Оле нидал женился на александре. Биография. Из прокисшего молока - шампанское


Лама Оле Нидал появляется в Лондоне дважды в год. "Лама" - это не монах и не святой. Это человек, который учит буддизму. Лама Оле учит тибетскому буддизму традиции Карма Кагью. Он и его жена Ханна - первые люди с Запада, получившие прямую передачу этого знания от "царя йогов Тибета", 16-го Гьялва Кармапы. Оле помнит, что в предыдущей жизни уже был ламой в Тибете. Не-буддисту трудно понять, что все это означает. Буддист же с благодарностью складывает руки на груди и просит благословения.

Когда китайцы захватили Тибет и многие жители этой горной буддистской страны были вынуждены бежать через Гималаи от оккупантов, разрушавших древние монастыри и расстреливавших лам, тибетцы, как они сами считают, начали перерождаться на Западе.

С детства Оле, датскому мальчику из профессорской семьи, снилось, как он водит по горам небольшого роста, азиатской наружности людей, спасая их от отрядов китайцев, отстреливаясь... Сейчас он уверен, что в предыдущей жизни жил в Тибете. То же самое ему сказали и те люди, от которых он, проведя три года в Гималаях, принял передачу знания.

"В день новолуния в сентябре 1970 года в Сиккиме, в Гималаях, я принял имя Карма Лоди Джамцо, что означает "Океан Мудрости". Учителя, который дал мне это имя, зовут Кармапа. Он - первый сознательно перерождающийся лама Тибета. Он делает это, начиная с 1110 года, и принял уже 17 воплощений. Наша линия преемственности называется Карма Кагью".

Разные религии - для разных людей

Мастер медитации, автор книг, переведенных на десятки языков, лама Оле основал в мире более 400 центров, из них около 80 - в России, и теперь у него нет дома - каждый из этих центров превращается в его дом, когда лама приезжает. В каждом он проводит не больше двух дней.

Даже если только просто переезжать с места на место, такой образ жизни свалил бы с ног любого. Но Оле Нидал еще и читает лекции, проводит коллективные медитации, дает прибежище для тех, кто решает стать буддистом. И при этом жив-здоров в свои 60 с лишним лет. По-прежнему прыгает с парашютом. По-прежнему не провел ни одной ночи без своей жены Ханны, которая путешествует вместе с ним. По-прежнему, когда есть возможность, гоняет на мотоцикле со скоростью 200 км в час по горным альпийским дорогам. Будды хранят?

В черной футболке и джинсах, поджарый и расслабленный, этот человек напоминает преуспевающего бизнесмена на отдыхе. Вот только в глазах у этого человека плещется сумасшедшая радость. "Я не просветленный... Сам я полагаю, что являюсь освободившимся, - говорит лама на лекциях, отвечая на вопросы. - Это означает, что я не отношусь к вещам личностно, и если возникают какие-нибудь неприятности, то я не чувствую себя мишенью".

"Идея буддизма очень проста, она состоит в том, что наш ум - это чистый, ясный свет, - говорит он, когда мы сидим в одной из комнат лондонского центра буддизма Алмазного пути, спрятавшись от шумно завтракающей сангхи - учеников Оле и тех, кто надеется стать его учеником на пути к освобождению и просветлению. - Об этом говорили и некоторые христианские мистики. Но мы еще говорим, что все люди свободны, и в этом наше отличие от христианства".

С христианством у ламы Оле отношения вполне мирные. Христианство, говорит он, - для тех, кому нужен некий бог, предписывающий, что надо, а чего не надо делать, и наказывающий за ошибки. Кого-то это устраивает.

Лама полагает, что разные религии - для разных людей. "Наша особенность в том, что мы не миссионерствуем. Во что бы человек ни верил, что бы его ни радовало, мы желаем ему всего хорошего".

Впрочем, есть идеология, с которой лама не может примириться, и острые высказывания в ее адрес стали своего рода фирменным знаком его лекций: "Демократия, свободная жизнь с одной стороны и ислам с другой - несовместимы; это как вода и нефть".

Но если ислам, по мнению ламы, опасен, отчего тогда столько миллионов людей по всему земному шару гордо называют себя мусульманами? Ответ ламы метафоричен. "Потому что в этом очень много стали, но мало золота. Кроме того, это дает их жизни очень высокую степень определенности".

Из прокисшего молока - шампанское

Карма Кагью стала первой буддийской организацией, официально признанной властями России. За что такое доброе отношение? Не насторожило ли это ламу?

"Нет, и я объясню почему. У нас есть доказательства, что мы были в Сибири уже в 1257 году. За сотни лет до того, как туда пришло христианство. Когда Ельцин ввел свой закон про необходимые [при регистрации религиозных объединений] 15 лет, мы сказали: "Пятнадцать?! Да мы здесь почти тысячу лет!" Я помню, у меня была встреча с КГБ, я им привел все доказательства, и они согласились".

Однако российские власти не пустили в страну Далай-ламу... "Я думаю, у России есть один большой сосед, которого она не хочет раздражать. Это просто смешно - Китай опасается одного старого человека. Ему 67 лет, он перенес операцию на желудке... Он не опасен. Целая армия китайских чиновников против одного бедного Далай-ламы. Это не нормально. Это не очень достойно. Не думаю, что России это нужно, она слишком большая, чтобы играть в эти игры".

Лама прекрасно помнит свои первые впечатления от России 1988 года: "Страна тогда напоминала большого раненого зверя".

Меняется ли Россия? "Если сравнивать страну с напитками, то у нас на глазах из прокисшего молока образуется шампанское. Особенно, конечно, в Москве, где оседает до 80 процентов всех денег. Но и в других местах все меняется. Повсюду встречаешь представителей нового поколения людей, которые не ждут, когда им скажут, что делать, которые самостоятельны и независимы. И это прекрасно".

Буддистская страна Россия

Но Россия - страна с сильным православным фоном. Сказать русскому человеку, что буддизм не признает души!..

Ничего страшного, смеется лама. "Я, например, очень доволен, что у меня нет души, вполне обхожусь без нее. Русские очень восприимчивы к новым идеям, их антенны настроены сразу на несколько диапазонов. У русских сильно развито абстрактное мышление - куда лучше, чем у американцев".

Тут я невольно вспоминаю одну из песен Бориса Гребенщикова, где тот назвал Волгу буддистской рекой... Уж не считает ли лама Оле, что у русских буддистская ментальность?

"Нации героического типа - а славянские народы, как правило, таковы - те, кто хочет найти счастье, очень хорошо понимают буддизм. Русские поэтичны. Если они тебе доверяют, они рискуют и идут напрямую к опыту. Есть страны, где не все так просто. Например, во Франции, в Британии, в Америке люди хотят, чтобы их за ручку вели по этой дороге шаг за шагом..."

Я смотрю в безмятежные серые датские глаза ламы и понимаю, что этот человек предпочитает не вести за ручку, а делать нечто, отправляющее тебя прямиком к цели. Как затяжной прыжок с парашютом. Говорит ли лама своим ученикам о цели человеческой жизни?

"Я говорю им, что цель моей жизни - достичь такого уровня, чтобы действовать на благо всех людей. Чтобы устранить из своей жизни всю глупость, чтобы осталось только сочувствие - такова моя цель. Думаю, и у моих учеников она такая же".

Этот ответ меня немного разочаровывает. А чего я ждал? Что вот сейчас тибетский лама удивит меня каким-то особым смыслом жизни? Ладно, попробую поймать его на другом...

С какой мыслью каждое утро просыпается Оле Нидал? Что первое ему приходит в голову? Ответ ламы вызывает у меня невольный смех.

"Какая прекрасная женщина рядом со мной!"

Лама тоже начинает смеяться, и мы все еще смееемся, когда в комнату заходит та самая женщина, с которой Оле Нидал не расстается ни на один день, ни на одну ночь уже более 30 лет. Она мягко улыбается и тихо спрашивает: "Вы уже закончили? Все хорошо?"

Напоследок я делаю несколько снимков Оле. Надеюсь, что на них можно заметить ту сияющую радость в его глазах, которая поражает с самого начала.

Единственное, о чем я теперь жалею, - я не сфотографировал их вместе, буддистскую семью Ханны и Оле Нидалов. Потому что их жизнь - лучшая иллюстрация к словам Оле: "В буддизме, если вы страдаете, - в этом нет ничего особенного или святого. Вы просто где-то ошиблись".



Лама Оле Нидал родился 19 марта 1941 г. к северу от Копенгагена, и там же вырос. Он изучал философию, английский и немецкий языки в университетах Копенгагена, США, Тюбингена и Мюнхена.

Оле Нидал

Первая встреча с буддизмом

1968: Оле Нидал и его жена Ханна познакомились с буддизмом во время медового месяца, который проводили в Непале, в Катманду. Там они встретили Ламу Цечу Ринпоче, одного из величайших буддийских учителей Гималаев.

В 1969 г. они встретили Шестнадцатого Гьялву Кармапу, и стали его первыми учениками-европейцами. Позднее он попросил их распространять буддизм на Западе. Кармапа – высший из лам школы Карма Кагью. Эта традиция существует уже одиннадцать веков, и учит Алмазному пути (санскр. «Ваджраяна»).


Передача, полученная Ламой Оле от своих учителей

Ханна и Лама Оле получили следующие посвящения и поучения напрямую от Шестнадцатого Кармапы и мастеров школы Карма Кагью и других школ тибетского буддизма:

  • Махамудра («Великая печать», тиб. «Чаг чен»,– высшие буддийские учения о природе ума) – от Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы.
  • Кагью Нгагдзё , «Сокровищница мантр Кагью», – от Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы (в 1976 г.) и Контрула Ринпоче (в 1989 г.).
  • Обет Бодхисаттвы (обещание достичь Просветления ради блага всех живых существ) – от Шамара Ринпоче (в 1970 г.), второго по значимости ламы линии Карма Кагью.
  • Четыре основополагающие практики (нёндро) – от Калу Ринпоче (с 1970 по 1971 г.).
  • Калачакра (посвящение «Колесо времени») – от Калу Ринпоче, Тенги Ринпоче (в 1985 г.), Его Святейшества Далай-Ламы (в 1985 и 2002 г.г.), Лопёна Цечу Ринпоче (в 1994 г.), Беру Кхьенце Ринпоче (в 2009 г.) и Его Святейшества Сакья Тринзина (в 2010 г.).
  • Шесть йог Наропы (продвинутые тантрические медитации школы Кагью) – от Ситу Ринпоче (в 1975 г.).
  • Пхова (практику осознанного умирания) – от Аянга Ринпоче (в 1972 г.).
  • Чик Ше Кун Дрол (собрание посвящений Кагью) – от Тенги Ринпоче.
  • Ринчен Тардзё (передача сокровищ Ньингмы) – от Калу Ринпоче (в 1983 г.).
  • И еще много посвящений и поучений от вышеупомянутых учителей, а также от Дилго Кхьенце Ринпоче, Гьялцаба Ринпоче, Огьена Тулку Ринпоче, Бокара Ринпоче, Гьялтрула Ринпоче, и других.

Работа Ламы Оле

В 1972 Шестнадцатый Кармапа отправил Ламу Оле и его жену Ханну учить буддизму на Западе. Они получили задание учить и открывать буддийские центры от имени Шестнадцатого Кармапы. Его Святейшество уполномочил Оле и Ханну принимать обет Бодхисаттвы и давать Прибежище – церемонию, во время которой человек формально становится буддистом. С того времени Лама Оле дал Прибежище более чем 500000 людей.
Семью годами позже Ламу Оле и Ханну приняла у себя датская королева, и они передали ей подарок от Шестнадцатого Кармапы.

В 1972 первые центры буддизма Алмазного пути были открыты в Австрии (в Граце), Норвегии, Швеции и Дании (в Копенгагене). В 1974 г. построили первый центр в Германии. На сегодняшний день Лама Оле основал более 600 центров по всему миру.

С 1973 Лама Оле Нидал и его жена начали организовывать поездки и лекции высших тибетских лам по Европе, а позже – по Северной и Южной Америке, России и Австралии. Среди них – Е.С. Шестнадцатый Гьялва Кармапа (с 1974 по 1977), Шамарпа Ринпоче, Джамгон Контрул Ринпоче, Гьялтцаб Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, Калу Ринпоче, Тгпа Ринпоче, Тенга Ринпоче, Бокар Ринпоче, Лопён Цечу Ринпоче, Трунгпа Ринпоче, Аянг Ринпоче.

Еще в 1975 Лама Оле начал учить и открывать центры в коммунистической Польше, невзирая на сложные обстоятельства. Это было началом дружбы и крепких связей со странами бывшего Восточного блока. Последующие годы Лама Оле провел, заботясь об учениках и развивая основанные им по всему миру центры.

В 1981 Шестнадцатый Кармапа скончался в Чикаго. Вместе с высшими ламами линии Карма Кагью, Лама Оле Нидал доставил тело Его Святейшества к месту кремации в Румтеке.

В 1986 Лама Оле Нидал вместе с небольшой группой друзей совершил тайное путешествие в Тибет. Об этой поездке снят фильм – «Тайное путешествие в Восточный Тибет».

Лама Оле Нидал благословляет людей в Тибете.

В 1987 Шамарпа Ринпоче, второй по значимости лама линии карма Кагью после Кармапы, попросил Ламу Оле проводить курсы пховы (практику умирания в сознании) для западных учеников. Первая пхова состоялась в Граце (Австрия). На сегодняшний день Лама Оле научил этой медитации более чем 75000 учеников по всему миру.

В 1989 Лама Оле Нидал основал первый центр буддизма Алмазного пути в Советском Союзе. Позже буддизм Алмазного пути был официально признан в России религиозной организацией. С тех пор каждый год Лама Оле путешествует с более чем 200 студентами через всю Россию по транссибирской магистрали до Владивостока.

С 1992 Лама Оле сосредоточился на работе, порученной ему учителями и Семнадцатым Кармапой Тринле Тхае Дордже (ранее официально признанным Шамаром Ринпоче). Среди учителей: Лопён Цечу Ринпоче, Лама Джигме Ринпоче, Шераб Гьялцен Ринпоче, Гендюн Ринпоче. Шангпа Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, и многие другие.

В 1999 Лама Оле и его жена Ханна, Кати Хартунг и буддистская головная организация «Алмазный путь» (объединяющая более 100 центров буддизма Алмазного пути в Германии) основали благотворительный фонд «Буддийский фонд Алмазного пути». Лама Оле пожертвовал организации всю свою интеллектуальную собственность.

В 2000 Лама Оле пригласил семнадцатого Кармапу Тринле Тхае Дордже в Европу. 6000 учеников встретили семнадцатилетнего Кармапу в Дюссельдорфе (Германия), впервые на европейской земле. Во время своего визита он дал много посвящений и поучений.

В 2003 Лама Оле вместе с 72 учениками поехал в Бутан по приглашению Лопёна Цечу Ринпоче. Среди прочих они встречались с Дже Кхемпо, высшим буддийским иерархом Бутана и членом королевской семьи.

10 июня 2003 в возрасте 85 лет, Лопён Цечу Ринпоче покинул этот мир. Тем же летом во время 88 прыжка с парашютом Лама Оле получил очень опасную травму, и не мог проводить запланированные лекции. Однако уже в октябре 2003 г. во время посвящений у самой большой Ступы на Западе, созданной Лопёном Цечу Ринпоче в Бенальмадене (Испания), он продолжил выполнять обязанности буддийского ламы.

В 2004 Олимпийский комитет попросил Ламу Оле организовать буддийское представительство для лучших атлетов со всего мира в «Центре религиозных услуг» в Олимпийской деревне в Афинах. О спортсменах заботилась международная команда буддийских учителей, говорящих на семи языках, лично отобранных Ламой Оле.

1 апреля 2007 , в возрасте 60 лет, в Копенгагене скончалась Ханна Нидал. Она была незаменимым переводчиком с тибетского – на английский, датский, немецкий языки. Ханна учила в Международном буддийском институте Кармапы (КИБИ), находящемся в Нью-Дели (Индия). Она была вовлечена в переводы многих буддийских текстов. Ханна заботилась о высших ламах линии Карма Кагью во время их поездок на Запад, и учила сложным техникам медитации.

В 2007 Буддийский фонд Алмазного пути приобрел усадьбу «Хохройте» на озере Гроссе Альпен Зии, неподалеку от Имменштадта (Германия) и основал «Европа-центр» – место для встреч буддистов Алмазного пути со всего мира. Здесь проходит международный летний курс, приезжают многие тибетские ламы и западные учителя. Курс посещают студенты из 50 и более стран.

В 2008 Лама Оле Нидал официально открыл выставку «Вневременные ценности – сокровища гималайского искусства» в Европейском парламенте в Брюсселе. Выставка Буддийского фонда Алмазного пути собрала более 40 экспонатов из Непала, Индии и Бутана.

В 2009 Лама Оле Нидал сопровождал Семнадцатого Кармапу Тринле Тхае Дордже в первом туре по России. Он был принят высшим представителем официального буддизма в России – Хамбо-Ламой.

Лама Оле Нидал и Хамбо-Лама.

В 2010 Ламу Оле пригласили принять участие в посвящении Калачакры, которое давал Его Святейшество Сакья Тринзин, высший Лама буддийской традиции Сакья.

23 августа 2010 в Карма Берчен Линге, в Греции, состоялась инаугурация ступы Калачакры, – после более чем двадцатилетней подготовки. Проект постройки этой Ступы был начат Лопёном Цечу Ринпоче, и завершен Ламой Чогдрупом Дордже. К церемонии, проводимой Ламой Чогдрупом Дордже и Ламой Оле, присоединилось более 2500 буддистов со всего мира, представители греческих властей, а также люди из соседних поселений.

Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже благословляет Ламу Оле во время празднования сорокалетия буддизма Алмазного пути в Европа Центре (Германия)

В 2012 году Лама Оле, по приглашению королевской семьи Бутана, дал поучения в этой древней буддийской стране. Он встретился с королевой-матерью Бутана, и они вместе посетили важные для буддистов места.

Королева-мать Бутана и Лама Оле Нидал

Затем он отправился в Бодхгайю, чтобы принять участие в Кагью мёнламе, одном из главных событий для линии Карма Кагью. В этом месте, где исторический Будда достиг Просветления, держатели линии и мастера высочайшего уровня практикуют вместе с тысячами гималайских буддистов.

Лама Оле Нидал на Кагью мёнламе в Бодхгайе

- Расскажи, что привело тебя к буддизму, что ты в нем нашла, что тебе это дало, как это изменило твою жизнь?

Все началось с папы. Когда я училась в 5-м классе, математичка задала нам на дом — что само по себе уже удивительно! — сочинение на тему “Симметрия”, с картинками. Папа нашел в журнале “Вокруг света” фотографии тибетских масок (в основном, защитников), и я написала сочинение про Махакалу.

В университете я училась на факультете “чистой” математики — это считалось высшей кастой по сравнению с всякими там физиками и прикладниками-программистами. Чем абстрактнее наука, чем меньше формул на доске, тем престижнее. К последнему курсу у нас формул почти не было. Мы говорили главным образом о пространствах. Мы делали с ними, что хотели, — даже дерзко сворачивали в трубочки и завязывали узлами.

Прочитав первую книгу о буддизме и увидев, сколько там говорится о пространстве, я почувствовала себя, как дома. Буддизм Великой и Алмазной колесниц (Махаяна и Ваджраяна) утверждает, что наш ум подобен безграничному, сознательному пространству, в котором все явления возникают, меняются и исчезают. И природа этого ума-пространства полностью познаваема — это меня очень вдохновило.

Я приняла буддийское прибежище в 1992 году. С тех пор я счастлива: я нашла достойные ответы на все вопросы, которые меня тревожили. Это вопросы о жизни, о человеке и его предназначении, о причинах наших неурядиц и о способах преодоления страданий. Я поняла, что нужно делать, чтобы чувствовать себя полезной.

Ты автор энциклопедии «Путеводитель по буддизму», вышедшей в позапрошлом году в крупнейшем российском издательстве «Эксмо». По прошествии двух лет, как тебе кажется, насколько большой успех имела книга, и среди каких социальных страт и групп читателей в большей степени? На твой взгляд, насколько нужны, возможны и перспективны подобные популяризаторские проекты?

Думаю, что для книги о буддизме она оказалась довольно успешной - сейчас распродано два тиража и готовится третий. Я назвала бы этот проект не популяризаторским, а просветительским. Просвещенному человеку легче жить. У него меньше страхов, во всяком случае, и меньше врагов. Сопереживая героям прошлого, мы обретаем друзей - пусть живущих в иных временах и культурах, и нам становится легче понимать то, что кажется на нас непохожим.

Эта книга предназначена для широкого круга читателей. В ней я следую принципу, который выбрала для себя в самом начале преподавательской деятельности - «упрощай сложное». Я писала ее с целью дать обычному читателю, который не является и, может быть, даже не собирается становиться специалистом по Востоку, самое общее представление о буддизме, о его структуре, философии, истории и символике. Отдельная глава посвящена буддизму в России. Насколько мне известно, к «Путеводителю» обращаются и буддисты, желающие побольше узнать о своих корнях, и школьные учителя, и просто любознательные люди. Мне повезло с дизайнером, так что книга очень хорошо выглядит, и многие покупают ее просто в подарок.

История школы Карма Кагью на Западе связана, в том числе и с неприятной историей с поисками и признанием перерождения Кармапы XVI. Расскажи вкратце, почему позиция лидеров Кагью и ЕСДЛ разделились, и они проголосовали за разных кандидатов? Особенно в контексте того положения буддийской метафизики, что практики и ламы столь высокого уровня, согласно традиции, могут распространяться в несколько воплощений одновременно? Может быть, они оба - настоящие, ведь Кармапа «большой шутник и в прошлом был и сейчас». Делается ли что-то сейчас для примирения сторон этого конфликта «клубов футбольных фанатов»?

Тем, кто глубоко интересуется этой темой, я посоветовала бы прочитать несколько книг, и в первую очередь, книгу Томека Ленерта “Жулики в рясах”.

Дело в том, что мы живем в сложном мире, в котором власть является крайне привлекательной для человека. Она дает приятное чувство превосходства, которое никак не хочется терять; она дает деньги и прочие желанные вещи. Не свободно от этой привязанности и тибетское общество — пусть даже пронизанное буддийскими идеями о том, что ни власть, ни богатство, ни какие-либо иные мирские ценности никогда не дают окончательного счастья. Борьба за власть кланов в Тибете, к сожалению, всегда тихо или громко велась в богатых домах и даже монастырях. Просто ничто человеческое не чуждо даже известным людям.

Система перерождающихся учителей (по-тибетски “тулку”), созданная Первым Кармапой в XII веке, часто вынуждена была сопротивляться разного рода воздействиям: политики неоднократно пытались добиться власти над той или иной школой с помощью подставного “воплощенца”. Ведь у школ есть имущество, и немалое — монастыри, земли; есть покровители-спонсоры; а главное — огромное влияние на умы людей, а следовательно, и на политику. Иногда интригу удавалось раскрыть, иногда — нет.

Кармапа — несомненно, большой шутник, и я уверена, что Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже отлично знал о том, что последует за его уходом. Поэтому он дал определенные наставления разным ламам Кагью. Не исключено, что он может вернуться в нескольких телах одновременно. Но в условиях, когда поиск перерождений легко можно использовать для политических целей, на обычных учеников ложится большая ответственность. Мы уже не можем судить об уровне просветления высоких учителей по их титулам, даже если титул дан кем-то очень авторитетным. Следовательно, мы можем судить только по их делам. Предлагаю дождаться той поры, когда оба ламы, называющие себя Кармапами, полностью проявят себя; тогда, глядя на их деяния, мы сумеем сделать свои выводы.

Расскажи об истории школы Кагью в России. Сохранились ли сейчас иные, помимо Вашей организации, традиционные российские школы Кагью, какие у вас с ними отношения, если они есть?

В XIII веке, когда границы России были совсем иными, по территории Алтая и Саян кочевали племена западных монголов, именовавшие себя ойратами. Они тогда практиковали буддизм так называемых красношапочных школ — Ньингма, Кагью и Сакья. Они получили передачи от величайших ученых лам той поры — Карма Пакши (1204-1283), Сакья Пандиты (1182-1251) и других.

В XVII веке большая часть ойратов перекочевала через Сибирь в нижнее Поволжье; так в России образовалась первая буддийская область — Калмыцкое ханство. Ойраты-калмыки получили статус подданных Российской империи, и впоследствии российские государи не раз использовали их воинское мастерство для усмирения бунтов на Кавказе. Примечательно, что калмыцкие полки воевали под знаменем, на котором была изображена женщина — тибетская защитница по имени Палден Лхамо, что значит Сиятельная Богиня.

Мы не можем сейчас точно сказать, какие именно школы были представлены и какие преобладали среди первых калмыков, но историк Баатр Китинов в книге “Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.)» утверждает, что, кроме последователей Гелуг, там были и красношапочные ламы.

В советские годы буддизм, как и другие религии, находился под запретом, и мы не можем ясно проследить историю наших традиций. В 30-е годы ХХ века многие ламы и монахи, независимо от их конфессиональной принадлежности, были расстреляны или сосланы в лагеря, а храмы либо разрушены, либо - как Цугольский дацан в Агинском бурятском округе Читинской области - превращены в воинские казармы.

Во время Перестройки буддизм стал возвращаться в Россию - усилиями тибетских и западных лам. Так вернулась и традиция Карма Кагью - этому способствовал Лама Оле Нидал из Дании. Если в России и сохранились представители «старой», дореволюционной Кагью, то достоверно об этом ничего не известно.

Как ты прокомментируешь нашумевшее недавно в России заявление Далай-ламы о возможном прекращении его дальнейших перерождений и критика Владимира Путина? Как отразится возможное упразднение института Далай-лам на тибетском буддизме в целом?

Далай-лама — еще и политик, и с этой точки зрения следует расценивать многие его ходы и заявления. В свое время его поддержали США в своей геополитической игре против коммунистического Китая. Мне сложно сказать, какие именно политические потребности сейчас стоят за этими его высказываниями. Далай-ламы правили Тибетом с XVII века до китайского вторжения в 1959 году. После вторжения Далай-лама XIV, как и многие другие буддийские учителя, вынужденно оказался беженцем в Индии — там он возглавил Тибетское правительство в изгнании. Тем самым главная часть его политической функции отпала сама собой. Он уже не правитель страны; он занимается скорее правозащитными и духовными делами. Поэтому мне кажется, что упразднение института Далай-лам, если оно и произойдет, не станет каким-то значительным переворотом в сегодняшнем тибетском буддизме. Ламы продолжат учить, а люди — медитировать, как и раньше.

Очевидно, что, несмотря на Кармапу - главу школы, организация Карма Кагью Алмазного Пути на Западе создана одним человеком - ламой Оле Нидалом, и ее деятельность вдохновляется и поддерживается в первую очередь его харизмой. Не грозит ли вашим центрам возможное вырождение в центры бизнес-йоги или вообще прекращение существования после ухода их безусловного лидера? Может быть, готовится преемник, или сам Оле планирует переродиться вновь?

Так всегда было в истории буддизма: люди с выдающимся духовным постижением и невероятным уровнем энергии приносили Учение Будды в свои культуры и создавали большие организации. В Китай его принесли Кумараджива, Бодхидхарма и другие подвижники; в Тибет — Гуру Ринпоче, Марпа и многие их коллеги; были и яркие персонажи в истории буддизма Бурятии, Тувы и Калмыкии. Ни одна из традиций, созданных этими людьми, не исчезла. От фактора личности зависит многое, но не все. Методы, которые практикуют буддисты, неличностны; постижения тоже неличностны, а главное, в обществе есть большая потребность в буддизме — ведь все это имеет отношения к человеческому уму, раскрывает его потенциал.

Почему именно лама Оле и его последователи столь неприязненно относятся к исламу, только ли из соображений защиты прав женщин и средневековых преследований буддистов мусульманами? Почему все остальные буддийские школы и течения не придают практически никакого значения этой «проблеме»? Почему вы не сотрудничаете с другими российскими буддийскими школами и организациями, и держитесь, как и они, особняком?

Высказываясь критически о системах, которые принижают женщин и отрицают свободу совести, Лама Оле выражает свою личную гражданскую позицию, а не какое-либо общебуддийское мнение. Такого мнения не существует: у буддистов нет и не должно быть единомыслия в политических и многих других вопросах, имеющих отношение к мирской жизни. Если я не ошибаюсь, Лама Оле уже неоднократно отвечал на подобные вопросы, и его ответы легко найти. Что же касается “других буддийских организаций”, то буддизм изначально существует в виде многих школ и направлений, которые не конкурируют друг с другом, но сотрудничают только в каких-то глобальных, общих внешних делах, например в строительстве буддийского мемориала на Поклонной горе в Москве . А во внутренней жизни у них обычно нет повода объединяться. Они предпочитают “жить своей общиной”, практиковать свои медитации и обучать тех, кому близок их подход, вместо того чтобы создавать бюрократические структуры.

Лама Оле Нидал последовательно формирует культуру «буддизма для мирян». Возможно, именно с этим связаны слухи и домыслы о «слишком свободном» отношении к межполовому общению, традиционному институту брака и т.п. Вот и сейчас, через несколько лет после смерти Ханны, первой жены, лама Оле в 73 года женился во второй раз. Не является ли это, помимо обоюдного решения супругов, продолжением идейного курса ламы на пропаганду и укрепление современного «западного» образа мышления и modus vivendi для буддистов?

“Буддизм для мирян” начал формироваться с появлением Махаяны, то есть почти 2000 лет назад. Мирянин не удаляется в монастырь, живет полной жизнью и обогащает ее буддийским воззрением и практикой. Однако то, как буддист строит свою семейную жизнь, определяется не Учением, а культурными традициями его региона и рода. В Тибете принято говорить, что “Будда не заглядывает к людям в постель” ; здесь никогда не было, например, строгих ограничений относительно того, сколько раз человек может жениться или выходить замуж.

Главное, к чему стремится буддист, — не причинять никому страданий, развивать свой ум и по возможности быть максимально полезным для существ. Все это можно с успехом делать в том браке, какой принят в данной конкретной культуре.

Лама Оле — буддист и потому тоже следует этим принципам. Он посвятил свою жизнь работе для блага своих учеников, и все, что он делает, подчинено этой задаче — помогать людям в их развитии. К счастью для всех нас, на этом пути его поддерживают такие женщины, как его первая жена Ханна, а также Александра, на которой Лама Оле женился осенью 2014 года.

Как буддисты Карма Кагью, так и буддисты иных школ и традиций часто говорят о том, что «буддизм не является религией» и «буддисты не занимаются миссионерством». Тем не менее, буддизм по статусу является в РФ именно конституционной религией. Не боитесь ли вы проблем с властями, настаивая на этой аксиоме, особенно в свете усиливающегося сращивания Церкви и власти, пропаганде русского православия как т.н. «духовной скрепы»? Какими вы видите перспективы буддизма в РФ в целом в этом контексте?

О “нерелигиозности” буддизма говорят и буддисты, и буддологи, имея в виду отсутствие в нем концепции Творца и творения, а также совет не верить, но проверять все на опыте. Тем не менее, буддизм — это целостный духовный путь, система воззрений и практик, нацеленных на совершенствование ума и тела человека. Именно поэтому он распространился так широко и стал одной из так называемых мировых религий. В мире он представлен традиционно сложившимися институтами и приобрел репутацию религии мирной и сострадательной, со своей глубокой философией, ориентированной на благо всех существ.

Буддисты действительно не миссионерствуют — уважая чужие взгляды, они не отрицают другие религии и не настаивают на своей монополии на истину. Находиться с ними рядом комфортно, и я полагаю, что в такой духовно богатой стране, как Россия, нет и не найдется повода для плохого отношения к буддизму.

Институт монашества традиционно считается в буддизме оплотом Дхармы. Между тем, Оле Нидал культивирует лишь светский буддизм. Надежное существование буддизма в тибетском обществе обеспечивалось очень ранним образованием будущей буддийской элиты. В западном мире такого нет и не предвидится. Как быть и что останется от буддизма, лишенного воспроизводства своей элиты?

В восточных обществах монастыри выполняли, прежде всего, ту же функцию, которую выполняют наши школы и университеты. Современное светское образование прекрасно справляется с задачей просвещения и воспитания элит. Что касается высоких лам Тибета, то они стали таковыми не столько благодаря монастырскому образованию, сколько за счет сильного сочувствия ко всем существам и сосредоточенной медитации под руководством учителя — именно это предлагают сегодня буддийские центры по всему миру.

Был замечательный образовательный проект в нашей стране: Институт Кармапы. Даже Академия Наук хотела его поддержать. Но он зачах. Почему? И есть ли в планах его возрождение?

Насколько я знаю, таких планов нет. Практика показала, что в нашем обществе очень мало востребована такая “школьная”, очная форма обучения буддизму, которую трудно сочетать с работой и семейной жизнью.

Недавно состоялась 4-я международная конференция «БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ». Расскажи, пожалуйста, поподробнее об этом проекте.

Насколько с одной стороны целесообразно, с другой - плодотворно сотрудничество практикующих буддистов и представителей академической науки, таких как В.П. Андросов, Е.А. Торчинов, А.В. Парибок? Не становится ли «чисто научный» подход субъективным и предвзятым, если ученый, изучающий буддизм (равно как и любой другой религиозный феномен), сам становится буддистом как мировоззренчески, так и на практике?

Эти конференции, которые проводятся каждые два года, имеют своей целью расширить поле контактов между буддологами и буддистами различных направлений, объединить их усилия в изучении истории российского буддизма и, я бы сказала, сформировать общее видение того, как буддизм развивается на территории России. Это очень важная задача; в начале ХХ века ее уже с успехом решали наши предшественники: С.Ф. Ольденберг, Ф. И. Щербатской и другие вместе с ведущими буддийскими ламами, такими, как легендарный Агван Доржиев. Одним из результатов этого сотрудничества стало открытие буддийского храма-дацана в Санкт-Петербурге. Кроме того, благодаря их усилиям в Агинском дацане была создана типография, где издавались важнейшие буддийские труды; и даже в послереволюционной России некоторое время проводились буддийские конгрессы и давались тантрические поучения.

Современные профессора, которых вы упомянули, тоже много делают для сближения и сотрудничества буддистов с буддологами. Убеждение, что буддист не может быть буддологом и наоборот, потому что невозможно быть «внутри» темы и одновременно ее объективно исследовать, сформулировал ученый Джузеппе Туччи, и впоследствии это повторяли многие его коллеги и буддийские ламы. Отчасти я с этим согласна. Если нам нужен критический анализ, мы не должны быть только «внутри» темы, это верно. Но если мы хотим по-настоящему понять, о чем говорится в зашифрованном буддийском тексте, мы должны получить посвящение и практиковать, медитировать, обретать опыт. Иначе наши суждения будут продиктованы только нашими и чужими идеями, но не опытом и знанием. Буддийская духовная литература пишется для людей, у которых есть посвящения и опытный наставник. Огромное количество информации в буддизме передается только устно, в текстах ее не найти. Поэтому подлинное понимание смысла всего этого доступно лишь тем, кто встал на путь практики - или нужно быть гением.

- Как ты оцениваешь качество преподаваемых в школах «Основ буддийской культуры»?

Сейчас сложно делать какие-то выводы, потому что проект только начался. Честно сказать, я с этой идеей в принципе не согласна. Помня себя в детстве и мое отношение к школе, я вполне представляю себе, как на уроках религии дети спят, кидаются друг в друга айфонами, читают под партой что-нибудь запрещенное или просто хихикают. Перефразируя товарища Сухова, религия - дело тонкое. Это тема, я бы сказала, весьма интимная для человека; это его личный выбор, сердечная склонность; здесь нельзя действовать принуждением, иначе мы получим обратный эффект.

Оле Нидал как лама

Важно знать о ламах:

Оле Нидал как лама и как духовный инвалид — вся правда про необуддийскую секту ККОН

Ко мне назрел вопрос со стороны «практикующих» буддистов из традиции ККПОН (Карма-Кагью по Оле Нидалу или Камцанг Кагью).

«…В вашем первом видео размещенном на Youtube о нашем учителе и ламе Оле Нидале, вы высказались отрицательно относительно его деятельности (как о личности), и в тоже время позитивно относительно его широкой деятельности как популяризатора буддизма Алмазного пути . Прошу вас, дорогой, (как вы там себя называете?), прояснить ситуацию, относительно вашего мнения, интересно, что вы думаете и почему именно так вы думаете или почему у вас такая точка зрения об Оле и его личности?

Благодарю заранее за ответ!

С уважением…»

Ну во-первых хочу сказать, что критика учителей совсем дело не благодарное, а в особенности целой традиции. И мне приходится это делать, потому что все остальные тупо привыкли жить, плыть по течению или быть бесчувственным, и безразличным бревном. Скажу, вам сразу я не из таких, кто плывет сверху и слепо бросается в полымя или не зная брода в воду.

В целом можно и нужно критиковать в традиции Кагью, но наверное, ученикам критиковать своего учителя не стоит. Вообщем-то подобная тема запрещена в ламаизме или Ваджраяне. Но я не гелукпинец и не последователь секты Карма-кагью (печалька для них видимо), мне можно все получается, да, но в рамках приличия и соц норм.

И при условии, если вы готовы принять всю правду об Оле Нидале, то читайте, дальше, если нет, то смотрите другие статьи на английском и на немецком об этом шарлатане и его секте, или покиньте этот сайт, пожалуйста! Это ваш выбор — личный.

Теперь сначала с чего начать с плохого обзора или с хорошего?..

Ну, думаю вначале начнем с плохих сторон Оле Нидала, потом обсудим хорошие. Только факты и никакого фейка, вся правда об «ламе».

Оле Нидал как духовный инвалид — косячник или просто неудачник

Ну, что готовы к правде? Тогда вперед. Первое — Оле Нидал учит пхове, в то время, как пхове учат стариков, раковых и безнадежно больных перед тем как им предстоит быстро умереть для лучшего рождения. Далее в тантре 6 йог Наропы , это вообще как бы, завершительная практика или сопутствующая после иллюзорного тела и осуществления туммо. Где такое есть у Оле Нидала?

Второе . Оле Нидал учит тому, что модно, что в тренде, как может лама учить подобным вещам? Менстрим получается, а как же традиция, линия преемственности, ценности лам, гуру-основателей, учения и все такое прочее и очень важное, забыто, выброшено на помойку?

Третье . Как человек, который не был в 3 годовом ритрите и не прошел полный курс обучения, а главное бывший наркоман, может учить кого-то тантре или хотя бы махамудре? Непонятно. Разве что он может учить приему наркотиков или тому, как грамотно пить, но не стать алкашом.

Четвертое . Как появился новоиспеченный 17 Кармапа в секте Оле Нидала? Из воздуха, сработала «тибетская система «подложи-получи «. Благодаря записочке в талисмане? Да ну!

Оно и понятно Далай-лама 14 лошара и предатель, купленый с потрашками за китайский лавандос, короче Далай-лама Тензин Гьяцо — просто китайский коммунист и их Кармапа подделка. Ага!

Почему её не предъявили миру записку и графологи и эксперты не проверили её? Не сростается как-то!


Пятое . Важно знать, что Оле Нидал учит людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Добрый такой ага — сострадательный гуру-гей , а как же обще буддийские понятия (5 не-мужчин и тантрические правила как бы не при чем) и понятия традиции Кагью, как бы не причем?! Оригинал пряма! Первопроходец, думается он просто не из Кагью вообще, раз не следует ценностям Марпа Кагью .

Шестое . Бред, постонный бред, ахинея и несуразица, которые несет Оле Нидал на лекциях можно слушать только если параллельно он рассказывает анекдоты (так хоть выглядит, хотя бы как клоун или юморист), иначе этот сумбур превращается в потраченные на ветер время и деньги. Дхарма как бы бесплатно и от учителя образованного идет. Ну и где все это?

Седьмое . Для начала стоило бы Оле Нидалу и его ученичкам изучить 4 Неизмеримых и прочие базовые учения, а не молоть всякий раз ахинею, по поводу медитации и Тантр. Для человека, который ничего толком не изучал и не знает, выгляди очень позорно! Стыдно Оле — стыдно!

Восьмое . Зачем и по какого лешего отправлять путешествующих по миру , с лекциями о медитации и Тантре, учителей * (ссори, а они уже не учителя, они уже так себе, дружки непонятные, дело в том, что ситуация изменилась и теперь нет учителей в Карма Кагье Оле) в поездки, если эти учителя даже не отличают саттипатхану от шинэ или лхатонг от лоджонга, а бодхичитта вообще не знают, что такое? Спрашиваю и не понимаю…

Девятое . Пропагандировать, то что вегетарианцы тупые или недоумки это как? А вы вообще читали сутры батенька хочется спросить и знаете о жизни Будды, Кашьяпы, Ананды и других учителей включая традицию Кагью: Миларепы и Речунгпы?

Десятое . Чморить и опускать, унижать прилюдно сутры и монахов, насмехаться над ними. А вы изучали Хеваджра-тантру и другие тантры, если да, то у меня сомнения, что вы читали лишь общее описание или отрывки и плохо представляете, что где и как обстоит. А в особенности какая или хотя бы какая-то связь между сутрой и тантрой вообще существует?


Одиннадцатое . Не достиг реализаций, потому что нет знаний, а учишь людей — Оле Нидал №1 лама в секте Оле Нидала. А жена умерла и уже новая девушка — Александра. Либеральный вы наш любитель секса и красивых дам, далеко пойдете, почему тогда гарема до сих пор нет? Вопрос!

Двенадцатое . Ваше мракобесие и невежество, дурь и нелогичность поражают, если это качества Гуру или Ламы, что тогда ждать от ваших отпрысков или учеников?


И тринадцатое . Какого черта спрашивается вы сдружились с Хамбо-ламой, он вас обзывал, вы с ним ругались, чуть ли на маты не переходили, вы его хаяли (коммерсанты, пройдохи, люди без традиции и тд и тп), он вас тоже на чем свет стоит, а теперь вот в обнимку. Что случилось с вами дядечки? Шарлатанская кровь победила и объеденила вас? Правду говорить вас не учили и вообще слово совесть знакомо?

А врать Оле Нидал привык еще с детства, не коммунист сразу видно!

И тут на те, на нетленные мощи Этигелова повелись что ле, добренькие к друг другу стали, или Хамбо-лама в нужную позу к вам встал (или вы к нему рачком встали) и вы с ним любовь закрутили, или решили стать добродетельным христианином, соблюдая культ поклонения мощам святым? Странный человек!

Это была банка дегтя, теперь ложка меда…

Оле Нидал как учитель или как лама

Что касается, ламы или учителя у Оле Нидала, как уже выразился выше в его адрес, не хватает знаний, опыта, постижений, но он хороший пропагандист — этакий буддийский прозелит для не очень умных людей или людей, которые ничего не смыслят в Ваджраяне и Сутрах. В этом случае своей харизмой, шутками, прибаутками и стебом — он привлекает простачков, лошков. неофитов, да и просто обычных людей.

К сожалению, не разу не понимал, почему это шоу с Олей Нидалом стоит столь больших денег, ведь ничего нового я не вынес, а большая часть его фиганды, которую он несет больше часа срабатывает лишь на невежественной толпе, которая любит как троллинг, так и развлечения.


Если серьезно, повторюсь еще и еще раз бывший наркоман не может быть учителем в Ваджраяне, равно и тот, у кого нет опыта и знаний. Но как рекламщик или тусовщик, создатель движухи и разврата (группового секса под пивом с водкой) — Оле Нидал подходит отлично и другие вряд ли с ним сравняться по этой части. Это вообщем все, если хотите можете писать гневные реплики. Но это не изменит мое мнение к вашему шарлатану и пройдохе Оле Нидалу. Он хороший попсовый лидер и не более того.

Всем кто бузит или собирается бузить, советую христанутого Дворкина или почитать , а потом бузить и писать мне в личку.

Обусловлена ли кармически принадлежность к определенному полу?

Да, конечно. И чем больше разница в доступе к свободе и счастью у полов, тем больше это обусловлено кармически. В странах, где плохо относятся к женщинам, это наверняка вопрос причины и следствия.

В цивилизованных странах, в желтой и белой части мира, люди свободны, у мужчин и женщин одинаковые возможности. Я бы сказал, что пол перерождения - это вопрос качеств, которые развивает человек. Тот, кто развивает интуицию, вероятно, родится женщиной. Тот, кто развивает однонаправленность и думает абстрактно, вероятно, станет мужчиной. Конечно, важны также предыдущие пожелания и то, как мы привычно себя воспринимаем.

Могут ли женщины работать вместе и вдохновлять друг друга?

Если мужчины не участвуют в этом, то нет ситуации соперничества, и тогда женщины действительно могут вдохновлять друг друга. Проявляется широкий спектр мудрости, особенно в социальных группах. Поэтому нужно давать таким ситуациям шанс и обеспечивать женщинам пространство.

У женщин много страхов. Откуда они берутся?

На самом деле, причина многих женских страхов - забота о других. Страх возникает из желания защищать других, например, свое потомство или близких людей. Сами по себе женщины не столь боязливы. Они часто могут быть чрезвычайно смелыми и очень убедительными.

Мои ученики, которые служат в российском спецназе и ОМОНе, говорят, что женщины - хорошие снайперы. Они лежат и ждут, пока будет хорошая видимость, и тогда стреляют без промаха. Мужчины, наоборот, стреляют направо и налево, им это надоедает, и они идут домой.

Мой ученик из Северной Мексики, район границы с Техасом, говорит то же самое. Он сильный человек, тореадор, сражался со многими быками. Однажды он сказал: «Я могу победить любого быка, но не могу победить корову». Я заметил: «Как мило, ты джентльмен». Он ответил: «Причина в другом. Бык закрывает глаза в последнюю секунду атаки, и у вас есть доля секунды, чтобы уйти от удара. Корова всегда держит глаза открытыми - она точно знает, что происходит».

Как можно работать с привычкой сплетничать и плохо говорить о других?

Грубость - признак плохого воспитания. Ее нужно всегда избегать: между женщинами, мужчинами, во всех ситуациях. Грубая речь - признак необразованности и низкой культуры.

Что касается сплетен, то они делятся на два вида. Первый полезен, второй - нет. Первый вид - неличностный. Такие сплетни рассказывают, как другие люди, обычно знаменитости, живут и поступают. Эти рассказы могут вдохновлять и быть полезными, они помогают слушателю понять мир.

Второй вид слухов часто мотивирован завистью и ничего полезного не несет. Это сплетни о людях, которых мы знаем. Такие слухи, как правило, глупы и оставляют негативные отпечатки в уме. Люди должны думать о своем уме как о прекрасном саде - кто захочет его сознательно осквернять?

Каждый раз, когда мы думаем о негативных поступках других людей, мы принимаем в них участие. Если мы думаем о хороших поступках, то разделяем этот позитив. Что умнее - разделять умелые или неумелые действия людей?

Что касается пустых разговоров, то, похоже, предпосылки у мужчин и женщин разные. У женщин миндалевидная железа - центр эмоций и паники в головном мозге - напрямую связана с центром речи, у мужчин - с физическими центрами, с ногами, руками и так далее. Поэтому естественно, что в сложных ситуация женщин слышно, а мужчины атакуют. Просто центры так связаны. Наверняка это было важно для выживания в древние времена, когда женщина могла позвать мужчину, чтобы он защитил ее семью.

На самом деле, женская природа больше приспособлена к речи. Женщина часто находится в образовательных ситуациях и переживает широкий и близкий мир, как, например, у костра. В таких случаях речь очень полезна. У мужчины более туннелевидное восприятие окружающего. Он видит тигра, на которого охотится. Поэтому в те времена, когда мы развивали язык и орудия труда, женщина говорила: «Посмотри на этого ребенка, посмотри на того», - а мужчина проверял свое копье. Это просто способ, с помощью которого они биологически взаимодействовали с миром.

Я советую мужчинам, чьи женщины много говорят, слышать их голоса как мантры, и прошу женщин не волноваться, если мужчина «пропадает» в умной газете. Для их общего блага мужчине нужна перспектива и абстрактный взгляд на события.

Почему женщины часто бывают ревнивы?

Причина ревности - это чувство первичной обделенности. Оно возникает из иллюзии, что что-то можно потерять, а это на самом деле невозможно. Есть такая поговорка: «Если любишь кого-то - дай ему свободу. Если он к тебе вернется, он твой, если нет - значит, так будет лучше для обоих».

Если вы решили быть вместе, то не играйте с чужими чувствами. Это был бы глупый и плохой стиль! Жизнь коротка, и каждый несет ответственность за счастье своего партнера. Не нужно делать людей неуверенными и разбивать сердца без надобности.

Почему мы так заботимся о внешности, о теле?

Тело полезно, оно приносит радость. Ухоженное тело живет дольше и дает больше радости. Оно должно быть исполнительным слугой, а не господином. Но даже лучшие слуги нуждаются в еде, сне и хорошем обращении.

Внешность - это инструмент. Красивая внешность притягивает и влияет на других. Привлекательный человек способен больше дать людям, поскольку они хотят быть частью его энергополя. Удивительно, что в «Школе добродетельных», или Гелугпа, в которой обет безбрачия очень важен, монахи и монахини совершают молитвы о том, чтобы быть красивыми в следующей жизни.

Почему мужчины и женщины по-разному воспринимают одинаковые вещи?

Потому что на протяжении четырех миллионов лет маленькие волосатые мужчины в Африке были охотниками, а женщины заботились о пещере и детях. Поэтому мужчины имеют туннельное видение с фокусом на добыче, а женщины обращают внимание на то, что их окружает. Это заметно и в наше время: мужчина долго и безуспешно ищет какую-то вещь в шкафу, женщина находит ее сразу. Однако на закате, когда предметы скрываются в сумраке, машину должен вести мужчина, поскольку он лучше видит, куда ехать. Таким образом, многие характеристики остались.

Из десяти детей только двое или трое жили достаточно долго, чтобы завести собственное потомство, и в разных культурах женские и мужские качества развивались из необходимости выживать. Жизнь на равнинах стала причиной длинных ног - чтобы быстрее ходить. У горцев ноги короче, что позволяет им легко переносить тяжести. Люди, живущие в холодном климате, должны позаботиться заранее о том, как пережить следующую зиму. Женщины приспособились по-разному к мужчинам просто потому, что им нужно выживать в различных условиях. На самом деле, в мирных, свободных и технически развитых странах женщины легче адаптируются в отличие от более жестких мужчин.

Что полезного женщина может перенять у мужчины?

Я бы предложил развивать защитное чувство юмора - так называемую «толстокожесть», чтобы не воспринимать все слишком серьезно. Не реагировать на каждую вспышку или эмоцию - это настоящая свобода. В общем, я бы советовал не быть слишком чувствительным как в жизни, так и в практике.

В медитации женщины больше подвержены переживаниям, чем мужчины. Еще 900 лет тому назад женщины приходили к великому йогину Миларепе и жаловались на свои мысли. Он отвечал: «Если вы видите величие горы, как можете волноваться по поводу кустов, которые растут на ней? Если вы переживаете глубину океана, как вас может волновать мелкая рябь на поверхности?»

Почему женщины лгут себе?

Женщины, как правило, честны с собой и лгут другим. Мужчины честны с другими и лгут себе. Тут недолго запутаться. Для многих честность очень важна, поэтому им легче следовать убеждениям, говоря то, что люди ожидают услышать, и то, к чему привыкли другие.

Что касается меня, я всегда честен. По той простой причине, что если солгу, то забуду об этом. Поэтому я всегда говорю правду. Или не говорю ничего, или говорю то, что думаю. Это мой единственный шанс, и до недавнего времени это добавляло несколько седых волос моим друзьям. Теперь это изменилось. Каждый день все больше людей приходят к единому мнению, и разве это не радость - видеть, как проголосовало население Франции и Голландии? Они показали, насколько европейская политическая элита далека от нас, от тех, кто за них голосовал!

Как ты относишься к современным феминистским движениям?

Энергичные женщины - это интересно, но было бы печально, если бы феминистки переняли у мужчин их худшие качества. Я имею в виду все то скучное и закостенелое, свойственное мужским иерархиям. Меня беспокоит то, что лишь некоторые из этих леди думают о своих мусульманских сестрах. Их просто не волнует вопрос помощи. Больно, что после того, как они цивилизовали мужчин, то расслабились и стали бесполезными.

Как ты видишь мир, в котором будут жить наши дочери и внучки?

У нас уже есть машины, медицина, коммуникации, социальная ответственность и демократические институты для создания прекрасного мира. Если мы остановим распространение радикальных взглядов и решим проблему перенаселения, то такой мир станет реальностью. Если же это не удастся сделать, а также если мы допустим экстремистов в Европу, то ранее свободные женщины наших стран быстро вернутся в средние века, и наступит несказанное страдание.

Почему западные женщины комплексуют относительно самих себя и считают, что недостаточно хороши? Это характерно для свободных стран?

Благодаря образованию и кухонным комбайнам это уже давно устаревшее представление. Положение «служанки» сегодня можно найти, в основном, в славянских странах, но это также значит, что славянки наверняка получают больше внимания и любви, чем женщины в других культурах. Так происходит потому, что мужчины замечают, что женщины охотно соглашаются играть свою «женскую» роль, и это их привлекает.

В западных странах много женщин сейчас настолько независимы, что мужчины больше не видят в них сексуальных партнерш или «половинок». Хотя женщины могут часами мечтать перед зеркалом, нет ощущения, что им нужны мужчины, поэтому они воспринимаются скорее как соперники. Из-за этого утрачивается большая часть женской магии. У многих женщин есть такой опыт, и поэтому они не слишком стремятся к равенству. Они чувствуют, что это, в конце концов, приносит им больше любви, главное - не слишком углубляться в мужской мир. Если они во всем станут равны с мужчинами, то будет недоставать волнующей разницы между полами. Таким образом, совместные ночи могут содержать много общения, но мало глубины.

Должны ли менее женственные женщины измениться и стать более женственными?

Просто будьте естественными! Вы нужны мужчинам. Не подавляйте женственный аспект и не состязайтесь с нами без надобности. Сохраняйте свое пространство и сотрудничайте с нами как друзья. Не стоит чего-либо доказывать - это не привлекает, и в этом мало пользы. А еще это приводит к одиночеству.

Как понять, что пора прекратить отношения, и как не повторять ошибок в будущем?

Если вы уже долгое время недовольны своими отношениями, и у вас нет детей, то попытайтесь понять, сможет ли кто-то другой дать вам то внимание, в котором вы нуждаетесь. С другой стороны, все, что мы воспринимаем, окрашено состоянием нашего ума. Если у нас несколько партнеров, и ни с одним из них отношения не развиваются во что-то большее, то мы часто будем находить у них одни и те же недостатки. Это происходит не потому, что у партнеров больше недостатков, чем у других людей. Причина в том, что наш ум настроен на то, чтобы их замечать.

Итак, если мы находим кого-то, чье общество нам приятно, то мы сможем сохранить отношения и проработать проблему с партнером и потом посмотреть на долгосрочные желания. Как правило, проблема, которая нас волнует, находится в нас самих. Если один человек ведет себя странно, а у другого нет эмоциональных крючков, чтобы самому привязаться к этому, то он просто замечает это и говорит: «О, как экзотично», - но его это не беспокоит. Но если у нас есть слабые места, и кто-то их задевает, то мы легко можем почувствовать, что нас атакуют.

Причина уязвимости - внутренняя слабость. Похожие ситуации повторяются до тех пор, пока не будет развязан психологический узел. Поэтому мы должны проработать все препятствия и слабые места так быстро, как возможно.

Как принимать помощь от других людей, если очевидно, что от нас хотят чего-то взамен?

Если вы практикуете Дхарму, это несложно. Нужно быть признательным и желать, чтобы тот, кто вам помогает, получил пользу от того, что делает. Не надо бояться получить что-то, что вам нужно для практики. Важно также иметь волю, чтобы сказать, что оба получают пользу, поскольку при помощи вашей практики, медитации и работы те, кто дают, являются партнерами в человеческом росте.

Если вы чувствуете, что вас покупают, тогда вы не должны ничего получать. Если гордые люди настаивают на том, чтобы дать что-либо публично, то во многих случаях нужно передать это на другие благие цели, как следует поблагодарив дарителя. Если отношения хорошие, и вы оба хотите одного и того же, дарители со временем могут стать настоящими помощниками и друзьями, возможно, в ретрите или во время работы в центре. Но если кто-то, кому вы не доверяете, ожидает несколько ночей за подарок, нужно сказать: «У меня этого предостаточно», «Я не уверена в отношениях с тобой», «Я предпочту подождать» или что-то вроде этого.

Откуда у женщин стыдливость?

Думаю, большинство в какой-то мере испытывают стыд. Вероятно, это связано с уязвимостью гениталий и других частей тела. Если мужчина без штанов, то его благородные части оказываются весьма уязвимыми. Если женщины не носят определенной одежды, то они также могут легко подхватить инфекцию.

Возможно, это имеет биологическое обоснование. Это части тела, которые нужно защищать. Затем появились религии, которые видели пользу в контроле над сексуальностью. Они принесли такие сложные переживания, как стыд и вина. Мужчина, который только что занимался сексом, не будет убивать, а мужчина, у которого не было секса долгое время, готов взорваться. Поэтому успешные армии показали за всю историю, что власть - хорошее основание, чтобы контролировать сексуальность. Настоящей причиной для такого плачевного положения дел была власть.

Правда ли, что если женщина говорит «нет» - это значит «да»? Если это так, то почему?

Это зависит от ситуации - от уровня влечения. На самом деле, все стремятся к жизни во всей ее полноте, но в то же время есть давление общества, религии, устоявшаяся мораль. И поскольку женщин оценивают более предвзято, чем мужчин, то им часто нужно притворяться и говорить «нет», даже когда они хотят сказать «да».

В ситуациях полной свободы женщина, возможно, будет поступать так же, поскольку это значит, что мужчина должен будет принять определенный вид ответственности. Думаю, большинство женщин, которые не потеряли голову от желания, будут вести себя таким образом, чтобы их было тяжелее заполучить. И если мы это распознаем - это очаровывает. Я заметил, что в противном случае, если мы принимаем то, что они говорят, за их настоящее мнение, то женщины расстраиваются. Нужно поддерживать интерес и продолжать демонстрировать преданность даме.

Что вы посоветуете буддистке искать в мужчине XXI века?

Найдите мужчину, который поддерживает вашу практику, и, если это возможно, медитируйте вместе. Тогда вкус освобождения будет во всем, что бы вы ни делали. Если вы занимаетесь семьей, каждый приносит пользу всем, если вы медитируете - тоже. Не позволяете вашей практике утонуть в повседневной рутине. Обязательно находите время для ежедневной медитации. Даже полчаса или двадцать минут слияния ума с вашим Ламой очень важны.

Что такое практическая мудрость и трансформация опыта?

Женщины намного лучше мужчин учатся на собственном опыте. Если у мужчин есть жесткая идея - они будут продолжать. Они также хотят знать, почему что-то не работает. Выглядит так, что женщинам это не нужно. Если они обнаруживают, что что-то непродуктивно, то быстро меняют подход. Поэтому мужчины изобретают, а у женщин получается поддерживать семьи.

Нужно ли делать очистительные практики во время беременности?

Да. Эмбрионам нравятся мантры, особенно стослоговая.

Как совмещать семью с повседневной практикой?

Если много других людей зависят от вас, вы можете практиковать, когда они спят. Дайте им понять, что вы медитируете в определенное время днем, и их потребность во внутреннем покое может быть удовлетворена. Тогда собаки, коты и дети найдут способ быть с вами. Энергия благословения, которую вы будете излучать, действительно принесет им пользу.

Имеет ли значение пол учителя?

Будут различаться подача материала и выбор тем, но не суть поучений. Женщины говорят на общие темы, часто возвращаясь к сказанному, и сосредотачиваются на опыте, мужчины более иерархичны, вдохновлены абстракцией и деталями. Однако поучения будут одинаковыми - все от Будды. И чем больше кто-то проявляется как мужчина, тем больше его вдохновляют женщины. В том, что они говорят, много тепла и чувства, мужчины же стремятся к экспериментам и свободе на уровне идей.

Почему у нас так мало женщин среди буддийских учителей?

На самом деле, у нас есть несколько, в том числе протестантского происхождения. Обычно я переадресовываю этот вопрос Ханне. Она говорит, что женщины не сильно хотят этого и что биологический выбор для них более важен. Если у женщины есть шанс заполучить мужчину, родить детей и свить гнездо, то это для нее важнее, чем для мужчины. Однако многие прекрасные женщины после этого идут дальше. Они заводят семьи, и потом, когда приходят с приобретенным опытом, - они превосходны. Женщина обладает большой мудростью в теле и чувствует ответственность за то, чтобы приносить жизнь в мир.

Как мотивировать к практике моих друзей из Сангхи?

Скажи женщинам, что простирания убирают животы и приподымают грудь. Скажи мужчинам, что они переносят свои пивные мускулы на плечи (шутка). Пусть и мужчины, и женщины узнают, что медитации Алмазного Пути делают всех интересными, глубокими и непоколебимыми.

Как можно развить самодисциплину, чтобы медитировать?

Когда только можете, размышляйте о четырех мыслях, которые обращают ум к вневременным ценностям. Просто решите, что ваша жизнь - это редкая возможность, что прямо сейчас у вас есть шанс использовать основополагающие методы, которым учит прекрасная и наименее скучная линия преемственности в мире. Подумаете: «Теперь у меня снова есть шанс помедитировать полчаса. Мне повезло!» Вот как нужно к этому подходить.

Почему у нас возникают проблемы с простираниями?

Потому что простирания - это тяжелая работа. Более того, благодаря броскам внутренних энергий вверх и вниз простирания приносят мощное очищение. Одна лошадиная сила - это то, что поднимает 75 килограммов на один метр за одну секунду, и вы можете представить, сколько работы они в себе содержат. Поэтому я часто говорю: «Делайте 111 простираний каждое утро, и за три года вы сделаете их все». Если вы продолжаете их делать после этого, но не хотите считать, 15 минут движений являются примерно тем же самым.

Можем ли мы делать практику Зеленой Тары? На данный момент единственная доступная версия - это медитация для детей.

Она не использовалась в качестве медитации в Тибете. Женщины просыпались утром и пели 21 похвалу Освободительнице, когда доили коров, убирали или готовили еду. В лагерях для беженцев, которые мы посещали, большинство людей все еще делали эту практику, и это было очаровательно. Призывание Освободительницы не было сидячей практикой.

Некоторые другие формы Освободительницы, такие как красная, имеют наиболее вдохновляющие сидячие медитации. Ханна и я недавно провели неделю в поле силы белого аспекта - Долкар, с семью глазами, просто поразительного, с колесом пространства в сердце и с удивительными уровнями богатства. Пение 21 похвалы создает хорошую карму и работает, в основном, как благословение.

Какова роль женских защитников - Махакали и других?

Женские аспекты, как правило, справляются с более тонкой работой. Они делают внутреннюю тайную работу, поддерживают связь с Буддами и между людьми. Это их главная активность. Мужские аспекты выполняют грубую «внешнюю» работу. Они защищают тело, речь и ум существ. Как и в жизни, личные и психологические сферы делают женские аспекты столь важными.

Какой вид активности проявляют дакини - созидательный или разрушительный?

Они разрушают эго существ, но это всегда наполнено смыслом и зачастую доставляет приятное ощущение. Те дакини, которые мне нравятся, дают так много радости, что забываешь обо всем остальном, и постепенно нужно все меньше и меньше чего-то еще. Я думаю, что главные женские качества - это любовь и доброта, которая удерживает все вместе. Они заботятся о любой ситуации. Если что-то женское не добро по своей природе, это ощущается как очень неестественное. Это просто не сходится. Цитируя канцлера Бисмарка, который объединил Германию 150 лет назад: «Учитесь воевать у мужчин, а у женщин - любить. Это то, в чем они разбираются». Вы видите то же самое в буддийских тантрах: Отцовские тантры - для гневных людей, Материнские - для людей с доминирующим желанием. Будда особенно предостерегал женщин от гнева. Гнев непривлекателен, он делает вас одинокими и ведет к некрасивому перерождению в следующей жизни.

Как приобрести внутренний мир?

Медитируйте, что ваш Лама растворяется в свете над вами или перед вами. Смешивайтесь с этим светом, позвольте всем формам раствориться и будьте сознательным пространством, полностью осознавая. Потом позвольте миру возникнуть снова как Чистая Страна, а всем существам - как потенциальным Буддам. Воспринимайте все мысли как мудрость и все звуки как мантры так хорошо, как можете, и делитесь хорошим чувством со всеми существами.

Говорят, что женщинам труднее достичь Просветления, даже если они имеют такой же опыт, как и мужчины, поскольку они больше привязаны к жизни или формам.

У женщин привязанность сильнее. Они чувствуют себя более биологически ответственными за мир, чем мужчины. Это правда. Однако в начале пути женщины зачастую находятся в более удачном положении, чем мужчины. Так как большинство учителей - мужчины, женщины могут просто в них влюбиться, выставить свои интуитивные антенны, отождествляться и таким образом впитать все очень, очень быстро.

С другой стороны, мужчины сначала соревнуются, проверяют, чего стоит этот «другой мужик». Поэтому может пройти какое-то время, прежде чем разовьется уверенность. Женщины начинают с естественной преданности и доброты, со своей первоосновы, что дает большой толчок. Однако ближе к концу пути мужчинам легче. Женщины естественно развивают тонкие виды привязанности, тогда как мужчина сохраняет своего «внутреннего мальчика». В последнюю минуту он выбрасывает все в воздух, и тогда он свободен!

Поэтому так важно быть вместе. Вначале женщина поддерживает мужчину своей стабильностью и открытостью, сохраняя необходимую преданность и благодарность учителю, а в конце игривость мужчины освобождает обоих. Поэтому самый высокий уровень Будд, который называется «те, выше которых ничего не существует», - это Будды в союзе. Вот почему прекрасные буддийские пары так хорошо развиваются. Они приносят и соединяют эти два фактора.

Поделиться: