Почему иисус прогнал легион именно в свиней. Евангельское чтение: Бог изгнал бесов, а Его за это прогнали люди

Друг мой!

Ты пишешь: "Момент про изгнание легиона бесов. Странный момент. Зачем надо было изгонять бесов в свиней? Зачем надо было губить животных - целых две тысячи, которые служили людям для прокорма? Почему нельзя было выгнать бесов просто вон? И почему в одном Евангелие "погребавших во гробах" было двое, а в другом - всего один? Чему вообще научил этот момент людей этой страны?"

То, что у одного автора два бесноватых, а у двух других пишется только об одном, это не несоответствия в Евангелиях, а краткий способ повествования одного автора и усиление речи на некотором моменте двух других. О двух бесноватых говорится лишь в (Мф.8,28-34), в самом кратком повествовании этого случая, как на указание такового происшествия. В двух других (Мк.5,1-20; Лк.8,26-39), где подробнее описывается этот случай, с показанием очень существенной особенности в реакции одного из исцеленных: его обращении к Иисусу Христу, как к Богу.
Существенна также реакция Самого Иисуса Христа на уверование в Него этого исцеленного: вместо того, чтобы позволить ему пребывать возле Себя среди других учеников для обучения его, как и других учеников тайнам Царства Небесного, Он посылает его свидетельствовать о милосердных делах Божьих, явленных в Иисусе Христе, Сыне Его. Иными словами Иисус посылает исцеленного, как готового апостола свидетельствовать о Нем другим людям задолго до послания по двое 12 апостолов.
Необыкновенное исцеление! Исцеление не только тела и души, но и сообщение благодати апостольства для исцеления душ других людей. Уникальный, по-видимому, был этот человек: огромной силы веры и духа. И еще один момент можно отметить в этом: уникальная сила благодати дается Богом человеку, перенесшему уникальные испытания.

Касательно позволения бесам войти в стадо свиней, имеются такие указания святых отцов.
1) Для показания самарянам, жителям той страны, что закон запрещения потребления свинины касался и их также, если они считают себя детьми Иакова. Законы Моисея даны были евреям, чтобы сознание их постоянно возбуждено было к памятованию Бога и Его непрестанного присутствия. "Нечистые" животные, согласно языку Востока, указывали человеку, призванному быть верным Единому Богу, на неприемлемость им понятий, заставляющих его "склонить свою голову к земле" (как свинья, например), забыв о небесном; чтобы не рыть носом землю, уйдя сознанием лишь в добычу временных благ; не жрать свои собственные отходы, думая только о прелестях материальной жизни; и, будучи вымытым (уверовав в Иисуса Христа), "подобно свинье, не возвращаться валяться в грязи", или, "подобно псу, не возвращаться к своей блевотине", продолжая жить во грехах так, как жил до этого.
2) Для того, чтобы видимо показать коварную натуру бесов: единственное, на что они способны, то это только вредить человеку любым способом. И платят они за услугу только злом.
3) Иисус дает шанс жителям той страны, увидевшим два Его таких необыкновенных чуда (исцеление грозных бесноватых и мгновенное уничтожение свиней): отказавшись от нарушения закона и приверженности к материальной ценности, уверовать в Иисуса Христа, как в Бога и желать уже навсегда остаться с Ним. Так поступили жители другого самарянского селения, где Иисус обратил к Себе самарянку, попросив у нее воды у колодца (Иоан.4,7-43). Однако жители Гадаринской страны попросили Христа удалиться от мест их, выбрав материальное благо вместо духовного.

Толкование Евангелия, суть текста: Иисус так загонял бесов-легионеров, что они не нашли ничего лучшего, чем всей компанией броситься в воду внутри свиней на глазах у свинопасов и бесноватого. А, вот местные жители действо не оценили.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 8, стихи 28 - 34
Евангелие от Марка, текст: глава 5, стихи 1 - 20
Евангелие от Луки, текст: глава 8, стихи 26 - 39
Читать Евангелие, от Матфея святое благовествование - Мф.:

Мф. 8: 28

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

Мф. 8: 29

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Мф. 8: 30

Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

Мф. 8: 31

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

Мф. 8: 32

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Мф. 8: 33

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

Мф. 8: 34

И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.


Читать Евангелие, от Марка святое благовествование - Мк.:

Мк. 5: 1

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Мк. 5: 2

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

Мк. 5: 3

он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

Мк. 5: 4

потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Мк. 5: 5

всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

Мк. 5: 6

увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

Мк. 5: 7

Мк. 5: 8

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

Мк. 5: 9

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Мк. 5: 10

И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Мк. 5: 11

Паслось же там при горе большое стадо свиней.

Мк. 5: 12

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Мк. 5: 13

Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Мк. 5: 14

Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

Мк. 5: 15

Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

Мк. 5: 16

Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Мк. 5: 17

И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Мк. 5: 18

И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

Мк. 5: 19

Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Мк. 5: 20

И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.


Читать Евангелие, от Луки святое благовествование - Лк.:

Лк. 8: 26

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Лк. 8: 27

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Лк. 8: 28

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Лк. 8: 29

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Лк. 8: 30

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.

Лк. 8: 31

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Лк. 8: 32

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Лк. 8: 33

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Лк. 8: 34

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

Лк. 8: 35

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Лк. 8: 36

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

Лк. 8: 37

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Лк. 8: 38

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

Лк. 8: 39

возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.


Толкование Евангелия в вопросах и ответах:

Почему некоторые утверждают, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из гадаринских (они же гергесинские) бесноватых, когда каждый раз отправлял бесов в свиней?

Мнение о том, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из бесноватых в стране Гадаринской или Гергесинской и каждый раз отправлял бесов в большое стадо свиней, которое утонуло, основано на том, что в Евангелии от Матфея 8: 28-34 упомянуты двое бесноватых, а в Евангелиях от Марка 5: 1-20 и Луки 8: 26-39 - по одному. Такой точки зрения о повторяемости действий вынуждены придерживаться те, кто, принципиально не желает признавать в Евангелиях никаких разночтений, а малейшие расхождения в текстах объясняет тем, что описанные события, вероятно, происходили несколько раз, даже если их описание во всём остальном сильно совпадает. У приверженцев такого подхода, большое стадо свиней утонуло два раза, и, в общей сложности, исцелено трое бесноватых.

Насколько были опасны один или двое бесноватых для окружающих?

Из Евангелия известно, что бесноватые характеризовались как весьма свирепые, видимо, они пугали людей, нападали на них и мешали им проходить мимо них. Но, нет сведений, что бесноватые убили кого-то, покалечили или напугали до смерти, т.е. пусть с трудом, но с ними справлялись местные жители самостоятельно. Если бы бесноватые представляли собой смертельную опасность для местных, наносили бы большой ущерб, то с ними расправились бы из мести родственники пострадавших или пожаловались бы на них властям, чтобы запереть в тюрьму или казнить.

Каковы рамки разумной платы, ущерба, расходов по исцелению бесноватых или избавление от них окружающих?

Видимо, такое количество свиней, потерю которых жители могли бы пережить как плату за свои грехи, если посчитают, что бесноватые им справедливо докучали по их грехам. В таких случаях исходят из принципа соразмерности наносимого ущерба и платы за избежание или исправление ущерба, т.е. исцеление не должно быть чрезмерно дорогим. Иначе, теряется польза и практический смысл действий. Из текста следует, что когда местные жители узнали об исцелении бесноватых Иисусом, они, с одной стороны, наверняка, обрадовались такому чуду, но с другой, поняв, что в результате исцеления лишились такого огромного количества своих свиней, огорчились. По реакции жителей видно, что они огорчились потере огромного стада больше, чем обрадовались чуду исцеления. Потому и просили Иисуса удалиться, просили вежливо, но настойчиво, совсем не желая слушать проповедей Иисуса.

Почему Иисус просто не выгнал бесов, запретив им губить стадо свиней?

Религия тем и отличается, что любая болезнь, включая и одержимость у душевнобольных, рассматривается не с современной медицинской точки зрения, а как проявление вселения в человека нечистого духа или бесов.

Для исцеления одержимого злым духом больного изгоняют злого духа разными методами, например, заставляют покинуть больного, лишив оснований там находиться. Причиной вселения бесов считаются грехи больного или окружающих, из-за которых бесы получают право или попустительство Бога на такое вселение, чтобы вредить больному и окружающим его людям. Считается, что страдание больного и окружающих направлено на искупление грехов и совершенствование их духовных качеств, а грехи исцеляются молитвами, добрыми делами и добровольными пожертвованиями, т.е. принесениями различных жертв.

В данном эпизоде, стадо свиней выступило как пожертвование жителей с целью исцеления больного от власти бесов, получивших власть над больным по грехам самого больного или грехам окружавших его жителей. Подразумевается, что бесы имели право получить такое пожертвование, чтобы покинуть больного, о чём и просили Иисуса.

У евреев свинья считается нечистым животным, они не едят свинину, тогда для чего свиней разводили в таком количестве?

Некоторые народы, живущие среди евреев считают возможным есть свинину и содержать свиней. Возможно, после этого случая исцеления бесноватых, почти вылившегося в конфликт, Иисус и заявил, пытаясь отказать хананеянке в просьбе исцелить её дочь, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (описано в Мф. 15: 21-28) , что так шокирует многих читателей Евангелия.

Почему бесы исповедуют Христа Сыном Божьим, если сам дьявол не знал о Его божественной природе? Зачем Господь послал бесов в свиней и почему животные сразу же «покончили жизнь самоубийством»? Отрывок из Евангелия, который будет читаться на Литургии 28 июля, всегда вызывал вопросы. Отвечает протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).

Изначально для ветхозаветного иудея понятия «Христос» и «Сын Божий» -- это понятия разные. Сын Божий - это тот, кто имеет Божественную сущность. Христос, Мессия, Помазанник - тот, кто должен прийти и спасти богоизбранный народ. Но к пришествию в мир Христа-Спасителя именование «Сын Божий» становится одним из мессианских титулов, вовсе не обязательно указывающим на Божественную природу.

Откуда бесы знали, что перед ними Мессия? Наивно полагать, что дьявол не был рядом буквально с первой секунды воплощения Христа - когда Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лк. 1:35) Но даже эти слова, как ни покажется это странным, не утверждают то, что младенец будет носителем Божеского естества: в контексте всей архангельской речи, они, в первую очередь, говорят только о том, что Дева родит Мессию.

Далее - Крещение. Когда Христос выходит из Иордана, разверзаются небеса, Дух Святой в виде голубя снисходит на Него, а Глас с небес вещает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Глас Бога-Отца указывает на Иисуса как на Сына, и тут дьявол уже настораживается: а вдруг Он не просто Мессия, а по естеству Сын Божий? Но дьявол за Иисусом еще не видел ничего, что свидетельствовало бы о Его божественности: ни чудес, ни особенных деяний, поэтому он сомневается и не может до конца знать, Кто же перед ним.

После этого Христос «возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола» (Мф. 4:1). И первые два вопроса дьявола начинаются с сослагательного наклонения: если Ты - Сын Божий, то преврати камни в хлебы, если Ты - Сын Божий, то прыгни с крыши храма. Святитель Иоанн Златоуст говорит: дьявол пытается узнать, кто перед ним. А задача Христа - не дать ему это понять.

Почему Христу было важно скрыть от дьявола и его присных, кем Он является? Это - одна из составляющих тайны нашего спасения. На Пасху мы поем: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ». Христос в свое человеческое естество впускает вечную смерть и побеждает ее, потому что с Его человеческой природой нераздельно и неразлучно соединена природа Божественная.

Но необходимо было утаить от дьявола тайну этого соединения, чтобы тот воевал с Христом, как с обычным человеком, пусть даже осененным особой Божьей милостью и благодатью. И в этом победа -Человека-Христа: дьявол делает все, чтобы погубить Иисуса, он уверен, что как только Тот претерпит смерть, Бог Его покинет, и Он станет дьявольской добычей, Он будет его мертвецом. Но в момент смерти на Кресте открывается подлинная богочеловеческая природа Господа, Он нисходит во ад и уловляет дьавола на «удицу вочеловечения»: силой Своего божественного естества разрушает царство вечной смерти, царство ада, обманувшийся дьявол низвергается.

Итак, в дни Своего служения в понимании дьявола и его бесов Иисус Христос - Мессия-человек, особым образом облагодатствованный от Бога. В цитируемом отрывке Евангелия бесы не сомневаются, что перед ними Христос, они уже видели многие чудеса, исходившие от Него, переживают исходящую от Него благодать как реальность, и Его мессианство постоянно исповедуют.

Тем не менее, даже и не понимая Тайны Боговоплощения, бесы все равно боятся Христа. Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Лукавые понимают, что их в любом случае ждет погибель и вечные мучения, ибо, по учению Церкви, они не хотят каяться. И, видя перед собой Христа, они решают, что Он их сейчас за издевательство над человеком пошлет в бездну, место заключения и мучения злых духов. Они ведь уже видели, как Иисус исцелял бесноватых, и понимают, что Он может это сделать.

Если мы поглядим в параллельное чтение от Марка (а рассказ об этом же событии можно найти в пятой главе Евангелия от Марка и в восьмой главе Евангелия от Луки), то увидим там любопытную подробность, не описанную у Матфея. Иисус спрашивает беса о его имени и получает в ответ: легион имя мне, потому что нас много. Римский легион насчитывал от 4 до 6 тысяч воинов и был символом несокрушимой силы, приводившей врагов в страх. «Легион имя мне» -- попытка бесов убедить Христа с ними не связываться. И свидетельство, что в состоянии беснования человек теряет волю и за него говорят и действуют бесы.

Бесы просят «не мучить» их. Но это отнюдь не воззвание к милосердию Христову. По мнению блаженного Феофилакта, это требование не мешать им издеваться над своей «добычей» -- бесноватым человеком. Дьявол, как говорит Сам Христос, - человекоубийца искони, от самого грехопадения, и для него и его бесов нет вожделеннее занятия, как мучить и губить людей. Невозможность заниматься этим бесы считают мучением для себя.

Испугавшись немедленной казни -- ссылки в бездну - бесы просят Христа: пошли нас в свиней. Мол, если уж людей (как самих бесноватых, так и все окрестное селение) мучить, изводить и пугать нельзя, то хотя бы имущественный ущерб им нанести. Бесы изначально были настроены уничтожить свиное стадо. И удивительно, но Иисус соглашается на их просьбу и «тотчас позволяет им».

Отчего же Он проявляет такую сговорчивость по отношению к злым духам? Блаженный Феофилакт толкует: скорее всего, стадо принадлежало иудеям, жившим среди язычников, и ради прибыли разводившим нечистых животных в нарушение Закона Моисея. Но неужели бесы смогли убедить Христа так поступить, склонить Его прислушаться к их мнению? Святитель Иоанн Златоуст говорит: скорее наоборот - это Иисус Своим всемогуществом вынуждает бесов просить Себя «по многим премудрым целям».

Во-первых, Иисус показывает освобожденным людям все величие вреда, на который способны бесы - согласно Евангелию от Марка, на берегу паслось стадо в две тысячи голов, и все до единой погибли.

Во-вторых, Господь дает знать, что с людьми бесы поступили бы еще хуже, если бы смогли. Да и без того мучения бесноватых были ужасны: они жили в гробах, кричали, бились о камни, разрывали оковы. Но даже в этом состоянии Господь защищал их - будь полная воля бесов, они бы уничтожили своих жертв точно так же, как свиней.

В-третьих, на что обращает внимание Златоуст, эта сцена свидетельствует о том, что бесы без позволения, попущения Божьего не смеют прикасаться даже к нечистым свиньям. И об этом особенно важно помнить в наше время, когда сатана играет с людьми, с одной стороны убеждая их, что он не существует и можно жить спокойно, без оглядки на вражеские козни, а с другой - что бесы в состоянии полностью покорить человеческую душу и сотворить с ней все, что пожелают.

В свое время преподобный Серафим Саровский говорил, что бес очень силен, он мог бы, если бы ему не мешали «одним коготком» перевернуть вселенную, но всесильная десница Божья ограждает и защищает нас.

Поэтому о бесах нужно помнить, но беспокоиться о том, что ты вдруг, во мгновение ока ни с того, ни с сего станешь бесноватым - не следует. Да, неизреченны пути Божьи, по Его особым премудрым целям даже святые иногда становились бесноватыми на время. Но все-таки чаще всего это связано с тем, что человек совершает смертный грех, отлично понимает, что творит, но отказывается приносить покаяние.

Вот тут Господь во вразумление может попустить бесам завладеть его душой, даже временно парализовать его свободную волю. Минуты беснования сменяются в человеке минутами прояснения, в которые он, раскаиваясь, ищет спасения, ужасаясь тому, что с ним творится.

Сами бесы вместе со свиньями, конечно, не погибли и никуда не делись - они продолжили действовать против человеческого рода. Святитель Феофан Затворник говорил: как хорошо, что у человека закрыта способность духовного зрения. Это и премудрость, и милосеридие Божье, что мы не видим духовных сущностей вокруг нас. Если бы наши глаза раскрылись хоть на миг, то мы увидели бы бесов, кружащихся вокруг нас, словно тучи комаров летом на болоте, и тут же бы сошли с ума от ужаса.

Почему же Иисус, сойдя во ад и разрушив царство дьявола, не стер бесов в порошок, а дал им возможность и дальше существовать и мучить людей? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это было сделано в воспитательных целях. Если бы бесов не было, то тогда наше движение к спасению сильно ослабело. А осознание того, что враг не дремлет, что дьявол «яко лев, рыкая, ищет, кого бы поглотить», побуждает нас ревновать о Боге.

Читая Евангелие, однако, мы видим, что даже измученные бесами жители селения - а, конечно, злые духи через бесноватых терроризировали весь поселок - не поспешили прибегнуть к Христу за помощью, а даже напротив - попросили Его «отойти от пределов их». Блаженный Феофилакт объясняет: в этой просьбе жителей видится страх потери всего имущества. Потерю стада свиней они восприняли, как наказание, и убоялись, что Иисус может сотворить что-то похуже. Жажда наживы и обогащения ослепила их сердца, сделала невыносимым пребывание Иисуса среди них, хотя они, конечно, осознали Его величие.

На эту тему есть хорошее выражение у святителя Игнатия Брянчанинова: «Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно». Духовная интуиция жителей селения подсказала им: останься Иисус подольше, они и еще большего лишатся. Это актуально и для нас: многие люди, при всем понимании, Кто есть Господь, не могут отказаться от своих «драгоценных» греховных привычек и предпочитают сказать Христу: уходи.

При этом общество, отвергающее Господа, вполне может иметь вид христианского. Как у Достоевского в рассказе о Великом Инквизиторе, когда Христос приходит к людям, называющим себя христианами, они Ему говорят: не мешай нам. Уйди от пределов наших. Построим Твое общество, Твое царство, но без Тебя.

На ту же тему есть современная притча. Некий человек, попав в беду, вспомнил, что бабушка в детстве ему рассказывала о Боге, о Церкви, о том, что там обязательно помогут. Пошел в храм - а там какой-то праздник, красиво поет хор, священники ходят с кадилами, истово молятся люди - но на него поглядывают как-то искоса: мол, все не так делает, не так крестится, не так ставит свечи, ходит по храму во время службы. В конце концов, подошла к нему прихожанка, вручила брошюру «Как вести себя в церкви» и велела выйти вон и прочитать ее, прежде, чем заходить в храм.

Человек вышел из храма, сел на лавочку и горько заплакал. И вдруг почувствовал, как кто-то сзади кладет ему на плечо руку. Он оборачивается - стоит Христос. «Что ты плачешь?» -- спрашивает Он. «Господи! Меня в храм не пускают», -- отвечает ему человек. «Не плачь, -- грустно отвечает ему Иисус, -- и Меня сюда давно не пускают».

Эту притчу, сложенную в околоцерковной среде, нередко используют противники Церкви, но и христианам есть, чему в ней поучиться. Хотя бы для того, чтобы она не превратилась из притчи в реальность.

Впрочем, даже уходя от нас по нашим настоятельным просьбам, Господь не оставляет нас. И об этом тоже свидетельствует отрывок из сегодняшнего Евангелия. Евангелисты Марк и Лука говорят, что человек, исцеленный Христом от бесов, просился идти с Ним, но Иисус велел ему вернуться в свое селение и рассказать людям, «что сделал тебе Бог». С одной стороны мы видим страх человека, что, когда Господь отойдет, бесы снова завладеют им. И Господь учит его верить и знать, что даже в видимое отсутствие Божье, если человек будет веровать и пребывать в духовном общении со Христом, никакой вред ему бесы не нанесут.

А с другой стороны - это воспитательный момент для жителей селения. Исцеленного все знали бесноватым, а теперь видят его здоровым и вменяемым. Ему и говорить ничего особенно не надо было - один его вид был свидетельством о силе Христовой, и укором для тех, кто прогнал Христа, пришедшего их спасти.

Поразительно, но это достигает цели: позже (в Евангелии от Луки мы об этом читаем) когда Христос шел в Иерусалим на вольную страсть, Он проходил одним из гергесинских селений. Мы не знаем точно, то ли это селение было, или соседнее, но факт: люди, услышав, что Христос идет мимо них, издалека приносили к нему бесноватых и больных.

И в этом мы видим удивительное милосердие и премудрость Божии. «Отойди от пределов наших» -- Иисус разворачивается и уходит. Но Христос «льна курящегося не угасит»: Он не бросает людей на погибель, не отнимает Своей десницы от прогоняющих. Покидая пределы их, Господь оставляет среди них нечто, зная, что, в конце концов люди вернутся.

Евангелие от Матфея: 8:28-34

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».

Почему Иисус разрешил бесам вселиться в свиней и они бросились в море?

    ВОПРОС ОТ РОМАНА
    Здравствуйте! Ответьте на мой вопрос: почему Иисус, когда изгнал бесов из одержимого вселил их в свиней и они бросились в море, очень волнует этот вопрос. Спасибо.

Конечно можно рассуждать о здоровом образе жизни и запрете на вкушение свиного мяса:

Лев.11:7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

Втор.14:8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Но не это главная цель этого повествования. Нужно увидеть две причины:

Первая — Так как для психических заболеваний характерна прерывистость проявления, Господь желал заверить исцелённых им, что болезнь не повторится. Так, Господь говорит духу, мучающему больного ребёнка [по убеждению окружающих]: «Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Марка 9:25). Это в том же духе, что и сбрасывание свиней в море в знак того, что болезнь не повторится. Я хочу сказать, что это своего рода наглядный памятный знак, какие часто применяются в Библии для доведения некой мысли до сознания неграмотного народа. Я думаю, что по этой же причине в День Очищения козёл отпущения убегает в пустыню, неся на себе все грехи Израиля. По мере того как тысячи людей провожали взглядами подпрыгивающим бегом удалявшегося козла, в сознании их возникала картина изгнания их грехов. Таким образом, Иисус на доступном языке показывает полное изгнание бесов и навсегда из этого человека.

Вторая – ее нужно рассматривать в контексте великой борьбы между Богом и сатаной.

Из повествования мы видим, что бесы сами просились войти в свиней. Согласно словам Иисуса в Мф. 12:43, нечистый дух, выйдя их человека не знает покоя, блуждая по пустынным местам.
Эти нечистые духи, видимо, попросили Иисуса сжалиться над ними и отправить их хотя бы в нечистых свиней. Однако получив разрешение на это, они попытались скомпрометировать Иисуса, тем осложнив Его проповедь в том городе. И именно они ввергнули животных в морскую пучину.

Хитрые бесы намеревались перекрыть Иисусу путь спасения людей, живших в Гадаринской стране, зная как эти люди алчны. Жителям Гергесинской страны эта потеря показалась настолько великой (2000 свиней х 50кг. втуше х 350 руб. за 1 кг. = 35 миллионов рублей), что они отказались от благословений Христа, и Он был вынужден удалиться. Этого и добивался сатана. Обвинив в гибели стада Иисуса, он пробудил в людях чувство эгоистичного страха, и они отказались выслушать Его слова. Сатана всегда обвиняет христиан во всех потерях, несчастьях и страданиях, не допуская, чтобы обвинения обрушились на тех, кто действительно виноват - на него самого и его пособников.Уничтожив стадо свиней, сатана хотел отвратить народ от Спасителя и помешать проповеди Евангелия в этой местности. Он думал перехитрить Спасителя,но ведь сатана никогда не может видеть всю картину. А Иисус может и разрушает дьявольские планы!Даже бесы повинуются нашему Спасителю, и злые замыслы обращаются в добро. Именно гибель свиней взволновала всю страну больше, чем исцеление людей и привлекло всеобщее внимание ко Христу. Хотя Сам Спаситель удалился, но люди, которых Он исцелил, остались свидетелями Его силы. Те, кто являлся орудием князя тьмы, стали светоносцами и вестниками Сына Божьего. Весь этот край был открыт для Евангелия. Когда Иисус возвратился в Десятиградие, люди толпились вокруг Него в течение трех днейи он накормил там хлебом и рыбой 4000 мужчин, не считая женщин и детей.

Но есть и третья более важная причина!

Люди видят могущество Иисуса и некоторые даже думают пойти за Ним, но возникает вопрос – сколько это стоит??? Другими словами люди говорят Иисусу – реши мои проблемы, но только не трогай моих свиней!

Да, у каждого из нас своё стадо «свиней», нечистых животных, которых мы сами кушаем и другим продаём. Что это за свиньи? Курение, алкоголь, любая пища или напиток, наносящие хоть и незначительной, но урон нашему здровью, мода полна «свиней», калечащих наше сознание и наши финансы, желание комфорта и спокойствия до упора набито «свиньями», жрущими наши семьи и взаимоотношения с людьми… Это только начало списка. Понимаете теперь, почему немногие принимают Иисуса в свои жилища, почему мы все так или иначе просим Его удалиться от нас? Мы объяты «великим страхом» — ведь можем потерять всех «свиней»!

Выбор за вами Иисус или «свиньи»!

Сергей Ларионов


Cовершили люди пред Богом неправду, а потом рассердились на Него. О, люди, Кто и на кого имеет право сердиться?

Они затворили безбожные уста и подумали: «Не будем упоминать имя Божие, чтобы оно исчезло из этого мира!» О, несчастные люди, в этом огромном мире ваши уста в меньшинстве. Разве вы не видели и не слышали, как плотина заставляет реку звучать? Без плотины река бесшумна и нема, а плотина развязывает ей язык. Каждая капля начинает звучать.

И ваша плотина сделает то же: развяжет язык безгласным и заставит немых говорить. Если ваши уста перестанут исповедовать имя Божие, вы ужаснетесь, слыша, как его исповедуют даже бессловесные и лишенные речи. Воистину, если вы замолчите, то камни возопиют (Лк 19, 40). Даже если все люди на земле замолчат, трава заговорит. Даже если все люди на земле сотрут имя Божие из своей памяти, оно будет написано радугой на небе и огнем на каждой песчинке. Тогда песок станет людьми, а люди песком.

Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум (Пс 18, 2–3). Так говорит Боговидец и Богопевец. А что говорите вы? Вы презрительно молчите о Боге - и потому камни заговорят; а когда заговорят камни, вы захотите говорить, но не сможете. Отнимется у вас и дастся камням. И камни станут людьми, а вы будете камнями.

Случилось в старые времена, что жестокоустые люди смотрели в лице Сына Божия и не познали Его, и не разрешились узы их языка, чтобы прославить Его. Тогда Бог Живый отверз уста бесам, чтобы они устыдили людей, признав Сына Божия. Бесы, которые хуже камней и дешевле песка, возопили в присутствии Сына Божия, в то время как люди стояли возле Него, охваченные немотой. И если то, что совершенно отпало от Бога, было вынуждено исповедать имя Божие, как не сделать этого безгрешным камням, слепо покоряющимся Божией воле!

Господь наставляет людей не только через небеса, наполненные Ангелами и украшенные звездами, не только через землю, всю покрытую знаками бытия Божия, но даже и через бесов - лишь бы предоставить безбожникам, стремительно спускающимся в ад, возможность хоть чего-то устыдиться, и восстать, и спасти свои души от преисподней, огня и смрада.

Поскольку даже избранные, следовавшие за Христом на земле, выказали маловерие, то Господь повел их в места самой непроглядной языческой тьмы, чтобы обличить и устыдить их тем, что произойдет. А то, что произошло, описывает сегодняшнее Евангелие.

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф 8, 28).Гергеса и Гадара были города в земле языческой, на другом берегу моря Галилейского. Это были два города среди десяти, некогда существовавших на берегах сего моря. У евангелистов Марка и Луки вместо Гергесы упоминается Гадара: это означает только то, что два города находились рядом и что событие, о котором рассказывается, произошло недалеко от обоих городов. Евангелисты Марк и Лука упоминают об одном бесноватом, в то время как Матфей - о двух. Первые упоминают одного из двух, который был страшней и, как наводящий ужас на всю округу, известнее, в то время как Матфей упоминает обоих, поскольку оба были исцелены Господом. А что один из них был известнее своего товарища, видно из описания святого евангелиста Луки, говорящего, что этот одержимый был из города - один человек из города (Лк 8, 27). Будучи горожанином, он должен был быть известнее в городе, чем другой бесноватый, который, по всей видимости, был из селения. Также следует из слов Луки, что человек сей был одержимый бесами с давнего времени и что они мучили его долгое время , следовательно, он давно был болен и из-за своей многолетней болезни был хорошо известен во всей этой местности. Что он бесновался намного более люто и злобно, чем его товарищ, видно из замечания Луки: люди связывали его цепями и узами, но он разрывал путы и был гоним бесом в пустыни (Лк 8, 29). Итак, вот причина, по которой евангелисты Марк и Лука вспоминают только об одном бесноватом, хотя их было двое. Мы и сегодня часто пользуемся подобным способом описания событий, вспоминая, например, лишь предводителя пойманной разбойничьей шайки. И хотя поймали целую шайку разбойников во главе с атаманом, мы говорим, что пойман такой-то атаман разбойников. Так же поступают евангелисты. И в то время как Марк и Лука дополняют повествование Матфея одной деталью, а именно описанием главного одержимого, Матфей дополняет Марка и Луку другой деталью - упоминанием об обоих одержимых.

Эти одержимые жили в гробах, и из гробов они выходили и скитались по пустыне и устрашали людей в полях и на дорогах, особенно на дороге, вблизи которой находились их гробы. Язычники хоронили умерших чаще всего возле путей и дорог, что не было редкостью и у евреев. Так, гроб Рахили находится у дороги, ведущей из Иерусалима в Вифлеем; гроб Манассии у дороги к Мертвому морю.

Овладев двумя человеческими существами, бесы стали пользоваться ими как своим орудием для причинения зла другим людям. Ибо главная особенность людей, которыми овладели нечистые духи, - творить лишь мерзости и зло. Они были обнажены от всякого блага. И в одежду не одевавшийся (Лк 8, 27), - говорится об одном из них. Думается, что не только тело его было наго, но и душа не облечена ни в какое благо, ни в какой дар Духа Божия, но была совершенно голой и пустой от добра, которое есть Божий дар. И оба были так жестоки и злы, что никто не смел проходить тем путем (Мф 8, 29).

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8, 29).В этом бесовском крике важнее всего то, что бесы познали Иисуса как Сына Божия и в ужасном страхе громко это исповедали. Чтобы устыдились люди, которые смотрели в лице Господа и не могли познать Его или, познав, не посмели признать и явно исповедать («Поскольку и ученики, и народ называли Его человеком, пото­му теперь и приходят бесы и объявляют о Его Божестве», Зигабен). Бесы на самом деле исповедали Христа не с чувством радости и ликования, как радостно восклицает человек, нашедший великое сокровище, или как воскликнул апостол Петр: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16, 16), но они закричали от страха и ужаса, видя перед собой своего Судию. И все же они закричали и исповедали Того, имени Которого они более всего боятся, и скрывают его от людей, и стирают из сердца человеческого. Закричали в муке и отчаянии, подобно многим людям, которые лишь в муке и отчаянии открывают рот, чтобы произнести имя Божие.

Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? (Мф 8, 29) - спрашивают бесы. То есть: что общего между Тобой и нами? К чему Твое неожиданное и нежеланное посещение? Ка­кое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор 6, 15) Никакого согласия. Потому слуги Велиара, мучители людей, и спрашивают Христа, зачем Он пришел к ним. И при этом: прежде времени мучить нас . Значит, они ожидают судного дня и мучений в конце времен. Уже одно присутствие Христа означает для них мучение более страшное, чем свет для крота или огонь для паука. В отсутствие Христа бесы бесстыдны и дерзки настолько, что одержимых ими людей ставят ниже скотов и наполняют страхом всю окрестность, так что никто не смел проходить тем путем . А в присутствии Христа они не только рабски испуганы, но и трусливо покорны - как всякий тиран перед своим судьей, - ибо вот они стали униженно просить Господа, чтобы Он не посылал их в бездну. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк 8, 31). Чтобы не повелел - потому что, стало быть, если Он повелит им, они вынуждены будут пойти. Такова власть и сила Христова. А бездна есть их истинное жилище и место их мучений. О князе бесовском говорит прозорливый пророк: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14, 12, 15), туда, где плач и скрежет зубовный. Из-за грехов человеческих, по Божиему попущению, бесы входят в людей. И им легче в людях, чем в бездне. Ибо когда они в людях, то мучают людей, а когда в бездне, то мучают сами себя. Находясь в людях, они тоже испытывают великие муки, но эти мучения ослаблены тем, что их разделяет еще кто-то. Бес есть пакостник плоти, жало в плоть , как называет его апостол, ощутивший его присутствие (2 Кор 12, 7). По плоти, как по лестнице, он карабкается к душе, цепляется за сердце и ум человеческий - пока все не разложит, не обезобразит, не опустошит, лишив Божественной красоты и чистоты, разума и правды, любви и веры, надежды на доброе и воли к добру. Тогда бес воссядет в человеке, как на своем престоле, возьмет в руки и душу, и тело человеческое - и человек станет для него скотом, на котором он скачет верхом, дудкой, на которой он играет, зверем, через которого он кусает. Таковы были и одержимые, о которых идет речь в Евангелии. Не сказано, что сами они увидели Христа, или познали Его, или обратились к Нему, или что они вообще повели с Ним какой бы то ни было разговор. Все это сделали вселившиеся в них бесы. Бесноватые как бы не существуют: они словно два мертвые гроба, которые бесы толкают перед собой и гонят своими бичами. Излечить таких людей - значит воскресить мертвых, и больше того. Ибо мертвый человек есть душа, разлученная от тела. Если душа в руках Божиих, Он может вернуть ее в тело - и тело оживет. Но с этими одержимыми произошло то, что страшнее смерти. Души их украдены и порабощены бесами, их держат в своих руках бесы. Значит, нужно отнять душу человеческую у беса, нужно беса изгнать из человека и вернуть человеку его душу. Поэтому чудо исцеления бесноватых по меньшей мере равно чуду воскрешения умерших, если не больше его.

«Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас! - говорят бесы Христу. Значит, они уже знают, что их в конце концов ждет мука. О, если бы грешные люди могли осознать хотя бы это: что и их ждет мука, и не меньшая, чем ожидаемая бесами! Бесы знают, что в конце концов род человеческий, их главная добыча, вырвется из их рук, и они будут низвергнуты в темную бездну, где им останется лишь грызть и поедать друг друга. Великий пророк говорит о князе бесовском, что он будет повержен вне гробницы своей (то есть вне тела одержимых людей), как презренная ветвь , и еще - как попираемый труп (Ис 14, 19). А Сам Господь свидетельствует: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10, 18). Увидят это в конце концов и грешники, когда за грехи свои падут вместе с сею молнией в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25, 41).

А в то время как бесы со страхом и трепетом умоляли Христа, большое стадо свиней, около двух тысяч , мирно паслось вдали на берегу. И бесы просили Господа: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф 8, 31).Иначе говоря: только не повелевай нам идти в бездну, но по­шли хотя бы в свиные тела. Если выгонишь нас ! Не говорят из человека, не хотят даже упоминать имени человеческого - настолько оно им ненавистно. Ибо из всех творений во вселенной бесам ничто так не ненавистно, как человек, и никому и ничему они так не завидуют, как человеку. А Господь наш Иисус Христос специально подчеркивает это слово - человек: выйди, дух нечистый, из сего человека (Мк 5, 8)! Им же не хочется выходить из человека, они бы с несравненно большим удовольствием остались в людях, вместо того чтобы идти в свиней. К чему им свиньи? Если бесы людей могут сделать свиньями, то что хуже того они могут сделать со свиньями? В остальном же, и когда они входят в свиней или в какую-нибудь другую тварь, их злоба направлена против человека. И через свиней они будут стараться навредить человеку; если не чем иным, то хотя бы тем, что потопят свиней и вызовут у людей гнев на Бога. Поэтому, когда стоит вопрос о пустой бездне, свиньи для них предпочтительнее, чем бездна.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф 8, 32). Точно так же могли бы злые духи принудить и тех двух несчастных утопиться в море, если бы им не препятствовала сила Божия. Случается тем не менее, и нередко, что душевнобольные или разбиваются, бросаясь с высоты, или топятся, или бросаются в огонь, или вешаются. Делать это их заставляют злобные бесы. Ибо цель их - не только отравить человеческую жизнь, но и погубить душу и для этого, и для того мира. Однако часто бывает и так, что Бог, по Своим премудрым соображениям, хранит людей от подобной смерти.

Но почему Господь наш Иисус Христос послал злых духов именно в свиней? Он мог бы послать их в деревья или в камни, почему же именно в свиней? Не для того, чтобы исполнить желание бесов, но чтобы вразумить людей. Где свиньи, там нечистота, а нечистые духи любят нечистоту; где ее нет, там они создают ее сами; где ее мало, там им быстро удается соблазнить и ловко превратить малое в большое. И если они вселятся даже в самого чистого человека, то скоро нагромоздят в нем свинскую грязь. А тем, что свиньи тут же бросились в море и погибли, хочет Господь нам показать: алчность и объядение - плохие помощники в борьбе с бесовскими силами, и напомнить о посте. Кто из животных алчнее и прожорливее свиней? Смотрите же, как бесы быстро овладели ими и погубили! Так происходит и с алчными и прожорливыми людьми, думающими, что посредством объядения они накапливают в себе силы. Между тем они накапливают не силы, а слабость - и физическую, и духовную. Святитель Василий Великий писал: «Известно мне, что врачи не предписывают больным различные яства, но воздержание и голодание. Не скажешь же ты, что мореплавателям легче спасти ладью перегруженную, чем нагруженную умеренно и легкую?» (Слово 10, о посте).

Чревоугодники - это бесхарактерные люди, слабые перед людьми и еще более слабые перед бесами. Нет для бесов ничего легче, чем столкнуть их в море смерти душевной и в нем утопить! Но из всего этого еще и ясно видно, насколько страшна сила бесовская, когда Бог ее не сдерживает. Бесы, находившиеся всего в двух людях, за несколько мгновений овладели более чем двумя тысячами свиней и всех их потопили. Но прежде их Бог удерживал, пока не пришел Христос, - чтобы показать Свою силу и власть над ними; а здесь Бог позволил им показать их силу. Если бы Бог попустил, бесы за несколько мгновений сделали бы со всеми людьми на земле то же, что и со свиньями. Но Бог есть Человеколюбец, и Его безграничная любовь поддерживает в нас жизнь и защищает нас от самых лютых и страшных врагов.

Но, скажет кто-нибудь, разве не жалко было Господу, что, во‑первых, погибло столько свиней, а во‑вторых, был нанесен такой ущерб жителям? Это снова диавол наводит людей на подобные мысли, словно желая показаться более сострадательным, чем Христос! Но что свиньи в сравнении с краткодневной травой? И если Богу не жаль белых полевых лилий, которые сегодня облекаются в большую роскошь, чем царь Соломон, а завтра будут брошены в печь, - чего ради Ему жалеть свиней? Или, может быть, Богу труднее создать свинью, чем полевую лилию? Но кто-нибудь снова скажет: не ради красоты, но ради пользы. А разве свинья приносит человеку пользу только тогда, когда питает и утучняет его тело, но не тогда, когда помогает просвещению его души? Ведь здесь речь идет как раз о последнем. Вы лучше многих малых птиц (Мф 10, 31), - сказал Господь людям. Не лучше ли и не важнее люди и многих свиней - даже каких-нибудь двух-трех тысяч свиней? Пусть каждый подумает о себе и о собственной цене, и он быстро придет к выводу, что урок человечеству, преподанный через этот случай со свиньями, обошелся весьма дешево. Поскольку необходимо было наглядно - и почти грубо - показать отупевшему роду человеческому, во‑первых, диавольскую нечистоту и, во‑вторых, диавольскую силу. Никакие слова на свете не могли бы это выразить так ясно, как бешенство и гибель свиней, на которых набросились злые духи. И какие уж слова могли убедить язычников из Гергесы и Гадары, если даже такое ужасное и очевидное доказательство - не доказательство, но показ - все-таки не смогло пробудить их от сна греховного, остановить у бездны, в которую их, как свиней, немилосердно тащили бесы, и научить вере во всемогущего Христа!

Ибо вот что произошло дальше: пастухи побежали и рассказали в городе и в селениях. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф 8, 34).Страх и трепет охватил и пастухов, и жителей, и они ужаснулись. Все они видели невиданное и неслыханное: бесноватые, годами причинявшие им беспокойство, сидели у ног Иисуса, спокойные и в здравом уме. И они слышали от апостолов и от своих пастухов рассказ о том, как Христос исцелил одержимых бесами людей, как легион злых духов содрогнулся от страха при одном появлении Христа, как в страхе они Его умоляли послать их хотя бы в свиней, если им запрещается находиться в людях, и, наконец, как нечистые, словно вихрь, овладели свиньями и сбросили их в пучину морскую. Все это они слышали, все это они хорошо поняли, увидев двух новых людей, очищенных и воскрешенных, которые только что были хуже двух мертвецов; и они смотрели в лице Господу, Который стоял перед ними, кроткий и смиренный, будто не Он сотворил чудо, большее, чем если бы поднял Гергесинскую гору и вверг ее в море. И из всего этого отупевшим жителям только одно запало в память и в сердце, а именно: что безвозвратно погибли их свиньи. Вместо того чтобы, упав на колени, благодарить Господа за спасение двоих собратьев, они жалеют, что потеряли свиней! Вместо того чтобы звать Господа в гости, они просят Его как можно скорее уйти. Вместо того чтобы воспеть славу Богу, они причитают, оплакивая свиней. Но не спешите осуждать этих свинолюбивых гергесинцев - прежде взгляните на сегодняшнее общество и пересчитайте всех своих свинолюбивых сограждан, которым, как и гергесинцам, их свиньи дороже жизни собратьев. Или вы думаете, что мало сегодня людей, даже и из творящих крестное знамение и исповедующих Христа устами и языком, которые, недолго думая, решились бы убить двух человек, чтобы приобрести две тысячи свиней? Или вы думаете, что и среди вас много таких, которые пожертвовали бы двумя тысячами свиней, чтобы спасти жизнь двум без­умным людям? О, пусть все подобные покроются глубоким стыдом и пусть не осуждают гергесинцев, прежде чем осудят себя. Если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а европейцы гонят Христа от себя - лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями и со своими властителями - бесами!

Все это событие, с начала до конца, содержит в себе и иной, еще более глубокий внутренний смысл. Но и сказанного нами довольно для поучения, предостережения и пробуждения того, кто чувствует себя в собственном теле, как в гробу; кто замечает действие бесовской силы в своих страстях, связывающих его железными узами и цепями и влекущих в бездну погибели; кто, несмотря на это, ценит человека в себе, то есть свою душу, выше всех свиней, всего скота, всего земного имения и богатства - и готов всем этим заплатить Врачу за исцеление от своей болезни.

Рассказ же евангельский завершается словами: Тог­да Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф 9, 1).Ни слова не сказал Он гергесинцам. Чем помогут слова там, где не помогли столь великие Божественные чудеса? Он не упрекнул их. Он молча сошел с горы, вошел в лодку и уплыл от них. Какая кротость, какое терпение, какая Божественная высота! Как ничтожна победа того полководца (Цезаря), что гордо писал своему Сенату: «Пришел, увидел, победил!» Хрис­тос пришел, увидел, победил и - промолчал. И, промолчав, сделал Свою победу дивной и вечной. И пусть язычники учатся на примере этого гордого полководца; мы будем учиться на примере кроткого Господа Иисуса Христа. Он никому не навязывается. Но кто Его принимает, принимает Жизнь, а кто от Него удаляется, остается в свином хлеву, в вечном бесновании и вечной смерти.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных, исцели и спаси! Тебе же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Поделиться: