«Посидим на дорожку»: какие приметы соблюдают туристы во всем мире. Посидим на дорожку и другие туристические суеверия

"Присесть на дорожку" (перевод на англ. "Let"s sit before the long journey"), или -- "присесть перед дальней дорогой, -- продолжая словами, -- ну... ничего не забыли? тогда поехали... с Богом!" -- народная традиция, сохранившееся с далёкой древности частенько кочующих пращуров наших, переросшая в "священный обряд" и привычку современности, при забытой и уже не совсем понятной фразы и автоматизма некоторых действий. На первый взгляд каждому владеющему русской словесностью понятны все части высказывания по-отдельности: присесть (временно сесть на корточки или что-то ещё, согнув ноги в коленях и, возможно, подумав над чем-то важном), на (предложный падеж, отражающий что-то сверху или при направлении и/или предложение чего-то взять), и -- дорога (путь, путешествие, поездка).

В настоящий момент можно прочесть и услышать пространные изречения о так называемом древнем традиционном обряде на Руси, жители которой основывались на вере в духов, живущих рядом с нами -- духов злых и добрых, мешающих и помогающих: люди веровали, что именно духи управляют окружающим миром и являются многообразным проявлением не только самостоятельного существования, но и в качестве стихий или их воздействия на события многообразной жизни всего сущего и человеческой деятельности. Напомню, что "старообрядцы" -- представители одной из форм древней религии, которая не является продолжением былого в полной мере и точности, но является условно возрождённой и "neo-собирательной". Какие-то из частично забытых, или запрещённых церковью и новыми промежуточными властными структурами, -- особенности древних верований и культовых обрядов, продолжали сопровождать человека в изменённом и автоматизированном виде неосознаваемых привычек, сопутствуя изменчивым событиям жизни. Целью некоторых традиционных верований древних народов была возможность задабривания, обмана и запугивая духов и стихий природы, которые присутствуют в нашей жизни и влияют на судьбу любого человека. К таким ритуалам относят возможность "присесть на дорожку" (или -- перед дорогой), "выйдя из дома -- не возвращаться за забытым" (назад не вертаться, не поворачивать, не оглядываться назад) и ежёли необходимость такая все-таки наступила, то глянуть в зеркало перед новым выходом за порог дома, "собраться с мыслями" и т.д. и т.п. Некоторые утверждают, что связаны эти действия с нежеланием брать "домашнего духа" с собой и возможностью обмануть его таким образом. Предполагали, что в родном доме и дух помогает, а вне стен родимых -- дорогу портит, стараясь вернуть домочадцев в дом хозяйский. Вот и присев на дорожку дальнюю в желании запутать домового, создавали впечатление сборов, но не ухода. Ежели поверит домовой в обман хозяев, то легким и путешествие будет, а ужель не случится такого -- удачи не жди в пути.

Однако, в определении "присесть на дорожку" и связи действия с неосознанным подражанием в традиционной привычке, навеянной действиями поколений -- нечто иное. Домовой, или -- дух семьи и дома, всегда был положительным героем верований. Уходя или переезжая из одного места в другое, его брали с собой: при помощи заклинаний и скороговорок призывали поехать вместе, спрятавшись в тёмном сосуде (кувшине, чайнике, лампе-горелке) или в лапоточке (лапте). А путешествовали в древности далёкой не редко и по причинам различным. Временный уход на охоту или рыбалку не предполагал сидеть и чего-то ожидать перед дорогой. Традиция касалась только дорог дальних или ярмарочных -- важных и судьбоносных: на заработки, в поход, за подаянием или по-миру (от нищеты) и по Миру (на людей посмотреть и себя показать), на службу в армию, в разбойники, на богомолье, в монастырь, в лесной скит, на новое место жительства, замуж, наконец, на поиски легендарного Беловодья... -- цели различные и с разными степенями ритуальных поведений в длительности прощальных обрядов (поцелуев и пиршеств предшествующих).

Многие помнят иносказательные повествования и легенды детства с различными ситуациями временного ухода в дальний путь того или иного героя. Сказочные Иваны -- сыны русские, постоянно вступаются за кого-то в кризисной ситуации: фольклёрные тексты сообщают о путешествии за тридевять земель в поисках похищенной невесты, и, туда же -- в отместку за поругания чести или кражу у старика-отца пшеницы, а у царя –- яблок золотых. Былинный богатырь Добрыня Никитич, хоть и неохотно, но едет во Туги горы, ко Пучай реке, потому что "Змей" уволок дочь княжескую; чудовище систематически вдовит молодых жен, сиротит малых детей, а богатырей погубило уже великое множество...

Обычай древний требует присесть перед дорожкой дальней и мысленно досчитать до десяти. Поверье гласит, что если сорваться в путь сразу, то -- хорошей дороги не будет. Т.Б. Щепанская в книге "Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX – XX вв." (М.: "Индрик", 2003 г.) упоминает о рекрутах XIX века, которые за неделю (а то и за 1-2 месяца) до призыва прекращали участие в обычных работах, начиная гулять. Около недели прощалась с роднёй девушка перед уходом в монастырь, приблизительно за столько же начинают готовиться к отъезду в город после каникул современные студентки. Семьи переселенцев за несколько недель, месяцев, а то и за год до отъезда начинали распродавать имущество и готовиться в путь. Таким образом, состояние между дорогой и домом растягивалось от нескольких секунд, до недель и даже месяцев, однако сам ритуал с фразой "присесть на дорожку" не означал традицию проводов с трапезами, как особого, беспокойного и длительного состояния сборов и приготовлений в промежутке между дорогой и домом.

Но все эти примеры -- относительно позднее время и современность, которая -- толи для красного словца авторов, а возможно и в недопонимании образности речи русской, часто путается в терминах и понятиях значений слов -- вводя в заблуждение синонимами. Трапезы, веселья и празднества, проводы, питие на посошок, хлеб с солью, пирожки в дорогу, талисманы или обереги (в том числе и с горсткой землицы родимой)... чемоданное настроение и минута молчания -- "из другой оперы", хотя и связанной с путешествием или рассматриваемым уходом (но не из жизни).

Откуда же появилась традиция "присесть на дорожку" и вера в месть духов?

Не просто успокоиться, и, расслабившись от напряжения и нервозности (с трясущимися руками, полным животом и не совсем трезвой головой), подумать о собранном и незабытом или забытом, а именно "присесть" -- опорожнив свой кишечник на дорожку, дабы не приключилась неожиданность в пути и не приспичило в самый неподходящий момент (сражения и погони, али бандитского нападения -- к примеру). Как говорится: "пока не приспичит... петух жареный в жопу не клюнет, или -- пока гром не грянет, мужик и не перекрестится". Вот так и возник этот древний обычай наших далёких кочевых предков, промышляющих в постоянном движении по просторам и во времени. Примета того, что надо присесть и расслабиться, почувствовав необходимость и потребности организма, -- сопутствовала удачам. Тех, кто спешил... -- мучили колики, понос, боли в животе и иные конфузные приключения, не способствовавшие успеху. Тут на ум, -- при скудности знаний медицинских и опыта, -- какие только черти и домовые не мерещились со своими недовольствами и проказами, хотя... и они

Обычай «присесть на дорожку» пришел к нам от наших предков-язычников и живет по сей день, прочно поселившись в обиходе. Он превратился в добрую традицию сборов в дорогу и прощания с отъезжающими.

Перед дальней дорогой, с уже собранными и поставленными у порога чемоданами и сумками, приготовленными документами, одетые и обутые, мы «присаживаемся на дорожку».

Все, без исключения, и провожающие, и уезжающие. Считается, что посидеть и помолчать, собираясь с мыслями, нужно минутку. Ну, в крайнем случае, сосчитать до десяти. Но обязательно посидеть в тишине последние минуты перед выходом из дома.

Без суеты, предотъездной беготни, вспомнить, все ли взяли с собой, не забыты ли билеты, документы и необходимые вещи. Посмотреть на лица тех, с кем прощаются отъезжающие. Унести с собой тепло дома, стены которого они покидают.

Обычай живет века, если не сказать тысячелетия. И живет потому, что в нем житейская мудрость, опыт прошлых поколений и здравый смысл.

Считается, что это русская народная традиция.

Корни обычая «присесть на дорожку».

У обычая древние языческие корни. Наши предки считали, что если срываться с места и отправляться в путь-дорожку наспех, то домовой, живущий в каждом доме, отправится за путником. Дом погибнет, оставшись без его хранителя и заботника.

Вот и присаживались, покидающие избу, делая вид, что никуда они не едут. Обманывали домового, чтобы ни он, ни злые духи вослед не увязались.

Еще считалось, что домовой в эту минуту может подать знак, если дорога таит опасность. Если такой знак случался (падала посуда, срывались предметы со стен), от путешествия следовало отказаться.

Те, кто уезжал, и те, кто оставался, произносили про себя заговоры на благополучный путь и скорое возвращение. Заговоров существовало великое множество. И на добрую дорогу, на охранение от зла да невзгод тех, кто покидал родной порог, и на сбережение оставляемого дома.

Позже молились. Произносили привычные слова молитв, оставляя суетное, и неспокойное, обретая внутреннюю гармонию. В любой дороге необходима спокойная собранность. Обращались за помощью к ангелам, призывая хранить в пути и помогать. Время, отведенное для краткой молитвы и внутреннего настроя на поездку, как раз, и занимало не более одной минуты.

Добрая вековая традиция сегодня.

Мало кто, из молодого поколения, задумывается, зачем нужно «присесть на дорожку», но по привычке выполняют этот ритуал. Особенно, если присутствуют люди, умудренные жизненным опытом. Обычно они и произносят эту фразу: - «Ну, присядем на дорожку». Это значит, что все присутствующие должны присесть у порога, хоть на те же самые чемоданы, и помолчать короткое время.

Есть обычаи, которые живут веками. Хотя, многие из тех, кто привычно продолжает им следовать, уже и не помнят, зачем и почему они поступают именно так, а не иначе.

Обычай помолчать, посидеть, сосредоточиться перед отъездом, как раз из таких: добрых, вечных и мудрых.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Согласно поверьям, домовой является негласным хранителем дома. Если он всем доволен, в семье и в доме царят покой и благополучие. Чтобы завоевать расположение домового, необходимо знать его привычки и образ жизни. Домовой – существо иных…

Использование в интерьере квартиры и дачи пластиковых бутылок и пробок от них в последнее время набирает обороты. Всевозможные поделки, игрушки, панно и узоры украшают дома и приусадебные участки. Садовая дорожка, выложенная пластмассовыми пробками,…

Обручальные кольца являются одним из главных символов брачных уз. Но о том, где и когда возникла традиция обмениваться кольцами, новобрачные обычно не задумываются. Между тем, этот обычай имеет давнюю и весьма интересную историю. Обручальные кольца…

У многих отмечаемых по сей день праздников есть языческие корни. Речь идет как о праздниках, отмечаемых в России и других православных странах, так и на территории Европы и остального мира. Языческие корни христианских праздников в…

Человеческая смерть таинственна и непостижима. Это одна из действительных реалий бытия человека, ведь рано или поздно каждый оканчивает свою жизнь на земле. Проводы в последний путь являются важным религиозным долгом любви к нашим умершим…

Пожелание в дорогу для русских имеет особое значение. Это своеобразный ритуал прощания с близкими людьми, который сопровождается пожеланиями. На протяжении столетий пожелания в дорогу носили символический характер. В современном русском языке есть…

Вешать замок во время свадьбы принято во многих странах мира. Современный обычай пришел со страниц романа итальянского писателя и прижился, несмотря на то, что на Руси есть свои обряды, связанные с замками и свадьбами. После росписи в ЗАГСе…

Звуковая дорожка может быть подключена к видеофайлу в тех случаях, когда вы хотите добавить альтернативный файл к фильму или сериалу и скачали его отдельно от видео. Большинство современных проигрывателей поддерживает данную опцию. Вам…

При создании собственных видеоклипов важно уметь правильно подобрать и вставить музыкальное сопровождение. Большинство видеоредакторов имеет встроенные функции, позволяющие быстро добавлять звуковую дорожку. Вам понадобитсяmktoolnix.Инструкция …

Большинство самых известных фильмов имеют перевод и снабжены только русской звуковой дорожкой. Однако если возникло желание посмотреть фильм с оригинальным аудио для изучения языка или его совершенствования, то можно подсоединить дополнительные…

Народная традиция «присесть на дорожку» зародилась в древнеславянские времена еще у наших предков-язычников и актуальна в обиходе современного человека до сих пор. Она укрепилась в народе, став неотъемлемой частью процесса сбора в дорогу и прощания с уезжающими.

Суть данной русской традиции состоит в том, что перед отъездом в дальние края, когда чемоданы и сумки приготовлены, люди одеты, обуты и готовы к выходу и напоследок «присаживаются на дорожку». Причем присесть нужно всем: и отъезжающим, и остающимся. Присесть достаточно на минутку, при этом принято помолчать, собравшись с мыслями.

Спокойно, без беготни и суеты вспомните, все ли вещи, билеты, документы взяты с собой. Посмотрите на окружающих, возьмите с собой частичку тепла того дома, из которого уезжаете.

Благодаря тому, что эта старинная русская традиция содержит в себе житейскую мудрость и опыт предыдущих поколений, ее жизнь исчисляется уже несколькими сотнями лет.

История русской традиции «присесть на дорожку»

Древнерусская традиция «присесть на дорожку» имеет языческое происхождение. В народе верили, что если сорваться с места и отправиться в дорогу наспех, то домовой последует за уехавшими, а оставшийся без присмотра дом просто-напросто погибнет.

Таким образом люди делали вид, якобы никуда не уезжают, обманывая домового, чтобы ни он, ни злые духи не присоединились к покидающим жилье.


Кроме того, было принято считать, что в эту минуту домовой может дать знак в случае, если предстоящая дорога предвещает опасность. За знак можно было принять падение посуды, предметов со стен и в таком случае поездку следовало отменить.

И отъезжающие, и провожающие произносили про себя определенные заговоры на добрую дорогу и скорейшее возвращение. Существовали заговоры на благополучный путь, на защиту от зла и неудач как на покидающих дом, так и на охрану жилья.

После нужно было помолиться, оставив всю суету, беспокойство, чтобы обрести внутреннюю гармонию, поскольку в пути нужно быть собранными. На то, чтобы произнести молитву и настроиться на добрую дорогу, как раз и требовалось около минуты.

Современное следование традиции

В наши дни мало кто знает истоки и значение старинной русской традиции «присесть на дорожку» и поэтому если и соблюдают данный обычай, то делают это по привычке, не задумываясь о его смысле. Как правило, слова «Ну, присядем на дорожку!» произносят мудрые люди с жизненным опытом, после чего всем присутствующим нужно присесть у выхода хотя бы на чемоданы и непродолжительное время помолчать.

Уход, то есть прекращение оседлого образа жизни и отправление в дорогу можно отнести к одному из этнических стереотипов поведения, которое является закономерной реакцией в ситуациях, происходящих в рамках традиции. Уход мог быть вызван отправлением на заработки в город, на промыслы в лес, на службу в армию, в разбойники, даже замуж или связан со сменой места жительства. В зависимости от целей отличалась продолжительность обрядов прощания, а также уровень их ритуализации. С другой стороны, в осмыслении ситуации присутствуют общие и представления, которые определяли правила ее включения в культурный контекст.

Сам уход согласно русскому восприятию относился к нестандартному явлению (кризисному либо праздничному) и трактовался как перерыв, а не продолжение обыденного течения быта, что объясняет повышенную ритуализацию обычая.

Русская народная традиция «присесть на дорожку» представлена в фольклорных текстах различных жанров. Однако большинство из них уход видят как кризисное событие. Например, в сказках Иван отправляется в дальний путь за тридевять земель, когда у него или его близких что-то похищают (невесту, урожай), то есть он что-то теряет.


Согласно старинной традиции «присесть на дорожку», еще в XIX в. рекруты за неделю, а порой и за 1-2 месяца перед призывом переставали участвовать в обычных работах и начинали гулять. Если девушка отправлялась в монастырь, то примерно в течение недели до этого она прощалась с родными и близкими — современные студентки примерно столько же готовятся после каникул перед поездкой на учебу. Если семья переезжала на другое место жительства, то имущество начинали продавать заблаговременно, то есть за несколько месяцев, чтобы вовремя подготовиться к предстоящей дороге. Так время между домом и дорогой могло составлять от нескольких минут до месяцев, а собравшиеся в путь находились при этом в особом промежуточном состоянии и в статусе ушедшего.

Некоторые люди культивируют данный статус и превращают его в свой образ ускользающей от контроля жизни. Примеры таких людей есть можно взять из истории: это старообрядцы-бегуны, которые постоянно находились не в странствии, а именно в состоянии побега.

Современное выражение культа ухода присутствует в молодежной субкультуре, примером является путешествие автостопом.

Узнайте откуда взялись дорожные суеверия и как они расшифровываются. Как обезопасить себя в пути, если народные приметы сулят беду.

С давних времен в народе складывались поверья о том, как узнать — будет ли в дороге удача . Ведь путешественников подстерегали всевозможные опасности, о которых они старались узнать заранее. Причем, каждая примета имела свою происхождение и объяснение.

Почему нельзя спрашивать «куда»

Самое распространенное суеверие связано с тем, что вопрос «куда?» обязательно приведет к несчастью. Поэтому если вдруг звучал такой вопрос, следовало отвечать: «За кудыкины горы». Такой обычай сложился во те времена, когда торговые люди перевозили при себе большие суммы денег и лишняя информация могла привести к опасности ограбления на большой дороге. Поэтому купцы держали в строгом секрете свой путь следования из-за страха быть убитыми разбойниками. С тех пор считается, что рассказывать всем о своих планах означает — сглазить свое путешествие.

Ответ «За кудыкины горы» позволяет вернуть нежелательное слово тому, кто его задал, и дезориентировать его негативную энергию. Выражение «горы» в данном случае означает, что это место находится так далеко, что его невозможно увидеть.


Почему перед дорогой нужно присесть и помолчать

Многие, кто собираются в путь, перед этим предпочитают сесть и некоторое время помолчать. Принято считать, что это такой обряд поможет избавить человека от ненужных волнений во время путешествия.

На самом деле так и есть. Ведь в тот момент, когда взволнованный предстоящей дорогой человек успокаивается, он может вспомнить важный момент. Например, что он забыл положить в чемодан документы или оставил не выключенным газ. Таким образом, примета становится действительно важным и даже обязательным для всех уезжающих ритуалом.

Примета «посидеть на дорожку» служит данью уважения Домовому . Ведь в этот момент наши предки мысленно обращались к незримому Хозяину дома с просьбой приглядеть за порядком и помочь домочадцам в случае необходимости. Когда человек поднимался с лавки, по ней полагалось стукнуть три раза, тем самым напоминая Домовому о заключенном с ним договоре.

Как отогнать неудачу если возвращаешься с полпути

Большинство людей начинают волноваться, если им пришлось прервать свою дорогу и вернуться обратно домой взять забытую вещь или еще по какой-нибудь другой причине. Суеверие гласит, что теперь человека подстерегает неудача. Этому есть психологическое объяснение, по которому вернувшийся будет стараться наверстать потраченное время на обратную дорогу. При этом люди нервничают, суетятся и, как правило, опаздывают, вызывая недовольство окружающих. Поэтому если такая ситуация произошла, необходимо успокоиться.

Для этого придуман забавный ритуал, который поможет обрести душевное равновесие. Он основан на суеверии, что нечистая сила (которая постарается испортить праздник) гнездится под порогом. Для того, чтобы отогнать ее, следует три раза символически плюнуть на порог, а затем посмотреть на себя в зеркало и заново причесаться. Таким образом, вы как бы превратитесь в другого человека, который уже никуда не спешит и не опаздывает.

Также стоит помнить, что к удачным приметам в дороге является попасть под дождь (небесная воды смывает грехи и проблемы) и первым встретить мужчину. А к неудачным — помыть голову перед дорогой. Последняя объясняется тем, что предки считали, будто в волосах заключена великая сила , вычесывать которую означает навлечь беду. Для привлечения удачи перед выходом из дома нужно подержаться за краешек обеденного стола. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

19.07.2015 09:15

Все мы время от времени путешествуем, планируем отпуска или ездим в командировки. Чтобы обезопасить себя...

Не возьмусь сказать точно, откуда пошёл обычай присесть “на дорожку”. Хотела сказать, что “это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году”. Но изыскания по этому вопросу отнесли меня в языческое прошлое и посоветовали обмануть “духов”, сделать вид, что и не уезжаешь никуда вовсе. Современные психологи используют старые приметы и рекомендуют в суете сборов, когда все сумки упакованы, документы проверены, спокойно посидеть и подумать – не забыли ли чего, собраться с мыслями, настроится на дорогу. Раньше ещё и молитву читали. Или заговор какой, например “Иду я, со мной – Дух Святой, на мне – Божия печать, врагу меня не взять. Аминь”. Или проще – “Туда хорошо, а оттуда – лучше”.

Путешествия без сумок не бывают. (У некоторых, случается, авиакомпании теряют багаж. И поверьте повидавшему виды гиду, туристы такой категории – с потерянным багажом, ни о чем другом думать не могут. Достопримечательности их уже не радуют, музеями не заманишь, сказками не развлечёшь, все помыслы и желания направлены на поиски вожделенного имущества).

В собирании сумок мы поднаторели здорово. Наш автомобиль с hatch-back приучил нас к аскетизму и тщательному естественному отбору, почище дарвиновского.

Дорожные сумки. Категории. Сумка для еды

Итак. На туда – три сумки. ПЕРВАЯ съедается до границы. О её названии в слаженном экипаже до сих пор разногласия. “Едухная” или “едальная”, что вкусной её натуры не меняет, а вот содержимое наполняется Бортжурналисткой и не обсуждается. (Мы бы и не заморачивались, если бы в РБ нас за наши деревянные кормили. А то ведь свои соломенные требуют, нам “солому” складывать некуда, у нас hatch-back). Даю конкретику в порядке убывания приоритетов.

1. Вода. Иногда излишества в виде газировок или соков, но не всегда. Термос с горячим чаем/кофе не берётся. Потому что вся горячесть выпивается по дороге и приходится везде бесполезный термос с собой таскать – выбросить жалко, контрабандного алкоголя на возврате много не нальёшь, место занимает. Поэтому термос смирился с невыездной долей. Зато он хорошо знает, что в мелкую покатушку по России его непременно возьмут!

2. Яблоки. Удобно, сытно, полезно. Начальник Экспедиции кормится с рук Помехи справа. Без отрыва.

3. Мясо. Опять же методом проб и ошибок. Курица – неудобно из-за костей. Котлеты испытание не прошли. Это горячее блюдо, холодными их есть можно, но не комильфо. Остановились на БУЖЕНИНЕ. Домашнего приготовления. К мясу – хлеб и помидоры.

4. Сваренные вкрутую яйца. Соль. Майонез в пакетике. Так удобнее выдавливать.

5. Бутерброды с сыром. Могут показаться излишеством. Но берутся на случай стояния на границе. В прошлой поездке – 28 декабря 2011 – во время пятичасового стояния в Славатыче – съелись на корню. Бывает, что на следующий день дожёвываются на перекус.

6. Аксессуары – антисептический гель во флакончике (продаётся “на кассах” в супермаркетах), салфетки, нож.

Дорожные сумки. Дежурная

Кажется, всё. Сумка ВТОРАЯ. Дежурная. Вещь совершенно необходимая. Идея была позаимствована в конференции “Отдых и путешествия”, принята с распростёртыми объятиями и прижилась без испытательного срока. Для тех, кто только планирует самостоятельно путешествовать на машине объясняю, что часто в гостинице останавливаешься на несколько ночных часов. Поэтому нет необходимости тащить в номер все “домашние заготовки”. Великолепно обходишься с минимумом если в этот минимум положить необходимое и достаточное, как то:

Технические принадлежности – зарядки к фотикам, мобилам, запасные аккумуляторы, карты памяти и пр. Туда же запихиваются катушки с белыми и чёрными нитками, иголка, несколько пуговок разных размеров, булавки. Складной ножик и штопор тоже там живут. Складываются в большую косметичку, больше похожую на ридикюль.

– аптека. Тоже живёт в маленьком футлярчике с “молнией”. Выбор средств индивидуален, но некоторые – могут быть и универсальны: ТераФлю, лоперамид (противодиарейное), мезим (тоже для пищеварения), активированный уголь, вьетнамский бальзам “звёздочка”, лейкопластырь, гемостатическая губка (суперкровоостанавливающее, дома использую при неосторожном обращении с ножом) и болеутоляющее – мы берём седальгин и нимесил. Последний хорошо себя зарекомендовал. И антибиотики на всякий. Азитрокс. И мазюку – детский крем и гиоксизон. Аптека от поездки до поездки живёт в своей дорожной косметичке, рядом с остальными медпрепаратами. Перед путешествием тщательно проверяются сроки годности медикаментов.

– мыльня-рыльня. Эти вещи имеют определённую сексуальную ориентацию, поэтому распределяются по половому признаку в разные чехольчики. Косметику и шпильки-заколки отношу сюда же, подробно не распространяюсь. Всё индивидуально.

– минимальное количество тряпок. Которое может понадобиться “здесь и сейчас”. Типа пижамы. В течении поездки дежурная сумка может дополняться вещами из основной, например, чистая рубашка или блуза. Но самый минимум!

– чайник. Обзавелись дорожным пол-литровым. Очень удобно, но не всегда берём с собой. Только, если не везде завтрак включён. В коробке с чайником живут добротные пластмассовые кружки, чайные ложки металлические, сахар, чай в пакетиках, кофе растворимый в банке.

Кстати, стаканчики продавались вместе с чайником и идеально вставляются в его нутро. Ложки, переходник (на случай путешествия по России, часто в наших гостиницах розетки не адаптированы), чай вмещаются в коробку.


“Дежурная”сумка в сборе

Дорожные сумки. Основная

Сумка третья. ОСНОВНАЯ. Раньше под этим пунктом значились две сумки – капитанская и командорская. Потом капитанская сумка приказала долго жить и вместо неё была закуплена одна, внушительных размеров Когда в этот бездонный баул ховается контрабандный алкоголь, она вовсе неподъёмная. Используется для необходимой в дороге одежды. Туда же складывается дорожная литература и подтверждённые брони гостиниц, запасная обувь.


Весь наш багаж во время путешествия “К последнему морю” продолжительностью 20 дней. Основная сумка – вдалеке, у стены. Незначительно обросли сумками с покупками, они, как правило, живут в багажнике.

Ещё берём с собой 1,5-литровую бутылку технической воды. Наливаем из-под крана простую воду. Зимой можно и побольше захватить. Лучше, чем снегом зеркала и фары протирать. Вода – универсальный растворитель!

Вот так. Ничего не забыла? Тогда присядем на дорожку… Господи, а документы! В поясной сумке, на теле, под присмотром – ключи, деньги, документы.


И специальная совсем маленькая сумочка – немного больше паспорта. После перехода границы, в первое заграничное утро документы и большая часть денег перекладываются в этот маленький холщёвый мешочек, который вешается на шею, под верхнюю одежду.


Паспорт в нём нужно хранить непременно в кожаном переплёте, чтобы не мялся на теле. Верёвку специально сделала подлиннее – чтобы была возможность регулировки его длины и при случае натянуть его на мужа.

В поясной сумке остаются немного денег, одна из банковских карт, помада и зеркальце…. Всё, поехали.

P.S. В Польше всегда покупаем недорогие вкусные продукты. На возврате – обязательно и побольше. “На туда” – если едем в “дорогие” страны (Францию, Бенилюкс, да и в Германию). Для завтраков и перекусов, экономия получается существенная. Поэтому, после перехода польско-белорусской границы обрастаем ещё одной сумкой, место съеденной маленькой”едухной” сумки заменяет большая “едухная”.

Маршруты наших путешествий найдёте на странице .
Пишем путеводители, собираем их в разделе .

Поделиться: