий по ряду вопросов: роль социально-экономических факторов в связи с кризисом западного капитализма после первой мировой войны; специфика политической ситуации в Германии и Италии, вызванная относительно недавним появлением в них национального единства и парламентской демократии; общие проблемы индустриальной модернизации, вызывающие социальные кризисы в определенных точках перехода, особенно от мелкомасштабного капитализма свободной конкуренции к крупномасштабному и более широкому индустриальному; психологические особенности фашистских лидеров и их сторонников (см. Авторитарная личность). См. Китчен (1976) для общего ознакомления и Кершоу (1989) о дебатах по Германии. См. также Национал-социализм; Холокост.

Обществе. Фашизм многолик и сводить его к атрибутам культуры третьего рейха или Италии времён Муссолини и т.п. - ошибочно.

Организационно-политическая суть фашизма как такового вне зависимости от того, как его называть, какими идеями он прикрывается и какими способами он осуществляет власть в обществе, - в активной поддержке толпой «маленьких людей» - по идейной убеждѐнности их самих или безыдейности на основе животно-инстинктивного поведения - системы злоупотреблений властью «элитарной» олигархией, которая:

  • представляет неправедность как якобы истинную “праведность” , и на этой основе, извращая миропонимание людей, всею подвластной ей мощью культивирует неправедность в обществе, препятствуя каждому члену общества состояться в качестве человека ;
  • под разными предлогами всею подвластной ей мощью подавляет всех и каждого, кто сомневается в праведности её самой и осуществляемой ею политики , а также подавляет и тех, кого она в этом заподозрит.

Толпа же по определению В.Г.Белинского - «собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету », т.е. толпа - множество индивидов, живущих бессовестно. И неважно, выступает ли правящая олигархия публично и церемониально, превозносясь над обществом; либо превозносится по умолчанию, публично изображая смирение и служение толпе, именуя её народом; либо действует скрытно, уверяя общество в своём якобы несуществовании и, соответственно “несущес­т­во­ванию”, - в своей бездеятельности, в результате которой всё в жизни общества течёт якобы «само собой», а не целенаправленно по сценариям концептуально властных кураторов олигархии.

Понимание сути фашизма как системы человеконенавистничества невозможно без понимания сути человека , т.е. без выявления тех особенностей, которые отличают состоявшегося человека от несостоявшихся в качестве человека человекообразных людей; а также и без выявления тех особенностей, которые отличают вид «Человек разумный» во всех его расах от животных видов в биосфере Земли.

Это определение-описание фашизма не включает в себя пугающих и бросающихся в глаза признаков его проявлений в действии: символики; идеологии , призывающей к насилию и уничтожению тех, кого хозяева фашизма назначили на роль неисправимого общественного зла; призывов к созданию политических партий с жёсткой дисциплиной и системой террора , отрядов боевиков и т.п. О человеконенавистнической же сущности фашизма на основе урока, преподанного всем германским фашизмом, сказано после 1945 г. много. Вследствие ставших негативно культовыми ужасов времён фашизма 1933 - 1945 гг. приведённое определение кому-то может показаться легковесным, оторванным от реальной жизни (абстрактным), и потому не отвечающим задаче защиты будущего от угрозы фашизма. В действительности же именно это определение и есть определение фашизма по сути, а не по месту возникновения и не по особенностям его становления и проявления в жизни общества, что и отличает его качественно от большинства “определений” «фашизма», даваемого разными толковыми и энциклопедическими словарями.

Но понимание этой сути фашизма раскрывается только через выявление типов строя психики человека и признания человечного типа строя психики - единственно нормальным для всех людей во всех обстоятельствах с момента вступления их в юность. И это утверждение - не идеологическая основа самого “крутого” фашизма и человеконенавистничества под предлогом, что у кого-то неугодного якобы выявлен не тот тип строя психики , поскольку за тот строй психики, с которым живёт и действует, каждый отвечает сам; а если кто-либо видит, что кто-то другой по его представлениям живёт и действует не в том типе строя психики, то проблема решается не государственно или мафиозно организованным террором в отношении “не тех”, а личной и общественно организованной помощью им в личностном развитии.

Фашизм — чума, охватившая в XX веке Европу и уничтожившая десятки миллионов людей. существовало недолго, но последствия были ужасающими. Зарождение фашизма как идеологии относится к концу XIX столетия. Именно тогда появились писатели и философы, пропагандирующие идеи, которые легли в основу политики Гитлера и Муссолини.

Происхождение термина

В переводе с итальянского «фашизм» означает «связка», «пучок», «объединение». Вполне безобидные слова. Однако зарождение фашизма привело к геноциду еврейского народа и Второй мировой войне. В СССР после ВОВ еще долго термин ассоциировали с Германией. Слова «фашист» и «немец» многие в Советском Союзе воспринимали чуть ли не как синонимы. Но основа фашизма как политического движения была заложена на родине Муссолини.

Именно в Италии еще в конце XIX века возникли различные радикальные политические группы, использовавшие в качестве символа фасцы - пучки березовых или вязовых прутьев, перетянутых красным шнуром. Изначально fasces был атрибутом власти правителей в Древнем Риме.

Фридрих Ницше

В зарождении фашизма решающую роль, по мнению историков, сыграли тезисы Ницше. Советские исследователи называли его "аморальным певцом жестокости". Он проповедовал войну и воспевал социальное неравенство как двигатель культуры. Именно постулаты его теории привели к зарождению фашизма и нацизма. Идея о сверхчеловеке - главная виновница появления политического движения, которое привело к Второй мировой войне. Таково распространенное мнение о роли Ницше в формировании фашистских идей.

Все же некоторые современные исследователи, в том числе и российские, полагают, что теории немецкого философа были национал-социалистами до неузнаваемости исковерканы. Основные сведения о зарождении фашизма следует искать в истории Fin de siècle. А что значит это французское словосочетание, рассказано ниже.

Fin de siècle

В переводе с французского языка этот термин означает "конец света". Финдесьекль - общее название социальных и культурных явлений, характерных для конца XIX столетия. В последние десятилетия века появлялись писатели, поэты и философы, в произведениях которых присутствовала эйфория в ожидании будущего. В то же время в обществе наблюдался и страх перед грядущим. Мнительные люди все чаще заговаривали об эфемерности бытия, и, как это нередко происходит в последние годы столетия, порождали мифы о конце света.

Характерные признаки Fin de siècle - индивидуализм, отказ от общественных моральных норм. Для того чтобы избежать катастрофы, полагали многие, следует придумать новую теорию — теорию, способную спасти человечество. Видными мыслителями этого периода стали Макс Нордау, Ханс Дельбрюк, Бенедетто Кроче и, конечно же, Фридрих Ницше. Концепция о сверхчеловеке последнего оказала огромное влияние на общественные взгляды и зарождение фашизма в Италии и Германии.

Предыстория

Юрист и социолог Гаэтано Моска разработал теорию, согласно которой, в каждом обществе есть организованное меньшинство и неорганизованное большинство. Первое доминирует над вторым. На зарождение фашизма в германии и Италии повлияли и идеи Шарля Морраса. Французский мыслитель пропагандировал интегральный национализм, который призывает к органическому единству нации. Его соотечественник Жорж Сорель - радикальные меры для свержения буржуазии и капитализма.

Причины зарождения фашизма

Война вызвала оживление национализма в большинстве европейских стран. Политическое движение, основанное на идее о превосходстве одной нации над другой, использовалось для мобилизации людей для достижения победы. В мирное время оно было необходимо для укрепления основ вновь образованных государств.

Национализм стал спасительным средством для тех, кто проиграл в войне. Для тех, кто считал себя обиженным и искал виноватых. Самые большие унижения в Первой мировой войне испытали немцы. Но, как уже было сказано, родина фашизма Италия. Зарождение этого движения вдохновило представителей национал-социалистов в Германии. Немецкий фашизм в конечном счете превзошел итальянский.

Идея о превосходстве определенной нации над другими рано или поздно выливается в нетерпение, агрессию, о чем свидетельствуют события 1939-1945 годов. Создание теории об исключительности народа - причина зарождения фашизма в Европе. Но не единственная. Подобные идеи могли найти отклик у граждан только в тяжелые времена. Например, в период экономического кризиса, охватившего мир в двадцатые годы. Фашистское движение получило развитие не только в Италии и Германии, но и в ряде других стран. Но именно в этих государствах оказались у власти такие активные деятели, как Гитлер и Муссолини.

Предпосылки возникновения и развития фашизма — поражения вместе с Россией, Великобританией и Францией, воевала против Германии и Англии. В 1917 году потерпела поражение в битве при Капоретто. Австрийцы внезапно прорвали французские позиции, что вызвало панику и неразбериху. Италия потеряла часть своей территории, кроме того, вынуждена была отказаться от мечты о новых землях. Это был разгром, после которого страна практически перестала участвовать в войне.

Поражение при Капоретто повергло в уныние итальянские правящие круги. Несколько сот солдат просто отказались воевать, предпочтя дезертирство или плен. Итоги битвы при Капоретто показали всему миру военную слабость Италии. Но даже в этот сложный период находились люди, призывающие сплотиться и защитить родину. Один из них был 36-летний журналист Бенито Муссолини. Примечательно, что в юности он был социалистом и противником войны. В 1914 году превратился в ярого милитариста.

Когда Италия вступила в войну, Муссолини добровольно ушел на фронт. В поражение при Капоретто будущий лидер итальянского фашистского движения обвинял своих товарищей, охваченных антивоенными настроениями. Кроме того, он ненавидел Ватикан и католических пацифистов. Он считал их предателями, нанесшими своей стране удар в спину.

Враги нации подорвали военный дух итальянской армии - так полагал Муссолини и его единомышленники, которых в годы Первой мировой войны было еще немного. Унижение при Капоретто превратило некоторых политических и общественных деятелей в воинствующих националистов.

Кризис в Италии Формально страна одержала победу в войне (за счет союзников). Но положение простых жителей становилось с каждым днем все тяжелее. Трудности были и экономического, и социального характера. О зарождении фашизма кратко можно сказать так: люди, оказавшиеся на грани нищеты, были готовы зацепиться за национальную идею, которая, как утверждали диктаторы, приведет к новой, счастливой, безбедной жизни.

Но не было бы ни национал-социализма, ни очередной, самой страшной, войны, если б в определенный момент у власти не оказались ораторы, способные внушить толпе милитаристские идеи. В зарождении фашизма истории восхождения Гитлера и Муссолини играют не последнюю роль. Вспомним интересные факты из биографии лидера итальянской НФП.

Сын воинствующего социалиста

Человек, который носил звание дуче, а в апреле 1945 году был казнен у окраины деревеньки Меццегра, родился в 1883-м в провинции Форли-Чезена, в семье кузнечных дел мастера. Мать была набожной католичкой. Отец - ярым социалистом. Муссолини-старший придерживался также и националистических идей. Он оказал огромное влияние на своего сына.

Уже в 1900 году Бенито вступил в ряды социалистической партии. После окончания гимназии устроился работать учителем, но на преподавательском поприще не имел успеха. Провел несколько лет в Швейцарии, а когда вернулся на родину, порвал с социалистами.

Журналист-националист

В начале Первой мировой войны Муссолини изменил позицию. Работая журналистом, он писал статьи, пронизанные милитаристскими и националистическими теориями. Затем начал разъезжать по стране с публичными выступлениями. После окончания войны Муссолини окончательно убедился в крахе социализма и примкнул к фашистскому движению.

У власти

Фашистская организация была основана в январе 1915 года. Политическая карьера Муссолини началась в 1917-м. Благодаря своим категорическим суждением о "сильной руке", которая необходима итальянскому народу, быстро приобрел поклонников. В начале двадцатых годов он уже прочно занимал позиции в политике Италии. Однако у Муссолини было немало противников. Их число сократили репрессии, начавшиеся 1924 году.

Германия в 20-е годы

В 1929-м начался мировой экономический кризис. В этом же году в Германии на выборах победили коммунисты. Между тем национал-социалистическая партия набирала популярность. В 1932 году число безработных в Германии достигло шести миллионов. Коммунисты не сдержали своих обещаний - за четыре года им не удалось вывести страну из кризиса. Нарастало недовольство. Немцам нужен был новый лидер, более жесткий и решительный. И он вскоре появился. Им стал Адольф Гитлер, который так же, как и Муссолини, участвовал в Первой мировой войны. Тогда они находились по разные стороны баррикад. Но за 15 лет многое изменилось.

После победы на выборах, в 1933 году, Гитлер написал Муссолини письмо, в котором выразил восхищение политикой итальянского лидера. Но были препятствия для сближения этих двух диктаторов. допускал вероятность еврейской угрозы, но, в отличие от Гитлера, считал неразумной лишнюю провокацию международного еврейства. А идея о стерилизации представителей «неполноценных» народов для Италии и вовсе была неприемлемой - католическое общество не утратило силу и после установления

Адольф Гитлер

Зародившись в Италии, фашизм получил развитие в Германии, жители которой больше страдали от итогов Первой мировой войны, чем итальянцы. Неизвестно, как бы сложилась история, если бы в 1933 году на выборах не победил прирожденный оратор Адольф Гитлер.

Более пятнадцати лет в Германии наблюдалась страшная безработица. Гитлер избавил соотечественников от этой беды, а затем развернул широкомасштабные акции в помощь нуждающемуся населению. Ему удалось повысить качество жизни немцев и, как следствие, завоевать их доверие. Немалую роль сыграл и ораторский талант, в котором Гитлеру не было равных. Каждая его речь сопровождалась одобряющими возгласами. А говорил он, как правило, о реванше за поражение в Первой мировой войне.

Гитлер запретил сперва коммунистическую, а затем социал-демократическую партии. Всех несогласных отправил в концентрационные лагеря. Важной частью немецкого фашизма стал антисемитизм. Начались погромы, аресты, расстрелы. Решение «еврейского вопроса» привело к геноциду, а с 1939 года операция «эндлезунг» проводилась уже и за пределами Германии.

Поделиться: