Подготовка к исповеди и святому причащению. Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться

Цель христианской жизни - познание Бога, единение с Ним в той мере, в какой оно может быть достигнуто на земле. Но поскольку здесь человек обременен грехом, телесной немощью, Господь подает чудесную помощь в церковных Таинствах. Данная статья подробно объясняет, как готовиться к главному из них - Причастию.


Установка Таинства

Каждый, кто прочел Евангелие, знает, что накануне крестной смерти Христос совершил с учениками Тайную Вечерю. Сюжет многократно был изображен разными художниками, эта сцена присутствует над алтарем любого православного храма. Иисус в тот вечер установил новую бескровную жертву, заменяя ей жертвоприношения, которые существовали у иудеев. Поэтому иногда Пасха называется Новозаветной. Есть существенные различия, хотя еврейский праздник является прообразом нынешнего христианского.

  • Вместо невинного ягненка на Кресте был заклан Агнец Божий. Его кровь искупила христиан, которые являются новозаветными первенцами, по аналогии с израильскими.
  • Переход через морские воды символизирует Крещение, которое избавляет христиан от подчиненности грехам.
  • Хождение в пустыне - это аналогия земной жизни, исполненной страданий.
  • Прообразом же Причастия стала манна небесная. Вместо нее Христос дал апостолам освященные хлеб и вино.

Иудеи готовили себя к восприятию Божиих даров тем, что проводили свою жизнь, выполняя Его прямые указания, данные через Моисея. Соблюдали они и множество обрядов. Современным же людям к Причастию надо готовиться по другим правилам. Причастие доступно только членам Церкви, то есть тем, кто крестился в Православном храме. Крещение на дому допускается только если человек находится при смерти. Иногда вызывают священника и в реанимационную палату. Сразу после Крещения Причастие подается без подготовки.


Воздержание тела

Человек состоит из души, духа и тела. Случается так, что желания плоти становятся более важными, чем духовные потребности. Такая жизнь уже не является христианской. Чтобы избежать рабства слабому телу, члены Церкви обязаны держать под контролем это свое начало. Важным этапом правильной подготовки к Причастию является пост. Как именно поститься - подскажет церковный календарь. Это зависит от периода - иногда допускается рыба, иногда - лишь растительное масло и невареная пища.

Количество дней - не меньше 3-х. Чтобы участвовать в Евхаристии в воскресное утро, начать пост необходимо в четверг. Хотя никаких официальных документов, утвержденных Церковью на этот счет, просто не существует. В Греческой православной церкви причащают вообще без подготовки. Но в России такова повсеместная практика.

Если человек является постоянным прихожанином, соблюдает все существующие посты (а их в году более половины дней), то высшее церковное духовенство рекомендует не накладывать на таких христиан дополнительные посты перед Таинством. Однако, окончательное решение остается за приходским священником.

Для людей, которые посещают храм достаточно редко, 3 или 7 дней поста будут лишь во благо. Затруднения может вызвать необходимость поститься в субботу, когда дома вся семья, которая придерживается привычного режима питания. Следует заранее позаботиться о своем рационе - приобрести орехи, сухофрукты, которые помогают поддерживать необходимый уровень энергии. Можно пить соевое или кокосовое молоко. Но во всем следует придерживаться меры.

Также весьма желательно в этот период воздерживаться от супружеских отношений, хотя бы перед Причастием. Однако, если муж не крещен, не следует доводить ситуацию до противостояния. Если супруг резко возражает, то следует рассказать священнику на исповеди - он должен посоветовать, как следует вести себя, чтобы не обострять отношения в семье.


Как приготовиться к исповеди

Параллельно необходимо готовиться к исповеди. Если она предстоит впервые, желательно почитать специальную литературу - ее можно взять в церковной библиотеке или у знакомых, которые давно посещают храм. Таинство это предназначено для очищения от грехов, иногда его сравнивают с повторным крещением. Милость Божия подобна водам Иорданским.

Многие считают, что не совершая воровства, прелюбодейства и прочих страшных грехов, не имеют нужны в покаянии. Но это самообман. Краткие Божии заповеди надо уметь понимать в полной мере. Чтобы подготовиться к исповеданию и причастию, надо хорошо припомнить свои грехи и записать их. Отступления от заповедей делятся на два вида:

Против Господа: ропот на Бога, пустая болтовня, праздность, маловерие, увлечение магией, азартные игры, непосещение храма, несоблюдение постов, редкое чтение Библии, отчаяние и т.д.

Против ближних (всех людей, а не только друзей и родственников): раздражение, пренебрежение христианским воспитанием детей, гордыня, мстительность, ссоры, аборт, клевета (сплетни), жадность и т.д.

Как готовить список грехов? Не надо описывать все те обидные слова, которые были сказаны подруге. Просто написать - клевета на ближнего. Не следует вдаваться в подробности и живописать все свои проступки, тем более оправдываться разными обстоятельствами, обвинять других в том, что они вас спровоцировали. Таким образом совершается еще один грех - осуждение.

В пост (в том числе и Великий) подготовка к причастию не требует каких-то дополнений. Поститься надо по церковному уставу, посещать службы. Именно поэтому большинство прихожан причащаются как раз по время постных недель. А вот если хочется приступить к Чаше во время праздников, надо посоветоваться с духовником.

Как готовить к причастию детей?

Ребенку до 7 лет необязательно поститься, просто с утра перед Литургией его нельзя кормить, чтобы таинство принималось натощак. Но родители должны готовить его морально:

  • вместе читать Священное Писание;
  • сократить количество развлечений, в том числе просмотр телепрограмм;
  • молиться утром и вечером;
  • поговорить с ребенком о его поведении.

Когда ребенку исполнится 7 лет, он уже во время подготовки к Причастию должен идти на исповедь. Следует более подробно разобрать его поведение. Пропускает ли он службы, воскресную школу? Всегда ли молится утром и вечером? Знает ли обязательные молитвы - Символ Веры, Отче наш? Не следует слишком давить, священник проведет Таинство самостоятельно. Задача родителей - привести ребенка, подавать правильный пример.

Для беременных женщин подготовка к причастию проходит также, как и для всех остальных. Только поститься будущим матерям необязательно - это дело добровольное. Духовенство советует в особом положении приступать к Таинству как можно чаще, хотя в целом это сугубо индивидуальный вопрос, который надо решать с духовником.

Молитвы

Естественный способ общения с Богом - молитвы. Поэтому и готовясь к причастию, надо посвятить им больше времени, чем обычно. Что именно необходимо читать и когда?

  • 3 канона (Христу, Борогодице, Ангелу Хранителю);
  • Последование (особые молитвы перед причастием);
  • Утреннее и вечернее правило (как обычно).

Если читать все в день накануне таинства, неподготовленному человеку это покажется очень тяжелым испытанием. Мало того, что необходимо посетить вечернюю службу, сходить на исповедь, еще и посвятить 2-3 часа молитвам! Поэтому каноны можно распределить нескольких дней. Дальше готовятся следующим образом - после вечерней службы читается правило, причастный канон. Оставшиеся молитвы переносятся на утро.

Допустят ли к причастию, если нет возможности посетить службу накануне вечером? Об этом надо сообщить священнику, если человек готовился (исповедался, постился, молился) то обычно это не становится препятствием.

Причастие в церкви проходит в конце Литургии, утренняя служба, которая бывает по воскресеньям и субботам. Она может проходить и в другие дни, об этом обычно можно прочесть в храмовом расписании, которое висит при входе. Все вопросы по поводу участия в Таинстве причастия надо задавать священнику не стесняясь.

Да будет принятие святых Христовых Тайн в спасение души и жизнь вечную!

Как подготовиться к исповеди и причастию - видео-ответ

Покаяние или исповедь - это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе - Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов

В этом вопросе главное - усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние - означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и Когда он закончит - дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога - гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего - огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя - тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию - Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное - настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох - без и причастия.

Как готовиться к причастию ребенку? Какие молитвы нужно прочитать? Возможно ли соблюсти все требования беременным или кормящим мамам? Масса недоумений возникает у тех, кто впервые решился сам или с детьми участвовать в главном таинстве православной Церкви.

Мы попросили ответить на несколько самых популярных вопросов опытных священников.

Как готовиться к причастию: что читать?

В православном молитвослове, даже самом кратком, вы найдете последование ко Святому Причащению, состоящие из канона и нескольких молитв. Все это нужно прочитать накануне вечером или утром, перед Божественной литургией. Дополнительно читают три канона: Спасителю, Богородице и Ангелу-Хранителю. Их можно читать в течение нескольких дней перед Причастием. Молитвенное правило христианина может быть скорректировано священником, принимающим исповедь, в зависимости от жизненных обстоятельств. По окончании литургии нужно выслушать в храме или прочесть по молитвослову благодарственные молитвы по святом причащении.

Обычная подготовка к причастию включает пост (отказ от пищи животного происхождения, развлечений и супружеских отношений от 1 до 3-х дней), исповедь (раскаяние в грехах в присутствии священника и получение прощения), вечернее богослужение, чтение последования ко причащению и канонов. Тем, кто пришел в храм впервые, священник во время исповеди может скорректировать индивидуальную подготовку к причастию: меру поста или вид молитвенного правила.

Как готовиться ребенку к причастию?

Чтобы подготовить детей к причастию, прежде всего важно объяснить им, что это такое. Здесь правильно будет говорить правду, а именно то, что причастие – это Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это ребенку стоит объяснить с самого начала. Неправильными являются слова, которые употребляют некоторые родители: «хлебушек с вином», «сладкий хлебушек». Таких слов говорить детям не нужно, потому то это неправда.

Важно рассказать ребенку, что причастие – это Божественный свет, огонь Божественной любви, который может очистить и освятить душу. Если же приступать к причастию без специальной подготовки, то этот огонь может душу обжечь.

Подготовка ребенка к причастию состоит прежде всего из работы души: нужно примириться со всеми, попросить прощения за наши плохие поступки у Бога и людей. Если ребенок уже взрослый, то для того, чтобы просить прощения у Бога, он может участвовать в таинстве исповеди. Возраст, с которого дети начинают исповедоваться, и частота исповеди обсуждаются родителями с духовником семьи, без которого будет трудно найти правильное решение. В целом дети с 7 до 10 лет начинают участвовать в исповеди, но могут причащаться и без нее.

Многие вопросы, касающиеся подготовки ребенка к причастию, обсуждаются в документе, принятом архиерейским совещанием Русской Православной Церкви «Об участии верных в евхаристии». Особенно подчеркивается важность того, чтобы родители приступали к Чаше вместе с детьми. Правильному отношению ребенка к причастию способствует то, что он видит подготовку своих родителей, их благоговение к таинству. Детский пост перед причастием, конечно, отличается от взрослого. Начиная с трех лет юного христианина можно приучать к тому, что причащаться нужно натощак, чтобы к 7 годам он был готов к этому. Маленьким детям можно часто причащаться – каждое воскресенье или каждый раз, когда они приходят в храм. К переходному возрасту важно, чтобы причастие стало осознанным.

Важным элементом подготовки детей к причастию является личная молитва к Богу. С 7 лет стоит хотя бы одну молитву читать, можно начинать с тех, которые читает священник перед Чашей: «Верую, Господи, и исповедую…» и «Вечери твоея тайныя днесь». И обязательно объяснить их смысл, который может быть не всегда ими сразу воспринят. С возрастом молитвенное правило перед причастием может увеличиваться, с учётом возраста, духовного и интеллектуального развития ребенка.

Как готовиться к причастию беременной?

Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва

Беременность – особый период в жизни семьи, в первую очередь женщины. В это время важна внутренняя жизнь беременной, поскольку то состояние, в котором она находится, в какой-то степени влияет и на развивающего в ее утробе младенца. Конечно, для христианки участие в таинстве причастия является важнейшей встречей со Христом, возможной здесь, на земле. Оно может происходить так часто, насколько это для нее посильно.

Если до наступления беременности женщина привыкла поститься строго, учитывать в молитвенном правиле не только последование ко причащению, но и три канона, то теперь это может оказаться невозможным. И вместо того, чтобы причащаться чаще, она, чувствуя, что не может исполнить все, станет причащаться реже, что, конечно, будет неправильно. Об этом говорится в документе, принятом архиерейским совещанием Русской православной Церкви 3 года назад, «Об участии верных в евхаристии». Для тех христиан, кто приступает к Чаще раз в неделю или раз в 2 недели, правило для подготовки должно быть несколько иным: достаточным считается пост в течение дня накануне причастия, а молитвенная подготовка включает проследование ко причастию (канон и молитвы). Если эта практика относится ко всем, кто часто причащается часто, то для женщины во время беременности возможны ещё бОльшие послабления: пост может быть вовсе отменен или же ограничиваться невкушением мясной пищи, если это не приводит к нежелательным последствиям для здоровья (если нет анемии, например).

Во время молитвы не обязательно стоять – будущей маме вполне можно молиться сидя. И приходя в храм нужно не стесняться и сесть. Если женщина чувствует себя нехорошо, задача близких помочь, чтобы ей было по силам присутствие в храме.

Если беременная христианка лежит на сохранении (дома или в больнице) и не имеет возможности прийти в храм на исповедь и причастие, то, конечно же, нужно пригласить священника. Очень важно, чтобы женщина могла исповедаться и причаститься, и не стоит думать, что это невозможно вне стен храма.

Как готовиться к причастию кормящей?

Иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице, директор Свято-Димитриевской школы, отец 9 детей, Москва

Когда женщина становится матерью, для нее участие в богослужениях, таинствах, становится значительно более сложным, чем даже в период беременности, если, конечно, беременность протекала в штатном режиме. Для того, чтобы прийти на исповедь, причаститься, маме с ребенком нужно приложить особые усилия.

В идеале, конечно, было бы прийти на службу не в праздничный, а в будний день, заранее узнав расписание на сайте храма и уточнив по телефону, то в этот день будет исповедь. Договориться со священником об исповеди заранее проще, если есть духовник. Было бы здорово прийти в храм не одной, а с мужем или бабушкой, которые могли бы побыть с ребёночком, пока мама будет исповедоваться. Важно ребеночка приготовить к тому времени, чтобы ему было посильно провести эти 20 минут без мамы: хорошенько накормить, переодеть, чтобы он либо спал в коляске, либо в крайнем случае был на руках у мамы, сытым и довольным.

Нужно понимать, что для женщины рождение ребенка, его кормление и воспитание, является служением Богу и Церкви. Поэтому не нужно смущаться тем, что мало времени остается на молитву, не всегда успеваешь прочитать утреннее и вечернее правило, редко получается прийти целиком на литургию. Это время, когда женщине важно молиться Богу, помнить о Нем, и свою веру и любовь к Богу постараться ребеночку передать с молоком.

Кормящие младенца женщины, как и беременные, находятся в особом состоянии физического здоровья, переживают важный период жизни. И конечно, общение со Христом, евхаристическая жизнь, влияет на детей, которых кормит мама. Очень важно часто причащаться в таком положении. Известно, что кормящей женщине бывает жизненно необходимо ночью или утром выпить воды. Допустимы и рекомендованы послабления в приуготовительном посте, в евхаристическом посте (после 12 часов ночи накануне причастия обычно не едят и не пьют) и молитвенном правиле, в котором женщина готовится к принятию Святых Христовых Таин. Об этом говорится в документе архиерейского совещания Русской Православной Церкви – «Об участии верных в евхаристии».

Мне кажется, что главное – желание мамы причаститься. Если оно есть, то можно все естественные сложности, связанные с материнством, преодолеть.

Как готовиться к причастию молодой маме?


Протоиерей Андрей Ромашко, клирик храма Казанской иконы Богородицы п. Краснообск, руководитель православного подросткового клуба «Ковчег», отец 8 детей, Новосибирская область

Причащение – основное таинство, в котором человек мистически соединяется со Христом, становится реальным, а не номинальным членом Церкви – Тела Христова. Встреча со Спасителем – отнюдь не рядовое событие, даже готовясь к приходу гостей мы наводим в квартире чистоту, приводим в порядок себя…
Человек состоит из души и тела, соответственно, требуется подготовить и тело, и душу к великому Таинству. Телесная подготовка включает пост, духовная – это примирение с ближними, молитва, покаяние в грехах. Таким образом, очистив свой внутренний храм молодой маме можно приступать к Причащению, приглашать к себе Господа.

Подготовка к причастию мирян четко описана в документе “ “. Например, перед причастием необходимо быть на вечернем богослужении и не опаздывать на литургию, а исключение возможно для инвалидов и родителей с маленькими детьми. А недавно родивших и кормящих мам, безусловно, можно отнести к ним.

Более конкретные рекомендации по подготовке к Причастию может дать только – священник, который знает обстоятельства вашей жизни. А если нет духовника, если вы идете в новый для себя храм, постарайтесь заранее спросить местного священника, какие требования будут предъявлены именно к вам, ибо, как известно, со своим уставом в чужом монастыре можно обрести проблемы… Один священник, опираясь на свой опыт, отнесется к вам снисходительно, а другой увидит серьезный потенциал и потребует бОльших усилий. Вам могут предложить разные схемы подготовки, которые имеют одну цель: причаститься на пользу, а не во грех, но по интенсивности они могут отличаться, быть более резкими или постепенными. Это как у врачей: хирург скажет «будем резать», терапевт: «надо лечить», а цель одна – здоровье человека.

Итак, звоним в храм (отправляем туда мужа, маму, свекровь) с вопросом: как причаститься молодой маме? Вы говорите, например, «я кормящая мама, у меня трое погодков, помощников нет, приду одна со всеми детьми!» Желательно услышать ответ от священника, а если его нет от библиотекаря, катехизатора или свечницы. Помните, что не все работники храма одинаково компетентны: сторож или уборщица могут сказать совсем не то, что нужно. А вам необходимо получить ответы на три принципиальных вопроса:

1. Когда прийти на исповедь? Реально ли в вашей конкретной ситуации (дети, кормление грудью, беременность) сделать исключение и исповедаться не во время богослужения, чтобы не оглашать храм плачем младенца?

2. Какие молитвы читать перед Причастием? Минимум это Последование ко Святому Причащению, как оно напечатано в Молитвослове. Если вам совсем некогда, найдите в планшете или смартфоне аудио этих молитв и слушайте. Можно сесть или прилечь, если кормите. Главное внимательно слушать и молиться.

3. Как поститься? Для беременных и кормящих мам есть послабления: только один день или вообще без поста. Что потребуется в вашей конкретной ситуации нужно выяснить заранее.

Если вы не беременны, не кормите, есть с кем оставить детей – действуйте как все, не давая себе лишних послаблений. Ну, а если вам реально сложно, а особых поблажек вам порекомендовали не делать – не расстраивайтесь, просто ваш батюшка в душе хирург. Вы справитесь, разберетесь или найдете батюшку-«терапевта». Главное начать, а дальше Господь поможет!

архим.
  • свящ. Димитрий Галкин
  • В. Пономарев
  • архимандрит Лазарь
  • прот.
  • протоиерей М. Шполянский
  • Екатерина Орлова
  • иеромонах Евстафий (Халиманков)
  • иеромонах Агапий (Голуб)
  • Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед .

    В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
    К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов - не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с , восстанавливает себя как члена .

    Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

    От Таинства Покаяния следует отличать:
    — доверительную духовную беседу со священником;
    — покаянную беседу перед (не является обязательной).

    Где и когда можно исповедоваться?

    Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в в определённое расписанием время или по договорённости со . Исповедующийся должен быть крещёным.

    На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

    Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.

    Как готовиться к Исповеди?

    При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого , ни особого молитвенного правила.

    Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
    — Сосредоточиться на покаянных молитвах.
    — Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
    — По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
    — Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
    — При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

    — Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
    — В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния , а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов» .
    — Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
    — Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
    — Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил ( , ).
    — При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
    — При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с «Господи, даруй мне зрети моя согрешения ».

    Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

    Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

    Следует сравнивать себя в первую очередь со , тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
    Чистая совесть — признак короткой памяти…

    Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

    Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед при свидетельстве священника, это состояние , ненавидящей грех и избегающей его.
    Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в . Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации .
    Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести . Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

    Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

    Епископ Тихон (Шевкунов) : «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

    Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит .

    У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.

    Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: .

    Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.

    Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
    Священник Филипп

    Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

    КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

    Исповедь – таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

    1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех - это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании - Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди - знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя ». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

    2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике - и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

    Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов , которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

    а. Грехи против Господа Бога:

    — неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

    — вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

    — творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

    — обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

    б. Грехи против ближнего:

    — пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

    — осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься », - говорит Господь);

    — блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

    — аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

    — присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

    — ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

    Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

    3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

    4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

    Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

    5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

    Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

    6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

    Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

    7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете », - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы ». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

    Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

    Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких.

    Во время исповеди священник может назначить вам епитимию : воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

    Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению.

    Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

    КАК подГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

    Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

    Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния) не исполняются. Однако, православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т.д.) также является обязательной.

    1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю » (1Кор. 11:20-22).

    2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со Страхом Божьим: «Начало мудрости - страх Господень » (Притч. 9:10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней » (1Кор. 11:27).

    3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой » (Мф. 5:23-24).

    4. Церковность. И, наконец, последнее сущностное условие: человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов » (Послание к Диогнету).

    5. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед Причастием : «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает » (1Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией , так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

    6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак . В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6 часов. Возникает вопрос если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же » (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой необходимо обратиться за советом к священнику.

    7. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением ): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной) . Телесный пост перед Причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

    8. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения . Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и 40-дневного послеродового периода : «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом » (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

    9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу - греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении .

    Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв , чтение Последования ко Святому Причащению (вслед за утренними молитвами утром).

    Вечером перед Причастием предусматривается также чтение трёх канонов :

    • Покаянного канона ко Господу,
    • Молебного канона ко Пресвятой Богородице, и
    • Канона Ангелу-хранителю

    Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

    Александр Боженов
    Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи

    Подать церковную записку (поминовение)

    Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

    В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

    Просмотрено (30882) раз

    Поделиться: