Пич-Лейк — асфальтовое озеро! Питч-Лейк (Pitch-Lake) - природное битумное озеро

Самое большое в мире асфальтовое озеро July 27th, 2016

На юго-западе острова Тринидад в Карибском море расположено озеро Пич-Лейк, состоящее из жидкого природного асфальта. Оно имеет глубину около 80 метров и, по некоторым оценкам, в нем более 6 млн. тонн асфальта!

Впервые его обнаружил английский государственный деятель и путешественник Уолтер Рэли в 1595 году. После этого битум озера начали использовать для осмолки деревянной обшивки кораблей. Сегодня же Пич-Лейк является туристической достопримечательностью, которую ежегодно посещают около 20 тысяч человек. И, кроме того, каждый год из озера добывают десятки тысяч тонн асфальта.

Фото 2.

Существует легенда, которая рассказывает, как появилось это озеро. Когда-то на месте, где находится Пич-Лейк, жили индейцы чима. После победы над вражеским племенем они устроили праздник, на котором съели большое количество священных птиц — колибри. Боги прогневались и разверзли землю, создав битумное озеро, поглотившее все поселение индейцев чима.

Фото 3.

На самом же деле образование Пич-Лейк связано с геологическим разломом. Считается, что, находясь на пересечении двух разломов, озеро подпитывается нефтью из недр Земли. Легкие составляющие нефти испаряются, а более тяжелые вещества остаются. Фактически природный асфальт представляет собой не что иное, как смесь глины, воды и нефти.

Фото 4.

Интересно, что Пич-Лейк, как и другие битумные озера, способно поглощать предметы, которые затем могут всплыть на поверхность через многие тысячи лет. Так, например, на поверхности Пич-Лейк были обнаружены зуб мастодонта, скелет гигантского ленивца, существовавшего около 11,7 тысяч лет назад, и разнообразные предметы индейских племен. А в 1928 году в этом озере обнаружили дерево, возраст которого составлял 4 тысячи лет.

Фото 5.

Промышленная разработка ресурсов горного озера началась в 1867 году. За все время было добыто порядка 10 миллионов тонн асфальта, сырье использовалось для строительства высококачественных дорожных покрытий не только в Тринидаде и Тобаго, но и на других островах Карибского бассейна. Кроме того, добытым на Пич-Лейке асфальтом вымощены улицы более полусотни стран, включая Соединенные Штаты Америки, Англию, Индию, Сингапур, Египет и Японию. По оценкам экспертов, озеро содержит около 6 млн. тонн асфальта, при нынешних темпах добычи его должно хватить примерно на 400 лет.

Фото 6.

Советы
Сезон дождей - с июня по декабрь - лучшее время для посещения Пич-Лейка. В этот период в бассейне озера можно купаться. Лучшие места для купания с теплой, насыщенной серой водой подскажут местные гиды.

Рядом с озером расположен туристическо-информационный центр, где можно купить сувениры, получить информацию о природной достопримечательности, а также заказать и оплатить услуги гида в случае, если вы путешествуете самостоятельно. В здании инфоцентра находится небольшой музей, посвященный истории Пич-Лейка. В экспозиции представлены артефакты, которые в разное время были извлечены из толщи озера; в частности, индейская керамика, кости гигантского ленивца и зуб мастодонта.

Фото 7.

Около четверти площади озера занимают туристические тропы. Стоит воспользоваться услугами лицензированного гида: маршруты не маркированы, и сопровождение во время путешествия - единственный способ избежать опасных участков, где можно погрузиться в смолу. Будьте внимательны: чем ближе к центру, тем больше рискованных мест. В среднем экскурсия длится около часа; стоимость - от 5 TTD (~$0,8) с человека, в зависимости от сезона и численности группы.

Перед посещением озера стоит позаботиться о правильной обуви, непромокаемой, с удобной и жесткой подошвой. Для прогулки по вязкой поверхности Пич-Лейка идеально подойдут трекинговые ботинки.

Вокруг озера можно ощутить довольно сильный запах серы. Из-за высокого содержания метана в воздухе здесь запрещено курить.

Фото 8.

Как добраться
Озеро Пич-Лейк расположено в 50 километрах к югу от Порт-оф-Спейна, столицы Тринидада и Тобаго. Лучший способ добраться до этой природной достопримечательности - купить тур у местных туроператоров, организующих экскурсии на джипах. Стоимость такого путешествия будет чуть больше, чем поездка на такси или арендованном автомобиле, но в неё будут включены услуги англо- или франкоговорящего гида.

Фото 9.

Рейсы из Москвы в Порт-оф-Спейн осуществляют авиакомпании "Трансаэро" и British Airways с пересадкой в Нью-Йорке, Лондоне или Майами. Время в пути - от 20 часов.

Расположение
Озеро Пич-Лейк находится неподалеку от города Ла-Бреа (La Brea), на юго-западе острова Тринидад в составе государства Тринидад и Тобаго.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

источники

Главная тринидадская достопримечательность

Опубликовано

Избыток отдыха утомляет. Как бы ни был хорош прибрежный песок Тринидада, но повалявшись на нём с недельку даже самые заядлые «пляжники» начинают изнывать от безделья и принимаются искать какие-нибудь местные достопримечательности. А на Тринидаде это, надо сказать, дело непростое – остров ими не слишком-то богат. Поэтому заскучавшим отдыхающим приходится брать, «что дают»: любители экотуризма едут смотреть на морских черепах и , поклонники крепкого алкоголя знакомятся с производством тростникового сахара и рома, а потом и те, и другие встречаются на главной тринидадской достопримечательности – асфальтовом озере Пич-Лейк.

Жители Тринидада склонны преувеличивать его уникальность, называя «восьмым чудом света». Пич-Лейк действительно является самым большим в мире месторождением природного асфальта, однако при первом взгляде «чудесного» впечатления он не производит. Большинство оторвавших себя от шезлонгов и выбравшихся сюда отдыхающих поначалу испытывают разочарование, поскольку издалека озеро напоминает просто большую заасфальтированную парковку.

Это неспроста – при своей скромной площади в 40 гектаров Пич-Лейк вот уже полтора века даёт асфальт для обустройства дорожных покрытий по всему миру.

История открытия

Первые упоминания о необычном озере на юго-западе Тринидада принадлежат испанцам и относятся к 1526 году, но известность Пич-Лейк получил позже благодаря знаменитому английскому мореплавателю сэру Уолтеру Рэли. Он побывал на Тринидаде в марте 1595 года в ходе своей неудачной экспедиции по поиску Эльдорадо.

Легендарную страну сокровищ англичанин в итоге так и не нашёл, зато при помощи тринидадских местных жителей обнаружил на острове диковинное «смоляное» озеро.


Почти вся поверхность озера покрыта коркой природного асфальта, который достаточно твёрд, чтобы по нему ходить.

Его «смолу» Рэли незамедлительно пустил в дело, приказав законопатить ею свой корабль. Результатом осмолки капитан остался очень доволен, поскольку тринидадский битум (именно так на самом деле называется это вещество) не плавился под жарким тропическим солнцем, что выгодно отличало его от обычно использовавшейся в ту пору древесной норвежской смолы.

Вскоре после Рэли, однако, о тринидадском асфальтовом озере вновь забыли, и новую известность оно обрело уже во второй половине XIX века, когда во всём мире развернулось бурное дорожное строительство. На этот раз интерес к Пич-Лейку был вызван потребностью в новых материалах для покрытия дорог.

Происхождение асфальтового озера

Долгое время никто точно не знал, что за вещество наполняет необычный тринидадский «водоём». Испанцы и англичане называли эту густую субстанцию «смолой», но настоящая природа её происхождения была им не известна. Загадочным оставалось и возникновение самого озера. По местной легенде оно возникло из-за гнева богов на то, что местные индейцы чима убивали и ели священных птиц колибри. В наказание крылатый аравакский бог Пимлонтас разверз землю и появившееся озеро асфальта «съело» уже само племя.

Интересно, что легенда была не так уж далека от реальности. Возникновение озера действительно связано с «разверзанием» земли: как предполагают учёные, Пич-Лейк образовался около 6 миллионов лет назад на месте тектонического разлома. По этому разлому нефть из недр земли выдавливается на поверхность, где её летучие компоненты испаряет жаркое тропическое солнце. Оставшиеся тяжёлые фракции окисляются на воздухе и превращаются в особую вязкую массу – природный битум. Постепенно смешиваясь с песком и глиной, он образует довольно твёрдый слой природного асфальта на большей части поверхности озера Пич-Лейк. Ему-то и подыскалась работа в «блистательном XIX веке».

На дорогах всего мира

Промышленная разработка озера началась в 1850-х годах. Первое время тринидадский асфальт использовали в основном для различных изоляционных работ, но вскоре ему нашлось более удачное применение. Настоящая слава к асфальту озера Пич-Лейк пришла после того, как им в 1876 году успешно заменили деревянное покрытие Пенсильвания-авеню в Вашингтоне. Выполнявшую работы компанию возглавлял ветеран Гражданской войны в США генерал-майор Уильям Эверелл. Он учёл ошибки, допущенные при создании первых американских асфальтовых дорог, и разработал собственный метод асфальтирования. Этот метод и привёл компанию Эверелла к громкому успеху на Пенсильвания-авеню, а асфальтирование – к статусу стандарта в американском дорожном строительстве.


Добыча природного асфальта на озере Пич-Лейк в конце XIX – начале XX веков.

До 1978 года добыча асфальта на озере Пич-Лейк находилась в руках частного иностранного капитала. Затем предприятие было выкуплено правительством Тринидада и Тобаго, и сегодня производство ведёт полностью государственная компания «Lake Asphalt of Trinidad and Tobago Limited».

Её главный продукт – очищенный природный асфальт озера Пич-Лейк – до сих пор пользуется спросом на мировом рынке. В чистом виде для покрытия дорог его не применяют, поскольку примесь мелкого песка и коллоидной глины делают его для этого слишком твёрдым. Чтобы получить нужные эксплуатационные характеристики его смешивают с минеральным маслом, гравием и другими компонентами. В таком виде асфальт озера Пич-Лейк используется при строительстве дорог, мостов, гоночных треков и взлётно-посадочных полос по всему миру. Производитель с гордостью заявляет, что не существует континента, на котором бы не было дорог из тринидадского асфальта. Сегодня его продажа осуществляется более чем в 30 стран (в том числе, если верить официальному сайту компании, и в Россию).

За всё время эксплуатации из озера было добыто более 12 миллионов тонн асфальта. Считается, что при существующих темпах добычи его запасов хватит ещё по меньшей мере на 400 лет. Учитывая, что постоянно поступающая из-под земли нефть частично восполняет промышленную выработку, это вполне вероятно. А вот то, что нынешние масштабы добычи будут сохраняться и впредь – сомнительно. Хоть сегодня Пич-Лейк и является единственным коммерчески оправданным источником природного асфальта, рентабельность его добычи неуклонно снижается, не выдерживая конкуренции с производителями более дешёвых искусственных аналогов.

Когда-то осуществивший прорыв в дорожном строительстве, сегодня тринидадский природный асфальт сам уступает дорогу более современным материалам.

Полтора часа на юго-запад

Дорога до асфальтового озера Пич-Лейк от Порт-оф-Спейн занимает примерно полтора часа. Оно находится на южной окраине городка Ла-Бреа («смола» по-испански) в 88 километрах к юго-западу от столицы Тринидада. На подъезде к Ла-Бреа нужно быть внимательным за рулём: из-за выходящей из-под земли нефти дорога здесь во многих местах «гуляет».

Вход на озеро открыт ежедневно с 9:00 до 17:00.

По большей части поверхности Пич-Лейка вполне можно ходить: оно где-то на три четверти покрыто достаточно твёрдой похожей на слоновью кожу коркой. Остальные примерно 25% площади у его середины местные называют «мать озера» – именно там на поверхность выходят новые порции нефти, которыми Пич-Лейк восполняет свои запасы.

Чтобы ненароком не угодить на этот участок с очень вязким жидким битумом рекомендуется нанимать экскурсовода. На парковке у озера всегда «дежурят» местные жители, готовые оказать услуги проводника, однако за этим лучше обратиться к авторизованным гидам. Их можно легко опознать по фирменным рубашкам.


Местные жители всегда готовы подзаработать в роли экскурсоводов по асфальтовому озеру.

В экскурсию помимо прогулки по озеру входит и посещение недавно открытого музея его истории. В нём рассказывается не только о добыче местного асфальта, но и о сделанных здесь интересных находках.

Пич-Лейк похож на чёрную дыру в режиме замедленного воспроизведения – медленно затягивает в себя всё, что попадает в его вязкие объятия. Иногда кое-что из затянутого вновь всплывает на поверхность. Так были найдены, например, несколько индейских вещей и бедренная кость обитавшего некогда в Америке гигантского ленивца. На континенте он вымер около 11 тыс. лет назад, а вот на островах Карибского моря «протянул» на 5 – 6 тысяч лет дольше. Другая находка – зуб мастодонта, схожего с современным слоном животного, вымершего около 10,5 тысяч лет назад. Впрочем, в плане находок разных доисторических существ тринидадскому Пич-Лейку далеко до схожей достопримечательности из солнечной Калифорнии – битумных ям Ла-Бреа (где тоже первыми «отметились» испанцы).

Помимо нефти Пич-Лейк местами содержит участки воды, которая скапливается здесь из местных источников. В сезон дождей, когда её особенно много, местные жители любят вечерком окунуться в эти своеобразные бассейны, поскольку считают, что их богатая серой вода хорошо помогает при комариных укусах и вообще очень полезна для кожи.

В целом, если не иметь завышенных ожиданий, поездка на асфальтовое озеро Пич-Лейк вполне может оказаться интересной и познавательной и оправдает потерю одного пляжно-загорательного дня.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Необычное озеро Пич-Лейк находится на юго-западе острова Тринидад в Венесуэле. Главная особенность этого природного водоёма заключается в том, что озеро представляет собой крупнейший в мире резервуар природного асфальта! Здесь нельзя искупаться, здесь не водится рыба, зато по озеру можно спокойно пройтись на своих двоих!

Название Pitch Lake переводится с английского, как “битумное озеро”. Водоём имеет довольно внушительные размеры: его площадь около 40 га, а глубина в некоторых местах достигает 80 метров. И весь этот резервуар заполнен чистым жидким асфальтом!
Удивительное озеро открыл Уолтер Рэли в 1595 году. Англичанин сразу же нашёл применение битуму, который стали использовать для осмолки деревянной обшивки кораблей.

Примерные запасы асфальта в озере оцениваются в более чем 6 миллионов тонн! Каждый год здесь добывают около 50 тысяч тонн высококачественного асфальта, который идёт на экспорт. При таких темпах добычи запасов асфальта в озере хватит ещё примерно на 400 лет!

Ежегодно Пич-Лейк посещают тысячи туристов, которых привлекает удивительная возможность пройтись по озеру. Окрестности Пич-Лейк довольно не примечательны и представляют собой десятки гектаров серо-бурой грязи. На поверхности озера встречаются “островки суши” – небольшие острова, на которых каким-то образом произрастают невысокие, тщедушные деревца.

Практически вся поверхность озера настолько прочна, что по ней может пройтись даже взрослый человек. Этим большинство туристов и развлекаются. Занятие это хоть и довольно интересное, но чрезвычайно грязное! Однако некоторые места могут казаться прочными только на вид, а вы рискуете провалиться по колено, а то и по пояс в чёрные "воды" Пич-Лейка…

Несмотря на то, что поверхность озера относительно прочна и упруга, в его глубинах постоянно что-то бурлит. По поверхности озера медленно расходятся густые волны, а иногда битум в Пич-Лейк начинает бурлить и пузыриться…

Одним из свойств битумных ям является свойство легко поглощать различные объекты, которые хорошо сохраняются в глубинах Пич-Лейка. Так на озере уже обнаружили множество скелетов различных животных (например, гигантского ленивца, обитавшего ещё в плейстоцене), различные индейские предметы. Одной из самых интересных находок стало дерево, извлечённое из глубин озера в 1928 году. С дерева сделали срез, по которому определили, что возраст находки около 4 тысяч лет! Кроме того при добыче асфальта со дна озера было поднято несколько скелетов динозавров.

Какого же происхождение столь странного озера?! Оказывается, что впадина, на которой и образовалось озеро, некогда было кратером вулкана и до сих пор соединена с его жерлом. Именно оттуда на поверхность поднимается нефть, но по мере своего продвижения вверх она теряет часть своих летучих веществ, постепенно превращаясь в жидкий асфальт!

Как уже писалось выше, асфальт из озера Пич-Лаке добывается в основном для экспорта. Например, аллея Пэлл-Мэл в Лондоне, ведущая к Букингемскому дворцу, выложена как раз этим природным асфальтом из удивительно озера Тринидада.

Остров Тринидад в Венесуэле известен озером Пич Лейк. Озером этот географический объект можно назвать с натяжкой, так как это не водоем. Водоемом его не назвать, поскольку в нем нет воды, оно состоит из упругого маслянистого асфальта. Чем пропитывали свои каноэ индейцы жившие возле озера? Именно это вещество издавна использовалось индейцами для смазывания каноэ, а ведь можно найти неправильное утверждение, будто пропитка совершалась соком агавы, хотя агава растет в Венесуэле, из нее выделяют сладкий сироп, который употребляют в пищу.

Битумное озеро

Битумных озер в мире единицы, например венесуэльское озеро Бермудес, азербайджанское — Бингади, еще подобный объект есть в Калифорнии. Само озеро Пич-Лейк на острове Тринидад используется местным индейским племенем под названием карибы, они брали битум и им пропитывали свои лодки, так как это вещество не пропускает воду. Одно поселение, Санта Роза до наших дней находится на берегах озера, среди жителей общины есть потомки карибов.

В Северной и Центральной Америке исследователи, первопроходцы воины, торговцы, охотники использовали каноэ по нескольким причинам:

  1. Лодки изготавливаются фактически из подручных материалов, можно натянуть кору на каркас из веток, для обшивки можно использовать кожу и даже плотную материю, если пропитать ее битумом.
  2. Судно очень легкое, его в случае надобности могут переносить два человека, если она с грузом. А если лодка пустая, то ее транспортировать можно и в одиночку.
  3. Когда лодка не нужна, ее можно сжечь, используя для разведения костра.
  4. Перевернутую лодку можно использовать как укрытие для ночлега, а также как зонтик, который закрывает багаж.
  5. Можно перевозить большие и тяжелые грузы по лесистой пересеченной местности (между реками лодку можно переносить).
  6. В случае надобности можно натянуть парус и с помощью весельной силы можно идти даже против течения.
  7. Передвигаться можно быстрее, чем на чем еще либо, а значить можно иметь преимущество перед другими охотниками, торговцами или воинами.

Пич Лейк в переводе обозначает «озеро из битума». Вместо воды в нем асфальт, причем этого вещества сосредоточено в одном месте так много, что оно считается крупнейшим в мире резервуаром битума. Площадь озера — 40 гектаров, глубина достигает 80 метров.

Запасы естественного асфальта — 6 миллионов тонн. Сейчас на государственном уровне производится добыча битума, каждый год вынимаются десятки тысяч тон, причем запасов должно хватить на 400 лет. Много битума идет на экспорт. Озеро открыл Уолтер Рэли в 1595 году, который просмолил вязким материалом суда. В последствии этой смолой обрабатывали деревянные суда и другие водоотталкивающие поверхности как индейцы, так и европейцы, которые жили на берегах Пич Лэйку.

С 1867 года ведется промышленная разработка, с тех пор добыто около десяти миллионов тонн битума. Этим смолистым материалом ведется обработка дорог на Тринидаде и Тобаго, островах Карибского бассейна, а также в Великобритании, Египте, Японии, Сингапуре, Индии.

Расположение озера Пич-Лейк

В Северной Америке индейцы изготавливали каноэ из коры березы. Причем одного дерева хватало на изготовления одной лодки, но, видимо, брали большое дерево. В центральной Америке каноэ также изготавливали из материалов, которые добывали в тропическом лесу.

Памятник природы

Битум образовывается из нефти, а у острова нефтяные и газовые месторождения. Возле острова — глубокий разлом земной коры в районе Барбадоса. Существует теория, что через этот разлом нефть подпитывает битумное озеро.

По легенде, на месте озера было индейское поселение, которое в результате катаклизма ушло под землю. У озера находиться страшно — поверхность природного памятника колышется, битумная масса неспокойная, бурлящая. Битум может поглощать предметы, но в результате кругооборота, который невидимый для человека, поглощенные вещи могут выплывать на поверхность через много лет и даже тысячелетий. Так были найдены предметы, принадлежащие местным индейцам, зуб мастодонта, кости ископаемого гигантского ленивца. Также на поверхности в 1928 году было найдено дерево, которое, по годовым кольцам, которые посчитали по спилу, росло четыре тысячи лет назад. После исследования дерево опять было поглощено битумной массой.

Туризм

Ежегодно озеро посещают 20 тысяч человек, так что местные могут заработать еще и на туристах. Озеро туристы посещают в основном в сезон дождей, в это время в водоемах в озере и у озера можно купаться, насыщена серой теплая вода считается полезной. У озера есть информационный центр для туристов, где можно посмотреть музей, посвященный Пич-Лейку.

По поверхности озера можно ходить, но только в сопровождении гида, иначе можно провалиться в озеро и увязнуть, это составляет опасность для жизни. Особенно много опасных мест ближе к центру озера. Прогулка по озеру подходит не всем — воздух наполнен серой. Нужно соблюдать технику безопасности — ходить лучше в удобных трекинговых ботинках, курить запрещается из-за испарений легковоспламеняющегося метана.

На острове можно посмотреть лодки аборигенов, гид расскажет, как пропитывали битумом свои каноэ индейцы. Кроме того, можно попробовать различные национальные блюда, в состав которых часто входит агава.

Это одно из самых удивительных озер нашей планеты расположено на острове Тринидад. Состоит оно из… асфальта. Причем асфальт высокого качества. Им покрывают дороги островитяне, и не только они. Например, одна из наиболее символически нагруженных дорог мира — аллея Пэлл-Мэл в Лондоне, которая ведет к Букингемскому, дворцу выложена природным асфальтом из Пич-Лейк.

Озеро Пич-Лейк, лежащее близ поселка Ла-Бреа, небольшое - площадь его около сорока гектаров. Глубина, правда, внушительная — больше восьмидесяти метров

Ни на какое другое озеро оно, разумеется, не походит - это котлован, наполненный полужидкой черной массой

Сотни тонн природного асфальта вычерпывают из Пич-Лейк ежегодно, но уровень его не понижается: подземный битумный «завод» работает четко, восполняя то, что забирает человек.

Поверхность озера упругая и маслянистая, если попробовать «зачерпнуть» его «воду», она потянется нитями густого дегтя. Это озеро никак не назовешь неподвижным - в нем проходит своя жизнь, правда, совсем не похожая на жизнь в других озерах.

В глубинах Пич-Лейк постоянно что-то бурлит...И вот на поверхности медленно расходятся к берегу от центра странные густые волны, когда новая порция дегтя поднимается из глубин. Или оно вдруг начинает пузыриться - так поднимаются к его поверхности из глубины сернистые газы.

Озеро известно с давних времен. Ещё Уолтер Рэли, английский мореплаватель и организатор пиратских экспедиций XVI века, использовал местный асфальт для покрытия корпуса своего судна и с удовлетворением отмечал, что он лучше смолы, ибо не плавится на солнце.

Асфальт озера на вид такой плотный, что его вполне можно использовать по назначению — ходить по нему, и даже ездить. Наполнение озера представляет собой неньютоновскую жидкость, т.е. жидкость, плотную при резких нагрузках, но если нагрузка мягкая, то и асфальтовая масса тоже будет мягкой. Поэтому не стоит обольщаться — оно способно коварно поглотить, скажем, зверя, наивно забредшего на его зыбкую почву. Когда добывали асфальт из Пич-Лейк, обнаружили в самых его глубинах кости некогда проглоченных озером динозавров.

Как же возможно столь странное явление? Оказывается, впадина глубиной около 80 метров, бывшая некогда кратером вулкана, и сейчас соединена с его жерлом. И нефть, медленно поднимаясь на поверхность, теряет часть летучих веществ. А затем, реагируя с органикой, разными путями попадающей в «воды» озера, становится тем самым веществом, которым так выгодно и удобно покрывать дороги.

Асфальтовые озера, которые являются продуктом выветривания накопившейся нефти, известны также в Калифорнии, в районе Красного моря, в Туркмении на о. Челекен и в других местах. На о. Сахалин известно несколько асфальтовых озер, одно из которых имеет площадь около 3 гектаров

Подобные асфальтовые озера были известны очень давно, и асфальт использовался при строительных работах. Город Вавилон в VI–VII веке до нашей эры был обнесен стеной, при строительстве которой в качестве цементирующего материала применялся асфальт, добытый в районе Красного моря. Установлено, что ещё за несколько тысячелетий до нашей эры асфальт применялся в Индии для устройства бассейнов, поскольку асфальтовые дно и стенки бассейнов непроницаемы для воды.

Как ни странно, на озере есть крохотные острова, на которых даже растут тщедушные деревца. Видимо, в карманах между слоями битума накапливалось годами то, что стало со временем почвой, способной дать жизнь растениям даже в таком странном, казалось бы, непригодном для жизни месте.

Поделиться: