Основные герои повести детство. Исследовательский проект "сравнительная характеристика главных героев в произведениях л.н.толстого «детство» и одноименной повести а.м.горького". Кто главные герои повести

Сорокина Евгения

Объект исследования – тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького

Предмет исследования : приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.

Цель : создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

« СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО » .

Подготовила

Ученица 7А класса

Сорокина Евгения

РУКОВОДИТЕЛЬ: Ковалева Светлана Ивановна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 ст.Ярославской Мостовского района Краснодарского края

2012 год

Объект исследования - тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького

Предмет исследования : приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.

Цель : создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».

Задачи :

2. Изучить разделы литературоведения, связанные с созданием образа литературного героя;

3 . Выявить сходства и различия в приемах создания главного героя произведения по плану.

4.Систематизировать собранный материал. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.

5. Создать алгоритм работы над литературным образом.

Методы исследования : анализ научной литературы; сравнение произведений; моделирование гипотезы, создание алгоритма для дальнейшей работы на уроках литературы.

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» и одноименной повести Л.Н.Толстого факты реальной биографии писателей. Это и определило особенности жанра произведений - автобиографическая повесть. Произведения Горького и Толстого разделяет значительный временной промежуток .

Повесть А.М.Горького была написана в 1913 году, где он описал события, связанные с взрослением маленького человека. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Первая часть трилогии Толстого была создана в 1851-1852 г.

Сравнительная таблица

Л.Н.Толстой «Детство»

А.М.Горький «Детство»

Время создания

1851-1852 г.

1913 г.

Главные герои

Два главных герой: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство

Художественная идея

Анализ того, что составляет сущность каждого человека.

Влияние обстоятельств и социальной среды на формирование личности ребенка

Проблема

Нравственно-этическая

Человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

Принцип построения сюжета

Хроникальный

Хроникальный

Конфликт

Психологический

Конфликт героя с укладом жизни, личности и среды

Повествование

От лица-героя рассказчика

От лица героя-рассказчика

Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций)

На основе идейно-художественного анализа представим сходства и различия

произведений А.М. Горького и Л.Н.Толстого

В основе повествования произведений лежит субъектная организация. Писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными образами являются образ Николеньки Иртеньева («Детство» Л.Н.Толстой) и Алеши Пешкова («Детство» А.М.Горький).

Своих героев Л.Н.Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка. Для А.М.Горького, прежде всего жизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность обратиться к детской теме в литературе.

Каждый из писателей по-разному использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира героя.

1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу.

2. Психологический анализ. (Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

3.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи.

5. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

6. Изображение условий, в которых живет и действует герой.

7.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж.

8.Художественная деталь.

9.Наличие или отсутствие прототипа.

Герой Л.Н.Толстого и А.М.Горького живет в особом мире-мире детства, который включает в себя следующее

МИР ДЕТСТВА

Исходя из представленного плана, рассмотрим, с помощью каких приемов авторы создают литературный образ. Выявим их некоторые сходства и отличия.

Приемы создания образа главного героя в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Приемы создания образа главного героя в повести А.М.Горького «Детство»

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. ОТЛИЧИЯ

Итак, при характеристике героя-ребенка в художественном произведении необходимо учитывать следующее:

1. Психологический анализ. (Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

2.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи

4. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

5.Изображение условий, в которых живет и действует герой.

6.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж

Темы, которые затрагивает Л. Н. Толстой в своём творчестве, поистине вечны! На уроке вам предстоит познакомиться с произведением, в котором проявилось все мастерство Толстого-писателя, психолога, философа. Речь пойдет об автобиографической повести «Детство». Вы прочитаете и проанализируете главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Анализ избранных глав

Рис. 1. Обложка книги ()

Чтение и анализ главы «Классы».

Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:

«Карл Иваныч был очень не в духе».

Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.

«Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».

Рис. 2. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.

«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать...» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».

Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?

«Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».

Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.

«- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, - прибавил он, иронически улыбаясь, - теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»

И, конечно, Николенька сочувствовал тому горю, которые испытывал Карл Иванович. Вот, как об этом пишет Толстой:

«Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

Таковыми были чувства ребенка, но посмотрим, как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.

«Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».

Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?

«Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».

Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.

«Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете...»

Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».

Чтение и анализ главы «Наталья Савишна».

Рис. 3. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее вверх - находиться в числе женской прислуги бабушки. Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже. Но напудренная голова и чулки с пряжками молодого бойкого официанта Фоки, имевшего по службе частые сношения с Натальей, пленили ее грубое, но любящее сердце. Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить Наталью, она была возвращена в двор и в прежнюю должность. Возвратившись в затрапезке из изгнания, она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово.

С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою».

«Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной».

«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их...»

И опять-таки это тот взгляд взрослого человека на то, что с ним было в детстве, взгляд с позиции времени, с позиции мудрости.

«...тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»

И интересный случай встречается нам в главе «Наталья Савишна».

Подумайте, как в этой сцене проявится человеческий характер и характер главного героя.

«Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, - сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!" Меня так это обидело, что я разревелся от злости».

Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.

«"Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!"»

Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.

Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.

«Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».

Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.

«Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Чтение и анализ главы «Детство»

Рис. 4. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Глава «Детство» начинается замечательными словами, которые могли бы стать эпиграфом ко всей повести:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Обратите внимание на лексику, использованную в главе. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.

«...Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».

«Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».

«Слезы любви и восторга».

«...Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».

Сколько теплых слов мы увидели: сердце, нежность, любовь . Слово «любовь» повторяется в течение главы несколько раз. Любовь, любовью, люблю, слезы любви и восторга, светлое счастье, любовь и надежда, на душе легко, светло, отрадно - вот те ощущения детства, которые пронес Николенька.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»

Вот таким вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.

Вывод.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.

Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни.

Повесть «Детство» заканчивается смертью матери. И наступает другая, совсем иная пора, которую никогда уже Николенька не назовет счастливой, невозвратимой порой детства.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Источник).

Домашнее задание

  1. Какой эпизод повести произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
  2. Чему учит повесть Толстого «Детство»? О чем заставляет задуматься?
  3. Как вы думаете, полезно эту повесть читать не только детям, но и взрослым? Почему?
  4. Вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать в толстовской манере. Попытайтесь не только изложить ход события, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.

Толстой «Детство» главные герои и их характеристика поможет понять произведения лучше.

Толстой «Детство» главные герои

  • Николенька Иртеньев - от его имени ведётся повествование
  • Володя Иртеньев - брат Коли
  • Любочка — сестра Коли и Володи
  • Papan (папа по-французски)
  • Maman (мама по-французски)
  • Бабушка
  • Карл Иваныч - домашний учитель Коли
  • Мими – гувернантка Иртеньевых
  • Наталья Савишна — экономка
  • Гриша — юродивый и странник

Николенька Иртеньев — 10-летний мальчик, который растет в дворянской семье в деревенском поместье.

Мальчик умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к родным, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Карл Иванович — учитель, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.

Наталья Савишна -женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она - крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта - самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Повесть «Детство» была написана Л. Н. Толстым на основе его собственных воспоминаний о детстве, с той лишь разницей, что мать автора умерла, когда ему не было и двух лет, а в повести, Николенька Иртеньев столкнулся с этой ужасной потерей, будучи уже десятилетним мальчиком. На мой взгляд, создавая такое произведение, автор всячески стремился продлить свое детство, остаться в нем подольше и окружить себя самыми близкими и любимыми людьми. Это одна из лучших и наиболее интересных повестей Толстого, где доброта и любовь занимают первостепенное место.

Главный герой произведения мальчик Коля, которому едва исполнилось десять. Он передает свои ощущения от общения со всеми окружающими людьми и природой. Детство в деревне ему кажется радужным и беззаботным. Спокойно и счастливо проходят его дни в окружении любящих родителей, старшего брата Володи, учителя Карла Иваныча и заботливой горничной Натальи Савишны . С первых глав автор посвящает читателя в тонкости дворянского быта. В семье Иртеньевых, кроме них проживают гувернеры и дворовые люди, помогающие им по хозяйству. Большую часть времени мальчики проводят с учителем Карлом Иванычем, доброта которого была безгранична.

В произведении описаны несколько событий, отчетливо повлиявших на становление характера главного героя. Автор показывает, как Николенька один раз обиделся на Карла Иваныча, а потом испытывал чувства неловкости и стыда за злость на этого добрейшей души человека. Второй раз такая же ситуация повторилась с нежной и любящей их старушкой-гувернанткой, которой довелось воспитать не одно поколение в этой семье. Наталья Савишна была нанята господами еще в молодости на должность няни для мамы мальчика – Натальи Николаевны . Поэтому ссора с ней для него особенно мучительна.

Там же в деревне главный герой познает свое первое разочарование в дружбе, первую влюбленность в соседскую девочку. Ради того, чтобы понравиться русоволосой Сонечке Валахиной, он хочет казаться старше, что выглядит довольно забавно со стороны. Несомненный герой Николеньки, Сережа Ивин, падает в его глазах, после того как прилюдно унижает мальчика из бедной семьи. Таким образом, все воспоминания, связанные с детством, так или иначе, повлияли на характер главного героя и становление его личности. С наступлением десятилетнего возраста, все барские дети по традиции, уезжали в столицу учиться в лицеях, пансионах или других учебных заведениях.

Не миновала эта участь и Николеньку. Отец увез их со старшим братом в Москву, надолго разлучив с матушкой и той душевной атмосферой, в которой они провели свое детство. Отныне они жили с бабушкой, их учили новые учителя, в гости приходили новые люди. Все в Москве было по-другому. Примерно через полгода мать Николеньки жестоко простудилась и умерла, а через год после ее смерти, ушла из жизни и Наталья Савишна. На такой грустной ноте заканчивается первая из повестей Л. Н. Толстого, вошедших в трилогию «Детство. Отрочество. Юность».

Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.

Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.

Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.

Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.

Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.

В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.

Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.

Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух. По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.

Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.

2 вариант

Основным героем повести Л. Н. Толстого «Детство» является Николенька Игнатьев. Данный персонаж – прототип самого автора.

Коля 10-летний мальчик, живущий в дворянской семье. Это веселый, добрый ребенок с хорошим воспитанием, которым занимаются его родители и ответственная нянечка Наталья Савишна. Николенька склонен к учебе – он успешно занимается с частным учителем Карлом Ивановичем, уроки с которым для ребенка всегда в радость.

Любовь к маме и папе у Николеньки безгранична. Он гордится ими. Для мальчика они ассоциируются с добротой и заботой. Даже при одном воспоминании о маме ребенок расплывается в широкой улыбке. Он всем сердцем верит в Бога и в любой сложной ситуации рассчитывает на его помощь.

Отношения главного героя с окружающим миром немаловажны в повести. Николенька доброжелательно относится к соседским детям, с которыми проводит достаточно много времени. Он общителен и в свободное время всегда с удовольствием что-либо рассказывает сверстникам. Он легко идет на контакт в деревне и городе. У Коли прекрасно получается общаться с девочками - он в них видит потенциальных невест.

Доброта Николеньки проявляется в отношении к сильно болезненному ребенку Иленьки Грапу, нуждающемуся в пристальном внимании и защите. Он с легкостью знакомится с новыми детьми, но ко всем относится с некоторой настороженностью, так как хорошо чувствует, когда его обманывают и это ему очень не нравится. Не понятно как Николеньке в достаточно юном возрасте подвластно уличать окружающих во лжи.

Характер главного героя противоречив. С одной стороны, он беззаботно общается со всеми, а с другой - внимательно наблюдает за происходящим вокруг. Ребенок в 10-летнем возрасте способен анализировать все происходящее вокруг. Николенька, не смотря на свою детскость, делает правильные выводы, остро чувствуя фальшь и обман.

Детство мальчика проходит в деревне, а потом он вместе с родителями переезжает в Москву, где жизнь его кардинально меняется.

Повесть начинается с того, что Николенька пробуждается и сразу же задумывается над тем, как так происходит, что он каждое утро просыпается. Автор раскрывает душевную суть мальчика. Читатель наблюдает за взрослением главного персонажа повести, анализирует его поступки и окружающих мальчика людей, учится распознавать лживые поступки и не опасаться воспринимать все реалии жизни, с какими приходится встречаться на жизненном пути.

В повести описаны детские переживания Николеньки, возникающие на фоне сильного воображения. Мальчик живет в своем вымышленном мире, где все неурядицы реальной жизни гасились посредством вымышленных подвигов и геройства.

Сочинение Николенька Иртеньев

История Николеньки в повести "Детство" начинается тем, что мальчик просыпается из-за совершенно безобидной ситуации. Учитель Карл Иваныч случайно разбудил мальчика, ударив над его головой по мухе хлопушкой. Но вышло это не так удачно, как задумывалось, и муха упала мальку прямо на лицо.

Сложившая ситуация возмутила Николеньку. Он начинает любознательно выяснять, почему же так поступил Карл Иваныч и как ему самому к этому относиться. Николенька начинает считать, что Карл Иваныч способен только на того, что причинить неприятности мальчику, что учитель - «противный человек». Но спустя пару минут, когда старик подходит к кровати мальчика, говорит ему добрые слова и начинает щекотать, тогда всё встаёт на свои места, и он вновь испытывает любовь и теплоту к учителю, которого тотчас ненавидел.

Лев Николаевич Толстой описывает главного героя как некрасивого десятилетнего мальчика, у которого маленькие глаза, и большие нос с губами. Николенька и сам переживает, из-за своей неудачной внешности. Несмотря на описанную внешность, внутренне мальчик представляется очень добрым, чутким и воспитанным. Он любит и гордится своими родителями, потому как сам окружен их любовью. Но считает, что его мать не счастлива с отцом, но он молчит об этом. Ему кажется, что отец должен больше ценить и понимать маму.

Все события мальчик принимает близко к сердцу и надолго сохраняет в памяти. Он, как и все дети, играет и озорничает, но при совершении какого-нибудь неправильного поступка, он искренне раскаивается и сильно переживает, что не так свойственно его сверстникам. Впечатлительный мальчик очень много времени посещает размышлениям в своей голове и самоанализу, он очень хорошо чувствует фальшь и обман.

Детство Николеньки заканчивается потерей самого близкого и любимого человека, мамы. Взросление происходит в мыслях, что жизнь не как безоблачна, как ему казалось раньше. Его сильной привязанности к тем, с кем он до сих пор общался, становится мало и все вокруг кажется ему чужим.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича.

  • Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

    Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана

  • Сочинение Комната моей мечты 6 класс

    Сочинения для мальчика и девочки для 6 класса на тему Комната моей мечты

  • Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)

    Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

  • Печорин и Максим Максимыч отношения и дружба сочинение

    Григорий Печорин на протяжении всего романа встречается и сталкивается с разными персонажами, которые помогают раскрыть для читателя главного героя с новой и зачастую неожиданной стороны.

Поделиться: