Почему иисус прогнал легион именно в свиней. Евангельское чтение: Бог изгнал бесов, а Его за это прогнали люди
Друг мой!
Ты пишешь: "Момент про изгнание легиона бесов. Странный момент. Зачем надо было изгонять бесов в свиней? Зачем надо было губить животных - целых две тысячи, которые служили людям для прокорма? Почему нельзя было выгнать бесов просто вон? И почему в одном Евангелие "погребавших во гробах" было двое, а в другом - всего один? Чему вообще научил этот момент людей этой страны?"
То, что у одного автора два бесноватых, а у двух других пишется только об одном, это не несоответствия в Евангелиях, а краткий способ повествования одного автора и усиление речи на некотором моменте двух других. О двух бесноватых говорится лишь в (Мф.8,28-34), в самом кратком повествовании этого случая, как на указание такового происшествия. В двух других (Мк.5,1-20; Лк.8,26-39), где подробнее описывается этот случай, с показанием очень существенной особенности в реакции одного из исцеленных: его обращении к Иисусу Христу, как к Богу.
Существенна также реакция Самого Иисуса Христа на уверование в Него этого исцеленного: вместо того, чтобы позволить ему пребывать возле Себя среди других учеников для обучения его, как и других учеников тайнам Царства Небесного, Он посылает его свидетельствовать о милосердных делах Божьих, явленных в Иисусе Христе, Сыне Его. Иными словами Иисус посылает исцеленного, как готового апостола свидетельствовать о Нем другим людям задолго до послания по двое 12 апостолов.
Необыкновенное исцеление! Исцеление не только тела и души, но и сообщение благодати апостольства для исцеления душ других людей. Уникальный, по-видимому, был этот человек: огромной силы веры и духа. И еще один момент можно отметить в этом: уникальная сила благодати дается Богом человеку, перенесшему уникальные испытания.
Касательно позволения бесам войти в стадо свиней, имеются такие указания святых отцов.
1) Для показания самарянам, жителям той страны, что закон запрещения потребления свинины касался и их также, если они считают себя детьми Иакова. Законы Моисея даны были евреям, чтобы сознание их постоянно возбуждено было к памятованию Бога и Его непрестанного присутствия. "Нечистые" животные, согласно языку Востока, указывали человеку, призванному быть верным Единому Богу, на неприемлемость им понятий, заставляющих его "склонить свою голову к земле" (как свинья, например), забыв о небесном; чтобы не рыть носом землю, уйдя сознанием лишь в добычу временных благ; не жрать свои собственные отходы, думая только о прелестях материальной жизни; и, будучи вымытым (уверовав в Иисуса Христа), "подобно свинье, не возвращаться валяться в грязи", или, "подобно псу, не возвращаться к своей блевотине", продолжая жить во грехах так, как жил до этого.
2) Для того, чтобы видимо показать коварную натуру бесов: единственное, на что они способны, то это только вредить человеку любым способом. И платят они за услугу только злом.
3) Иисус дает шанс жителям той страны, увидевшим два Его таких необыкновенных чуда (исцеление грозных бесноватых и мгновенное уничтожение свиней): отказавшись от нарушения закона и приверженности к материальной ценности, уверовать в Иисуса Христа, как в Бога и желать уже навсегда остаться с Ним. Так поступили жители другого самарянского селения, где Иисус обратил к Себе самарянку, попросив у нее воды у колодца (Иоан.4,7-43). Однако жители Гадаринской страны попросили Христа удалиться от мест их, выбрав материальное благо вместо духовного.
Книга Библии: Новый Завет, сравнить:
Евангелие от Матфея, текст: глава 8, стихи 28 - 34
Евангелие от Марка, текст: глава 5, стихи 1 - 20
Евангелие от Луки, текст: глава 8, стихи 26 - 39
Читать Евангелие, от Матфея святое благовествование - Мф.:
Мф. 8: 28
И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
Мф. 8: 29
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
Мф. 8: 30
Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
Мф. 8: 31
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
Мф. 8: 32
И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Мф. 8: 33
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
Мф. 8: 34
И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
Читать Евангелие, от Марка святое благовествование - Мк.:
Мк. 5: 1
И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
Мк. 5: 2
И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
Мк. 5: 3
он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
Мк. 5: 4
потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
Мк. 5: 5
всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
Мк. 5: 6
увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
Мк. 5: 7
Мк. 5: 8
Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
Мк. 5: 9
И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
Мк. 5: 10
И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
Мк. 5: 11
Паслось же там при горе большое стадо свиней.
Мк. 5: 12
И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
Мк. 5: 13
Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
Мк. 5: 14
Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
Мк. 5: 15
Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
Мк. 5: 16
Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
Мк. 5: 17
И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
Мк. 5: 18
И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
Мк. 5: 19
Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
Мк. 5: 20
И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Читать Евангелие, от Луки святое благовествование - Лк.:
Лк. 8: 26
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Лк. 8: 27
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Лк. 8: 28
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Лк. 8: 29
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Лк. 8: 30
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.
Лк. 8: 31
И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Лк. 8: 32
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Лк. 8: 33
Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Лк. 8: 34
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
Лк. 8: 35
И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
Лк. 8: 36
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
Лк. 8: 37
И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Лк. 8: 38
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
Лк. 8: 39
возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Толкование Евангелия в вопросах и ответах:
Почему некоторые утверждают, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из гадаринских (они же гергесинские) бесноватых, когда каждый раз отправлял бесов в свиней?
Мнение о том, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из бесноватых в стране Гадаринской или Гергесинской и каждый раз отправлял бесов в большое стадо свиней, которое утонуло, основано на том, что в Евангелии от Матфея 8: 28-34 упомянуты двое бесноватых, а в Евангелиях от Марка 5: 1-20 и Луки 8: 26-39 - по одному. Такой точки зрения о повторяемости действий вынуждены придерживаться те, кто, принципиально не желает признавать в Евангелиях никаких разночтений, а малейшие расхождения в текстах объясняет тем, что описанные события, вероятно, происходили несколько раз, даже если их описание во всём остальном сильно совпадает. У приверженцев такого подхода, большое стадо свиней утонуло два раза, и, в общей сложности, исцелено трое бесноватых.
Насколько были опасны один или двое бесноватых для окружающих?
Из Евангелия известно, что бесноватые характеризовались как весьма свирепые, видимо, они пугали людей, нападали на них и мешали им проходить мимо них. Но, нет сведений, что бесноватые убили кого-то, покалечили или напугали до смерти, т.е. пусть с трудом, но с ними справлялись местные жители самостоятельно. Если бы бесноватые представляли собой смертельную опасность для местных, наносили бы большой ущерб, то с ними расправились бы из мести родственники пострадавших или пожаловались бы на них властям, чтобы запереть в тюрьму или казнить.
Каковы рамки разумной платы, ущерба, расходов по исцелению бесноватых или избавление от них окружающих?
Видимо, такое количество свиней, потерю которых жители могли бы пережить как плату за свои грехи, если посчитают, что бесноватые им справедливо докучали по их грехам. В таких случаях исходят из принципа соразмерности наносимого ущерба и платы за избежание или исправление ущерба, т.е. исцеление не должно быть чрезмерно дорогим. Иначе, теряется польза и практический смысл действий. Из текста следует, что когда местные жители узнали об исцелении бесноватых Иисусом, они, с одной стороны, наверняка, обрадовались такому чуду, но с другой, поняв, что в результате исцеления лишились такого огромного количества своих свиней, огорчились. По реакции жителей видно, что они огорчились потере огромного стада больше, чем обрадовались чуду исцеления. Потому и просили Иисуса удалиться, просили вежливо, но настойчиво, совсем не желая слушать проповедей Иисуса.
Почему Иисус просто не выгнал бесов, запретив им губить стадо свиней?
Религия тем и отличается, что любая болезнь, включая и одержимость у душевнобольных, рассматривается не с современной медицинской точки зрения, а как проявление вселения в человека нечистого духа или бесов.
Для исцеления одержимого злым духом больного изгоняют злого духа разными методами, например, заставляют покинуть больного, лишив оснований там находиться. Причиной вселения бесов считаются грехи больного или окружающих, из-за которых бесы получают право или попустительство Бога на такое вселение, чтобы вредить больному и окружающим его людям. Считается, что страдание больного и окружающих направлено на искупление грехов и совершенствование их духовных качеств, а грехи исцеляются молитвами, добрыми делами и добровольными пожертвованиями, т.е. принесениями различных жертв.
В данном эпизоде, стадо свиней выступило как пожертвование жителей с целью исцеления больного от власти бесов, получивших власть над больным по грехам самого больного или грехам окружавших его жителей. Подразумевается, что бесы имели право получить такое пожертвование, чтобы покинуть больного, о чём и просили Иисуса.
У евреев свинья считается нечистым животным, они не едят свинину, тогда для чего свиней разводили в таком количестве?
Некоторые народы, живущие среди евреев считают возможным есть свинину и содержать свиней. Возможно, после этого случая исцеления бесноватых, почти вылившегося в конфликт, Иисус и заявил, пытаясь отказать хананеянке в просьбе исцелить её дочь, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (описано в Мф. 15: 21-28) , что так шокирует многих читателей Евангелия.
Почему бесы исповедуют Христа Сыном Божьим, если сам дьявол не знал о Его божественной природе? Зачем Господь послал бесов в свиней и почему животные сразу же «покончили жизнь самоубийством»? Отрывок из Евангелия, который будет читаться на Литургии 28 июля, всегда вызывал вопросы. Отвечает протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).
Изначально для ветхозаветного иудея понятия «Христос» и «Сын Божий» -- это понятия разные. Сын Божий - это тот, кто имеет Божественную сущность. Христос, Мессия, Помазанник - тот, кто должен прийти и спасти богоизбранный народ. Но к пришествию в мир Христа-Спасителя именование «Сын Божий» становится одним из мессианских титулов, вовсе не обязательно указывающим на Божественную природу.
Откуда бесы знали, что перед ними Мессия? Наивно полагать, что дьявол не был рядом буквально с первой секунды воплощения Христа - когда Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лк. 1:35) Но даже эти слова, как ни покажется это странным, не утверждают то, что младенец будет носителем Божеского естества: в контексте всей архангельской речи, они, в первую очередь, говорят только о том, что Дева родит Мессию.
Далее - Крещение. Когда Христос выходит из Иордана, разверзаются небеса, Дух Святой в виде голубя снисходит на Него, а Глас с небес вещает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Глас Бога-Отца указывает на Иисуса как на Сына, и тут дьявол уже настораживается: а вдруг Он не просто Мессия, а по естеству Сын Божий? Но дьявол за Иисусом еще не видел ничего, что свидетельствовало бы о Его божественности: ни чудес, ни особенных деяний, поэтому он сомневается и не может до конца знать, Кто же перед ним.
После этого Христос «возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола» (Мф. 4:1). И первые два вопроса дьявола начинаются с сослагательного наклонения: если Ты - Сын Божий, то преврати камни в хлебы, если Ты - Сын Божий, то прыгни с крыши храма. Святитель Иоанн Златоуст говорит: дьявол пытается узнать, кто перед ним. А задача Христа - не дать ему это понять.
Почему Христу было важно скрыть от дьявола и его присных, кем Он является? Это - одна из составляющих тайны нашего спасения. На Пасху мы поем: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ». Христос в свое человеческое естество впускает вечную смерть и побеждает ее, потому что с Его человеческой природой нераздельно и неразлучно соединена природа Божественная.
Но необходимо было утаить от дьявола тайну этого соединения, чтобы тот воевал с Христом, как с обычным человеком, пусть даже осененным особой Божьей милостью и благодатью. И в этом победа -Человека-Христа: дьявол делает все, чтобы погубить Иисуса, он уверен, что как только Тот претерпит смерть, Бог Его покинет, и Он станет дьявольской добычей, Он будет его мертвецом. Но в момент смерти на Кресте открывается подлинная богочеловеческая природа Господа, Он нисходит во ад и уловляет дьавола на «удицу вочеловечения»: силой Своего божественного естества разрушает царство вечной смерти, царство ада, обманувшийся дьявол низвергается.
Итак, в дни Своего служения в понимании дьявола и его бесов Иисус Христос - Мессия-человек, особым образом облагодатствованный от Бога. В цитируемом отрывке Евангелия бесы не сомневаются, что перед ними Христос, они уже видели многие чудеса, исходившие от Него, переживают исходящую от Него благодать как реальность, и Его мессианство постоянно исповедуют.
Тем не менее, даже и не понимая Тайны Боговоплощения, бесы все равно боятся Христа. Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Лукавые понимают, что их в любом случае ждет погибель и вечные мучения, ибо, по учению Церкви, они не хотят каяться. И, видя перед собой Христа, они решают, что Он их сейчас за издевательство над человеком пошлет в бездну, место заключения и мучения злых духов. Они ведь уже видели, как Иисус исцелял бесноватых, и понимают, что Он может это сделать.
