Понятие признаваемое первичным в материализме. Идеалисты

Материализм - это философское научное направление. Есть несколько вариантов понимания этого термина: стихийная уверенность в том, что внешний мир - единственная существующая объективная реальность, и философское воззрение, которое представляет собой развитие и углубление стихийной уверенности. Материализм и идеализм как философские течения прямо противоположны друг другу.

Что это за учение?

Материализм - это философия, которая утверждает, что все материальное первично, а духовное - вторично. Сознание считается только продуктом первичной материи. Именно поэтому материализм и идеализм являются конфликтующими между собой системами на почве признания первичных и вторичных начал и следствий. Материалистический подход рассматривает сознание в качестве отражения мира внешнего. Таким образом, природа является познаваемой.

Исторические предпосылки и эффект

Материализм - это достаточно древнее учение. С давних времен это мировоззрение в основном имели представители передовых слоев общества и классов, которые были заинтересованы в познании мироздания, усилении власти человечества над природой. Материализм способствовал развитию научного знания и методов, их совершенствованию. В свою очередь, это оказывало позитивное влияние на человеческую практику, развитие сил производства. Материализм - это учение, которое тесно связанно с развитием специальных прикладных и теоретических наук.

История учения в древнем мире

Впервые подобного рода мысли появились у философов, которые жили в обществах с процветающим рабовладельческим строем. В Индии, Греции и Китае за много веков до нашей эры родились идеи о познаваемости мира материального, о том, что он существует независимо от людей и их сознания. Это характерно для Лао Цзы, Ван Чуна, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Эмпедокла, Анаксагора и других. Многие материалисты древности были предшественниками такого направления, как диалектический материализм, который развил Карл Маркс через много столетий. Представители древнего материализма пытались найти общее первозданное начало всего происходящего и существующего во всем природном многообразии. В то же время была сформирована гипотеза атомистического строения материи. Большинство философов того времени не проводили различия между психическим и физическим. Также развитие диалектических и материалистических взглядов сочеталось с сильным влиянием мифологии.

История учения в Средние века и в эпоху Возрождения

Средневековый материализм - это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам. Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм - это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства. Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.

История учения в эпоху Просвещения

Материализм - это учение, которое во многом связано с прогрессирующими тогда науками - механикой, математикой. В отличие от предшественников-натурфилософов, материалисты в восемнадцатом веке начали рассматривать элементы природы в виде бескачественных и неодушевленных. Особенность учения данной эпохи - стремление к разделению природных явлений на обособленные объекты и области, анализ их развития. Среди известных мыслителей материалистического направления видное место занимают французские философы восемнадцатого века - Дидро, Ламетри, Гольбах. Вершиной развития считается антропологический материализм Фейербаха, в котором виднелась домарксовская созерцательность. В странах Восточной Европы в девятнадцатом веке появилась революционно-демократическая философия (Герцен, Белинский, Вотев, Маркович, Добролюбов, Чернышевский и другие), которая опиралась на традиции Радищева и Ломоносова в ряде проблем метафизических и антропологических.

Дальнейшее развитие

Диалектический материализм (который появился на рубеже девятнадцатого века и двадцатого) является общепризнанно высшей формой этого философского направления. Он был разработан в середине девятнадцатого века Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом. Диалектический материализм преодолел недостатки «классического», а также раскритиковал идеалистическое понимание социума. Одна из особенностей его развития - обогащение новыми идеями. В дальнейшей истории философии просматриваются две основные тенденции. С одной стороны - диалектический и исторический материализм. С другой - упрощенные и вульгаризованные его разновидности. Вульгарный материализм - это так называемая «ревизия марксизма» . Он представляет собой искаженную форму марксистской диалектики. В девятнадцатом веке материализм оказался фактически несовместимым с интересами класса буржуазии. Философы этого класса обвинили его в аморальности, неправильном понимании природы человеческого сознания. Многие отвергали познавательно-теоретический оптимизм и атеизм, однако допускали отдельные элементы мировоззрения материалистического (Карнап, Сартр, Башляр).

Диалектический марксизм

Диалектический материализм - это целая совокупность системообразующих принципов:

Единство и целостность бытия как универсальной развивающейся системы, которая включает в себя все формы и проявления действительности от объективной материи до субъективного мышления;

Материальность мира - утверждение, что материя по отношению к человеческому сознанию первична, определяет его и отражается в нем;

Познаваемость мира - мир познаваем, и только производственно-общественная практика является мерой его познания;

Принцип постоянного, непрерывного развития, источником которого является разрешение и возникновение все новых противоречий;

Преобразование мира, так как цель общества состоит в получении свободы, которая бы обеспечила гармоническое всестороннее развитие личности и общества в целом.

Цель материализма диалектического - это стремление к соединению всех достижений диалектики и материализма как методов познания и преобразований реально объективно существующего мира (действительности). От всех предыдущих форм данного учения эта форма отличается тем, что принципы философии распространяются на понимание функционирования и развития общества. Функции его состоят в обосновании синтеза наук для единой картины мироздания.

Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи , материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы.

В истории философии материализм, как правило, было мировоззрением передовых классов и слоёв общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики , на развитие производительных сил .

В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древних Индии, Китая и Греции — за несколько веков до нашей эры — в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом ещё наивного, материализма (Лао Цзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них ещё не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений ещё сочеталось в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии.

В средние века материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма , учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей.

В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Бруно и др.) часто был облечён в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в её целостности и во многом напоминал материализм античности.

Дальнейшее своё развитие материализм получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон , Галилей, Гоббс , Гассенди , Спиноза , Локк). Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии , материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17-18 вв. связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевлённые и бескачественные. Другой особенностью материализма этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития.

Среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают французские материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро , Гельвеций и Гольбах). Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за английским материалистом Толандом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. Много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом , у французских материалистов 18 в. выступила особенно ярко.

Вершиной в развитии этой формы материализма на Западе был «антропологический» материализм Фейербаха . Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому материализму созерцательность .

В России и других странах Восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии материализма явилась философия революционных демократов (Белинский , Герцен , Чернышевский , Добролюбов , Маркович, Ботев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова , Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода.

Высшей и самой последовательной формой материализма стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический материализм . Теоретическими источниками им служили гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский материализм 18 в. Взаимопроникновение материализма и диалектики в марксистской философии 19 в. произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, т. к. были созданы подлинно научный единый взгляд на природу, общество и мышление, теория и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение материализма на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма).

В дальнейшей истории материализма уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического материализма, с одной стороны, и ряд упрощённых и вульгаризированных разновидностей материализма — с другой. Среди последних наиболее типичным был вульгарный материализм , приближающийся к позитивизму ; к последнему тяготеют и те разновидности материализма, которые возникли на рубеже 19-20 вв. как искажение диалектического материализма (механистическая ревизия марксизма и др.), а также так называемый «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.).

Во второй половине 19 в. материализм в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии. Буржуазные философы обвиняют материализм в аморализме, непонимании природы сознания и отождествляют материализм с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм материализма, некоторые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее современный» материализм (Карнап , Башляр , Сартр). С другой стороны, среди учёных в прошлом было немало таких, которые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции материализма (естественноисторический материализм Геккеля, Больцмана и др.) Для современных передовых учёных характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счёте к диалектическому материализму (Ланжевен, Жолио-Кюри и др.).

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешённым вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски реальных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Только тогда, когда учёные, хотя бы иногда и бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешённые вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование материализм может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, т. е. на диалектику.

(от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной,...

(от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. К материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Материалистична также философия Б. Рассела и его школы. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. Своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. Просвещения (Ж.Ламетри, П.Гольбах, Д.Дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.А.Фейербах, Д.Ф.Штраус, Я.Молешотт, К. Фогт, Л.Бюхнер, Э.Геккель, Е.Дюринг). Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. Осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. Материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему “весу”, своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное.

Необходимо различать следующие разновидности материализма:

1)Физический материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики.

2) Биологический, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж.Ламетри, В.М.Бехтерев).

3) Нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. Он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности.

4) Диалектический материализм (“диамат”) – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название “материализм” часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).

5) Исторический материализм (см. Материализм исторический).

Материализм

(от лат. materialis - вещественный) - одно из гл. философских направлений; признает объективность, первичность, несотворимость...

(от лат. materialis - вещественный) - одно из гл. философских направлений; признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. М. противоположен идеализму. Содержательная конфронтация, борьба между ними составляет ядро нсторико-философского процесса. Как идейное течение М. многогранен. Выделяют следующие виды М.: наивный (стихийный) М. (Лаоцзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор. Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) - характеризуется отсутствием логико-теоретической проработанности, обоснованности осн. посылок и принципов. К данному типу М. примыкает естественнонаучный М., оформляющийся как мировоззренческое обобщение учеными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Методологическая недостаточность, слабость этой разновидности М.- в “недодуманности” (Ленин), нестрогости, непоследовательности, несистематичности проведения материалистического ответа на основной вопрос философии, в особенности применительно к проблемам, выходящим за пределы компетенции естествознания (проблемы истории, эстетики, социологии и т. п.). Метафизический М: (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди. Спиноза, Локк) имеет множество модификаций в зависимости от того, какая черта бытия или мышления берется в качестве осн. и абсолютизируется. В целом для него специфичны две установки: 1) на рассмотрение природы как непосредственно данного, всегда равного себе, неразвивающегося целого, вращающегося в одних и тех же вечных и ограниченных кругах, и 2) на создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в окончательном и завершенном виде. Вульгарный материализм (Фогт, Бюхнер, Молешотт) - игнорирует социально-историческую природу сознания, трактуя последнее как непосредственное свойство мозга. Антропологический М. (Фейербах, Чернышевский) - недостроенный “доверху”: проведение М.в понимании природных явлений не сочетается здесь с М. в истолковании общественных реалий. Созданный Марксом и Энгельсом диалектический материализм стремится к последовательному проведению принципов М. и диалектики и преодолению в силу этого недостатков старого М. (в т. ч. в понимании общественных отношений). Идейный синтез М. и диалектики дает начало философской теории нового типа, где мысль соединена с действием, научность с партийностью, объяснение с преобразованием, классовость с гуманистичностью. Принципы М. миросозерцания имеют важное методологическое и мировоззренческое значение. Через систему норм и регулятивов они целеориентируют и корректируют научную, творческую, практико-преобразующую, политическую деятельность. Воздействие М. на человеческую деятельность осуществляется как ее ценностная ориентация. М. предполагает высокую идейную культуру, функционирующую как обобщение истории познания мира и раскрывающую общие закономерности, тенденции его развития. М.- динамическая, эволюционирующая система взглядов. Со всяким эпохальным научным открытием, переворотом, революцией, коренным образом преобразующим деятельность человека и об-ва, М. меняет форму. На протяжении истории М. как идеология исповедовался, как правило, передовыми, революционными классами, что объясняется его нацеленностью на отображение наиболее перспективных тенденций социального развития, на усвоение завоеваний науки и культуры, на поддержку просвещения и развенчание антиинтеллектуализма. В рамках осн. форм М. в истории философии существовали вариации, определяемые тем, как истолковывается материальное первоначало: как единая субстанция (материалистический монизм), множество материальных первоэлементов (материалистический плюрализм), как данное в ощущениях (материалистический эмпиризм) или в разуме (материалистический рационализм). Непрерывный прогресс об-ва и научного познания требует постоянного развития и конкретизации совр. М. Такое совершенствование М. осуществляется на основе всестороннего освоения, синтеза достижений науки, общественно-исторической практики, человеческой культуры в целом.

Материализм

(лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю. Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский М. восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный вклад в полемику с радикальными версиями философии идеализма, М. достигает пикового значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения (Дидро, Гольбах и др.), осуществляя уничтожающую критику реакционно-религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций. 19 в. в истории М. ознаменовался, с одной стороны, утратой им доминирующего положения в среде философской интеллигенции Западной Европы, с другой – приданием ему (усилиями ряда радикальных его представителей – Маркс, Энгельс, Дюринг и др.) статуса особой самоосознающей “магистральной линии”, “партии” в истории философского знания, “от века” противостоящего идеализму (см.: “Основной вопрос философии”). Вследствие избыточного акцента представителей философского М. конца 19 – первой четверти 20 вв. на задачах теоретического обоснования беспрецедентно популярных в этот период идей революционизма и силовых сценариев макроэкономических трансформаций, М. 20-х 20 в. остановился в своем развитии на жестко замкнутой системе теоретических догматов и упрощенной онтологии. В дальнейшем, усилиями мыслителей философского М. “новой волны” (Лу-кач, Грамши и др.) разрабатывается деятельностная парадигма М., сочетавшая в себе диалектико-материалистические подходы Маркса с категориально-понятийными изысками и поисками новейших философских систем 20-30-х (Хайдеггер и др.). Определенный дополнительный импульс эволюции школ М. в 30-40-х 20 в. придали теоретические реконструкции фрагментов ранних рукописей Маркса, посвященных проблеме отчуждения и самоотчуждения человека, объясняемые через философскую рефлексию над процессом отчуждения труда. В конце 20 ст. догматы философского М. нередко исполняют роль философско-идеологической пропедевтики для категорий социальных аутсайдеров, разделяющих идеалы позитивности массовых общественных деяний деструктивного типа.

А.Л. Грицанов

Материализм

древнейшее философское учение об объективном бытии мира (его независимости от воли, духа, сознания). М. не отвергает...

древнейшее философское учение об объективном бытии мира (его независимости от воли, духа, сознания). М. не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые (в конечном счете) материальной субстанцией на высших уровнях ее развития. Следовательно, это учение, по которому существует лишь одна субстанция – материя. Противостоит спиритуализму (идеализму), для которого дух образует вполне реальную субстанцию. Материализм и спиритуализм – «онтологические» учения о природе «бытия» и реальности; их противостояние не следует путать с противостоянием идеализма и реализма – «гносеологических» учений об основаниях познания. Как правило, материализм отрицает существование души, потустороннего мира и Бога. Что касается мысли, она предстает здесь как «вторичная данность», которая либо сводится к чисто материальным фактам (Демокрит), либо отрицается ее реальность и в ней видят что-то вроде иллюзии («эпифеномен»), либо объясняют ее происхождение из материи (диалектический материализм). Материализм отказывается признавать специфику физики (сводя, например, духовное открытие той или иной идеи к физико-химической реакции мозга) и рассматривает знание о человеке просто как продолжение познания природы. Здесь недопустим любой «понимающий» подход к духовной и человеческой реальности.

Материализм

(от лат. materialis вещественный) – 1) в обыденном смысле – культ вещей и склонность к низменной чувственности; вера...

(от лат. materialis вещественный) –

1) в обыденном смысле – культ вещей и склонность к низменной чувственности; вера в вещественные причины всех явлений природы, общественных событий и влечений человека; отрицание духовных сил в природе;

2) одна из основных тенденций в философии, противоположная идеализму, спиритуализму и дуализму и заключающаяся в установлении фактическим и логическим путем зависимости духовного и психического от плотского и физиологического;

3) самоназвание ряда философских школ (“диалектический материализм”, “научный материализм” и т. д.), сторонники которых принципиально отождествляют материю и природу, утверждая, что в мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и времени материи.

Кроме того, эти школы либо логически выводят явления психики и сознания из специфических материальных оснований (практики, состояний центральной нервной системы), либо постулируют принцип психофизического тождества, либо объявляют психические явления эпифеноменами физико-химических процессов. Важно различать эти три выделенные смысла М. Тот, кто признает зависимость психического от физического, вовсе не обязательно отождествляет их между собой, считает душу вещью и отрицает наличие в природе духовного начала. Поэтому не следует ставить знака равенства между материалистической тенденцией философствования и принадлежностью к школам М., как это делают многие марксисты, когда относят к лагерю М. тех мыслителей, которые не проявляли намерения идти дальше тезиса о материальной обусловленности человеческого сознания. Вместе с тем далеко не каждый профессиональный философ, теоретически разделяющий кредо М., следует ему в личной жизни или отвечает обыденному смыслу слова “материализм”; на деле он, напротив, может отдавать предпочтение высоким духовным принципам и верить в приоритет идей, а не вещей.

Словом “материализм” обозначали в XVII в. прежде всего сумму физических представлений о материи (Р. Бойль). Позднее Лейбниц придал ему обобщенный смысл и противопоставил М. идеализму: “Представление, согласно которому мир является большой машиной, работающей – как часы без помощи часовщика – без содействия Бога, есть идея материализма и фатальности и направлена на то, чтобы под предлогом превращения Бога в надмировой разум фактически изгнать из мира провидение и божественное руководство” (Лейбниц Г. В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г. В. Соч. в 4-х тт. М., 1982. Т. 1, с. 432). В советской отечественной литературе был распространен взгляд на М., идущий от Ф. Энгельса. Энгельс полагал, что философов можно разделить на два больших лагеря на основании их ответов на вопрос об отношении мышления к бытию: “Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма” (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21, с. 283). Многими справедливо оспаривается это расширительное определение М.: а) под него, помимо собственно материалистов, можно подвести идеалистов пантеистической ориентации (“Бог совечен своим проявлениям”), а также теистов, различающих “первую” (творящую) и “вторую” (сотворенную) природу и усматривающих в человеке божественную природу; б) понятие бытия имеет множество альтернативных трактовок; например, верующие в Бога как Полноту Бытия (АУМ, Иегову) вполне предпочтут якобы “материалистическое” утверждение о первичности бытия и вторичности человеческого мышления; в) далеко не все философские течения органично сопрягаются с дихотомией М. и идеализма (некоторые разновидности трансцендентализма, имманентной философии, априоризма, агностицизма и т. д.); в связи с этим В. И. Ленин, отрицая правомерность иных мировоззренческих ориентации, оценивал течения, не вмещающиеся в дихотомию, то как “стыдливый материализм”, то как “непоследовательный идеализм”. История философии (в особенности русской) знает гораздо меньше мыслителей-материалистов в собственном смысле, чем их насчитывали историки-марксисты.

Школы М. в европейской философии классифицируют соответственно:

а) ее основным историческим этапам (М. древних греков и римлян; механический М. XVII – XVIII вв.; с середины XIX в. диалектический М. Маркса и Энгельса, а также физиологический М. О. Фохта, Я. Молешотта, Л. Бюхнера; с 50-х гг. XX в. научный М. Д. Армстронга, М. Бунге, Д. Марголиса, X. Патнема и др.);

б) национально-географическим и хронологическим признакам (например, французский М. XVIII в., советский М.);

в) по профессиональному основанию (философский М. и стихийный М. естествоиспытателей);

г) в зависимости от решения гносеологических проблем (сенсуалистический и рационалистический М.);

д) по отношению к идеям развития и эволюции материи (метафизический и диалектический, антропологический и исторический М.);

е) в связи с характером отстаивания основных принципов (последовательный и непоследовательный, созерцательный и деятельный, воинствующий и умеренный М.) и т. д.

Центральное понятие М. – “материя”. Это понятие определялось античными философами главным образом как всеобщий субстрат (первовещество, строительное сырье), затем в новое время материя преимущественно представлялась в ее энергетическом аспекте (как субстанция, сущность, средоточие и носитель всех сил и динамических характеристик), а в XX в. акцент переместился на информационный (гносеологический) аспект материи как объективной реальности, которую люди, согласно доктрине М., способны истинно познавать благодаря тому, что субстанциальная способность материи к отражению достигла в родовом человеке высшей фазы своего развития и превратилась в процесс самопознания.

Вычленение М. как одной из тенденций философствования в отдельное философское направление, представленное рядом особых школ, стало возможным благодаря эволюции христианского теизма, строго разграничившего творящую природу Бога и земной мир с его собственными законами; сотворенная природа создана “из ничего”, и можно изучать ее, не обязательно вспоминая о Творце. Эта идея стала предпосылкой размежевания науки и религии и длящегося с XVI в. союза М. с естествознанием.

Д. В. Пивоваров

Материализм

Философское течение утверждающее, что материя первична, а сознание вторично. Сознание считается свойством материи...

Философское течение утверждающее, что материя первична, а сознание вторично. Сознание считается свойством материи , или ее продуктом . С точки зрения информационных систем сознание, как впрочем и сама жизнь, является процессом, обусловленным свойствами сложных материальных систем, но не свойством материи.

Материализм

Одно из главных направлений в философии, которое при разрешении основного вопроса философии признает первичность...

Одно из главных направлений в философии, которое при разрешении основного вопроса философии признает первичность материи, природы, бытия, физического, объективного мира и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи, в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное – сознание, дух, идею, мышление и в противоположность дуализму, принимающему в качестве начала и то, и другое.

Материализм

Метафизическая позиция, согласно которой все сводится к вещественному, к материальному. Материя здесь – субстанция сущего и порождающее лоно всех вещей и всего духовного. Она противопоставлена духу, а значит не обладает сознанием и ей не свойственно духовное содержание. В таком случае нет оснований приписывать материи способность порождать из себя нематериальную, духовную жизнь. Материализм в любом своем варианте внутренне противоречив и не выдерживает критики: для него материя одновременно и не обладает ничем духовным и в то же время сама из себя его рождает. С.Франк писал: “Материализм возникает обычно в эпохи упадка философской мысли и основан психологически на склонности усматривать и признавать реальным только наглядно данное, внешнее, – что очевидно и есть материальное, т.е. на простом упущении или невнимании к области психической реальности”. В антропологии материализм унижает достоинство человека, производя его от животных, и обесценивает значение внутреннего мира души человека, производя его от телесного; он отрицает свободу воли, превращая человека в нравственно невменяемое существо, несмотря на решительно декларируемый гуманизм. “Тайна жизненной силы материализма – именно в его непоследовательности: здесь вера в безусловную ценность человека каким-то чудом уживается с учением, с которым она по существу дела не может быть примирена: разум отрицает, а сердце пламенеет. Как в Западной Европе, так, в особенности, в России это противоречие наблюдалось и наблюдается не в одном материализме” (Е.Трубецкой).

Материализм

(лат. materialis вещественный) – филос. направление, к-рое исходит из первичности природы, материи, бытия и вторичности...

(лат. materialis вещественный) – филос. направление, к-рое исходит из первичности природы, материи, бытия и вторичности духа, сознания, идеального. Различают филос. М. и М. стихийный. Люди, стоящие на позициях стихийного М., считают, что вне человека и независимо от него существует объективный материальный мир, однако это убеждение они не обосновывают теоретически. Филос. М. кладет это убеждение в основу своих теоре-тич. построений. Филос. М. зародился в рабовлад. об-ве. На протяжении истории он был» как правило, мировоззрением передовых, прогрес. соц. слоев или классов, заинтересованных в объективном познании природы и общества, боровшихся с религ.-мифологич. мировоззрением. Различают следующие осн. историч. формы М.: М. древнего мира; М. эпохи Возрождения; бурж. М. 17 в.; бурж. М. 18 в.; М. Л. Фейербаха; М. революц. демократов России и Вост. Европы; диалектич. и историч. М. Каждая из этих форм М. обладает своими особенностями, определяемыми историч. условиями ее формирования, в части., уровнем развития производства и науч. познания, остротой клас. противоречий и особенностями идеологич. борьбы, традициями филос. мышления и т. п. Диалектич. М., созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитый В. И. Лениным, является закономерным продолжением и развитием мате-риалистич. традиций прошлого, выступает в совр. эпоху как единственно науч. форма М. Основой всякого М. является признание первичности материального мира, который, по выражению Гераклита. «не создан никем из богов» и существует вечно в процессе своего саморазвития. Правильно подчеркивая зависимость сознания от мозга, материалисты прошлого не могли объяснить соц. природу сознания, его возникновение в процессе трудовой, предметной деятельности людей. Поэтому нек-рые из них скатывались к вульгарному М., к отождествлению сознания и материи. Домарксист. М. не мог научно объяснить происхождение различных явлений духовной жизни общества, в т. ч. и религии. Как указывал Ф. Энгельс, осн. вопрос философии нередко выступал в форме вопроса о том, создан ли мир богом или существует от века. В силу этого М. исторически был тесно связан с атеизмом, будучи филос. основой его выводов и положений. Материалисты прошлого критиковали религию как вид человеч. заблуждений, как ложное, искаженное отражение мира. Они стремились понять происхождение религии на основе естеств. земных причин, высказали на этот счет немало правильных суждений. Диалектич. М. впервые раскрыл соц. и гносеологич. корни религии и тем самым дал ей науч. объяснение. М. развивался в постоянной борьбе с идеализмом и религией. Однако метафизич. М., не оплодотворенный диалектикой, не всегда мог успешно противостоять идеализму. Так, напр., механистач. М., сводивший всякое движение к перемещению тел в пространстве, оставлял место для идеи «первотолчка», что использовалось мн. теологами для обоснования т. н. «доказательств бытия бога». Только диалектический М. закрывает все лазейки для идеализма и поповщины, выступает как последовательно научная форма материализма.

Материализм

(лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов,...

(лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю. Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский М. восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный вклад в полемику с радикальными версиями философии идеализма, М. достигает пикового значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения (Дидро, Гольбах и др.), осуществляя уничтожающую критику реакционно-религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций. 19 в. в истории М. ознаменовался, с одной стороны, утратой им доминирующего положения в среде философской интеллигенции Западной Европы, с другой – приданием ему (усилиями ряда радикальных его представителей – Маркс, Энгельс, Дюринг и др.) статуса особой самоосознающей “магистральной линии”, “партии” в истории философского знания, “от века” противостоящего идеализму (см. “Основной вопрос философии”). Вследствие избыточного акцента представителей философского М. конца 19 – первой четверти 20 в. на задачах теоретического обоснования беспрецедентно популярных в этот период идей революционизма и силовых сценариев макроэкономических трансформаций, М. 1920-х остановился в своем развитии на жестко замкнутой системе теоретических догматов и упрощенной онтологии. В дальнейшем, усилиями мыслителей философского М. “новой волны” (Д.Лукач, А.Грамши и др.) разрабатывается деятельностная парадигма М., сочетавшая в себе диалектико-материалистические подходы Маркса с категориально-понятийными изысками и поисками новейших философских систем 1920-1930-х (Хайдеггер и др.). Определенный дополнительный импульс эволюции школ М. в 1930-1940-х придали теоретические реконструкции фрагментов ранних рукописей Маркса, посвященных проблеме отчуждения и самоотчуждения человека, объясняемые через философскую рефлексию над процессом отчуждения труда. В конце 20 в. догматы философского М. нередко исполняют роль философско-идеологической пропедевтики для категорий социальных аутсайдеров, разделяющих идеалы позитивности массовых общественных деяний деструктивного типа. [См. также Маркс, "Немецкая идеология" (Маркс, Энгельс).]

Материализм

Спонтанно замаскированная под реализм разновидность идеализма, основанная либо на онтологизации субъективных ощущений...

Спонтанно замаскированная под реализм разновидность идеализма, основанная либо на онтологизации субъективных ощущений (I), либо на онтологизации физических и естественнонаучных абстракций (II). Второй вид материализма сводится к первому, поскольку абстракции и описания науки – попытки продолжения субъективных комплексов ощущений, попытки рационально-математизированного, но заведомо фиктивного улов-ления их за их собственной гранью.

Продолжение ощущений за их грань всё в том же почти неизменном виде или даже в виде, частично подогнанном под уровень современного знания, – довольно фантастическое допущение, не имеющее для себя никаких оправданий. Если идеализм противоположного типа онтологизирует идеи, относящиеся к уму, то современный идеализм-материализм – идеи, относящиеся к разуму (такие абстрактные данности, как вещество, поле, атом и т. п.). Более приземленный материализм ограничивается экстраполяциями структурного сенситивного. Естественно, в последней детской модели мира не место атомам и молекулам, а их введение в корне подрывает саму наивную модель.

Попытки материалистов придерживаться принципов рационализма ничего не меняют, ввиду катастрофической нелепости суммы начальных посылок. Некоторая заслуга материализма заключается в критике других идеалистических учений и натурального истолкования религиозных догматов, хотя чаще всего подобная критика обращается в фарс.

Самая парадоксальная черта М. в том, что он, благодаря пересечению с прагматизмом и здравым смыслом, является мощной подделкой “действительнизма” (реализма).

Материализм (лат.), означает в теоретическом смысле тот метафизический реализм, который рассматривает «материю», как конечную основу всей действительности, все равно будет ли это протяженная телесная масса, или агрегат рассеянных, разделенных между собой пустым пространством частиц (молекулы, атомы). В качестве реализма, материализм отличается от нигилизма и идеализма допущением материального свойства предположенной реальной основы действительности, от спиритуализма и дуализма – тем, что эта (материальная) основа чувственно постигаемых явлений сама по себе не постигается чувственно, и от позитивизма, тем, что последний считает чувственные явления конечным фактом. В смысле материализма материя естественно считается вечной и неразрушимой; рядом с ней ничего не существует, а напротив, все (даже душевные) явления зависят от неё (как её видоизменения или действия) и потому преходящи (душа есть «мозговой феномен», который гаснет с разрушением мозга).

Материализм в древнее и новейшее время находил многочисленных последователей; причина этому кроется в свойственных внешним (телесным) объектам очевидности и постоянстве, вследствие чего мы наперед уже склонны приписывать им более высокую реальность, чем мимолетным и часто совершенно незаметным душевным состояниям нашего Я. Отсюда происходит то, что и с точки зрения грубого спиритуализма душа представляется лишь, как особенно тонкое вещество. Наконец этому способствуют как наглядность основных элементов (протяжение, движение, форма и проч.), к которым материализм стремится свести всю действительность, так и единство, последовательность и законченность его миросозерцания, являющегося простейшей и самой удобной для понимания формой монизма . Так как рядом с материей и вне её ничего не существует, и сама она по существу своему всюду однородна, то мир с точки зрения материализма является заключенным в себе целым, где все частности подчинены всеобщему закону необходимости.

Эти формальные преимущества делают понятным, почему материализм был одною из первых систем, на которой остановилось мышление, движимое потребностью объяснить мир, как единство; они придали ему известную силу, особенно при сравнении как с супернатурализмом , нарушающим естественный порядок вторжением сверхъестественных сил, так и с дуализмом, рассматривающим тело и душу (природу и дух), как абсолютно различные и лишь внешним образом объединенные явления. Равным образом он выгодно отличается простотою и наглядностью своих предположений от абстрактных понятий многих умозрительных систем.

Но с другой стороны совершенно очевидны и его недостатки. Материализм прежде всего не останавливается на том, что о существовании материального, внешнего мира мы знаем только чрез посредство наших ощущений и представлений и что таким образом реальность материи может быть признана только при условии признания реальности сознания (и вообще реальности внутреннего, духовного бытия). Далее он не может объяснить, каким образом материя создаёт душевные состояния и процессы, ибо из взаимодействия материальных элементов мы можем вывести только внешние (физические), но не внутренние (психические) явления. Следовательно материализм должен или совершенно отрицать мир духовных явлений, или признать способность к ощущению за первоначальное (необъяснимое) свойство материи, т. е. должен отказаться от своего исходного пункта и стать гилозоизмом . Поэтому всем материалистическим системам присущ обыкновенно тот общий недостаток, что они ограничиваются рассмотрением исключительно физической природы и не могут включить в свой образ мира духовной жизни личности и всего человечества со свойственными только ей явлениями интеллектуального, нравственного и эстетического порядка.

В практическом смысле материализм обозначает такой род мышления, который не признает духовных (нравственных и эстетических) ценностей, а ценности только внешние (материальные), или по крайней мере ценит последние несравненно выше первых. Отрицая внутреннее удовлетворение, связанное с исполнением долга, он в нравственном отношении неизбежно приводит к гедонизму ; рассматривая же приобретение материальных благ, как конечную цель жизни – к плоскому маммонизму. Но было бы неверно считать практический материализм следствием теоретического материализма, ибо и без надежды на будущую жизнь и ожидаемых от неё награды и наказания, теоретический материализм, во всяком случае, не отрицает, что человек может стремиться к практическим идеалам, как о том свидетельствует абстрактная этика и конкретная жизнь отдельных личностей.

Что касается истории теоретического материализма, то он уже встречается в атомистических системах Левкиппа и Демокрита , в перенесенном Лукрецием в Рим атомизме Эпикура , и в Новое время у возродившего материализм Гассенди , у англичанина Гоббса , у французских энциклопедистов (

Госэкзамен по философии и эстетике

    Мировоззрение как явление духовной жизни общества, его структура. Типы мировоззрения

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

Обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

Рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

Религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

Философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 1 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы».

    Предмет и функции философии. Материализм и идеализм – основные направления в интерпретации философских проблем.

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная.

Это связано с тем, что:

    отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

    философия в начале своего развития охватывала практичес­ки все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже ста­ли объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

    многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать та­кую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей;

    в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориента­ции самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной фи­лософской проблемы затрагивает в той или иной мере фундамен­тальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с ми­ром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спек­тра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно - принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраня­ющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многооб­разные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предель­ных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философс­кого анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существо­вания, проблема понимания, проблема языка и т.д.

Статус и роль философии в современном обществе и его куль­туре конкретизируется в следующих основных функциях:

    мировоззренческой - задает интегральный образ мира, фор­мирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;

    методологической - выступает всеобщим методом мышле­ния, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теорети­ческой деятельности, предлагает научному познанию и социаль­ной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегри­рует новое знание в духовную культуру;

    оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оце­нивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

Соответственно специфике анализируемых проблем в струк­туре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориен­тации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксирова­ны следующие основные разделы:

    онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при­нципах и основаниях всего сущего;

    гносеология - философия познания, учение о принципах, за­кономерностях и механизмах познавательной деятельности;

    эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

    философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

    аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

    праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

    социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания - при всей их автоном­ности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют фило­софию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

Идеалисты

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание . Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм - это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос - один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи - мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis - двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.

Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма - сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... (вот) гносеологические корни идеализма” . Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

    Античная философия: специфика и основные проблемы.

    Философия средневековья, ее религиозный характер. Полемика номинализма и реализма.

Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок:

    разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

    изменение социальной структуры общества - появляют­ся прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крес­тьянство), профессиональные солдаты;

    утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она - «служанка теологии»;

    признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать - означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги.

В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку ре­лигиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отноше­ние к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использования христианством. Терпи­мость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, ко­торая выше всякого знания и является его венцом.

Принципы средневекового философского мышления:

    монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, ве­чен и бесконечен;

    теогентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия;

    креагионизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

    символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

    провиденциализм (провидение) - история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

    эсхатологизм - учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

В развитии средневековой философии можно выделить следу­ющие этапы:

    апологетика(от греч. apolozeomai-защищаю; 11-111 вв. н.э. защищается христианство, раскрываются познавательные возмож­ности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрос­ти гласит максима Тертуллиана: «Bgpyto, ибо абсурдно»;

    патристика (от лат. patres - отцы) - разрабатываются осно­вы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV-VIII вв.). При этом предполагалось отделить подлин­ные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить ерети­ческие интерпретации (Аврелий Августин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущ­ности Бога как высшего Бытия, его трансцендентной (потусторон­ней) природы и тройственности Божественных ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т.к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уве­ровать, но верую, чтобы понимать»;

    схоластика (лат, scholasticus - школьный, ученый) - сохраня­ется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остают­ся философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX-XIV вв., «золотым ве­ком» считается XIII в.). Основные теоретики - Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р, Бэкон и др. Своеобразие этого этапа свя­зано с формированием двух систем образования - монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к ло­гике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой фило­софии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т.к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а фило­софское - опирается на разум и опыт.

Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философс­кие подходы:

    реализм - общие понятия представляют собой подлинную ре­альность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кен­терберийский, Фома Аквинский и др.);

    номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия - лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р.Бэкон и др.).

Поделиться: