Подготовка к обучению грамоте детей средней группы. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №141»
«Звуки [М], [М"] и буквы М, м.»
Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК
г. Воронеж 2017г.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.
Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Ребятки! Давайте поприветствуем гостей.
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята! А какое у вас сегодня настроение? (доброе, весёлое, радостное, весеннее, хорошее…)
Скажите, а какое сейчас время года?
Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их? А весна какая? (поздняя, солнечная, теплая, цветочная, долгожданная, красивая и …..)
II. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
(Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем)
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Э, И.
В: Они какие? (гласные)
В: Как они произносятся? (Свободно, легко, с голосом)
В: А эти буквы назовите? (П,С,В,К,Т,Н) Какие они? (согласные)
III. Усвоение нового материала:
1) Введение в тему
.
В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
В: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина – игрушка)
В: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый … (МЯЧИК)
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
(машина, мяч)
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина. [М]
В: Мммяч. [М"]
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно? (нет).
В: Что ему мешает? (губы).
2) Характеристика звуков
.
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
+ согласными.
В: Значит, звуки [М] и [М"] какие? (согласные).
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим).
В: А мягкие? (зеленым).
В: Он какой твердый или мягкий?
+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?
+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.
В: я знаю игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мак, мороз, мёд, помидор. (показываю рисунки) .
В: Игра «Угадай, сколько в слове слогов?»
Есть слова длинные, состоящие из нескольких слогов, а есть короткие- из одного слога.
Физкультминутка
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подает
И бегаем кругом!
В:
Игры на развитие фонематического слуха
В: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в
игру«Твердый, мягкий»
У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
(Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)(показываю рисунки)
В: Ребята! У вас у каждого на столе карточки с рисунком, надо назвать, что изображено и определить первый звук в этом слове.
В: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.
(март, май). .
Знакомство с буквами М.
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М’. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
(Буква).
В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. .)
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? (МАМА)
В: Давайте с этим словом составим предложение.
В: А как называется наша страна? Как называется столица нашей Родины? Назовите первый звук в этих словах….
В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре-
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я-
Вот и вся моя семья !
В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь раскрасим букву М и рисунок.
Итог. Обобщение.
В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите, с какими звуками мы познакомились? Они какие?
В: Какой буквой эти звуки обозначаются?
В: Молодцы!
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Грамоте учиться всегда пригодится"
Программные задачи: Учить детей интонационному выделению звука "Ж" в словах. Продолжать знакомить детей с термином "звук". Закреплять знание детей о протяженности слов и делении их на части. Развивать речевое внимание, фонематический слух. Воспитывать умение внимательно слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.
Материал: "фланелеграф; 7-9 предметных картинок, среди которых 5-6 со звуком "Ж" (жук, жираф, мороженое, ножик, жёлудь) , жук-игрушка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: "Ребята, вы ничего не слышите?" (слышно тихое жужжание) Ответы детей.
Воспитатель: «Верно, кто - то жужжит. Посмотрите, к нам прилетел жук, послушайте, как он жужжит «ж-ж-ж» . Пожужжите как жук. Давайте с ним поиграем».
Игра "Жуки".
Дети имитируют рукой полёт жука, сопровождая его жужжанием.
Воспитатель: "Жуки устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку) .
Отдохнули и полетели в лес. (Звук "Ж" произносится сначала громко, потом всё тише и тише) "
Воспитатель: "Жук улетел, но оставили нам свою песенку.
Ответы детей.
Воспитатель: " Послушайте, как я произнесу слово "жуки" - "жжжуки". Катя, произнеси слово "жуки" и выдели звук "ж" голосом.
Ответы детей.
Воспитатель: "Ой, смотрите жук нам, что-то принёс. Какие-то картинки. Давайте их посмотрим и найдём слова со звуком "ж".
Дети поочерёдно находят картинки со звуком "ж", называют слова и интонационно выделяют в них звук "ж".
Воспитатель: "Что нарисовано на этой картинке?"
Ответы детей.
Воспитатель: "Дети, почему Ваня назвал слово "мороженое"?"
Ответы детей.
Воспитатель: " Назовите все слова со звуком "ж".
Ответы детей.
Воспитатель: "Ребята, давайте поиграем. Сейчас вы все превратитесь в жуков. Раз, два, три, четыре, пять будут все жуки летать"
Физкультминутка
Жуки летают и жужжат:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Надоело нам летать (останавливаются)
.
Надоело нам жужжать (садятся)
.
Под ромашкой посидим,
На ромашку поглядим. (Повторить 2 раза)
.
Игра на внимание «Доскажи словечко»
Воспитатель: «Послушайте стихи и назовите последнее слово, которого недостаёт» .
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало … (жарко)
.
А рядом бегемотики
Схватились за … (животики)
.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на … (ежа)
.
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит всем … (жираф)
.
Воспитатель: «Какой звук повторяется во всех словах?»
Ответы детей
Воспитатель: "Ребята, мы с вами уже учились измерять слова. Какие бывают слова по протяженности?"
Ответы детей.
Воспитатель: "Верно, слова бывают длинные и короткие. Чем можно измерить слова?" (хлопками и шагами) .
Ответы детей.
Воспитатель: "Сейчас мы с вами поиграем в игру "Телеграф". На телеграфе отправляют телеграммы. Давайте попробуем "передать по телеграфу" слова, отхлопывая их".
Игра «Телеграф» .
Дети измеряют короткие и длинные слова хлопками, шагами: шар, машина, кукла, жук, мяч, молоко, самолёт, жираф.
Воспитатель: "Молодцы, ребята, все слова передали правильно. Скажите, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? В какую игру вы хотели бы ёще поиграть?»
Ответы детей.
Е. Андросова
воспитатель детского сада №100 «Кораблик»
Лариса Зверева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»
подготовила Зверева Л . С
Цель : Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов на предложенную тему, закреплять с детьми понятие звук . Уметь находить и называть нужные звуки в словах , развивать фонематический звук у детей , учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Упражнять в решении этических задач, уметь найти хорошие и плохие поступки. Воспитывать честность, вежливость.
Оборудование : игрушки : заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки : мыло, мишка, мышь
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель : Дети, к нам в группу пришли гости . Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.
(Показывает игрушки)
Дети : Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.
Воспитатель : А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?
Диана : А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.
Саша : Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.
Кристина : А ещё можно назвать зайкой
Воспитатель : Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца : и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?
Дима : Лиса рыжая, красивая, хитрая.
Воспитатель : Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?
Соня : Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной
Кристина : Дима сказал, что лиса хитрая, она всех обманывает, я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.
Воспитатель : Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?
Валя : Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой
Карина : Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.
Воспитатель : как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле : куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?
Алёша : мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.
Воспитатель : А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?
Павлик : Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.
Диана : А я бы придумала название озорник.
Воспитатель : Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.
Дети : это медведи.
Воспитатель : А какие они? Одинаковые?
Андрей : Нет, они не одинаковые : один большой. А другой маленький.
Воспитатель : А как бы вы назвали маленького медведя?
Диана : Я бы назвала мишенькой или мишуткой.
Саша : А я бы назвал медвежонком.
Карина : А я бы маленьким мишкой.
Воспитатель : Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?
Валя : Он медведь-медведище.
Павлик : Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем
Диана : А я бы назвала медвежатиной.
Воспитатель : Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?
(Дети повторяют)
А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали : ласково и нежно. Повторите как?
(Дети повторяют)
Физкультурная пауза : Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.
Воспитатель : Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?
Диана : Я думаю. Что слова состоят из звуков .
Воспитатель : Как замечательно сказала Диана : Я думаю… Ты правильно думаешь, Диана. Ведь все слова действительно состоят из звуков . А звук это то , что мы слышим и произносим.
Назови любые звуки .
Дети : А, О, У, Р. и др.
Воспитатель : Правильно, это звуки . Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки , которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю ? Нет?
Тогда послушайте.
(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).
Можете вы, послушав эти звуки , их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками . А сейчас, дети, мы опять
будем говорить о звуках , которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.
(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)
Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание : назовите мне звук , который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М , этим звуком начинаются все три слова.
Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М .
Дети : Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.
Воспитатель : Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?
Рома : Я знаю два волшебных слова : спасибо и пожалуйста.
Воспитатель : Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?
Катя : Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.
Воспитатель : Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова : кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?
Марина : Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.
Воспитатель : Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.
(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово» .)
Так как надо произносить волшебное слово?
Настя : Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Воспитатель : Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами
(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)
Кто догадается, что сейчас нужно сделать?
(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)
Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом : «Возьми, пожалуйста, мяч» . Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?
Кристина : Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.
Воспитатель : Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу) . Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?
(Дети подбегают к «женщине» , предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).
Воспитатель : Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!
А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.
(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату) .
Ребята, а вы не заметили : почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?
Аня : Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами
Воспитатель : Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.
(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)
Воспитатель : Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?
(Дети задумались)
А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.
Правильно ли. Что я прошла последней?
Дети : Нет. Неправильно!
Воспитатель : Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.
(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом : «Проходите, пожалуйста» , затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.
Воспитатель : Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!
А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.
(Подводится итог занятия.)
МА ДОУ №8 «Детский сад «Полянка» п.г.т. Яшкино Кемеровской области
Конспект занятия
по обучению грамоте в средней группе
«Красный цвет – гласный звук»
Составила: воспитатель 1 квалификационной категории Филина С.А.
2017г.
Тема: «Красный цвет – гласный звук.
Познавательные цели:
Формирование знаний о гласных звуках. Обучение выделению гласных звуков из ряда звуков. Закрепление образования уменьшительно – ласкательных форм существительных.
Физическое развитие:
Социально – коммуникативные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: предметные картинки со звуками А, О, У, Ю, Ы, И,Э.
Ход занятия.
Организованный момент.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Дети, давайте повяжем друг другу красные ленточки и удивимся: «Как красиво».
Мы умеем удивляться! (дети удивленно поднимают бровки)
Сегодня нас ждет, что то очень интересное. Давайте покажем, как мы этому рады и улыбнемся (Дети улыбаются)
К сожалению, за окном тоскливая и пасмурная погода, которая нас расстраивает (дети хмурят бровки).
Давайте повторим:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в Страну Гласных звуков. Мы подготовились и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали красный цвет?
Дети: Потому что мы отправляемся в Страну Гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Девочка завозит коляску с куклой.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Какую песенку нужно ей спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?
Дети: гласный звук А.
Воспитатель предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук А.
Воспитатель: В коляске кукла Оля, а плачет она потому, что у неё болят зубки.
(Из-за ширмы доносится О-О-О). Ребята, как кукла плачет?
Дети: О-О-О.
Воспитатель: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем зубкам песенку, чтобы наши зубки никогда не болели.
Дети произносят: О-О-О.
Воспитатель: Звук О гласный. Зубки у нашей куклы перестали болеть, пусть она поспит, а мы продолжим наше путешествие.
Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Послушайте, как он гудит.
(Из-за ширмы У-У-У) Повторите.
Дети: У-У-У.
Воспитатель: Давайте громко погудим, а затем тихо. Кто же к нам приехал на паровозике?
Дети: Лошадка.
Воспитатель: Лошадка озорная, лошадка весёлая. Лошадка поет: И-И-И.
Споем песенку лошадки.
Дети: И-И-И.
Воспитатель: На лошадке можно весело скакать и кричать Эй. Первый звук Э.
Давайте пропоем Э-Э-Э.
Воспитатель: На пути нам встретился медведь.
Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревёт:
Ы-Ы-Ы – покусали меня пчёлы!
Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?
Дети: Звук Ы-Ы-Ы.
Воспитатель: Давайте покажем, как медведь ходит и ревет.
(Дети изображают медведя и проговаривают звук Ы-Ы-Ы.)
Воспитатель: Какие звуки мы узнали в Волшебной стране звуков?
Дети: гласные звуки А,О,И,У,Э,Ы.
Воспитатель: Лиза знает стихотворение про гласный звук.
Лиза:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу и звать и аукать,
Но не желают свистеть и рычать.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуковыми символами гласных звуков, Звуковой символ – это графическое изображение звука, показывающее, как нужно открывать ротик и положение язычка. (Рассказ воспитателя о символах)
Физминутка:
Мы ногами топ-топ- топ.
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг-миг,
Мы плечами чик-чик-чик.
Раз-сюда, два –туда.
Повернись вокруг себя.
Раз -= присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
А теперь попробуйте выбрать символ звука, с которого начинается ваше слово. Дети выбрали символ звука, подходящего к слову из конверта.
Игра «Угадай картинку».
Воспитатель: Ребята, это волшебная полянка, На ней «заколдованные картинки». Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку.
Сели все в кружок.
Угадай картинку
Милый мой дружок!
(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.)
Воспитатель: Поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку, название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щечки). Молодцы! Справились с заданием. А теперь выберете символ звука, подходящего к вашей картинке.
Игра «Назови ласково»
Отгадайте загадку:
Стукнешь о стенку,
А я отскачу.
Бросишь о землю,
Ая подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать ну совсем не хочу!
Дети: Мяч.
Воспитатель: Мяч умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ними? Я буду называть вам слово, а вы называть это слово ласково, например: солнце – солнышко.
(Облако, ветер, дерево, трава, цветок и т.д.)
Итог занятия.
Воспитатель: С какими звуками мы с вами познакомились? Как произносятся гласные звуки? Что понравилось на занятии? Дайте оценку занятия смайликами.
Екатерина Андросова
Грамоте учиться всегда пригодится.
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе.
Программные задачи: Учить детей интонационному выделению звука "Ж" в словах. Продолжать знакомить детей с термином "звук". Закреплять знание детей о протяженности слов и делении их на части. Развивать речевое внимание, фонематический слух. Воспитывать умение внимательно слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.
Материал: "фланелеграф; 7-9 предметных картинок, среди которых 5-6 со звуком "Ж" (жук, жираф, мороженое, ножик, жёлудь, жук-игрушка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: "Ребята, вы ничего не слышите?" (слышно тихое жужжание) Ответы детей.
Воспитатель: «Верно, кто - то жужжит. Посмотрите, к нам прилетел жук, послушайте, как он жужжит «ж-ж-ж». Пожужжите как жук. Давайте с ним поиграем».
Игра "Жуки".
Дети имитируют рукой полёт жука, сопровождая его жужжанием.
Воспитатель: "Жуки устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку).
Отдохнули и полетели в лес. (Звук "Ж" произносится сначала громко, потом всё тише и тише)"
Воспитатель: "Жук улетел, но оставили нам свою песенку.
Ответы детей.
Воспитате ль: " Послушайте, как я произнесу слово "жуки" - "жжжуки". Катя, произнеси слово "жуки" и выдели звук "ж" голосом.
Ответы детей.
Воспитате ль: "Ой, смотрите жук нам, что-то принёс. Какие-то картинки. Давайте их посмотрим и найдём слова со звуком "ж".
Дети поочерёдно находят картинки со звуком "ж", называют слова и интонационно выделяют в них звук "ж".
Воспитате ль: "Что нарисовано на этой картинке?"
Ответы детей.
Воспитате ль: "Дети, почему Ваня назвал слово "мороженое"?"
Ответы детей.
Воспитатель: " Назовите все слова со звуком "ж".
Ответы детей.
Воспитатель: "Ребята, давайте поиграем. Сейчас вы все превратитесь в жуков. Раз, два, три, четыре, пять будут все жуки летать"
Физкультминутка
Жуки летают и жужжат:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Надоело нам летать (останавливаются).
Надоело нам жужжать (садятся).
Под ромашкой посидим,
На ромашку поглядим. (Повторить 2 раза).
Игра на внимание «Доскажи словечко»
Воспитатель: «Послушайте стихи и назовите последнее слово, которого недостаёт».
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало … (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за … (животики).
А слониха, вся дрожа,
Так и села на … (ежа).
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит всем … (жираф).
Воспитатель: «Какой звук повторяется во всех словах?»
Ответы детей
Воспитатель: "Ребята, мы с вами уже учились измерять слова. Какие бывают слова по протяженности?"
Ответы детей.
Воспитатель: "Верно, слова бывают длинные и короткие. Чем можно измерить слова?" (хлопками и шагами).
Ответы детей.
Воспитатель: "Сейчас мы с вами поиграем в игру "Телеграф". На телеграфе отправляют телеграммы. Давайте попробуем "передать по телеграфу" слова, отхлопывая их".
Игра «Телеграф».
Дети измеряют короткие и длинные слова хлопками, шагами: шар, машина, кукла, жук, мяч, молоко, самолёт, жираф.
Воспитате ль: "Молодцы, ребята, все слова передали правильно. Скажите, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? В какую игру вы хотели бы ёще поиграть?»
Ответы детей.
Е. Андросова
воспитатель детского сада №100 «Кораблик»
г. Брянска
Публикации по теме:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки» подготовила Зверева Л. С Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.
Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Ход занятия. 1. Наше занятия как всегда начнем с артикуляционной гимнастикой. Я начинаю, а вы продолжаете. Где-то собаки рычали: Ррр! В стойле.