Если мы поглядим в параллельное чтение от Марка (а рассказ об этом же событии можно найти в пятой главе Евангелия от Марка и в восьмой главе Евангелия от Луки), то увидим там любопытную подробность, не описанную у Матфея. Иисус спрашивает беса о его имени и получает в ответ: легион имя мне, потому что нас много. Римский легион насчитывал от 4 до 6 тысяч воинов и был символом несокрушимой силы, приводившей врагов в страх. «Легион имя мне» -- попытка бесов убедить Христа с ними не связываться. И свидетельство, что в состоянии беснования человек теряет волю и за него говорят и действуют бесы.
Бесы просят «не мучить» их. Но это отнюдь не воззвание к милосердию Христову. По мнению блаженного Феофилакта, это требование не мешать им издеваться над своей «добычей» -- бесноватым человеком. Дьявол, как говорит Сам Христос, - человекоубийца искони, от самого грехопадения, и для него и его бесов нет вожделеннее занятия, как мучить и губить людей. Невозможность заниматься этим бесы считают мучением для себя.
Испугавшись немедленной казни -- ссылки в бездну - бесы просят Христа: пошли нас в свиней. Мол, если уж людей (как самих бесноватых, так и все окрестное селение) мучить, изводить и пугать нельзя, то хотя бы имущественный ущерб им нанести. Бесы изначально были настроены уничтожить свиное стадо. И удивительно, но Иисус соглашается на их просьбу и «тотчас позволяет им».
Отчего же Он проявляет такую сговорчивость по отношению к злым духам? Блаженный Феофилакт толкует: скорее всего, стадо принадлежало иудеям, жившим среди язычников, и ради прибыли разводившим нечистых животных в нарушение Закона Моисея. Но неужели бесы смогли убедить Христа так поступить, склонить Его прислушаться к их мнению? Святитель Иоанн Златоуст говорит: скорее наоборот - это Иисус Своим всемогуществом вынуждает бесов просить Себя «по многим премудрым целям».
Во-первых, Иисус показывает освобожденным людям все величие вреда, на который способны бесы - согласно Евангелию от Марка, на берегу паслось стадо в две тысячи голов, и все до единой погибли.
Во-вторых, Господь дает знать, что с людьми бесы поступили бы еще хуже, если бы смогли. Да и без того мучения бесноватых были ужасны: они жили в гробах, кричали, бились о камни, разрывали оковы. Но даже в этом состоянии Господь защищал их - будь полная воля бесов, они бы уничтожили своих жертв точно так же, как свиней.
В-третьих, на что обращает внимание Златоуст, эта сцена свидетельствует о том, что бесы без позволения, попущения Божьего не смеют прикасаться даже к нечистым свиньям. И об этом особенно важно помнить в наше время, когда сатана играет с людьми, с одной стороны убеждая их, что он не существует и можно жить спокойно, без оглядки на вражеские козни, а с другой - что бесы в состоянии полностью покорить человеческую душу и сотворить с ней все, что пожелают.
В свое время преподобный Серафим Саровский говорил, что бес очень силен, он мог бы, если бы ему не мешали «одним коготком» перевернуть вселенную, но всесильная десница Божья ограждает и защищает нас.
Поэтому о бесах нужно помнить, но беспокоиться о том, что ты вдруг, во мгновение ока ни с того, ни с сего станешь бесноватым - не следует. Да, неизреченны пути Божьи, по Его особым премудрым целям даже святые иногда становились бесноватыми на время. Но все-таки чаще всего это связано с тем, что человек совершает смертный грех, отлично понимает, что творит, но отказывается приносить покаяние.
Вот тут Господь во вразумление может попустить бесам завладеть его душой, даже временно парализовать его свободную волю. Минуты беснования сменяются в человеке минутами прояснения, в которые он, раскаиваясь, ищет спасения, ужасаясь тому, что с ним творится.
Сами бесы вместе со свиньями, конечно, не погибли и никуда не делись - они продолжили действовать против человеческого рода. Святитель Феофан Затворник говорил: как хорошо, что у человека закрыта способность духовного зрения. Это и премудрость, и милосеридие Божье, что мы не видим духовных сущностей вокруг нас. Если бы наши глаза раскрылись хоть на миг, то мы увидели бы бесов, кружащихся вокруг нас, словно тучи комаров летом на болоте, и тут же бы сошли с ума от ужаса.
Почему же Иисус, сойдя во ад и разрушив царство дьявола, не стер бесов в порошок, а дал им возможность и дальше существовать и мучить людей? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это было сделано в воспитательных целях. Если бы бесов не было, то тогда наше движение к спасению сильно ослабело. А осознание того, что враг не дремлет, что дьявол «яко лев, рыкая, ищет, кого бы поглотить», побуждает нас ревновать о Боге.
Читая Евангелие, однако, мы видим, что даже измученные бесами жители селения - а, конечно, злые духи через бесноватых терроризировали весь поселок - не поспешили прибегнуть к Христу за помощью, а даже напротив - попросили Его «отойти от пределов их». Блаженный Феофилакт объясняет: в этой просьбе жителей видится страх потери всего имущества. Потерю стада свиней они восприняли, как наказание, и убоялись, что Иисус может сотворить что-то похуже. Жажда наживы и обогащения ослепила их сердца, сделала невыносимым пребывание Иисуса среди них, хотя они, конечно, осознали Его величие.
На эту тему есть хорошее выражение у святителя Игнатия Брянчанинова: «Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно». Духовная интуиция жителей селения подсказала им: останься Иисус подольше, они и еще большего лишатся. Это актуально и для нас: многие люди, при всем понимании, Кто есть Господь, не могут отказаться от своих «драгоценных» греховных привычек и предпочитают сказать Христу: уходи.
При этом общество, отвергающее Господа, вполне может иметь вид христианского. Как у Достоевского в рассказе о Великом Инквизиторе, когда Христос приходит к людям, называющим себя христианами, они Ему говорят: не мешай нам. Уйди от пределов наших. Построим Твое общество, Твое царство, но без Тебя.
На ту же тему есть современная притча. Некий человек, попав в беду, вспомнил, что бабушка в детстве ему рассказывала о Боге, о Церкви, о том, что там обязательно помогут. Пошел в храм - а там какой-то праздник, красиво поет хор, священники ходят с кадилами, истово молятся люди - но на него поглядывают как-то искоса: мол, все не так делает, не так крестится, не так ставит свечи, ходит по храму во время службы. В конце концов, подошла к нему прихожанка, вручила брошюру «Как вести себя в церкви» и велела выйти вон и прочитать ее, прежде, чем заходить в храм.
Человек вышел из храма, сел на лавочку и горько заплакал. И вдруг почувствовал, как кто-то сзади кладет ему на плечо руку. Он оборачивается - стоит Христос. «Что ты плачешь?» -- спрашивает Он. «Господи! Меня в храм не пускают», -- отвечает ему человек. «Не плачь, -- грустно отвечает ему Иисус, -- и Меня сюда давно не пускают».
Эту притчу, сложенную в околоцерковной среде, нередко используют противники Церкви, но и христианам есть, чему в ней поучиться. Хотя бы для того, чтобы она не превратилась из притчи в реальность.
Впрочем, даже уходя от нас по нашим настоятельным просьбам, Господь не оставляет нас. И об этом тоже свидетельствует отрывок из сегодняшнего Евангелия. Евангелисты Марк и Лука говорят, что человек, исцеленный Христом от бесов, просился идти с Ним, но Иисус велел ему вернуться в свое селение и рассказать людям, «что сделал тебе Бог». С одной стороны мы видим страх человека, что, когда Господь отойдет, бесы снова завладеют им. И Господь учит его верить и знать, что даже в видимое отсутствие Божье, если человек будет веровать и пребывать в духовном общении со Христом, никакой вред ему бесы не нанесут.
А с другой стороны - это воспитательный момент для жителей селения. Исцеленного все знали бесноватым, а теперь видят его здоровым и вменяемым. Ему и говорить ничего особенно не надо было - один его вид был свидетельством о силе Христовой, и укором для тех, кто прогнал Христа, пришедшего их спасти.
Поразительно, но это достигает цели: позже (в Евангелии от Луки мы об этом читаем) когда Христос шел в Иерусалим на вольную страсть, Он проходил одним из гергесинских селений. Мы не знаем точно, то ли это селение было, или соседнее, но факт: люди, услышав, что Христос идет мимо них, издалека приносили к нему бесноватых и больных.
И в этом мы видим удивительное милосердие и премудрость Божии. «Отойди от пределов наших» -- Иисус разворачивается и уходит. Но Христос «льна курящегося не угасит»: Он не бросает людей на погибель, не отнимает Своей десницы от прогоняющих. Покидая пределы их, Господь оставляет среди них нечто, зная, что, в конце концов люди вернутся.
Евангелие от Матфея: 8:28-34
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».
Почему Иисус разрешил бесам вселиться в свиней и они бросились в море?
- ВОПРОС ОТ РОМАНА
Здравствуйте! Ответьте на мой вопрос: почему Иисус, когда изгнал бесов из одержимого вселил их в свиней и они бросились в море, очень волнует этот вопрос. Спасибо.
Конечно можно рассуждать о здоровом образе жизни и запрете на вкушение свиного мяса:
Лев.11:7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
Втор.14:8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.
Но не это главная цель этого повествования. Нужно увидеть две причины:
Первая — Так как для психических заболеваний характерна прерывистость проявления, Господь желал заверить исцелённых им, что болезнь не повторится. Так, Господь говорит духу, мучающему больного ребёнка [по убеждению окружающих]: «Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Марка 9:25). Это в том же духе, что и сбрасывание свиней в море в знак того, что болезнь не повторится. Я хочу сказать, что это своего рода наглядный памятный знак, какие часто применяются в Библии для доведения некой мысли до сознания неграмотного народа. Я думаю, что по этой же причине в День Очищения козёл отпущения убегает в пустыню, неся на себе все грехи Израиля. По мере того как тысячи людей провожали взглядами подпрыгивающим бегом удалявшегося козла, в сознании их возникала картина изгнания их грехов. Таким образом, Иисус на доступном языке показывает полное изгнание бесов и навсегда из этого человека.
Вторая – ее нужно рассматривать в контексте великой борьбы между Богом и сатаной.
Из повествования мы видим, что бесы сами просились войти в свиней. Согласно словам Иисуса в Мф. 12:43, нечистый дух, выйдя их человека не знает покоя, блуждая по пустынным местам.
Эти нечистые духи, видимо, попросили Иисуса сжалиться над ними и отправить их хотя бы в нечистых свиней. Однако получив разрешение на это, они попытались скомпрометировать Иисуса, тем осложнив Его проповедь в том городе. И именно они ввергнули животных в морскую пучину.
Хитрые бесы намеревались перекрыть Иисусу путь спасения людей, живших в Гадаринской стране, зная как эти люди алчны. Жителям Гергесинской страны эта потеря показалась настолько великой (2000 свиней х 50кг. втуше х 350 руб. за 1 кг. = 35 миллионов рублей), что они отказались от благословений Христа, и Он был вынужден удалиться. Этого и добивался сатана. Обвинив в гибели стада Иисуса, он пробудил в людях чувство эгоистичного страха, и они отказались выслушать Его слова. Сатана всегда обвиняет христиан во всех потерях, несчастьях и страданиях, не допуская, чтобы обвинения обрушились на тех, кто действительно виноват - на него самого и его пособников.Уничтожив стадо свиней, сатана хотел отвратить народ от Спасителя и помешать проповеди Евангелия в этой местности. Он думал перехитрить Спасителя,но ведь сатана никогда не может видеть всю картину. А Иисус может и разрушает дьявольские планы!Даже бесы повинуются нашему Спасителю, и злые замыслы обращаются в добро. Именно гибель свиней взволновала всю страну больше, чем исцеление людей и привлекло всеобщее внимание ко Христу. Хотя Сам Спаситель удалился, но люди, которых Он исцелил, остались свидетелями Его силы. Те, кто являлся орудием князя тьмы, стали светоносцами и вестниками Сына Божьего. Весь этот край был открыт для Евангелия. Когда Иисус возвратился в Десятиградие, люди толпились вокруг Него в течение трех днейи он накормил там хлебом и рыбой 4000 мужчин, не считая женщин и детей.
Но есть и третья более важная причина!
Люди видят могущество Иисуса и некоторые даже думают пойти за Ним, но возникает вопрос – сколько это стоит??? Другими словами люди говорят Иисусу – реши мои проблемы, но только не трогай моих свиней!
Да, у каждого из нас своё стадо «свиней», нечистых животных, которых мы сами кушаем и другим продаём. Что это за свиньи? Курение, алкоголь, любая пища или напиток, наносящие хоть и незначительной, но урон нашему здровью, мода полна «свиней», калечащих наше сознание и наши финансы, желание комфорта и спокойствия до упора набито «свиньями», жрущими наши семьи и взаимоотношения с людьми… Это только начало списка. Понимаете теперь, почему немногие принимают Иисуса в свои жилища, почему мы все так или иначе просим Его удалиться от нас? Мы объяты «великим страхом» — ведь можем потерять всех «свиней»!
Выбор за вами Иисус или «свиньи»!
Сергей Ларионов