Общая экономико-географическая характеристика фрг. Федеративная Республика Германия — Гипермаркет знаний Фрг определение

Демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально слабых.

Конституционный принцип федеративного устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В Основном законе чётко прописано разделение компетенций между федерацией и землями, в частности, в самом большом 10-м разделе - разделение полномочий в налоговой и бюджетной сферах (принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

Основной закон базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь во время выборов и передаёт её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной закон с учётом опыта Веймарской республики предусматривает ограничение или запрет деятельности политических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демократию даже демократическими методами.

Глава государства - федеральный президент. Его избирает сроком на 5 лет (с возможностью однократного переизбрания) Федеральное собрание, конституционный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Федеральным президентом с 1 июля 1999 является Йоханнес Рау (СДПГ). Его предшественниками были: Т.Хойс (СвДП, 1949-59), Г.Любке (ХДС, 1959-69), Г.Хайнеман (СДПГ, 1969-74), В.Шеель (СвДП, 1974-79), К.Карстенс (ХДС, 1979-84), Р. фон Вайц-зеккер (ХДС, 1984-94), Р.Херцог (ХДС, 1994-99).

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства - германский бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. За время функционирования бундестаг принял около 5000 законов. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть - депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).

Глава высшего органа законодательной власти - президент бундестага. С 26 октября 1998 им является Вольфганг Тирзе (СДПГ). Он имеет заместителей, каждый из которых представляет парламентскую фракцию.

В результате выборов 2002 бундестаг сформирован в количестве 603 депутатов. Правящая коалиция СДПГ и Союз 90/«Зелёные» имеют 306 (т.е. она всего на 4 голоса превосходит рубеж абсолютного большинства), у правой оппозиции ХДС/ХСС и СвДП - 295, у ПДС - 2 места.

Вторая палата германского парламента - бундесрат. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен - 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн - по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и - по 3). В функции бундесрата входит одобрение федеральных законов, если они затрагивают существенные интересы земель (особенно в сфере государственных финансов). При внесении поправок в Основной закон необходимо согласие 2/3 членов бундесрата. Председатель бундесрата избирается в определённой очередности из числа премьер-министров земель сроком на 1 год. Он исполняет обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать.

Высший орган исполнительной власти - Федеральное правительство. Сформированное 22 октября 2002 правительство состоит из 13 федеральных министерств: иностранных дел; внутренних дел; юстиции; финансов; экономики и труда; защиты потребителей, продовольствия и сельского хозяйства; обороны; семьи, пожилых, женщин и молодёжи; здравоохранения и социального обеспечения; транспорта, строительства и жилищного хозяйства; окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов; образования и научных исследований; экономического сотрудничества и развития. 10 министров являются членами СДПГ, 3 - представителями блока Союз 90/«Зелёные».

Глава высшего органа исполнительной власти - федеральный канцлер. Он единственный член правительства, которого утверждает бундестаг, и он один ему подотчётен. Только он формирует кабинет, определяет сферу деятельности министров и определяет основные направления политики правительства.

С октября 1998 федеральным канцлером является Герхард Шрёдер (СДПГ). Его предшественниками на этом посту являлись: К. Аденауэр (ХДС, 1949-63), Л.Эрхард (ХДС, 1963-66), К.Г.Кизингер (ХДС, 1966-69), В. Брандт (СДПГ, 1969-74), Г. Шмидт (СДПГ, 1974-82), Г. Коль (ХДС, 1982-98).

Федеральный конституционный суд, который избирается на паритетных началах бундестагом и бундесратом, осуществляет надзор за соблюдением Основного закона.

Выборы во все органы народного представительства являются всеобщими, прямыми, свободными и равными при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Выборы в бундестаг проводятся по мажоритарно-пропорциональной системе: каждый избиратель имеет 2 голоса, один из которых он отдаёт конкретному кандидату по своему избирательному округу, а второй - за определённую партию. Войти в бундестаг могут лишь партии, получившие не менее 5% действительных «вторых» голосов избирателей или 3 прямых мандата.

Основные партии представлены в бундестаге: СДПГ (председатель - Г.Шрёдер); ХДС (А. Мер-кель); СвДП (Г. Вестервелле); Союз 90/«Зелёные» (А. Беер и Р. Бютикофер); действующая в Баварии ХСС (Э. Штойбер); ПДС (Г. Циммер).

Имеется множество других партий: на последних выборах в бюллетенях для голосования по партийным спискам помимо 6 названных участвовало ещё 18 партий, но ни одна из последних не набрала и 1% голосов (наилучшие показатели у право популистских и националистических партий: «Шилль» - 0,8%, республиканцы - 0,6%, НПГ - 0,4%). Ряд партий имеет региональное значение, например, партия датского меньшинства в Шлезвиг-Гольштейне. В стране существует множество профсоюзных организаций (около 70), выражающих и защищающих экономические и социально-политические интересы наёмных работников. Крупнейшая из них - Объединение немецких профсоюзов (ОНП), в которое входят 8 отдельных отраслевых профсоюзов, самые большие из которых - «верди» (работники сферы управления и сферы услуг) и «ИГ Металл» (металлургия, металлообработка и машиностроение) - составляют 70% численности ОНП. Общее число членов профсоюзов, входящих в ОНП, сокращается: в кон. 2002 оно составило 7,7 млн чел., тогда как в 1998 их было 8,3 млн, а в 1993 10,3 млн чел. В стране функционируют и некоторые другие профессиональные объединения, например, Профсоюз немецких чиновников, Профсоюз немецких служащих, Объединение христианских профсоюзов. Но в целом уровень организации наёмных работников в стране ниже 50%, а в западных землях - менее 30%. Уменьшение численности профсоюзов не означает, что влиятельность и значение самих профсоюзных организаций также пропорционально снизились. Они оказывают по-прежнему сильное воздействие на выработку политических решений.

Германия отличается большим количеством других общественных организаций и союзов: их более 300 тыс. и в них входит большинство населения страны. Так, в стране более 85 тыс. спортивных обществ, охватывающих 1/4 жителей, 2 млн чел. насчитывают певческие общества и т. д.

Предприниматели организованы лучше, чем работники: 80% предпринимателей в промышленности, банковской сфере и входят в союзы. Федеральное объединение немецких союзов работодателей (ФОНСР) - головная организация работодателей (частных предпринимателей), предназначенная для реализации их социально-политических интересов. В него входят 46 специализированных (отраслевых) союзов работодателей. Вместе с профсоюзами они являются двумя сторонами механизма социального партнёрства.

Федеральный союз немецкой промышленности (ФСНП) - головная общефедеральная организация, объединяющая 34 отраслевых союза предпринимателей. Подавляющее большинство промышленных фирм входят в один или несколько предпринимательских союзов. Основная традиционная задача ФСНП - выражение и защита общих интересов предпринимателей и их союзов, координация некоторых их действий, а также политическое взаимодействие с федеральным правительством и парламентом (и лоббистское воздействие на них при решении принципиальных хозяйственно-политических вопросов).

Свои головные союзы существуют также в ремесленном производстве, сфере страхования, в банковском деле и т.д. Только лица свободных профессий (врачи, адвокаты, архитекторы и т.п.) имеют 78 союзов, объединённых в Федеральный союз свободных профессий.

Важные координирующие функции выполняет и Немецкое объединение торгово-промышленных палат (НОТПП) - добровольное объединение торгово-промышленных палат, представляющих интересы фирм на локальном и региональном уровне.

Внутренняя политика Германии направлена на поддержание правопорядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федерального конституционного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические организации на соответствие Основному закону, обеспечиваются гарантии правового государства и отправления независимого правосудия.

Важная составная часть внутренней политики в ФРГ - иммиграционная политика. Упор делается на интеграцию живущих в стране иностранцев при ограничении их притока. В 1992 Германия приняла 80% граждан, просивших убежище в странах ЕС (в основном по политическим мотивам). После принятия в 1993 нового законодательства, ограничившего право на получение убежища, приток иностранцев в Германии стал уменьшаться.

Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий, подобных тем, которые возникли по поводу операции против ; усиление роли , прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами-соседями ЕС - регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.

Устойчивость глобального развития предполагает, с точки зрения ФРГ, прежде всего обеспечение справедливого баланса интересов между Севером и Югом. Поэтому содействие развитию остаётся в числе важнейших приоритетов её внешней политики. Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения. В отношениях с РФ германское внешнеполитическое руководство придерживается позиции кооперативности и согласований, оставаясь тем не менее в рамках жёсткого прагматизма.

Европейская политика, партнёрство с , а также отношения с соседским окружением ЕС - безусловные приоритеты внешней политики ФРГ.

С 1973 Германия участвует в различных миротворческих акциях под эгидой ООН. С 1995 воинский контингент Германии находился в составе миротворческих сил под командованием НАТО в , а затем в Косово. В ноябре 2001 бундестаг большинством всего в 2 голоса впервые проголосовал за участие 3900 солдат в антитеррористической операции за пределами Европы (в ) и тем самым высказал вотум доверия правительству.

Вооружённые силы (бундесвер) состоят из сухопутных, Военно-морских, Военно-воздушных сил, а также медико-санитарных частей и служб поддержки. Действует всеобщая воинская повинность (срок службы 10 мес.). Допускается отказ от военной службы по убеждениям: она заменяется альтернативной службой (13 мес.). Численность бундесвера после 1990 существенно сократилась и по состоянию на апрель 2003 составляла 291 157 чел. (в т.ч. в сухопутных войсках - 199 304, в военно-морских - 24 722, в военно-воздушных - 67 131). Вооружённые силы ФРГ являются составной частью военной структуры НАТО.

В июне 1995 объявлена программа «адаптации структуры вооружённых сил, территориального управления обороной и размещения бундесвера», которая положила начало реорганизации вооружённых сил и их разделению на главные оборонительные силы, силы быстрого реагирования и базовую организацию вооружённых сил. Расходы на оборону составляют около 1,5% ВВП (в бюджете 2003 - 28,3 млрд евро).

ФРГ имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в сентябре 1955).

Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, её демилитаризацию и нейтральный статус. США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. Они стремились видеть в Германии зависимого союзника. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. Власть в них постепенно перешла к местным коммунистам, лояльным СССР. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.

Западные государства приняли решение о создании особого Западногерманского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. Для этого во Франкфурте учреждался Экономический совет из представителей ландтагов земель. Он решал финансово - экономические вопросы. В Экономическом совете располагали большинством партии ХДС, ХСС и СвДП, которые выступали за социальную рыночную экономику. В 1948 г. по решению Экономического совета в трёх западных оккупационных зонах произошла денежная реформа. В обращение вводилась стабильная немецкая марка, отменялся контроль над ценами. Западная Германия вступила на путь создания социальной рыночной экономики, началось её экономическое возрождение.

В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу. Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.

В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств. Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военно-политические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.

В состав ГДР вошли пять германских земель. Вскоре в 1952 г. земли на территории ГДР юридически упразднялись и образовывались четырнадцать территориальных округов. Палата земель в 1958 г. упразднялась. Парламент ГДР - Народная палата стал однопалатным. ГДР, учреждённая как федеративное государство, стала унитарным государством.

Территория - 356,9 тыс. км 2 .

Население - 82,3 млн. чел. (2000 г.).

Столица - Берлин.

Географическое положение, общий обзор

ФРГ - государство в Центральной Европе. Оно граничите Нидерландами, Бельгией, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией, Польшей, Данией.

В развитии страны важную роль сыграли особенности ЭГП: расположение ее в центре Европы в окружении экономически высокоразвитых государств, на пересечении крупных транспортных магистралей, приморское положение.

В современных границах Германия образовалась путем объединения в октябре 1990 г. двух государств - ФРГ и ГДР - в состав ФРГ вошли 5 земель ГДР и Восточный Берлин. Территория страны в результате этого выросла на 43%, а население - на 27%.

ФРГ - парламентская республика. По территори-ально-политическому устройству - федерация, состоящая из 16 земель.

Исполнительная власть в стране принадлежит федеральному правительству, президент выполняет в основном представительские функции.

Природные УСЛОВИЯ и ресурсы

Природные условия страны разнообразны. Поверхность повышается в основном с севера на юг. По характеру рельефа в ней выделяют 4 основных района: Северогерманскую низменность, Средне-германские горы (Шварцвальд, Швабский Альб, Франконский Альб, Рейнские Сланцевые горы). Баварское плоскогорье и Альпы. На рельеф страны оказали воздействие оледенения и морские трансгрессии.

Среди стран зарубежной Европы ФРГ выделяется запасами угля (1-е место) - в основном в Рурском, Саарском, Ахенском бассейнах.

Достаточно крупные месторождения природного газа находятся на севере ФРГ.

Запасы железной руды имеются, но качество их низкое. На Севере Германской низменности находятся значительные залежи каменной соли. Есть запасы солей калия и магния.

Климатические условия страны - климат переходный от морского к континентальному - благоприятны для проживания населения и ведения хозяйства.

Большое хозяйственное значение имеют реки - Рейн, Эмс, Везер, Эльба, Дунай.

Около 30% территории покрыто лесами, но они - вторичные, первичные леса в стране практически не сохранились.

Население

По населению ФРГ занимает первое место в Западной Европе. Для страны характерно снижение рождаемости и естественного прироста населения (особенно в восточных землях). Коэффициенты рождаемости и смертности равны (около 1%), но численность населения растет за счет притока иммигрантов из Южной Европы, Азии.

Средняя плотность - 227 чел./км 2 .

Подавляющее большинство жителей - немцы, иммигрантов ко времени воссоединения страны насчитывалось более 5 млн. человек, их численность увеличивается.

Преобладающая религия - христианство (католичество и протестанство); из других религий распространен ислам.

Уровень урбанизации - 87%.

Хозяйство

ФРГ - одна из наиболее развитых стран мира. По объему ВВП и промышленного производства она уступает только США и Японии.

Роль ФРГ в МГРТ определяет ее промышленность, специализирующаяся на выпуске высококачественной продукции.

На отраслевую и территориальную структуру хозяйства ФРГ сильное влияние оказало сорокалетнее раздельное развитие ФРГ и ГДР. Территориальные диспропорции в стране очень велики: восточные земли в 1994 г. давали около 4% промышленной продукции, хотя в них проживает около 20% населения ФРГ.

В целом в структуре промышленности очень высока доля обрабатывающих отраслей (более 90%), доля добывающих отраслей сокращается, доля наукоемких растет.

Энергетика ФРГ более 1/2 своих потребностей обеспечивает за счет импорта (нефти, газа, угля). Основную роль в топливной базе играют нефть и газ, а доля угля составляет около 30%. Структура выработки электроэнергии: 64% - на ТЭС, 4% - на ГЭС, 32% - АЭС. ТЭС на угле работают в Рурском и Саарском бассейнах, в портовых городах, на природном газе - на севере Германии, на мазуте - в центрах нефтепереработки, другие ТЭС - на смешанном топливе. АЭС построены за пределами угольных бассейнов. ГЭС работают в основном на юге страны (на горных реках).

Черная металлургия - одна из важнейших отраслей специализации Германии, но в настоящее время находится в кризисе. Основные заводы сосредоточены в Руре и Нижнем Рейне; есть также в Сааре и в восточных землях Германии. Передельные и прокатные предприятия - по всей стране.

Цветная металлургия - работает в основном на импортном и вторичном сырье. По выплавке алюминия ФРГ в зарубежной Европе уступает только Норвегии. Основные заводы - в земле Северный Рейн-Вестфалия, в Гамбурге и Баварии.

Машиностроение и металлообработка - отрасль специализации ФРГ в МГРТ, на нее приходится до 1/2 промышленной продукции и экспорта. Крупнейшие центры: Мюнхен, Нюрнберг, Мангейм, Берлин, Лейпциг, Гамбург. В электротехничес-кой отрасли лидирует Бавария. Высоко развиты автомобилестроение, морское судостроение, оптико-механическая, аэрокосмическая промышленность.

Химическая промышленность - особенно развита в западных землях, на востоке - оказалась в состоянии кризиса.

Сельское хозяйство - использует около 50% территории; вклад отрасли в ВВП страны -1%, более 60% всей продукции дает животноводство, где выделяется разведение крупного рогатого скота и свиноводство. Основными зерновыми культурами являются пшеница, рожь, овес, ячмень. Зерном ФРГ обеспечивает себя полностью. Выращиваются также картофель, свекла; по долинам Рейна и его притоков - виноградарство, садоводство, табаководство.

Транспорт. По густоте транспортных путей ФРГ занимает одно из первых мест в мире; основу транспортной сети составляют железные дороги. В суммарном грузообороте основная роль принадлежит автомобильному транспорту (60%), затем железнодорожному (20%), внутреннему водному (15%) и трубопроводному. Большое значение имеют внешние морские перевозки и авиационный транспорт, играющие основную роль во внешних связях страны.

Внешнеэкономические отношения

По общему объему внешней торговли ФРГ занимает второе место в мире после США. Основные орговые партнеры ФРГ - страны ЕС, в последнее время осваиваются рынки стран Восточной Европы и России.

В экспорте доля промышленных изделий превышает 90%, в импорте также преобладает готовая продукция, но большой удельный вес имеют сырье и топливо.

История Германии вдвойне интересна тем, что это государство играло огромную роль в жизни всей Европы. Многие решения немецких правителей до сих пор оказывают своё влияние на жизнь европейцев.

Античность и эпоха варварских королевств

Люди жили на территории современной Германии с древнейших времён. Варварские племена, давшие начало современным немцам и скандинавам, пришли сюда в середине I тысячелетия до н. э.

Воинственные германцы быстро подчиняли себе соседние племена. Если изначально они обитали в районе Прибалтики, то к началу нашей эры германцы перебрались в Центральную и Южную Европу. Однако дальнейшее их продвижение было остановлено на границе Римской империи. Обе стороны были настроены агрессивно по отношению друг к другу и на окраинах империи регулярно происходили стычки между римскими и германскими отрядами.

Официальной датой начала немецкой истории считается 9 г. н. э., когда германский князь Армирий разбил в битве в Тевтобургском лесу сразу три римских легиона. Благодаря успеху Армирия, римлянам пришлось отказаться от продолжения завоевания Центральной и Северной Европы. Со II века набеги германцев на Римскую империю становятся всё более частыми и успешными. Двумя веками позднее, после начала Великого Переселения народов, германцы начали ожесточённую борьбу за римские территории. В конце V века Рим пал и на территории бывшей империи стали возникать варварские королевства:

  • Бургундское;
  • Свевское;
  • Лангобардское;
  • Остготское;
  • Англосаксонское;
  • Королевство вандалов и аланов;
  • Вестготское;
  • и игравшее ключевую роль в регионе — Франкское.

В конце V века франки населяли север современной Германии, но, завоёвывая соседей, они постоянно расширяли свои владения. К началу IX века при Карле Великом Франкское королевство достигло пика своего могущества. Его территория простиралась от Северного моря до центральной части Аппенинского полуострова и от Карпат до Пиренеев. Ядром королевства при этом оставалась современная Германия. Однако потомки Карла Великого не сумели сохранить своё наследство, государство франков стало распадаться. В 843 году королевство франков было поделено на три части между внуками Карла:

  • Лотарь I получил Срединное королевство (историческое ядро франкского государства и Северная Италия), которое считалось самым желанным куском. Впрочем, это королевство не просуществовало долго и уже после смерти Лотаря было разделено на части;
  • Западно-Франкское королевство, на территории которого позже возникла Франция, досталось Карлу II Лысому;
  • Людвиг I Немецкий стал хозяином Восточно-Франкского королевства, позже ставшего новым сильным государством — Германией.

Священная Римская империя и эпоха раздробленности

Первые годы существования империи

В 936 году королём Восточной Франкии стал Оттон I. Новый король искренне верил в свою исключительность и в то, что богом на него возложена особая миссия. Действительно Оттон I, позже, как и его знаменитый предок — император Карл, прозванный Великим, сумел серьёзно повлиять на всю дальнейшую историю Европы. Блестящий полководец и убеждённый защитник христианских ценностей, после завоевания Северной Италии в 962 он был коронован самим Папой, став первым императором Священной Римской империи и духовным наследником римских правителей.

Но большинство империй рано или поздно начинают переживать кризис. Немецкие императоры постоянно должны были бороться с растущими аппетитами епископов и местной знати. При правившем в XII веке Фридрихе I Барбароссе Гогенштауфене в Священной Римской империи возникли первые признаки феодальной раздробленности. При жизни Фридриха I и его сына — Генриха VI — страна ещё оставалась единой и даже расширила свои границы. Двум талантливым императорам удавалось сдерживать те центробежные силы, которые грозили империи расколом. Гогенштауфены создали развитую бюрократическую систему и сделали многое для укрепления вертикали власти.

Феодальная раздробленность

После смерти Генриха VI в 1197 году в империи начались междоусобная война за власть и восстание итальянцев, не желавших подчиняться Гогенштауфенам. Только в 1220 году императором стал сын Генриха VI — Фридрих II. Он сумел снова подчинить Италию и совершил удачный крестовый поход, в результате которого был провозглашён королём Палестины. Однако из-за постоянной необходимости заниматься итальянскими делами Фридрих II не мог следить за немецкими епископами и знатью. Чтобы не конфликтовать лишний раз со своими подданными, император был вынужден признать их суверенные права в границах владений каждого из сеньоров. Эти уступки стали причиной формирования на территории империи множества самостоятельных княжеств, многие из которых просуществовали до конца XIX века.

Династия Гогенштауфенов пресеклась после смерти Фридриха II. Около 20 лет длилась эпоха междуцарствия, во время которой в империи царил хаос и начали возникать союзы сильных самостоятельных городов. В 1273 году на императорский престол пришла новая династия — Габсбурги. Первые представители этой династии уже не имели такого влияния как Гогенштауфены. Они зависели от решений рейхстага, курфюрстов (местных князей, имевших право выбирать императора) и других знатных немецких фамилий, например, Люксембургов и Виттельсбахов.

Империя вошла в полосу кризиса. Италия вышла из-под контроля Германии, а герцогство Бургундское стало вассалом Франции. Впрочем, несмотря на углубление внутреннего политического кризиса, Германия продолжала быть одним из сильнейших государств Европы.

Эпоха подъёма наступила при императоре Карле IV (1346-1378), принадлежавшего к Люксембургской династии. Император издал Золотую буллу, законодательно оформившую права курфюрстов. Они могли:

  • выбирать императора;
  • вести войны между собой внутри империи (но не против императора);
  • чеканить свою монету.

С одной стороны, документ усиливал позиции региональных правителей, но с другой — исключал вмешательство Папы Римского во внутренние дела. Фактически Священная Римская империя стала союзом самостоятельных княжеств. При этом императоры активно боролись с появлением коалиций городов, которые могли бы противостоять высшей власти.

Со второй четверти XV века императорский престол стали бессменно занимать представители династии Габсбургов. Габсбурги этой эпохи мало влияли на политику, в то время как в отдельных княжествах создавались собственные финансовые, судебные и налоговые системы, а также полноценные армии. В конце XV века, благодаря серии династических браков, оформилось ядро родовых владений Габсбургов. Эта область включала в себя Венгрию, Чехию и Австрию, причём последняя была центром всей империи. Очень скоро Габсбурги стали понимать, что проводить единую политику на территории всей империи уже невозможно, поэтому императоры стали заботиться, в первую очередь, о своих владениях, а уже во вторую — о благе всей Германии. В этот же период официальное название государства стало звучать как «Священная Римская империя германской нации».

Крестьянская война и Реформация

Поводом к началу реформационного движения в Германии стали знаменитые «95 тезисов» (1517) Мартина Лютера, где тот осуждал практику продажи индульгенций и злоупотребления католического духовенства. Идеи Лютера нашли отклик у всех слоёв населения, поскольку многие были недовольны существующим положением вещей:

  • огромными богатствами, скопившимися у монастырей и церквей;
  • крепостным гнётом;
  • дороговизной религиозных обрядов;
  • осуждением банковского и торгового дела со стороны церкви.

К XVI веку жители Германии нуждались в новой буржуазной идеологии и желали отказаться от старых феодальных порядков, навязываемых католической церковью. Большую роль в реформационном движении сыграл и гуманизм. Реформацию поддержали лучшие умы того времени — Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Филипп Меланхтон и другие.

В среде людей с достатком популярностью пользовались идеи Лютера и его сподвижников. В крестьянской же среде появлялись свои реформаторы, которые делали основной упор не на догматические тонкости, а на необходимость социальных преобразований. Под лозунгами освобождения крестьян от крепостничества и установления всеобщего равенства началась Крестьянская война (1524-26). Однако из-за отсутствия военной подготовки, припасов, вооружений и разлаженности действий крестьяне потерпели поражение.

Император Карл V был противником Реформации. Он стремился вернуть своих подданных под власть Папы Римского. Однако многие графства и города оказались готовыми выступить против короля и католической веры. Они даже обратились за поддержкой к давней сопернице Германии — Франции — и вместе с французским королём начали войну против своего императора.

Итогом Реформации стало подписание Аугсбургского религиозного мира (1555), по которому в империи была провозглашена свобода вероисповедания.

Тридцатилетняя война (1618-48) и её последствия

В течение примерно 50 лет после подписания Аугсбургского мира католикам и протестантам удавалось сосуществовать мирно, но в начале XVII века установившееся равновесие было нарушено. В протестантской Чехии началось восстание против убеждённого католика Фердинанда Штирийского, который должен был сначала стать чешским королём, а затем — и владыкой всей империи.

Региональный религиозно-политический конфликт очень быстро перерос в общеевропейскую войну прогрессивных национальных государств против гегемонии консервативных Габсбургов. Борьба с Габсбургами сплотила Францию, Данию, Чехию, целый ряд немецких княжеств, Россию, Англию, Швецию и многих других. На стороне же австрийских императоров выступали державы, где были сильны позиции католического духовенства — Польша, Испания и Португалия, а также — Бавария, Саксония и Пруссия.

Тридцатилетняя война шла с переменным успехом. Многие историки считают её первой настоящей мировой войной, поскольку в неё оказались втянуты все европейские страны и многие колонии. В ходе военных действий погибло 5 миллионов человек. Многие скончались от тифа, чумы и дизентерии, бушевавших в это время в Европе. Войну окончил Вестфальский мир, по которому:

  • от Священной Римской империи откололись многие области;
  • протестанты получили равные с католиками права;
  • были секуляризованы земли церкви;
  • была произведена перестройка финансовой, налоговой и судебной систем империи;
  • были значительно расширены права рейхстага и немецких князей. Последние даже получили возможность заключать международные договора с другими державами.

После поражения Священной Римской империи главную роль в жизни Европы стала играть Франция. Но новый гегемон также вскоре пал в ходе войны за испанское наследство (1701-1714). Ключевую роль в победе антифранцузских сил сыграли Габсбурги. Благодаря этому, австрийские правители снова стали пользоваться большим авторитетом и влиянием. XVIII столетие стало для Габсбургов новым золотым веком. Императоры вели успешные войны, покровительствовали наукам и искусствам, присоединяли к своим владениям новые территории и были международными арбитрами. Но, несмотря на этот временный подъём, империя медленно разрушалась.

Возвышение Пруссии

В 1701 году на территории Священной Римской империи возникло Прусское королевство со столицей в Берлине. Первые прусские короли сумели накопить немалые богатства и создать могущественную армию, считавшуюся в XVIII веке сильнейшей в Европе. Очень быстро юное королевство стало полновесным соперником Австрии. Прусский король Фридрих II в 1740-45 годах провёл ряд успешных военных операций против австрийской эрцгерцогини Марии Терезии. Прусские правители стали объявлять себя защитниками немецких свобод от посягательств деспотичных Габсбургов, объединявших к тому моменту под своей властью около 350 различных государств и княжеств.

В необходимости избавиться от Габсбургов были убеждены многие представители немецкой знати, тяготившиеся устаревшими порядками. Окончательный крах империя пережила в эпоху наполеоновских войн. Французская армия заняла сердце империи — город Вену. Многие немецкие князья не только не встали на защиту своего правителя, но и поддержали Наполеона Бонапарта. В 1805 году император Франц II был вынужден согласиться с условиями Пресбургского мира, по которому Франции отходили обширные владения в Италии, Австрии и Германии, а Бавария и Вюртемберг стали суверенными королевствами. Год спустя на территории империи возник профранцузский Рейнский союз, объединивший 39 самостоятельных государств и несколько вольных городов. Вскоре члены союза заявили о своём выходе из состава империи. Францу II не оставалось ничего иного, как согласиться с решением своих подданных и снять с себя титул императора. Так завершилась история Священной Римской империи германской нации.

Несмотря на то, что во время наполеоновских войн, Пруссия также потерпела неудачу, королевство продолжало крепнуть и расти. В начале XIX века здесь был проведён ряд реформ, в результате которых было ликвидировано крепостничество, начала развиваться прусская промышленность, была усовершенствована система управления. Прусские короли так и не присоединились к Рейнскому союзу и продолжали вести независимую политику.

Формирование единого немецкого государства

Распад империи, впрочем, не означал полного разрыва отношений между её бывшими частями. Соперничество Пруссии и Австрии не помешало им объединить усилия для возрождения единого государства. После поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 году Рейнский союз распался. Его члены начали присоединяться к конфедерации немецких государств, функционировавшей до 1866 года под эгидой Австрии.

В ходе революции 1848-49 года была предпринята попытка создать единую державу. Однако ни австрийский, ни прусский императоры не были готовы сотрудничать с революционерами. Между тем, отношения между двумя крупнейшими государствами конфедерации всё больше обострялись. В 1866 году началась австро-прусская война, из которой Пруссия вышла победительницей. После окончания войны возник Северогерманский союз, центром которого стал Берлин. Но настоящим триумфом Пруссии стала франко-прусская война, завершившаяся в 1871 году. По итогам войны, ряд крупных южных княжеств был вынужден примкнуть к Северогерманскому союзу. После этого прусский король Вильгельм I и министр-президент Отто фон Бисмарк смогли торжественно объявить о возрождении германской империи.

Германия в эпоху двух Мировых войн

Первая Мировая война (1914-18)

Германские императоры были могущественнейшими правителями Европы. Но в 1888 году на престол взошёл Вильгельм II — убеждённый сторонник агрессивной внешней политики и немецкого владычества над всей Европой. Новый император отстранил от должности канцлера Бисмарка и очень скоро настроил против себя английскую и российскую короны. В 1914 году началась Первая Мировая война. Германия и её союзники делали большие успехи на русском фронте, но терпели поражение на западном. Несмотря на мощную экономику и выход России из войны, Германия не могла более противостоять Англии и Франции. В ноябре 1918 года в Германии началась революция. Население не могло больше переносить тяготы войны и требовало отставки императора. Вильгельм II был вынужден покинуть престол и бежать в Нидерланды.

Веймарская республика

Первая Мировая война завершилась подписанием Версальского договора (1919), по которому Германия потеряла огромную часть своих территорий, была преобразована в Веймарскую республику и принуждалась к выплате контрибуций.

Ещё осенью 1918 в Германии разразилась гиперинфляция, почти полностью обесценившая национальную валюту. Условия Версальского мира сделали положение ещё более тяжёлым. Хотя Веймарская республика номинально считалась демократическим государством, в Германии стремительно усиливали своё влияние радикальные партии — как правые, так и левые. Центристские демократические партии практически не имели никакого веса, и чем беднее становилось население, тем меньше сторонников оставалось у демократов. Правительства постоянно сменяли друг друга, в стране царили хаос и нищета. Окончательно подорвал доверие народа к власти мировой экономический кризис, начавшийся в США в конце 1920-х годов.

Немцы мечтали о возрождении прежней империи и «сильной руке». Наибольшей симпатией у населения в это время стала пользоваться партия НСДАП, возглавляемая бывшим ефрейтором Адольфом Гитлером. В 1932 году партия Гитлера получила большинство голосов на парламентских выборах. Поддержку НСДАП начинают оказывать не только рабочие, но многие крупные промышленники, а также армейская верхушка. В 1933 году Гитлер становится рейхсканцлером. Он тут же вводит жёсткую цензуру в печати, объявляет вне закона коммунистическую партию, берёт курс на милитаризацию всей жизни и начинает создавать концентрационные лагеря для своих политических противников.

Помимо этого, Гитлер занялся укреплением федерального правящего аппарата. Германия стала унитарным государством, а права отдельных земель были ликвидированы.

Вторая Мировая война (1939-45)

Осенью 1939 года началась Вторая Мировая война. Буквально за два года немецкая армия сумела оккупировать практически всю Центральную и Восточную Европу. На оккупированных территориях проводилась политика террора, многие народности уничтожались физически, а представители остального населения использовались как дешёвая рабочая сила. Но на территории СССР Гитлера ждала неудача, уже в 1941 году был сорван наступательный план «Барбаросса», а во второй половине 1943 — немецкие части стремительно отступали на запад. Положение Германии усугублялось тем, что военным заводам не хватало сырья и рабочих рук. В мае 1945 года Красная армия и войска союзников заняли Берлин.

Послевоенная Германия

После победы и проведения военного трибунала в Нюрнберге страны-победительницы занялись оформлением новой политической системы в Германии. Так возникли:

  • на западе — ФРГ со столицей в Бонне;
  • на востоке — ГДР со столицей в Восточном Берлине.

ФРГ вступила в НАТО и, в целом, развивалась по капиталистическому пути. Тут быстро была создана сильная экономическая база, а также был проведён ряд социальных реформ демократического порядка.

ГДР же была частью социалистического лагеря. Однако советская финансовая помощь позволила и восточной Германии создать развитую инфраструктуру и промышленность. Для того чтобы пресечь среди восточных немцев антикоммунистические настроения, которые, по мнению советского руководство, культивировались западом, между ГДР и Западным Берлином была построена Берлинская стена.

В 1989 году Берлинская стена пала, а годом спустя ФРГ и ГДР объединились.

Федеративная Республика Германия это современное государство, которое расположено в центре Европы. Государственные границы государства Польша и Чехия на востоке, на юге с Швейцарией и Австрией, север Дания, западные границы с Люксембургом, Францией, Нидерландами и Бельгией.

Столицей государства является город Берлин, однако множество министерств и ведомств расположены в Бонне. Германия состоит из 16 федеративных суверенных земель. Форма правления в государстве парламентская, высшая власть принадлежит законодательному органу Бундестагу.

Рельеф и климат Германии

Территории Германии присущи равнины и впадины, однако на юге страны начинаются горная система Альп. Центральная часть представляет собой покрытые смешанными лесами предгорья.

На территории государства протекает множество полноводных рек, самые крупные из которых Дунай, Рейн, Везер, Эльба и Одер. Все реки соединены между собой каналами. Также весьма распространенные в стране и озера. Боденское озеро является самым крупным, его глубина становит 260 м, а общая площадь 550 км2.

Климатические погодные условия в стране весьма неустойчивы: жара сменяется резким похолоданием. Из за большого количества рек для Германии весьма характерны частые наводнения.

Благодаря тому, что страна расположена Евразийской плите и не имеет внутренних пересечений между тектоническими плитами, землетрясения здесь редкость. Среднегодовая температура - + 6 - + 12, что очень характерно для умеренного климатического пояса.

Население государства

Численность населения Германии 83 млн. жителей. За последнее десятилетие значительно уменьшается годовой прирост, и на сегодняшний день составляет приблизительно 0.1 %.

В Германии высокий уровень урбанизации населения, городские жители 92% населения. Крупнейшие города страны Гамбург, Берлин, Мюнхен и Кельн. Германия мононациональная страна, численность этнических немцев составляет 94%.

Большинство жителей Германии христиане, доминирующие позиции занимает католицизм и лютеранство. За счет иммигрантов со стран Ближнего востока, ислам составляет 6 %, значительно опережая православие и иудаизм.

Экономика современной Германии

Несмотря на повышенный уровень безработицы, вызванный недавним экономическим кризисом, Германия занимает пятое место в мире по уровню ВВП на душу населения. Германия страна с высокоразвитой индустрией.

Промышленность представлена электротехнической, машиностроительной, автомобильной, химической и каменноугольной отраслями. За исключением центрального региона, территория государства бедна на сырьевые запасы.

Поэтому добычное и обрабатывающее производство представлено только угольной промышленностью. Германия является лидером мирового экспорта автомобилей и электронной техники. Эти сферы хозяйственного производства монополизированы крупными предприятиями.

Сельское хозяйство значительно отстает от индустриальной промышленности, однако государством ведется активная политика по его укреплению. Это дает видимые результаты уже сегодня: государство экспортирует злаковые, виноград, кормовые культуры, а также продукцию животноводства.

Поделиться: