Основные мотивы и жанровое своеобразие лирики А. Толстого. Особенности изображения природы в лирике А.К.Толстого Пейзажная лирика алексея толстого

Большая часть пейзажных шедевров А. К. Толстого написана в семидесятые годы. Они уже свободны от явной фольклорной стилизации, надолго закрепившейся за именем их автора, учитывают всесторонний опыт современной лирики и даже прозы.
Правда, в пятидесятые годы в печати появились стихи А. К. Толстого, в которых угадывался его поздний почерк, например такие строки:
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт
(«Вот уж снег последний»)
Продолжение этого стихотворения включает в себя противопоставление обновлённой природы и состояния человека:
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Легко ощущаемая двухчастность такого рода (сопоставление человека и природы без сложных переплетений душевного и природного рядов) станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.
В цитированном стихотворении проглянули густые, сочные, беспримесные тона красок А. К. Толстого: «Кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам – синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости:
С какою радостию чистой
Я вновь встречал в бору сыром
Кувшинчик синий и пушистый
С его мохнатым стебельком
(«Во дни минувшие, бывало»)

То было раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила
(«То было раннею весной»)
В романтических декларациях А. К. Толстого обычно речь идёт о влечении к «мирам иным»:
Душа незримый чует мир
(«И. С. Аксакову»)
Но истинная суть его музы – земная. Поэт мог бы повторить слова героя одной из своих былин – Садко: «Уж очень я к земле привязан». Отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» «Благословляю вас, леса» воспринимается как гимн земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает. А в послании И. С. Аксакову поэт противопоставляет своей устремлённости к «беспредельному» страсть к «земному», которая обретает в стихотворении характер единственной подлинной реальности:
И всё земное я люблю,
Все ежедневные картины:
Поля, и сёла, и равнины,
И шум колеблемых лесов,
И звон косы в лугу росистом,
И пляску с топотом и свистом
Под говор пьяных мужичков;
В степи чумацкие ночлеги,
И рек безбережный разлив,
И скрып кочующей телеги,
И вид волнующихся нив
Выделив строчки из стихотворения Лермонтова «Родина», А. К. Толстой присоединился к тому пониманию «странной» любви к земле, которая противопоставлена у Лермонтова тяге к пышным, полным «гордого величия» образам. Путь поэта к истинной глубине и даже обыденности этой любви оказался внутренне созвучным А. К. Толстому. Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными историко-философскими раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины, насыщались колоритными стилизаторскими интонациями. В процессе эволюции его творчества даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, держащего речь к подводному царю:
Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепёлки во ржи,
За скрып новгородской телеги!

Давно так не видно мне Божьего дня,
Мне запаху здесь только тина;
Хоть дёгтем повеяло б раз на меня,
Хоть дымом курного овина!
Страстный охотник, А. К. Толстой невольно вовлекается в своеобразные «деловые» отношения с природой, которые оборачиваются отменным знанием её жизни. Алексей Константинович смотрит на природу очень трезво, словно сознавая её стихийную целесообразность. Иной раз он нарочито ориентируется на кажущуюся будничность пушкинских пейзажных образов:
Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой;
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка, болотисто-отлогий,
И в ближний лес вхожу.
(«Когда природа вся»)
Перечисляются непритязательные детали привычного сельского пейзажа, так свойственные пристальной к деревенскому быту прозе современной поэту (вспомним хотя бы «Записки охотника» Тургенева).
Лирика А. К. Толстого семидесятых годов преобразует и объединяет в своей полноте все компоненты его видения природы. Стихотворение 1871 года «На тяге» даёт разнообразную, объёмную картину природы – в неё входят, бессознательно и беспорядочно чередуясь, как звуковые, так и зрительные впечатления:
И глушь и тишина. Лишь сонные дрозды
Как нехотя своё доканчивают пенье;
От луга всходит пар мерцающей звезды
У ног моих в воде явилось отраженье;
Прохладой дунуло, и прошлогодний лист
Зашелестел в дубах
Рассказ льётся естественно и легко, захватывая довольно продолжительный отрезок времени: поэт уложил в стихотворение описание охоты. Он передаёт живые, стремительные действия, опуская промежуточные звенья, - присоединяется к достижениям современного лаконичного языка лирики:
Я выждал верный миг – вперёд
на пол-аршина
Я вскинул – огнь блеснул, по лесу грянул гром –
И вальдшнеп падает на землю колесом.
Переход от картин природы к внутреннему миру человека А. К. Толстой совершает легко, чаще – по контрасту:
Но отчего же вдруг, мучительно и странно,
Минувшим на меня повеяло нежданно
В другом случае поэт прямо говорит о притягательной силе явлений природы, наводящих его на размышления и сопоставления:
На землю жёлтый лист спадает за листом:
Невольно я слежу за ними взором думным
(«Прозрачных облаков спокойное движенье»)
«Думный» взор приводит А. К. Толстого к созданию таких высоких образцов философской лирики, как «Земля цвела. В лугу». Их вполне можно присоединить и к произведениям Тютчева, и к поэзии мысли позднего Фета («думам»).
Пейзажи А. К. Толстого семидесятых годов не претендуют на грандиозность или исключительность, в них не входят описания гор, моря, широких степей. Они часто строятся на очаровании отдельных, хорошо знакомых, даже примелькавшихся деталей, которые находятся буквально под рукой:
Вновь растворилась дверь
на влажное крыльцо,
В полуденных лучах следы недавней стужи
Дымятся. Тёплый ветр повеял нам в лицо
И морщит на полях синеющие лужи.
(«Вновь растворилась дверь»)
Тут целый комплекс всевозможных, очень конкретных ощущений, в которых можно увидеть точные приметы наступившей весны.
Одно это четверостишие достаточно красноречиво говорит о свежести и первозданности лирики позднего А. К. Толстого. Хотя в общем-то земного призвания своей музы он не мог не сознавать и прежде, размышляя о восприятии природы: «Свежий запах грибов возбуждает во мне целый ряд воспоминаний. Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидал перед собой, как в молнии, всё моё детство во всех подробностях до семилетнего возраста.
Это продолжалось, может быть, лишь одну тысячную секунды, не больше. Всякий сорт грибов имеет своё особенное свойство, но все они меня относят в прошедшее.
А потом являются все другие лесные ароматы, например, запах моха, древесной коры, старых деревьев, молодых, только что срубленных сосен, запах в лесу во время сильного зноя, запах леса после дождя и так много ещё других, не считая запаха цветов в лесу»
Это признание А. К. Толстого необычайно важно для понимания устремлённости его лирики к естественности песнопения и в семидесятые годы – модного «прорыва» её подлинного голоса.

Пейзажная лирика

А. К. Толстого
Заголовок 115

>>Литература: А. К. Толстой. Лирика

При знакомстве с любовной лирикой поэта создается впечатление, что перед нами нечто вроде лирического дневника, который точно воспроизводит факты биографии писателя. Образ любимой женщины проникнут чистотой нравственнoгo чувства, он конкретен, и ее облик реален.

Толстой в своей лирике не боится «простых» слов, общепринятых эпитетов. Поэтическая сила eгo стиха в нeпосредственности чувства, задушевности тона, даже вpeменами в наивности восприятия. Знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно... » может быть названо психологичеснкой новеллой. Оно отражает историю eгo отношений с Софьей Андреевной Миллер, которая стремительно и навсегда вошла в жизнь поэта на oдном из петербургских маскарадов 1851 года. История ее жизни могла бы лечь в основу драматического повествования. Но история преданности графа Толстого этой женщине, может быть, еще драматичней. Только после многих лет им удалось соединить свои судьбы и создать семью.

Софья Андреевна была «эстетическим эхом» поэта и coздавала атмосферу, которая была ему дорога. Она владела 14 языками, была умным и внимательным собеседником, очень тонким и чутким читателем стихов. В хрестоматии мы поместили несколько стихотворений, которые посвящены их отношениям. Можете также прочесть и другие посвященные ей стихотворения, которые расширят ваше представление о взаимоотношениях этих двух незаурядных людей. К ней обращены лирические строки произведений Толстого: «С ружьем за плечами, один, при луне....», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя paдость!...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре....», «Усни, печальный дрyг....», «Ты жертва жизненных тревoг....», «Крымские очерки», «3апад гaснeт...»и др.

Искренне любя свою Родину, поэт умел видеть мир вокpyг не только в обаянии eгo лирических красот («Колодники»).

Взгляд А. К. Толстого на причины российских бед перекликается со строгой и суровой оценкой Ф. И. Тютчева в стихотворении «Эти бедные селенья...».

Эти бедные селенья,
Эта скудная при рода!

Ф. Тютчев

Одарив весьма обильно
Нашу землю, Царь Небесный
Быть богатою и сильной
Повелел нам повсеместно.

Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь Небесный дал едва ли!

Мы беспечны, мы ленивы,
Все у нас из рук валится,
И к тому ж мы терпеливы -
Этим нечего хвалиться!

Лирику поэта отличает напевность, музыкальность стиха, многие eгo стихотворения близки к народной песне. Не случайно более 70 eгo произведений положены на музыку композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. При этом на тексты многих стихотворений созданы романсы несколькими композиторами (до 16 вариантов!).

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Рефераты, домашняя работа по литературе скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Алексей Константинович Толстой

1 Пейзаж в стихотворении «Осень»

Апполон Николаевич Майков

2 Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

Иван Саввич Никитин

Алексей Николаевич Плещеев

1 Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»

2 Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»

Иван Захарович Суриков

2 Пейзаж в стихотворении «Зима»

3 Пейзаж в стихотворении «Детство»

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов


1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов


век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.

Также в 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой. Это стихотворения Майкова - «Сенокос", "Под дождем", "Ласточки", «Летний дождь», «Колыбельная песня», которые отличаются задушевностью и напевностью, Толстого - «Осень», «Растянулся на просторе…», «Колышется море; волна за волной…», Никитина - «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева - «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова - «Детство», «Зима», «Зимой».

Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.

2.Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)


Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.


2.1Пейзаж в стихотворении «Осень»


Одно из самых известных стихотворений Толстого называется «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Стихотворение написано в 1858 году. Поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах.


Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кистья ярко-красные вянущих рябин.


Именно эти строки легко ложатся в память, и картина, красочно изображенная поэтом, встает перед мысленным взором. В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.

Вторая половина стихотворения - о печальной любви и осенней грусти - понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью

Не умею высказать, как тебя люблю.


Лирика поэта очень проста и понятна любому читателю, в том числе и стихотворение «Осень». Он не боится простых слов, общепринятых эпитетов. Эту особенность поэзии Толстого хорошо охарактеризовал Н.Н. Страхов, передавая смену впечатлений от сборника его стихотворений. "Какие плохие стихи! - писал он. -...То высокопарные слова не ладят с прозаическим течением стиха; то выражения просты, но не видать и искры поэзии, и кажется, читаешь рубленую прозу. И ко всему этому беспрестанные неловкости и ошибки в языке...»·.


3. Апполон Николаевич Майков (1821 - 1897)


Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.


1 Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»


Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:


«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем…

Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!


Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.

Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь - это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним - «Дети кричат и бегут за дождем…».

Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.

Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.


3.2Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»


Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский»·. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.


Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебя взяла

Ветер, солнце и орла.


Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:


Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!


Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».

Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.


4. Иван Саввич Никитин (1824 - 1861)


Иван Саввич родился в Воронеже, учился в духовном училище и семинарии, но обучение в них не завершил «по причине охлаждения к богословским наукам». Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь («Песня бобыля», «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» и другие). Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошел в детское чтение. Никитин принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Некрасова в качестве самостоятельных поэтических произведений.


1 Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»


Никитин написал это стихотворение в 1854 году. В него вошли строфы, рисующие картину первого снега: замерзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнем.

Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окнах, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес. Но вот выпал снег! Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен. Поэт передает свою радость от обновления природы. Находим незатейливые, простые художественные средства: «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез».

С щедростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:


Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


Поэт восхищается стойкостью, выносливостью русского человека:


Нам не стать привыкать -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!


Пейзаж у Никитина в этом стихотворении физически осязаем, он создается живыми, сочными мазками, а не призрачными полутонами, его легко перенести на холст живописца.

Автор всецело полагается здесь на поэтичность самой пейзажной картины и не прибегает к каким-либо изощренным изобразительным приемам. Удивительно, как сумел поэт столь вдохновенно написать это стихотворение. Для него пейзажная лирика - нечто гораздо большее, чем просто поэтическая традиция. Никитин не раз называл природу своим другом и наставником. Действительно, природа заменила ему и материнскую ласку, и советы учителей, она стала его нравственными университетами.

Когда он писал свои стихи о природе, в том числе и это стихотворение, он сказал: «Посмотрите, как упоительно роскошна окружающая нас природа, - словно говорит поэт читателям, - и как убога человеческая жизнь! Неужели вы не замечаете оборванных мужиков, убитых несчастием вдов»·. В его понимании природа важнее, чем обычный человек. Но в поздней лирике Никитин меньше стал обращаться к природе. На долю пейзажа приходятся теперь лишь скупые строки или реже - строфы. Теперь главным героем никитинских произведений стал представитель народа.


5. Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893)


Поэзия Плещеева есть выражение и отражение его жизни. Плещеев был человеком чистой души, идеалистом и звал других на службу человечеству. В поэзии Плещеева главный мотив - гуманность, в самом благородном значении слова. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В дошкольные годы ребенок знакомится со стихотворениями поэта. Еще при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» и «Бабушка и внучек». Их знали все маленькие дети. Лирический образ родной природы создает и Алексей Николаевич Плещеев.


1 Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»


В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предотвращает радостный приход теплых дней.


Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

Стихотворение написано про ласточку. Так уж у нас принято, что прилёт ласточек - это начало весны, как будто они приносят нам её на своих крыльях из далёких южных стран. Говорят, что из Африки; но, может быть и с ближнего Востока.

Оно насыщено живописностью и музыкальным звучанием. На это стихотворение была написана музыка Чайковским и Кью, Ребиковым и Глиэром. А ведь музыки удостоились только начальные, пейзажные строки стихотворения, они же стали устойчивым, самостоятельным хрестоматийным текстом.

Жанр стихотворения обозначен самим заглавием Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей.


Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!


Краски плещеевского пейзажа в «Сельской песне» очень скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен. Во всех его стихах звучит светлое, оптимистическое звучание.


2 Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»


Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в оригинальном стихотворении «Птичка», написанное Плещеевым в 1858 году. Этой темы поэт коснулся еще раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлете на юг птичка обещает вернуться.


Когда с полей

Снег сойдет, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.


В стихах Плещеева, обращенных к детям, радостно звучат песни соловья и жаворонка, бегут ручьи, манят к себе заглохшие дорожки сада. И в этом стихотворении все звучит очень ярко, но в тоже время просто и достаточно равномерно. Ведь о природе можно говорить долго, описывая ее во всех живых красках. Голоса живой природы составляют у поэта как бы нечто единое с жизнерадостным детским смехом. И то и другое звучит у него в одной тональности с весенним обновлением земли. Поэт слышит в ликовании пробуждения природы «резвых деток смех» и «беззаботных птичек пение».


5. Иван Захарович Суриков (1841 - 1880)


К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…»· и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.


1 Пейзаж в стихотворении «Зима»


Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.


Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится


Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.

Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя.

Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.


Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…


Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети.

В этом стихотворении герой радуется зиме:


Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».

Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.


2 Пейзаж в стихотворении «Детство»


В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.


Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья- мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

пейзажная лирика русский поэт

Очень смешная, но в то же время грустная картина. Когда «поднялась вьюга», он весь прозяб и идет домой. Лирический герой сидит на печке и слушает бабушкины сказки «Как Иван-царевич птицу-жар поймал…».


Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепк Сладкий сон смежит.

Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.

В стихотворении поэт использовал много средств художественной выразительности: «… уж село солнышко давно…», «руки не согнешь,…», «зимний вечер длится, длится без конца…», «сердце так и мрет» и другие.


7. Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов


Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

Под впечатлением удачных произведений поэтов, в которых так полно высказалась их душа, начинается понимать, что это удачные стихи, вот она настоящая поэзия. Видно, что поэты открыто подчеркивают свое влечение в "беспредельное", они с большей художественной силой говорят о любви к "ежедневным картинам" родной страны, о чумацких ночлегах, волнующихся нивах, чем об "иной красоте", которую они ощущает за всем этим. Особенно привлекает их только что оживающая и расцветающая природа. Они «экспериментируют» над природой, преобразуют ее, сравнивают с человеком. Некоторые из поэтов даже говорят, что природа им роднее близких людей, роднее семьи.

Как и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, они смогли открыть для читателя удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа России, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всей своей жизни они обращались к пейзажной лирики, преобразовывая ее с каждым годом. Наиболее полно раскрылась тема природы в стихотворениях, связанных с временами года - с зимой, с весной, с летом, с осенью.

Гармоничное сочетание внутреннего мира человека, действительности и красоты природы - одно из величайших достижений поэтов 19 века.

Список литературы


1. Бегак Б. Классики в стране детства - М: «Детская литература,1983

Детская литература, под редакцией Зубаревой Е.Е. - М: Просвещение, 1989

Майков А.Н. Румяный парус - М: «Детская литература», 1982

Суриков И.З. Поэтическая Россия - М: «Советская Россия», 1985

Толстой А.К. Собрание сочинений в четырех томах, том 1 - М: «Правда», 1969

6.http//as.lib/ru/n/nikitin_i_s/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Большая часть пейзажных шедевров А. К. Толстого написана в семидесятые годы. Они уже свободны от явной фольклорной стилизации, надолго закрепившейся за именем их автора, учитывают всесторонний опыт современной лирики и даже прозы.

Правда, в пятидесятые годы в печати появились стихи А. К. Толстого, в которых угадывался его поздний почерк, например такие строки:

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт…

(«Вот уж снег последний…»)

Продолжение этого стихотворения включает в себя противопоставление обновлённой природы и состояния человека:

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?

Легко ощущаемая двухчастность такого рода (сопоставление человека и природы без сложных переплетений душевного и природного рядов) станет в дальнейшем основой многих толстовских стихов. Простота психологического параллелизма или противопоставления в них восходит к глубокой выучке у народного песенного творчества.

В цитированном стихотворении проглянули густые, сочные, беспримесные тона красок А. К. Толстого: «Кувшинчик синий», «зелёный дым» юного леса. К этим двум цветам – синему и нежно-зелёному поэт будет не раз возвращаться в стихах о минувших вёснах и молодости:

С какою радостию чистой

Я вновь встречал в бору сыром

Кувшинчик синий и пушистый

С его мохнатым стебельком…

(«Во дни минувшие, бывало…»)

То было раннею весной,

Трава едва всходила,

Ручьи текли, не парил зной,

И зелень рощ сквозила…

(«То было раннею весной…»)

В романтических декларациях А. К. Толстого обычно речь идёт о влечении к «мирам иным»:

Душа незримый чует мир…

(«И. С. Аксакову»)

Но истинная суть его музы – земная. Поэт мог бы повторить слова героя одной из своих былин – Садко: «Уж очень я к земле привязан». Отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин» «Благословляю вас, леса…» воспринимается как гимн земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает. А в послании И. С. Аксакову поэт противопоставляет своей устремлённости к «беспредельному» страсть к «земному», которая обретает в стихотворении характер единственной подлинной реальности:

…И всё земное я люблю,

Все ежедневные картины:

Поля, и сёла, и равнины,

И шум колеблемых лесов,

И звон косы в лугу росистом,

И пляску с топотом и свистом

Под говор пьяных мужичков ;

В степи чумацкие ночлеги,

И рек безбережный разлив,

И скрып кочующей телеги,

И вид волнующихся нив…

Выделив строчки из стихотворения Лермонтова «Родина», А. К. Толстой присоединился к тому пониманию «странной» любви к земле, которая противопоставлена у Лермонтова тяге к пышным, полным «гордого величия» образам. Путь поэта к истинной глубине и даже обыденности этой любви оказался внутренне созвучным А. К. Толстому. Долгое время картины природы у него были пронизаны сложными историко-философскими раздумьями, воспоминаниями о красивом легендарном прошлом родины, насыщались колоритными стилизаторскими интонациями. В процессе эволюции его творчества даже в балладах стал выделяться непритязательный, лишённый декоративности, вполне реальный, обозримый глазом родной пейзаж. В одной из баллад он предстаёт в точном, по-человечески обаятельном, демократическом видении народного героя Садко, держащего речь к подводному царю:

Богатством своим ты меня не держи;

Все роскоши эти и неги

Я б отдал за крик перепёлки во ржи,

За скрып новгородской телеги!

Давно так не видно мне Божьего дня,

Мне запаху здесь только тина;

Хоть дёгтем повеяло б раз на меня,

Хоть дымом курного овина!

Страстный охотник, А. К. Толстой невольно вовлекается в своеобразные «деловые» отношения с природой, которые оборачиваются отменным знанием её жизни. Алексей Константинович смотрит на природу очень трезво, словно сознавая её стихийную целесообразность. Иной раз он нарочито ориентируется на кажущуюся будничность пушкинских пейзажных образов:

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка, болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу.

(«Когда природа вся…»)

Перечисляются непритязательные детали привычного сельского пейзажа, так свойственные пристальной к деревенскому быту прозе современной поэту (вспомним хотя бы «Записки охотника» Тургенева).

Лирика А. К. Толстого семидесятых годов преобразует и объединяет в своей полноте все компоненты его видения природы. Стихотворение 1871 года «На тяге» даёт разнообразную, объёмную картину природы – в неё входят, бессознательно и беспорядочно чередуясь, как звуковые, так и зрительные впечатления:

И глушь и тишина. Лишь сонные дрозды

Как нехотя своё доканчивают пенье;

От луга всходит пар… мерцающей звезды

У ног моих в воде явилось отраженье;

Прохладой дунуло, и прошлогодний лист

Зашелестел в дубах…

Рассказ льётся естественно и легко, захватывая довольно продолжительный отрезок времени: поэт уложил в стихотворение описание охоты. Он передаёт живые, стремительные действия, опуская промежуточные звенья, - присоединяется к достижениям современного лаконичного языка лирики:

Я выждал верный миг – вперёд

На пол-аршина

Я вскинул – огнь блеснул, по лесу грянул гром –

И вальдшнеп падает на землю колесом.

Переход от картин природы к внутреннему миру человека А. К. Толстой совершает легко, чаще – по контрасту:

Но отчего же вдруг, мучительно и странно,

Минувшим на меня повеяло нежданно…

В другом случае поэт прямо говорит о притягательной силе явлений природы, наводящих его на размышления и сопоставления:

…На землю жёлтый лист спадает за листом:

Невольно я слежу за ними взором думным…

(«Прозрачных облаков спокойное движенье…»)

«Думный» взор приводит А. К. Толстого к созданию таких высоких образцов философской лирики, как «Земля цвела. В лугу…». Их вполне можно присоединить и к произведениям Тютчева, и к поэзии мысли позднего Фета («думам»).

Пейзажи А. К. Толстого семидесятых годов не претендуют на грандиозность или исключительность, в них не входят описания гор, моря, широких степей. Они часто строятся на очаровании отдельных, хорошо знакомых, даже примелькавшихся деталей, которые находятся буквально под рукой:

Вновь растворилась дверь

На влажное крыльцо,

В полуденных лучах следы недавней стужи

Дымятся. Тёплый ветр повеял нам в лицо

И морщит на полях синеющие лужи.

(«Вновь растворилась дверь…»)

Тут целый комплекс всевозможных, очень конкретных ощущений, в которых можно увидеть точные приметы наступившей весны.

Одно это четверостишие достаточно красноречиво говорит о свежести и первозданности лирики позднего А. К. Толстого. Хотя в общем-то земного призвания своей музы он не мог не сознавать и прежде, размышляя о восприятии природы: «Свежий запах грибов возбуждает во мне целый ряд воспоминаний. Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидал перед собой, как в молнии, всё моё детство во всех подробностях до семилетнего возраста.

Это продолжалось, может быть, лишь одну тысячную секунды, не больше. Всякий сорт грибов имеет своё особенное свойство, но все они меня относят в прошедшее.

А потом являются все другие лесные ароматы, например, запах моха, древесной коры, старых деревьев, молодых, только что срубленных сосен, запах в лесу во время сильного зноя, запах леса после дождя и так много ещё других, не считая запаха цветов в лесу…»

Это признание А. К. Толстого необычайно важно для понимания устремлённости его лирики к естественности песнопения и в семидесятые годы – модного «прорыва» её подлинного голоса.

Пейзажная лирика

А. К. Толстого


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "СОШ" №28

РЕФЕРАТ
На тему:
Пейзажная лирика и природа в творчестве А.К. Толстого

Выполнила:
Шишигина Екатерина
ученица 10 класса

Многие русские поэты воспевали и славили природу родного края, и каждый находил что-то свое очень личное: ассоциации, образы издетства, только ему знакомые аккорды, завораживающие краски. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. Любимый пейзаж – приусадебный, представляется в унылой, минорной тональности: запущенный сад, зацветающий пруд, обветшалый дом,старые поникшие деревья вдоль аллей:
«Приветствую тебя, опустошенный дом,
Завядшие дубы, лежащие кругом,
И море синее, и вас, крутые скалы,
И пышный прежде сад – глухой и одичалый!»
В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, звонко-напевные мотивы. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Такое возрождение исцеляет поэта отпротиворечий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:
«И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,
Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,
И громко вторят им бегущие ручьи,
Колебля тростника желтеющие перья;
Пускай же, как они по глине и песку
Растаявших снегов, журча, уносят воды,
Бесследно унесет души твоей тоску
Врачующая власть воскреснувшей природы!»
Солнце, земля, ветер являются активным идейственным началом в произведениях Толстого. В былинах, балладах, написанных поэтом, природа олицетворяет силы добра, вся её мощь противостоит силам зла в образах леших, русалок.
В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают учитателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. Поэт с восторженным упоением делится картинами широких степей, над которыми словно парят лошади. Толстой передает читателю личные эмоции от этого постоянного движения, от ошеломляющего топота копыт, крика вольных орлиных стай в небе и одинокого воющего волка в поле. Благодаря динамике стихотворения, герой произведения ощущает себячастью окружающего мира, и его восхищению нет предела.
На подсознательном уровне бережет поэт свое душевное равновесие. Особенно его завораживает вид моря, которое несмотря на видимый хаос, беспокойность, подчиняется каким-то своим строгим законам. Бурная водная стихия – это олицетворение взволнованной души Толстого и волны, накатывающие, сменяющие друг друга, наталкивают его на утешительную мысль:
«Что жегрустить, коли клин вышибается клином.
Как волна сменяется новой волной».
Некоторые лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великим композитором современности П. И. Чайковским. Он высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными, а лирические образы возвышенными и яркими.
В своих произведениях Толстой могудивительно точно сочетать пейзажную лирику с любовной, социальной и сатирической. Согласно собственной теории поэта, внутренний мир человека и мир природы отражаются друг в друге, и подчиняются они только законам абсолютной любви:
«И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Чтобы любовью не дышало».

Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею КонстантиновичуТолстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.

Одно из самых известных стихотворений Толстого называется «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Стихотворение написано в 1858 году. Поэт...

Поделиться: